Аудит
план-конспект занятия
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание важно для снижения предпринимательского риска.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема 1.1. Понятие, сущность и содержание аудита. Организация аудиторской службы. Виды аудита.
Аудит (аудиторская деятельность) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг (ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.)
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения.
Аудит дает возможность оценить эффективность работы предприятия, т.е. своеобразную экспертизу бизнеса (экономического состояния предприятия).
Известный американский специалист в области аудита проффесор Робертсон отмечает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, т. к. можно примерно подсчитать этот риск и определить вероятность благоприятных событий.
Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: контроль, ревизия.
Родиной аудита считается Великобритания. Профессия независимого бухгалтера – аудитора появилась в Х1Х веке в акционерных компаниях Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.
Бухгалтеры – аудиторы появились в Англии в середине Х1Х века, где в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите. В 1880г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии. Этот институт разрабатывал учетные и аудиторские стандарты, издавал журнал, в котором печатались материалы по аудиту.
Во Франции закон об аудите был принят в 1867г, где имеются две организации, занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: Палата экспертов – бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Первые приглашаются для проверок бухгалтерского учета и отчетности в АО, а вторые назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах.
В США аудиторская деятельность началась с 1939г., когда Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров учредил Комитет по аудиторским процедурам и он издал Положение об аудиторской процедуре.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране. Попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912, 1928 годах, но все они закончились провалом. В 1987г. на основе постановления Совета Министров СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «АО Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием по налогообложению, по различным правовым вопросам и др. Толчком к появлению аудиторских фирм было образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов.
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более трех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся: «Росэкспертиза», «Руфаудит», «Аудиторская палата «АСВП», «Артур Андерсен» и др. С развитием института аудита в нашей стране аудиторские фирмы будут объединяться в ассоциации, союзы, иные объединения. Цель такого объединения – это развитие аудиторской деятельности, обмен опытом, разделение сфер влияния. Созданы и успешно функционируют общественные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров такие, как Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и СНГ, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Московская и Санкт – Петербургская аудиторские палаты, более 20 региональных аудиторских палат и др.
Аудиторские фирмы имеют организационно – правовые формы закрытого акционерного общества (ЗАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). Они могут иметь несколько лицензий на право проведения того или иного вида обязательного аудита и занимаются самыми разнообразными видами аудиторских услуг.
Предварительный просмотр:
Тема 1.2. Законодательная и нормативная база аудита. Права, обязанности и ответственность аудитора.
Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002г. № 80 определено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ является Министерство финансов РФ.
Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
- издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность,
- организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил ( стандартов) аудиторской деятельности,
- организация аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности,
- контроль за соблюдением аудиторскими организациями федеральных правил ( стандартов) аудиторской деятельности, и др.
В настоящее время в РФ аудиторская деятельность регламентируется: - - Федеральным законом « Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119 – ФЗ,
- федеральными правилами ( стандартами) аудиторской деятельности утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696.
- Гражданским кодексом РФ.
- Федеральным законом « О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Федеральным законом « О бухгалтерском учете»
- Федеральным законом « О сельскохозяйственной кооперации» и др.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ.
ФЗ «Об аудиторской деятельности» раскрывает понятия « аудитор» и «аудиторская организация», устанавливает их правовой статус. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско – правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно – правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.
Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы и правила, которым должны следовать все аудиторы в своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов ( правил) гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности результатов.
Стандарты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы её нормативного регулирования. Внешние аудиторские стандарты могут быть как международными, так и национальными. Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 году, включают 45 стандартов по следующим направлениям: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других ( третьих) лиц,
выводы и отчеты в аудите, положения по международной практике аудита и др.
Российские правила ( стандарты) – это федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696, включающие следующие правила (стандарты):
Правило ( стандарт) №1 Цель и основные принципы аудита финансовой ( бухгалтерской) отчетности.
Правило ( стандарт) №2 Документирование аудита.
Правило ( стандарт) №3 Планирование аудита.
Правило ( стандарт ) №4 Существенность в аудите.
Правило (стандарт) № 5 Аудиторские доказательства.
Правило ( стандарт) № 6 Аудиторское заключение и т.д.
В настоящее время в РФ утверждены 34 стандарта аудиторской деятельности.
Внутренние стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в аудиторских фирмах и представляют собой документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг, которые не могут противоречить федеральным правилам ( стандартам) аудиторской деятельности.
Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов на право заниматься аудиторской деятельностью, обеспечивают высокое качество аудиторской проверки, определяют действия аудитора в конкретных ситуациях и т.д.
Предварительный просмотр:
Тема 2.1. Общие понятия о формах и методах аудиторской деятельности.
Технологические основы аудита.
Требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская организация или аудитор, может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, определены правилом (стандартом) «Аудиторские доказательства». Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить достаточные надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов внутреннего контроля и процедур проверки по существу.
Тесты внутреннего контроля означают действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения доказательств существенных искажений в финансовой отчетности. Они проводятся в следующих формах:
- детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета (пересчет, инвентаризация, подтверждение информации, которая вызывает сомнение, устный опрос персонала, проверка документов для подтверждения учётных записей и т.д.)
- аналитические процедуры.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Источниками получения аудиторских доказательств являются:
1. Первичные документы .
2. Бухгалтерские записи.
3. Письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица.
4. Информация, полученная из различных источников.
5. Результаты инвентаризации.
6. Бухгалтерская отчетность.
