Проект " Юные мастера" Программа дополнительного образования «Основы электромонтажных работ» Школьные уроки технологии.
проект

Доронин Александр Анатольевич

Программа дополнительного образования.

«Основы электромонтажных работ»

Школьные уроки технологии.

 

                                                                          

Возраст: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

Объем программы: 72 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_elektromontazhnyh_rabot_72_chasa.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

«____»__________ 2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  ПРОГРАММА

«Основы электромонтажных работ»

Школьные уроки технологии.

                                                                         

Возраст: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

Объем программы: 72 часа.

Автор-составитель  программы:

Доронин А.А.  педагог дополнительного образования ГБПОУ ПТ №47

Москва 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа  объединения дополнительного образования кружка научно-технического творчества «Основы электромонтажных работ» предназначена для  обучающихся школ города Москвы в возрасте от 10 до 15 лет.

Одной из форм внеклассной работы обучающихся является привлечение их к участию в техническом творчестве. Техническое творчество детей способствует раскрытию и развитию их творческих способностей, инициативы, самостоятельности.

Цели программы:

- осуществление профилизации и поддержка профессионального самоопределения обучающихся посредством овладения знаниями о техносфере различных отраслей промышленности (использование ресурсов города Москвы (научные предприятия, институты, предприятия, Научно-техническое творчество молодежи и т.п.);

- предоставление условий для развития научно-технического творчества обучающихся и системы формирования инженерно-технических кадров;

- развитие творческих способностей и расширение технического кругозора обучающихся.

Задачи работы объединения:

- расширение знаний в области наук электротехника и энергетика;

- ознакомление с тенденциями развития функциональной электроники и ее применением;

- формирование и развитие творческих способностей, потребности в творческом подходе к любому делу, рационализации и изобретательстве.

Форма проведения: программа сочетает в себе необходимые теоретические сведения и практические работы.

Кружок рассчитан на одногодичное обучение (72 часа).

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – два часа.

Результаты освоения программы

После прохождения программы курса обучающийся должен:

знать:

1.Принцип работы простейших электрических схем и чертежей.

2.Правила пользования электрифицированными приборами,    

электромонтажным инструментом, приспособлениями.

3.Правила и технологию электромонтажных работ.

уметь:              

  1. Составлять несложные многолинейные схемы осветительной сети.

2. Правильно  пользоватьсяэлектроприборами, электромонтажным

инструментом и                          приспособлениями.              

3.Выполнять прокладку проводов и кабелей.

По окончании изучения программы кружка обучающиеся овладевают практическими навыками в работе с электромонтажным инструментом, в  освоение общих, начальных знаний электромонтажа.

  Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, выставках, конкурсах.

Тематический план

№п/п

Раздел

Всего

часов

Тема  раздела

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

Подготовка и оснащение рабочего места , охрана труда .

2

II.

12

Природа электрического тока. Основные электрические велечины.

2

Инструменты и материалы

Используемые  при выпол

нении электромонтажных работ

2

Проводники, диэлектрики, полупроводники

2

Общие понятия об электроснабжении жилой комнаты.

2

Устройство монтажных элементов бытовой электропроводки.

2

Элементы защиты бытовой электросети

2

III.

Технология электромонтажных работ

24

Инструмент, приспособления и механизмы, используемые при электромонтажных работах

2

Рабочая документация

2

Освоение приемов работ электромонтажным инструментом

2

Удаление изоляции с жил, выполнение колечек, пестиков

2

Оконцевание и соединение скруткой, опрессовкой

2

Опрессовкаоднопроволочных жил с помощью наконечников

2

Методы пайки медных жил

2

Подготовка проводов к пайк е

2

Пайка медных жил

2

Методы контроля качества контактных соединений

2

Измерительные приборы

2

Освоение приемов работы с измерительными приборами

2

IV

Осветительные электроустановки

16

Источники света

2

Светильники

2

Схемы включения источников света

2

Схемы управления освещением

2

 Схемы питания и распределительные устройства осветительных электроустановок

2

Чтение электрических принципиальных схем освещения

2

 Чтение электрических монтажных схем освещения

2

 Освоение приемов монтажа электрических схем освещения

2

V

Монтаж электропроводок

18

Классификация электропроводок

2

Чтение схем электропроводки

2

Освоение приемов монтажа открытой электропроводки

2

Монтаж электропроводки в трубах

2

Монтаж электропроводки на лотках и в коробах

2

VI

Пускорегулирующая аппаратура

12

Пусковые и регулирующие аппараты

2

Устройство и принцип работы кнопок и кнопочных станций

2

Устройство и принцип работы магнитных пускателей

2

Устройство и принцип работы аппаратов защиты

2

                               Итого:

72

38

34

Содержание рабочей  программы

Тема 1 Вводное занятие

Должен знать:иправила техники безопасности при проведении электромонтажных работ в мастерской; задачи, стоящие перед кружком.

Должен уметь:  применять правила техники безопасности при проведении электромонтажных работ в лаборатории.

Содержание учебного материала: достижения науки и техники в области электротехнических и электромонтажных работ; задачи, стоящие перед кружком НТТ «Основы электромонтажных работ»; техника безопасности при проведении электромонтажных работ.

