МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
методическая разработка

Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов обучения. Среди них важное место занимают практические занятия.

Методические указания по выполнению практических заданий по

ПМ. 05 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу МДК 05.01Способы поиска работы, трудоустройства разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ, предусмотренных рабочей программой. На практических занятиях закрепляются теоретические знания и приобретаются практические умения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_bazurova_m.v.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный колледж» Кыштымский филиал

Учебно-методический отдел

Обучающая (учебная) и вспомогательная литература

Учебное пособие

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для специальностей 11.02.01. «Радиоаппаратостроение»,

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

             по ПМ. 05 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу МДК 05.01Способы поиска работы, трудоустройства  

2019 год

Должность

Фамилия/подпись

Дата

Разработал

преподаватель

Базурова М.В.

Проверил

Методист

Базурова М.В.

Согласовал

Зам. директора по УМР

Манапова О.Н.

Версия:

Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки.

Дата и время распечатки:

Экземпляр № _____

с. 1 из 33

ГБПОУ «ЮУГК» Кыштымский филиал

Учебно-методический отдел

Методические материалы

Методические указания

БКК

Базурова М.В. Методические указания по выполнению практических заданий по ПМ. 05 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу МДК 05.01Способы поиска работы, трудоустройства.  

Пособие предназначено для обучающихся очной формы обучения и составлено для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение», 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».

Рассмотрено на заседании ПЦК «ВТ и РТ».

Протокол № 2  от «23» сентября 2019 г.

Председатель ПЦК М.В.Кускова

Утверждено на заседании методического совета ГБПОУ «ЮУГК».

Протокол  от «28» октября 2019 г.№ 3

Председатель методического совета Манапова О.Н.

        © Базурова М.В.

                                                                ГБПОУ «ЮУГК» Кыштымский филиал

Версия: 01

Без подписи документ действителен 3 суток после распечатки.

Дата и время распечатки: __.__.2019

Экземпляр №01

с. 2 из 33


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        4

Общие положения                                                                        5

1. Практические занятия                                                                7

1.1 Практическое занятие № 1

«Заполнение анкеты, заполнение  трудового договора»                        7

1.2 Практическое занятие № 2

«Правила составления делового письма»                                         19

1.3 Практическое занятие № 3

«Правила составления резюме и автобиографии»                                 23

1.4 Практическое занятие № 4

«Проведение собеседования»                                                         27

2. Критерии оценки выполнения практических занятий                         32

Список литературы                                                                        33


Введение

Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов обучения. Среди них важное место занимают практические занятия.

Методические указания по выполнению практических заданий по

ПМ. 05 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу МДК 05.01Способы поиска работы, трудоустройства разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ, предусмотренных рабочей программой. На практических занятиях закрепляются теоретические знания и приобретаются практические умения.


Общие положения

Методические указания предназначены для организации выполнения практических работ студентами по ПМ. 05 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу МДК 05.01Способы поиска работы, трудоустройства.  Методические указания по каждой практической работе имеют теоретическую часть и алгоритмом выполнения практического задания. 

Методические указания призваны оказывать помощь студентам в изучении основных понятий и положений междисциплинарного курса, изучаемых в ходе занятия, способствовать развитию их умений и профессиональных компетенций.

Особенностью обучения является неразрывная связь теории и практики по привитию студентам навыков в работе. Особое значение для усвоения содержания междисциплинарного курса и развития практических умений имеет правильная и четкая организация проведения и выполнения студентами практических работ с требуемой точностью под контролем преподавателя. Перед началом выполнения каждой работы студенты должны ознакомиться с ее основными положениями, порядком выполнения работы. Целью практических работ студентов является овладение основными знаниями, умениями в соответствии с требованиями ФГОС по специальности.

         Выполнение практических работ, предусмотренных рабочей программой междисциплинарного курса, способствует закреплению у студента знаний по составлению и (или) заполнению документов при трудоустройстве на работу, умению вести деловую беседу, находить и использовать информацию для   профессионального развития.

       В результате выполнения практических работ формируются  соответствующие общие и профессиональные компетенции ( ОК, ПК ):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 5.1 Находить, оценивать новые возможности трудоустройства и планировать профессиональную карьеру.



