рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности"
рабочая программа на тему

Саратова Екатерина Игоревна

Рабочая программа по дисциплине "Основы коммерческой деятельности" для специальности 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okd_38.02.05.doc480.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Казанский торгово-экономический техникум»

Утверждаю

Зам. директора по УР                                  

______________________

Е.В. Шмындина

«_____»  __________ 20___  г.              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы коммерческой деятельности»

38.02.05  «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

методической комиссией

Товароведно-коммерческих дисциплин

Председатель                 Л.Н. Пупкова

                                        20__г.

Квалификация – товаровед-эксперт

Казань 2018

Типовая рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.05   «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», квалификация - товаровед-эксперт

Срставитель: Саратова Е.И. – преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»

                                                     


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения плюс по специальности СПО 38.02.05  «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Квалификация — товаровед-эксперт.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин базовой части ФГОС СПО третьего поколения плюс по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Предшествующими дисциплинами являются «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Документационное обеспечение профессиональной деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью изучения учебной дисциплины является усвоение теоретических знаний в области коммерческой деятельности, определении её объектов и субъектов, форм и функций торговли, характеристики оптовой и розничной торговли, приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности, а также формирование необходимых компетенций.

Задачи освоения учебной дисциплины:

  • освоение основных понятий в области коммерческой деятельности;
  • характеристика целей, задач, объектов и субъектов коммерческой деятельности;
  • рассмотрение вопросов государственного регулирования торговой деятельности;
  • изучение технологии товародвижения в оптовой и розничной торговле, оказания услуг;
  • приобретение умений, необходимых товароведу-эксперту при осуществлении торговой деятельности.

Требования к результатам освоения дисциплины:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.5. Принимать товары по количеству и качеству.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять виды и типы торговых организаций;
  • устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;
  • принимать товары по количеству и качеству.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и содержание коммерческой деятельности;
  • терминологию торгового дела;
  • формы и функции торговли;
  • объекты и субъекты современной торговли;
  • характеристики оптовой и розничной торговли;
  • классификацию торговых организаций;
  • идентификационные признаки и характеристика торговых организаций различных типов и видов;
  • структуру торгово-технологического процесса;
  • принципы размещения розничных торговых организаций;
  • устройство и основы технологических планировок магазинов;
  • технологические процессы в магазинах; виды услуг розничной торговли и требования к ним;
  • составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей; номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;
  • материально-техническую базу коммерческой деятельности;
  • структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;
  • назначение и классификацию товарных складов;
  •  технологию складского товародвижения; приемку товаров по количеству и качеству.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение типовой рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 174 часов в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 116 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

174

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

116

в том числе:

практические занятия

36

курсовая работа (проект)

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

подготовка к практическим занятиям

внеаудиторная самостоятельная работа (работа с нормативными документами)

сбор и обработка материала для написания курсовой работы

поиск необходимой информации в Интернет

подготовка к экзамену

Промежуточная аттестация в форме

экзамен

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Методологические основы коммерческой деятельности в торговых организациях

Тема 1.1. Цели и задачи коммерческой деятельности в торговых организациях

Содержание учебного материала

Цели, задачи и предмет учебной дисциплины. Структура дисциплины, ее профессиональная значимость, межпредметные связи с правом, экономикой, маркетингом, товароведением и другими сопутствующими дисциплинами.

Основные понятия: коммерция, торговля, коммерческая деятельность, товар, предпринимательство. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».

Цели и задачи коммерческой деятельности в торговых организациях. Общность и различия понятий предпринимательская, коммерческая и торговая деятельность. Формы предпринимательской деятельности. Принципы коммерческой деятельности: безопасность, эффективность, взаимовыгодность, взаимозаинтересованность в сбыте товаров, обеспечение соответствия правовым и нравственным нормам.

Объекты торговли - товары, их назначение и роль в торговом процессе.

Состояние и перспективы развития торговли в России.

4

1

Тема 1.2. Организационно- правовые формы субъектов коммерческой деятельности в сфере торговли

Содержание учебного материала

Субъекты коммерческой деятельности: понятия. Организационно-правовые формы субъектов коммерции, их краткая характеристика.

Индивидуальные предприниматели: понятие, назначение, специфика деятельности.

Организация малого бизнеса в торговле: специфика, государственная поддержка, проблемы н перспективы, нормативно-правовая база.

Выгоды и риски субъектов торговой деятельности: понятия, виды, факторы, определяющие вероятность рисков. Основные типы отношения предпринимателя к риску. Выявление причин риска, способы его уменьшения.

