Положение о разработке комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине общепрофессионального цикла образовательных программ
методическая разработка

Мареева Ольга Викторовна

Положение о разработке комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине общепрофессионального цикла образовательных программ дает возможность подготовить КОС по дисциплине в соответствии  ФГОС СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_______________ В.Г. Апаницин

«___»______________ 2017 г.

П О Л О Ж Е Н И Е

о разработке комплекта контрольно-оценочных средств

 по учебной дисциплине общепрофессионального цикла

образовательных программ

Санкт-Петербург

2017

СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Общие положения
  2. Алгоритм действий при разработке КОС учебной дисциплины общепрофессионального цикла образовательной программы
  3. Содержание и структура комплекта контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
  4.  Приложение. Макет комплекта оценочных средств.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основании требований ФГОС среднего профессионального образования; Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Устава СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»; должностных инструкций преподавателей.

1.2. Положение о разработке комплекта контрольно-оценочных средств  по учебной дисциплине образовательной программы среднего профессионального образования (далее – Положение) определяет порядок разработки КОС учебной дисциплины общепрофессионального цикла.

1.3. Методические указания по разработке КОС  учебной дисциплины общепрофессионального цикла  образовательной программы среднего профессионального образования (далее – Методические указания) относятся к методическим материалам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.

1.4. Методические указания разрабатываются и утверждаются СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» (далее – Колледж) самостоятельно и являются составной частью образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

  1. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
    КОС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Исходными документами для составления КОС учебной дисциплины являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС);
  • учебный план Колледжа по профессии/специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам;
  • рабочая программа дисциплины.

Анализ ФГОС среднего профессионального образования

Работа преподавателя по разработке КОС рабочей программы дисциплины  начинается с анализа ФГОС среднего профессионального образования и учебного плана по профессии/специальности.

В ходе работы с ФГОС среднего профессионального образования необходимо изучить все образовательные результаты («уметь», «знать», общие и профессиональные компетенции) учебной дисциплины стандарта, чтобы избежать как избыточности теоретического материала в содержании КОС учебной дисциплины, так и его недостаточности.

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине (см. Приложение  макет КОС по учебной дисциплине – далее макет) должен включать следующие элементы:

- титульный лист;

- паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;

- результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;

- оценка освоения учебной дисциплины;

- комплект оценочных средств (задания текущего контроля, промежуточной аттестации);

 Титульный лист должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения;

- код, наименование учебной дисциплины;

- код, наименование специальности/ профессии;

- название населенного пункта и год разработки.

Второй лист содержит сведения о разработчиках, гриф согласования с методической цикловой комиссией, педагогическим советом.

В паспорте макета комплекта контрольно-оценочных средств указывается область применения, нормативные основания разработки КОС, формы аттестации по учебной дисциплине.

В  таблицу 1 макета вносятся наименование результатов обучения (объектов оценивания): знания,  умения, общие и профессиональные компетенции.

Выбор объектов оценивания осуществляется в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины.

Целесообразно сгруппировать близкие по содержанию результаты обучения (знания, умения, общие и профессиональные компетенции по учебной дисциплине).

Предполагается, что сгруппированные результаты обучения можно проверить одним заданием.  При этом каждой группе результатов обучения должен соответствовать определенный тип задания (теоретическое или практическое задание и др.).

В  таблицу 1 макета вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов оценивания. Выбор показателей для разных объектов оценки имеет особенности. Показатели усвоения знаний должны содержать описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций:  воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Формулируя показатели, глаголы следует заменять отглагольными существительными, например: перечисление, изложение, описание, сравнение, обоснование, воспроизведение и т.п.

Например:  объект оценки – электрическое сопротивление; показатели: умение измерять электрическое сопротивление; критерии: установление зависимости удельного сопротивления металлов от температуры.

Целесообразно перечень показателей составлять с установлением критериев оценки результатов, которые будут использованы в других таблицах (табл.3, 4).

Показатели освоения умений содержат требования к выполнению отдельных действий или операций. Для формулировки показателей освоения умений можно использовать образцы: расчет, разработка, вычисление, показ, решение, подготовка, выбор и т.п.

При заполнении графы форма контроля и оценивания таблицы 1 макета следует руководствоваться разделом 4 рабочей программы учебной дисциплины.

При оценке освоения дисциплины (раздел 3) должен учитываться каждый учебный элемент, для этого предназначена таблица 2, при заполнении которой будет видна система контроля и оценки дисциплины в целом.

Раздел 4. «Комплект оценочных средств» позволяет разрабатывать и комплектовать разные типы заданий. Для этого необходимо заполнить перечень объектов контроля учебной дисциплины по текущему и промежуточному контролю используя таблицу 2.

Задания промежуточной аттестации по учебной дисциплине разрабатываются в полном объеме.


Приложение Макет КОС

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_______________ В.Г. Апаницин

«___»______________ 201.. г.

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Специальность (профессия) 00.00.00 –название спец. (проф.)

