КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕХАНИЗМ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ
методическая разработка

Илющенко Елена Анатольевна

Конкурс профессионального мастерства – это состязание студентов техникума, требующее от участников демонстрации теоретических знаний и профессиональных навыков в области приобретаемой профессии. Проводится для выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, качества подготовки и повышение престижа профессии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УДК

Валерий Станиславович Илющенко,

преподаватель электротехнических дисциплин

высшей квалификационной категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»,

г. Енакиево

Елена Анатольевна Илющенко,

преподаватель электротехнических дисциплин

высшей квалификационной категории,

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»,

г. Енакиево

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ЛУЧШИЙ ЭЛЕКТРОСЛЕСАРЬ

ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»

Название игры: «Мои друзья всегда со мной!»

Название дисциплины: Профессиональный модуль ПМ.01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования».

Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Цель конкурса: выявить лучших студентов по уровню профессиональных знаний и способности к творческому решению профессиональных задач.

Задачи:

  1. Выявить уровень профессиональной подготовки студентов по профессии.
  2. Способствовать развитию умения самостоятельно решать проблемы, применять свои знания, умения, навыки при выполнении трудовых операций и оценки конечного результата.
  3. Привить обучающимся чувство ответственности и гордости за выбранную профессию, способствовать воспитанию основ экономической и экологической грамотности.

Практический и теоретический этапы конкурса проводятся в игровой форме.

Название организационно-деятельностной игры: «Да будет свет!»

Цель: развивает навыки решения проблемы и командной работы.

Необходимый инвентарь: действующие стенды; инструменты: бокорезы; пассатижи; монтерский нож или съемник для изоляции жил; отвертка крестовая; отвертка шлицевая; материалы: отрезки проводов, обтирочная ветошь, ацетон или уайт-спирит, наждачная бумага, розетка, одноклавишный выключатель, лампа накаливания, патрон для лампы, штепсельная вилка, автоматический выключатель, распределительная (распаечная) коробка. Время выполнения – 60 минут.

Правила игры. Команда состоит из трех человек. Необходимо распределить обязанности между собой и согласовать свои действия. Затем, используя инструменты, необходимо собрать схему освещения в распределительной коробке однокомнатного помещения с одной лампочкой через одноклавишный выключатель нагрузки и одной розеткой. По завершению монтажа следует убедиться в работоспособности собранной схемы. Привести в порядок рабочее место.

Это упражнение учит активному мышлению, а также укрепляет командный дух и развивает лидерские способности.

Критерии оценивания:

1. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности — 10 баллов. За каждое нарушение снимается 1 балл.

2. Организация рабочего места — 10 баллов. Инструменты должны находиться в подставке, по окончании работ рабочее место должно быть убрано. За каждое нарушение снимается 1 балл.

3. Выполнение норм времени — 10 баллов. За каждые 5 минут дополнительного времени снимается 1 балл.

4. Правильность сборки схемы — 10 баллов. Схема работает и выполнена правильно – 10 баллов. Схема не работает – 0 баллов.

5. Эстетика выполнения работы. Соединения, монтаж схемы выполнены рационально, аккуратно, с соблюдением технологических требований — 10 баллов. За каждое замечание снимается 1 балл.

Максимальное количество баллов — 50 баллов.

Таблица 1 Ведомость оценок практической части конкурса

п/п

Шифр

Соблюдение техники безопас
ности

Организация рабочего места

Выполнение нормы времени

Правиль ность

сборки схемы

Выполнение соединений

Эстетика выполнения

работы

Общая сумма баллов

Место

1.

2.

3.

Название игры: «Мои друзья всегда со мной!»

Цель: развивает навыки творческого подхода к решению проблемы.

Необходимый инвентарь: 1 ключ, запертая комната, тестовые задания по дисциплинам: ОП.15 «Основы электропривода»; МДК.01.01 «Электрические машины и аппараты»; МДК.01.02 «Организация технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования», зашифрованные подсказки. Время выполнения – 60 минут.

Правила игры. Команда из трех человек. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы выбраться из запертой комнаты за отведенное время, отыскав ключ с помощью подготовленных подсказок. Количество подсказок выдается команде в зависимости от общего количества набранных баллов за все тестовые задания. Ключ и подсказки должны быть спрятаны заранее.

