ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ профессия 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
статья на тему

Данькин В.П.

В методических рекомендациях рассматривается вопросы подхода к написанию рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельско-хозяйственном производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.1._obosnov.vybora_profes.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

5.1

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДОРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТРУБЧЕВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧТХ, СЛУЖАЩИХ

профессия 110.800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию

электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

ГБОУ СПО «ТАТ»

2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Обоснование выбора образовательной программы подготовки

квалифицированных рабочих, служащих

В.П.Данькин

Методические рекомендации для преподавателей. Обоснование выбора образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / Виктор Петрович Данькин. – ГБОУ СПО «ТАТ», 2015. – 12 с.

В методических рекомендациях рассматривается вопросы подхода к написанию рабочей программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 110.800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

2015

Пояснительная записка

Тематический план спецдисциплин и программа производственного обучения являются основными документами, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка обучающихся. К выпускным квалификационным экзаменам обучающийся допускается только в том случае, если он изучил и освоил все темы программы спецдисциплин и производственного обучения. Но изучить и освоить все темы программы обучения профессии  «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» в настоящее время практически невозможно! Для этого электромонтажную мастерскую необходимо обеспечить различными электротехническими материалами и изделиями, установочной и линейной  арматурой ВЛ, различными приборами, аппаратами и электродвигателями, разнообразным электрооборудованием вплоть до силовых масляных выключателей и трансформаторов, разъединителей,  трансформаторной подстанцией, оборудованной газовой защитой, специальным инструментом и приспособлениями, а это минимум 2-2,5  миллиона рублей. Плюс к этому, согласно нового стандарта, для обучения профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» нужно иметь еще пять лабораторий по спецпредметам - минимум миллион каждая. И  это еще не все. Получается огромная сумма. Ясно, что ни одно учебное заведение не сможет обеспечить будущих электромонтёров всем необходимым в соответствии с  программой.  Кроме того в программе предусмотрено освоение обучающимися в мастерских учебного заведения всех возможных работ по монтажу и ремонту электрооборудования, которые, возможно, когда-нибудь, могут встретиться в работе электромонтёра, а могут и не встретиться. Например, такие виды работ как монтаж, обслуживание и ремонт линий электропередач напряжением 0,4 и 10 кВ и трансформаторных подстанций, на освоение которых  отводится большое количество времени, по сути, никогда сельскому электрику и не пригодятся. Эти виды работ осуществляются, в настоящее время, организациями Министерства энергетики и электрификации. Но электромонтажные работы просты, в большинстве случаев они не требуют особой точности, для их выполнения достаточно иметь умения и навыки по слесарному делу в объёме, приобретаемом обучающимися в учебном заведении. Стоит ли тратить учебное время на освоение ими простых и несложных работ? Упор при изучении спецдисциплин и обучении в мастерских следует сделать на то, чтобы будущие электромонтёры научились читать и составлять электрические схемы технологических устройств, станков и агрегатов, могли разобраться во взаимодействии элементов и аппаратов, входящих в эти схемы, научились работать и пользоваться приборами с тем, чтобы придя на производство, они не растерялись при виде различных ящиков и шкафов с электроаппаратурой, а быстро осваивались на рабочем  месте.                                                                                                                                                  

Сейчас в практической электротехнике широко используется автоматика и электроника. Электромонтёрам совершенно недостаточно тех умений и навыков, которые они приобретают в учебном заведении в соответствии с программой обучения. Со стороны практиков-энергетиков и механиков цехов слышны претензии к нашим выпускникам – многие из них не могут читать электрические схемы, не могут находить и устранять неисправности в электрооборудовании, и не знакомы с электроникой. И это не их беда. Дело в том, что многие эти вопросы не предусмотрены ФГОС. Полагаю, что при разработке программы обучения электромонтёров следовало бы отказаться от обилия монтажных и ремонтных работ, связанных со сборкой и разборкой оборудования. Некоторые электромонтажные работы следует оставить в программе, но время, отводимое на их изучение, нужно сократить до разумных пределов. Большую же часть учебного времени в программе обучения электромонтёров следовало бы отдать на сборку, пайку, монтаж различных схем – контактных, релейных, электронных, смешанных и работе на учебных тренажерах. Такие работы способствовали бы развитию профессиональных, творческих способностей обучающихся. Для такой программы нужно разработать соответствующие учебные работы, тренажеры, методику обучения. Обучаясь по такой программе, обучающиеся, возможно, не освоят какие-то монтажные и ремонтные работы. Не беда! Зато они приобретут знания, умения и навыки в монтаже, чтении, составлении и анализе электрических схем, научатся пользоваться электроизмерительными приборами. Смогут с их помощью находить неисправности в схемах электрооборудования и устранять их. А это для электромонтёров, пожалуй, самое главное, и именно таких электромонтёров ждут на производстве.                                                                                                                

