контрольно оценочные средства по УД Финансовая математика
учебно-методический материал

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Финансовая математика специальности 38.02.07 Банковское дело в рамках укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление составлен на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и требований работодателей по специальности 38.02.07 Банковское дело, с учётом профессиональных стандартов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_ud_finansovaya_matematika.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине Финансовая математика

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

38.02.07 Банковское дело  

Волгоград, 2024

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Финансовая математика специальности 38.02.07 Банковское дело в рамках укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление составлен на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и требований работодателей по специальности 38.02.07 Банковское дело, с учётом профессиональных стандартов.

Содержание

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ……………………………. 4  
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке …………… 5  

3.  Оценка освоения учебной дисциплины ………………………………………….11

        3.1. Формы и методы оценивания

        3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине ……………………………………………………………………………23

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств         

        В результате освоения учебной дисциплины Финансовая математика обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию и общими компетенциями.

           В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. Выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов;

У2. Корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции;

У3. Рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга;

У4. Вычислять параметры ренты;

У5. Производить вычисления, связанные с проведением валютных операций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

иды процентных ставок и способы начисления процентов;

З1. Формулы эквивалентности процентных ставок;

З2. Методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции;

З3. Виды потоков платежей и их основные параметры;

З4. Методы расчета платежей при погашении долга;

З5. Показатели доходности ценных бумаг;

З6. Основы валютных вычислений.

Общие компетенции:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Завершающей формой аттестации по учебной дисциплине является: дифференцированный зачет

.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1 – Перечень проверяемых знаний и умений

Результаты обучения:

умения, знания и общие компетенции

Показатели

оценки результата

Форма

контроля и

оценивания

Уметь:

У1. Выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Практическое занятие № 1.

Решение задач с применением простых процентных ставок.

Практическое занятие № 2.

Решение задач с применением методики сложных процентов

Практическое занятие № 3.

Оценка финансовой эквивалентности обязательств

Практическое занятие № 4.

Решение задач по наращиванию с применением простых и сложных процентов.

Практическое занятие № 5.

Решение задач с применением таблиц дисконтирующих  и мультиплицирующих  множителей

Оценка

практических

занятий

У2. Корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Практическое занятие № 8. 

Решение задач с применением методики расчета доходности ценных бумаг

Оценка

практических занятий

У3. Рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Практическое занятие № 7.

Решение задач с применением методики определения платежей по погашению

ранее выданных кредитов

У4. Вычислять параметры ренты

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Практическое занятие 6.

Решение задач на определение платежей по ренте

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Практическое занятие № 9.

Решение задач с применением методики расчета курса валют.

Практическое занятие № 10. 

Решение задач с применением методики расчета валютных позиций.

Оценка

практических занятий

Знать:

З1.Виды процентных ставок и способы начисления процентов

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

Понятие и сущность процентных ставок. Виды процентных ставок, их назначение и способы начисления.  

 

Проведение

устного  

фронтального

опроса по

 контрольным

вопросам.

З2.Формулы эквивалентности процентных ставок

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

Понятие простых процентов и сфера их применения. Методика начисления простых процентов.

Сущность финансовой эквивалентности обязательств. Эквивалентность во времени денежных средств.

Проведение

комбинированного опроса

по

контрольным

вопросам.

З3.Методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

Понятие сложных процентов и сфера их применения.

Методика начисления сложных процентов.

Наращивание по простым и сложным процентам. Номинальная и эффективная процентная ставки.  

Непрерывное наращивание. Влияние инфляции на ставку процента.

Проведение

комбинированного опроса

по

контрольным

вопросам.

З4.Виды потоков платежей и их основные параметры 

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

Понятие и сущность эквивалентности процентных ставок. Изменение эквивалентности процентных ставок во

времени и под влиянием внешних экономических факторов.

Сущность потока платежей и их классификация. Ренты – годовая, общая конечная и «вечная». Объединение и

замена рент.

Проведение

комбинированного опроса

по

контрольным

вопросам.

З5.Методы расчета платежей при погашении долга

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

Сущность и назначение таблиц мультиплицирующих множителей.  Сущность и назначение таблиц    

дисконтирующих множителей.

Понятие современной стоимости одной денежной единицы, порядок ее определения.

Сущность кредитных расчетов и их классификация. Методика определения платежей по погашению основного

долга одним платежом и равными годовыми выплатами. Общий метод погашения займа.