4

1

Тема 1.3. Государственное регулирование

торговой деятельности

Содержание учебного материала

Нормативно-правовая база регулирования торговой деятельности: федеральные законы, постановления Правительства, в том числе правила торговли.

Основные положения кодексов: Гражданского, Об административных правонарушениях, Уголовного, регламентирующие торговую деятельность.

ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»: основные положения, понятия, нормы. Регулирование доли риска для торговых сетей.

4

2

Практическое занятие

Изучение ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Решение ситуационных задач.

4

Раздел 2. Оптовая торговля

Тема 2.1. Услуги оптовой торговли

Содержание учебного материала

Оптовая торговля: понятие, цели, задачи, назначение, функции. Услуги оптовой торговли: основные и дополнительные, удовлетворяемые ими потребности. Место оптовой торговли в технологическом цикле товародвижения. Виды оптовых торговых организаций: оптовые рынки, базы, оптово-розничные центры: их краткая характеристика, общность и различия. Мелкооптовая торговля: понятие, назначение, виды мелкооптовых предприятий (мелкооптовые базы, оптово-розничные рынки, магазины типа «КЭШЕН ЭНД КЕРРИ», «МЕТРО» и др.).

Коммерческие отделы оптовых торговых организаций: назначение, статус, краткая характеристика деятельности.

Хозяйственные связи с поставщиками: предприятиями-изготовителями, другими оптовиками (отечественными и импортными): назначение, сущность, порядок формирования и регулирования. Взаимодействие с предприятиями розничной торговли.

4

1

Тема 2.2. Складское хозяйство оптовой торговли

Содержание учебного материала

Товарные оптовые склады: понятие, назначение, функции. Классификация складов по разным классификационным признакам, их характеристика. Принципы территориального размещения товарных складов. Виды складских зданий и сооружений: требования к ним. характеристика. Планировка складов, взаимосвязь отдельных структурных элементов. Определение потребности в складской площади. Оценка эффективности использования складов: показатели (общая и полезная площадь складов, коэффициент загрузки, минимально допустимые расстояния от стен, отопительных и охлаждающих приборов, ширина проходов и проездов и т.п.), требования к рациональному размещению товаров в складе. Последствия от перегрузки и недогрузки складов.

4

1

Тема 2.3.

Товароснабжение

Содержание учебного материала

Товароснабжение: понятие, цели и задачи. Рациональная организация товароснабжения. Размер поставки, частота завоза. Формы рациональной организации товароснабжения. Каналы товародвижения: понятие, назначение. Методы доставки товаров в торговую сеть: виды, назначение, достоинства и недостатки разных методов.

Закупочная работа: понятие, назначение, содержание, основные этапы, их характеристика.

Оптовые ярмарки: определение, назначение, виды и их характеристика, органы управления. Организация и оформление закупок и продажи товаров на оптовых ярмарках.

Договорная работа: назначение, основные этапы и операции.

Формы договорных отношений, порядок их оформления. Договора купли-продажи, поставки: назначение, порядок их заключения, способы обеспечения договоров, контроль за их выполнением.

Упаковка: понятие, назначение, классификация, требования предъявляемые к ней. Организация тарных операций. Упаковывание товаров: операции, способы.

4

2

Практическое занятие

Решение торговых ситуаций по организации связей между поставщиком и покупателем по поставкам товаров.

Разработка проекта и заключение договора-поставки товаров.

6

Тема 2.4. Технология складского товародвижения в оптовых торговых организациях

Содержание учебного материала

Технология товародвижения на складе: назначение, основные операции. Складской технологический процесс: понятие, составные элементы. Особенности приемки товаров на оптовом складе: назначение, правила, нормативная база, документальное оформление.

Технология хранения товаров: понятие, назначение. Сущность и задачи складирования. Виды и типы складов. Санитарно-эпидемиологические требования к приемке и хранению продовольственных товаров. Уход за товарами при хранении. Контроль за качеством хранящихся товаров и режимом хранения.

Штрих-кодовая технология учета и идентификации товаров в складах: понятие, назначение, эффективность.

Технология отпуска товаров: понятие, назначение, основные операции, их последовательность.

4

1

Раздел 3. Розничная торговля

Тема 3.1. Услуги розничной торговли

Содержание учебного материала

Розничная торговля: понятие, цели, задачи, назначение, функции, виды.

Услуги розничной торговли: определение, основные и дополнительные услуги: перечень, их назначение, специфика дополнительных услуг для предприятий розничной торговли. Классификация услуг розничной торговли по ГОСТ Р 51304-2009.

