Формирование профессиональных компетенций по профессии Слесарь аварийно-восстановительных работ (слесарь АВР)
методическая разработка на тему

Абросимов Валерий Иванович

                                  Вода- начало Жизни

                                 Служу воде, служу Отчизне!

                                            2

 

 

     Течение современной жизни требует, чтобы система профессионального образования готовила для народного хозяйства

всесторонне развитых, технически грамотных и культурных молодых рабочих, владеющих мастерством, способных усваивать новую технику и новые технологии, уверенно ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Отсюда следует, что ведущее место в системе формирования квалифицированного рабочего в учебном заведении занимает производственное обучение, где основным направлением являются.
         1.Соединение обучения производительным трудом у обучающихся

         2.Формирования у обучающихся умений применять в работе современную технику.

         3.Применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирования у обучающихся  прочных профессиональных умений и компетенций, развитие творческой активности и навыков самоконтроля.

         4.Комплексное применение наглядных  пособий и видеоматериалов, других технических средств обучения.

         5.Индивидуальный, звеньевой или бригадный методы обучения.
            Слесарь аварийно-восстановительных работ, это квалифицированный рабочий, который проводит ремонтные и монтажные работы по системе водоснабжения и водоотведения на предприятиях города и жилых объектов, с целью бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения города, подчас в экстремальных условиях.

                                            3            

      Слесарь АВР должен знать следующее:
           1.Виды и назначения материалов, оборудования и предъявляемые к ним требования по эксплуатации и ремонту.

           2.Ассортимент труб, фасонных частей и их назначение.

           3.Основные детали и узлы систем водоснабжения и водоотведения.

           4.Назначения слесарных инструментов, приспособлений их применение в аварийных ситуациях.
           5.Безопасные условия труда при выполнении аварийно – восстановительных работ.

           6.Виды сварных  соединений, правила  безопасности работы с электросварочным оборудованием.
           7.Назначение  и применение  контрольно – измерительных приборов.

  

                                            

 

  
              Слесарь АВР должен уметь:
           1.Читать схемы и чертежи  систем  водоснабжения и водоотведения.
           2.Сортировать  фасонные части, фитинги, готовить их к монтажу и конкретному применению. Сортировать средства крепления, готовить вспомогательные  материалы. Выполнять земляные работы, работать в одном звене с трактористом, экскаваторщиком  заниматься  комплектовкой  деталей и выполнять различные строительные работы.

            3.При необходимости выполнять несложные сварочные работы, прихватку деталей, подготовку к сварке низкоуглеродистых сталей.

            4.Состовлять, читать схемы, рабочие эскизы трубных узлов и деталей, производить гидравлические испытания сварных узлов.

              Исходя из этого, профессиональная деятельность слесаря АВР заключается в следующем:

В быстрой оценке и локализации аварийной ситуации на системах водопровода и систем канализации. В выполнении в установленные сроки ремонтных работ, связанных с комплектовкой, сортировкой фасонных частей, узлов и деталей на системах водоснабжения и канализации. В устранении неполадок на трубопроводах, выполненных из различных материалов, в замене водоарматуры старого образца на новые виды водоарматуры, с применением новых технологий, как-то: <<труба к трубе>>, работа с пневмо-пробойником, метод направленного бурения, монтаж пластиковых трубопроводов, метод бестраншейных технологий, теле -диагностика трубопровода и других.

         Отсюда следует, что в современном капиталистическом мире ценится тот рабочий, который приносит наибольшую прибыль предприятию, т.е. конкурентно-способный рабочий. Конкурентно-способный рабочий- это такой специалист, который обладает профессиональной мобильностью, самостоятельностью и высоким уровнем профессиональных компетенций. Подготовке этих рабочих у мастера производственного обучения и преподавателей возникают задачи обучения, т.е. как учить?!

  1. Создание условий для оптимального развития профессиональных компетенций обучающихся, личного потенциала будущих специалистов. Компетенция – это такие узловые понятия как знания, умения, навыки, но в отличии от навыка компетенция осознана, в отличии от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия и она совершенствуется. В отличии от знания компетенция существует в форме деятельности.
  2.  Воспитание у обучающихся потребности в созидательной деятельности, творчестве, положительном отношении к труду как к средству с самоутверждения.
  3.  Углубление представлений о профессиональных качествах конкурентно-способного специалиста.
  4.  Развитие готовности и способности к планированию своего профессионального будущего.

Этапы развития профессиональных компетенций обучающихся:

  1. Диагностический.
  2. Информационный.
  3. Проектно-организационный.
  4. самоопределения.
  5. Конкурентно-способный специалист.

Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций носит, как правило, системный и планомерный характер.

Примерно эту деятельность можно разделить на четыре части (блока):

1.Организационная.

2.Учебно-профессиональная.

3.Внеучебная деятельность.

4.Методическая деятельность.