Санкт-Петербург

201_

КОС по учебной дисциплине разработан на основе ФГОС среднего профессионального образования и рабочей программы для

Укрупненная группа __________ –  ________________

                                          код                          наименование специальности (профессии)

Профессия/специальность__________ –  ______________________

                                                       код                               наименование специальности (профессии)

РАЗРАБОТЧИК(И):

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

ОДОБРЕН

на методической цикловой комиссии

электротехнических профессий

Протокол № ___ от «___» _______________ 201_ г.

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»

Протокол № ___ от «___» _______________ 201_ г.


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины _______________________________________________

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме[1] ___________________________

КОС разработаны в соответствии с:

ФГОС среднего профессионального образования;

учебным планом профессии/специальности;

программой учебной дисциплины ________________________________

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений, знаний, ОК, ПК:

Таблица 1

Результаты обучения:  умения, знания, ОК, ПК

 (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения, знания, ПК и ОК)

Показатели оценки результата

Следует сформулировать показатели

Раскрывается содержание работы

Форма контроля и оценивания

Заполняется в соответствии с разделом 4 программы УД

Уметь:

У 1.

ОК

ПК

  • Расчет

У 2.

ОК

ПК

  • Разработка

У 3.

ОК

ПК

  • Вычисление

У 4.

ОК

ПК

  • Показ

У 5.

ОК

ПК

  • Решение
  • Подготовка
  • Выбор и т.п.

Знать:

З1.

ОК

ПК

  • Воспроизведение

З2.

ОК

ПК

  • Понимание

З3.

ОК

ПК

  • Анализ

З4.

ОК

ПК

  • Сравнение

З5.

ОК

ПК

  • Оценка

З6

ОК

ПК

  • Описание
  • Изложение
  • Перечисление
  • Обоснование и т.п.

3.Оценка освоения учебной дисциплины

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине (название дисциплины), направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

3.1.  Контроль и оценка освоения учебной дисциплины

по темам (разделам), видам контроля

Таблица 2.

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  У, З, ОК, ПК

Форма контроля

Проверяемые  У, З, ОК, ПК

Форма контроля

Проверяемые  У, З, ОК, ПК

Раздел 1

Экзамен

У1, У2, У3, У4

З 1, З2, З3, З4, З5

ОК1, ОК2,ОК3, ОК4,ОК5, ОК6, ОК7 ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.3,ПК2.1, ПК3.1

Тема 1.1

Устный опрос

Практическая работа №1 Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК1, ОК2, ПК1.1.

Контрольная работа №1

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК1, ОК2, ПК1.1.

Тема 1.2

Устный опрос

Практическая работа №2 Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК1.1, ПК2.2

Контрольная работа №2

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК1.1, ПК2.2

Раздел 2

Экзамен

У1, У2, У3, У4

З 1, З2, З3, З4, З5

ОК1, ОК2,ОК3, ОК4,ОК5, ОК6, ОК7 ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.3,ПК2.1, ПК3.1

Тема 2.1

Устный опрос

Практическая работа №3

Практическая работа №4

Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2,

З 1, З2, З3, ОК2, ПК3.1

Раздел 3

Экзамен

У1, У2, У3, У4

З 1, З2, З3, З4, З5

ОК1, ОК2,ОК3, ОК4,ОК5, ОК6, ОК7 ПК1.1, ПК 1.2, ПК1.3,ПК2.1, ПК3.1

Тема 3.1

Устный опрос

Практическая работа №5

Практическая работа №6

Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК2, ПК3.1

Контрольная работа

У1, У2,

З 1, З2, З3,

ОК1, ОК2, ПК1.1.

4. Комплект оценочных средств

4.1. Задания текущего контроля

Таблица 3.

Перечень объектов контроля

Предметы

 оценивания

Объекты

оценивания

Показатель

оценки

Критерии

оценки

У1

ОК

ПК

У2

ОК

ПК

З1

ОК

ПК

З2

ОК

ПК

  1. Задания текущего контроля 

  1. Тест (названия темы и ключ)

Задание.

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ………………… …………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………

  1. Контрольные работы №

Задание.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ………………… …………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………


      3) Лабораторная работа

Задание.

Внимательно прочитайте текст задания и дайте ответы на следующие вопросы:

1.

2.

3.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ………………… …………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………

4) Практическое занятие

 Задание.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ………………… …………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………

5) Самостоятельная работа

Задание.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ……………………………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………


  1. Рубежный контроль

  1. Тест (названия темы и ключ)

Задание.

 

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ………………… …………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………

  1. Контрольные работы №

Задание.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ………………… …………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………

  1.  Самостоятельная работа

Задание.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..……………………;

- оценка «хорошо» ……………………………………………………….…….;

- оценка «удовлетворительно» ……………………….…………………….….;

- оценка «неудовлетворительно» ………………………………………………


4.4. Промежуточная аттестация (экзамен, дифференцированный зачет, зачет)

Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, контрольной работы  или по билетам.