Команду запирают в комнате и за один час игроки должны найти ключ с помощью спрятанных здесь же подсказок. Путем жеребьевки определяют дисциплину по тестированию. Для успешного прохождения игры нужно уметь действовать сообща и устраивать мозговые штурмы, пытаясь понять, что означает та или иная подсказка.

За каждый правильный ответ участнику присуждается 1 балл.

1. ОП.15 «Основы электропривода» — 10 баллов;

2. ПМ01. МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты» — 10 баллов;

3. ПМ01. МДК 01.02 «Организация технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования» — 10 баллов.

Общее максимальное количество баллов за теоретический этап конкурса: 30 баллов.

Таблица 2 Задание 1. ОП.15 «Основы электропривода»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Таблица 3 Задание 2. ПМ01 МДК 01.01

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 4 Задание 3. ПМ01 МДК 01.02

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 5 Ведомость оценок теоретического этапа конкурса профессионального мастерства по профессии «Лучший электрослесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

п/п

Участник

ОП.15 «Основы электропривода»

ПМ.01.

МДК. 01.01

ПМ.01.

МДК. 01.02

Общая сумма

 баллов

Место

     

1.

        

2.

3.

 

По результатам проведения практической и теоретической части конкурса заполняется итоговая ведомость и по протоколу определяются победители конкурса.

Таблица 6 Итоговая ведомость оценок конкурса профессионального мастерства по профессии «Электрослесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

        №

п/п

Ф.И.О.

Группа

Шифр

Теоретический конкурс

Практическое задание

Общая сумма баллов

Место

1.

2.

3.

Таблица 7 Протокол профессионального конкурса «Электрослесарь по ремонту и обслуживанию электрооборудования» специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

№ п/п

Участник конкурса

Группа

Общее количество баллов

Место

1.

2.

3.

Задания для игры  «Мои друзья всегда со мной!»

Задание 1.  ОП.15 «Основы электропривода»

ТЕСТ № 1

 Торможение двигателя в схеме пуска ДПТ НВ в функции времени осуществляется в режиме:

1. Динамического торможения.

2. Противовключения.

3. Генераторное торможение

4. Свободный выбег.

ТЕСТ № 2

Электромеханической характеристикой двигателя называется зависимость:

1. I = f ( M).

2. I = f ( P ).

3. ω = f ( I).

ТЕСТ № 3

 Ограничение тока двигателя при пуске необходимо по причине:

1. По условию нагрева обмоток двигателя

2. По условиям безискровой коммутации коллектора.

3. По пунктам 1 и 2 вместе.

ТЕСТ № 4

При динамическом торможении ДПТ необходимо:

1. Отключить ДПТ от сети и поменять полярность на якоре

2. Отключить ДПТ от сети и поменять полярность на ОВ.

3. Отключить ДПТ от сети и замкнуть якорь на RДОБ, оставив ОВ включенной

4. Отключить ДПТ от сети полностью и замкнуть  якорь на RДОБ.

ТЕСТ № 5

 Режим генераторного торможения применяется для МПТ:

1. С независимым, смешанным, последовательным возбуждением.

2. С независимым и последовательным возбуждением.

3. С независимым и смешанным возбуждением.

ТЕСТ № 6

 Секция пускового резистора это:

1. Часть пускового резистора.

2. Часть пускового резистора и сопротивления якоря двигателя.

ТЕСТ № 7

 Квадратичная зависимость момента АД от питающего напряжения это:

1. Достоинство.

2. Недостаток.

3. Все ответы верны

4. Нет ни одного верного ответа

ТЕСТ № 8

 Торможение противовключением ДПТ последовательного возбуждения осуществляется:

1. Изменением полярности напряжения на зажимах двигателя.

2. Изменением полярности напряжения на обмотке якоря при сохранении того же направления тока возбуждения.

3. При изменении полярности на обмотке возбуждения

4. Все ответы верны

ТЕСТ № 9

 Динамическое торможение АД осуществляется следующим образом:

1. Отключить статор двигателя от сети, а ротор замкнуть на добавочные сопротивления.

2. Отключить статор двигателя от сети, замкнуть ротор на добавочные резисторы, а в две фазы подать постоянный ток.