1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие №1

Тема: Заполнение анкеты, трудового договора (2 часа)

        Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Формирование практических умений заполнять документы.

3. Формирование общих и профессиональных компетенций (ОК.1, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.8, ПК 5.1)

Студент должен знать:

- расположение реквизитов при заполнении анкеты;

- расположение реквизитов трудового договора;

- основные условия трудового договора

Студент должен уметь:

- заполнить формуляр анкеты;

- заполнить типовой трудовой договор;

Основные этапы выполнения практических работ:

1. Повторение  теоретической части.

2. Выполнение практического задания.

3. Ответы на контрольные вопросы.

Практическая работа должна содержать:

- номер, тему практической работы;

- выполненное задание;

- ответы на контрольные вопросы.

Теоретическая часть:

Анкета при приеме на работу — это список вопросов к претенденту на должность. Заполняют ее на начальном этапе отбора. Это помогает кадровику выбрать перспективных кандидатов и не тратить время на тех, кто заведомо не подходит.

Для чего нужна анкета

Кадровики широко практикуют активный метод найма, когда привлекается как можно больше соискателей на одну должность. Чтобы из них выбрать подходящего работника, претендентам предлагают заполнить опросник. Анкета для соискателя при приеме на работу поможет кадровику проанализировать личностные и профессиональные качества претендентов, дать им общую оценку и выбрать кандидатов для тестирования и собеседования.

В дальнейшем на основании собранных данных отдел кадров создает личное дело сотрудника.

Претендент на должность

АНКЕТА

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Гражданство

Место рождения (село, город, край, область, республика):

Адрес (место жительства): индекс, область, город, улица, дом, квартира

Адрес (место прописки): индекс, область, город, улица, дом, квартира

Домашний телефон

Сотовый телефон

Рабочий телефон

Паспортные данные

Семейное положение

Сведения о близких родственниках (муж, жена, отец, мать, братья, сестры, дети):

Степень родства

Ф.И.О.

Дата
рождения

Место работы,

должность

Телефон

Адрес

( место жительства)

Отношение к воинской обязанности и воинское звание:

Образование:

Дата
поступления

Дата окончания

Название
учебного заведения

Специальность

Дополнительное образование:

Навыки владения компьютером, с какими программными продуктами приходилось работать:

Знание иностранных языков, степень владения:

Рекомендатели (должность, Ф.И.О. и контактный телефон)

Трудовая деятельность (укажите в обратном хронологическом порядке 5 последних мест Вашей работы)

Дата

Наименование
организации

Должность

Адрес организации

Причина увольнения

(фактическая)

начало

окончание

Желаемый уровень заработной платы:

на испытательный срок

после испытательного срока

Преимущества Вашей кандидатуры:

Ваши хобби

Какую информацию Вы хотели бы добавить о себе

Против проверки предоставленной мною информации не возражаю.

Дата заполнения

Подпись

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условия труда на рабочем месте;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

об испытании;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

 Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

Если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР № __

г. ____________                                                                                    «__» _________2019г.

_______________________ «__________________», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице генерального директора ________________________, действующего на основании Устава с одной стороны,

и гражданин (ка)  ________________________________________________, именуемая в дальнейшем «Работник», действующий от своего имени, с другой стороны, в дальнейшем совместно именуемые «Стороны», а по отдельности - «Сторона», заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации настоящий Трудовой договор о нижеследующем:

1. Предмет Трудового договора

  1. Работник  принимается на работу в _____________________ на должность: ____________
  2. Место работы: ________________________________________________________________
  3. Настоящий Трудовой договор является договором по основной работе.
  4. Настоящий Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
  5. Дата начала работы «___» ________________ года.
  6. Работнику устанавливается испытательный срок продолжительностью 3 месяца. Дата окончания испытательного срока _____________________.