Таблица 4

Перечень объектов контроля и оценки

Предмет

 оценивания

Объекты

оценивания

Показатель

оценки

Критерии

оценки

У1

ОК

ПК

У2

ОК

ПК

З1

ОК

ПК

З2

ОК

ПК

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается овладение умениями и знаниями, ПК и ОК,  указанными в разделе 1.1 настоящего макета.

 Литература для обучающихся указывается, только в том случае, если ею разрешается пользоваться на экзамене.

5. Условия проведения промежуточной аттестации

Количество вариантов задания для экзаменующегося – ДОЛЖНО БЫТЬ  по количеству экзаменующихся.

Время выполнения задания – ….. час.

   

Оборудование: указать оборудование, инструментарий, натуральные образцы, макеты, бланки документов,  компьютерные программы, в том числе используемые для электронного тестирования.


[1] Соответствует учебному плану специальности/профессии  СПО



Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

СПб ГБПОУ  

«Колледж метрополитена»

от «___» _____________ 2015 г.

протокол №  ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_______________ В.Г. Апаницин

«___»______________ 2015 г.

П О Л О Ж Е Н И Е

о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения

рабочей программы дисциплины
образовательной программы

среднего профессионального образования

ЦИКЛЫ ОГСЭ, ЕН, ОП


СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Общие положения

2. Алгоритм действий при разработке  рабочей программы дисциплины
циклов ОГСЭ, ЕН, ОП

3. Требования к оформлению рабочей программы

4. Порядок согласования и утверждения рабочей программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила оформления элементов рабочей программы дисциплины

циклов ОГСЭ, ЕН, ОП

СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ФГОС СПО  федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования

ППКРС  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ППССЗ  программы подготовки специалистов среднего звена

ОГСЭ  общий гуманитарный и социально-экономический цикл

ЕН  математический и общий естественнонаучный цикл 

ОП – общий профессиональный цикл 

ОК  общие компетенции

ПК  профессиональные компетенции 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основании требований ФГОС СПО; Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования; Устава СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»; должностных инструкций преподавателей и мастеров производственного обучения.

1.2. Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (далее – Положение) применимы для разработки рабочих программ дисциплин в рамках реализуемых образовательных программ подготовки ППКРС и ППССЗ, соответствующих требованиям ФГОС СПО.

1.3. Положение распространяется на разработку рабочих программ дисциплин (далее – рабочая программа), относящихся к циклам ОГСЭ, ЕН, ОП в учебном плане.

1.4. Положение направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке рабочих программ дисциплин по профессиям и специальностям, реализуемых на основе ФГОС СПО в СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» (далее – Колледж).

1.5. Рабочие программы разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно и являются одним из основных документов  и составной частью образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

2. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦИКЛОВ ОГСЭ, ЕН, ОП

Исходными документами для составления рабочих программ дисциплин циклов ОГСЭ, ЕН, ОП являются:

  • федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС СПО) по конкретной профессии/специальности;
  • учебный план Колледжа по профессии/специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.

В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования.

ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций.

АНАЛИЗ ФГОС СПО И УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПО ПРОФЕССИИ/СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Работа преподавателя по разработке рабочей программы дисциплины  начинается с анализа ФГОС СПО и учебного плана по профессии/специальности.

Анализ ФГОС СПО

В ходе работы с ФГОС СПО необходимо изучить:

  • формируемые компетенции по конкретной дисциплине

профессиональные и общие компетенции (ПК И ОК) по каждой дисциплине в отдельности указаны в ФГОС СПО (табл. 2/3);

  • требования к результатам освоения дисциплины «уметь», «знать» в ФГОС СПО (табл. 2/3) в графе «Коды формируемых компетенций».

Внимание! В содержание дисциплины требуется включать только те темы, лабораторные работы и/или практические занятия, которые необходимы для достижения результатов освоения дисциплины, указанные в ФГОС СПО (в ФГОС результаты приведены в таблице 2/3 по каждой дисциплине отдельно  это «уметь», «знать»).

Анализ учебного плана

Анализ учебного плана позволяет увидеть:

  • последовательность изучения дисциплин, исходя из междисциплинарных связей;
  • распределение часов учебной нагрузки по дисциплине;
  • формы промежуточной аттестации.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины
  2. Структура и содержание дисциплины
  3. Условия реализации дисциплины
  4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методические указания к самостоятельной работе

обучающихся по изучению дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ 1

«ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ»

При заполнении паспорта наибольшее количество информации переносится из ФГОС СПО. В случае введения в дисциплину вариативной составляющей, в паспорте указываются дополнительные умения и знания.

При заполнении раздела 1.3 паспорта программы из ФГОС СПО (табл. 2/3) указываются результаты освоения дисциплины «знать» и «уметь».

В подразделе 1.3 паспорта программы необходимо перечислить профессиональные и общие компетенции (ПК, ОК), указанные в ФГОС СПО в таблице 2/3 в графе «Коды формируемых компетенций».

ПК и ОК перечислены в ФГОС СПО в разделе V «Требования к результатам освоения…».