    Организационная деятельность – это создание коллектива, группы, развитие личностного потенциала будущих специалистов. Создание условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся.

   Учебно-профессиональная деятельность – это выявление профессиональных интересов и склонности обучающихся. Участие в работе по подготовке и заключению договоров с предприятиями, экскурсии на базовые предприятия <<Лучший по профессии>>. Ознакомление обучающихся с новинками, публикациями, методичками по данной профессии. Организация самостоятельной работы для обучающихся, развития у них стремления к профессиональному совершенствованию.

    Внеучебная деятельность- это организация выставок технологического творчества, оказание услуг населению, организация вечером отдыха (тематических), выпускных и т.д. Организация встреч с передовиками базового предприятия, с выпускниками данного учебного заведения.

   Методическая деятельность – это участие в разработках методических программ, учебной документации, корректировке программ в связи с изменениями в содержании профессионального образования. Изучение, -использование банка данных лучшего педагогического опыта по данной профессии или проблеме.

   В производственном обучении успехом можно достигнуть только при использовании различных методов, которые не могут быть универсальными из-за следующих причин:

  1. Цель данного занятия.

  2.Особенности содержания изучаемой темы.

  3.Возможности мастера данного учебного заведения.

  4.Уровня развития различных групп (возрастного особенности, школьная подготовка и т.п.).

  5.Условия обучения.

Значит, методы производственного обучения условно разместим в три группы:

  1.Словесные - устное изложение материала.

  2.Наглядные - видеоматериалы, DUD, изделия, приемы.

  3.Словеснопрактические- рассказал о приемах, методах, показал 0 приемы, методы, лабораторные работы, практические работы, изделия и т.д.

 Из моего опыта скажу так: хочешь научить кого-либо – работай вместе с ним, т.е. по индивидуальной программе. Хочешь хорошего специалиста: учи, требуй, плати. В итоге мы получим способного рабочего, который будет стремиться к вершинам профессионального мастерства, что улучшает качество жизни.

  На сложных и опасных работах работать в одиночку невозможно, стало быть необходимо научить работать слажено и дружно в группе, звене, бригаде.

  Звено – это два, три звена, где у каждого свои задачи и цели, определенные спецификой работ, приводящие к общему конкретному результату.

  Правила группового обучения:

  1.Определленость практических или теоретических заданий.

  2.Состав групп постоянный.

  3.На время работы в группе выбираем бригадира, которому доверяют остальные обучающиеся.

  4.Общий контроль над работами остается за мастером производственного обучения.

Достоинство бригадной (групповой) формы обучения:

  1.Создает правильное представление о современной организации труда на производстве.

  2.Группа в отличие от одиночки может решать серьезные задачи, ликвидация аварий, например, на магистралях водоснабжения в сложных условиях, что стимулирует интерес к профессии.

  В заключение следует отметить, что работа над этой темой раскрывает некоторые вопросы обучения и по каким направлением дисциплин будущий слесарь АВР должен обладать объемом знаний, в частности:  физика и химия, для понимая определенных процессов очисти воды, геометрия и черчение пригодится при монтаже и ремонте водоводов, материаловедение и слесарное дело, чтобы уверенно работать с различными материалами, спецтехнологий и компьютеризация, чтобы быть в курсе всех новинок и технологий, сварочное производство и сопротивление материалов, электротехника, умение работать в коллективе и индивидуально. И все это, мастера и преподаватели должны выделять в программах обучения и должны подать своим обучающимся доходчиво и убедительно.

  

Литература:

Ф.В.Кармазинов <<Вода, нефть, газ и трубы>>

Санкт-Петербург, 2005 год.

В.А. Скакун << Слесарное дело >>

Москва, 2005 год.

Журнал №4 <<MEGATECH>>

Москва, 2009 год.

   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические работы и математические вычисления как метод формирования профессиональных компетенций по профессиям "Сварщик" и "Станочник (металлообработка)"

В работе раскрывается ответ на вопрос, который очень часто задают студенты на занятиях по математике Где мне это пригодится? в своей работе я постаралась кратко ответить, что необходимсо знать, чтобы ...

Формирование профессиональных компетенции на уроках производственного обучения по профессии «Токарь-универсал»

«Скажи мне и я забуду    Покажи мне и я запомню    Вовлеки меня и я научусь»                        ...

Статья "Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" в ГАПОУ "Краснокаменский горно-промышленный техникум"

В настоящее время основой формирования профессиональных компетенций, обуславливающей объективное качество подготовки выпускников образовательных учреждений НПО/СПО, являются федеральные государс...

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...

Пути формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

Целью данной работы является рассмотрение механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная ко...

Стендовый доклад «Способы и средства формирования профессиональных компетенций у обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

В докладе  представлены материалы из опыта работы преподавателя  дисциплин профессионального цикла по теме «Способы и средства формирования профессиональных  компетенций у обучающихся ...