ВКР по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки "Педагог СПО"
материал на тему

Наумова Анна Александровна

Выпускная квалификационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_spo_morozovaaa.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

Энгельсский технологический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Оборудование и технологии обработки материалов»

Центр непрерывного образования

Развитие проектно-творческой (патриотической) деятельности студентов на выбор профессионального самоопределения в вузе с военной подготовкой

(выпускная работа)

Выполнил: слушатель дополнительной профессиональной программы  профессиональной переподготовки «Педагог среднего профессионального образования. Технологии управления

и организации образовательного процесса в условиях ФГОС СПО»

Морозова Анна Александровна преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Руководитель:

Суркова А.В., начальник Центра непрерывного образования ЭТИ (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Энгельс 2018г.

Содержание

Введение3-7

Глава 1. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в высшем и среднем профессиональном образовании 

§1.1.  Гражданское и патриотическое воспитание в современной России8-11

§1.2.Определение гражданственности и эффективность процесса формирования гражданско-патриотических качеств личности студента11-13

Глава 2. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете или техникуме

§2.1. Типы и критерии профессионального самоопределения14-15

§2.2. Оценка профессионально важных качеств молодых специалистов16-17

Глава 3. Определение уровня сформированности гражданско- патриотической воспитанности у подростков- студентов 18-22

Заключение23

Список литературы24-25


Введение

Одной из первостепенных задач высшей школы является создание педагогических условий для формирования будущих специалистов, готовых к решению профессиональных задач. Профессиональная готовность выпускника складывается не только из соответствующих знаний и умений, она включает в себя еще и такой трудноуловимый и в то же время очень важный компонент, как профессиональное самоопределение, то есть осознанная, устойчивая, вошедшая в структуру личности позитивная установка на выбранную профессию и идентификация себя как представителя этой профессии. Самоопределение в профессии и перспективы трудоустройства определяют профессиональное будущее подготовленных в вузе специалистов.

В настоящее время требования работодателей к молодым специалистам–выпускникам вузов достаточно высоки. В условиях нестабильного и постоянно изменяющегося рынка труда постоянно изменяется уровень запросов со стороны предприятий–работодателей. Среди них готовность расти и развиваться в профессии, стремление работать в инновационном режиме, коммуникативные способности и умение работать в команде и так далее. Работодателей интересуют личностные компетенции молодых специалистов и опыт прохождения производственной практики, которая приравнивается к первому опыту работы, а также наличие удостоверений по рабочим профессиям. Высокая конкуренция на современном рынке труда требует от молодого специалиста не только обладания определенными профессиональными компетенциями, но и сформированной системой профессионально-ценностных ориентаций, осознанной, четкой позиции относительно своего профессионального будущего.

Процессы, протекающие в системе высшего и среднего образования в современных условиях реформирования армии России, свидетельствуют о выходе высшей военной школы из кризиса. Под военно-профессиональной направленностью нами понимается сложное, интегративное личностное образование, включающее преобладающие мотивы, потребности, интересы, жизненные цели, склонности, убеждения, идеалы и ценностные ориентации, проявляемые как положительное отношение к военно-профессиональной деятельности, активное стремление к овладению профессией военнослужащего и совершенствованию в ней [4,5].

Государству и обществу небезразлично, какие мотивы сегодня подвигают юношей на выбор военной профессии или учебного учреждения с военной подготовкой, так как избравшие ее в будущем будут иметь дело с современными системами вооружения и сложной военной техникой, нести ответственность за их применение. Таким образом, неоспорима взаимосвязь двух взаимодополняющих задач – подготовки высококвалифицированного  профессионала и воспитания гражданина-патриота, защитника Отечества [12].

Правительство предприняло в последние 7-10 лет целый ряд попыток поднять статус военной службы и значимость профессии офицера через трехкратное повышение денежного довольствия военнослужащих, предоставления им служебного жилья и ссуды на его приобретение к окончанию службы, реализацию других полагающихся льгот. Действия военно-политического руководства не обеспечили в полной мере решения выделенного нами противоречия, хотя и снизили их остроту. Но условия его возникновения остались прежними: социальная активность молодежи низка, выбор профессии офицера осуществляется молодыми людьми, исходя из материальных побуждений, а общественные и государственные институты не занимаются подготовкой молодых людей к выбору профессии защитника Родины [14].

