Отзыв на учебник «Техническая механика», автора Л.И. Вереина, объем 170 стр., 2002 г. издания.
статья на тему

Данькин В.П.

Отзыв на учебник "Техническая механика", автора  Л.И.Вереина, объем  170 стр., 2002 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otzyv.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отзыв

на учебник «Техническая механика», автора Л.И. Вереина, объем 170 стр., 2002 г. издания.

Специалисты в области образования говорят, что именно учебник, составленный в соответствии с учебной программой и реализующий основные дидактические принципы, является основным толкователем содержания профтехобразования по данному предмету, определяет стиль раскрытия сущности  научно-технических понятий и суждений, служит для последовательного формирования умений и навыков. Кроме того, учебник во многом определяет методику преподавания и усвоения знаний, приемы изложения учебного материала, показывает, каким образом знания используются на производстве.

Но сколько сил отнимают у преподавателя многообразие или отсутствие таковых учебников. Их и на сегодняшний день нет учебников для профтехобразования, хороших, правильно составленных, компактных. А те, которые есть,  в них огромное количество вторичной, ненужной информации. А ведь учащимся нужно  взять главное. И это главное из большого количества учебников приходиться вычленять. Не самим же учащимся это делать. Нынешние девятиклассники вовсе самостоятельно с учебником работать не умеют, не научены. И вот из таких ребят преподаватели и мастера производственного обучения должны сделать высококвалифицированного рабочего. Поэтому я считаю, что ПУ нужен свой учебник, рассчитанный на учащегося профтехобразования.

Отвечает ли всем тем хорошим требованиям учебник «Техническая механика» автора Л.И. Вереина. Я считаю, что нет. Данное издание – это в основном своеобразное резюме изложения научно-технических знаний.

К примеру, автор пишет: «Данный учебник, рассчитанный на IV ступень квалификации, написан в соответствии с ОСТ РФ 9 ПО 03.01-96 на предмет «Техническая механика». В соответствии с этим стандартом «Техническая механика» включает теоретическую механику, сопротивление материалов, детали машин», срт. 4. Боюсь, что выше названный стандарт на данный учебник у автора претерпел изменения. Я не берусь говорить о разделе «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов», они в нашем лицее не изучаются, но, что касается третьего раздела «Детали машин», скажу, что он не соответствует IV ступени квалификации, т.е. данный раздел не отвечает требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования. Достаточно взять программу предмета «Элементы технической механики», базовой частью которого и является раздел учебника «Детали машин», и можно увидеть, что содержание этого раздела не соответствует требованиям учебной программы даже III ступени квалификации. В чем это выражается. Во-первых. В учебнике отсутствуют такие темы как «Основы технических измерений», «Допуски и посадки». Поэтому я считаю, если учебник рекомендован для учреждений начального профессионального образования, для студентов, обучающихся по профессиям технического профиля, на страницах данного издания хотелось бы видеть и эти темы, входящие в программу предмета «Элементы технической механики».

Что касается освещения остальных тем, то о них я бы сказал, перефразировав слова А.С. Пушкина из известного произведения: всего написано понемногу, чего-нибудь и …... Т.е. практически ни одна тема до конца не раскрыта согласно требованиям программы на предмет «Элементы технической механики». Например, тема «Заклепочные соединения», стр. 116. Автор пишет: «Заклепочные соединения образуют постановкой заклепок в совмещенные отверстия соединяемых элементов и расклепкой с осаживанием стержня». Не простое для понимания учащимся ПУ изложение. Во второй части предложения речь идет о процессе - клепка, о котором в учебнике ничего не сказано. Куда проще было бы сказать, что процесс образования замыкающей головки заклепки и называется клепкой. А ведь, в зависимости от диаметра заклепок и применяемого материала для них, клепка бывает холодной, горячей и смешанной, о чем в учебнике также ничего не сказано.

Излагая своим учащимся новый материал, я всегда заостряю их внимание на название учебного элемента. Именно в названии учебного элемента должно быть заложено то главное, о чем пойдет речь в изучаемом материале.

          Читаем у автора книги:  « § 3.4. Детали вращательного движения».  Далее содержание: «В машинах много разнообразных деталей вращательного движения: зубчатые колеса, шкивы ременных передач, барабаны, звездочки цепных передач, маховики, шпиндели станков, колеса автомобилей и гидротурбин. Все эти вращающиеся детали устанавливают на осях и валах», стр. 105. Естественно, коль учебный элемент озаглавлен как детали вращательного движения, тем более, что они перечисляются, речь должна пойти о перечисленных  деталях. Но дальше рассказывается  об осях и валах. Если автор относит оси и валы к деталям вращательного движения, нужно было бы об этом сказать. Обычно эта тема и называется «Оси и валы».