Проведение

комбинированного опроса

по

контрольным

вопросам.

З6.Показатели доходности ценных бумаг

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

Общие понятия доходности финансовых операций. Текущая, мгновенная и полная доходность.

Методика расчета доходности ценных бумаг.

Проведение

комбинированного опроса

по

контрольным

вопросам.

З7.Основы валютных вычислений

Правильность и четкость ответов на контрольные вопросы.

 Общие понятия валютного курса и его виды. Валютная доходность. Методика расчета курса валют.

Общие понятия валютной позиции. Классификация валютных позиций, отражающих результативность

деятельности кредитной организации. Методика расчета валютных позиций.

Проведение

комбинированного опроса

по

контрольным

вопросам.

Тестовые задания

3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

        Текущий и рубежный контроль осуществляется в форме:

устного опроса;

контроля выполнения практических занятий;

тестового контроля;

контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (реферат, презентация).

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 2 - Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) 

Элемент УД

(количество часов)

Формы и методы контроля

текущий контроль

рубежный контроль

промежуточная аттестация

форма контроля

проверяемые

ОК, У, З

форма контроля

проверяемые

ОК, У, З

форма контроля

проверяемые

ОК, У, З

Раздел 1. Виды процентных ставок и способы начисления процентов

(8 часов)

Тема 1.1.

Сущность и структура процентных ставок

(1 час)

Комбинированный опрос.

ОК1, ОК4;

 

З1

-

-

-

-

Тема 1.2.

Простые проценты

(3 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

 

У1;

З1

Тема 1.3.

Сложные проценты

 (4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1;

З1

-

-

-

-

Раздел 2. Формы эквивалентности процентных ставок

(4 часа)

Тема 2.1.

Формулы эквивалентности процентных ставок (1 час)

Комбинированный опрос.

ОК1-ОК4;

У1, У2;

З1, З2

-

-

-

-

Тема 2.2.

Финансовая эквивалентность обязательств

(3 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У2;

З1, З2

-

-

-

-

Раздел 3. Методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции

(8 часов)

Тема 3.1. Наращивание по процентным ставкам

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

 

У1, У2;

З2

-

-

-

-

Тема 3.2.  Мультиплицирующие и дисконтирующие множители

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У2;

З2, З3

-

-

-

-

Раздел 4. Виды потоков платежей и их основные параметры

(4 часа)

Тема 4.1.  Потоки платежей, ренты

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У2, У3, У4;

З4

-

-

-

-

Раздел 5. Методы расчета платежей при погашении долга

(4 часа)

Тема 5.1.  Кредитные расчеты

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У2, У3, У4;

З4

-

-

-

-

Раздел 6. Показатели доходности ценных бумаг

(4 часа)

Тема 6.1.  

Финансовые расчеты

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У4;

 З5

-

-

-

-

Раздел 7. Основы валютных вычислений

(8 часов)

Тема 7.1.

Валютные курсы

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У5;

З6

Тема 7.2.

Валютные позиции

(4 часа)

Комбинированный опрос.

Контроль выполнения практических занятий.

ОК1-ОК4;

У1, У5;

З6

Итого

(40 часов)

-

-

-

-

зачет

ОК1-ОК4;

У1-У5

З1-З6

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1. Типовые задания для оценки знаний У1, З1 (текущий контроль).

Раздел 1.  Виды процентных ставок и способы начисления процентов 

Тема 1.1. Сущность и структура процентных ставок

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Охарактеризуйте сущность процентных ставок.

2. Дайте характеристику процентной ставке, порядку ее определения.

3. Поясните, почему, чем выше процентная ставка, тем выгоднее сделка для кредитора.

4. Назовите виды процентных ставок.

2) Решение задачи

Определите, используя метод наращивания по простым процентам первоначальную сумму.

Условие задания 1.

n= 5 лет        

S= 90000 руб.

I= 750 руб.

i= 16 %

   P- ?              

Тема 1.2. Простые проценты

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Дайте характеристику методу простых процентов.

2. Охарактеризуйте порядок начисления процентов по методу простых процентов.

2) Решение задачи

Определите, используя метод наращивания по простым процентам процентную сумму и сумму накопленного долга, если ссуда, выданная Ткачеву И.Т.., составляет 50 000 руб., срок долга 5 лет, ставка простых процентов 17% годовых.

Практическое занятие № 1

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите проценты за весь срок использования векселя и наращенную сумму.

