Методические рекомендации к ЛПЗ по МДК.01.01
методическая разработка
Методические рекомендации разработаны для преподавателей специальных дисциплин при подготовке и проведении лабораторно-практических занятий по МДК.01.01 «Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры».
В рекомендациях изложены общие положения о лабораторно-практических занятиях, вопросы подготовки и проведения занятия, требования к отчету и методика оценки за выполнение задания лабораторно-практического занятия, а также список рекомендованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст ссылки на файл | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Красносельский»
Методические рекомендации
к лабораторно-практическим занятиям
по МДК.01.01.
Санкт-Петербург
2019
Методические рекомендации разработаны для преподавателей специальных дисциплин при подготовке и проведении лабораторно-практических занятий по МДК.01.01 «Технология выполнения монтажа и демонтажа узлов и элементов радиоэлектронной и радиотелевизионной аппаратуры».
В рекомендациях изложены общие положения о лабораторно-практических занятиях, вопросы подготовки и проведения занятия, требования к отчету и методика оценки за выполнение задания лабораторно-практического занятия, а также список рекомендованной литературы.
Разработала:
Преподаватель Кобзева И.Ф.
Содержание
1. Общие положения …………………………………………………………………….. 3
2. Организация лабораторно-практических занятий……………………….. 5
3. Отчетность по лабораторно-практическому занятию………………….. 9
4. Оценка за выполнение задания ЛПЗ……………………………………………10
5. Список литературы …………………………………………………………………….. 12
1. Общие положения
Лабораторно-практические занятия по МДК.01.01 это форма организации обучения, при которой обучающиеся выполняют лабораторные и практические задания под руководством
преподавателя или мастера производственного обучения.
Лабораторно-практические занятия идут параллельно с теоретическим курсом обучения, т. е. лекционными. Они призваны формировать у учащихся умения и навыки самого различного типа: выполнять монтаж элементов и узлов радиоэлектронной аппаратуры, определять параметры радиодеталей по их маркировке и конструкции с помощью справочного материала, проводить физический эксперимент и необходимые расчеты, разрабатывать документы технологического процесса, инструкционные карты, электрические схемы и т. д.
Лабораторно-практические занятия выступают как средство:
1. закрепления, углубления и расширения знаний, полученных на теоретических занятиях и в ходе самостоятельной работы;
2. подтверждения основных теоретических положений изучаемого материала междисциплинарного курса;
3. привития навыков проведения экспериментов;
4. выявления склонностей и степени готовности учащихся к самостоятельным исследованиям по темам выбранной специальности.
Дидактические цели лабораторно-практических занятий заключаются:
- в экспериментальном подтверждении изученных теоретических положений;
- в овладении техникой эксперимента, навыками решения практических задач посредством постановки опытов;
- в формировании умений работать с различными приборами, аппаратурой, установками, другими техническими средствами.
- проверка степени усвоения теоретического материала тем и разделов программы МДК.01.01.
К задачам лабораторно-практических занятий, как части изучения междисциплинарного курса, относятся овладение следующими компетенциями:
1. Общими (ОК):
- проявление интереса к своей будущей профессии (ОК 1);
- адекватное применение методов и способов выполнения
задания лабораторно-практического занятия (ОК 2);
- своевременное и качественное проведение экспериментов (ОК 3);
- использование различных источников информации для решения задач лабораторного исследования (ОК 4);
- работа в команде при коллективном выполнении задания (ОК 5).
2. Профессиональными (ПК):
- определение работоспособности радиодеталей и сборка электрической схемы для проведения эксперимента (ПК 1.1);
- проведение расчётов параметров элементов и исследование их зависимости с помощью приборов универсального стенда (ПК 1.3);
- соблюдение требований ГОСТа при оформлении отчетной документации по лабораторно-практическим занятиям (ПК 1.4);
- обоснованный выбор соединительных проводов и перемычек для подключения миниблоков на наборной панели универсального
стенда (ПК 1.5).
2. Организация лабораторно-практических занятий
Лабораторно-практические занятия проводятся в учебной лаборатории, оснащенной пятью комплектами оборудования «Электротехника и основы электроники» ЭОЭ2-Н-Р. Такие занятия занимают промежуточное положение между теоретическим обучением и учебной практикой, и являются важным средством их связи. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических занятий, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся.
В зависимости от организации проведения лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) могут проводиться фронтально или не фронтально (бригадами). Способ проведения работ определяется количеством универсальных стендов учебного оборудования лаборатории.
Лабораторно-практические занятия по МДК.01.01 проводятся не фронтально (бригада в количестве 3-5 человек) и имеют в определенной степени сугубо прикладную исследовательскую направленность.