3. Все варианты ответов верны

4. Верного ответа нет

ТЕСТ № 10

 Синхронный двигатель применяется для приводов

1. Если требуется плавное регулирование скорости.

2. Регулирование скорости не требуется.

3. С переменной нагрузкой

4. Требующих высокую точность регулирования

 Задание 2.  Профессиональный модуль ПМ.01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования»

МДК.01.01 «Электрические машины и аппараты»

1.  Выдели все правильные ответы. 

Потери в обмотках трансформатора определяют:

1. Рабочим режимом

2. Опытом холостого хода

3. Опытом короткого замыкания  

2. Часть машины постоянного тока выпрямляет переменный ток … 

1. Станина и полюса

2. Коллектор и щетки

3. Коллектор и подшипники

4. Полюса и обмотки

3. Обмотку возбуждения можно заменить … 

1. Реостатом

2. Конденсатором

3. Постоянными магнитами

4. Заменить нельзя

4. Электродвигатель трамвая работает как генератор в режиме … 

1. Пуска

2. Остановки

3. Торможения

4. Разгона

5. Пусковой реостат применяют для … 

1. Увеличения пускового тока

2. Уменьшения пускового тока

3. Экономии электроэнергии

4. Ускорения пуска

 6. Что необходимо сделать для осуществления реверса асинхронного двигателя:

        1.  Изменить полярность питающего напряжения

        2.  Изменить порядок чередования фаз

        3. Заменить переменное напряжение на постоянное для питания катушки магнитного пускателя

        4.  Подключить резисторы в цепи якоря


7. Конструкция какого двигателя изображена на рисунке.

  1. Асинхронный двигатель с фазным ротором
  2. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
  3. Двигатель постоянного тока

8.  Определить на каком рисунке изображен магнитный пускатель:

 1513.jpg1)   puskpme.jpeg  2)   1_30400084.jpg  3)    iec40-500x500.jpg    4)

9. Какого вида реле по назначению и конструктивным особенностям не существует:

        1.  Реле управления

        2.  Реле защиты

        3.  Реле автоматизации

        4.  Реле сигнализации

10. Каково назначение теплового реле:

        1.  Подключение обмоток статора электродвигателя к сети переменного тока

        2.  Защита двигателя от коротких замыканий

        3.  Защита электродвигателя от перегрузок

        4.  Шунтирование пусковой кнопки

Задание 3.  МДК.01.02 «Организация технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования»

1. Буквенный код автоматического выключателя на электрических схемах в соответствии с ЕСКД:

        1. QS                             3. QF

        2. SB                             4. KM

2.   Как расшифровывается ПУЭ:

        1. Правила управления электроустановками

        2. Правила устройства электроустановок

        3. Порядок управления электроэнергетикой

        4. Перечень устройств электроустановки

3.  Инструмент для пробивки борозд под скрытую проводку:

        1. Электрорез

        2.  Штроборез

        3.  Электродрель

        4.  Шуруповерт

4. Определить на каком рисунке изображены светильники для люминесцентных ламп:

326531416c536eb0f25f10d1b8320793.jpeg2976.jpgnsp-11-100(200)-414.jpg      257_1.jpg

           

                1                2                             3                                 4

5.  Каких коробок для монтажа электропроводок не существует:

        1.  Разветвительные

        2.  Соединительные

        3.  Коробки под выключатели и розетки

        4.  Высотные

6.  При поражении человека электрическим током в первую очередь необходимо:

        1.  Необходимо немедленно освободить его от действия эл.тока

        2.  Быстро дать понюхать нашатырный спирт

        3.  Необходимо вызвать службу медицинской помощи

        4.  Приступить к оказанию первой медицинской помощи

7. Кто имеет право выдачи нарядов и распоряжений и какую группу по электробезопасности он должен иметь согласно ПБЭЭП?

     1.  Административно-технические работники предприятия, имеющие группу IV в электроустановках свыше 1000 В и группу III — в электроустановках до 1000 В

     2.  Административно-технические работники предприятий, имеющие группу V в электроустановках свыше 1000 В и группу IV — в электроустановках до 1000 В

     3.  Административно-технические работники предприятий, имеющие группу VІ в электроустановках свыше 1000 В и группу V — в электроустановках до 1000 В

8.   Какую группу по электробезопасности согласно ПБЭЭП должен иметь руководитель работ указанный в наряде-допуске?