Качество услуг розничной торговли: понятие, общие требования к качеству, требования безопасности и охраны окружающей среды, номенклатура показателей качества. Методы контроля и определения показателей качества, услуг розничной торговли. Самоаттестация качества услуг в предприятиях розничной торговли. Нормативно-правовая база.

Комплект стандартов (ГОСТ Р и ОСТ), регламентирующий качество услуг розничной торговли.

6

1

Тема 3.2. Классификация предприятий розничной торговли

Содержание учебного материала

Розничная торговая сеть: понятие, виды, их краткая характеристика.

Классификация предприятий розничной торговли на виды и типы, идентифицирующие признаки вида (характер торговой сета, наличие или отсутствие торгового зала, формы продажи товаров и т.п.) и типа предприятий розничной торговли (ассортимент, торговая площадь, специализация, формы продажи и др.).

Структура предприятий розничной торговли: торговые отделы и вспомогательные помещения. Взаимосвязь торговых отделов с другими структурными подразделениями предприятия розничной торговли.

Характеристика магазинов различных типов по идентифицирующим признакам и ассортименту дополнительных услуг. Современные типы (форматы) магазинов в России и за рубежом (гипермаркеты, магазины дискаунты и др.).

Мелкорозничная торговая сеть: понятие, назначение, виды предприятий, специфика их деятельности.

6

2

Практическое занятие

Установление вида и типа предприятий розничной торговли. Экскурсия в розничное торговое предприятие.

6

Тема 3.3. Размещение и планировка розничных торговых предприятий

Содержание учебного материала

Территориальное размещение розничных торговых предприятий: целесообразность, критерии выбора эффективного месторасположения. Принципы, правила и виды размещения предприятия, в том числе мелкорозничной торговой сети. Факторы, влияющие на размещение магазинов в городах: характеристика зон обслуживания, наличие и связь с транспортными магистралями, направления покупательских потоков и др.

Виды торговых зданий, их особенности. Основные требования к современным зданиям организаций розничной торговли: архитектурные, технологические, экономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Планировка предприятий розничной торговли: понятие, назначение, виды.

Основные функциональные группы помещений магазина, их расположение, взаимосвязь и соответствие требованиям организации торгово-технологического процесса. Требования к технологическому решению торговых помещений.

Фасад и интерьер торгового предприятия: понятие, назначение, дизайн, требования к ним. Факторы, влияющие на их оформление (площадь и конфигурация торгового зала, цвет, освещенность, тип планировки, размещение торгового оборудования).

Общетехническая оснащенность торгового предприятия, обеспечивающая его санитарно-гигиенический режим (освещение, отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование). Строительные и санитарные нормы к общетехнической оснащенности, к проектированию, планировке, территории и ее содержанию. Особенности санитарных требований к мелкорозничной торговой сети.

4

2

Практическое занятие

Анализ оптимальности размещения торговых предприятий, их планировки и состава функциональных групп помещений.

4

Тема 3.4.Технология товародвижения в розничной торговле

Содержание учебного материала

Технология товародвижения в магазине: понятие, назначение. Торгово- технологический процесс в предприятиях розничной торговли: понятие, назначение, структура, содержание; операции, их специфика в магазинах разных типов. Основные пути совершенствования этого процесса.

Приемка товаров по количеству и качеству: нормативная база, организация, документальное оформление. Технология погрузо-разгрузочных работ: назначение, основные и вспомогательные операции, их механизация.

Кратковременное хранение товаров в магазине: назначение, специфика. Организация хранения: размещение в складах и подсобных помещениях, соблюдение режима хранения. Особенности хранения товаров в тарооборудовании, холодильном и другом оборудовании (прилавках, шкафах и т.п.) в торговом зале.

Текущий контроль за качеством товаров и режимом хранения. Особенности технологии продаж в электронной торговле.

Предреализационная подготовка товаров к продаже: назначение, основные и вспомогательные операции, их влияние на количество и качество товаров, зависимость от форм продажи. Требования к подготовке товаров к продаже, регламентируемые Правилами торговли. Особенности подготовки к продаже отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Размещение и выкладка товаров в розничных торговых предприятиях разных видов и типов. Правила размещения отделов и отдельных групп товаров в магазинах. Факторы,

влияющие на размещение.