2. Права и обязанности Работника

  1. Работник имеет право на:
  1. изменение и расторжение настоящего Трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и настоящим Трудовым договором;
  2. предоставление ему работы, обусловленной настоящим Трудовым договором;
  3. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда;
  4. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с настоящим Трудовым договором и Положением об оплате труда Работодателя;
  5. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  6. полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  7. профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными документами Работодателя;
  8. объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  1. участие в управлении организацией Работодателя предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
  2. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  3. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  4. возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  5. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами:
  6. негосударственное пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, предусмотренном Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников Работодателя;
  7. Работник также имеет иные права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
  1. Работник обязан:
  1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим Трудовым договором, должностной инструкцией и не допускать действий, препятствующих другим работникам исполнять свои трудовые обязанности;
  2. исполнять нормативные документы и распоряжения Работодателя, а также поручения вышестоящих и непосредственных руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий и правила внутреннего трудового распорядка Работодателя;
  3. соблюдать трудовую дисциплину;
  4. соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда и пожарной безопасности;
  5. бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя) и других работников;
  6. незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя);
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей, если Работник допущен в установленном порядке к работе со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
  8. Работник выполняет иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, соглашениями, а также нормативными документами Работодателя.

3. Права и обязанности Работодателя

  1. Работодатель имеет право:
  1. заключать, изменять и расторгать Трудовой договор с Работником в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  2. вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
  3. поощрять работника за добросовестный труд;
  4. требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, иных нормативных и распорядительных документов Работодателя;
  1. привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  2. принимать локальные нормативные акты;
  3. создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
  4. привлекать при необходимости Работника к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

3.1.9 Работодатель осуществляет иные права и функции, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и нормативными документами Работодателя.

  1. Работодатель обязан:
  1. соблюдать трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и настоящего Трудового договора;
  2. предоставлять Работнику работу, обусловленную настоящим Трудовым договором;
  3. обеспечивать        безопасность и условия        труда,        соответствующие

государственным нормативным требованиям охраны труда;

  1.  обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
  2. выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя;
  3.  предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
  4. знакомить Работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
  5. своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  6. рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
  7. создавать условия, обеспечивающие участие Работника в управлении Работодателя, предусмотренное Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
  8. осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами, предоставлять социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  1. возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  2. исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами и настоящим Трудовым договором.
  1. Режим рабочего времени и времени отдыха
  1. Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, с двумя выходными (суббота и воскресенье).
  2. Режим рабочего времени определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя.
  3. Работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
  4. Отпуск предоставляется Работнику в течение календарного года в соответствии с графиком отпусков.
  5. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
  6. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
  7. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у Работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у Работодателя.
  8. По семейным обстоятельствам или иным уважительным причинам Работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, если это не отразится на нормальном ходе работы Работодателя.
  1. Оплата труда
  1. За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Трудовым договором, Работнику устанавливается:
  1. должностной оклад в размере _____________ (______________) рублей ежемесячно;
  2. выплаты компенсационного и стимулирующего характера, согласно соответствующему положению об оплате труда;
  3. премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании;
  4. единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению Работодателя.

5.1.5 иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными документами _________________ «___________________________».

  1. Изменение и расторжение Трудового договора, разрешение споров
  1. Каждая из сторон настоящего Трудового договора вправе ставить перед другой стороной вопрос о его изменении. Изменения оформляются дополнительным соглашением к настоящему Трудовому договору и подписываются обеими сторонами.
  2. Настоящий Трудовой договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  3. В случае возникновения спора между Сторонами они подлежат урегулированию путём непосредственных переговоров Работника и Работодателя. Если спор между Сторонами не будет урегулирован, то он разрешается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  4. Настоящий трудовой договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами.

7. Иные условия Трудового договора

7.1. Настоящий Трудовой договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

7.2. В части, не предусмотренной настоящим Трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, уставом и иными нормативными документами Работодателя.

8. АДРЕСА И ПОДПИСИ СТОРОН

Работодатель                                                                                       Работник

__________________________                                                       ___________________________

"_________________________"                                                      Паспорт: серия______№______

ИНН/КПП________________                                                         выдан______________________

Генеральный директор                                             Адрес:____________________

_________________/_________                                                      __________________________

Я, _________________  при приеме на работу (до подписания трудового договора), в соответствии с частью 3 статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации, под роспись ознакомлена с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, положением о премировании, перечнем информации, составляющей коммерческую тайну.

Трудовой договор на руки получил (а).