Среди причин, обусловливающих важность развития профессиональной направленности студентов, необходимо выделить две наиболее существенные. Во-первых, профессиональная направленность является важным компонентом в структуре профессии, без нее не подготовить высококлассного профессионала. Она является той базой, на основе которой происходит развитие профессиональной подготовленности и профессиональных способностей. Во-вторых, профессиональная направленность является ведущим фактором, воздействующим на формирование профессионально важных качеств и компетенций будущего военного специалиста, способствует всестороннему развитию личности курсанта [13]. Государственные и общественные институты предпринимают попытки повысить эффективность системы развития военно-профессиональной направленности личности молодых людей, но чаще всего они носят популистский характер. В современных условиях предпочтение отдается не целенаправленной плановой деятельности, а формальным и безадресным акциям разового характера, в то время как в качественном улучшении нуждается вся система профориентационной работы. Сложившееся положение дел требует на практике научного решения проблемы поэтапного развития военно-профессиональной направленности личности учащихся общеобразовательных учреждений, суворовцев, кадет, курсантов и слушателей в военных вузах.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод о разработанности теоретических аспектов развития профессиональной направленности личности. В настоящее время в военном образовании особый интерес представляет изучение направлений и способов развития военно-профессиональной направленности личности курсантов военно-учебных заведений, которые обеспечивают переход от формально-положительного отношения к военно-профессиональной деятельности к сознательному позитивному отношению, успешную социальную адаптацию и профессиональное становление.

Актуальность исследования обусловлена задачами гражданского становления подростков и молодежи, что является особенно значимым для нашего общества в период формирования жизненных ценностей и поиска национальной идеи. От того, какие ценности и идеалы сформированы у подрастающего поколения сегодня, насколько молодые люди готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития российского государства в настоящее время и в будущем. В исследовании предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние разработанности в педагогической теории и практике проблемы воспитания гражданственности в образовательных организациях.

2. Определить структурные компоненты гражданственности, критерии и показатели сформированности гражданской воспитанности у подростков- студентов.

Структурные компоненты гражданственности подростков- участников детских общественных объединений- это гражданские качества, объединенные в группы: гражданско-патриотические, духовно-нравственные, морально-волевые и деловые, правовые и когнитивно-ценностные качества. Нами были разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровни сформированности гражданской воспитанности у подростков и результативность процесса воспитания гражданственности в условиях современных детских общественных объединений и организаций:

 когнитивный критерий, предполагающий наличие знаний об обществе и государстве, о гражданских правах и обязанностях, об общественных нормах, гражданственности и патриотизме, их полноте и глубине и др.;

 мотивационно-ценностный критерий, включающий наличие интереса и осознанных мотивов к социально значимой деятельности; сформированность гражданских качеств, понимание цели деятельности гражданской направленности и др.;

 конативный критерий, включающий умение применять имеющиеся знания на практике, наличие опыта гражданского поведения, коммуникативные навыки, степень развития социальной активности, инициативности в деятельности гражданской направленности и др.;

 эмоциональный критерий, его показатели- любовь к Родине, заинтересованное отношение к проблемам гражданственности, понимание цели деятельности гражданской направленности, адекватная оценка деятельности.


Глава 1. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в высшем и среднем профессиональном образовании

§1.1. Гражданское и патриотическое воспитание в современной России

На рубеже 20-21 вв. российское общество вошло в очередную полосу

сложных и противоречивых трансформаций, затрагивающих экономические,

социально-политические, духовно-нравственные устои его жизнедеятельности. Новое время как новая онтологическая реальность не только иначе детерминирует происходящие изменения в системе взаимоотношений личности и общества, но и модифицирует формы, методы и цели гражданской самореализации, трансформирует объектно-предметное поле, функции и критерии эффективности гражданского поведения. Феномен гражданственности постепенно выходит за пределы властно-политического пространства, вбирая в себя черты и свойства социальной, нравственной, экономической, экологической и иной предметности.