Учитывая вышесказанное, хочется сказать, что приемы и методы обучения электромонтеров в мастерских учебных заведений устарели, что планы и программы ориентируют преподавателей и мастеров обучать учащихся простым и, в сущности, ненужным работам в то время, когда есть важный раздел электротехники, на который специалисты, разрабатывающие стандарт, не обращают должного внимания.

В настоящее время в учебных заведениях электромонтёров обучают видам профессиональной деятельности, хорошо освоенными и отлично зарекомендовавшими себя в старые добрые времена. Вследствие этого, основной упор при подготовке электромонтёров сделан на приобретение учащимися умений и навыков различных электромонтажных и ремонтных операций. Это хорошо видно при знакомстве с ФГОС. Использование же старых приёмов и методов для подготовки электромонтёров, возможно, было оправдано в первые годы подготовки специалистов электриков, так как в то время основными коммутирующими аппаратами были рубильники и выключатели, а системы управления различными станками и агрегатами были простыми и не требовали особых умений и навыков при их эксплуатации. В то же время сейчас произошли существенные изменения в статусе сельскохозяйственных предприятий.

В настоящее время обучать обучающихся приёмам ремонта: снятию шпилек трансформатора, взятию пробы масла и другим подобным операциям в мастерских училища просто несерьёзно. В практической электротехнике давно используются устройства с релейной автоматикой, которая дополняется, а иногда и вытесняется электроникой. Такие устройства сложны, они состоят из большого количества разнообразных аппаратов, электронных элементов и деталей. Работы, связанные с их обслуживанием и ремонтом, гораздо сложнее обычных электромонтажных и ремонтных работ. И здесь совершенно недостаточно одних знаний, приобретённых обучающимися на уроках по предметам «Электротехника» и «Спецтехнология». Опираясь лишь на знания, и не имея практических навыков работы с релейными и электронными устройствами трудно, а иногда и невозможно, выполнять работы по обслуживанию столь сложного электрооборудования на современных сельскохозяйственных предприятиях.  

А ведь опыт, и немалый, освоения таких работ есть – это кружки технического творчества. По себе знаю. В советские времена руководил кружком технического творчества по радиотехнике. Для них выпускалась соответствующая литература и методические пособия. Кружковцы постоянно, шаг за шагом, осваивают различные электрические и электронные устройства, постоянно сталкиваются с необходимостью чтения и преобразования электросхем, работают с электроизмерительными приборами. Некоторые из них разрабатывают собственные оригинальные конструкции. Это говорит о том, что руководители кружков обучают школьников работать с электротехническими устройствами и развивают у них творческие способности, так необходимые нашим электромонтёрам при работе со сложным электрооборудованием, и особенно при поиске и устранении различных неисправностей.

Изучая соответствующую литературу и различные источники по обучению профессии  «Электромонтер», убеждаюсь, что есть некоторый опыт в освоении этих работ и в учебных заведениях. Опыт по внедрению работ, связанных с электроавтоматикой, показывает, что внедрение данного курса не потребует больших материальных затрат. На освоение работ, связанных с автоматикой и электроникой следовало бы выделить гораздо больше времени – до четверти, а то и половины всех часов, отводимых на производственное  и теоретическое обучение электромонтёров. Но, к сожалению, и на эту работу специалисты ИРПО, разрабатывающие планы и программы для подготовки электромонтёров, не обратили внимания. Казалось бы, чего проще, направить специалистов, изучить имеющийся в ОУ опыт, и если этот опыт заслуживает внимания, его обобщить, доработать и распространить среди образовательных учреждений, а преподаватели и мастера производственного обучения на своих занятиях «отшлифовали бы его» и у нас ещё в конце прошлого века была бы неплохая методика подготовки специалистов электриков. Но этого, если рассмотреть новый стандарт на профессию «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве», не происходит.  