Условие задания 1:

Определите, используя метод наращивания по простым процентам процентную сумму и сумму накопленного долга, если ссуда, выданная Петрову Е.К., составляет 10 000 руб., срок долга 5 лет, ставка простых процентов 17% годовых.

Задание 2. Определите, используя метод наращивания по простым процентам, доходность сделки (размер процентной ставки), то есть проценты за весь срок использования векселя и процентную ставку в виде десятичной дроби «i».

Условие задания 1.

Компания  приобрела  за  свой счет в кредитной организации вексель, по которому через год должна получить 80 000 руб. В момент приобретения векселя его цена составила 75 214 руб.

Задание 3. Определите, используя метод наращивания по простым процентам первоначальную сумму.

Условие задания 1.

n= 5 лет        

S= 45000 руб.

I= 750 руб.

i= 14 %

P- ?

Задание 4. Определите наращенную сумму, используя 3 варианта расчета.

Условие задания 1.

Ссуда в размере 356452 руб. выдана на срок 183 дня под 14% годовых.

Задача 5. Определите, используя метод наращивания по простым процентам, процентную ставку в виде десятичной дроби «i» и наращенную сумму «S».

Тема 1.3. Сложные проценты

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Дайте характеристику методу сложных процентов.

2. Охарактеризуйте порядок начисления процентов по методу сложных процентов.

2) Решение задачи

Определите, используя метод наращивания по сложным процентам, доходность банка через 1 год, через 2 года. Поясните порядок расчета.

Условие задания 1.

Выдан кредит Осину Ю.Л. сроком на 2 года в размере 300000 под 14% годовых. Кредит погашен в установленный срок согласно условиям заключенного договора.

Практическое занятие № 2

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите наращенную сумму по сложным процентам через год, через 2 года.

Условие задания 1.

Первоначальная сумма обязательств составляет 1000 руб., процентная ставка 10%.

Дано:

Р= 1000 руб..

i – 0,1.

S -?  

Задание 2. Определите, используя метод наращивания по сложным процентам, доходность банка через 1 год, через 2 года. Поясните порядок расчета.

Условие задания 1.

Выдан кредит Иванову А.К. сроком на 2 года в размере 420000 под 12% годовых. Кредит погашен в установленный срок согласно условиям заключенного договора.

Задание 3. Определите, используя метод наращивания по сложным процентам сумму вклада, снимаемую вкладчиком 01.09.20 _ г. Поясните порядок расчета.

Условие задания 1.

13.01.20__  г. Петров А.А. положил в банк 10 000 руб. во вклад «Пополняй» под ставку 7,5% годовых сложных процентов.

Задание 4. Определите, в какую сумму обратится через 5 лет долг, равный 200 000 руб., при росте по сложной ставке 5,5% (процентные деньги). Поясните порядок расчета.

Задача 5. Определите сумму первоначального вклада.

Условие задания 1.

Вкладчик пожелал, чтобы через 2 года на его лицевом счете с учетом процентов накопилось 90 000 руб. Процентная ставка по вкладу 7,9% годовых. Поясните порядок расчета.

         

3.2.2. Типовые задания для оценки знаний У1, У2, З1, З2 (текущий контроль).

Раздел 2. Формы эквивалентности процентных ставок

Тема 2.1. Формулы эквивалентности процентных ставок

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Охарактеризуйте сущность финансовой эквивалентности обязательств.

2. Дайте характеристику принципу и методу эквивалентности.

2) Решение задачи

Определите эквивалентность простой процентной ставки и простой учетной ставки.

Условие задания 1.

i = 14%.

n = 1 год

d -?  

Тема 2.2. Финансовая эквивалентность обязательств

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Охарактеризуйте эквивалентность денежных средств во времени.

2. Оцените финансовую эквивалентность обязательств.

2) Решение задачи

Определите процент годовых, если Лицевой счет в Сбербанке России обещает 3,1% за 100 дней.

Практическое занятие № 3

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите эквивалентность простой процентной ставки и простой учетной ставки.

Условие задания 1.

i = 12%.

n = 1 год

d -?  

Задание 2. Определите, какая сумма предпочтительнее при ставке 6%: $1000 сегодня или $2000 через 8 лет? Поясните ответ.

Задание 3. Определите, какой среднегодовой темп прироста валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечит его удвоение через 10, 20, 30, 45, 125 лет? Поясните порядок расчета.

