рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО
рабочая программа на тему
рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Еланский аграрный колледж»
Утверждаю
Зам. директора по УПР
___________ В.А.Голев «___»_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Электротехника и электроника
По специальности технического профиля
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Елань 2014 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности (специальностям) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж
Разработчик:
Гугучкина Татьяна Михайловна, преподаватель ГАОУ СПО «ЕАК»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Социально-экономический и общепрофессиональных дисциплин»
Демьянова Г.В. / _____________/
Протокол № _____о т «___»____________2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупненную группу специальностей 190000 Транспортные средства .
Программа учебной дисциплины может быть использована в процессе реализации программ профессиональной подготовки 11442 Водитель автомобиля и 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, на базе основного общего образования без предъявления требований к опыту работы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла дисциплин основной профессиональной образовательной программы специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
обладать профессиональными компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. |
ПК 1.2. | Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. |
ПК 1.3 | Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. |
ПК 2.3. | Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. |
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- пользоваться измерительными приборами;
- производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;
- производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;
- использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
- собирать электрические схемы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;
- компоненты автомобильных электронных устройств;
- методы электрических измерений;
- устройство и принцип действия электрических машин
- электротехническую терминологию;
- основные законы электротехники;
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей;
- принципы действия, устройство, основные характеристики
- электротехнических и электронных устройств и приборов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 198 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 132 часа;
самостоятельной работы студента 66 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 198 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 132 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | не предусмотрено |
практические занятия | 9 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа | не предусмотрено |
Самостоятельная работа (всего) | 66 |
в том числе:
| 29 20 8 4 5 |
Итоговая аттестация в форме 3 семестр - зачёта; 4 семестр - экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студента | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Электротехника | 159 |
| ||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 4 | ||
Электрическое поле и его параметры. Закон Кулона. | 2 2 | 2 | ||
Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. | 2 | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Практические занятия | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа: | 2 | |||
| 2 | |||
Тема 1. 2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | 24 | ||
Электрическая цепь и ее элементы | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 | ||
Законы Ома, Кирхгофа. | 2 | |||
Режимы работы электрической цепи. | 2 | |||
Электрическая цепь при последовательном, параллельном соединении. | 2 | |||
Сложные цепи. Эквивалентные параметры цепи при соединении элементов. | 2 | |||
Расчет электрической цепи методом контурных токов. | 2 | |||
Расчет электрической цепи с использованием принципа наложения. | 2 | |||
Расчет электрической цепи методом эквивалентного генератора. | 2 | |||
Расчет электрической цепи методом узлового напряжения | 2 | |||
Преобразование схем соединения элементов звездой и треугольником. | 2 | |||
Практические занятия | ||||
Решение задач на преобразование электрических цепей с последовательным и параллельным соединением. | 2 | |||
Решение задач с использованием различных методов расчета электрических цепей | 2 | |||
Лабораторные работы | не предусмотрено | |||
Контрольные работы | не предусмотрено | |||
Самостоятельная работа | 12 | |||
| 2 2 2 2 4 |
Тема 1. 3. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала: | 12
|
| ||||||
Электрическая цепь переменного тока, способы соединения элементов. | 2 2 2 2 2 2 | 2 | |||||||
Мощность цепи синусоидального тока. Понятие о трехфазной системе электрических цепей. | 2 | ||||||||
Соединение обмоток генератора и фаз приемника звездой и треугольником. | 2 | ||||||||
Мощность трехфазной цепи | 2 | ||||||||
Основные понятия переходных процессов | 2 | ||||||||
Практические занятия | |||||||||
Расчет электрических цепей переменного тока с применением законов Ома и Кирхгофа. | 2 | ||||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||||||
| 2 2 2 | ||||||||
Тема 1.4 Магнитное поле. | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
Магнитное поле. Ферромагнитные материалы. | 2 2 2 2 | 2 | |||||||
Магнитные цепи. Применение законов Ома и Кирхгофа | 2 | ||||||||
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы | 2 | ||||||||
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитный поток | 2 | ||||||||
Практические занятия | |||||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||||||
| 2 2 | ||||||||
Тема 1.5. Электромагнитная индукция. | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
Явление электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле | 2 | 2 | |||||||
Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля | 2 | 2 | |||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 2 | ||||||||
1.Сообщение по теме « Электродинамический микрофон». | 2 | ||||||||
Тема 1.6. Электроизмерительные приборы и электрические измерения | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
Электроизмерительные и электромагнитные приборы. | 2 2 2 2 | 2 | |||||||
Индукционные, регистрирующие, электронно -измерительные приборы | 2 | ||||||||
Измерения в цепях постоянного тока. | 2 | ||||||||
Измерения в трехфазных цепях | 2 | ||||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Практические занятия | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 4 | ||||||||
| 2 2 | ||||||||
Тема 1.7. Трансформаторы | Содержание учебного материала. | 12 | |||||||
Общие сведения о трансформаторах | 2 2 2 2 2 2 | 2 | |||||||
Режимы работы трансформа | 2 | ||||||||
Схема замещения и векторная диаграмма приведенного трансформатора | 2 | ||||||||
Трехфазные , специальные трансформаторы | 2 | ||||||||
КПД трансформатора. Мощность потерь энергии. | 2 | ||||||||
Практические занятия | |||||||||
4 | Расчет трансформатора | 2 | |||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||||||
| 4 2 | ||||||||
Тема 1.8. Электрические машины постоянного тока | Содержание учебного материала. | 10 | |||||||
1. | ЭДС якоря и электромагнитный момент. Понятие о коммутации. | 2 2 2 2 | 2 | ||||||