В случае если на изучение дисциплины отводятся дополнительные часы из вариативной части, то необходимо указать дополнительные «знать», «уметь».

В подразделе 1.4 паспорта программы указываются данные из учебного плана по конкретной профессии/специальности.

ПРИМЕЧАНИЕ

При заполнении паспорта рабочей программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии

удаляются.

РАЗДЕЛ 2

«СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

В таблицу подраздела 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» информация переносится из учебного плана по профессии/специальности.

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

Строчки в таблице удалять нельзя!

В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в графе «Объем часов» ставится прочерк.

В таблице подраздела 2.2 «Тематический план и содержание дисциплины» внутри каждого раздела указываются соответствующие темы

(отдельно выделяются темы за счет вариативной части, если она предусмотрена).

По каждой теме расписываются:

  • краткое содержание учебного материала;
  • наименования необходимых лабораторных работ;

  • наименования необходимых практических занятий;

  • контрольные работы;

  • тематика самостоятельной работы.

Содержание самостоятельной работы обучающихся необходимо формулировать через деятельность.

Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, указывается тематика.

Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).

Уровень освоения проставляется напротив «Краткого содержания учебного материала» в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Обращаем внимание на то, что для тем, имеющих практические занятия и/или лабораторные работы, уровень освоения учебного материала соответствует «2» или«3», в зависимости от содержания работы.

Строчки в таблице удалять нельзя!

В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности, необходимо в графе «Объем часов» проставить прочерк.

Содержание разрабатывается с учетом того, что полученные знания и сформированные умения будут ориентированы на овладение профессиональными компетенциями (ПК) в процессе освоения профессиональных модулей.

Формирование общих компетенций (ОК) должно быть реализовано через формы проведения учебных занятий.

РАЗДЕЛ 3

«УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ»

В данном разделе программы приводится информация о материально-техническом и информационном обеспечении дисциплины.

В подразделе 3.1 приводится информация о материально-техническом обеспечении дисциплины, где указывается перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические

средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (количество не указывается).

Сведения приводятся, исходя из необходимости обеспечения кабинета для качественного обучения (а не фактической, когда в кабинете нет ничего).

При описании подраздела 3.2 указывается литература.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Список литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами.

  • ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

  • ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

  • ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке;

  • ГОСТ 7.11-78. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании.

  • ГОСТ 7.32-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления;

  • ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Требования по оформлению списка литературы:

Книга с указанием одного, двух и трех авторов

Фамилия И.О. одного автора (или первого) Название книги: сведения, относящиеся к заглавию (то есть сборник, руководство, монография, учебник и т.д.) / И.О. Фамилия одного (или первого), второго, третьего авторов; сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Сведения о переиздании (например: 4-е изд., доп. и перераб.).

Пример:

  1. Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов. – СПб: «Политехника», 2007.

  1. Черепахин  А.А.  Технология  обработки  материалов.  –  М.:  ОИЦ

«Академия», 2010.

Описание электронных ресурсов Твердый носитель

Фамилия И.О. автора (если указаны). Заглавие (название) издания [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания. – Сведения о носителе(CD-Rom,DVD-Rom)

Пример:

1. Медицина: лекции для студентов. 4 курс [Электронный ресурс]. – М., 2005. –Электрон. опт. диск (CD-Rom).

Сетевой электронный ресурс

Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса [Электронный ресурс].– Место издания: Издательство, год издания (если указаны). – адрес локального сетевого ресурса (дата просмотра сайта или последняя модификация документа).

Пример:

1. Шкловский И. Разум, жизнь, вселенная [Электронный ресурс] / И. Шкловский. – М.: Янус, 1996. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru (21

сент. 2009).

РАЗДЕЛ  4

«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»

Разработчикам программ необходимо прописать ПК и ОК, к освоению которых Ваша дисциплина будет готовить (см. ФГОС СПО).

Предназначение дисциплин – подготовить к освоению ПК.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

1

2

Знать:

 ;

 ;

Уметь:

 ;

 ;

Вариативная часть

Заполняется, если предусмотрена в пояснительной записке к учебному плану

  • В графе 1 таблицы из паспорта программы (текст ФГОС СПО) переносятся (последовательно) строки «Знать» и «Уметь».
  • В графе 2 таблицы формулируются формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Требования ФГОС СПО к результатам обучения «Знать» и «Уметь» являются обязательными для выполнения и менять их нельзя.

Добавлять  «свои»  можно при наличии часов из вариативной части.

Для оценки знаний наиболее распространенными формами контроля и оценки являются:

  • опрос;
  • контрольная работа;

  • контрольное тестирование;
  • отчеты по самостоятельной работе;

  • защита рефератов;
  • решение тестовых заданий;

  • составление схем и др.

В случае, если в вашей дисциплине нет часов на лабораторные работы и/или практические занятия, то необходимо для формирования умений выбрать активные формы проведения занятий, например, урок-семинар, деловая игра, урок-презентация, конференция и др., т.е. такие виды, которые позволят у обучающихся сформировать умения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические указания к самостоятельной работе обучающихся
по изучению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы.