Еще, пример, стр.140. Дается определение сварного соединения. Затем идет текст: «Сварка (электродуговая, электрошлаковая) осуществляется нагревом до расплавленного или тестообразного состояния, но с применением механического усилия (контактная сварка)». И ничего более. Невнятное определение видов сварок. А ведь можно было бы сказать проще: в зависимости от используемого для нагрева источника энергии различают следующие виды сварок: химическую (газовая, кислородная сварка), электромеханическую (сварка контактная, или методом сопротивления), электрическую (дуговая сварка) и др.. Тем более, что  в учебнике ничего не говорится об источниках энергии, применяемых для нагрева.

Далее, стр. 121. «§ 3.8. Резьбовые соединения». Во-первых. Материал изложен  поверхностно. Практически ничего не сказано о винтовых и болтовых соединениях, об их отличии и применении. Во-вторых. Не соблюдается логическая последовательность изложения материала. Учебный элемент обозначен как «Резьбовые соединения», а при определении резьбы говориться: «Возможны следующие профили резьб, применяемых для винтовых передач: треугольный, прямоугольный и трапецеидальный». Причем  здесь винтовая передача, когда учебный элемент рассматривает виды резьб, применяемых при резьбовых соединениях. Винтовые передачи у автора книги рассматриваются вообще в других вопросах: «Винт-гайка скольжения», винт-гайка качения». Также в рассматриваемом учебном элементе «Резьбовые соединения» ничего не говорится о самом распространенном виде резьбы – метрической.

И так далее. Например, невнятное определение разъемных и неразъемных соединений. Автор пишет: «К неразъемным относятся - соединения, не допускающие относительного перемещения деталей машин», стр. 110. Это так. Но и болтом можно соединить детали, которые не будут допускать взаимного перемещения деталей.

А вот, если бы автор добавил, что неразъемные – это такие соединения, которые могут быть разобраны лишь путем разрушения соединяемых элементов.

        И опять же не простое определение механической передачи, стр.136. Определение: «Механическими передачами или просто передачами называют механизмы, служащие для передачи механической энергии на расстояние, ….».     Если ба автор добавил ,что передача энергии осуществляется от двигателя к рабочим органам машины, учащиеся поняли бы лучше.

 Я не буду  больше указывать на  допущенные неточности в изложении материала, а охарактеризую лишь учебник, в целом:

  • в издании написано, что учебник рекомендован для учреждений начального профессионального образования;

     допущено для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям технического профиля;

  • в нашем лицее вышеназванный учебник мы пытаемся применять для обучения профессиям: автомеханик и мастер сельскохозяйственного производства;
  • не отвечает требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования по вышеназванным профессиям;
  • содержание учебника не соответствует требованиям учебной программы;
  • уж больно грозно звучит для учащегося ПУ название учебника «Техническая механика». Может проще: «Элементы технической механики»,  без многообразия формул, трудно понимаемых учащимися профтехобразования;
  • есть места в тексте, где отсутствует логическая последовательность в изложении учебного материала;
  •  простота и доступность излагаемого материала оставляют желать лучшего;
  • материал раздела «Детали машин» носит поверхностный характер;
  • есть темы, которые недостаточно наполнены хорошими рисунками; а вот формул, в разделе «Теоретическая механика» многовато;
  • недостаточно вопросов контроля для закрепления  изученного материала;
  • задача учебника – не только изложить основы научно-технических знаний, но и обеспечить управление учебно-познавательной работой в процессе усвоения, чего я не заметил.

Лишь одна тема из раздела «Детали машин», на мой взгляд,  может удовлетворять требованиям учебной программы.  

Я думаю, что автор не обидится на столь критические мои замечания, поскольку с модернизацией профессионального образования, должны изменяться в лучшую сторону и учебники, издаваемые для учащихся ПУ. Ведь в настоящее время выпускается столько литературы под грифом «профобразование», в которой трудно разобраться преподавателю, не говоря уж об учащихся.

Целесообразность издания учебника «Техническая механика» автора Л.И. Вереина не оспариваю, но  содержание  всех его разделов  должно соответствовать требованиям Государственного стандарта начального профессионального образования и требованиям учебных программам, излагаемого в более доступной форме для учащихся ПУ.