Дата                                                                                                 __________________/__________________________

Контрольные вопросы (задания для самостоятельной работы) :

1. Дайте определение трудовому договору.

2. Перечислите условия трудового договора.

3. Для чего заполняется анкета.

Список литературы:

Основные источники:

1. Алексина Т.А. Деловая этика учебник для СПО - ООО «Издательство Юрайт», 2015, 384с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для СПО.- 14-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 346 с.

Нормативные документы

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Интернет ресурсы:

«Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы (hpp/www/consultant.ru).


Практическая работа №2

Тема: Правила составления делового письма (2 часа)

        Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Формирование практических умений по написанию делового письма.

3. Формирование общих компетенций (ОК.2, ОК.3,ОК.4,ОК.5, ОК.6).

Студент должен знать:

- виды деловых писем;

- структуру делового письма;

Студент должен уметь:

- оформлять деловые письма.

Теоретическая часть:

Деловое (или служебное) письмо – обобщенное название широко применяемого вида официальных документов, служащих средством общения различных организаций по поводу осуществляемой ими своей деятельности. К категории деловых писем относится также переписка между частными лицами и организациями, если содержание ее касается взаимных интересов.

Деловое письмо – это основополагающая часть деловой переписки. Письмо является кратким документом, несущим в себе информацию коммерческого характера и затрагивающим один или несколько вопросов.

Деловое письмо выполняет ряд важных функций:

  1. Информационная функция
  2. Организационная функция
  3. Коммуникативная функция
  4. Юридическая функция
  5. Воспитательная функция

Разновидности деловых писем:

1) Циркулярные письма высылаются вышестоящей организацией, которая сообщает подчиненным предприятиям определенные сведения или установки, касающиеся деловых вопросов или задач и которые носят распорядительный характер.

2) В письме-запросе покупатель обращается к продавцу, импортеру, эксперту с просьбой дать подробную информацию о товаре или услуге, т.е. Сформулировать коммерческое предложение. Такие запросы входят в группу контрактных документов и используются для подготовки и заключения сделок.

3) Гарантийные письма направляются с целью подтверждения данных ранее обещаний или оговоренных условий. Гарантироваться могут качество работ, сроки выполнения заказа, оплата товаров, услуг, арендуемых помещений и т.д.

4) Оферта – письменное предложение одного лица (оферента) другому лицу (акцептанту), выражающего желание заключить с ним договор. Оферта имеет определенный, указанный в ней срок действия

5) Рекламация – коммерческий документ, представляющий собой предъявление претензий к стороне, нарушившей принятые на себя договорные обязательства, и требование возмещения убытков. Рекламация предъявляются в отношении качества товара, объемов и сроков его поставки, упаковки, маркировки, платежа и других условий заключенного договора. Рекламация предполагает письмо-ответ на рекламацию.

6) Сопроводительные письма составляют при отправке адресату каких-либо документов или материальных ценностей. Такие письма могут содержать дополнительную информацию по прилагаемым документам. Сопроводительное письмо является также средством контроля за движением документов и материальных ценностей.

7) Письма-подтверждения высылаются для подтверждения получения документов или материальных ценностей. Иногда в них приводят краткое изложение, содержание документов и перечень материальных ценностей. Письмо-подтверждение может заканчиваться дополнительной просьбой или справочной информацией.

8) Письма-извещения. Письма, в которых что-либо сообщается или утверждается. Обычно эти письма являются ответом на вопрос и начинаются со слов “ На ваш запрос сообщаем”, “Извещаем Вас”.

9) Письма-напоминания направляются в тех случаях, когда не удается с помощью телефонных переговоров или личного контакта получить необходимый результат. В письмах содержится не только напоминание о выполнении взятых обязательств, но и говорится о возможных мерах, которые будут приняты при их невыполнении.

10) Письма-просьбы излагают какую-либо просьбу, предельно кратко и уважительно подчеркивают заинтересованность организации в ее скорейшем выполнении, заранее выражая благодарность за усилия по ее исполнению.

11) Информационные письма. Это разновидность письма-извещения, своевременно информирующего заинтересованное должностное лицо или организацию о свершившемся факте. Для такого письма достаточно подписи секретаря. При большой значимости излагаемых в нем сведений письмо подписывает руководитель организации.