Задание 4. Найдите несколько сумм в прошлом и в будущем, эквивалентных сумме 1000 руб. в момент 0 при ставке 8% годовых.

Задание 5. Определите процент годовых, если лицевой счет в ПАО Сбербанк обещает 2,9% за 100 дней. Поясните ход решения задачи.

3.2.3. Типовые задания для оценки знаний У1, У2, З2, З3 (текущий контроль).

Раздел 3. Методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции

Тема 3.1. Наращивание по процентным ставкам

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Охарактеризуйте порядок наращивания по простым процентам.

2. Охарактеризуйте порядок наращивания по сложным процентам.

3. Дайте характеристику номинальной процентной ставке.

4. Дайте характеристику эффективной процентной ставки.

5. Охарактеризуйте непрерывное наращивание.

6. Поясните влияние инфляции на ставку процента.

2) Решение задачи

Найдите несколько сумм в прошлом и в будущем, эквивалентных сумме 3000 руб. в момент 0 при ставке 8,5% годовых.

Практическое занятие № 4

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Поясните, при какой ставке сложных процентов за 9 лет сумма удваивается?

Задание 2. Рассчитайте, какова будет сумма денежных средств к 18-летию внучки. Поясните ход решения задачи.

Условие задания.

В день рождения внучки дедушка положил в банк 500 $ США под 3% годовых.

Задание 3. Определите, как найти инфляцию за квартал, если известна годовая инфляция 1,348? Поясните ход решения задачи.

Задание 4. Определите наращенную сумму простых процентов с переменной ставкой через п лет.

Условие задания.

Простые проценты за k-й год равны .

Задание 5. Определите наращенную сумму сложных процентов с переменной ставкой через п лет.

Условие задания.

Сложные проценты за k-й год равны .

Задание 6. Определите кому это выгодно: тому, кому будут платить, или тому, кто будет платить?

Условие задания.

По договору зафиксирован платеж через 3 года в размере 10000 руб. Через год процентная ставка увеличилась.

Тема 3.2.  Мультиплицирующие и дисконтирующие множители

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Дайте характеристику мультиплицирующим множителям, порядку их использования.

2. Дайте характеристику дисконтирующим множителям, порядку их использования.

2) Решение задачи

Определите, во сколько раз вырастет наращенная сумма, если проценты будут начисляться ежемесячно. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

срок начисления сложных процентов 5 лет;

процентная ставка 14%.

Практическое занятие № 5

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите сумму всех процентных платежей. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

Долг в сумме 180 тыс. руб. должен быть погашен за 6 лет по схеме возрастающей ренты, изменения по арифметической прогрессии. Первая выплата 50 тыс. руб. Платежи и начисление процентов на остаток долга производятся в конце года. Ставка годовых 7,2%.

Задание 2. Определите сумму всех процентных платежей. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:                                                          

Долг в сумме 135 тыс. руб. Должен быть погашен за 6 лет по схеме возрастающей ренты, изменения по арифметической прогрессии, первая выплата равна 15 тыс. руб.

Платежи и начисление процентов на остаток долга производиться в конце года. Ставка годовых 7,5%.

Задание 3. Определите эффективную ставку процентов и сумму капитала. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

        первоначальная сумма капитала на 01.01.201_ г. составляет 10000 руб.;

        номинальная ставка 24% годовых;

        начисление процентов ежеквартально.

Задание 4. Определите, во сколько раз вырастет наращенная сумма, если проценты будут начисляться ежемесячно. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

        срок начисления сложных процентов 5 лет;

        процентная ставка 12%.

Задание 5. Найдите наращенную сумму, соответствующую ставку сложных процентов. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

        сумма, на которую начисляются проценты 2 000 000 руб.;

        сила роста 10%;

        срок 5 лет.

3.2.4. Типовые задания для оценки знаний У1, У2, У3, У4, З4 (текущий контроль).

Раздел 4. Виды потоков платежей и их основные параметры

Тема 4.1.  Потоки платежей, ренты

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Охарактеризуйте сущность потока платежей, порядок определения.

2. Охарактеризуйте конечную годовую ренту.

3. Дайте характеристику видам ренты.

4. Охарактеризуйте классификацию финансовых рент.

5. Охарактеризуйте обычную годовую ренту.

6. Охарактеризуйте конечную годовую ренту.

2) Решение задачи

Определите размер современной ренты. Поясните ход решения задачи.  