Многие, возможно, наблюдали такую картину: телемастер производит ремонт телевизора. Большую часть времени мастер изучает схему, осматривает панели телевизора, размышляет, с помощью приборов проверяет входные и выходные цепи, находит вышедший из строя элемент и, только после этого, быстро устраняет неисправность. Как видим – большую часть времени мастер изучает, осматривает, размышляет. А ведь это элементы уже не физического, а умственного труда. В данном конкретном случае только сочетание умственного и физического труда дало положительный результат. Довольно часто работа электрика сродни работе этого мастера. В процессе освоения любого труда участвуют не только руки, приобретающие и совершенствующие необходимые движения, но и мыслительный аппарат работника, особенно это касается электромонтера, иначе, откуда бы появились изобретатели и рационализаторы среди работников различных профессий.

В квалификационной характеристике «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» третьего разряда (в стандарте предыдущего поколения)  в разделе «должен уметь» был пункт: «Выявлять и устранять неисправности и повреждения в силовых и осветительных электросетях со схемами средней сложности, а также в электродвигателях и электрических схемах технологического оборудования». Это и есть один из основных и важнейших пунктов квалификационной характеристики, так как способности и умения электромонтёра выполнять именно эти виды профессиональной деятельности, в основном, и определяют его квалификацию. Эти работы, для обучающихся, являются наиболее сложными, так как требуют от них не только умений и навыков выполнения монтажных и ремонтных работ, но и профессионального логического мышления. Но новый ФГОС данных видов деятельности  не предусматривает. Для обучения электромонтёров следовало бы подбирать такие работы, чтобы в процессе их освоения обучающиеся приобретали не только физические умения и навыки, но вместе с этим развивали и совершенствовали свои умственные профессиональные способности. Этими работами могли бы стать различные лабораторно-практические работы с электрическими схемами различной сложности:

  • схемы освещения;
  • контактно- релейные схемы;
  • электрические схемы станков, механизмов, технологического оборудования;
  • электронные схемы и др.

Эти лабораторно-практические работы следовало бы включить в тематический план теоретического и программу производственного обучения отдельной темой и выделить на её освоение не одну сотню часов. Как же обучать этим работам наших обучающихся? Обучать следует с простейших электрических схем, работа с которыми будет посильна даже самому слабому учащемуся (любую электрическую схему можно разложить на множество простых элементарных схем). Собрав и проверив простую электрическую схему с двумя, тремя активными элементами учащийся приступает к следующей, чуть более сложной схеме. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, учащиеся освоят последовательно все разновидности электрических схем. В процессе работы с электрическими схемами у обучающихся могут, и будут возникать неисправности, устранение которых и даст первые навыки по поиску и устранению неисправностей в электрических цепях. И чем больше упражнений с электрическими схемами, самых разнообразных, выполнят наши обучающиеся в процессе лабораторно-практических и теоретических работ под руководством преподавателя и мастера, тем более чёткими, осмысленными и уверенными будут действия наших выпускников на предприятиях.

Конечно, переориентация обучения электромонтёров потребует большой подготовительной работы, пересмотра тематических планов и программ, разработки новых пособий по производственному и теоретическому обучению, разработки соответствующей методики и т. д. Но это нужно делать, так как в результате этой работы резко возрастёт качество подготовки специалистов электриков. Производственное обучение в учебных мастерских по предлагаемой методике, возможно, следует проводить у всех электромонтёров одинаково.

