Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.
методическая разработка

Гололобов Игорь Юрьевич

Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них основных компетенций путём системного внедрения в традиционный образовательный процесс инновационных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovye_igry_primenenie.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»

Методическая разработка

Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.

                                                             Выполнил: преподаватель                      

                                                                                                  Гололобов И.Ю.

                                                                 

Кирсанов 2020 г.

Аннотация

Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. В данной работе предлагаются методики применения обучающих игр, как разнообразных и эффективных форм инновационных технологий для профессиональной подготовки студентов специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х». Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них основных компетенций путём системного внедрения в традиционный образовательный процесс инновационных методов обучения. Особое внимание уделяется применению активных и интерактивных методов обучения на различных этапах теоретических и практических занятий профессиональных модулей и дисциплин.

Оглавление.

Введение.         4           стр

1. Обучающие игры – как интерактивный методы обучения.        5           стр

2. Разновидности обучающих игр и возможность их применения по профессиональным дисциплинам и модулям.        10   стр

3. Особенности организации и проведения обучающих игр.         14         стр

Заключение.         16        стр

Список используемых источников        17        стр

Введение.

В мире, где профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана развивать  у обучающихся качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения – это профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Эти качества получили название «компетенций».

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», компетенция – это «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности».

Под компетенцией понимают результат образования, готовность студента к достижению поставленной цели.

Таким образом, одна из первоочередных задач, стоящая перед средним специальным образованием – осуществить решительный поворот от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные и интерактивные формы и методы обучения.

Средняя школа должна не только вооружать своих выпускников высоким уровнем знаний, умений и навыков в соответствии с научно-техническим прогрессом, но и воспитывать у будущих специалистов чувство гражданского долга, профессиональной гордости, формировать  потребность постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, т.е. прежде всего речь идет о творческом подходе, о необходимости отхода от догматических методов и методик преподавания.

Вот почему в настоящее время так актуально внедрение активных и интерактивных методов обучения в процесс подготовки будущих специалистов, выпускаемых средними техническими учебными заведениями. Одними из наиболее популярных и эффективных методов интерактивного обучения являются обучающие игры. Их преимущество в том, что они способствуют психологической подготовке специалистов к трудовой деятельности, сплочению студенческого коллектива, укреплению коллективных отношений, эмоций, переживаний, развивают культуру общения, способность мыслить системно, продуктивно, действовать самостоятельно в нестандартных ситуациях, учат применять знания на практике, влияют на выработку профессиональных умений, навыков и компетенций по изучаемым дисциплинам и модулям.

В данной работе предложены варианты введения образовательных игр в процесс преподавания по дисциплинам и модулям профессионального цикла по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.

 

1. Обучающие игры – как интерактивные методы обучения.

Обучающая игра – это имитация реальной действительности будущего специалиста в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях. Она требует от участников перевоплощения. С одной стороны студент воспроизводит образ, созданный преподавателем, а с другой – создатель игры. Этот метод является хорошей умственной тренировкой, в нем ярко проявляются самоуправление, самообучение, самовоспитание студентов.

Человек по природе своей – исследователь. Его поисковая деятельность заключается в обнаружении особенностей, свойств и характеристик явлений и объектов внешней среды, в определении их сущности и содержания, в оценке ролей, значения. На основе полученной информации он ставит для себя цели и разрабатывает программы своих действий. Познавательная деятельность человека проходит в условиях активно-опережающего восприятия и отражения окружающего мира, решения различного рода проблемных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. Это одно из исходных положений интерактивного обучения, к которому относятся и обучающие игры.

Из выше сказанного следует, что учебно-воспитательный процесс постановки игр должен, во-первых, быть имитацией той среды, в которой живут и будут трудиться студенты; во-вторых, содержать в себе конкретные цели, задачи и проблемы общественной и трудовой деятельности людей; в-третьих, обеспечивать формирование у студентов способностей решать практические задачи, изменять и улучшать тот предметный мир, в котором они живут и будут трудиться.

Обучающие игры полностью отвечают этим требованиям. В их основе лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя сделать каждого студента участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем. Они позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения студентов в активную учебно-познавательную деятельность.

Учебный процесс и использование интерактивных методов обучения опирается на совокупность принципов обучения, выработанных отечественной педагогической наукой. Однако, помимо общедидактических, в активном и интерактивном обучении разработаны свои специфические принципы эти принципы справедливы и для игровых методы обучения.

Принцип равновесия между содержанием методами обучения.

