Создание и практическое применение действующих моделей электроустановок в обучении студентов
статья на тему

Статья посвящена практическому  применению действующих моделей электроустановок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popik_ya.f._rez.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Создание и практическое  применение действующих моделей электроустановок в обучении студентов

                Ведущее место в подготовке  будущего специалиста в образовательной организации профессионального образования, несомненно, принадлежит  практическим занятиям, где преподаватель является ответственным не только за качество образования  в целом, но и за личные профессиональные успехи каждого отдельно взятого  студента.  Согласно требованиям ФГОС, преподаватель сегодня  – не носитель информации, а прежде всего руководитель самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Главной целью и основным результатом процесса обучения в новых условиях  становится  овладение обучающимися различными компетенциями. Под «компетенцией» выпускника СПО   понимается способность применять знания и умения, полученные при освоении основной профессиональной образовательной программы и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в профессиональной области. Данная группа компетенций является базовой, без которой конкурентоспособность специалиста на рынке труда невозможна.                                                                        

        Лекционный материал быстрее усваивается, если он закрепляется на практике. Практические занятия  наполняются моделированием работы схем в компьютерных программах MATLAB, Multisim, Workbench, а это все виртуально. Чтобы студент мог наглядно увидеть работу электрических схем,  нужны действующие механизмы, поэтому изготовление действующих моделей управления электроустановок стало темами  проектных работ учебно-исследовательской деятельности студентов. Первое представление модели,  как правило,  это творческая защита ее на научно-практической конференции.  После ее презентации модель становиться незаменимым учебным пособием для проведения практических занятий со студентами.

       При наличии 8 моделей и с делением на подгруппы, до двух человек на одну модель,  занятость каждого студента во время  практики  увеличивается в несколько раз. Используя модели,  студенты ищут искусственно введенные неисправности в схемы моделей, действуют по вводным данным; грамотно используют диагностическую и контрольно-измерительную  аппаратуру; устраняют неисправности,  проводят контроль работоспособности. Изготовленные в уменьшенном масштабе действующие модели описаны  в таблице 1.

Действующие модели управления электроустановок

Таблица 1

Название модели

Выполняемые функции

1

Действующая модель козлового крана

- передвижение по рельсам «вперед» и «назад»;

- передвижение тележки «влево» и «вправо»;

- подъем и спуск груза;

- 3 скорости, выдержка по времени при переходе с одной скорости на другую;

- путевая защита механизмов на электронных схемах.

2

Действующая модель башенного крана

- передвижение по рельсам «вперед» и «назад»;

- подъем и спуск стрелы;

- подъем и спуск груза;

- вращение башни «влево» и «вправо»;

- 3 скорости, выдержка по времени при переходе с одной скорости на другую;

- путевая защита механизмов на электронных схемах.

3

Действующая модель

лифта на 5 этажей

- передвижение кабины «вверх», «вниз»;

- индикация направления движения и номера этажа при точной остановке кабины;

- открывание и закрывание двери кабины кнопкой и после прибытия на этаж с реальными выдержанными по времени;

2 скорости движения кабины;

- путевая защита, защита от перегрузки и незакрытой  двери кабины на электронных схемах.

4

Действующая модель

автоматического управления двух поршневых компрессоров

- автоматическое включение основного компрессора при достижении давления в магистральном трубопроводе «1 нижнего уровня»;

- автоматическое включение резервного компрессора при достижении давления в магистральном трубопроводе «2 нижнего уровня»;

- автоматическое выключение одного или двух  компрессоров при достижении давления в магистральном трубопроводе «1 верхнего уровня»;

- световая сигнализация, с выдержкой по времени, звуковая сигнализация  и срабатывание электроклапана на стравливание давления в магистральном трубопроводе «2 верхнего уровня»;

5

Действующая модель

автоматического управления двух откачивающих насосов

- автоматическое включение основного насоса при достижении уровня откачивающей жидкости в резервуаре «выше 1 уровня»;

- автоматическое включение резервного насоса при достижении уровня жидкости «выше 2 уровня»;

- автоматическое выключение одного или двух насосов при достижении уровня жидкости «ниже 1 уровня»;

- световая сигнализация, звуковая сигнализация с выдержкой по времени о переполнении резервуара, необходимости принятия мер, включения 3 резервного насоса;

-передача данных о расходе воды, количестве расходуемой электроэнергии с объекта(модели) на мобильный телефон.