Расширение предметного поля гражданственности, с одной стороны, актуализирует интерес к самой методологии межпредметного синтеза, с другой – повышает роль исследования конкретных проблем гражданской ответственности, гражданского воспитания и гражданского образования.

Системный кризис российского общества последнего пятнадцатилетия породил проблемы ментального свойства, где изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивация деятельности и отношения личности к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. В настоящее время в стране идёт поиск потенциального возрождения России. Важными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. В условиях изменения требований к социально-гражданскому развитию личности возникает

необходимость в специалистах, обладающих высоким уровнем как профессиональной, так и общей культуры, самостоятельностью мышления и развитым гражданско-патриотическим самосознанием, чувством гражданской ответственности и собственного достоинства.

В период социальных преобразований в современном российском обществе постановка вопроса о формировании гражданственности как ценностной мировоззренческой основы становления личности молодого человека объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, актуальность формирования гражданственности молодежи

обусловлена проблемами становления гражданского общества, основополагающим фактором жизнедеятельности которого выступает многообразие форм собственности, являющихся фундаментом свободы личности, удовлетворения ее интересов и потребностей. Без гражданского общества нельзя реализовать потенциал Конституции Российской Федерации, а без граждан не может возникнуть само гражданское общество. Гражданин является полноправным членом общества, имеющим определенные права и обязанности, а также человеком, обладающим особым нравственно-психологическим качеством - гражданственностью. Совершенно очевидно, что нет гражданина без гражданственности и гражданственности вне гражданина. Государство, как известно, формирует подданных, а гражданское общество, в котором человек из подданного превращается в личность с определенными гражданскими качествами, воспитывает граждан.

Во-вторых, мировое сообщество вступило в информационную цивилизацию. Физическая сила как способ достижения богатства и благополучия уступила место информации. Особую власть приобретают знания, которые оказывают сильное влияние на формирование нравственных качеств молодого человека, его гражданскую позицию. Среди факторов социализации образование является ретранслятором всей культуры человечества, заключенной в знании, влиянии среды и непосредственном окружении индивида. Активность личности проявляется в избирательном отношении к ближайшему окружению, к выбору ценностей и норм жизни, к педагогическому воздействию, самовоспитанию и саморегулированию своего поведения. Целенаправленные усилия общества и его различные институты, формирующие личность, отвечают тем ценностям и нормам, которые исповедует это общество.

В-третьих, актуальность проблемы формирования гражданственности определяется сложностью времени, в котором находится наша молодежь. Распались ранее созданные молодежные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены сами себе, начался процесс десоциализации, который привел к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Социологические исследования, проводимые в последние годы в России, свидетельствуют о низком уровне гражданственности и патриотизма среди современной молодежи по сравнению со старшим поколением. Отечественные социологи фиксируют массовые проявления конформизма, приспособленчества, апатии и т.п. Во многом это связано с тем, что часть населения страны по-прежнему ощущает себя преимущественно подданными государства, а не свободными гражданами, членами гражданского общества. Современное состояние российского социума, наличие в нем множества экономических, политических и социальных проблем обусловили необходимость научного осмысления процесса формирования гражданственности не традиционными педагогическими методами, а способами социологического анализа как совокупностью социальных характеристик, приобретаемых личностью в процессе ее социализации.

Задача построения государства социальной направленности требует разработки путей и средств формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Процесс развития такого педагогического феномена, как гражданско-патриотические качества, может быть полноценно осмыслен только в более широком культурном контексте, интегрирующем философию, историю, общественно-политические науки.

§1.2. Определение гражданственности и эффективность процесса формирования гражданско-патриотических качеств личности студента

Современные концепции гражданского образования опираются на различные представления о гражданине, гражданстве и гражданском обществе, зачастую отличающиеся внутренней противоречивостью в виду их длительной эволюции и различных культурно-исторических трактовок, что затрудняет определение методологических ориентиров формирования целей и содержания категорий гражданственности. В основе понятия гражданственности лежит уважение к правам и обязанностям – своим и других людей. Речь идет о формировании гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего ей ощутить себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным членом общества и гражданином государства.