Он состоит в отсутствии дисбаланса между содержанием занятия и методикой проведения. Оптимальный вариант, когда актуальные сведения, ориентированные на потребности производства и подготовку студентов даются с использование активных и интерактивных методов обучения (деловых игр, анализа производственных ситуаций, задач, практикумов и упражнений). Худшие варианты, когда актуальная и полезная информация или когда занятия проходят интересно, живо, но в их содержании нет необходимой глубины и актуальности.

Принцип моделирования.

Моделью учебного процесса является учебный план. В нем отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и режим занятий, формулируются задания и вопросы, которые решают студенты в ходе обучения. Однако этого не достаточно для успешного достижения целее учебы. Преподавателю нужно смоделировать конечный результат, то есть описать «модель студента», завершающего изучение дисциплины. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой качественно новой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно формах поведения и действий, должна проявляться его образованность. Наконец, полезна будет и «модель среды», в которой будет трудиться и жить студент. Она поможет избежать отрыва от реальной действительности и ее проблем.

Принцип входного контроля.

Как бы тщательно ни был подготовлен учебный процесс, он не достигнет цели, если не будет скорректирован на реальный уровень подготовленности студентов, если с самого начала не будут выявлены диапазон их интересов, отношение к проблемам нашего времени, если не будет установлено наличие или отсутствие личной потребности в  повышении знаний. Именно входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть отобранные методы обучения, принять решение о характере и объеме индивидуальной работы со студентами, аргументировано обосновать актуальность обучения и тем самым вызвать желание учиться.

Принцип соответствия содержания и методов целями обучения.

Нет ничего разрушительнее для учебного процесса, чем противоречие между его целями, с одной стороны, и содержанием и методами обучения с другой. Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать именно те виды учебной деятельности студентов, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы, в другом необходимо обращение к книгам, журналам, газетам, в третьем приходится прибегать к консультации специалистов – инженеров, конструкторов, технологов и т.д. Желательно использовать такие виды учебного процесса, как деловые, ситуативные игры, когда студент «проигрывает» какую-либо ситуацию или роль, например инженера, конструктора, экзаменатора, экскурсии, творческую поисковую работу.

Принцип проблемности.

Он требует такой организации каждого занятия, когда студенты постигают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой учебных проблем. Древний педагогический постулат гласит: «Знание, приобретенное без труда, беспомощно». Человек должен «выстрадать» свои знания, вложить умственные, психические, а нередко и физические усилия в процесс овладения ими. Только при этих условиях знания будут прочными, надежными, станут источником соответствующей целесообразной деятельности.

Принцип «негативного опыта».

В практической деятельности человека успех нередко перемежается ошибками, которые влекут за собой одни потери. Поэтому в наше время становится особенно актуальной задача научиться человека избегать ошибок. В связи с этим в учебный процесс вносятся два новых обучающихся элемента.

1. Изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных реальными людьми в конкретных обстоятельствах.

2. Обеспечение ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков. Студентам предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент, неизбежно допускает ошибку источником который как правило, является отсутствие необходимых знаний и опыта. Последующий анализ последовательности действий студентов помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать оптимальную тактику решения задачи. «Набитая шишка» собственной ошибки дает поучительный урок, побуждает к более глубокому изучению дисциплины.

Принцип «от простого к сложному».

Занятие предпочтительно строить по принципу от простого к сложному, от частного к общему. Процедуру занятия в связи с этим необходимо планировать и организовывать с учетом нарастающей сложности как учебного материала, так и применяемых методов его изучения. Например, от индивидуальной работы над проблемой по литературе к коллективной выработке выводов и обобщении в процессе обучающей игры.

Принцип непрерывного обновления.

Одним из источников познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и методы проведения занятия. По мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. Чтобы этого не допустить, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения, то есть стремиться к постоянном «обновлению среды».

Принцип организации коллективной деятельности.

Повседневная жизнь человека протекает в условиях большего или меньшего объединения людей. В подавляющем большинстве случаев цели, действия и поступки отдельного человека нуждаются в согласовании с другими людьми или просто не могут быть осуществлены без их участия и помощи. Однако далеко не каждый обладает умением и способностью жить и трудиться в коллективе. Игровые методы обучения могут быть использованы как раз для формирования и укрепления чувства коллективизма, развития способности к коллективным действиям.

Принцип опережающего обучения.