6

Действующая модель

автоматического управления электроприводом задвижки насосного агрегата

- автоматическое открывание электроклапана при достижении контрольного уровня откачивающей жидкости в резервуаре и срабатывания датчика давления;

- автоматическое закрывание электроклапана при полном «осушении» резервуара;

- световая сигнализация, звуковая сигнализация с выдержкой по времени о нахождении задвижки в неопределенном состоянии и необходимости принятия мер.

7

Действующая модель

автоматического управления вентиляционной установки

в производственном помещении

- работа в ручном и автоматическом режиме;

- при комфортной температуре 23-26° работает одна пара приточных вытяжных вентиляторов на средней скорости;

- при температуре 26-30° происходит переключение вентиляторов на большую скорость;

- при температуре ниже 23° происходит переключение на меньшую скорость;

- при температуре выше 30° происходит подключение вспомогательной пары вентиляторов на  большей скорости

8

Действующая модель

автоматического управления напряжения лабораторных автотрансформаторов лабораторных столов

- автоматическая установка требуемых постоянных и переменных напряжений;

- стабилизация напряжения и токов;

 схема работает по принципу моста переменного тока.

В современных условиях компьютеризации и роботизации техники назрела необходимость перевода действующих моделей с релейно-контакторного управления на микроконтроллерное. В первую очередь была создана  диагностическая аппаратура на основе модулей SigmaZet,  с помощью которой можно контролировать до 16 параметров электрических схем.

Лифты и краны перевели на радиоуправление, что особенно актуально для реальных кранов в настоящее время, т.к. освобождает оборудование от кабельных линий связи. Вначале радиоуправление осуществлялось на частоте 27 МГц, далее в связи удешевлением, доступностью и распространенностью аксессуаров к микроконтроллеру  «Arduino» перешли на управление по wi-fi c использованием роутера, мобильного телефона и модуля ESP12.  

Работа над созданием моделей и применение  их в качестве учебных пособий помогает формировать  общие и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС СПО для  студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования».  

Литература:

  1. Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование. Учебник. – М. : ФОРУМ: ИНФРА- М. 2014.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования//Министерство образования и науки Российской Федерации.-М: 2010-71с.

Аннотация. Статья посвящена практическому  применению действующих моделей электроустановок.

Ключевые слова: модернизация, контроль параметров, автоматическое управление, микроконтроллерное управление, электронные датчики.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дефиле "Образ – ключевая тенденция показа моделей. Проведение диагностики обученности."

Данный конспект занятия позволяет демонстририровать полученные воспитанницами в течение года знаний дефиле и актерского мастерства через создание образа....

Статья на тему: Обучение студентов специальности сварочного производства созданию информационных технологий для автоматизации сварочных процессов

Статья для участия в VI Всероссийской межвузовской научной конференции «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России 2014»...

Формирование коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения

В эпоху научных достижений, когда любую информацию человечество научилось получать легко и быстро, умение общаться становится всё более ценным навыком....

Создание условий для обучения студентов с особыми потребностями

БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»  работает в статусе  Ресурсного центра (базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддерж...

Создание электронных трёхмерных геометрических моделей деталей

Использование методик проектирования в системе T-FLEXCAD для создания электронных геометрических моделей изделий....

Модель формирования профессиональной этики студентов

Данный образовательный проект "Модель формирования профессиональной этики студентов". Вид проекта - сетевой. Целью данного проекта является Создать организационно – педагогические...

Методическая разработка. Модель урока производственного обучения по теме ПМ.03: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ БЛЮД, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНаправление: учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин профессионального модуляМодель урока производственного обучения по теме ПМ.03: «ПРИГОТОВЛЕНИЕ...