Гражданственность - это не только любовь к земле отцов, не только и не столько платоническое чувство. Это осознанная жизненная позиция, выражающаяся в активной, сознательной деятельности во имя принципов, лежащих в ее основе. Как известно, период обучения в вузе является важнейшим в процессе формирования личности. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, студенты вырабатывают не только свои первые профессиональные умения и навыки, но и соответствующую систему ценностей. Как социально-демографическая группа молодежь обладает рядом особенностей. Она обладает высокой социальной мобильностью, является источником инноваций и наиболее восприимчива к ним. В тоже время отсутствие жизненного опыта сказывается в том, что в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения. Молодым людям нередко присущ низкий уровень интереса к событиям экономической и культурной жизни и общественно-политической деятельности, неразборчивость в выборе средств достижения целей, категоричность и отрицание общепринятых ценностей, в том числе правовых, различные формы и проявления асоциального поведения [4]. В данной связи вопросам формирования гражданственности студентов следует уделять самое пристальное внимание в процессе профессиональной подготовки в вузе. Основная цель гражданского воспитания – «воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба ближайших людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития общества» [11].

Анализ исследований, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию в вузе, позволил выделить следующие приоритетные направления в организации этой работы [13]:

 необходимость разработки концептуальных подходов к формированию ценностно-смысловых образований студентов вузов с учетом новых реалий;

 создание системы гражданско-патриотического воспитания в вузе, обращенной, прежде всего, к личности как цели и результату воспитания, как субъекту собственного развития;

 выявление и обеспечение организационно-педагогических условий деятельности, обеспечивающих устойчивую мотивацию личности на добросовестное выполнение гражданского долга во имя интересов государства, гражданского общества и его ценностей.

Эффективность процесса формирования гражданско-патриотических качеств личности студента, проявляющихся в готовности участвовать в совершенствовании современного общества и активно влиять на общественно-политическую жизнь страны, в образовательной среде вуза может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

 включение вопросов гражданско-патриотического воспитания в число приоритетных задач обучения и воспитания в вузе;

 создание мотивационно- ценностного отношения студентов к процессу формирования гражданственности как интегративному качеству личности, ориентированного на реальные условия современной жизни;

 обогащение содержания образования за счет внесения в учебный процесс нравственно-творческих и культуро- творческих функций и использования потенциала социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;

 усиление роли личности преподавателя высшей школы, личностное осмысление им педагогических идей, ценностей и принципов;

 гуманизация и гуманитаризация образования, которые исходят из того, что студент вуза представляет собой сознательную, самостоятельную личность, с чувством собственного достоинства и собственной ответственности;

 формирование культуры межнационального общения, умения решать возникающие межэтнические конфликты мирными, а не силовыми методами.


Глава 2. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете или техникуме

§2.1. Типы и критерии профессионального самоопределения

Пряжников Н. С. выделяет следующие типы профессионального самоопределения [9]:

1) самоопределение в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности, но здесь возможны настоящее мастерство и нахождение определенных смыслов труда;

2) самоопределение в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются, однако рамки деятельности еще недостаточны для более полноценного самопроявления и саморазвития;

  1. самоопределение в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности;
  2. самоопределение в профессии позволяет человеку маневрировать в рамках смежных специальностей.

На этапе обучения профессиональное самоопределение может быть связано с выбором профессиональных ролей в рамках уже выбранной специальности и дальнейшим выбором места работы.

Содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных профессиональных интересов, склонностей, предпочтений, личностных особенностей, способных повлиять на развитие себя как профессионала), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

Критериями профессионального самоопределения студента выступают:

– мотивационный-  характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь профессиональных интересов с ценностными ориентациями, стремление студента быть человеком культуры, компетентным профессионалом;

– когнитивный- степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах, степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности, степень информированности учащихся об общих и специальных профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности, степень представления о своем месте в профессиональном сообществе, способах поиска работы и состоянии рынка труда и др.;

– деятельностный- студент умеет выделить виды учебной деятельности, которые влияют на его профессиональное самоопределение, выбрать виды профессиональной деятельности, которые соответствуют его интересам, личностным качествам, мотивационно-ценностным характеристикам собственной структуры личности, соотнести свои способности профессиональной деятельности с нормой профессиональной культуры «потенциального работодателя» и др.;

– эмоционально-оценочный- студент испытывает положительные эмоции, адекватно оценивает процесс профессионального самоопределения.

