РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kd.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № _______

от «_______»сентября 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень: базовый

Код специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Профиль: социально – экономический 

Форма обучения: очная

Срок освоения: 3 года 10мес.

Улан-Удэ 2018

При разработке рабочей программы учебной дисциплины  в основу положены:

  1. ФГОС СПО по специальности: 38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014г.. № 835.

Рабочая программа учебной дисциплины  рассмотрена и одобрена на заседании

ПЦК сервиса и торговли  от «____» сентября 2015г., протокол № 1

Председатель ЦК «________________»                          / А.И. михайлова/

Согласовано:

Заместитель директора по организации УПР:                        /Т.Ю. Гужвина/

Разработчик:

Преподаватель профессионального цикла:                                 /А.И. Дуба/

 

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по организации учебной, методической работы

                          / Т.Ю. Гужвина / ____сентября 2018г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2018 – 2019 учебном году на заседании ПЦК «______________________»

Протокол от «05»сентября 2014 г.

Председатель ЦК «_________________»                           /А.И. Михайлова/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы коммерческой деятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по  специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, входящей в укрупненную группу специальностей  38.00.00  Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для профессиональной подготовки и переподготовки по должностям служащих   Менеджер по продажам на базе основного общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять виды и типы торговых организаций;
  • устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации  ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и содержание коммерческой деятельности;
  • терминологию торгового дела; формы и функции торговли;
  • объекты и субъекты современной торговли;
  • характеристики оптовой и розничной торговли; классификацию торговых организаций;
  • идентификационные признаки и характеристика торговых организаций различных типов и видов;  структуру торгово-технологического процесса;
  • принципы размещения розничных торговых организаций;
  • устройство и основы технологических планировок магазинов;
  • технологические процессы в магазинах;
  • виды услуг розничной торговли и требования к ним;
  • составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;
  • номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;
  • материально-техническую базу коммерческой деятельности;
  • структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;
  • назначение и классификацию товарных складов; технологию складского товародвижения.

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  189 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 126 часов;

самостоятельной работы обучающегося  63  часа.

1.5 Результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности является овладение студентами профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3

Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4

Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1

Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2

Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3.

Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы

ПК 3.1.

Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

.

ПК 3.2.

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3.

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4.

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 3.5.

Оформлять учетно-отчетную документацию

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

189

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

126

в том числе:

     практические занятия

64

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Подготовка сообщений

Подготовка компьютерной презентации

Выполнение домашнего задания

63

20

30

13

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы коммерческой деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы коммерции и технологии

торговли

189

Тема 1. 1.

Сущность

и содержание

коммерческой

 деятельности

в торговле

Содержание учебного материала

18

1

Предмет  и содержание курса.  Сущность и задачи коммерческой деятельности. Необходимые условия для коммерческой деятельности. Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности.

2

2

Понятие и сущность процесса товародвижения, две формы: транзитная и складская. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения. Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий. Организация хозяйственных связей в торговле.

2

Практические занятия

10

Составление схемы «Организационно правовые формы предпринимательской деятельности».

Составление схемы «Договоры в торговле».

Самостоятельная работа обучающихся

16

Подготовка сообщений по  выбранным темам: «Риски в коммерческой деятельности», «Информационное обеспечение коммерческой деятельности», «Реклама в коммерческой деятельности», «Особенности рекламы отдельных видов товаров», «Франчайзинг»,  «Лизинговые операции».

Подготовка компьютерной презентации по теме «Коммерческая тайна и её защита».

Выполнение домашнего задания.

Тема 1. 2.

Классификация, функции и принципы размещения

 предприятий

розничной торговли.

Содержание учебного материала

16

1

Классификация  торговых предприятий. Специализация и типизация магазинов. Основные принципы размещения розничной торговой сети.

2

2

Устройство  и основы технологических планировок магазинов: требования к устройству магазинов; состав и взаимосвязь помещений магазина; устройство и планировка торгового зала и помещений для приёмки, хранения, и подготовки к продаже товаров; санитарно –технические условия магазина.