Аудиторские доказательства собираются по каждому утверждению, иногда одно доказательство может подтвердить несколько утверждений , например при проверке погашения дебиторской задолженности можно
выявить доказательства как относительно ее существования, так и относительно ее величины.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления – это - визуальной ( результаты осмотра, наблюдения),
- документальной ( информация, полученная из бумажных, электронных и других носителей),
- устной ( полученной при опросах персонала или в форме заявлений руководства).
При оценке надежности аудиторских доказательств исходят из следующего:
1) доказательства, полученные из внешних источников, надежнее полученных из внутренних источников,
2) доказательства , полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными,
3) доказательства, собранные аудитором, надежнее доказательств, предоставленных аудируемым лицом,
4) доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и не противоречат друг другу. Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого, аудитор должен провести дополнительные процедуры для выяснения причин такого несоответствия.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого лица с целью выявления необычных и неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
Типичные виды аналитических процедур:
1) сопоставление информации за предыдущие периоды,
2) сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными или плановыми, или показателями, рассчитанными аудитором,
3) оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов, например сумма начисленной амортизации по основным средствам не может превышать их восстановительной стоимости,
4) сопоставление финансовых показателей деятельности субъекта со средними показателями соответствующей отрасли экономики, например реальность начисленной оплаты труда можно сравнить со среднеотраслевым показателем по заработной плате за тот же период.
Аудитор должен исследовать обнаруженные в результате проведения аналитических процедур значительные изменения или взаимосвязи, противоречащие другой информации или отличающиеся от прогнозируемых сумм. Исследование проводится в виде составления запросов руководству, получения подтверждения его ответов.
Аудиторская выборка представляет собой отобранные по определенным правилам элементы для формирования проверяемой совокупности в виде отдельных документов, записей и т.п.
Выборочная проверка – это вид не сплошного наблюдения. Она может быть двух видов: - на соответствие, - по существу.
Задача выборочной проверки на соответствие - установить, часто ли нарушались нормы внутреннего контроля. Например, проверка такого элемента внутреннего контроля, как сличение поступающих на предприятие материальных ценностей по наименованиям, количеству и качеству в натуре с данными сопровождающих их документов.
Задача выборочной проверки по существу состоит в измерении нарушений внутреннего контроля в стоимостном выражении. Например, подтверждение сальдо счетов бухгалтерского учета, записей в первичных документах, анализ показателей хозяйственной деятельности.
Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100% статей, включенных в сальдо счета, или операций, составляющих обороты по счетам таким образом, чтобы на все элементы совокупности распространялась возможность быть отобранными. Вся совокупность данных, из которых делается выборка, называется генеральной совокупностью.
При аудиторской выборке может использоваться статистический и нестатистический подход.
Статистическая выборка – это случайный отбор элементов и использование теории вероятности для оценки результатов. Существует риск выборочного метода, это когда выводы аудитора могут отличаться от выводов, которые были бы сделаны, если бы применяемым процедурам была подвергнута вся генеральная совокупность.
При использовании нестатистических методов произвольно отбираются и оцениваются какие-либо особо важные позиции на основании опыта или интуиции аудитора, например, всегда необходимо проверять особо крупные операции или операции, оформленные нестандартным договором.
Качество аудита можно определить как обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженной в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой отчетности аудируемого лица. Основные факторы, определяющие качество и эффективность аудита:
- полнота (достаточность) – количество информации должно быть достаточным для оценки состояния аудируемого субъекта и принятия решения пользователем.
- точность – выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия финансовой отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов.
- доступность – мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном осмыслении и не затрудняющем принятие решения пользователями информации.
- оперативность- заключение должно быть подготовлено к установленному сроку для предоставления финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением заинтересованным пользователям.
Предварительный просмотр:
Тема 3.1. Аудит учета денежных средств и операций в валюте
Цель аудита – это соблюдение законодательных и нормативных актов, регулирующих учёт денежных средств и операций в валюте. К ним относятся: письмо ЦБР «Порядок ведения кассовых операций в РФ», Закон РФ «О применении контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением, «Положение о безналичных расчетах в РФ», инструкция ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ», «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов», Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.
Источниками информации для проверки операций с денежными средствами служат:
1. Кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации кассовых документов, журнал регистрации депонентов, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты, журнал – ордер № 1 и ведомость № 1, акты ревизии кассы, договор о полной материальной ответственности с кассиром и др. при проверке кассовых операций
2. Выписки банка со счетов, первичные документы: платежные поручения, платежные требования, денежные чеки, объявления на взнос денег, а также договор о расчётно – кассовом обслуживании с банком, журнал – ордер № 2 и ведомость № 2 и др. для проверки безналичных денежных средств и операций в валюте.
Приступая к проверке операций с денежными средствами, аудиторы должны выяснить, как на предприятии соблюдается кассовая дисциплина, как контролируются операции с денежной наличностью, в том числе с валютой, как производятся платежи с расчетного и других счетов предприятия.
В ходе аудита кассовых операций аудиторы применяют различные процедуры проверки:
1) проверка правильности документального оформления операций по кассе.
2) оценка полноты и своевременности оприходования денежных средств.
3) анализ правильности списания денежных средств в расход.
4) проверка соблюдения кассовой дисциплины.
5) выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.