Исходные данные:

R = 53000 тыс. руб.

n = 8

i = 14%

а- ?

Практическое занятие № 6

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите размер современной ренты. Поясните ход решения задачи.  

Исходные данные:

R = 30,877 тыс. руб.

n = 8

i = 12%

а- ?

Задание 2. Определить размер современной ренты. Поясните ход решения задачи.  

Исходные данные:

R = 28,582 тыс. руб.

n = 5

i = 3,5%

а- ?

Задание 3. Найдите, используя таблицу 1, длительность ренты с современной величиной а=4000. Поясните ход решения задачи.

Исходные данные:

R = 1000 тыс. руб.,

i = 8%.

Задание 4. Определите цену выкупа аренды?

Исходные данные: 

Бизнесмен арендовал виллу (вечная рента) за 10 000 $ США в год под 5% годовых.

Задание 5. Найдите, используя таблицу 1, ренту-сумму для двух годовых рент. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

1-я рента длительностью 5 лет с годовым платежом 1000 руб.

2-я рента длительностью 8 лет с годовым платежом 800 руб.

Годовая ставка процента 8%.

3.2.5. Типовые задания для оценки знаний У1, У2, У3, У4, З4 (текущий контроль).

Раздел 5. Методы расчета платежей при погашении долга

Тема 5.1.  Кредитные расчеты

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Охарактеризуйте сущность кредитных расчетов.

2. Приведите основную классификацию кредитных расчетов.

3. Охарактеризуйте методику определения платежей по погашению основного долга одним платежом.

4. Охарактеризуйте методику определения платежей по погашению основного долга равными годовыми выплатами.

5. Дайте характеристику общего метода погашения займа.

2) Решение задачи

Найдите размер ежеквартальной выплаты по потребительскому кредиту.

Условие задания:

На покупку дачного домика взят потребительский кредит 50 000 руб. на 8 лет под 12 простых процентов. Его нужно погашать равными ежеквартальными выплатами.

Практическое занятие № 7

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите суммы погашения основного долга равными годовыми выплатами. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

D – 20 000 руб.;

N – 5 лет;

i – 10% годовых.

Задание 2. Определите искомый ежеквартальный платеж. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

Гражданин Б. в течение 5 лет ежеквартально должен был выплачивать 500 руб., погашая взятую ссуду. В связи с его отъездом за границу через два года он попросил пересчитать величину ежеквартальной выплаты, чтобы успеть рассчитаться. Ставка процентов в банке - 8% годовых.

Задание 3. Найдите размер ежеквартальной выплаты по потребительскому кредиту. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

На покупку дачного домика взят потребительский кредит 40 000 руб. на 8 лет под 8 простых процентов. Его нужно погашать равными ежеквартальными выплатами.

Задание 4. Определите сумму единовременного платежа в погашение задолженности по кредиту, выданному физическому лицу и сумму платы за кредит. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

размер кредита                                                         10000 руб.;

срок кредита                                           3 года;

ставка платы за кредит                                                 22 %;

дата выдачи                                                          10 декабря 2018 г.

дата внесения первого платежа                           3 февраля 2019 г.

Задание 5. Найдите размер ежегодного погашения займа. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

Заем 20 000 руб. взят на 8 лет под 8% годовых. Погашаться будет ежегодными равными выплатами.

3.2.6. Типовые задания для оценки знаний У1, У4, З5 (текущий контроль).

Раздел 6. Показатели доходности ценных бумаг

Тема 6.1.  Финансовые расчеты

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Поясните сущность доходности финансовых операций.

2. Охарактеризуйте текущую доходность финансовых операций.

3. Охарактеризуйте мгновенную доходность финансовых операций.

4. Охарактеризуйте методику расчета доходности ценных бумаг.

2) Решение задачи

Назовите, куда с точки зрения доходности выгоднее вложить деньги?

Условие задания:

а) в вексель, выпущенный сроком на 1 год на сумму 150000 руб.;

б) в облигацию номиналом 150000 руб. с купоном 17 % годовых сроком на 2 года;

в) в депозитный сертификат с периодом обращения 1 год и доходностью 17 % годовых.

Рыночная стоимость ценных бумаг одинакова и равна 100000 руб.

Практическое занятие № 8

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите доходность и дивидендное покрытие привилегированных акций АО «Сигма». Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

номинал акции 20000 руб.

курс покупки 23000 руб.

объем выпуска 500 шт.