Приведенный набор критериев позволяет определить динамику профессионального самоопределения, которая проявляется, по нашему мнению, в следующих уровнях: высокий (уровень культуры), средний (приближенный к норме культуре), допустимый (не противоречащий в целом норме культуре), низкий (не соответствующий норме культуры).

§2.2.  Оценка профессионально важных качеств молодых специалистов

Процесс развития военно-профессиональной направленности разворачивается в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, связанной с выполнением специальных обязанностей. Потенциалом образовательного процесса выступают содержание учебной, научной и воспитательной деятельности, методы и организационные формы работы, выбор которых определяется задачами определенных нами этапов развития военно-профессиональной направленности студентов. Ресурсами служебной деятельности являются осваиваемые обучающимися виды воинской деятельности, ремонтная и войсковая практики, войсковая стажировка. Профессиональные знания, умения и навыки студентов подкрепляются теми умениями и навыками, которые вырабатываются в ходе освоения служебной деятельности. Прохождение студентом всех необходимых видов военной подготовки сближает эти два вида деятельности, делает более осознанным процесс формирования и укрепления профессиональных планов.

Успешность развития военно-профессиональной направленности предполагает субъективность личности студента. В силу этого психолого-педагогическое взаимодействие представляет собой сложное и диалектическое взаимодействие таких субъектов данной системы, как специалистов психологической группы и воспитательных органов, преподавателей, а также самих студентов - активных субъектов собственной жизнедеятельности [1-14].

Обеспечивают профессиональную ориентированность образовательной среды учебного заведения с военной подготовкой: содержание целостного учебно-воспитательного процесса, характер учебной деятельности курсантов, используемые организационные формы, методы и приемы воспитания и обучения, педагогическое взаимодействие между субъектами системы развития военно-профессиональной направленности личности студентов, которые отвечают современным требованиям, а также потребностям личности обучающихся, ориентированы на развитие профессиональной направленности личности будущих специалистов [6].

Сравнительный анализ результатов оценки профессионально важных качеств молодых специалистов - выпускников разных лет позволяет сделать определенные выводы. Наиболее значимой характеристикой, подвергавшейся анализу, выступает военно-профессиональная направленность молодых людей (интерес к службе, стремление к дальнейшему профессиональному совершенствованию и др.). Проявления таких профессионально важных качеств как дисциплинированность и исполнительность, умение подчинить личные интересы служебным, упорство и настойчивость в действиях, требовательность к себе и подчиненным, целеустремленность свидетельствуют о высоком уровне военно-профессиональной направленности, ее прочности и глубине. Результатом деятельности в рамках выстраивания психолого-педагогической систем должен быть более высокий уровень развития военно-профессиональной направленности личности студентов, их готовность пройти военную службу и соответственно добросовестной службе, высоких морально-нравственных качествах, стремлении к профессиональному мастерству.


Глава 3. Определение уровня сформированности гражданско- патриотической воспитанности у подростков- студентов

Воспитание гражданственности у подростков можно проследить на примере деятельности Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский политехникум». Данная организация осуществляет образовательную деятельность и основным контингентом здесь являются юноши(студенты) возраста 15-20 лет. На базе техникума разработано и осуществляется  множество программ направленных на включение подростков в общественно полезную и социально значимую деятельность, воспитание патриотов малой Родины, создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации. Основными формами деятельности по реализации программ являются организация оборонно-массовой работы под девизом «Равнение на Победу!»; акции «Георгиевская ленточка»; « Героическая поверка под девизом «Я помню! Я горжусь!»; военно-спортивные игры и конкурсы «А ну-ка, парни!»; и др.