Исследовательский характер занятия вызывает у учащихся значительный интерес, способствует развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты своей работы. Знания и умения, полученные учащимися в процессе таких занятий, более глубокие и полные по объему.
Руководство лабораторно-практическим занятием преподаватель осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного.
Особое внимание, как при проведении вводного инструктажа, так и в ходе работы, преподаватель обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Учащиеся должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении изученной закономерности, сущности явления или процесса.
Главное в содержании вводного инструктирования - восстановление в памяти учащихся теоретических знаний.
На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практического занятия.
Если при фронтальной работе преподаватель подробно инструктирует учебную группу преимущественно в устной форме, то при не фронтальной работе (в составе бригады) большое значение имеет письменное инструктирование учащихся. Для этого преподаватель разрабатывает методические указания на каждое лабораторно-практическое занятие.
В методических указаниях формулируется тема и цель занятие; приводится перечень оборудования для ее выполнения и список рекомендуемой литературы; описывается весь ход работы и указываются меры безопасности, которые нужно соблюдать; даются указания по оформлению результатов работы.
При необходимости, для уточнения или дополнения методических указаний на ЛПЗ, преподаватель разрабатывает частные задания для бригад учебной группы. В них могут быть указаны: вопросы, на которые учащиеся должны дать письменные ответы; приведены примеры кодовой (цветовой) маркировки, для определения параметров радиодеталей и другие данные.
В заключении вводного инструктирования преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности и охране труда, под роспись в специальном журнале, и дает разрешения по проведение исследования.
Руководство выполнением задания преподаватель осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест учащихся. При этом преподаватель контролирует ход работы, помогает учащимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Так как задание лабораторно-практического занятия выполняется бригадами, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все учащиеся. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого учащегося были определенные обязанности. Например, один устанавливает заданные параметры, другой следит за показаниями приборов, третий ведет их записи. В ходе работы учащиеся меняются ролями с тем, чтобы каждый выполнил все элементы задания.
После выполнения задания лабораторно-практического занятия бригадир представляет преподавателю собранную электрическую схему, сделанные записи и расчеты.
В ходе заключительного инструктирования преподаватель проводит анализ работы учащихся на занятии, определяет лучшие бригады, разбирает характерные ошибки, устанавливает срок представления отчетов и дает указание по уборке рабочего места.
Программа ЛПЗ может быть выполнена за 2 часа только при условии тщательной предварительной подготовки учащихся к занятию.
Поэтому в ходе подготовке к лабораторно-практическому занятию необходимо чтобы каждый ученик осознал что:
- основные теоретические положения надо усвоить четко и глубоко, в противном случае лабораторно-практические занятия принесут мало пользы;
- во время проведения лабораторно-практического занятия следует действовать в соответствии с методическими указаниями;
- в ходе выполнения задания следует ставить себя в позицию учителя;
- следует научиться культуре записи опыта, эксперимента, памятуя о том, что этому придется учить и других;
- необходимо вырабатывать привычку к образцовой организации рабочего места, от этого зависит успех выполнения задания ЛПЗ, и бережного отношения к лабораторному оборудованию;
- следует приучить себя по результатам выполненного задания, пока свежо в памяти его содержание, прочитывать теоретический материал. Это будет хорошим условием оформления отчета по лабораторно-практическому занятию, подготовки к зачету и выработки необходимых профессиональных навыков.
При подготовке к ЛПЗ учащийся должен:
- изучить методическими указаниями (МУ) к лабораторно-практическому занятию и правила электробезопасности;
- четко представить себе ход занятия, продумать порядок действий в ходе выполнения работы, вспомнить теоретические основы лекционного курса, в которых раскрывается тема занятий;
- прочитать рекомендованную литературу и быть готовым к ответу на вопросы, поставленные в МУ;
- подготовить справочную и другую литературу, таблицы для записи результатов измерения и расчетов, координатные сетки для построения графиков характеристик исследуемых элементов электрической цепи.
План
лабораторно-практического занятия №__
Ι. Организационная часть – 5 минут.
1. Проверка по журналу личного состава.
2. Проверка внешнего вида (наличие спецодежды).
ΙΙ. Вводное инструктирование – 10 минут.
1.Сообщение темы и цели занятия
2. Восстановление опорных знаний.
3. Инструктаж по технике безопасности и охране труда
ΙΙΙ. Текущее инструктирование –65 минут.
Обход рабочих мест с целью:
1. индивидуального консультирования.
2. проверки выполнения учащимися задания.
ΙV. Заключительное инструктирование –10 минут.