Мерчандайзинг в магазине: понятие, назначение, приемы, размещение прилавков. Выкладка товаров: назначение, принципы и правила, виды, способы и средства. Выкладка как одно из средств мерчандайзинга

8

2

Практическое занятие

Изучение нормативных документов по приемке товаров по количеству и качеству. Решение торговых ситуаций, связанных с приемкой товаров по количеству и качеству

6

Тема 3.5. Торговое обслуживание покупателей в розничных торговых предприятиях

Содержание учебного материала

Торговое обслуживание покупателей: основные понятия, назначение, формы, правовая база. Качество торгового обслуживания: понятие, показатели. Технология продажи товаров при разных формах обслуживания. Требования к обслуживающему персоналу, в т.ч. к товароведам.

Магазинные формы розничной продажи товаров, их краткая характеристика, основные элементы процесса продажи: изучение и установление спроса, демонстрация товаров, оказание помощи потребителю в их выборе, консультации продавцов, предложения сопутствующих товаров, отпуск товаров и расчеты с покупателями. Технология расчетов с покупателями, ее специфика при каждой форме продаж.

Внемагазинные формы торгового обслуживания: понятие, назначение, их краткая характеристика.

4

2

Практическое занятие

Изучение стандартов,  регламентирующих качество услуг розничной торговли (ГОСТ Р 51304-2009, |ОСТ)

4

Тема 3.6.

Правила торговли

Содержание учебного материала

Правила торговли: нормативная база, виды и структура документов. Информационное обеспечение торговой деятельности, регламентируемое правилами продажи. Требования к информации о продавце (к вывескам, режиму работы и т.п.), реализуемых товарах (их ассортименту, упаковке, способам подтверждения соответствия и т.п.) и оказываемых услугах.

Ценники: понятие, назначение, виды, обязательные требования к ним, основная и дополнительная информация на них, возможности формирования потребительских предпочтений с помощью ценников. Товарные чеки: понятие, назначение, виды товаров, на которые они выписываются.

Особенности правил продажи отдельных видов товаров: подготовки к продаже, отпуску, при необходимости к способам измерения (замерам).

Особенности правил реализации алкогольной продукции.

Правила продажи по образцам: назначение, сфера применения, особенности реализации товаров по образцам в торговом зале магазина и методом личных продаж.

Особенности правил комиссионной торговли: назначение, сфера применения; регулирование отношений между комитентом и комиссионером.

Особенности правил продажи товаров в кредит: сфера применения, необходимость торговли в кредит.

Правила работы продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков: назначение, сфера применения, региональное регулирование работы. Специфика услуг рынков, их отличия от услуг розничной торговли.

Государственный контроль за выполнением обязательных требований к качеству реализуемых товаров и процессов транспортирования, хранения и реализации. Инспекционный и внутрифирменный контроль за качеством услуг предприятий розничной торговли.

6

2

Практическое занятие

Изучение особенностей правил продажи отдельных видов товаров. Оформление ценников.

Решение торговых ситуаций, возникающих в процессе продажи товаров и обслуживания покупателей.

Изучение обязанностей продавца и правил потребителей по ФЗ «О защите прав потребителей».

6

Самостоятельная работа обучающихся

58

К Теме 1.1.

  1. Определите предмет, цели и задачи учебной дисциплины.
  2. Усвойте основные понятия в области коммерческой деятельности.
  3. Разработайте структурно-логическую схему учебной дисциплины.
  4. Дайте основные понятия в области коммерческой деятельности.
  5. Овладение терминами по ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».
  6. Разберите цели, задачи и формы коммерческой деятельности.
  7. Изучите принципы коммерческой деятельности.
  8. Рассмотрите состояние и перспективы развития торговли. Охарактеризуйте объекты торговли.

К Теме 1.2.

  1. Укажите субъекты коммерческой деятельности: понятие, их организационно- правовые формы. Разработайте схему «Структура субъектов коммерческой деятельности по организационно-правовым формам».
  2. Рассмотрите организацию малого бизнеса в торговле.
  3. Изучите выгоды и риски субъектов торговой деятельности.
  4. Определите понятие и статус индивидуальных предпринимателей. Выявите особенности их торговой деятельности.

К Теме 1.3.

  1. Разработайте схему «Структура нормативно-правовой базы регулирования торговой деятельности».
  2. Изучите Гражданский кодекс РФ ч.2 и выявите статьи (№ и название), регулирующие торговую деятельность.
  3. Изучите Кодекс РФ об административных правонарушениях и выявите статьи (№ и название), регулирующие торговую деятельность.
  4. Изумите Уголовный кодекс РФ и выявите статьи (№ и название), регулирующие торговую деятельность.
  5. Изучите и составьте структуру ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» с указанием разделов, номера и названия статей, их краткое содержание.
  6. Составьте 2-3 ситуационных задачи, для решения которых необходимо применить ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Задачи должны состоять из ситуации и проблемного задания.