Содержание самостоятельной работы обучающихся необходимо формулировать через деятельность. Обучающемуся могут быть рекомендованы различные виды заданий на усмотрение преподавателя:

  • выполнение расчетно-графических работ;
  • подготовка к деловым играм и участие в них;
  • работа на тренажерах;
  • подготовка рефератов, докладов;
  • исследовательская учебная работа;
  • составление конспекта;
  • составление перечня;
  • оформление технологической документации (или его фрагмента), технологического процесса;
  • разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности производственных процессов, снижению травматизма на производственном участке, снижению трудоемкости технологических процессов, повышению надежности работы агрегатов, узлов, систем и т.п.;
  • анализ и разработка предложений по заданной производственной, или рыночной ситуации, профессиональной проблеме и т.п.;
  • расшифровка какой-либо схемы с использованием условных обозначений;
  • поиск в Интернете, работа с нормативными документами, со словарями и справочниками и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;
  • составление таблиц;
  • составление библиографии, кроссвордов;
  • тестирование;
  • решение вариативных задач и упражнений;
  • подготовка к проектам;
  • оформление и/или выполнение части результатов практических и лабораторных работ

ПРИМЕЧАНИЕ

Преподаватель самостоятельно определяет формы и методы контроля самостоятельной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематическое планирование

Пример заполнения таблицы:

Х курс, Х семестр

№ темы

Количество часов

№ учебного занятия

Наименование учебного занятия

(форма проведения)

Урок 1

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Урок 6

Всего часов

Х

ПРИМЕЧАНИЕ

        Таблица календарно-тематическое планирование заполняется в соответствии с запланированными темами и часами в таблице п. 2.2. рабочей программы «Тематический план и содержание дисциплины».

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

При оформлении рабочей программы необходимо соблюдать следующие требования:

  • рабочая программа печатается на одной стороне листа;
  • текст рабочей программы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word;
  • шрифт Times New Roman, кегль – 14, одинарный интервал;
  •  размеры полей – верхнее и нижнее 2 см.; левое 3 см.; правое 1,5 см.;
  • нумерация страниц располагается внизу по центру страницы;
  • первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится;
  • выравнивание - по ширине, перенос автоматический;
  • формат страницы - А4 (210Х297 мм)
  • шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 14 (минимальный размер кегля текста внутри таблиц – 12);

Таблицы должны быть расположены без отрыва шапки от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу шапку нужно повторить. Заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом без переносов.

ПРИМЕЧАНИЕ

При заполнении программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются.

Изменять размер и вид шрифта установленного в Колледже шаблона рабочей программы нельзя.

Каждое приложение начинается с новой страницы.

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВТОРОЙ СТРАНИЦЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Титульный лист рабочей программы оформляется в строгом соответствии с установленным в учебном заведении шаблоном (Приложение 1).

 

Название дисциплины в рабочей программе должно соответствовать учебному плану по конкретной специальности/профессии ОПОП/ППКРС (ОГСЭ, ЕН, ОП).

Титульный лист содержит:

  • полное наименование Колледжа в соответствии с Уставом;
  • гриф утверждения программы (с указанием где, когда и кем утверждена рабочая программа);
  • индекс дисциплины;
  • наименование дисциплины;
  • название специальности/профессии;
  • год разработки.

На второй странице рабочей программы указываются: 

  • указывается для какой профессии/специальности составлена рабочая программа;
  • сведения о прохождении процедуры обсуждения программы на заседании Методической цикловой комиссии (дата и номер протокола) и Педагогического совета (дата и номер протокола);

  • ФИО составителя(ей) – преподавателя и/или мастера производственного обучения Колледжа;

4. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Преподаватель/мастер разрабатывает рабочую программу.
  2. Преподаватель/мастер отправляет рабочую программу в электронном виде в библиотеку Колледжа для проверки литературы по адресу: kollbond55@yandex.ru .

тел. 771-59-05 (местн. 139) Бондаренко Татьяна Ивановна

  1. После проверки литературы на актуальность, рабочая программа из библиотеки отсылается в учебную часть по адресу: umoplm@mail.ru
  2.  Учебная часть проверяет рабочую программу на соответствие ФГОС СПО, учебному плану и установленным в Колледже требованиям и передает ее на обсуждение и одобрение Методической цикловой комиссии и Педагогическому совету. При наличии замечаний рабочая программа возвращается автору для исправления выявленных несоответствий.
  3. Одобренная Методической цикловой комиссией и Педагогическим советом Колледжа, рабочая программа передается на утверждение директору Колледжа.
  4. Экземпляр рабочей программы, утвержденный директором Колледжа, является контрольным. Он хранится в методическом кабинете Колледжа вместе с электронной версией программы.
  5. Электронная копия утвержденной программы размещается на файловом сервере Колледжа.
  6. Ежегодная актуализация рабочих программ осуществляется их составителями, результаты актуализации отражаются в протоколе заседания цикловой комиссии. В случае необходимости внесения изменений оформляется приложение к контрольному варианту рабочей программы и его электронной версии.
  7. В случае значительного количества изменений выпускается новый вариант рабочей программы дисциплины.
  8. Копии титульного листа утвержденной рабочей программы передаются автору-разработчику.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила оформления элементов рабочей программы дисциплины