2

3

Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли: ассортимент товаров и его классификация, порядок формирования ассортимента; управление товарными запасами на предприятиях торговли.

3

4

Показатели качества товаров и методы их определения.

3

Практические занятия

13

Заполнение таблицы  «Виды  продаж и их характеристика».

Заполнение таблицы  «Типы покупок».

Самостоятельная работа обучающихся

20

Подготовка сообщений по  выбранным темам: «Виды магазинов розничной торговли»,  «Проектирование предприятий торговли»

Тема 1. 3.

Организация

торгово-технологического процесса в магазине и обслуживание

 покупателей.

Содержание учебного материала

12

1

Торгово- технологический процесс в магазине. Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров в магазине. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

3

2

Торгово-технологическое оборудование магазинов: мебель торговых залов; торговый инвентарь, торговое холодильное оборудование, торговое измерительное оборудование; контрольно- кассовое оборудование; выбор торгового оборудования для оснащения залов.

2

3

Организация и технология розничной продажи товаров. Услуги в магазине и внемагазинные формы обслуживания.

3

Практические занятия

30

Выкладка товаров в торговом зале: вертикальный способ, горизонтальный, декоративная выкладка.

Обслуживание покупателей – тренинг.

Решение  торговых ситуаций.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по  выбранным темам «Организация контроля в торговле», «Рекламно- информационное оформление магазина».

Подготовка компьютерной презентации по темам: «Защита прав потребителей», «Фирменный стиль и интерьер магазина».

20

Тема  1.4.

Организация и

технология

 складских операций.

Содержание учебного материала

16

Склады. Товарные склады, их устройство и планировка. Складской технологический процесс и принципы организации   Назначение и функции  складов. Определение потребности в складской площади и ёмкости складов.

3

Организация и технология операций по поступлению и приёмке товаров. Технология размещения, укладки и хранения товаров.

2

Организация  и технология отпуска товаров со склада.

2

Организация управления торгово-технологическим процессом на складе. Структура аппарата склада и функции его работников.

3

Практические занятия

12

Оформление отчета по экскурсии.

Описание процесса товародвижения на складе.

Самостоятельная работа обучающихся

22

Подготовка сообщений по  выбранным темам:  «Весоизмерительное и фасовочное оборудование», «Классификация  и характеристика основных видов тары», «Роль и упаковки и тары в торгово - технологическом процессе».

Выполнение домашнего задания.

Подготовка презентаций по выбранной теме: «Технологическое оборудование складов», «Оборудование для хранения товаров», «Подъёмно-транспортное оборудование».

Контрольная работа

Заполнение карточки задания  с вопросами по разделу «Основы коммерции и технологии торговли».

Всего:

189

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Коммерческой деятельности».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся.

- учебно-методический комплекс (методические рекомендации по выполнению практических работ, рекламные проспекты, торговые документы по приемке и отпуску товаров, схемы размещения складских помещений).

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения,

- кассовые аппараты различных модификаций,

- мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Коротких И.Ю. Основы коммерческой деятельности (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Изд.центр «Академия», 2010.
  2. Коммерция и технология торговли: Учебник, 11-е изд., перераб. и доп. \ Л.П.Дашков, В.К.Памбухчиянц, О.В.Памбухч \ Дашков, 2011.

Дополнительные источники:

Литература

1. Дашков, Л.П.,Памбухчиянц, В.К.   Коммерция и технология                        торговли [Текст] :Учеб.для студентов вузов.-5-е изд.,перераб.и   доп.-М.:Издательско-торговая корпорация "Дашков и К",    2017.-697,[1]с.-ISBN 5-94798-438-5(в пер.).              

2. .Панкратов, Ф.Г. Коммерческая  деятельность[Текст]:уч- М.:ИТК "Дашков и К",2017.-503с. -ISBN 5-94798-587-Х(в пер.) .    

