участие в работе МО и ПЦК
статья

Репина Татьяна Николаевна

Доклады методических объединений и цикловой комиссии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ptsk_tipy_sovremennyh_urokov.docx25.54 КБ
Файл doklad_sovet_premireniya.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ПЦК УГС 13.00.00 «Теплоэлектроэнергетика»

Тема: Типы уроков в зависимости от формы их проведения

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.

Уроки основных типов в рамках традиционного обучения

- Урок ознакомления с новым материалом

- Урок закрепления изученного

- Урок применения знаний и умений

- Урок обобщения и систематизации знаний

- Урок проверки и коррекции знаний и умений

- Комбинированный урок

Уроки основных типов по форме организации взаимодействия

- Урок-лекция

- Урок-семинар

- Урок-зачет

- Урок-практикум

- Урок-экскурсия

- Урок-дискуссия

- Урок-консультация

- Урок-театрализация

- Урок-соревнование

- Урок с дидактической игрой

- Урок – деловая игра

- Урок – ролевая игра

- Интегрированный урок

 

При выборе типа урока преподаватель ориентируется на его строение

Строение уроков основных типов

Урок ознакомления с новым материалом

Основные этапы:

сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности;

 

подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

 

ознакомление с новым материалом;

 

первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

 

постановка задания на дом;

 

подведение итогов урока.

 

Урок закрепления изученного

Основные этапы:

проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

 

сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

 

воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

 

перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

 

постановка задания на дом;

 

подведение итогов урока.

 

Урок применения знаний и умений

Основные этапы:

проверка домашнего задания;

 

мотивация учебной деятельности через осознание обучающимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока;

 

осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

 

самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем преподаваелятеля;

 

обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

 

подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

 

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные этапы:

постановка цели урока и мотивация учебной деятельности обучающихся;

 

воспроизведение и коррекция опорных знании;

 

повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

 

обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;

 

усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний;

 

подведение итогов урока.

 

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Основные этапы:

ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж обучающихся по организации работы на уроке;

 

проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

 

проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

 

проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

 

проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях;

 

подведение итогов.

 

Комбинированный урок

Основные этапы:

ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

 

проверка домашнего задания;

 

проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

 

изложение нового материала;

 

первичное закрепление изученного;

 

подведение итогов урока и постановка домашнего задания

или

проверка выполнения домашнего задания;

 

проверка ранее усвоенных знаний;

 

сообщение темы, цели и задач урока;

 

изложение нового материала;

 

восприятие и осознание учащимися нового материала;

 

осмысление, обобщение и систематизация знаний;

 

постановка домашнего задания.

 

Урок-лекция

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.

Основные этапы:

создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;

 

ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

 

выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

 

воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;

 

применение полученных знании;

 

обобщение и систематизация изученного;

 

формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

 

Урок-семинар

Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:  при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки обучающимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару обучающиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем преподаватель дополняет сообщения обучающихся, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений обучащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

 

Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если обучающийся справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.

 

Урок-практикум

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности обучающихся на практикумах является групповая форма работы.

Основные этапы:

сообщение темы, цели и задач практикума;

 

актуализация опорных знании и умении обучающихся;

 

мотивация учебной деятельности обучающихся;

 

Ознакомление обучающихся с инструкцией;

 

подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

 

выполнение работы обучающимися под руководством преподавателя;

 

составление отчета;

 

обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.



Предварительный просмотр:

Доклад Репиной Татьяны Николаевны – преподавателя

Круглый стол:  «Совета премирения»

Тема: Внеклассные мероприятия в работе техникума

Добрый день! Поговорим сегодня о роли внеклассных занятий.

Внеклассные мероприятия  - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для студентов (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания студентов, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если студенты  не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, студент постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.

Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов студентов. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время преподавателя  и студента, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями студентов  и с учетом  годового плана техникума.

Внеклассная работа ориентирует педагогов и студентов на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон.

Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.

        Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно со студентами, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями техникума. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе студентов, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.        

Чаще всего приоритетными для  подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие студентам осознать самих себя.