К Теме 2.1.

  1. Дайте определение понятия «оптовая торговля». Укажите её назначение, цели, задачи и виды.
  2. Выясните специфику работы коммерческих отделов оптовых организаций. Приведите пример, иллюстрирующий специфику работы коммерческого отдела конкретной организации.
  3. Охарактеризуйте основные и дополнительные услуги оптовой торговли. 
  4. Рассмотрите виды оптовой торговли и дайте их краткую характеристику.
  5. Разберите хозяйственные связи с поставщиками, их назначение, сущность, порядок формирования и регулирования.
  6. Приведите примеры хозяйственных связей с поставщиками конкретной торговой организации.

К Теме 2.2.

  1. Определите понятие, назначение и функции товарных оптовых складов.
  2. Разработайте схему «Классификация товарных оптовых складов». Дайте их характеристику.
  3. Изучите принципы территориального размещения товарных складов.
  4. Охарактеризуйте принципы территориального размещения товарных складов.
  5. Охарактеризуйте разные виды складских зданий и сооружений. Укажите требования к ним. Выявите общность и различия этих требований.
  6. Изучите планировку складов, выявите взаимосвязь отдельных помещений. Составьте план склада для хранения плодоовощной продукции вместимостью 1000т.
  7. Рассчитайте потребность в складской площади оптовой базы по продаже бакалейных товаров на 10000 т. единовременного хранения.
  8. Составьте номенклатуру показателей для оценки эффективности использования складов. Решите ситуационные задачи по оценке эффективности использования складов.
  9. Составьте таблицу «Требования к рациональному размещению товаров в складе».
  10. Выявите последствия от перегрузки и недогрузки складов.

К Теме 2.3.

  1. Дайте определение понятия «товароснабжение». Укажите их цели и задачи.
  2. Рассмотрите рациональную организацию товароснабжения, её формы.
  3. Укажите понятие и назначение каналов товародвижения.
  4. Сравните разные методы доставки товаров в торговую сеть, выявив их достоинства и недостатки.
  5. Определите понятие, назначение и содержание закупочной работы. Составьте схему основных этапов и операций закупочной работы. Дайте их характеристику.
  6. Дайте определение понятия «оптовые ярмарки». Укажите их назначение и виды. Разработайте схему «Организация и оформление закупок и продаж товаров на оптовых ярмарках».
  7. Укажите назначение, основные этапы и операции договорной работы, формы договорных отношений.
  8. Рассмотрите основные договора: купли-продажи и поставки, их назначение, порядок заключения, способы обеспечения, контроль за выполнением.
  9. Составьте договор поставки товаров с использованием Гражданского кодекса (ч.2).
  10. Дайте определение понятия и назначения упаковки, предъявляемых к ней требований.
  11. Составьте схему «Классификация упаковки».
  12. Рассмотрите этапы и основные операции по организации тарных операций. Укажите способы упаковывания.

К теме 2.4.

  1. Укажите назначение и основные операции технологии товародвижения на складе.
  2. Составьте схему «Складской технологический процесс» с указанием последовательности операций.
  3. Изучите особенности приемки товаров по количеству и качеству на оптовом складе в соответствии с требованиями ПС ч.2 и инструкциями П-6 и П-7.
  4. Определите понятие и назначение технологии хранения товаров.
  5. Выявите сущность и задачи складирования.
  6. Составьте схему «Виды и типы складов».
  7. Разработайте таблицу «Санитарно-эпидемиологические требования к приемке и хранению товаров».
  8. Рассмотрите правила текущего контроля за качеством товаров, режимом хранения н уходом за товарами при хранении.
  9. Выявите понятие, назначение и эффективность штрих-кодовой технологии учета и идентификации товаров в складе. Можно ли из штрих-кода узнать страну происхождения товара?
  10. Составьте схему «Технология отпуска товаров».

К Теме 3.1.

  1. Дайте понятие термина «розничная торговля». Укажите назначение, цели, задачи и виды розничной торговли. К какому виду розничной торговли относится гипермаркет, киоск, павильон, автолавка, магазин «Продукты» площадью 100 кв.м?
  2. Дайте определение термина «услуги розничной торговли» и укажите их назначение.
  3. Разработайте схему «Основные и дополнительные услуги розничной торговли». Дайте их краткую характеристику.
  4. Укажите, к каким услугам относятся: а) реализация товаров; б) доставка товаров на дом.
  5. Изучите качество услуг розничной торговли. Составьте схему «Номенклатура показателей качества услуг розничной торговли».
  6. Рассмотрите методы контроля качества услуг розничной торговли. Укажите, какие из них применяются в базовом предприятии-практики.
  7. Изучите нормативно-правовую базу, регламентирующие требования к качеству услуг розничной торговли.

К Теме 3.2.

  1. Определите понятие «розничная торговая сеть», ее виды.
  2. Разработайте схему «Классификация предприятий розничной торговли». Установите место в этой классификации следующих предприятий розничной торговли: гипермаркет, супермаркет, магазин «Продукты» шаговой доступности с обшей площадью 50 кв.м.; универмаг «Детский мир».
  3. Дайте характеристику магазинов разных типов.
  4. Рассмотрите современные типы (форматы) магазинов в России и за рубежом.
  5. Рассмотрите структуру предприятия розничной торговли и составьте схему этой структуры.
  6. Установите специфику работы торговых отделов и их взаимосвязь с другими структурными подразделениями магазина.
  7. Дайте характеристику назначения и видов мелкорозничной торговой сети.

К Теме 3.3.

  1. Установите целесообразность территориального размещения РТП и критерии выбора эффективного месторасположения.
  2. Изучите принципы, правила, виды размещения торговых предприятий. Как эти правила соблюдаются в Вашем городе (или районе)?
  3. Рассмотрите факторы, влияющие на размещение магазинов в городах.
  4. Изучите качественные показатели состояния торговой сети.
  5. Изучите виды планировок торгового зала и принципы рационального размещения оборудования. Соблюдаются ли эти принципы размещения в конкретном магазине?
  6. Рассмотрите и рассчитайте показатели использования площади магазина.
  7. Изучите принципы, правила, виды размещения торговых предприятий. Как эти правила соблюдаются в Вашем городе (или районе)?
  8. Рассмотрите факторы, влияющие на размещение магазинов в городах.
  9. Изучите качественные показатели состояния торговой сети.
  10. Изучите классификацию торговых зданий и основные требования, предъявляемые к ним. Укажите, соответствует ли этим требованиям конкретный магазин, в который Вы ходите за покупками.
  11. Рассмотрите состав помещений магазина, их взаимосвязь, устройство.
  12. Укажите понятие и назначение дизайна магазина, требования к нему. Соблюдаются ля эти требования в конкретном магазине.
  13. Рассмотрите факторы, влияющие на оформление магазина.
  14. Овладейте умениями работы с СанПиН и СНиП, в которых регламентируется общетехническая оснащенность торгового предприятия.
  15. Для закрепления и систематизации знаний составьте схемы планировки функциональных групп помещений магазина.
  16. Для формирования умений прорешайте ситуационные задачи, связанные с планировкой предприятий розничной торговли.

К Теме 3.4.

  1. Изучите понятие и назначение технологии товародвижения.
  2. Рассмотрите понятие, назначение и структуру торгово-технологического процесса.
  3. Изучите порядок приемки товаров по количеству и качеству. Изучите инструкции о порядке приемки товаров по количеству (П-6) и по качеству (П-7).
  4. Изучите назначение, операции технологии погрузо-разгрузочных работ. Составьте схему «Последовательность операций погрузо-разгрузочных работ».
  5. Изучите назначение и специфику кратковременного хранения товаров в магазине. Укажите особенности хранения товаров на складах, в подсобном помещении магазина и в торговом зале.
  6. Рассмотрите порядок осуществления текущего контроля за качеством товаров и режимом хранения. Соблюдается ли этот порядок в магазине-базе практики.
  7. Укажите требования к организации торгово-технологического процесса и соответствует ли им магазин, в котором Вы проходили практику или совершаете покупки.
  8. Разберите обязательные и на добровольной основе требования к технологическому оснащению торговых помещений.
  9. Укажите назначение и операции подготовки товаров к продаже (предреализационной подготовке). Разработайте схему «Основные и вспомогательные операции предреализационной товарной подготовке».
  10. Разберите особенности подготовки к продаже продовольственных и непродовольственных товаров.
  11. Изучите порядок размещения и выкладки товаров в розничных торговых предприятиях разных видов и типов.
  12. Рассмотрите правила размещения отделов в магазине и факторы, влияющие на это размещение. Укажите, соблюдаются ли эти правила в магазинах, где Вы покупаете товары.
  13. Дайте определение понятия и назначения мерчандайзинга в магазине. Укажите приемы мерчандайзинга и размещения прилавков.
  14. Изучите назначение, принципы и правила выкладки товаров. Укажите соблюдаются ли эти принципы и правила в магазине, где Вы покупаете товары.
  15. Рассмотрите виды, способы и средства выкладки товаров. Посетите магазин самообслуживания и торговли через прилавок и укажите, какие виды, способы и средства выкладки применяются в этих магазинах.