Всякое обучение имеет смысл, если оно дает человеку знания, навыки и компетенции, необходимые в его будущей деятельности. Задача учебы – сформировать готовность к рациональному поведению в ситуации неопределенности  будущих событий. В этом смысле опережающее обучение – это создание резерва надежности человека в условиях грядущих – очередных и возможных – ситуаций. Именно овладение практическими знаниями и умения воплотить их в практику при помощи игровых методов обучения поможет студентам опередить сегодняшний день, сформирует у них уверенность в своих силах, обеспечит высокий результат в будущей деятельности.

Принцип диагностирования.

Преподавателю необходима уверенность в том, что, обучая студентов, формируя у них определенное мировоззрение, социальные качества и умения, он достигнет поставленной цели. Но как оценить эффективность обучения, если его «продукт» обнаружит себя нескоро?  Иногда проходят недели, месяцы и годы, прежде чем появится возможность оценить последствия учебы. Такую оценку можно получить используя игровые методы обучения. Например, анализируя самостоятельную работу студентов над учебной проблемой, ситуацией, можно увидеть, удачно ли тема вписывается в контекст дисциплины, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли студенты ориентируются в изучаемых проблемах, нельзя ли что-либо изменить к следующему занятию и т.д.

Принцип экономии учебного времени.

Усвоение суммы знаний и формирование на их основе практических навыков требуют затрат времени. При обычных методах обучения эти две задачи решаются последовательно, то есть вначале студенты усваивают знания, а затем вырабатывают умения и навыки, что увеличивает затраты учебного времени. Игровые методы позволяют в несколько раз сократить затраты времени на достижение тех же целей, ибо усвоение знаний, овладение приемами практической работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе, например, проведения обучающей игры.

Принцип выходного контроля.

Заключительная оценка знаний студентов, несомненно, важна и необходима. Однако практика показывает, что эта оценка не всегда адекватна реальным знаниям. Для выходного контроля знаний можно успешно использовать игровые методы обучения: серия контрольных практических заданий, проблемных задач и ситуаций с решением кроссвордов, чайнвордов, словограмм, сканвордов и др. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Решить их будет трудно без достаточно твердых знаний по изучаемой дисциплине.

Обучающая игра, как интерактивный метод обучения, при умелом применении позволяет оптимально решить одновременно следующие учебно-организационные задачи:

        - подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

        - обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;

        - установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

        Кроме того, обучающие игры приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у студентов комплекса положительных деловых качеств, например таких как:

        - способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;

        - умение устанавливать личные контракты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения;

        - готовность принять на себя ответственность за деятельность группы;

        - способность устанавливать контракты с людьми, правильно распределять и организовывать работу;

        - умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;

        - желание быть полезным и нужным людям;

        - знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;

        - готовность рассматривать проблемы с точки зрения своего товарища по учебе, работе;

        - умение находить причины и источники критических ситуаций;

        - способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;

        - готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;

        - умение избегать повторения ошибок и просчетов;

        - способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;

        - способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов, действий;

        - умение ценить и продуктивно использовать рабочее время.

Большим достоинством этих методов обучения стало влияние на развитие у студентов потребности к самообучению и самоусовершенствованию.

2. Разновидности обучающих игр и возможность их применения по профессиональным дисциплинам и модулям.

Обучающая игра – это в определенном смысле репетиция производственной или общественной деятельности человека. Она дает возможность проигрывать практически любую конкретную ситуацию в  лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события. Студент, исполняя роль, приучается учитывать профессиональные и должностные интересы окружающих его людей.

В системе активного и интерактивного обучения наиболее распространены пять разновидностей обучающих игр.

1.Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например какого-либо отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (зал заседаний, кабинет директора и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, положения и нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие.

Предлагается следующая обучающая игра данной модификации по профессиональному модулю ПМ.03 МДК.03.01 Эксплуатация и ремонт электротехнических изделий. «Совет руководящего состава радиозавода».

Она проводится после изучения раздела «Элементная база электроники». Сценарий игры состоит в следующем: на заводе по производству электронных приборов и радиоэлементов необходимо провести сокращение штатов, в результате которого закроется один из цехов по производству данной продукции. Производится совещание с участием руководства всех цехов, по результатам которого необходимо выделить этот наименее перспективный и убыточный цех. Процесс игры следующий: вся группа разбивается на «микрогруппы» по 4-5 человек, каждая из которых представляет определенный цех по производству полупроводниковых диодов, биполярных транзисторов, полевых транзисторов, тиристоров, фотоэлектронных, оптоэлектронных приборов, резисторов, конденсаторов и т.д. Перед ними ставится цель: показать актуальность, полезность, прибыльность, выпускаемой ими продукции, ее большую ценность и перспективность, тем самым избежать сокращения. Каждая группа получает данное задание, которое она должна выполнить в течение лимитированного времени. Потом представитель каждой группы докладывает о результатах совместного творческого процесса. После чего происходит небольшая дискуссия между группами под руководством экспертной комиссии во главе с директоров предприятия (эту роль может играть преподаватель), по окончании которой выносится окончательное решение. В данной деловой игре помимо получения информации о знаниях студентов интересен процесс интергруппового нормообразования: каждая микрогруппа спонтанно вырабатывает нравственно-психологические условия результативной деятельности, в них образуется своеобразные «поля влияний», появляется активный лидер (генератор идей, организатор дискуссии) либо «теневой» лидер, искусстно управляющий дискуссией.

2.Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В операционных деловых играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные, как и в предыдущем случае.

Для выше названного профессионального модуля предлагается обучающая игра операционного типа «Проект электронного устройства». Ее можно проводить после изучения тем «Электронные усилители» и «Электронные генераторы» раздела «Электронные устройства».

Сценарий игры следующий: на завод приходит несколько заказов на производство определенных усилителей и генераторов с требуемыми параметрами и особенностями работы. Над ними начинают работать несколько бригад                    (в зависимости от количества заказов). Учебная группа делится на несколько бригад в состав которых входят теоретик, схемотехник, технолог, конструктор, новатор. Перед ними ставится задача – создать проект электронного устройства (составить схему, учитывая все необходимые требования, создать печатную плату, учитывая технологические требования, представить конструкторскую разработку). После выполнения проекта каждой бригады проводится его защита, т.е. вывешивается эскиз проекта и делается по нему доклад, после которого члены бригады отвечают на дополнительные вопросы от конкурирующих коллективов. По результатам защиты преподавателем проводится оценка работы как бригад в целом, так и отдельных студентов в частности.

3.Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика проведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного должностного лица.

Для проведения игр с использованием роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием». Предлагается следующий вариант деловой игры данной модификации: «Патентное бюро».

Проведение данной игры возможно после изучения раздела «Электронные устройства» модуля ПМ.03 МДК.03.01.

Суть игры заключается в следующем: в патентное бюро обратилось несколько изобретателей со своими вариантами усилителей, генераторов, источников питания.

Собирается комиссия патентного бюро в лице опытного теоретика, схемотехника, конструктора, технолога, инженера по охране труда, экономиста, грамотного инспектора. Задача комиссии – оценить предложенное изобретение и если оно достойно, выдать изобретателю патент на него. Задача изобретателя – показать выгодность, эффективность и необходимость, а также оригинальность своего изобретения.

В процессе игры вся группа делится на членов патентной комиссии и изобретателей. В процессе работы комиссии каждый студент выполняет свою роль, оценивая соответственно теоретические основы, правильность и эффективность схемы, особенности конструкции, возможность технологического изготовления, безопасность и экологичность, себестоимость и экономичность изделия. Окончательное решение о выдаче патента делает опытный эксперт, заинтересованный в объективности оценки, умеющий все видеть, слышать, фиксировать и делать выводы (данную роль может играть преподаватель). Экспертом оценивается разыгрывание ролей, оригинальность представления информации, знание проблемы, оригинальность мышления членов комиссии и изобретателей.

4.Метод инсценировки. Это своеобразный «деловой театр», когда разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь студент должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляет сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Предлагается вариант обучающей игры этого метода под названием «Поступление на работу».

Проведение данной игры наиболее эффективно по окончании изучения раздела «Электронные устройства, их ТО, диагностика неисправностей и ремонт» модуля ПМ.03 МДК.03.01.

Содержанием игры является моделирование условий приема работников в цех на одну из вакантных должностей, например «Мастер по ремонту электронной аппаратуры», «Инженер-конструктор», «Инженер-технолог» и др. Участники: начальник отдела кадров, начальник цеха, несколько претендентов на вакантную должность, зрители. В данной игре моделируются должности, зрители. В  данной игре моделируются три учебно-познавательные ситуации, которые и определяют основную сюжетную линию игры: а) работа отдела кадров по выявлению потребностей в должностях; б) отбор кандидатов, т.е. желающих поступить на работу в цех, который осуществляет начальник цеха, беседуя с каждым из кандидатов; в) анализ возможностей сработанности отбираемых кандидатур с начальником цеха. Учебные задачи этой игры: а) выявить «мотивы» поступления на работу каждого из претендентов; б) определить, кто из них является наиболее подходящим для работы на вакантной должности; в) определить, кого из кандидатов должен был выбрать начальник цеха; г) научиться анализировать процесс интервью на основе метода наблюдения. Конкретные задачи. Зрителям: а) проанализировать интервью с каждым «поступающим»; б) оценить поведение начальника цеха; в) объяснить социально-психологические явления, возникающие в процессе интервью. Начальнику цеха: а) провести несколько бесед с «поступающими»; б) оценить возможности каждого из собеседников; в) отобрать одного из кандидатов, объяснить критерии отбора. «Поступающим»: представить своё портфолио, показать себя в процессе бесед наилучшим образом, доказать готовность занять вакантную должность.

По окончании семестра, перед итоговым контролем по профессиональному модулю возможно применение игр «Идет экзамен» или «Аттестация».

Это непосредственно процесс имитации экзамена (зачёта, работы аттестационной комиссии). Обучающая игра проводится в течение двух учебных часов (два этапа по 45 минут между которыми 5 минут перерыв). В перерыве 45 минут одна команда является экзаменаторами, а вторая экзаменуемыми, во вторые 45 минут они меняются ролями. Перед игрой преподавателем ставятся задачи: перед экзаменаторами – наиболее компетентно проэкзаменовать как можно больше количество студентов из соседней команды; перед экзаменующимися - показать наилучшие знания, умения, навыки и компетенции, получив наибольшее количество баллов.

В процессе игры экзаменатор поочередно выдает задания студентам конкурирующей команды, выдачу задания решает либо слепой жребий (студент выбирает билет, практическое задание, кроссворд или словограмму) либо сам экзаменатор, обеспечивая дифференцированный подход к опросу. Процессуальный аспект экзамена обеспечивают ассистенты экзаменатора, которые делают его непрерывным и энергичным, без простоев, заминок, недоразумений, они также обеспечивают экзаменуемых наглядными пособиями, необходимыми приборами, техническими средствами и элементами для практических заданий. Они также ведут протокол оценок ответов команды.

Экзаменатор выслушивает ответ экзаменуемого, задает дополнительные вопросы, а потом обращается к своей команде с просьбой оценить выступление, они поднимают таблички с оценками, по которым выясняется оценка. Экзаменатор может согласиться с этой оценкой, а может нет, при этом выставив свою отметку. Проэкзаменованные ранее продолжают участвовать в игре, они могут отвечать на дополнительные вопросы, если их товарищи затрудняются, тем самым зарабатывая дополнительные баллы для команды.

Если возникает противоречие между командами, то обращаются за решением к эксперту. По окончании 45 минут преподавателем подводятся промежуточные результаты (количество набранных баллов командами).

Перед началом игры преподавателем также задается регламент игры длительность экзамена – 35 минут, длительность ответа – не более 5 минут.

Во вторые 45 минут процесс повторяется, но команды меняются ролями.

На заключительном этапе преподаватель подводит окончательные итоги игры, подсчитывает количество баллов набранных командами, называет команду – победитель, которую поощряет. А так же анализирует работу группы в целом и отдельных студентов в частности, делает выводы и дает рекомендации по дальнейшему соврешенствованию знаний, умений, навыков и компетенций.

 5.Психодрама и социодрама. Она весьма близка к «исполнению ролей» и «методу инсценировок». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контракт. Отдельные элементы этих обучающих игр присутствуют в рассмотренных нами ранее.

3. Особенности организации и проведения обучающих игр.         

Каждая обучающая игра в зависимости от содержания учебного материала, целей и задач познавательной деятельности имеет свой характер и ход развития ситуации, свой способ решения учебных задач. В этом и состоит их трудность и привлекательность. В игре не может быть сторонних наблюдателей, каждый студент выступает субъектом общения, труда и познания.

Подготовка обучающей игры начинается с разработки сценария – «зеркального» отражения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой программы, обоснование поставленной задачи, план игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Процедура обучающей игры состоит из следующих этапов.

Подготовительный этап. Включает в себя ознакомление студентов с темой, целью, заданиями и режимом игры; определение ролей и их функций; разработку дидактического материала, опросных карт или экзаменационных программ, ознакомление с методикой игры, психологический и организационный настрой на восприятие ее как реальной педагогической деятельности; целевую установку на процесс проведения, позитивную реакцию на создание благоприятной для игры обстановки; вооружение студентов критериями и методикой оценки знаний учебного материала и эффективности использования ролей «активными» участниками игры. При необходимости студенты могут обращаться к преподавателю и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Важнейшим фактором при организации игры является подготовка и настройка технических средств обучения (ПК с необходимым программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиа проектор и др.). Применение данных современных средств и технологий делают игру более эффектной визуально, даёт дополнительные возможности по применению аудио и видеоконтента, различных интернет-услуг.