При проверке правильности документального оформления выясняется полнота заполнения реквизитов приходных и расходных документов, обязательная регистрация их, наличие подписей ответственных лиц и получателей денег, отсутствие исправлений и т.п. Для этого проверяются отчеты кассира с приложенными первичными документами и кассовая книга. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и вестись в одном экземпляре. Записи в кассовой книге должны быть идентичны записям в отчете кассира и подтверждаться первичными документами.
При проверке полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности:
- поступившей из банка, сверяются суммы, записанные в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах,
- возврат подотчетных сумм анализируется по приходным кассовым ордерам,
- выручки и других поступлений, сверяются суммы, записанные в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах – фактурах, лентах кассового аппарата.
При проверке расходования наличных денег из кассы аудиторы для выявления излишнего списания денег по кассе путём повторного использования одних и тех же документов проверяют полноту приходных и расходных кассовых документов, приложенных к отчёту кассира и своевременность гашения их. Для выявления излишнего списания денег по кассе неправильным подсчётом итогов в кассовых документах и кассовых отчетах проверяют совпадение входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день, а также итогов кассовых отчётов. Для выявления излишнего списания денег по кассе без оснований или по подложным документам, проверяется совпадение расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров и обоснованность включения лиц в расчётно – платежные ведомости.
Для выявления хищения денежных средств проводится инвентаризация кассовой наличности в рублях и иностранной валюты, денежных документов в присутствии кассира и главного бухгалтера. Кассир должен составить кассовый отчет, вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки. С кассира берется расписка, что к моменту инвентаризации кассы не оприходованных и не списанных в расход денег не имеется. После этого пересчитывают наличные деньги. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости и т.д., аудитор подсчитывает выплаченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге. Результаты проверки оформляются актом, который подписывают аудитор, гл. бухгалтер аудируемого лица и кассир. Аудитор обязан проверить проводятся ли периодические и внезапные ревизии кассы, не превышают ли установленный лимит наличных денег в кассе.
В заключении исследуется правильность указанной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонденции счетов, подсчета оборотов и остатков в журнале – ордере № 1 и в ведомости №1.
В ходе аудита учёта денежных средств аудитору необходимо определить круг счетов (расчетных, валютных, специальных и других), открытых организацией в банках. По каждому счёту проверяется наличие договора, наличие факта уведомления налоговой службы об открытии этих счетов. Для проверки правильности и полноты отражения в учёте и отчётности оборотов и сальдо по счетам организации в банках применяются следующие аудиторские процедуры:
- проверка полноты банковских выписок по расчётному счёту, специальным счетам и документов к нему, остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке.
- проверка соответствия сумм по выпискам банка по расчетному счету, специальным счетам суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. Каждая сумма, указанная в вписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом (платежное поручение, пл. требования, квитанции к объявлению на взнос наличными и др.)
- проверка полноты банковских выписок по валютному счету и документов к нему,
- проверка соответствия сумм по выпискам банка по валютному счету суммам, указанным в приложенных к нему первичных документах,
- проверка правильности определения курсовых разниц по валютному счету,
- проверка правильности отражения в учете операций по покупке и обратной продажи валюты на внутреннем валютном рынке РФ.
В соответствии с Инструкцией Банка России №7 от 29.06.92 «О порядке обязательной продажи организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке без открытия специального транзитного валютного счета не допускается. На специальный транзитный валютный счет организации зачисляются иностранная валюта, купленная за рубли на валютном рынке а также суммы, не использованные для оплаты командировочных расходов.
Полученные в ходе проверки сведения аудитор заносит в свои рабочие документы, определяет значимость выявленных ошибок, сопоставляет их с предварительно рассчитанными, при необходимости корректирует план проведения проверки для осуществления дополнительных проверок.
Предварительный просмотр:
Тема 3.2. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Цель проверки расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами – это подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности проверяемой организации в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и сборам и перед внебюджетными фондами по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию.
Во время проведения проверки расчетов по налогам, сборам и платежам аудиторы руководствуются Налоговым Кодексом РФ, инструкциями и методическими рекомендациями финансовых и налоговых органов, связанными с составлением налоговых деклараций, исчислением и уплатой отдельных налогов и сборов.
Источниками информации являются первичные учётные документы: счета – фактуры, книги покупок, книги продаж, расчётно – платёжные ведомости, лицевые счета, банковские выписки, платежные поручения, журналы – ордера, машинограммы по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., налоговые карточки, налоговые декларации и др.
В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо проверить:
1) правильно ли исчислены налогооблагаемые базы,
2) правильно ли применены ставки налогов и платежей,
3) своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет и во внебюджетные фонды,
4) правильно ли и обоснованно применены льготы,
5) правильно ли ведётся аналитический и синтетический учёт по счёту № 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счёту № 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»,
6) соответствуют ли записи аналитического и синтетического учёта записям в главной книге и балансе организации.
При аудите расчетов с бюджетом по НДС аудитор руководствуется главой 21 НК РФ, который устанавливает законодательные основы для расчёта и уплаты НДС. Учёт расчётов с бюджетом по НДС должен вестись на отдельном субсчете к счёту № 68. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, полученными от покупателей, и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам за приобретённые (оприходованные) ТМЦ. Сумма НДС, полученная от покупателей от реализации продукции, товаров, работ, услуг и имущества учитывается по ДТ 90, 91, Кт 68. Суммы НДС, подлежащие уплате поставщикам, учитываются по Дт 19, а затем после получения выписки банка о фактической оплате счета поставшика, списываются в уменьшение задолженности Дт 68 Кт 19.