ставка фиксированного дивиденда 80 %

прибыль 26 000 000 руб.

ставка налога на прибыль 20 %

Задание 2. Определите доходность до погашения и платежное покрытие облигации А для инвестора. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

         срок обращения 3 года;

номинал 10000 руб.;

курс 83 %;      

ставка купонной доходности 50 %;

объем облигационного займа 15000000 руб.;

ожидаемая прибыль 40000000 руб.;

ставка налога на прибыль 20 %.

Задание 3. Назовите, куда с точки зрения доходности выгоднее вложить деньги? Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

а) в вексель, выпущенный сроком на 1 год на сумму 120000 руб.;

б) в облигацию номиналом 100000 руб. с купоном 15 % годовых сроком на 2 года;

в) в депозитный сертификат с периодом обращения 1 год и доходностью 23 % годовых.

Рыночная стоимость ценных бумаг одинакова и равна 90000 руб.

Задание 4. Определите возможный размер кредита, подлежащего выдаче физическому лицу. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

среднемесячная заработная плата за 6 месяцев                              12500 руб.

удержания из заработной платы                                                            15%

срок кредита                                                                                             3 года

ставка платы за кредит                                                                            22%

Задание 5. Определите сумму дохода, выплаченного по векселю ПАО Сбербанк. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

сумма векселя                                     100000 руб.;

срок векселя                                            1 год;

процентная ставка по векселю            25 %;

дата выдачи                                    10 февраля 2018 г.;

дата оплаты                                       2 марта 2019 г.

Задание 6. Определите сумму дохода, выплаченного по депозитному сертификату. Поясните ход решения задачи.

Условие задания:

сумма сертификата                                   100000 руб.

срок сертификата                                             3 мес.;

процентная ставка по сертификату              25 %;

дата выдачи                                              10 марта 2018 г.;

дата оплаты                                              02 апреля 2019 г.

3.2.7. Типовые задания для оценки знаний У1, У5, З6 (текущий контроль).

Раздел 7. Основы валютных вычислений

Тема 7.1. Валютные курсы

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Дайте понятие валютному курсу и его видам.

2. Охарактеризуйте валютную доходность, порядок ее определения.

3. Дайте характеристику расчету курса валют.

2) Решение задачи

Найдите ежегодные выплаты по предоставленному займу в евро.

Условие задания:

Заем в 10000 евро взят на 8 лет под 10% годовых. Погашаться будет равными ежегодными выплатами основного долга.

Практическое занятие № 9

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите среднее значение курса доллара США к российскому рублю в ПАО «Сбербанк России» на 16 часов. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

        Курс ММВБ на 12 час. 26 мин.                        62,9648 руб.

        Курс ММВБ на 15 час. 58 мин.                        62,9446 руб.

Задание 2. Определите максимальную сумму кредита в долларах США, которую в банке может получить заемщик - физическое лицо. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

среднемесячный доход заемщика                               14000 руб.;

удержание из заработной платы                                     25 %;

ставка платы за кредит                                                     19 %;

курс доллара США                                                         61,21 руб.;

срок кредита                                                                     3 года.

Задание 3. Найдите ежегодные выплаты по предоставленному займу в долларах США. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания:

Заем в 5000 $ США взят на 8 лет под 8% годовых. Погашаться будет равными ежегодными выплатами основного долга.

Задание 4. Определите реализованную курсовую разницу. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания 1 (руб.):

Вид инвалюты

Курс Банка России

Курс покупки

Курс продажи

Доллар США

61,80

58,98

64,59

Евро

70,05

67,12

73,95

Условие задания 2. В течение операционного дня продано:

        а) 1820 долларов США;

        б) 2900 евро.

                         Произведена покупка:

        а) 960 долларов США;

        б) 1680 евро.

Задание 5. Определите нереализованную курсовую разницу. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания 1:

        1. Курс Банка России на 03.05.20 _ г.                                                61,80 руб.

                                  на 04.05.20 _ г.                                                      61,84 руб.

Условие задания 2.

        Остатки долларов США на балансовых счетах:

        20202 «Касса кредитных организаций» (А)                                        24800 $

        42307 «Депозиты физических лиц»       (П)                                        16300 $

Тема 7.2. Валютные позиции

1) Комбинированный опрос по контрольным вопросам

1. Дайте определение валютной позиции.

2. Назовите виды валютных позиций.

3. Поясните порядок расчета валютной позиции.