циклов ОГСЭ, ЕН, ОП

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_____________ В.Г. Апаницин

«____» ______________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05

НАЗАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессия 00.00.00 – Название профессии/специальности

Санкт-Петербург

201_


Рабочая программа дисциплины разработана на основе ФГОС СПО

Укрупненная группа профессий (специальностей) __________ – 

                                                                 код        

________________

наименование специальности (профессии)

Профессия (специальность)__________ –  _______________________

                                           код                                 наименование специальности (профессии)

РАЗРАБОТЧИК(И):

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

ОДОБРЕНА

на методической цикловой комиссии

____________________________

Протокол № ___ от «___» _______________ 201_ г.

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»

Протокол № ___ от «___» _______________ 201_ г.


СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины
  2. Структура и содержание дисциплины
  3. Условия реализации дисциплины
  4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методические указания к самостоятельной работе

обучающихся по изучению дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Календарно-тематическое планирование


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Название дисциплины»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы СПО в соответствии  с ФГОС СПО  по профессии/специальности ________ – _______________________

Указать код и название  специальности / профессии

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        ____________________________________________________________

указать принадлежность дисциплины к учебному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь: ___________________________________________

Указываются требования в соответствии с ФГОС

За счет вариативной части: (если предусмотрен в пояснительной записке  к учебному плану).

Знать: ___________________________________________

Указываются требования в соответствии с ФГОС

За счет вариативной части:  (если предусмотрен в пояснительной записке  к учебному плану).

Процесс изучения дисциплины «……………..» способствует освоению следующих компетенций:

Например:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

и т.д. (указываются в соответствии с ФГОС СПО)

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка ____часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка ______ часов,

включая______ часов из вариативной части;

самостоятельная работа ______ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

*

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

*

в том числе:

     лабораторные  работы

*

     практические занятия

*

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

*

в том числе:

Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

    ………………

    ………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

*

*

Экзамен

Зачет

Дифференцированный зачет

(НУЖНОЕ ОСТАВИТЬ)

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

2.2. Тематический план и содержание дисциплины ________________________________________

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Тема 1.1.

Краткое содержание учебного материала:

*

**

Лабораторная  работа № 

*

Практическое  занятие №

*

Контрольная работа №

*

Самостоятельная работа

*

Тема 2.

Краткое содержание учебного материала:

*

**

Лабораторная  работа № 

*

Практическое  занятие №

*

Контрольная работа №

*

Самостоятельная работа

*

Раздел 2.

*

Тема 2.

Краткое содержание учебного материала:

*

**

Лабораторная  работа № 

*

Практическое  занятие №

*

Контрольная работа №

*

Самостоятельная работа

*

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

*

ВСЕГО:

*

(должно соответствовать максимальной нагрузке в учебном плане

ПРИМЕЧАНИЕ

  • Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы, в том числе темы за счет вариативной нагрузки. По каждой теме описывается краткое содержание учебного материала, наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив краткого содержания учебного материала в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

  • Лабораторные работы, практические занятия и контрольные работы должны иметь сквозную нумерацию по всем темам дисциплины (если они предусмотрены), по каждому виду работ отдельно.

  • Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета _____________; мастерских ____________________; лабораторий_________указывается наименование

                        указываются при наличии                                                                  указываются при наличии

Оборудование учебного кабинета: ____________________________________

Технические средства обучения: ______________________________________

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:

__________________________________________________________________

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативные документы:

 

Основная литература:

Дополнительная литература:

Периодические издания:

Internet-ресурсы:

ПРИМЕЧАНИЕ

Обязательно наличие основной и дополнительной литературы. В список основной литературы должны быть включены издания, опубликованные не более 5 лет назад. После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). Все остальные информационные ресурсы указываются при условии их использования.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, а также выполнения самостоятельной работы обучающимися.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения

Уметь:

 ;

 ;

Знать:

 ;

 ;

Вариативная часть

Заполняется, если предусмотрена в пояснительной записке к учебному плану

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по дисциплине

«НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Профессия 00.00.00 – Название профессии/специальности

Х курс, Х семестр

№ темы

Количество часов

№ учебного занятия

Наименование учебного занятия

(форма проведения)

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Урок 6.

Всего часов

Х



Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

СПб ГБПОУ  

«Колледж метрополитена»

от «___» _____________ 2018 г.

протокол №  ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_______________ В.Г. Апаницин

«___»______________ 2018 г.