В образовательных учреждениях существует определённое разделение труда: умениям и навыкам выполнения работ, включённых в раздел «Должен уметь» квалификационной характеристики, обучает мастер, а знаниям, из раздела «Должен знать», обучают преподаватели. Умения и навыки выполнять именно эти работы, в сущности, и определяют квалификацию электромонтёра. Эти умения и навыки учащиеся могут приобрести только в процессе выполнения большого количества упражнений с разнообразными электрическими схемами. Так как этот пункт квалификационной характеристики из раздела «Должен уметь», следовательно, учить обучающихся этим работам вместе с преподавателем должен и мастер производственного обучения. На мой взгляд, такому важнейшему пункту квалификационной характеристики в тематическом плане по производственному обучению электромонтёров в учебных мастерских должна быть посвящена целая тема, назовём её так: «Лабораторно-практические работы с электрическими схемами», с выделением достаточного количества часов на её освоение. В программе производственного обучения следовало бы указать, какие разновидности электрических схем должны освоить обучающиеся, а в пособиях по производственному обучению должны быть изображены эти схемы и изложена методика освоения учащимися этих схем. Кроме того, в пособии следует выполнить разделение электрических схем по сложности, так как в квалификационных характеристиках такое деление существует:

  • электрические схемы с простыми схемами включения;
  • электрические схемы средней сложности и т.д.

Это деление, с примерами таких схем, поможет мастеру и преподавателю при подготовке и проведении занятий, а также определения достигнутого учащимися уровня квалификации. Такое деление не должно быть раз и навсегда установившимся. Развитие техники, повышение требований к обслуживающему электрооборудование персоналу, совершенствование методики обучения обучающихся позволит периодически корректировать деление электрических схем по сложности, что даст возможность, образно говоря, «идти и дышать в ногу со временем».

Ну а теперь хотелось бы высказать свое мнение более подробно о новом стандарте  на профессию 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве». Что нам предлагается для качественного освоения данной профессии.

Во-первых. Профессиональный модуль  ПМ 4: «Монтаж и обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ». Читаем: «В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения работ по смене и установке опор, оснастке их изоляторами и арматурой; монтажа воздушных линий электропередач; технического обслуживания воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ;

уметь:

выполнять технологические операции по монтажу воздушных линий напряжением 0,4 кВ; выполнять технологические операции по монтажу воздушных линий напряжением 10 кВ; выполнять технологические операции по монтажу трансформаторных подстанций напряжением 0,4 кВ и 10 кВ; выполнять технологические операции по ремонту воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ; измерять нагрузки и напряжения на воздушных линиях электропередач; заменять изоляторы;

знать:

характеристики и устройство воздушных питающих и распределительных линий электропередач; характеристику основных элементов воздушных линий: проводов, защитных тросов, опор и их элементов, изоляторов и арматуры, фундаментов, контуров заземления, спусков; конструкции опор (деревянных, металлических и железобетонных), способы их крепления в грунте; приемы залезания на опоры; способы определения надежности опор, установки и крепления пасынков и приставок к стойкам опор; характеристики проводов воздушных линий электропередач и их крепление на опорах; назначение и устройство различных видов изоляторов; назначение и характеристики различных типов арматур линий электропередач (натяжной, контактной, соединительной) и условия их применения; характеристику линейной аппаратуры напряжением выше 1000 кВ; правила техники безопасности при монтаже и обслуживании воздушных линий электропередач; правила выполнения заземления промежуточных опор и трансформаторных подстанций; особенности выполнения монтажа и обслуживания воздушных линий различного назначения и напряжения…»

Но ведь это основные знания и умения, формирующие профессиональные компетенции видов деятельности  по профессии «Электромонтер линейщик».

 Далее.  ПМ З. «Ремонт и наладка электродвигателей, генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры». В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ремонта генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры; наладки генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры;

уметь:

выполнять технологические операции по наладке генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры; диагностировать неисправности в генераторах, трансформаторах, пускорегулирующей и защитной аппаратуре; выполнять технологические операции по устранению неисправностей в генераторах, трансформаторах, пускорегулирующей и защитной аппаратуре; выполнять капитальный ремонт генераторов, трансформаторов; диагностировать неисправности в трансформаторных подстанциях напряжением 0,4 кВ и 10 кВ; выполнять технологические операции по устранению неисправностей в трансформаторных подстанциях напряжением 0,4 кВ и 10 кВ;

знать:

классификацию и устройство генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры;

основные неисправности генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры;

материалы для ремонта генераторов и трансформаторов;

технологию капитального ремонта генераторов и трансформаторов;

ПМ 1. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок». В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

уметь:

выполнять технологические операции по устранению неисправностей в трансформаторных подстанциях напряжением 0,4 кВ и 10 кВ; выполнять размотку, разделку, прокладку силового кабеля; выполнять работы по снятию и разборке выключателей нагрузки и разъединителей; выполнять ремонт деталей электроустановок, чистку, смазку, установку на место и регулирование контактов и приводов; выполнять проверку заземления разъединителей и привода, правильности работы блокировки; выполнять монтаж и демонтаж пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры с разделкой и присоединением концов проводов; монтировать ячейки распределительных устройств с установкой аппаратуры; выполнять проверку цепей вторичной коммутации; выполнять монтаж электрофильтров;

Как видим ПМ 3 и ПМ 1 содержать большое количество пунктов  знаний и умений необходимые при обучении профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования трансформаторных подстанций и электрических сетей».

Смотрим далее. ПМ 1 содержит такие  пункты,  как…..«выполнять монтаж, размотку, разделку, прокладку силового кабеля; выполнять заделки конца кабеля различного вида, монтаж вводных устройств и соединительных муфт».

Но ведь эти виды деятельности являются также основными при обучении профессии «Электромонтер кабельщик». 

Еще. Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования в с/х производстве должен знать работу релейной защиты трансформаторных подстанций. Но ведь это тоже  специальность «Электромонтер релейщик». И так далее. То есть, если внимательно изучить пункты знаний, умений и профессиональных компетенций по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» мы увидим, что, чтобы стать квалифицированным рабочим, обучающийся должен освоить такие профессии как:

  1. «Электромонтер линейщик».
  2. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования трансформаторных подстанций и электрических сетей».
  3. «Электромонтер кабельщик».
  4. «Электромонтер релейщик».
  5. «Электромонтажник».
  6. «Намотчик».
  7. «Слесарь сборщик электрооборудования».

Не многовато ли для одной профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве». Более того основные пункты знаний, умений и профессиональных компетенций, формирующие основные виды деятельности сельского электрика          на данную профессию взяты в основном из предыдущего стандарта, из стандартов 70-80 годов прошлого века. Но знания и умения, формирующие профессиональные компетенции  по таким современным видам деятельности электромонтеров как,… выявлять и устранять неисправности и повреждения в силовых и осветительных электросетях со схемами средней сложности, а также в электродвигателях и электрических схемах технологического оборудования,.. в стандарте отсутствуют. То есть отсутствуют те виды деятельности, которые и необходимы сельскому электрику в настоящее время на производстве.

Так в чем же тогда заключается модернизация образования по новому стандарту? В новом названии  профессиональных модулей вместо старых названий предметов спецдисциплин?  Но и здесь есть проблемы. Например. Профессиональный модуль ПМ 1, согласно нового ФГОС, называется … «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок». Нам предлагается самим разрабатывать программы. Вопрос. О чем должна идти речь при разработке программы данного модуля? Конечно же, о том, о чем говорится в названии модуля:  т.е. содержание должно соответствовать названию. Увы, не получается. Согласно учебников по обучению электромонтеров, под производственными силовыми электроустановками понимается все, что касается системы электропривода. А что нам предлагает стандарт….

уметь:

производить расчет силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;

выполнять размотку, разделку, прокладку силового кабеля;

выполнять работы по снятию и разборке выключателей нагрузки и разъединителей;

выполнять ремонт деталей электроустановок, чистку, смазку, установку на место и регулирование контактов и приводов;

выполнять проверку заземления разъединителей и привода, правильности работы блокировки;

выполнять монтаж и демонтаж пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры с разделкой и присоединением концов проводов;

выполнять заделки конца кабеля различного вида, монтаж вводных устройств и соединительных муфт;

выполнять зарядку, установку и присоединение к линии различных светильников;

монтировать ячейки распределительных устройств с установкой аппаратуры;

выполнять проверку цепей вторичной коммутации;

выполнять монтаж электрофильтров;

диагностировать неисправности производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;

знать:

назначение светотехнических и электротехнологических установок в сельском хозяйстве;

принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства;

общие сведения о световой и лучистой энергии;

характеристики осветительных приборов и аппаратуры;

нормы освещенности;

способы прокладки проводов и кабелей;

