Рабочая программа по дисциплине Основы предпринимательской деятельности
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 4 |
| 9 |
| 10 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04. Коммерция (по отраслям) для более глубокого освоения основного вида профессиональной деятельности будущих коммерсантов, менеджеров по продажам, которые возможно станут предпринимателями малого и среднего бизнеса.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Знания | Умения |
ПК 1.1. ПК 1.7. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.8. ОК 1-ОК 6 ОК 9 ОК 10 ОК 12 |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 90 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 30 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Консультации | 5 |
Самостоятельная работа | 35 |
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | ПК 1.1. ПК 1.7. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.3. ПК 2.4. ПК 2.5. ПК 2.8. ОК 1-ОК 6 ОК 9 ОК 10 ОК 12 |
Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Развитие теории и практики предпринимательства. | |||
Самостоятельная работа.История развития предпринимательства в России – презентация | 4 | ||
Тема 1. Организация предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 8 | |
Сущность, субъекты, объекты и принципы предпринимательской деятельности.Предпринимательство как экономический процесс.Классификация предпринимательской деятельности по виду (назначению), формам собственности, организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда.Сущность производственного предпринимательства. Основное содержание и поле деятельности коммерческо-торгового предпринимательства. Сфера деятельности и особенности финансово-кредитного предпринимательства. Посредничество. Страховое предпринимательство. Сочетание разных видов предпринимательства. | |||
Практическое занятие 1: Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. | 2 | ||
Практическое занятие 2-3: Составление договоров в предпринимательской деятельности. | 4 | ||
Самостоятельная работа.Выполнить анализ организационно-правовых форм предпринимательства в России – в табличной или схематичной формахСоставить различные виды договоров, используемых в предпринимательской деятельности. Выполнить реферат: «Учреждение и ликвидация предпринимательской единицы», «Особенности и характеристики различных видов предпринимательских сделок» | 10 | ||
Тема 2. Финансирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Характеристика субъектов предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Порядок создания и ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности. Организация финансирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: регистрация субъектов предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, государственное регулирование цен, налоговое регулирование, защита прав потребителей и др. Регистрация юридических лиц, создаваемых путём реорганизации: присоединения, слияния, разделения, выделения, преобразования. Лицензирование. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Ликвидация юридического лица. | |||
Практическое занятие 4: Определение путей финансирования предпринимательской деятельности | 2 | ||
Самостоятельная работаПодготовить сообщение «Путь (алгоритм) получения банковского кредита» и презентацию | 4 | ||
Тема 3. Оценка эффективности предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности; Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности; Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности | 6 | |
Практическое занятие 5: Оценка эффективности предпринимательской деятельности | 2 | ||
Самостоятельная работаИзучение Федеральных законов и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность | 8 | ||
Тема 4. Риски в предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие риска (рисковая сделка). Допустимый, критический, катастрофический риски.Производственный, коммерческий, финансовый и кредитный риски. Пути снижения степени риска. | |||
Самостоятельная работаСпособы защиты от возникающих рисков в сфере малого и среднего предпринимательства – сообщение подготовить | 3 | ||
Тема 5. Культура предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |
Морально-этические принципы бизнеса. Предпринимательская культура, ее связь с общечеловеческой культурой. Понятия: «внутренняя культура», «внешняя культура», «открытая культура», «закрытая культура». Служебный этикет, его составляющие. | |||
Практическое занятие 6: Этикет предпринимателя. Нормы общения | 2 | ||
Самостоятельная работаСоставление своего видения корпоративной культуры компании | 2 | ||
Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | 8 | |
Сущность и виды планирования предпринимательской деятельности. Долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (более 2 лет) и краткосрочное (до 2 лет) планирование. Стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное планирование. Бухгалтерская деятельность фирмы. Финансовый анализ. Налоговое планирование на фирме. Технико-экономическое планирование на малой фирме. Методика расчета основных показателей эффективности работы малого предприятия | |||
Практическое занятие 7 Составление бизнес-плана | 8 | ||
Самостоятельная работаСоставить кроссворд по пройденным темам | 2 | ||
Тема 7. Безопасность предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала | ||
Место малого предприятия в рыночной экономике. Основные признаки малого предприятия. Виды малых предприятий. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий. Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями и потребителями. Организация и развитие собственного дела.Бизнес-план малого предприятия, его сущность, особенности, содержание. Порядок разработки бизнес-плана. Безопасность предпринимательской деятельности | 6 | ||
Самостоятельная работаПодготовка к проведению итогового занятия по пройденному материалу | 2 | ||
Итоговое занятие | Дифференцированный зачет | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебнойдисциплины требует наличия учебного кабинета Основыпредпринимательской деятельности
Оборудование учебного кабинета Организация предпринимательской деятельности:
- Автоматизированный рабочий модуль преподавателя
- Комплект ученической мебели исходя из количества студентов
- Комплект учебно-методических материалов преподавателя
Технические средства обучения:
- Видеопроектор
- Акустическая система
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийная доска
- Персональный компьютер
- Телевизор с современным видеоинтерфейсом.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
- Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т.М. Голубева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 256 с.
- Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 77 c.
- Крутик А.Б. Предпринимательская деятельность: учеб. пособие / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 224 с.
- Основы экономики и предпринимательства: учеб. для нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 176 с.
- Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г. Лапусты. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 534 с.
- Филиппова, О.И. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь / О.И. Филиппова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. - М.: Academia, 2018. - 340 c.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства.Дистанционный курс
- http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей
- http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.
3.2.3. Дополнительные источники
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (статьи 1225 - 1551). Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины проводить психолого-педагогический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности; формировать необходимые качества предпринимателя; выбирать организационно-правовую форму предприятия; заполнять формы отчётности; применять различные методы исследования рынка; принимать управленческие решения; собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках; делать экономические расчёты; осуществлять планирование производственной деятельности; разрабатывать бизнес-план; проводить презентации. | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые выполненных содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме, Выполнениепроекта; Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента); Оценкавыполнения практическогозадания(работы); Подготовка ивыступление сдокладом,сообщением, презентацией; Решениеситуационнойзадачи. |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами: нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности; потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; технологию разработки бизнес-плана теоретические и методологические основы организации собственного дела. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОГС СПО по специаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...

Рабочая программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
В рамках вариативной дисциплины Основы предпринимательской деятельности студенты получают необходимые навыки предпринимательской активности, как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, культуре п...

рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности"
Рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...
рабочая программа по дисциплине основы коммерческой деятельности
рабочая прогармма учабной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности товароведение и экспертиза качества потребительских товаров...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы профессиональной деятельности" по специальности СПО 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...