П О Л О Ж Е Н И Е

по организации и проведению лабораторных работ

и практических занятий обучающихся, осваивающих

образовательные программы

среднего профессионального образования

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

  1. Планирование, организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

3. Хранение выполненных работ

4. Разработка Методических указаний по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий

5. Требования к оформлению Методических указаний
по выполнению лабораторных работ и практических занятий

6. Требования к структуре и содержанию Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий

7. Порядок утверждения Методических указаний по выполнению лабораторных работ и практических занятий

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Макет Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано на основании требований ФГОС СПО; Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Устава СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»; должностных инструкций преподавателей и мастеров производственного обучения.

1.2. Положение по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения лабораторных и практических занятий.

1.3. Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий обучающихся (далее – Методические указания) относятся к методическим материалам, определяющим уровень организации и качества образовательного процесса.

1.4. Методические указания разрабатываются и утверждаются СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» (далее – Колледж) самостоятельно и являются составной частью образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Методические указания должны быть спланированы с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

2.2. При планировании лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.

2.3. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), делать заключения, давать предметную и технологическую оценку, и поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного и профессионального циклов.

2.4. Ведущей дидактической целью практических занятий является овладение способами деятельности, формирования практических умений, как профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (решать задачи и пр.). Практические занятия рекомендуется проводить при изучении любого из циклов образовательной программы.

2.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

При планировании необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.

2.6. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ и практических занятий могут быть разнообразные: фронтальная, групповая и индивидуальная. 

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

2.7. В процессе лабораторной работы или практического занятия обучающиеся выполняют все задания под руководством преподавателя.

2.8. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

2.9. Перечень дисциплин, по которым осуществляется деление на подгруппы, отражается в бюджете педагогических часов на учебный год. В соответствии с бюджетом педагогических часов и тарификацией составляется расписание занятий с учетом деления на подгруппы.

2.10. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем по соблюдению требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

2.11. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практических занятий, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных заданий и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

3. ХРАНЕНИЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

3.1. В процессе изучения дисциплины/МДК, преподаватель должен собрать выполненные обучающимися отчеты по лабораторным и практическим занятиям, проверить и выставить оценку.

3.2. Комплекты выполненных обучающимися отчетов хранятся в течение одного учебного года в соответствующих кабинетах.

3.3. Лучшие отчеты и работы могут быть использованы в мастерских и учебных кабинетах в качестве учебно-методических материалов.

  1. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

4.1. Для проведения лабораторных работ и практических занятий преподавателем, ответственным за дисциплину/МДК, разрабатываются Методические указания по их выполнению.

4.2. В Методических указаниях должны охватываться все предусмотренные рабочей программой дисциплины/МДК лабораторные работы и практические занятия, в соответствии с темой занятий, количеством часов, требованиям к знаниям и умениям и материально-техническому обеспечению.

4.3. Общий объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ и практических занятий, отражается в учебном плане.

4.4. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины в рабочей программе дисциплины.

4.5. Темы и содержание лабораторных работ и практических занятий разрабатываются преподавателем по конкретной дисциплине/МДК самостоятельно, в соответствии с запланированными занятиями в рабочей программе дисциплины, при этом они должны обеспечивать реализацию требований ФГОС и формированию компетенций.

4.6. Структура и содержание Методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий определяется учебным планом, рабочей программой дисциплины, настоящим Положением.

4.7. Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий должны быть доступны для использования обучающихся.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий оформляется в соответствии с установленным в Колледже шаблоном (см. Приложение 1).

При оформлении Методических указаний необходимо соблюдать следующие требования:

  • методические указания печатаются на одной стороне листа;
  • текст методических указаний следует набирать в текстовом редакторе Word;
  • шрифт Times New Roman, кегль – 14, одинарный интервал;
  •  размеры полей – верхнее и нижнее 2 см.; левое 3 см.; правое 1,5 см.;
  • нумерация страниц располагается внизу по центру страницы;
  • первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится;
  • выравнивание - по ширине, перенос автоматический;
  • формат страницы - А4 (210Х297 мм)
  • шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 14 (минимальный размер кегля текста внутри таблиц – 12);
  • таблицы должны быть расположены без отрыва шапки от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу шапку нужно повторить. Заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом без переносов.


6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Макет методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1

Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине должны иметь следующую структуру:

Титульный лист

Второй лист

Пояснительная записка

Должна содержать:

  • требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий;
  • общее количество часов, предусмотренных на лабораторные работы/практические занятия учебным планом;
  • наименование тем лабораторных работ/практических занятий и количество часов, запланированных на их проведение в рабочей программе.

 Методические указания по выполнению лабораторных работ и/или практических занятий.

Должны включать в себя:

  • темы занятий;
  • перечень необходимых средств обучения (технических, программных, оборудование, материалы и др.) необходимых для проведения лабораторных работ и/или практических занятий;
  • цели и задачи лабораторных работ и/или практических занятий (в т.ч. требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть реализованы в процессе изучения дисциплины, формируемые компетенции (для МДК));
  • задание;
  • рекомендации по выполнению задания;
  • критерии оценки.