2) Решение задачи

Определите величину балансирующей статьи в рублях и степень использования лимита суммарной величины открытых валютных позиций.

Условие задания 1:

Наименование иностранной

валюты

Открытая валютная позиция

Доллар США

2 574 209

Евро

- 1 806 390

Условие задания 2. Капитал банка 300 000 000 руб.

Практическое занятие № 10

Критерии оценки при выполнении практического занятия:

        -оценка «отлично» выставляется при правильном безошибочном выполнении заданий и полных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «хорошо» выставляется  при правильном выполнении заданий с незначительными замечаниями и достаточных ответах на контрольные вопросы,

        -оценка «удовлетворительно» выставляется  при выполнении заданий с ошибками и неполных ответах на  контрольные вопросы,

        -оценка «неудовлетворительно» выставляется  при не выполнении одного из заданий и слабых ответах на контрольные вопросы.

Задание 1. Определите открытую валютную позицию. Пояснить порядок решения задачи.

Условие задания 1.

Вид инвалюты

Курс Банка России

Доллар США

81,00

Евро

93,18

Условие задания 2. Остатки на балансовых счетах:

20202(840)                457000

30102(840)                6577458

42307(840)                3578671

45205(840)                 237411

20202(978)                589247

30102(978)                9567554

42305(978)                 867759

Задание 2. Определите величину балансирующей статьи в рублях и степень использования лимита суммарной величины открытых валютных позиций. Поясните порядок решения задачи.

Условие задания 1:

Наименование

валюты

Открытая валютная позиция

Доллар США (курс ЦБ 81,00)

8 500 000

Евро  (курс ЦБ 93,18)

- 1 675 000

Условие задания 2. Капитал банка 300 000 000 руб.

4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине

4.1 Типовые задания для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины.

Вопросы к тестовому контролю с вариантами ответов (при проведении зачета в форме тестовых заданий).

Выберите один правильный вариант ответа:

Критерии оценки для промежуточной аттестации в форме тестирования:

а) оценка «отлично» выставляется при наличии не менее 91 процента правильных ответов;

б) оценка «хорошо» выставляется  при наличии количества правильных ответов в диапазоне от 76 до 90 процентов;

в) оценка «удовлетворительно» выставляется  при наличии количества правильных ответов в диапазоне от 61 до 75 процентов;

г) оценка «неудовлетворительно» выставляется  при наличии менее 60 процентов правильных ответов.

  1.  Поясните, наращенной суммой называют:

а) первоначальную величину капитала с начисленными на нее процентами

б) величину полученного дохода

в) величиной вкладываемого капитала

г) все ответы верны

  1.  Поясните, в каком случае чаще всего используются простые проценты?

а) при выдаче краткосрочных ссуд

б) когда проценты не присоединяются к сумме долга.

в) когда проценты периодически выплачиваются

г) все ответы верны

  1.  Поясните, какой вариант расчета простых процентов чаще всего используется банками?

а) точные проценты с точным числом дней ссуды (365/365)

б) обыкновенные (коммерческие) проценты с точным числом дней ссуды (365/360)

в) обыкновенные проценты с приближенным числом дней ссуды (360/360)

г) все ответы верны

4.Поясните, простые проценты используются в случаях:

а)  реинвестирования процентов

б)  выплаты процентов по мере их начисления

в)  краткосрочных ссуд, с однократным начислением процентов

г) ссуд, с длительностью более одного года.

5.Поясните, точный процент – это:

а)  капитализация процента

б) коммерческий процент

в)  расчет процентов, исходя из продолжительности года в 365 или 366 дней

г) расчет процентов с точным числом дней финансовой операции.

6. Поясните, математическое дисконтирование – это…

а) наращение первоначальной суммы ссуды

б) современная величина будущего платежа

в)  решение задачи обратной наращению первоначальной суммы ссуды

г) процент.

7. Поясните, процентная ставка – это:

а) относительный показатель, характеризующий интенсивность начисления процентов

б) абсолютная величина дохода от предоставления денег в долг в любой его форме

в) ставка, зафиксированная в виде определенного числа в финансовых контрактах

г) отношение суммы процентных денег к величине ссуды.