На этапе экспериментальной работы, путем проведения опроса экспериментальной группы студентов, была сделана оценка гражданской воспитанности подростков политехникума.

С целью выявления уровня гражданско-патриотического воспитания студентов, им предлагались для заполнения следующая анкета:

Пол

Возраст

Место рождения

1. Какую профессию осваиваете?

2. Что такое, на ваш взгляд, гражданско-патриотическое воспитание?

3. С какого возраста необходимо осуществлять гражданско-патриотическое

воспитание и вообще нужно ли это?

а) с момента рождения человека;

б) с дошкольного возраста;

в) с младшего школьного возраста;

г) подросткового возраста;

д) со старшего школьного возраста.

4. Оцените свой уровень гражданско-патриотического воспитания?

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

5. Какие можете предложить средства, формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей.

а) политические митинги, шествия, демонстрации;

б) конференции военно-патриотического содержания;

в) праздники патриотического содержания;

г) детские военизированные игры;

д) школьные смотры строя и песни;

е) коллективные творческие дела, направленные на заботу об участниках боев за интересы России;

ж) другое.

7. Считаете ли Вы, что для успешного завершения учебной деятельности по патриотическому воспитанию Вам необходимо овладеть дополнительными знаниями?

8. Каких знаний о России у вас недостает?

а) исторических знаний;

б) знаний о культуре российских народов;

г) языковедческих знаний;

д) природоведческих знаний;

е) географических знаний;

ж) другое:

По результатам обработки данных, среди студентов экспериментальной группы были получены такие результаты:

Высокий уровень- 20% . Средний уровень- 40%. Низкий уровень- 40%

Данные, полученные на контрольном этапе исследования, свидетельствуют о том, что уровень патриотического воспитания подростков техникума довольно низкий. Основная часть студентов, имеющих высокий и средний уровни гражданско-патриотического воспитания, являются воспитанниками сельских школ, низкий уровень же, в большинстве, у студентов, учившихся в городских школах.

Это свидетельствует о том, что в приведенной для анализа организации не достаточна развита система развития уровня гражданско- партиотического воспитания студентов. Для устранения этой проблемы стоит обратить внимание на исследования посвященные  гражданско-патриотическому воспитанию с целью выделения приоритетных направлений в организации этой работы.

Также формирование низкого уровня гражданско- патриотического воспитания может быть обусловлен недостаточно эффективное формирование

готовности преподавателей к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, одним их важнейших является разработка методик диагностики на основе ее сущностно- содержательной и структурно-функциональной характеристики и систематическое диагностирование уровня сформированности готовности учителя к осуществлению гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Готовность преподавателей к гражданско-патриотическом воспитанию учеников понимается как комплекс знаний, умений и практических навыков, позволяющих учителю успешно осуществлять деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию студентов, и совокупность профессиональных и личностных качеств, взглядов и убеждений, сформированных на основе принятия личностью патриотизма как нравственной ценности.

Известны три вида готовности к деятельности, в том числе гражданско-патриотической направленности. Это личностная готовность, содержательная готовность и процессуальная готовность [11].

Содержательная готовность характеризуется наличием определенных научно-теоретических и методических знаний, необходимых педагогу для осуществления гражданско-патриотического воспитания детей различного возраста. Для определения уровня содержательной готовности преподавателей к осуществлению гражданского воспитания сформулированы следующие показатели:

  • осознание социальной значимости гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • имеет устойчивый интерес к осуществлению данной воспитательной работы;
  • правильно определяет цели, задачи способы и перспективы педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • занимается самообразованием по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей;
  • хорошо развиты конструктивные, проектировочные, организаторские и коммуникативные, суггестивные умения.