12) Письма-приглашения могут адресоваться индивидуальному или коллективному адресату.

13) Рекламное письмо содержит рекламу товаров и услуг.  

Структура делового письма

Герб

(или эмблема, товарный знак)

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Справочные данные об организации                                                Адресат: Наименование

Почтовый адрес,                                                                                  должности

Индекс предприятия связи                                                          И.О.Фамилия(в дательном падеже)

ОГРН, ОКПО, ИНН/КПП, ОКУД                                              название ул., дом №,

                                                                                                        город, почтовый индекс

00.00.0000 №00/00-000

На №00 от 00.00.0000

Заголовок к тексту(отвечает на вопрос “о чем?”)

Если текст письма состоит из двух и более абзацев, то текст печатается от 1-ог положения табулятора – пять знаков от левого поля. Текст без абзацев может печататься непосредственно от левого поля формуляра.

Текст письма должен включать три структурных элемента: вводную часть, излагающую повод для написания письма; доказательную часть, приводящую доводы, ссылки на нормативные документы; заключительную часть, в которой излагается просьба, согласие, отказ и пр.

Возможен обратный порядок построения письма.

Приложение: на… л., в… экз.

Подпись

Наименование должности            (подпись)                                                      И.О.Фамилия

Визы (приводятся на копии):

Должность                                            (подпись)                                                 И.О. Фамилия

Дата

Исполнитель (инициалы, фамилия)

Телефон

                                                             идентификатор электронной копии документа

В дело (подпись) дата

Список литературы:

Основные источники:

1. Алексина Т.А. Деловая этика учебник для СПО - ООО «Издательство Юрайт», 2015, 384с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для СПО.- 14-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 346 с.

Нормативные документы

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Интернет ресурсы:

«Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы (hpp/www/consultant.ru).


Практическая работа №3

Тема: Правила составления резюме, автобиографии (2 часа)

        Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Формирование практических умений по написанию резюме, автобиографии.

3. Формирование общих компетенций (ОК.3,ОК.4,ОК.5)

Студент должен знать:

- структуру резюме;

- правила заполнения анкеты;

Студент должен уметь:

- оформлять деловые резюме;

- заполнять анкету.

Теоретическая часть:

Резюме́ — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу

Резюме обычно состоит из нескольких разделов, информация в каждом из которых призвана в кратком виде ознакомить потенциального работодателя со всеми сведениями о кандидате, необходимыми для его приёма на работу. В резюме не следует включать информацию, не имеющую никакого отношения к предполагаемой работе. В резюме следует включать только ту информацию, которая поможет максимально охарактеризовать вас.

Резюме должно содержать:

  • контактную информацию кандидата
  • краткое описание должности, на которую он претендует
  • краткое описание основных навыков
  • описание опыта работы по специальности в обратном хронологическом порядке (как правило, трёх последних мест работы)
  • описание образования (дипломы, сертификаты и пр.)
  • достижения и доступные рекомендации

Иногда в резюме также включают информацию о членстве в профессиональных ассоциациях, научных публикациях и авторских патентах. Также в резюме можно включить информацию о ваших увлечениях, лучше если это активные увлечения (например, спорт, туризм, танцы), однако подобное описание должно быть изложено вкратце, и не стоит включать в резюме бесполезную информацию.

Не следует включать в резюме информацию о желаемом уровне заработной платы. Это лучше указать в сопроводительном письме к резюме  Здесь же можно дать любые дополнительные пояснения к резюме.

Ещё одним, типом резюме является видео-резюме, которое представляет собой короткий видеоролик, в котором кандидат рассказывает о себе, своих навыках и пр. И так же, как и в случае с Интернет-резюме, для них существуют специализированные сайты, на которых можно их разместить, и компании, которые занимаются их записью и размещением.