Примером форм внеклассной работы являются:

  1. Проведение экскурсий

Важнейшей задачей техникума является воспитание подлинно творческих людей. Для студентов  это означает осмысление ими жизненной необходимости знаний, личное знакомство с современными научными достижениями.

Этого, отчасти, можно достичь на уроках с помощью демонстрационного эксперимента, использования кинофильмов, плакатов, моделей, таблиц. Однако как бы хорошо ни были использованы все виды наглядности, студенты не получают полного представления о реальных объектах и явлениях без непосредственного знакомства с ними в натуре – на экскурсиях.

Своевременно проведенные экскурсии повышают интерес студентов  к изучаемому материалу по предметам.

Примером  такой  экскурсии является посещение измерительных лабораторий метрологии и стандартизации  ГРЭСа.

Экскурсии приучают студентов  наблюдать явления, процессы, происходящие в природе, на производстве и их взаимосвязь, глубже понимать значение науки, техники   в развитии экономики.

Экскурсии как метод обучения имеют большое педагогическое значение. Они обеспечивают живое и конкретное восприятие предметов и явлений окружающего мира, конкретных производственных процессов, приборов и машин. Ни один самый талантливый рассказ учителя о производстве не может заменить по силе и яркости впечатлений экскурсии на это производство. Преподаватели после экскурсии на производство отмечают, что многие трудные темы и разделы учебной программы усваиваются гораздо легче, когда студенты  наблюдают изучаемые явления не только в кабинете и лаборатории,  но и на производстве,  в реальной жизненной обстановке.

Также  можно посещать экскурсии  музеев, которыми богата Бурятия и Селенгинский район.

Музей, используя в качестве главного педагогического средства свои экспонаты, способен развивать творческие способности, межличностную коммуникацию. Он дает высокую степень свободы в выборе ответа на философские вопросы человеческого бытия и смыслов существования, что способствует более глубокому пониманию цивилизации.

Музейное пространство – это развивающая среда, дающая возможность самостоятельной жизни подростку. Это очень важно для воспитания самоопределяющейся личности.

  1. Проведение выставок

Организация  выставок в техникуме относится к наиболее редко применяемым формам внеклассной работы. Вместе с тем в их подготовке всегда принимает активное участие большое количество студентов.

Экспозиции оформляются в актовом зале, в музее или большом кабинете  на отдельных столах, расставленных вдоль стен.

В зависимости от темы выставки ее экспонатами могут быть игрушки, экспонаты и устройства, творческие работы.

  1. Кружки

Одним из эффективных средств внеклассной работы студентов  является  кружок. Кружок – это основная форма организации творчества студентов  во внеурочное время. Это добровольное объединение студентов, проявляющих особый интерес к той или иной конкретной области предметов  и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области.

При большом разнообразии форм работ деятельность студентов чаще всего строится либо на теоретической основе (предметный кружок) –  подготовка и обсуждение докладов, составление рефератов, решение задач, защита малых проектов  и т.д., либо практической  – изготовление  наглядных пособий, презентаций, проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми, проектная или моделирующая деятельность, организация экскурсий  и др.

Занятие в кружке  способствует расширению кругозора, повышению интереса к предметам, широкому развитию творческих возможностей, самостоятельности и самоуправления студентов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте.

Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

  1. Классный час

Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в техникуме. Он входит  в  расписание уроков, что дает возможность классному руководителю еженедельно в течение часа общаться с подростками, решать организационные и воспитательные задачи.

Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.

Тематика классных часов может быть разнообразна.

Классные часы могут посвящаться:

- морально-этическим проблемам;

- проблемам науки и познания;

- эстетическим проблемам;

- вопросам государства и права;

- вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;

- психологическим проблемам;

- проблемам экологии и т.д.

При составлении  плана классных часов на учебный год, необходимо учитывать  ряд нормативных документов:

- Конвенция о правах ребенка.