приспособления и оборудование, применяемые при монтаже проводов, кабелей и электрооборудования;

систему эксплуатации, методы и технологию наладки, ремонта и повышения надежности электрооборудования и средств автоматизации сельскохозяйственного производства;

элементы и системы автоматики и телемеханики;

виды дефектов сельскохозяйственных производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности, их признаки, причины, методы предупреждения и устранения;

меры по профилактике ремонта сельскохозяйственных производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;

порядок подготовки силовых и осветительных электропроводок, электродвигателей, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры к работе в зимних и летних условиях;

правила безопасности при ремонтных работах;

порядок вывода в ремонт электрооборудования и допуска к ремонтным работам;

правила поведения ремонтного персонала в распределительных устройствах и помещениях сельскохозяйственной организации;

правила применения защитных средств.

То есть почти все, чему готовит профессия электромонтер. Кому должен верить преподаватель, разрабатывающий программу обучения на профессию?  Учебнику по подготовке электромонтеров или стандарту? Я больше полагаюсь на учебник, испытанный десятилетиями.  Да и новые учебники содержат тот же материал.  Ведь, чтобы не говорили, пока что, в настоящее время основным источником знаний является учебник.

Далее. Учебный план на профессию «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» разрабатывается в соответствии со стандартом. Вначале изучается ПМ 1, затем ПМ 2 и т.д., не обращая внимания на сложность материала в данных модулях. Но учебный материал  ПМ 1 является одним из самых сложных в понимании и изучении обучающимися. Чтобы его освоить, нужно знать, как минимум физику,  раздел «Электродинамика», предметы «Электротехника» и «Электрооборудование». Отсюда следует вывод, что  при разработке учебного плана программы обучения нужно придерживаться педагогических принципов в образовании – преемственность,  доступность и постепенность в обучении никто не отменял.

Даже названия профессиональных модулей не внушают доверия. Зачем нужно было их выдумывать. Ведь есть хороший учебник по подготовке электромонтеров автора Атабекова В.Б. «Монтаж электрических сетей и силового электрооборудования». Достаточно было вместо слова «Глава» написать «Профессиональный модуль (ПМ)», оставив их содержание.

Как видим,  проблем с новым стандартом не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Я бы сказал, что  новый стандарт в части модернизации профессионального образования, это шаг вперед и в тоже время два шага назад.

К примеру. Я владею технологией модульного обучения. Имею сертификат  Международного центра развития модульной системы обучения. Разработаны модульные программы по электротехнике и по профессиональным модулям. Но применить данную  технологию, например, к ПМ 1 я не могу. Согласно технологии модульного обучения  под учебным модулем понимают: …выделяемая логически, относительно самостоятельная часть деятельности в рамках конкретной профессии специальности с четко обозначенным  началом и окончанием. Результатом выполнения модульного блока является создание какого-либо изделия, оказание услуги или принятие значимого решения….  Но согласно ПМ 1 мы имеем дело не с одним готовым «продуктом», а с несколькими: электропривод, кабельные линии, воздушные линии, генераторы, трансформаторные подстанции, осветительные электроустановки. По сути дела это различное электрооборудование, выполняющее различные технологические функции, не связанные друг с другом. То есть каждое из них есть отдельный профессиональный модуль. Например, можно обозначить так, придерживаясь учебников и постепенности в обучении: ПМ 1 «Монтаж, обслуживание и ремонт электропроводок и осветительных электроустановок»; МП 2 «Монтаж и обслуживание кабельных и воздушных линий напряжением 0,4 и 10  кВ»; ПМ 3 «Монтаж, обслуживание, ремонт и наладка производственных силовых электроустановок» и наконец, ПМ 4 «Монтаж, обслуживание и ремонт электрооборудования трансформаторных подстанций». Вот и все, от простого к сложному, вся программа обучения, к стати, не нарушая основных требований стандарта по качеству обучения.