К Теме 3.5.

  1. Укажите основные понятия, назначение и формы торгового обслуживания. Установите, какие формы торгового обслуживания применяются в магазине, в котором Вы делаете покупки.
  2. Изучите правовую базу торгового обслуживания. Дайте определение термина «качество торгового обслуживания» и перечислите показатели качества.
  3. Рассмотрите технологии продажи товаров при разных формах обслуживания.
  4. Изучите требования к обслуживающему персоналу. При прохождении учебной практики выявите соблюдаются ли эти требования.
  5. Охарактеризуйте магазинные формы розничной формы продажи товаров.
  6. Изучите основные элементы процесса продажи и дайте им краткую характеристику. Приведите примеры этих элементов в конкретном магазине.
  7. Выявите специфику технологии расчетов с покупателями при разных формах продажи. Укажите перечень и последовательность элементов процесса продажи в супермаркете, магазине около дома, универмаге.
  8. Рассмотрите внемагазинные формы торгового обслуживания.

К Теме 3.6.

  1. Установите и изучите нормативную базу, виды и структуру документов, устанавливающих требования к правилам торговли.
  2. Выявите перечень нормативных документов, устанавливающих требования к информационному обеспечению торговой деятельности.
  3. Рассмотрите требования к торговой информации о продавце.
  4. Укажите назначение и виды средств торговой информации, требования к ним. Составьте ценник на определенный товар, в соответствии с Правилами продажи отдельных товаров (п. 19).
  5. Рассмотрите особенности правил продажи: отдельных видов товаров, по образцам, правил комиссионной торговли. Соблюдаются ли эти правила в магазине, в котором Вы покупаете товары.
  6. Охарактеризуйте особенности правил работы рынков и специфику их услуг.
  7. Изучите виды контроля за выполнением правил торговли. Перечислите организации, имеющие право осуществлять государственный контроль в торговле, а также управлять торговой деятельностью.
  8. Установите виды ответственности, возникающие при нарушении обязательных требований к процессу продаж товаров.

Примерная тематика курсовых работ (проектов)

20

  1. Состояние и перспективы развития торговли.
  2. Торговая организация, ее задачи и функции.
  3. Организация деятельности оптовых торговых предприятий.
  4. Материально-техническая база оптовой торговли, основные направления ее развития.
  5. Типизация и специализация розничной торговой сети
  6. Мелкорозничная торговая сеть.
  7. Организация и технология приемки товаров в магазине по качеству.
  8. Организация и технология приемки товаров в магазине по количеству.
  9. Организация и технология хранения товаров в магазине.
  10. Организация и технология хранения товаров в оптовом предприятии.
  11. Организация и технология подготовки к продаже продовольственных товаров в магазине.
  12. Организация и технология подготовки к продаже непродовольственных товаров в магазине.
  13. Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина.
  14. Основные пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине.
  15. Организация и технология продажи товаров и обслуживания покупателей в торговом предприятии.
  16. Формы продажи товаров.        
  17. Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания.
  18. Организация и технология продажи товаров по образцам.
  19. Организация и технология продажи товаров с индивидуальным обслуживанием.
  20. Правила продажи товаров в магазине.
  21. Организация и технология обслуживания покупателей в магазинах самообслуживания разных типов.
  22. Организация комиссионной торговли непродовольственными товарами.
  23. Коммерческая работа в предприятиях розничной торговли.
  24. Организация коммерческой работы оптового торгового предприятия.
  25. Организация закупки товаров в предприятиях торговли.
  26. Организация товароснабжения магазинов.
  27. Договор купли-продажи товаров и его роль в организации коммерческой деятельности.
  28. Оптовые ярмарки, порядок их организации и функционирования.
  29. Организация работы магазинов дискаунтов.
  30. Организация расчетов с покупателями в магазине.
  31. Организация и технология продажи конкретной группы товаров (на примере продаж одежды, обуви, ювелирных изделий, сложнобытовой техники, мебели, хлеба и хлебобулочных изделий, гастрономических изделий, мясных товаров, бакалейных товаров и т.д. по выбору студента).
  32. Ассортимент и качество услуг розничной торговли.
  33. Мерчандайзинг в розничном торговом предприятии.
  34. Планировка розничных торговых предприятий.
  35. Штрих-кодовая технология учета и идентифицирования товаров на складе и в магазине.
  36. Выкладка товаров в торговом зале магазина.
  37. Сравнительная характеристика магазинов современных форматов.
  38. Организация и технология продажи товаров в передвижной торговле.
  39. Организация и технология продаж в электронной торговле.
  40. Территориальное размещение розничных торговых предприятий

Всего:

168


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  Коммерческой деятельности

Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, наглядные пособия.

Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №  51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №  14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №  146-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.200 №  230-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
  5. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 05.05.2014)
  6. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от  28 декабря 2009 г., ФЗ-№ 381 (ред.  от 28.12.2013)
  7. Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006г.,  № 149-ФЗ (ред. от 21. 07.14)
  8. Федеральный Закон Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.06, ФЗ-38 9 (ред. от 06.08.2014)
  9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня  непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на комплектации» от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 01.01.2013)
  10. Жулидов С.И. Организация торговли [Электронный ресурс]:  Учебник / С.И. Жулидов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с. Режим доступа: [http://www.znanium.com/]
  11. Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник, 6-е изд., перераб. и доп. -М.:ИТК «Дашков и К», 2010
  12. Денисова Н.И. Коммерческая деятельность предприятий торговли [Электронный ресурс]:Учебное пособие / Н.И. Денисова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 480 с. Режим доступа: [http://www.znanium.com/]
  13. Методы стимулирования продаж в торговле [Электронный ресурс]: Учебник / С.Б. Алексина, Г.Г. Иванов, В.К. Крышталев, Т.В. Панкина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с. Режим доступа: [http://www.znanium.com/]
  14. Памбухчиянц, О. В. Организация торговли [Электронный ресурс]: Учебник / О. В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. Режим доступа: [http://www.znanium.com/]
  15. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник для ссузов 4 изд. перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2010
  16. Памбухчиянц О.В.Технология розничной торговли: Учебник для нач. проф. образования по профессии "Продавец, контролер-кассир" / О.В. Памбухчиянц. - 9-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 288 с.
  17. Чкалова О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий [Электронный ресурс]:  Учебник / О.В. Чкалова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с. Режим доступа: [http://www.znanium.com/]
  18. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник / М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с.

Дополнительные источники:        

  1. Дашков, Л. П. Организация труда работников торговли: Учебник / Л. П. Дашков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 240 с.
  2. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие / Н.В. Коник. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
  3. Маркетинг розничного торгового предприятия. [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Г.А. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 159 с. Режим доступа: [http://www.znanium.com/]

        Периодические издания: «Современная торговля», «Российская торговля», «Коммерческий вестник».

Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс»

Электронная библиотека – режим доступа: http:/www. znanium.com

Электронные газеты: «Деловая пресса»- режим доступа: http:/www. businesspress/ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

     Уметь:

  • определять виды и типы торговых организаций;
  • устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой органи зации ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;
  • принимать товары по количеству и качеству

      Знать:

  • сущность и содержание коммерческой деятельности; терминологию торгового дела; формы и функции торговли;
  • объекты и субъекты современной торговли характеристики оптовой и розничной торговли;
  • классификацию торговых орга низаций;
  • идентификационные признаки и характеристика торговых органи заций различных типов и видов;
  • структуру торгово-технологического процесса;
  • принципы размещения рознич ных торговых организаций;
  • устройство и основы техноло гических планировок магазинов;
  • технологические процессы в магазинах;
  • виды услуг розничной торговли и требования к ним;
  • составные элементы  процесса торгового обслуживания покупате лей;
  • номенклатуру показателей ка чества услуг и методы их определения;
  • материально-техническую базу коммерческой деятельности;
  • структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли; назначение и классифи кацию товарных складов; технологию        складского
  • товародвижения; приемки товаров по количеству и качеству.

  • Устный и письменный текущий контроль по тестам I, II и III уровней
  • Оценка правильности выполнения практических работ, проблемных заданий
  •  Решение ситуационных задач

  • Устный и письменный текущий контроль по тестам I, II и III уровней для проверки усвоения теоретических знаний
  • Самоконтроль

  • Промежуточная аттестация в форме экзамена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....

Рабочая программа "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):151901...

Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 05. Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  (далее ФГОС)  по  специальности  ...

Рабочая программа "Информационное обеспечение профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03. ИНформационные ОБЕСПЕЧЕНИЕ  профессиональной деятельности составлена  на  основе требований Федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования «Автоматизация технических процессо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка)

Аннотация рабочей программы профессионального модуляПМ.02Организация деятельности коллектива исполнителей  1. Область применения рабочей программыРабочая программа профессионального модуля я...