      1. Группу III при выполнении работ в электроустановках свыше 1000 В и группу II в электроустановках до 1000 В

      2. Группу IV при выполнении работ в электроустановках свыше 1000 В и группу III в электроустановках до 1000 В

                    3. Группу V при выполнении работ в электроустановках свыше 1000 В и группу IV в электроустановках до 1000 В

 9.  Как называется электропроводка, проложенная в конструктивных элементах зданий и сооружений.

1. Открытая                                    

2.  Скрытая

3. Внутренняя

4.  Наружная

10. Выбор проводов для электропроводок освещения производят путём их расчёта:

1. По току нагрузки

2. По потерям  напряжения

3. По току нагрузки и потерям напряжения  

4.  По мощности

Таблица 8 Количество подсказок при проведении игры  «Мои друзья всегда со мной!»

Общее количество набранных баллов командой

Количество подсказок

До 15 баллов

3 подсказки

16-22 балла

2 подсказки

23-30 баллов

1 подсказка

Подсказки к игре «Мои друзья всегда со мной!»

1 подсказка

Наш приборчик, как живой —

Дует, крутит головой.

Летом отдыха не знает,

Дома воздух разгоняет.    (Вентилятор)

Ключ находится на вентиляторе.

2 подсказки

  1. Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук —

Станет вдруг светло вокруг.  (Солнце)

  1. Расшифровать загаданное слово

 (Ваза)

Ключ находится  в вазе на окне.

  1. Подсказки

1. Темница.

В решетку 3х3 необходимо вписать буквы и зашифровать слово:

https://3.bp.blogspot.com/-SWlph7R5LOA/V-egfvOlzaI/AAAAAAAACtI/p1C_Q-9PU9UlXdfUZBS4bEORZVMN7xQHwCLcB/s320/1.png

Тогда слово ОКНО шифруется так:    

                                                             https://2.bp.blogspot.com/-_gj6xN_5hes/V-eglvXTQ6I/AAAAAAAACtM/MGBgwCbGLSonr7OLaziFPS5ftL81gKTkgCLcB/s320/%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BC%25D1%258F%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9.png

2.  Разгадать ребус
(Стол)

  1. Отгадать загадку

Из горячего колодца

Через нос водичка льется. (Чайник)

Ключ находится  на окне возле стола в чайнике.

Задание для проведения организационно-деятельностной игры: «Да будет свет!»

Необходимо собрать схему освещения в распределительной коробке однокомнатного помещения с одной лампочкой через одноклавишный выключатель нагрузки и одной розеткой. 

Правильность выполнения монтажа схемы приведена на рис.1 – 4.

Схема подключения потолочного светильника с одиночной электрической лампочкой через одноклавишный выключатель внутри помещения показана на рис.1.

Рис. 1. Схема подключения выключателя и электролампочки: 1 — цепь подключения выключателя с лампочкой; 2 — выключатель лампочки;  3 — патрон с электролампочкой потолочного светильника

 Схема подключения одноклавишного выключателя | Выбор и установка розеток и выключателей

                            Рис. 2. Схема подключения в распаечной коробке

Рис. 3. Схема подключения патрона электролампочки к линии электроосвещения: 1— корпус, 2 — фарфоровый вкладыш; 3 — контактные винты для присоединения проводов к центральному контакту и гильзе; 4 —  центральный контакт; 5 — резьбовая гильза

                                       

Схема установок разеток | Выбор и установка розеток и выключателей

Рис. 4. Сравнение подключения розетки без заземления и розетки с заземлением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР. КОНДИТЕР»

Конкурс проводится между учащимися 1 и 2 курсов (2 группы), из каждой  группы по 3 человека....

«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело

Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...

Презентация "Конкурсы профессионального мастерства как один из эффективных механизмов профориентации студентов профессиональной образовательной организации"

Выступление на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО» на тему «Конкурсы...

Методическая разработка: конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии»

Методическая разработка предназначена для проведения конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии» по профессии Автомеханик в номинации Слесарь по ремонту автомобил...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии 19601 "Швея" среди обучающихся "Лучший по профессии"

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Швея", реализующих основную программу профессионального обучения сроком два месяца. При подготовке и проведении кон...