8. Поясните, в качестве единицы времени в финансовых расчетах принят:

а) год

б) квартал

в) месяц

г) день

9.Выберите формулу простых процентов:

а)  FV = PV • i • n 

б) FV = PV(1 + i)n 

в)  S = P (1 + ni)

г) FV = PV(1 + i)

 10.Поясните, сложная процентная ставка наращения – это…

а)  абсолютная величина дохода от предоставления денег в долг в любой его форме

б) ставка, зафиксированная в виде определенного числа в финансовых контрактах

в)  ставка, при которой база начисления является переменной, т.е. проценты начисляются на проценты

г) отношение суммы процентных денег к величине ссуды.

11.Поясните, для операций наращения и дисконтирования могут применяться:

а)  разные виды процентных ставок

б) одна процентная ставка

в) оба ответа верны

12.  Поясните, при использовании эквивалентной процентной ставки…

а)  могут применяться разные виды процентных ставок, при этом подбираются такие их значения, при которых можно получить одинаковые финансовые результаты

б) может быть произведена замена одного вида ставки на другой, что не повлияет на финансовые отношения сторон в рамках одной операции

в) оба ответа верны

13. Поясните, инфляция – это процесс, характеризующий…

а)  обесценивание национальной валюты

б) снижением покупательной способности национальной валюты

в) общим повышением цен

г) все ответы верны

14. Поясните, индекс инфляции (индекс цен) – это…

а)  индекс роста, показывающий во сколько раз в среднем выросли цены в рассматриваемом периоде

б) индекс снижения, показывающий во сколько раз в среднем снизились цены в рассматриваемом периоде

в) общее повышение цен

г) все ответы верны

15.Поясните, аннуитентный поток платежей – это…

а)  ежегодный платеж

б) платежи производятся несколько раз в году

в) оба ответа верны

16. Поясните, рентный поток платежей – это…

а)  ежегодный платеж

б) платежи производятся несколько раз в году

в) оба ответа верны

17. Поясните, выкуп ренты – это…

а) ежегодный единовременный платеж

б) замена ренты единовременным платежом

в) рассрочка платежей

г) все ответа верны

18. Назовите факторы, определяющие доходность акции…

а) ставка дивиденда

б) номинальная стоимость

в) курсовая цена

г) все ответа верны

19. Поясните, эффективная ставка процентов:

а) не отражает эффективности финансовой операции;

б) измеряет реальный относительный доход;

в)  отражает эффект финансовой операции;

г) зависит от количества начислений и величины первоначальной суммы.

20. Поясните, непрерывное начисление процентов – это:

а)  начисление процентов ежедневно

б)  начисление процентов ежечасно

в) начисление процентов ежеминутно

г) начисление процентов за нефиксированный промежуток времени.

21. Поясните, инвестиционный доход – это…

а)  доход, полученный в результате покупки ценных бумаг

б)  доход, полученный в результате продажи ценных бумаг

в) доход, полученный в результате покупки/продажи ценных бумаг

г) доход от владения ценными бумагами

22.Поясните, курсовой доход – это…

а)  доход, полученный в результате покупки ценных бумаг

б)  доход, полученный в результате продажи ценных бумаг

в) доход, полученный в результате покупки ценной бумаги по одной цене с последующей перепродажей по другой, более высокой цене

г) доход от владения ценными бумагами

23. Поясните, дивиденд – это…

а)  доля прибыли акционерного общества, приходящаяся на одну акцию

б)  вознаграждение за риск, которому подвергается инвестор, вкладывая деньги в бумаги акционерного общества

в) оба ответа верны

24. Поясните, облигация удостоверяет:

а)  факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту в долг

б) обязательство эмитента вернуть долг через определенное время

в) право инвестора получать в виде вознаграждения за предоставленные денежные средства определенный процент от номинальной стоимости

г) все ответы верны

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

г

а

б

в

б

б

а

в

в

а

в

г

а

а

16

17

18

19

20

21

22

23

24

б

б

б

в

а

г

в

в

г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулюПМ.2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязате...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.4. Составление и использование бухгалтерской отчетности работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулюПМ.4. Составление и использование бухгалтерской отчетностиработ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Финансовая математика"

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Финансовая математика" для проведения тематического контроля...

Контрольно-оценочные средства по общеобразовательной дисциплине "Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия"

Контрольно-оценочные средства (КОС) разработаны в соответствии с:основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.03 Автомеханик программы учебной дисциплины ОУДп.11 Математика: ...

Контрольно-оценочные средства для экзамена по модулю ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экзамен по модулю предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности по специальности 38.02.01 Эко...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ПМ.04 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля разработан на основе рабочей программы по  ПМ.04. Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности...