Программа дисциплины ОП.02 Основы электротехники
рабочая программа

Барбашова Татьяна Владимировна

Рассчитана на 134 часа максимальной нагрузки

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогический совет

ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»

Протокол № 1 от 29.08.16 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

2016 г.

РАССМОТРЕНО

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ЦМК                                                                                                                

Зам директора по УР

Электро- радиотехнических дисциплин

________/Колесник Ю.С./

Протокол №1 от 29.08.16

    _________ 2016 г.

Председатель ЦМК

___________/ Куликов В.С./

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский политехнический техникум»

Разработчик: Барбашова Татьяна Владимировна, преподаватель

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы электротехники разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее - ФГОС) по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».

   

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы электротехники

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Основы электротехники» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный учебный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • применять основные определения и законы теории электрических цепей;
  • учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
  • различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры;

знать:

  • основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
  • свойства основных электрических RC и RLC- цепочек, цепей с взаимной индукцией;
  • трехфазные электрические цепи;
  • основные свойства фильтров;
  • непрерывные и дискретные сигналы;
  • методы расчета электрических цепей;
  • спектр дискретного сигнала и его анализ;
  • цифровые фильтры

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 138 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 93 часа;

Лабораторных работ, практических занятий 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

93

в том числе:

     лабораторные работы

4

     практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:

составление опорных конспектов

выполнение типовых задач

выполнение упражнений по образцу

систематизация учебного материала в виде таблиц

    подготовка сообщений по темам

5

16

15

3

6

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.02. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Виды сигналов

Содержание учебного материала:

11

2

2

2

1. Непрерывные сигналы. Параметры непрерывных сигналов.

2. Дискретные сигналы. Понятие дискретизации сигнала. Параметры дискретных сигналов.

3. Спектр дискретного сигнала. Анализ спектра дискретного сигнала.

6

Практические занятия

2

Практическое занятие № 1. Исследование процесса дискретизации и квантования сигналов.

Самостоятельная работа: Составление опорного конспекта по теме «АЦП и ЦАП». Выполнение упражнений  по дискретизации и квантованию сигналов.

3

Тема 2. Электрические цепи постоянного и переменного тока

Содержание учебного материала:

93

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

  1. Электрические цепи постоянного тока. Элементы электрической цепи.
  2. Резисторы. Параллельное, последовательное и смешанное соединение резисторов.
  3. Делитель напряжения, делитель тока.
  4. Электрическая емкость. Конденсаторы.
  5. Свойства RC-цепей. Фильтры.
  6. Катушка индуктивности.
  7. Свойства RLC-цепей.
  8. Законы теории электрических цепей. Законы Ома. Законы Кирхгофа.
  9. Метод наложения токов для расчета эл. Цепи.
  10. Метод контурных токов. Метод узловых напряжений.
  11. Электрические цепи переменного синусоидального тока.
  12. Активное, реактивные и полное сопротивлений в цепях переменного синусоидального тока. Мощность.
  13. Элементы электрической цепи при гармоническом воздействии.
  14. Переходный режим, установившийся режим работы эл цепи.

49

Практические занятия

20

Практическое занятие № 2. Расчет последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов.

Практическое занятие № 3. Расчет делителя напряжения.

Практическое занятие № 4. Расчет электрической емкости.

Практическое занятие № 5,6. Использование законов Кирхгофа для расчета цепей постоянного тока.

Практическое занятие № 7. Использование метода наложения для  расчета электрических цепей.

Практическое занятие № 8. Использование метода контурных токов для расчета электрических цепей.

Практическое занятие № 9. Использование метода узловых напряжений для  расчета электрических цепей.

Практическое занятие № 10. Расчет реактивных и полного сопротивлений в цепях переменного синусоидального тока

Практическое занятие № 11. Расчет электрических цепей постоянного и переменного тока

Самостоятельная работа: Систематизация учебного материала в виде таблицы. Решение типовых задач.  Выполнение упражнений по образцу. Составление опорного конспекта по теме «Маркировка резисторов и конденсаторов», «Графики переходных процессов».

24

Тема 3. Цепи с взаимной индукцией

Содержание учебного материала:

33

2

2

2

2

  1. Магнитное поле и его характеристики. Закон магнитной цепи.
  2. Получение индуктированной ЭДС. ЭДС самоиндукции. Индуктивность
  3. Взаимная индукция. Потокосцепление.  Трансформатор.
  4. Работа трансформатора при различных нагрузках.

16

Практические занятия

8

Практическое занятие № 12. Расчет магнитной цепи

Лабораторная работа № 1. Исследование влияния ЭДС самоиндукции на работу цепи.

Практическое занятие № 13. Расчет параметров трансформатора.