Тема 2 Технология электромонтажных работ

Должен знать: основы электротехники;виды припоев и флюсов; проводниковые и электроизоляционные материалы и их основные характеристики и классификацию; способы замены, сращивания и пайки проводов высокого напряжения; безопасные приемы работ.

Должен уметь:  проверять маркировку простых монтажных и принципиальных схем; разделывать, сращивать и изолироватьпровода и кабели напряжением 220 В.

Содержание учебного материала: Электропроводки. Кабели и провода. Расходные и монтажные материалы. Область применения. Выбор вида электропроводки. Выбор проводов и кабелей и способа их прокладки.

Практическая работа.

  1. Приемы оконцовывания проводов.
  2. Соединение проводов в гильзах.
  3. Обслуживание и пайка.
  4. Способы подключения различной аппаратуры (электрический патрон, розетка, пакетный выключатель).
  5. Сборка удлинителей.

 Тема 3 Осветительные электроустановки

Должен знать:принцип работы электроаппаратуры и электроприборов;правила установки электроприборов на щиты и стенды.

Должен  уметь:разбирать и собирать несложные узлы и детали электроаппаратов и электроприборов; устанавливать электроприборы на щиты и стенды; проверять состояние контактных соединений и изоляции проводов.

Содержание  учебного материала: Монтаж прозвонки с элементами питания. Сборка светильника. Монтаж действующего электрифицированного планшета. Контроль качества сборки.

Практическая работа.

  1. Изготовление прозвонки.
  2. Изготовление светильника.
  3. Изготовление электрифицированного планшета.

Тема 3 Монтаж электропроводок

Должен знать: способы замера электрических величин; способы нахождения и устранения неисправностей в соединениях проводов;правила прокладки проводов в коробах, трубах; схемы соединения и разветвления проводов.

Должен уметь: разделывать, сращивать, изолировать и паять провода и кабели напряжением 220В; проводить провода в короб, трубу; монтировать и демонтировать распределительные коробки, сетевые фильтры;  проверять и измерять сопротивление изоляции.

Содержание учебного материала: Классификация кабельной продукции. Способы выполнения электропроводки. Конструкции для прокладки кабелей. Монтаж декоративных коробов. Сравнение типов коробов.

Тема 4

Пускорегулирующая аппаратура

Должен знать: устройство и назначение простого и средней сложности контрольно-измерительного инструмента и приспособлений; способы замера электрических величин; способы нахождения и устранения неисправностей в соединениях проводов;правила прокладки проводов в коробах, трубах; схемы соединения и разветвления проводов.

Должен уметь: разделывать, сращивать, изолировать и паять провода и кабели напряжением 220В; проводить провода в короб, трубу; монтировать и демонтировать распределительные коробки, сетевые фильтры;  проверять и измерять сопротивление изоляции.

Содержание учебного материала: Классификация кабельной продукции. Способы выполнения электропроводки. Конструкции для прокладки кабелей. Монтаж декоративных коробов. Сравнение типов коробов.

      Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Содержание данной программы рассчитано на системы двухразовых занятий в неделю продолжительностью 2 часа.

Теоретические занятия проводятся как в форме отдельного занятия, так и в виде 15-ти минутных бесед в процессе проведения практических занятий.

Основное содержание курса составляют практические занятия с последовательной отработкой приемов выполнения различных видов работ.

Техническое оснащение занятий

Занятия кружка проводятся в оборудованной мастерской техникума.

Для реализации программы используются:

- столы для электромонтажных работ;

     - комплект инструментов для выполнения электромонтажных работ;

     - комплекты слесарного инструмента;

     - расходные материалы (провод, кабель, шнуры, включатели, розетки и т.д.);

     - плакаты, схемы;

- мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения).

Информационные источники

Нормативная база

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.
  2. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
  4. ФГОС СПО по профессиям/специальностям.
  5. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".

Литература

Для педагога:  

1.Белов Н.В. Моя профессия электрик.- М.: АСТ ХАРВЕСТ, 2005.

2.Бредихин А.Н. Основы электромонтажного производства. Словарь-справочник. -  М.: Высшая школа, 1991.

3.Рыженко В.И., Назаров В.И. Монтаж и эксплуатация электропроводки. – М.: Оникс, 2006.

4.Семенов Л.В. Юный электротехник. Пособие для руководителей кружков.- М.: «Просвещение», 1974.

5.Черничкин М.Ю. Большая энциклопедия электрика. – М.: Инфра-М, 2011.

Для обучающихся:

1.Журнал «Я электрик» (1 - 22 номера).

Интернет-источники

http://elektric.info/

http:// nauka-shop


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Юный инспектор дорожного движения»

Программа курса «Юный инспектор дорожного движения» предназначена для учащихся 1 - 10 классов....

Программа дополнительного профессионального образования "Основы инженерной графики"

Программа ДПО "Основы инженерной графики" предназначена для студентов, обучающихся по дополнительной программе и получающих начальные знания по дисциплине "Инженерная графика"....

Программа дополнительного образования "Основы архитектурного творчества. Макетирование"

Программа дополнительного образования для студентов 1 курса специальности "Архитектура"...

Проект Юные мастера ГАПОУ МОК им. В. Талалихина

Экскурсия в Музей Героя Советского союза Виктора Талалихина...

Программа дополнительного образования «ОСНОВЫ ВИЗАЖА»

Настоящая программа дополнительного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального об...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государст...