РЕЗЮМЕ

Дата : 00.00.0000

Фамилия, имя, отчество _________________________________________

Адрес: ________________________________________________________

                                                                   (улица, дом, город, почтовый индекс)

Телефон: 000 00 00______________________________________________

Дата и место рождения: __________________________________________

                                                                   (день месяца, месяц, год; город, село)

Гражданство: ___________________________________________________

                                                                   (Российская Федерация или иное)

Образование: ___________________________________________________

                                                                   (годы учебы, учебное заведение, специальность)

Опыт работы: ___________________________________________________

                           ( годы работы, занимаемые должности (сведения излагаются в обратном хронологическом порядке)

Семейное положение: ____________________________________________

                                                                                                            (состав семьи)

Дополнительные сведения: ________________________________________

            (владение иностранным языком, владение техникой по специальности,  наличие публикаций, ученая степень)

Черты характера: _________________________________________________

Личная подпись ____________

Автобиография — это последовательное изложение пишущим основных этапов своей жизни. Автобиография составляется от первого лица и начинается словами «Я, (фамилия, имя, отчество), родился...»

Далее указываются дата и место рождения (область, район, город, село, деревня и т.д.). После этого приводятся следующие сведения:

1) образование, которое получил пишущий; какие учебные заведения, где и когда окончил;

2) вид трудовой деятельности;

3) место работы в настоящее время, занимаемая должность;

3) семейное положение, место жительства в настоящее время;

4) если была смена фамилии (например, но причине замужества), то указывается предыдущая фамилия и дата ее изменения;

5) личная подпись и дата составления автобиографии.

Дата ставится слева, подпись справа под текстом автобиографии.

Иногда кадровые органы требуют указать сведения о жене (муже) и других ближайших родственниках (родители, братья и сестры): фамилию, имя, отчество, год и место рождения, адрес места проживания. Эти сведения приводятся в конце автобиографии после основного текста.

АВТОБИОГРАФИЯ

Пишется собственноручно. В тексте автобиографии просьба отразить сведения

По следующим пунктам:

  • число, месяц, год и место рождения;
  • общее, специальное, гражданское, военное образование

       (какое учебное заведение, в каком году и где окончил);

  • присвоенные учёные степени и звания;
  • трудовая и общественная деятельность, в т.ч. и служба в  Вооружённых Силах

       (должность, место и время работы, службы);

  • награждение государственными наградами

       (ордена – какие, за что и когда награждён, медали – количество);

-      имеющиеся льготы

  • семейное положение;
  • краткие сведения о членах своей семьи – жене (муже), детях, родителях, родных братьях, сестрах

       (фамилия, имя, отчество, год рождения, где проживает в настоящее время и чем занимается)

       Кроме того, желательно указать аналогичные сведения о родителях жены (мужа);

  • домашний адрес и телефон.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                Порядок выполнения работы

1) Повторите теоретический материал по данной теме.

2) Оформите резюме.

3) Заполните анкету.

4) Дайте ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы (задания для самостоятельной работы) :

1.Что такое резюме.

2. С какой целью заполняет анкета.

Список литературы:

Основные источники:

1. Алексина Т.А. Деловая этика учебник для СПО - ООО «Издательство Юрайт», 2015, 384с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для СПО.- 14-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 346 с.

Нормативные документы

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Интернет ресурсы:

«Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы (hpp/www/consultant.ru).


Практическая работа №4

Тема: Проведение собеседования (4 часа)

        Цели:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Формирование практических умений по ведению собеседования.

3. Формирование общих компетенций (ОК.1, ОК.2, ОК.3,ОК.4,ОК.5, ОК.6, ОК.7, ОК.8, ОК.9)

Студент должен знать:

- правила ведения собеседования;

- классификацию собеседования;

- структуру собеседования.

Студент должен уметь:

- правильно стоить собеседование;

- заполнять анкету.

Теоретическая часть:

Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем при приеме на работу.

Цель собеседования — познакомиться воочию, понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества.

На собеседовании работодатель

  1. оценивает, насколько данный кандидат подходит для предполагаемой должности (то есть, провести оценку профессиональной пригодности соискателя (его профессиональных знаний и навыков, деловых, индивидуально-психологических и психофизиологических качеств)
  2. определяет насколько данный кандидат выделяется из всех заявивших свои кандидатуры на замещение вакантной должности (какие качества и навыки преобладают, а какие, наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии
  3. насколько эти качества важны для вакантной должности
  4. возможен ли прием на работу сотрудника с условием дальнейшего роста
  5. будет ли вакантная должность «шагом вперед» для соискателя или он давно «перерос» предполагаемую должность)
  6. установить, достоверна ли предоставляемая кандидатом информация (имеется в виду только первичная оценка достоверности информации).