Лабораторная работа № 2. Исследование работы трансформатора при различных нагрузках.

Самостоятельная работа: Решение типовых задач. Подготовка сообщений по темам «Магнитные материалы», «Виды магнитопроводов», «Внешняя характеристика трансформатора».

9

Тема 4.

Трехфазные электрические цепи

Содержание учебного материала:

16

2

2

  1. Трехфазная симметричная система.  Схемы соединения потребителей трехфазной системы.
  2. Параметры трехфазной системы.

8

Практические занятия

4

Практическое занятие № 14. Расчет параметров трехфазной системы.

Практическое занятие № 15. Расчет параметров трехфазной системы.

Самостоятельная работа: решение типовых задач.

4

Тема 5.

Нелинейные электрические цепи, цепи с распределенными параметрами

Содержание учебного материала:

12

2

2

  1. Нелинейные электрические цепи. Свойства.
  2. Электрические цепи с распределенными параметрами.

4

Практические занятия

4

Практическое занятие № 16. Исследование свойств цепей.

Практическое занятие № 17. Исследование свойств цепей

Самостоятельная работа: выполнение упражнений по образцу.

4

Тема 6.

Цифровые фильтры

Содержание учебного материала:

7

2

2

  1. Понятие о цифровой фильтрации. Применение цифровых фильтров.
  2. Преимущество и недостатки цифровых фильтров.

6

Самостоятельная работа: систематизация учебного материала в виде таблицы.

1

138

                

3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лабораторий электротехники и информационных технологий

Оборудование лаборатории электротехники:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы электротехники»;

  • лабораторные стенды учебно-лабораторного комплекса «Электромонтаж. Электробезопасность»;

- электроизмерительные приборы.

Оборудование лаборатории информационных технологий:

  • мультимедиа проектор;
  • интерактивное оборудование;
  • компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
  • виртуальная лаборатория «Начала электроники».

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1. Бутырин П.А.,Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. Электротехника: учебник / под ред. П.А. Бутырина. – М.: Издательский центр Академия,  2010.

2. Немцов В.А. учебник Электротехника и электроника,  М.: Издательский центр «Академия», 2008г.

Дополнительные источники

  1. Китаев В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники, М., Высшая школа, 1980 г.
  2. Кузнецов М.И. Основы электротехники: учебное пособие, М.: «Высшая школа», 1970г.

3. Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. и др. Задачник по электротехнике: учебное пособие, М.: Издательский центр Академия, 2003 г.

Интернет-ресурсы

  1. http://radio-1895.ru/izulin02-02.html  (дата обращения август 2016 г.)
  2. http://kurstoe.ru/ (дата обращения август 2016 г.)
  3. http://www.ruselectronic.com/news/katushka-induktivnosti/ (дата обращения август 2016 г.)
  4. http://model.exponenta.ru/electro/0060.htm (дата обращения август 2016 г.)
  5. http://www.meanders.ru/signals.shtml (дата обращения август 2016 г.)
  6. http://model.exponenta.ru/electro/0042.htm (дата обращения август 2016 г.)
  7. http://rudocs.exdat.com/docs/index-39945.html (дата обращения август 2016 г.)
  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-32494.html (дата обращения август 2016 г.)

4. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и  тестирования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Применяют основные определения и законы теории электрических цепей;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • учитывают на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • различают непрерывные и дискретные сигналы и их параметры;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • перечисляют основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии и в установившемся режиме;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • называют свойства основных электрических RC и RLC- цепочек, цепей с взаимной индукцией;

Дифференцированный зачет.

Самопроверка

  • объясняют принцип работы трехфазных электрических цепей;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • называют основные свойства фильтров;

Дифференцированный зачет.

Самопроверка

  • различают непрерывные и дискретные сигналы;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • излагают методы расчета электрических цепей;

Дифференцированный зачет.

Практическая проверка (практическое занятие).

Самопроверка

  • объясняют спектр дискретного сигнала и формулируют структуру его анализа;

Дифференцированный зачет.

Самопроверка

  • объясняют принцип работы цифровых фильтров

Дифференцированный зачет.

Самопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Основы электротехники для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

1 паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы электротехники»1.1 Область применения программыРабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является частью основной профессиональной обр...

Программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники

Представлена программа учебной дисциплины ОП. 03. Основы электротехники,  программы профессиональная переподготовка со сроком обучения 420 часов, квалификация: Сварщик ручной дуговой сварки плавя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Основы электротехники

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Основы электротехники Программы  подготовки квалифицированных рабочих ,служащих по профессии 35.01.11.Мастер сельскохозяйственного производства тех...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 23.01.03 Автомеханик

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 41.1 Область применения рабочей программы.. 41.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...