Технология исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях СПО.
статья на тему

Технология исследовательской деятельности как основа усвоения студентами новых знаний и самосовершенствования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология исследовательской деятельности обучающихся

 в образовательных организациях СПО.

В последние годы большое внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения молодежи. Особенно сегодня, когда рынок труда экономически нестабилен, но ждет новых специалистов. Российскому обществу нужны высоко нравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с креативным типом мышления, которые самостоятельно смогут принимать ответственные решения; люди способные к сотрудничеству, к активной инновационной деятельности, отличающиеся мобильностью и конструктивностью подхода к решению проблем. 
        И от того, каким наш выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готовым к творческой жизни, будет ли у него потребность в самосовершенствовании зависит его успешность. Современное образование - это не только передача знаний, но и развитие творческих способностей студентов, привлечение их к активному участию в исследовательской деятельности. Поэтому развитие творческой инициативы студентов, самостоятельности в поисковой и познавательной деятельности - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодежи, их профессионального самоопределения и это основная идея исследовательского метода обучения.

Главным результатом осуществления студентами исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, представляемый в стандартном виде, а также формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Внедрение исследовательского метода в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста студентов, формированию качественных интеллектуальных характеристик таких как:

1. стремление к творческой деятельности,

2. стремление и умение студента мыслить самостоятельно,

3. умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить подход к решению проблемы и способам добывания знаний,

4. умение критически оценивать суждения других, 

5. развитие умения аргументировать свою точку зрения,

6. умение выделять главные и второстепенные причины возникновения противоречивых ситуаций, 

7. расширение кругозора,

8. умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет цели: 

1. активизировать познавательный интерес студентов; 

2. развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности; 

3. активизировать интеллектуальный потенциал каждого студента.

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о науке с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора студентов, раскрытие их творческого потенциала.

Изучая специализированные дисциплины в учебном заведении по специальности 11.02.10 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» обучающиеся должны понимать сущность будущей профессии-радиотехника, которая на сегодняшний день является наиболее актуальной.

Радиоэлектронная промышленность является одним из ключевых направлений современной промышленности, основой высокотехнологичных изделий многих отраслей промышленности. В любой конечной продукции присутствуют или электронные компоненты, или радиоэлектронные узлы, блоки, модули, приборы, системы. Радиоэлектронная продукция определяет интеллектуальные возможности всей конечной продукции, она позволяет расширить функциональные возможности и среду обитания человека на земле и в космическом пространстве.

Радиоэлектронная промышленность включает производство радиоэлектронных устройств и систем, электронной компонентной базы, специальных материалов и оборудования для производства изделий радиоэлектроники.

        Без соответствующих знаний, стремления к новому, невозможно достигнуть поставленных задач, студентами в профессиональной деятельности и карьерном росте.

Роль преподавателя, в этом случае, при подготовке обучающимися исследовательских работ:

 Я - не источник знаний.

 Я - источник желания знать. 

Исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом поиска и усвоения студентами новых знаний, но она обязательно должна проходить под руководством опытного наставника.

Осуществляя руководство проведением исследования, преподаватель должен выполнять следующие функции: 

1. Планировать структуру, основных этапов работы, масштабов исследования и сроки их выполнения; 

2. Анализировать мыслительную и интеллектуальную деятельность студентов и выявлять причин, затрудняющих реализацию замысла;

3. Прогнозировать результативность исследовательской работы, возможности и области её практического применения, приобретения новых знаний;

4. Контролировать и своевременно оценивать каждый этап работы, при необходимости корректировать действия;

5. Инноватика - стимулирования студентов на поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволяли бы им с наименьшими потерями сил и средств достичь результата.

Развитие коммуникации, т.е. умения студентов взаимодействовать с носителями информации, научить конструктивно дискуссировать.

Систематически правильно организованная исследовательская деятельность способствует расширению информационного пространства в образовательном учреждении и постепенному формированию в учебном заведении научного сообщества со своими традициями.

На ряду с этим поднимается рейтинг как отдельной специальности, так и учебного заведения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская деятельность как средство организации подготовки к сдаче ЕГЭ

Одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника ...

Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»

Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

Организация культурного досуга старших подростков. Развитие творческих способностей обучающихся на примере клубной деятельности в образовательной организации

В настоящее время становится актуальным поиск новых форм организации свободного времени – молодежного туризма, комплексных культурно - досуговых программ, различных ток-шоу, презентаций, массовых игро...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...

Презентация по теме "Культурные практики в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации"

Презентация по теме "Культурные практики в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации"...