1. Анализ самостоятельной работы обучающимися.
2. Разбор характерных ошибок.
3. Уборка рабочего места.
3. Отчетность по лабораторно-практическому занятию
Оформление отчета — последняя, завершающая стадия лабораторно-практического занятия. Оно позволяет ещё раз вспомнить весь ход проделанной работы, повторить необходимый материал, оценить сделанное, проанализировать качество усвоения знаний, умений и навыков и наметить программу дальнейшего их совершенствования.
Отчет о выполнении задания лабораторно-практического занятия составляется в оставшееся свободное или во внеурочное время в специальной тетради для отчетов по МДК.01.01.
Все записи в отчете должны быть выполнены чернилами. Элементы электрических схем и графики, изображенные в отчете, выполняются карандашом с применением чертежных инструментов и соблюдением требований ГОСТа.
Графики изображаются в прямоугольной системе координат в масштабе с равномерными шкалами.
Требования к отчету
Отчет должен быть оформлен четко, аккуратно и содержать:
- наименование и цель ЛПЗ;
- рабочее задание;
- электрическую схему измерений с перечнем используемых
приборов и радиоэлементов;
- таблицы результатов расчетов, экспериментов и полученные
графики;
- выводы;
Оформленный отчет учащийся представляет преподавателю для проверки и оценки.
Ученик, пропустивший или не выполнивший ЛПЗ до конца, выполняет его на дополнительном занятии.
4. Оценка за выполнение задания ЛПЗ
Оценка 5 ставится, если учащийся:
- выполнил задание в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения эксперимента и измерений;
- самостоятельно и правильно собрана электрическая схема;
- эксперимент проведен в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
- соблюдены требования правил техники безопасности;
- правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи и графики;
- вычисления выполнены без грубых погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если:
- работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильный результат и вывод;
- если в ходе проведения эксперимента и измерения были допущены негрубые ошибки.
Оценка 2 ставится, если:
- работа не выполнена;
- работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов или было более одной грубой ошибки;
- опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается на один балл, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии и единиц их измерения.
2. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
3. Неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения.
4. Незнание приемов и способов расчета, аналогичных ранее решенных задач.
5. Неумение читать и строить графики, принципиальные схемы.
6. Неумение подготовить к работе лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
7. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
8. Неумение определить показание измерительного прибора.
9.Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия.
2. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения эксперимента или измерений.
3. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей и графиков.
4. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
5. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
1. Нерациональные приемы вычислений, преобразования физических величин и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем и графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
5. Список литературы:
1. Беглецов Н.Н., Галишников Ю.П., Сенигов П.Н. Электрические цепи постоянного тока. Руководство по выполнению базовых экспериментов. ЭЦПОТ.001 РБЭ (901) − Челябинск: ООО «Учебная техника», 2016
2. Беглецов Н.Н., Галишников Ю.П., Сенигов П.Н. Электрические цепи переменного тока. Руководство по выполнению базовых экспериментов. ЭЦПЕТ.001 РБЭ (902) − Челябинск: ООО «Учебная техника», 2016
3. Беглецов Н.Н., Галишников Ю.П., Сенигов П.Н. Электрические цепи постоянного тока. Руководство по выполнению базовых экспериментов. ЭЦПОТ.001 РБЭ (901) − Челябинск: ООО «Учебная техника», 2016
4. Ванюшин М. Первые шаги электротехнику. Просто о сложном – СПб.: Наука и Техник, 2017
5. Гуляева Л.Н. Технология монтажа и регулировки радиоэлектронной аппаратуры и приборов. – М.: Академия, 2019
6. Гуляева Л.Н. Высококвалифицированный монтажник радиоэлектронной аппаратуры. – М.: Академия, 2017
7. Журавлёва Л. В. Радиоэлектроника. - М.: Академия», 2015
8. Журавлева Л.В. Электрорадиоизмерения: Уч. пособие для нач. проф. образования/ Людмила Васильевна Журавлева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
9. Задачник по электротехнике: Учеб. Пособие/ П.Н. Новиков, В.Я. Кауфман, О.В. Толчеев и др. – 2-е изд. стереотип. – М.: ИРПО, изд. центр «Академия», 2018
10. Козлова И.С. Справочник по радиотехнике/ И.С. Козлова, Ю.В. Щербакова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018
11. Ярочкина Г.В. Радиоэлектронная аппаратура и приборы. Монтаж и регулировка: Учебник для нач. проф. образования/ Галина Владимировна Ярочкина. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018
12. Ярочкина Г.В. Задачник по радиоэлектронике: практикум для нач. проф. образования /Г.В. Ярочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....