При аудите расчетов по налогу на прибыль организаций аудитор руководствуется главой 25 НК РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в соответствии с НК РФ признаётся полученный доход, уменьшенный на величину обоснованных и документально подтверждённых расходов. В первую очередь прибыль используют на уплату налога на прибыль. Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью Дт 99 Кт 68. Использование прибыли на другие цели учитывается по Дт сч. 84 в корреспонденции с кредитом различных счетов.
Порядок налогообложения физических лиц установлен главой 23 НК РФ.
Налог на доходы удерживается с совокупного дохода физических лиц, исчисленного нарастающим итогом с начала года. В состав доходов включаются все виды основной и дополнительной заработной платы, доплаты, пособия, премии и другие выплаты, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Каждый работник имеет право на уменьшение совокупного дохода на суммы стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов для целей исчисления налога на доходы. При проверке аудитору необходимо удостовериться в правильности расчета совокупного дохода, а также в правильности и обоснованности применения льгот. Для проверки льгот необходимо проверить наличие документов: справок о составе семьи, с места работы, копии свидетельств о рождении, заявления работника и др. Для проверки суммы исчисленного налога на доходы используются документы: расчетно – платежные ведомости, лицевые счета, налоговые карточки, платежные поручения на уплату налога на доходы.
Порядок исчисления и уплаты платежей во внебюджетные фонды, т.е. ЕСН установлен главой 24 НК РФ. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения за исключением государственных пособий (временная нетрудоспособность, безработице, беременности и родам) и всех видов компенсационных выплат. Учет налоговой базы и сумм налога, относящегося к ней, ведется по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала года. Сумма налога исчисляется плательщиком отдельно в отношении каждого фонда по соответствующим ставкам: ПФ РФ – 20%, ФСС РФ – 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%. При проверке аудитору необходимо проверить правильность расчетов по исчислению платежей исходя из налоговой базы, ставки и своевременность уплаты. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца отдельными платежными поручениями в каждый фонд. Сумма платежей уменьшается на сумму произведенных организацией самостоятельно расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за больным ребенком. Расчёты о суммах начисленных и уплаченных авансовых платежей предоставляются в налоговый орган до 20 – го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет фактические ошибки с предельно допустимыми, делает выводы и корректирует при необходимости план проверки.
Предварительный просмотр:
Тема 3.3. Аудиторская проверка учета расчетных
и кредитных операций
Расчётные операции являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности организации. Они возникают при приобретении ТМЦ, основных средств и прочих активов пред поставщиками и подрядчиками, при осуществлении процесса реализации перед покупателями и заказчиками, перед подотчетными лицами, перед банками по полученным кредитам.
Цель аудита расчетных операций – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, её достоверности и реальности погашения.
Источниками информации для проверки расчетных и кредитных операций служат: баланс, главная книга, журналы – ордера, акты инвентаризации расчётов, счета – фактуры, платежные поручения, банковские выписки, договоры купли – продажи продукции (работ, услуг), книги покупок, книги продаж, кредитные договоры, договоры займа, машинограммы по счетам 60, 62, 71, 76, 66, 67, бухгалтерская отчетность.
При проверке расчётов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами производится оценка правильности оформления хозяйственных договоров. Данные баланса сверяются с данными главной книги по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Главная книга сверяется с данными журнала – ордера №6. Журнал – ордер № 6 сверяется с данными первичных документов по движению материальных ценностей, счетами – фактурами и платежными поручениями. При аудите проводятся инвентаризации расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу расшифровку задолженности, числящейся в проверяемой организации.
Расчеты с покупателями и заказчиками возникают в результате отгрузки им продукции, оказания услуг, выполнения работ на основании договоров на поставку и учитываются на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Для подтверждения этих фактов необходимо проверить документы на отпуск продукции со склада - это приказ – накладная на отпуск продукции со склада, счет – фактура, предъявленная к оплате, правильность оформления договоров. В книге продаж проверяется информация о начисленных суммах НДС, которую необходимо сверить с декларацией по НДС. При проверке расчетов с покупателями за продукцию (работы, услуги) необходимо помнить, что существуют два метода учета реализации, которые устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения. При кассовом методе (по оплате), отгруженная продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». Типовые бухгалтерские проводки для кассового метода:
Дт 45 Кт 43 отгружена продукция покупателю
Дт 51 Кт 90 поступила выручка от реализации
Дт 90 Кт 45 списана фактическая с/с реализованной продукции
Дт 90 Кт 68 НДС на реализацию
Дт 90 Кт 99 прибыль, Дт 99 Кт 90 убыток, т.е. финансовый результат.
Если используется метод начисления (по отгрузке), то все расчёты ведутся на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Типовые бухгалтерские проводки:
Дт 62 Кт 90 предъявлены счета к оплате покупателям.
Дт 90 Кт 68 начислен НДС
Дт 90 Кт 43 списана фактическая с/с отгруженной продукции
Дт 51 Кт 62 оплачена покупателем отгруженная продукция
Дт 90 Кт 99 прибыль. Дт 99 Кт 90 убыток, т.е. фин. Результат.
Аудитор должен выявить используется или нет метод, указанный в учетной политике, правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчётам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учёта.
При проверке расчетов с подотчетными лицами проверяют журнал – ордер № 7, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, распоряжения руководителя о выдаче сумм подотчетным лицам, кассовые документы, главная книга, баланс и др. Баланс сверяется с данными главной книги по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Главная книга проверяется арифметически и сверяется с данными журнала – ордера № 7. Ж – о № 7 сверяется с авансовыми отчетами, с приходными и расходными кассовыми ордерами. Авансовые отчеты проверяются на правильность составления, на наличие оправдательных документов (накладные, товарные и кассовые чеки, счета, проездные билеты), которые должны быть подлинными.
В рыночных условиях многие организации используют кредиты банка, займы других организаций. Аудитор должен убедиться в правильности: составления и заключения договора займа, кредитного договора, организации аналитического учета по счетам 66 «Краткосрочные кредиты и займы», 67 «Долгосрочные кредиты и займы», полноты получения и соблюдения целевого использования кредитов и займов, своевременности и полноту погашения кредитов и займов, законности отнесения начисленных и уплаченных процентов на счета затрат или источники их покрытия, корреспонденции счетов по учёту кредитов и займов. Проверяя вопросы получения и использования кредитов, аудитор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по мероприятиям, их целевого использования, экономического эффекта полученного предприятием от их использования.
Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор заносит в свои рабочие документы, сопоставляет фактически выявленные ошибки с предварительно рассчитанными, делает выводы и при необходимости проводит дополнительные проверки.
Предварительный просмотр:
Тема 3.4. Аудиторская проверка операций с основным и средствами и нематериальными активами. Аудиторская проверка операций с производственными запасами
Аудит основных средств и НМА осуществляется на основании следующих нормативных документов:
1) Ф З «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ от 21.11.96г.
2) ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
3) ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»
4) Налоговый кодекс РФ
5) Гражданский кодекс.
Целью аудита операций с основными средствами и НМА является
проверка наличия и сохранности, правильности оценки в учете, правильности начисления амортизации, проверка операций учета поступления и выбытия, проверка правильности налогообложения.
Источниками информации для проверки являются первичные учетные документы – это акты приемки – передачи, акты на списание, инвентарные карточки, договора о материальной ответственности, приказ по учетной политике, данные аналитического и синтетического учета по счетам 01, 02,04,05,07,08 (журналы – ордера, ведомости),баланс, главная книга, бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность и др.
В процессе аудита применяют способ выборочной проверки поступления, выбытия основных средств и НМА, прием пересчета, инвентаризация, проверка соблюдения ПБУ 6/01, 14/2000, аналитические процедуры
(сопоставление наличия основных средств и НМА в различные периоды, данных отчета об их движении и т.д.)
При проверке наличия и сохранности основных средств и НМА аудитор должен проверить: создана ли комиссия по приемке, имеются ли договоры купли – продажи, правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств и НМА, полноту и своевременность проведения инвентаризации и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в проведении инвентаризации. При проверке правильности оценки основных средств и НМА в учете, необходимо помнить, что в балансе они показываются по остаточной стоимости. На счете 01 ОС учитываются по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из фактических затрат на приобретение, строительство, доставку, установку и монтаж за исключением НДС. На счете 04 учитываются НМА по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость собирается на счете 08 по каждому инвентарному объекту, а затем списывается в Дт 01, 04 с Кт 08.
При аудите начисления амортизации по основным средствам и НМА аудитор должен убедиться правильно ли применяются нормы амортизации.
Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в итоге это влияет на финансовый результат, т.е. на прибыль как базы для налогообложения. Амортизационные отчисления по объекту основных средств и НМА начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с учета. Амортизационные отчисления по объекту основных средств и НМА прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете отражаются на счете 02, по НМА на счете 05. Амортизация начисляется независимо от результатов деятельности организации следующими способами: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При аудите движения основных средств и НМА аудитор должен проверить документальное оформление поступления и выбытия. Поступление основных средств оформляется актом приемки – передачи основных средств ф.№ ОС – 1 с приложением к нему технической документации. Поступление НМА оформляют актом приемки НМА. Основные средства и НМА на предприятие могут поступать при приобретении за плату у поставщиков, строительстве и создании своими силами, безвозмездное получение, поступление в качестве взносов в уставный капитал. Основные средства выбывают в результате ликвидации по ветхости и износу, в связи с преобразованием, продажа, передача другим организациям. Ликвидацию оформляет комиссия, созданная приказом руководителя, актом на списание основных средств ф.№ ОС – 4. Все детали, узлы и материалы после ликвидации и разборки, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и отражены в бухгалтерском учете соответствующей записью Дт 10 Кт 91. При приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли – продажи с указанием первоначальной стоимости, износа. При поступлении объектов основных средств в комплекте, например офисная мебель, в инвентарную карточку должна быть вписан перечень отдельных предметов, входящих в комплект. При передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть приложены вторые экземпляры актов приема – передачи и техническая документация на передаваемые объекты.
Предварительный просмотр:
Тема 3.5. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда
Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате груда - подтвердить то, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем отрегулированы и не ухудшают по сравнению с законодательством положение работника, а также достоверность расчетов по оплате труда штатного и внештатного персонала и соответствие его нормативным документам. В процессе аудита решаются задачи проверки:
· проверка соблюдения положений законодательства о труде.
· проверка документального оформления трудовых отношений
· проверка расчетов по оплате труда.
· правильность отнесения затрат по оплате труда на себестоимость продукции.
· проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.
При проверке соблюдения положений законодательства о труде необходимо проанализировать соблюдение процедуры оформления приема на работу, при этом надо иметь в виду, что она различается для штатных и внештатных работников.
При проверке правильности установления оклада при приеме на работу аудитор должен обратить внимание, не определен ли он в размере, ниже МРОТ, не противоречат ли установленная форма и система оплаты труда действующему законодательству.
При предварительном этапе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с кадровой политикой предприятия:
· ориентируется ли руководство на формирование устойчивого трудового коллектива или на привлечение временных исполнителей;
· какую форму оплаты труда и систем стимулирования предполагается применять;
· какое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.
При аудите заключенных трудовых контрактов необходимо особое внимание обратить на четкое формулирование трудовых функций, более подробное распределение трудовых обязанностей.
Не менее актуальным остается вопрос о рабочем времени и отпусках работников. Особое внимание следует уделить дополнительным отпускам. В соответствии со ст. 115 Трудового Кодекса продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 28 календарных дней.
Аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, как организован учет рабочего времени сотрудников каким образом построена система оплаты труда и т.д. Прием на работу работников и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям.
Учет рабочего времени и начисление заработной палаты работникам, состоящим на повременной оплате труда, ведется с помощью табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. В этом документе отражаются все данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др. Что касается рабочих-сдельщиков, то основными документами являются наряды, маршрутные листки и др.
При аудите табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо проверить, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, заполнение всех реквизитов, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся подчистки и не оговоренные исправления. Рекомендуется проанализировать наряды по их датам выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным нарядам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях. Пристальное внимание следует обратить на наряды, которые выписаны на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия или проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака, переделке работ и т.п.
В ходе аудита необходимо выяснить такие вопросы: правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; обоснованность начисления премий и соответствие действующей на предприятии системе премирования; обоснованность начисления разного рода доплат и выплат. Правильность оставления бухгалтерских проводок и ведения синтетического и аналитического учета по оплате труда и т.д. Аудитор также поверяет правильность начисления и своевременность выплаты заработной платы.
Предварительный просмотр:
Тема 3.6. Аудит готовой продукции и ее продажи.
Цель аудита выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, то есть выучки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
При этом в процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
- анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;
- контролируется договорная дисциплина в соответствии с законодательством;
- проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
- изучается порядок учета и списания затрат на производство продажу готовой продукции;
- оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и родажи ее покупателям;
- анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
- контролируется соблюдение налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.
Основными задачами аудита поступления продукции собственного производства являются:
• проверка состояния складского хозяйства, условий храпения и обеспечения сохранности продукции;
• проверка полноты и своевременности ее оприходования;
• проверка своевременности и полноты инвентаризации и принятых по ее результатам мер;
• проверка реальности числящихся остатков готовой продукции па складе;
• выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;
• определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее транспортировки;
• установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах.
Первоочередное внимание в организации контроля за поступлением на предприятие товарно-материальных ценностей должно уделяться полноте и своевременности приходования продукции собственного производства. Большое значение при этом имеет правильная постановка текущего учета и контроля, когда возможно своевременно вскрыть и предупредить незаконное ис-
пользование, порчу или хищение готовой продукции. Наряду с приемами документального контроля в данном случае могут быть использованы и приемы фактического контроля (контрольные инвентаризации, лабораторные анализы и т.д.), что значительно повышает действенность текущего контроля за сохранностью готовой продукции.
При проверке внимательно изучают состояние учета и хранения, соблюдение порядка оприходования всей поступившей за ревизуемый период продукции собственного производства. При этом анализируются и проверяются по форме и по существу первичные документы на оприходование продукции. В ходе проверки устанавливают правильность составления указанных документов, их подлинность, реальность отраженных в них операций и объективность содержащихся сведений. Производится встречная сверка документов па оприходование продукции с документами по начислению оплаты труда.
Если установлены расхождения, аудиторы обязаны установить их причины и виновных лиц.
Особенно эффективным приемом проверки полноты оприходования продукции является контрольный запуск сырья и материалов в производство. Результаты контрольного запуска сырья и материалов в производство оформляются отдельным промежуточным актом.
При аудите полноты и своевременности оприходования готовой продукции следует учитывать, что оприходованию должна подлежать продукция, прошедшая все технологические стадии и соответствующая техническим условиям и стандартам. Первичные документы на ее -
оприходование (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.) сверяются с данными отчетов заведующих складами на их оприходование, а также с данными аналитического и статистического учета.
При наличии отклонении аудитор устанавливает их причины и виновных лиц.
В процессе аудита изучается ритмичность выпуска продукции и поставок ее покупателям. При этом анализируется соблюдете графика выпуска продукции и ее отгрузки покупателям.
Реализация готовой продукции — важная стадия кругооборота средств предприятия, на которой определяется общественная полезность продукта.
Основными задачами аудита реализации являются следующие:
• проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;
• определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции, основных средств, прочих активов, а также оказанием услуг;
• установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;
• проверка качества реализованной продукции, уровни ее товарности;
• контроль за правильным установлением закупочных и других цен;
• определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;
• проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;
• проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;
• выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;
• организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг, а также по реализации основных средств и прочих активов.
Материалами для проверки служат: накладные на вывоз и отпуск продукции со складов; квитанции заготовительных организаций о приеме продукции; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за купленную у предприятия продукцию; документы на отпуск продукции для продажи через свою торговую сеть, на колхозном рынке; отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ и услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг); соответствующий журнал-ордер, машинограммы; Главная книга; баланс предприятия.
Основными документами, регулирующими сбытовую деятельность предприятий, являются договоры на реализацию готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг сторонним организациям. Поэтому наряду с обоснованностью планирования реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг на сторону необходимо всесторонне проверить и правильность заключения предприятием указанных договоров как важнейшей правовой основы его сбытовой деятельности.
Проверяя наличие и правильность заключения договоров, аудиторы устанавливают обеспеченность планируемых объемов закупок продукции договорной базой, своевременность заключения договоров с каждым покупателем по каждому виду продукции, обоснованность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции, условий расчетов и санкций за невыполнение договорных обязательств.
Основным моментом аудита является проверка наличия по каждому договору расшифровок ассортимента с указанием сроков поставок покупателям соответствующей продукции, отметок о фактическом отпуске с указанием даты. При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке сверить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях выпуска готовой продукции. Далее обращают внимание на соблюдение графиков сдачи работниками и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отпущенную продукцию, на основе которых бухгалтерия выписывает платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т.д.), а в ряде случаев — платежных документов.
Выявленные факты нарушения типовых инструкций о порядке заключения договоров и реализации отдельных видов продукции должны быть доведены до сведения руководителей предприятия, соответствующих покупателей и при необходимости — вышестоящих органов в целях своевременного принятия мер по их устранению.
Одним из недостатков при заключении договоров является неоговорка зачастую в них о финансовых санкциях, которые должна понести виновная сторона. Следствием этого может стать рост неплатежей покупателей либо недопоставка продукции. Причем, если потерпевшая сторона обратится в суд с иском, то ей будет отказано по причине отсутствия в договоре финансовых санкций.
При изучении самих договоров аудитор обращает внимание на то, имеются ли в нем все необходимые разделы, позволяющие в достаточной полноте отразить права и обязанности сторон (полное наименование и адреса сторон, их уполномоченных представителей, предмет договора, объемы, качества, сроки, способы доставки продукции, условия расчетов, санкции, которые несут стороны при нарушении договорных обязательств), скреплен ли он подписями и печатями, указан ли срок действия договора.
Предварительный внутрихозяйственный контроль процесса реализации осуществляется при составлении бизнес-плана экономического и социального развития предприятия на каждый год. Данный контроль проводят руководитель и главный бухгалтер предприятия, которые, подписывая первичные документы на реализацию продукции, работ и услуг по тому или иному каналу, убеждаются в их законности, а также в правильности применения цен и тарифов. При этом они руководствуются законодательными, инструктивными указаниями.
В порядке предварительного контроля выявляют (наряду с обоснованностью плановых показателей, наличием и правильностью заключения договоров) готовность предприятия к отправке покупателю той или иной продукции: наличие и исправность весов и других измерительных приборов, транспортных средств, тары, обеспеченность необходимой документацией, разработка графиков, маршрутов доставки продукции и т.д. Контролеры должны обратить внимание на наличие и готовность транспортных средств, используемых для доставки покупателю.
При проверке отпуска продукции покупателям широко используют приемы фактического контроля, например контрольное взвешивание и лабораторный анализ отдельных партий продукции.
При этом особое внимание обращают на реальность скидок и надбавок к фактической массе каждого вида проданной продукции, для чего проверяют показатели ее качества, правильность расчета величины тех или иных скидок и надбавок и определения зачетной массы.
Отдельной проверке подлежит правильность определения себестоимости и реализационных цен проданной продукции. Реализационные цепы по каждому виду продукции, работ и услуг проверяют путем их сопоставления с действующими прейскурантами и договорами по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Обращают внимание на обоснованность планирования качества продукции и правильность расчета средних -
реализационных цен, исходя из сроков продажи, качественных кондиций (показателей) и сверхплановых объемов реализуемой продукции.
Предварительный просмотр:
Тема 3.7. Аудиторская проверка собственных средств организации.
Аудиторская проверка финансовых результатов
Имущество организаций формируется за счёт собственного капитала и за счёт заёмного капитала.
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и её обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного капитала, добавочного и резервного капитала, накопленной нераспределённой прибыли и целевого финансирования. Заёмный капитал может состоять из обязательств организации перед другими лицами и организациями, своими работниками, т. е. заёмных средств.
Целью аудита собственных средств предприятия является: проверка учредительных документов, установление правильности отражения операций по формированию и движению уставного капитала на счетах.
Аудит собственных средств предприятия осуществляется на основании следующих законодательных документов:
- Гражданский и Налоговый Кодекс РФ.
- ФЗ «Об акционерных обществах» № 205 – ФЗ от 26.12.95г.
- ФЗ «О бухгалтерском учёте» № 129 – ФЗ от 26.11.96г.
- ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119 – ФЗ от 7.08.01г. и др.
Источниками информации для проверки являются: Устав организации, учредительный договор, протоколы собраний учредителей, документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал (акты приёма – передачи имущества, приходные кассовые ордера, платёжные поручения), учётные регистры (ведомости, журналы – ордера), Главная книга, отчётность.
Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:
В бухгалтерском учёте на счёте 80 «Уставный капитал» по кредиту отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах экономических субъектов как совокупность вкладов учредителей в корреспонденции с дебетом счёта 75 «Расчёты с учредителями». При учреждении АО все его акции должны быть размещены среди учредителей.
Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее тысечекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на дату регистрации общества, а ЗАО – не менее стократной суммы МРОТ.
Уставный капитал и фактическая задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал учитываются и отражаются в отчётности отдельно. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении АО, производится по соглашению между учредителями. Записи по счёту 80 «Уставный капитал» производятся лишь в случаях увеличения и уменьшения уставного капитала, осуществляемых в установленном порядке, и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы предприятия.
При увеличении уставного капитала кредитуют счёт 80 и дебетуют счета учёта источников увеличения уставного капитала – 75, 83, 84, и др. При уменьшении уставного капитала дебетуют счёт 80 и кредитуют счета тех объектов учёта, на которые списывается соответствующая часть уставного капитала – 75, 84, и др. Аналитический учёт по счёту 80 организуется по учредителям, стадиям формирования капитала и видам акций.
Учёт расчётов с учредителями ведётся на счёте 75 «Расчёты с учредителями», который имеет два субсчёта:
- 75/1 «Расчёты по вкладам в уставный капитал» - активный,
- 75/2 «Расчёты по выплате доходов» - пассивный.
Дебетовое сальдо по счёту 75/1 означает сумму задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал. Записи по дебету отражают образование задолженности учредителей, а записи по кредиту – погашение задолженности учредителей по вкладам.
Кредитовое сальдо по счёту 75/2 означает задолженность акционерам по доходам. Записи по кредиту отражают сумму начисленных дивидендов акционерам, записи по дебету – суммы выплаченных дивидендов.
Если акционер является работником АО, то начисление дивидендов отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выплата дивидендов осуществляется расходным кассовым ордером и платёжным поручением. Дивиденды могут выплачиваться в виде акций, товаров, продукции, если это предусмотрено уставом. Доходы выплачивают только по выкупленным акциям. Каждому акционеру начисляют доходы в зависимости от количества акций, которые он приобрёл.
Предварительный просмотр:
Тема 3.8. Аудиторская проверка отчетности экономического субъекта
Отчётность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Она является завершающим этапом учётной работы. К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:
1. Ф З «О бухгалтерском учёте» № 129 – ФЗ от 21.11.1996г.
2. Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утверждённое приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.1998г.
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утв. Приказом МФ РФ № 43 н от 6.07.1999г.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Налоговый кодекс РФ.
По периодичности составления различают квартальную и годовую бухгалтерскую отчётность. Квартальная отчетность состоит из двух форм:
1. Бухгалтерского баланса форма № 1,
2. Отчёта о прибылях и убытках форма № 2.
Годовая бухгалтерская отчётность включает в себя:
1. Бухгалтерский баланс ф. № 1
2. Отчёт о прибылях и убытках ф. № 2
3. Отчет о движении капитала ф. № 3
4. Отчёт о движении денежных средств ф. № 4
5. Приложение к бухгалтерскому балансу ф. № 5
6. Пояснительная записка
7. Аудиторское заключение, если организация подлежит обязательной аудиторской проверке, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации и представляется учредителям, собственникам её имущества, органам государственной статистики, государственной налоговой службе, банкам, и другим органам в соответствии с законодательством РФ. Срок сдачи квартального отчета в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой – в течение 90 дней по окончании года.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении. Проверка должна проводиться по двум направлениям:
1. Взаимоувязка показателей отчетности между собой по всем формам отчётности.
2. Правильность заполнения форм отчётности на основании Главной книги и других регистров бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчётности. В нём отражаются на первое число каждого квартала в денежном выражении состав и размещение средств (имущества) организации – Актив, и источники их образования – Пассив. Актив = Пассиву – это валюта баланса.
Актив баланса состоит из двух разделов:
1. Внеоборотные активы
2. Оборотные активы.
Пассив включает три раздела:
1. Капитал и резервы
2. Долгосрочные обязательства
3. Краткосрочные обязательства.
Для анализа финансового положения аудитор использует систему абсолютных и относительных показателей, отражающих интересы и цели различных пользователей.
Нормируемые показатели - это ликвидность, финансовая устойчивость, прогнозирование банкротства, платежеспособности.
Ненормируемые показатели – это рентабельность чистых активов, рентабельность продаж, коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, собственного капитала.
Показатели оценки экономического потенциала субъекта хозяйствования:
1. оценка имущественного положения (доля основных средств в общей сумме активов, коэффициент износа основных средств),
2. оценка финансового положения (величина собственных средств, доля собственных средств в общей сумме источников, коэффициент текущей ликвидности, доля собственных оборотных средств в общей их сумме)
3. оценка прибыльности (чистая прибыль, рентабельность общая, рентабельность основной деятельности)
4. оценка динамичности (оборачиваемость активов, коэффициент погашаемой дебиторской задолженности)
5. оценка эффективности использования экономического потенциала (доходность собственного капитала, авансированного капитала)
В случае выявления искажения бухгалтерской отчётности аудитор должен оценить их влияние на достоверность проверяемой отчётности во всех отношениях. Аудитор должен включить сведения о выявленных искажениях отчетности в аудиторское заключение. Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, он выдает положительное заключение. Если аудитор обнаружил нарушения, которые наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он даёт время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не выдает положительного заключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии»
Методическая разработка Бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии» ...

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов"
Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов" ...

Рабочая программа учебной дисциплины "АУДИТ"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специ...

Комплект заданий для текущего контроля знаний по дисциплине Аудит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Комплект заданий для текущего контроля знаний по дисциплине Аудит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет состоит из тестов по семи темам. Ответы на тесты приложены в отдельном файле....

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
КИМ включают контрольные материалы для итоговой аттестации в форме зачета. Письменная зачетная работа состоит из двух вариантов, каждый из которых содержит задания двух типов. Первое задание – т...