На собеседовании работодатель задаёт вопросы, касающиеся образования соискателя, его опыта, полученных навыков и знаний. Также возможны вопросы личного характера: цели, устремления в жизни, чего соискатель хочет добиться, какие у него планы.

В крупных компаниях часто проводят несколько уровней собеседования: с рекрутером, со службой безопасности, с психологом, с начальником отдела, с высшим руководством.

При приеме на работу кандидату часто предлагают пройти тесты или схожие испытания. Тесты бывают как психологическими, так и профессиональными. В Трудовом кодексе РФ нет положений о порядке тестирования при приеме на работу, однако запрет на тестирование также отсутствует. Работник может отказаться от прохождения теста, однако в данном случае его шансы быть принятым на работу существенно снижаются.

Проведение собеседования требует тщательной подготовки, для качественного проведения собеседования понадобятся:

  1. Биографическая анкета. Возможно использование и иных анкет, с помощью которых можно получить не только биографические сведения, но и представление о личностных качествах кандидата или его профессиональных воззрениях.
  2. Должностная инструкция или квалификационная характеристика, личностная спецификация (документ, описывающий параметры, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы). В отдельных компаниях применяется документ, называемый «заявка на подбор», где перечисляются знания, умения, навыки и качества, которыми должен обладать кандидат для успешной работы в предполагаемой должности. В документах подобного рода обычно указываются и обязательные требования, и желательные.

Классификация собеседований

По структуре собеседования подразделяются на:

  1. Жесткое (структурированное). Основной чертой данного вида является заранее составленный план, в котором определены темы для разговора и вопросы соискателю. Такое собеседование рекомендовано для оценки профессиональных навыков.

Минусом этого собеседования является то, что часть вопросов, касающихся, например, личностных качеств, привычек, мотивационной направленности, останется «за рамками» беседы.

  1. Свободное (не структурированное). Данный вид собеседования больше напоминает светскую беседу, в которой интервьюеру отводится роль направляющего. Для его проведения обычно намечаются только основные темы. Интервьюер и соискатель могут остаться с ощущением приятно проведенного времени, но с большим количеством невыясненных вопросов.
  2. Комбинированное. Комбинированное собеседование является оптимальным для наиболее полной оценки соискателя. При заранее разработанном плане появляется возможность оценить профессиональные знания соискателя, навыки в жестко заданных рамках, а в свободной беседе прояснить, какие общечеловеческие ценности признает потенциальный работник.

По форме организации различают:

  1. Индивидуальное собеседование. При индивидуальном собеседовании один интервьюер работает отдельно с каждым новым соискателем, что позволяет установить наиболее прочный контакт
  2. Групповое собеседование. В данном случае с соискателем общаются несколько интервьюеров. Такое собеседование создает максимально напряженную ситуацию для интервьюируемого, а это позволяет оценить, как он «держит удар», насколько выдерживает прессинг. Кроме того, групповое участие в собеседовании предоставляет возможность оценить не только профессиональные, но и личные качества соискателя и снизить вероятность того, что соискатель «не впишется» в новый коллектив.

При планировании данного вида собеседования необходимо четко распределить роли между интервьюерами. Впрочем, в этом случае возможна ситуация, когда собеседование «ведет» один из интервьюеров, а остальные вступают в беседу по мере необходимости при возникновении дополнительных вопросов.

Безусловно, собеседование, проводимое сразу несколькими интервьюерами, при правильной его организации позволяет более точно оценить профессиональные и личностные качества соискателя. При этом также снижается возможность влияния субъективных факторов на принятие решения.

По поставленным целям выделяют:

 1. Предварительное (отсеивающее) собеседование. Его задача — определить и отобрать из всей массы кандидатов тех, которые будут приглашены для продолжения переговоров. Такое собеседование может быть организовано самыми разными способами.

- Отсеивающее собеседование, проводимое по телефону. Оно позволит сэкономить время работников отдела кадров и избавить офис от большого количества посетителей. При этом от сотрудника, проводящего собеседование, потребуется опыт в ведении телефонных переговоров, который позволит «заочно» провести предварительную оценку соискателей, тщательность, щепетильность, такт, поскольку не всякого кандидата можно вызвать на откровенный телефонный разговор.

- Отсеивающее собеседование, проводимое при личном контакте. Краткое собеседование, проводимое в офисе компании, возможно, с предложением заполнить анкету, позволит оценить имидж кандидата и те его качества, которые нельзя определить при телефонном общении.

Для отсеивающего собеседования необходимо установить, какие моменты в оценке соискателя наиболее важны. Например, вам нужен работник для работы, связанной с частыми командировками. Следовательно, желательным будет тот кандидат, у которого нет семьи или у которого взрослые дети, который готов часто покидать свой дом. Выяснить, соответствует ли соискатель заявленным параметрам, следует еще на первых этапах переговоров.

2. Отборочное собеседование. Это решающая беседа, в ходе которой оценивается квалификация кандидата. В зависимости от необходимости может практиковаться серия отборочных собеседований в процессе которых соискатель беседует с различными сотрудниками компании, начиная с работника отдела кадров и заканчивая, например, генеральным директором компании.

Структура собеседования

  1. Собеседование должно быть четко спланировано и подготовлено.
  2. Необходимо соблюдать анонимность
  3. Недопустимо использовать собеседование и полученную информацию в личных целях.
  4. Ваше поведение должно быть вежливым и тактичным.
  5. Для проведения собеседования следует выбрать удобное помещение, где вас не будут отвлекать посетители и телефонные звонки.
  6. Настройтесь на положительное отношение к соискателю. Будьте готовы выслушать его и сопереживать услышанному, попытайтесь принять его таким, какой он есть.
  7. Квалифицированный интервьюер большую часть беседы внимательно слушает кандидата и меньшую говорит самСледите за тем, чтобы значения ваших слов и жестов не расходились друг с другом.
  8. Постарайтесь сделать так, чтобы кандидат во время собеседования не чувствовал себя скованно.
  9. В процессе собеседования фиксируйте информацию, получаемую от соискателя.
  10. Не забывайте, что в процессе беседы вам необходимо оценить не только первичные данные, полученные от соискателя (ответы на вопросы, заполненные анкеты, рекомендательные письма, прочие документы, которые соискатели часто приносят с собой на собеседование), но и вторичные (невербальные проявления (язык движений), корреспонденцию ответов на разные вопросы, сочетаемость задания разных блоков собеседования).

Порядок выполнения работы

1) Повторите теоретический материал по данной теме.

2) Составьте план проведения собеседования.

3) Составьте вопросы для собеседования.

4) Дайте ответы на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы (задания для самостоятельной работы):

1.Что такое собеседование, классификация собеседования.

2. С какой целью проводиться собеседование.

Список литературы:

Основные источники:

1. Алексина Т.А. Деловая этика учебник для СПО - ООО «Издательство Юрайт», 2015, 384с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для СПО.- 14-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 346 с.

Нормативные документы

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Интернет ресурсы:

«Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы (hpp/www/consultant.ru).


2 Критерии оценки практических работ:

Оценка 5 «отлично» выставляется при условии правильного, полного и качественного выполнения практической работы.

        Оценка 4 «хорошо» выставляется, если задания выполнено в полном объеме, но имеются недочеты и незначительные ошибки.

        Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если работа выполнена частично, либо со значительными ошибками.

        Оценка 2 «неудовлетворительно» - выставляется, если задания не выполнены.


Список литературы

Список литературы:

1. Алексина Т.А. Деловая этика учебник для СПО - ООО «Издательство Юрайт», 2015, 384с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для СПО.- 14-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 346 с.

Нормативные документы

1. "Конституция Российской Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ).

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)

Интернет ресурсы:

«Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы (hpp/www/consultant.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. Специальность Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. Специальность Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет. 100701 Коммерция (по отраслям)

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОПД.04. Документационное обеспечение управления для ОПОП подготовки специалистов среднего звена 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания по ОПД.04. «Документационное обеспечение управления» для выполнения практических работ  созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам....

Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.(б)01 Русский язык Специальность 43.02.10 Туризм

Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий разработаны на основе рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.(б)01 Русский язык, Фонда оценочных средств ...