2. | Генераторы постоянного тока | 2 | |||||||
3. | Двигатели постоянного тока | 2 | |||||||
4. | Двигатели постоянного, параллельного, смешанного возбуждения | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
5 | Составление таблицы характеристик машин постоянного тока | 2 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 5 | ||||||||
| 3 2 | ||||||||
Тема 1.9. Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала. | 12 | |||||||
Асинхронные машины - общие сведения | 2 2 2 2 2 | 2 | |||||||
ЭДС в обмотках статора и ротора, векторная диаграмма АС | 2 | ||||||||
КПД асинхронного двигателя и вращающий момент, его пуск | 2 | ||||||||
Линейные , однофазные асинхронные двигатели | 2 | ||||||||
Синхронный генератор, синхронный двигатель | 2 | ||||||||
Практические занятия | |||||||||
Составление таблицы характеристик машин переменного тока | 2 | 2 | |||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||||||
| 3 3 | ||||||||
| Содержание учебного материала. | 12 | |||||||
Электропривода. Выбор мощности и типа двигателя | 2 2 2 2
2 | 2 | |||||||
Системы электроснабжения. Расчетная мощность | 2 | ||||||||
Электрические станции (ГЭС, ТЭС) | 2 | ||||||||
Электрические станции (АЭС и другие) | 2 | ||||||||
Передача, и использование энергии. Защитное заземление, зануление. | 2 | ||||||||
Практические занятия | 2 | ||||||||
7. | Простейший расчет заземления | 2 | 2 | ||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 6 | ||||||||
Типовые схемы автоматического управления электродвигателями | 6 | ||||||||
Раздел 2. Электроника | 39 | ||||||||
Тема 2.1 Электронные приборы | Содержание учебного материала | 26 | |||||||
Виды электронной эмиссии | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 | |||||||
Электровакуумные и электродные лампы | 2 | ||||||||
Газоразрядные приборы | 2 | ||||||||
Электронные выпрямителей | 2 | ||||||||
Сглаживающие фильтры | 2 | ||||||||
Полупроводники и их свойства. Транзисторы | 2 | ||||||||
Определения и характеристики усилителей. Их виды | 2 | ||||||||
Режимы работы усилителя | 2 | ||||||||
Электрические импульсы. Импульсные устройства Сумматоры и микропроцессы | 2 | ||||||||
Логические элементы. Счетчики Регистры. Шифраторы . | 2 | ||||||||
Новые электротехнические устройства. Электросбережение: понятие и способы. | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
Расчет и составление схем однопериодных и двухпериодных выпрямителей переменного тока | 2 | 2 | |||||||
Расчет и составление схем мостовых выпрямителей переменного тока | 2 | 2 | |||||||
Лабораторные работы | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа | 13 | ||||||||
| 4 | ||||||||
| 4 | ||||||||
| 5 | ||||||||
Итого Максимальная нагрузка Из них аудиторная Самостоятельная работа обучающегося | 168 168 132 66 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, мастерских – не предусмотрено; лабораторий – не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.
Основные источники:
- Герасимов В.Г. Электротехника: программированное учебное пособие . 2009 год.
- Аблим А.М. Электротехника . 2010 год.
- Шихин А.Я. Электротехника . 1909 год.
- Бородин И.Ф., Шогенов А.Х., Судник Ю.А. и др. Основы
- электроники.-М.:«КолосС», 2009.- 208с.(Учебник для вузов)
- Воробьев В.А. Электрификаци и автоматизация сельскохозяйственного
- производства.-М.: «КолосС», 2010.- 280с. .(Учебник для вузов)
- Данилов И.А. Общая электротехника с основами электроники.- М.:
- «Высшая школа», 2009. 371с.
Дополнительные источники:
- Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники.- Ростов на Дону.:
«Феникс», 2010.- 384 с.(Учебник для учащихся профессиональных училищ и
колледжей).
- Механизация и электрификация сельского хозяйства: научно-
практический журнал, утвержденный МСХ РФ
- Техника в сельском хозяйстве: научно-практический журнал,
утвержденный МСХ РФ
- Изобретатель и рационализатор: научно-практический журнал,
утвержденный МСХ РФ
Интернет-ресурсы
1. Интернет- ресурс «Электротехника». Форма доступа: ru.wikipedia.org
2. http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/Book/index.htm- электронный учебник по электротехнике и электронике.
3. http://toe.ho.ua/- электротехника: решение задач
4. http://www.sxemotehnika.ru/- учебник по электротехнике.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: | |
-использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; | Проверка практических занятий. |
-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | Проверка практических занятий. |
-рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; | Проверка практических занятий. |
-пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями, | Проверка практических занятий. |
-подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; | Проверка практических занятий. |
-собирать электрические схемы. | Проверка практических занятий. |
знать: | |
-способы получения, передачи и использования электрической энергии; | Проверка контрольной работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
- электротехническую терминологию; | оценивание заданий по работе с информационными ресурсами, документами, литературой; - фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий; - контроль знаний - тестирование по теме. |
- основные законы электротехники; | оценивание заданий по работе с информационными ресурсами, документами, литературой; – фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий; |
-характеристики и параметры электрических и магнитных полей; | проверка контрольной работы, практических занятий, выполнение индивидуальных проектных заданий |
-свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; | фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий; |
-основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; | проверочные работы по темам; контроль знаний - тестирование по теме. |
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; | проверочные работы по темам; - контроль знаний - тестирование по теме. |
-принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; | проверочные работы по темам; - контроль знаний - тестирование по теме. |
-принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов,
| оценивание заданий по работе с информационными ресурсами, документами, литературой; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-478727-1410265637.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»
Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-478727-1410265637.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 210310 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов
Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-885892-1485852354.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА По специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной практики является частью ОПОП СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и предназначена для освоения обучающимися в рамках про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181191-1572457206.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-1200426-1576663787.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-1200426-1576663787.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорож-ных машин и оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.02 Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по с...