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

К другим формам внеклассной работы можно отнести:

  1. Соревновательные формы: конкурсы, игры, олимпиады, викторины, которые организуются  после изучения определенных  тем по предметам. Их объединяет в один вид то, что во время проведения каждого из этих мероприятий студентам  присущи творческий накал, дух соревнования, любознательность, стремление узнать больше. Все это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того  материала, который используется в данном мероприятии.
  2. К публицистическим  формам  работы, которые могут быть использованы в техникуме, относятся стенгазеты, плакаты, рекламные проспекты, буклеты и электронные газеты. Наряду с выполнением этих наглядных материалов развивается у студентов мышление, самостоятельность, организованность и аккуратность в выполнении порученного дела, расширяется общий кругозор, вырабатывается творческое отношение к делу, развивается умение работать в команде.
  3. Культурно-просветительные формы внеклассной работы предусматривают проведение вечеров, устных журналов, праздников, фестивалей, поэтических гостиных.
  4. К исследовательским формам внеклассной работы относятся участие в конференциях, работа над проектами. В проектно-исследовательской деятельности формируются коммуникативные способности, толерантность, самостоятельность, ответственность, критическое мышление, навыки оценочной деятельности. Развиваются умения принимать решения, сотрудничать, работать в команде, вести дискуссию, получать и обрабатывать информацию. Кроме того, защищая проекты, студенты  приобретают важный  навык публичного выступления.

5. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: -  трудовые десанты и субботники,  Дни здоровья. Задачами которых являются: содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию подростков; повышение интереса к занятиям физической культурой и ее внедрение в повседневную жизнь студентов, преподавателей и родителей.

Все формы массовой внеклассной работы применяются при проведении предметной недели. Участие в мероприятиях предметной недели позволяет  студентам систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Эта форма работы дает возможность на практике осуществить личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию студентов, когда учитываются потребности, учебные  возможности и склонности их, решается задача раскрытия творческих способностей  с разным уровнем подготовки.

Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность подростка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.

Для выявления круга интересов обучающихся можно использовать анкету на тему о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях у  молодого человека возникают мотивация деятельности, осознание именно его роли в данном ее виде, причастность к общему делу техникума. Очень важна при этом и опора на инициативу и самодеятельность обучающихся. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм внеклассных занятий или акций. Педагог при этом может выступать только в роли старшего наставника или профконсультанта.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и работы конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам.

Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации студентов. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности. А вот при проведении  бесед, вечеров, утренников, лишь часть студентов  выступают в качестве организаторов и исполнителей.

Хотелось бы привлечь вас ребят, также  членов студсовета техникума к решению проблем по проведению внеклассных мероприятий техникума, активизировать студенческую жизнь  нашего образовательного учреждения.

Спасибо за внимание!

.

Подготовка воспитательного мероприятия

  1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел  коллектива группы  направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.

2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности студента и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.

3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов.

4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели,  имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у студентов различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.

5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия со студентами, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение конкретных задач.  кола со


Список использованных источников

  1. Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1961. – 235с.
  2. Златопольский Д.М. Внеклассная работа //Информатика: Приложение к «Первому сентября» – 2001. - №44.
  3. Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации
  4. Караковский В.А.  Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного  процесса. – М., 1993
  5. Кузнецова Н.П. , Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. – Волгоград: Учитель, 2008
  6. Лутошкин А.Н.  Как вести за собой. – М., 1986

Интернет-ресурсы:

http://efschool.ru/pedagogam/vjspit/94-pekomendazii.html

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00063710_0.html

http://po4emu4ki.ucoz.ru/publ/6-1-0-42

http://bestreferat.ru/referat-136146.html

  1. Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/534738/, http://festival.1september.ru/articles/553862/
  2. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/io/19/kostromina, http://www.openclass.ru/node/128612
  3. Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3438/Itemid,118/
  4. Центр современных методик преподавания

http://www.dioo.ru/

  1. Электронная газета «Интерактивное образование»

http://io.nios.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04.) «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов»

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 270831 «Строительство и эксплуатация авто...

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

5. Участие в работе МК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Методическая работаУчастие в профессиональных конкурсахРезультаты участия в профессиональных конкурсахУчастие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сообществ, творческих коллективов, эк...