Исполнительский этап. Это сам процесс проведения игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только преподаватель может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

Заключительный этап. Это этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Включает в себя выступления экспертов, обмен мнениями, защиту студентами своих решений и выводов, коллективный анализ типичных ошибок, объяснение сложных вопросов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Выбор той или иной разновидности обучающей игры или варианта ее использования зависит от цели занятия, его содержания, состава учебной группы и, конечно, квалификации преподавателя. Не ничего пагубнее для качества и успеха занятия, как неуместное или неумелое применение того или иного метода обучения. В  учебном процессе необходимо разумное, обоснованное сочетание различных приемов. При относительном приоритете активных и интерактивных методов на занятиях должны занять свое место и лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа над книгой, изучение передового опыта и конечно же, индивидуальная практическая деятельность студентов. Только органичное единство всех методов обучения придает учебному процессу необходимую универсальность по содержанию и эффективность по форме. А от чего же зависит эффективность именно игровых методов обучения?

1. От педагогического мастерства преподавателя. Ему будут трудно достичь конечной цели учебы, если он не владеет знаниями в области психологии и педагогики. Педагогическая компетентность преподавателя – это результат систематического самосовершенствования и самообучения, повышение теоретической и практической подготовки в вопросах обучения.

2. От психофизической культуры преподавателя. Немаловажное значение для успешной работы преподавателя имеет его хорошее физическое самочувствие. Он должен быть олицетворением бодрости и энергии – это создает соответствующее настроение и у студентов, положительно отражаясь на ходе занятия. Не менее существенное значение имеют и психическое самочувствие преподавателя, его эмоциональное состояние, чем больше положительных эмоций, тем труд будет более приятным и радостным.

3. От социально-психологической культуры преподавателя.

Необходим позитивный характер общения со студентами, который повышает результативность занятий, стимулирует самостоятельную работу обучаемых, улучшает психологический климат в группе.

4. Авторитет преподавателя. Это продукт его поведения в деятельности в коллективе, отражение его деловых профессиональных, политических, морально-этических качеств. Преподаватель должен стремиться быть полезным для людей, уважительно относиться к окружающим его людям, уметь признавать свои ошибки.

Используя всё выше сказанное, можно приступать к применению обучающих игр в своей преподавательской деятельности.

Заключение

Представленный в данной работе материал можно использовать как ориентир при разработке дидактического материала по курсам общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин для средних технических заведений с активным применением игровых методов обучения.

Эти методы требуют дополнительной затраты времени преподавателя, но их надо применять, так как они способствуют лучшему усвоению понятийного аппарата, приучают студента пользоваться научной терминологией, вырабатывают быстроту, гибкость и оригинальность мышления, содействуют установлению причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями и процессами, вырабатывают диалектический подход к изучаемым дисциплинам, эффективно влияют на прочность теоретических знаний.

Одно из самых перспективных направлений активных методов обучения – обучающие игры. Их применение возможно и достаточно эффективно даже в чисто профессионально-технических дисциплинах и модулях. Как показывает опыт многих высших и средних учебных заведений, обучающая игра имеет большие возможности для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов, она помогает в сравнительно небольшое время интенсифицировать практическую и теоретическую подготовку студентов к выполнению профессиональных функций, позволяет посмотреть  студентам на свою будущую профессию с другой стороны, боле приближенной к реальном производственному процессу. А решение этих задач – одна из проблем, стоящих перед средними техническими учебными заведениями.

Надеюсь, что представленная методика обучения студентов способствует активизации учебно-воспитательного процесса в колледжах, техникумах и других средних технических учебных заведениях.

Список используемых источников

  1. Борисова Н.В., Соловьева А.А., Арутюнов Ю.С., Вербицкий А.А. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры – М., ИПКИР, 1988 г.
  2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦ ПКПС. – 2004.
  3. Гильдингерш М.Г. Активные и интерактивные методы обучения. - Москва, 2013.
  4. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. – М.: Экономика, 1989 г.
  5. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013.
  6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2009.
  7. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. – Новосибирск, НГАУ, 2012

http://www.studfiles.ru/preview/2224244/

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru55

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины ОП.09 Основы декоративной косметики и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Методические рекомендации и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторож

Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....