3.Половцева, Ф.П.   Коммерческая деятельность [Текст] :учеб.-М.:  Инфра-М,2017.-246с.-(Высшее образование).25 см -Библиогр.:с.  241-243.-25 см.- 25000 экз- ISBN 5-16-002274-0.  

4. Журналы:

«Коммерсант»

«Спрос»

«Современная торговля»

«Российская торговля»

«Маркетинг в России и за рубежом»

«Практический маркетинг»

«Управление магазином»

«Вопросы экономики»

«ЭКО»

«Учет и анализ торговой деятельности»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

уметь:

определять виды и типы торговых организаций;

Оценка выполнения самостоятельной работы

устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации  ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания;

Оценка выполнения практической и самостоятельной работы

знать:

сущность и содержание коммерческой деятельности;

Оценка выполнения самостоятельной работы

терминологию торгового дела;

Оценка выполнения самостоятельной и контрольной работы

формы и функции торговли;

Оценка выполнения самостоятельной работы

объекты и субъекты современной торговли;

Оценка выполнения самостоятельной работы

характеристики оптовой и розничной торговли;

Оценка выполнения самостоятельной и контрольной работы

классификацию торговых организаций;

Оценка выполнения самостоятельной работы

идентификационные признаки и характеристика торговых организаций различных типов и видов;

Оценка выполнения самостоятельной и практической работы

структуру торгово-технологического процесса; принципы размещения розничных торговых организаций;

Оценка выполнения самостоятельной и практической работы

устройство и основы технологических планировок магазинов;

Оценка выполнения самостоятельной и практической работы

технологические процессы в магазинах;

Оценка выполнения практической работы

виды услуг розничной торговли и требования к ним;

Оценка выполнения самостоятельной работы

составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;

Оценка выполнения практической работы

номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;

Оценка выполнения самостоятельной работы

материально-техническую базу коммерческой деятельности;

Оценка выполнения самостоятельной работы

структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;

Оценка выполнения практической работы

назначение и классификацию товарных складов;

Оценка выполнения самостоятельной и контрольной работы

технологию складского товародвижения

Оценка выполнения практической и самостоятельной  работы

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций.

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей     профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • своевременность сдачи заданий, выполнения практических работ по дисциплине;
  • обоснованность выбор методов, средств и приемов коммерческой деятельности, делового и управленческого общения;

Наблюдение и оценка результатов выполнения  решения управленческих задач;

Наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать    типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • демонстрация умения грамотно применить имеющуюся в доступе информацию для решения управленческих задач, профессионального и личностного развития.

Анализ материалов сообщений.

Оценка за выполнение ситуационных задач.

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • демонстрация понимания ответственности за последствия принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • демонстрация умения исправлять возникающие ошибки.

Оценка выполнения электронных презентации, рефератов, наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • демонстрация эффективного поиска необходимой информации для решения управленческих задач, профессионального и личностного развития;
  • демонстрация использования различных источников, включая электронные и Интернет-ресурсы;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

демонстрация использования различных источников, включая электронные и Интернет-ресурсы;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ.

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • демонстрация понимания ответственности за последствия принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

демонстрация понимания ответственности за последствия принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

Тестовый контроль, оценка за решение задач, оценка выполнения электронных презентаций, выполнение контрольной работы, наблюдение и оценка результатов

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • демонстрация анализа результатов принятых решений;

Наблюдение и оценка результатов выполнения анализа

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

демонстрация умения грамотно применить имеющуюся в доступе информацию для решения управленческих задач, профессионального и личностного развития.

Наблюдение и оценка результатов выполнения анализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.02. Правоохранительная деятельность включает в себя следующие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.1 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 46.01.03 Делопроизводитель

Рабочая программа учебной дисциплины УД.1 «Введение в профессиональную деятельность» вве-дена за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы специальностям СПО профессио...

Рабочая программа учебной дисциплины "Проектная деятельность"

Данная программа разработана для студентов 1 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специальность 43.02.06 Сервис на транспорте ( по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...