В начале выполнения лабораторных работ и практических занятий преподаватель должен ознакомит обучающихся с критериями оценки.

Если разработаны единые критерии оценки ко всем лабораторным работам/практическим занятиям, то можно сделать их отдельным пунктом.

Критерии оценки (критерии оценки определяются преподавателем, оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся). Результаты вносятся в журнал теоретического обучения.

Требования к оформлению результатов лабораторных работ и/или практических занятий

Оформление результатов лабораторных работ и практических занятий по дисциплине/МДК определяется преподавателем, ведущим дисциплину. При необходимости требования к оформлению можно разместить для каждой лабораторной работы/практического занятия персонально.

Рекомендуемая литература.

В список должна быть включена литература, которой укомплектован библиотечный фонд Колледжа, изданная за последние 5 лет

Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках. Группировка зависит от характера самой работы, ее назначения, темы. Если есть необходимость, то список рекомендуемой литературы можно разместить для каждой лабораторной работы/практического занятия персонально.

ПРИЛОЖЕНИЯ В структуру Методических указаний по проведению лабораторных работ (и/или практических занятий) могут быть включены различные приложения, имеющие справочный или информационный характер и т.п. Каждое приложение начинается с новой страницы.

7. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

7.1. Преподаватель/мастер разрабатывает Методические указания.

7.2. Преподаватель/мастер отправляет Методические указания в электронном виде в учебную часть по адресу: umoplm@mail.ru

7.3. Учебная часть проверяет Методические указания на соответствие учебному плану, рабочей программе и установленным в Колледже требованиям и передает ее на утверждение директору Колледжа.

7.4. При наличии замечаний Методические указания возвращается автору для исправления выявленных несоответствий.

7.5. Экземпляр Методических указаний, утвержденный директором Колледжа, является контрольным. Он хранится в методическом кабинете Колледжа вместе с электронной версией. Электронная версия утвержденных Методических указаний размещается на файловом сервере Колледжа.

7.6. Копии титульного листа утвержденных Методических указаний передаются автору-разработчику.

7.7. В случае изменений в рабочей программе дисциплины, необходимо провести актуализацию Методических указаний для устранения несоответствий.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Макет методических указаний по проведению лабораторных работ и практических занятий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ МЕТРОПОЛИТЕНА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБПОУ

«Колледж метрополитена»

_____________ В.Г. Апаницин

«____» ______________ 2018 г.

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания

по проведению лабораторных работ

(и/или практических занятий) обучающихся

Специальность (профессия) 00.00.00 – Название спец. (проф.)

СОСТАВИТЕЛЬ

_________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Санкт-Петербург

201_

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
(И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)

  1. Пояснительная записка
  2. Методические указания по выполнению лабораторных работ

и/или практических занятий

  1. Требования к оформлению результатов лабораторных работ

и/или практических занятий

  1. Рекомендуемая литература

  1. Пояснительная записка

Методические указания по проведению лабораторных работ (и/или практических занятий) составлены на основе требований ФГО СПО к содержанию и уровню подготовки выпускника в соответствии учебным планом и рабочей программой дисциплины «……..».

Требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению лабораторных работ/практических занятий ____________________________

 

Перечень тем лабораторных работ и/или практических занятий

Пример оформления

Раздел и тема

дисциплины

Наименование практических занятий

и лабораторных работ

Объем

часов

Раздел 1

Тема 1.1._______

Практическое занятие № 1 _______

*

Тема 1.2_______

Практическое занятие № 2________

*

Раздел 2

Тема 2.1_______

Лабораторная работа № 1__________

*

Тема 2.2_______

и т.п.

ВСЕГО:

Х

Примечание: Заполнять в соответствии с распределением часов планируемых занятий в рабочей программе дисциплины.

  1. Методические указания по проведению лабораторных работ

и/или практических занятий

Практическое занятие (лабораторная работа) № 1

Тема: «…………………………..»

Количество часов ___

Материально - техническое обеспечение _______________

Цели и задачи:

Требования к знаниям и умениям: ____________

Формируемые компетенции (для МДК): ______

Задание (Цель работы): _______

Рекомендации по выполнению задания (Порядок работы): _________

Критерии оценки: ________

  1. Требования к оформлению результатов лабораторных работ

и/или практических занятий

  1. Рекомендуемая литература

Нормативные документы:

Основная литература:

Дополнительная литература:

Периодические издания:

Internet-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности СПО основной профессио...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе среднего (полного) и общего образова

Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе основного общего образования Норматив

Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общепрофессионального цикла Экологические основы природопользования специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Комплект оценочных средств разработан для оценки экзамена (зачета) дисциплины естественнонаучного цикла, направленного на проверку когнитивных знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при ...

Комплект контрольно-оценочных средств экзамена (зачета) дисциплины общепрофессионального цикла Экологические основы природопользования специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Комплект оценочных средств разработан для оценки экзамена (зачета) дисциплины естественнонаучного цикла, направленного на проверку когнитивных знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при ...