И теперь, пожалуй, самое главное. Изучив соответствующие документы о реорганизации колхозов и совхозов, а также просмотрев сайты Министерства энергетики и электрификации, можно сделать вывод, что в настоящее время такие объекты в сельской местности как …..воздушные линии 0,4-10 кВ и трансформаторные подстанции эксплуатируют в основном организации Министерства энергетики и электрификации… Это цитата. И после этой цитаты начинаешь задумываться – а тому ли учим? Ведь эти электротехнические объекты уж лет двадцать как не принадлежат сельским производителям. А вот что нам предлагает ФГОС нового поколения. ПМ 4. «Монтаж и обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 и 10 кВ» настоящего стандарта на профессию 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» от 20.08.20013, где прописаны такие виды деятельности для сельского электрика, как:

- монтаж воздушных линий электропередач напряжением 0,4 и 10 кВ;

- техническое обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 и 10 кВ;

- выполнение работ по смене и установке опор, оснастке их изоляторами и арматурой на линиях электропередач напряжением 0,4 и 10 кВ,

- монтаж трансформаторных подстанций напряжением 0,4 и 10 кВ;

- выявление неисправностей в трансформаторных подстанциях  напряжением 0,4 и 10 кВ;

Комментарии излишни. Стандарт 2013 года отстал, как минимум, лет на 20 от реальной жизни.

Но ведь основными потребителями электроэнергии в сельском хозяйстве в настоящее время являются электроприводы различных механизмов, машин и поточных линий, а также систем вентиляции и микроклимата. Так, в процессе кормоприготовления на животноводческих фермах, в птицеводстве, молочном производстве, овцеводстве, растениеводстве используется целая гамма различных машин, осуществляющих свои функции исключительно благодаря применению в них электроприводов. Эксплуатация, обслуживание, ремонт, наладка, монтаж,   выявление и устранение неисправностей и повреждений в силовых и осветительных электросетях со схемами средней сложности, а также в электродвигателях и электрических схемах технологического электрооборудования - именно такими видами работ приходится заниматься сельскому электрику в агропромышленных и в сельскохозяйственных предприятиях. Но, увы, в стандарте нового поколения об этом почти ничего не говорится.

И в заключении хочу отметить следующее: согласно учебного плана нового стандарта для обучения профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве» на изучение электротехники отводится  всего лишь 62 учебных часа,  что считаю недостаточно для качественного обучения данной профессии. В связи с чем, считаю  необходимым,  увеличить количество часов для изучения электротехники  до 52 за счет малозначимых вопросов  профессиональных модулей ПМ 2 и ПМ 4. В результате чего общее количество часов  на изучение электротехники довести до 114.  

Учитывая выше сказанное мною разработана экспериментальная программа обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве», придерживаясь принципов описанных в данной пояснительной записке. Ибо считаю что, как специалист, проработавший на производстве более 20 лет в области энергетики, электротехники, радиотехники и электроники, а также, как преподаватель электротехники и спецдисциплин по подготовке электромонтеров со стажем 18 лет, имею на это право.

 

Предлагаемый примерный тематический план

по учебной практике в мастерских техникума

профессия 110800.03. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве

п/п

Наименование тем

Количество часов

1.

Вводное занятие. Безопасность труда, электробезопасность, и пожарная безопасность в учебных мастерских

6

2.

Слесарные и слесарно-сборочные работы

16

3.

Электроизмерительные работы

12

4.

Электромонтажные работы

30

Лабораторно-практические работы с электрическими схемами

5.

Электрические схемы освещения

40

6.

Релейно-контактные схемы

14

7.

Электропривод (схемы силового электрооборудования)

54

8.

Элементы автоматики в системах электропривода

44

Итого:

216


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по актуализации ОПОП СПО по специальностям/профессиям на основе соответствующих профессиональных стандартов по профессии 35.01.15.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

Аналитическая справка по актуализации ОПОП СПО по специальностям/профессиям на основе соответствующих профессиональных стандартов(в соответствии с Алгоритмом  применения профессиональных стандарт...

Аналитическая справка по актуализации ОПОП СПО по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве на основе соответствующих профессиональных стандартов

Аналитическая справка по актуализации ОПОП СПО по профессии 35.01.15  Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве на основе соответствующих про...

Рабочая программа 110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы безопасности жизнедеятельности   Профессии110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"110800.03 (35...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ для профессии СПО 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в струк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ для профессии СПО 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в струк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для профессии среднего профессионального образования (СПО) 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.. 41.3. Цели и задачи...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...