Процессуальная готовность характеризуется наличием практических умений и навыков, необходимых для осуществления гражданско-патриотической работы с детьми. Ими являются следующие умения:

  • правильно определять цели и задачи педагогической деятельности, направленной на решение задач гражданско-патриотического воспитания;
  • грамотно отбирать формы, методы и приемы гражданско-патриотического воспитания детей различного возраста;
  • учитывать единство требований к детям со стороны педагогов, родителей и общественности;
  • использовать творческий подход в этой деятельности, то есть комплексно, вариативно применять имеющиеся знания и умения;
  • реализовывать на практике принципы индивидуального и дифференцированного подходов;
  • предвидеть и прогнозировать результаты профессиональной деятельности;
  • анализировать и использовать опыт других педагогов, внедряя его в свою практику, с учетом специфики различного возраста.

Если комплексно использовать различные системы для повышения уровня гражданско-патриотического развития студентов техникума, то в скором времени процент студентов, имеющих высокий и средний уровни, значительно увеличится.


Заключение

Гражданственность рассматривается нами как интегративное качество личности, основными компонентами которого являются гармонически сочетающиеся честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплина и свобода, уважение и доверие к другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьей, городом, страной.

В качестве факторов, влияющих на формирование гражданственности студенческой молодёжи выделяются: общие (социально- экономические условия жизни людей, духовная культура общества, СМИ и т.д.); региональные (специфические особенности экономического и демографического развития региона и т.д.); психологические (факторы, обусловленные возрастными особенностями молодёжи);личностного характера (склонности, способности, интересы, психологические и физиологические качества людей, уровни их общеобразовательной подготовки и т.д.).Формирование гражданственности как интегрального качества личности в условиях поликультурного образовательного пространства необходимо осуществлять на основе соблюдения следующих принципов: интеграции в содержании образования

федерального, регионального и местного компонентов; изучения различных социально-педагогических, культурно-исторических традиций и ценностей; самоопределения и самореализации личности; толерантности, социальной активности; противостояния различным видам проявления национального и религиозного экстремизма.

Реализация вышеназванных принципов позволяет сформировать гуманистически ориентированную образовательную среду и обеспечить конструктивный диалог между субъектами педагогического процесса.


Список литературы

  1. Алещенок С.В. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. М., 1998. С. 24 [6]
  2. Воробьёв, А.А. Развитие внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов в процессе профессионального становления будущего офицера [Текст]: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / А.А. Воробьёв. – Омск: ОмГПУ, 2009. – 23 с. [10]
  3. Губин, В.А. Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» / В.А. Губин, А.Л. Загорюев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – №3 (54). – С. 91-95. [11]
  4. Иоаниди, А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография / А.Ф. Иоаниди [и др.]. – Омск: Омское книжное издательство, 2013. – 215 с. [1]
  5. Клименко, И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – №1 (9). – С. 143-151. [2]
  6. Лопуха, А.Д. Обучение и воспитание в высшей школе: учебное пособие / Лопуха А.Д. [и др.]. – Новосибирск: НВИ ВВ МВД РФ, 2015. – 252 с. [12]
  7. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения / В.И.Лутовинов//Педагогика. 1997. № 3. С. 52-56. [14]
  8. Нагаев, И.Б. Развитие военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: монография / И.Б. Нагаев, П.А. Прозоров. – Омск: ОТИИ, 2007. – 240 с. [5]
  9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 352 с.
  10. Ромашин, В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза [Текст]: Дисс. … канд. пед. наук / В.Н. Ромашин. – Омск: ОГПУ, 2010. – 217 с. [13]
  11. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 224. [7]
  12. Сидорчук, В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии [Текст]: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / В.А. Сидорчук. – Рязань: АПУ ФСИН, 2008. – 31 с.  [3]
  13. Субботин О.А. Концепция формирования гражданской позиции специалиста в высшей школе в условиях рыночной экономики. Орел: Академия ФСО России, 2008. [8]
  14. Трубин, Ю.В. Педагогическая система подготовки молодежи к военной службе [Текст]: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / Ю.В. Трубин. – Омск: ОмГПУ, 2015. – 23 с. [4]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей  на курсах  по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...

Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»

Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...

Практика реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»

Конкурентным преимуществом техникума является создание 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это позволяет внедрять современные технологии обучения и оценки качества. Как результат 116 ч...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА профессиональной переподготовки «Бухгалтер»

Цель программы: дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, при...