Открытый урок по теме "Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей"
план-конспект занятия

Пудов Сергей Михайлович

открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Рассмотрено на заседании предметной ( цикловой) комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям

18.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Протокол №5  от 30.08.2018 г.

Председатель комиссии _______ Юденич Л.М.

Согласовано

Заместитель директора

по учебной работе

___________ Рослякова О.Н.

Методическая разработка

урока учебной практики по профессии 13.01.10

« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования( по отраслям) »

по теме: « Монтаж кнопок управления, магнитных пускателей»

                                                               Составитель: Пудов Сергей Михайлович                                      

Рославль  2018 г.

Аннотация

        Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

      Проблема  начального этапа обучения заключается в сложностипонимания переноса работы электрической схемы с листа на стенд. Обучающиеся еще не научились в полной мере читать электрические схемы и не понимают  принципа работы  элементов  схем.

       Им еще трудно понять связь между тем ,что изображено на схеме и тем что смонтировано на стенде. В связи с этим увеличивается время на процесс понимания работы электрических схем.

       В методической разработке представлен урок учебной практики, задачей которого является ускорить процесс понимания работы элементов электрических схем обучающимися.

        Данная методическая разработка может быть полезна мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования, осуществляющим подготовку специалистов по профессии  

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Содержание

1.Введение

2.Методическое обоснование темы урока

3.Методические рекомендации к проведению урока

4.План урока

5.Приложение (электрическая схема)

Введение

        Методическая разработка посвящена одной из основных проблем начального этапа обучения специалистов по профессии« Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

         Цель данной методической разработки – оказать методическую помощь мастеру производственного обучения по проведению урока учебной практики по темам ,связанным с работой пускорегулирующих аппаратов
и кнопок управления.. Обучающиеся, в основной массе, не могут долго научиться читать электрические схемы.

          Вопрос заключается в том, что для того чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию работы элементов  электрических схем необходимо как можно более доходчиво донести до них эти моменты.

         Чтобы обучающиеся смогли быстрее перейти к пониманию работы элементов  электрических схем мною разработаны и  предложены электрические схемы, позволяющие  более быстро понять и усвоить  эти вопросы.

        Сборка разработанных мною данных электрических схем позволяет обучающимся не только быстрее понять принципы работы элементов электрических схем но и в дальнейшем помогает легче и быстрее  понимать и читать сложные электрические схемы, быстрее переходить на новый уровень обучения.

Методическое обоснование темы

      В начале уроков учебной практики обучающимся  бывает сложно разобраться с принципом работы нормально замкнутых
и нормально разомкнутых контактов магнитного пускателя. На первых порах обучающимся трудно перенести контакты изображенные на схемах
на монтажный стенд. У большинства обучающихся это вызывает сложности.

Для ускорения понимания принципа работы контактов магнитного пускателя мною разработаны электросхемы, позволяющие ускорить обучение и понимание принципа работы  контактов магнитного пускателя.

Эти схемы активизируют работу обучаюшихся на уроках  учебной практики.

В процессе сборки электросхем создаются условия для развития познавательной активности, умения самостоятельно находить решения создавшийся проблемы.

Методические рекомендации по проведению урока

         Планируя урок, я исхожу из того ,что определенные знания о работе магнитного пускателя у обучающихся уже есть. Ведение урока и сборка электрических схем позволяет обучающимся сформировать  умения и навыки в работе с электрическими схемами, понятия о принципе работы контактов магнитного пускателя, кнопок управления.Также обучающиесясовершенствуют  умения по осуществлению контроля монтажа электросхем с  кнопками управления и  магнитными пускателями.

        У обучающихсяформируется умение применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в процессе выполнения работы.

Воспитывается  умение работать в коллективе. Формируется ответственность за результаты качественного выполнению учебного задания.

       Проведение урока требует современного электротехнического оборудования. На стендах, где обучающиеся собирают схемы смонтировано современное электротехническое оборудование, которое применяется в настоящее время в действующем электрооборудовании .

       В представленном уроке производственного обучения осуществляется сборка электросхемы с нормально разомкнутыми контактами. Также в этой схеме предусмотрен лишний контакт. Это сделано с целью, чтобы обучающиеся могли сами указать на этот момент.  В дальнейшем, для полного понятия работы всех контактов и при условии ,что обучающиеся уже усвоили данный урок, перехожу к сборке обучающимися схем с разомкнутыми и замкнутыми контактами.

ПЛАН

урока производственного обучения

Проводит мастер п/о Пудов С.М.

Профессия: « Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования( по отраслям) »

Среднее профессиональноеобразование, срок обучения 2г 10 мес., группа

37Эл

Тема № 4  урок №  4.1  

Тема раздела: Технология монтажа и ремонта пускорегулирующей аппаратуры и распределительных устройств.

Тема урока: Монтаж кнопок управлении, магнитных пускателей

Цель урока: Систематизировать  навыки по сборке схемы с кнопками управления и магнитными пускателями.

Задачи урока:

Обучающая:Формирование  трудовых приемов и действий обучающихся по по сборке электросхем с  кнопками управления и  магнитными пускателями.

 Формирование умения и навыков в чтении электрических схем, понятия о принципе работы контактов магнитного пускателя, кнопок управления.Совершенствование умений по осуществлению контроля монтажа электросхемс  кнопками управления и  магнитными пускателями.

Развивающая:Развивать у обучающихся умение применять имеющиеся знания на практике, решать проблемные ситуации, контролировать свои действия в процессе выполнения работы

Воспитательная:Воспитывать умение работать в коллективе.Способствовать формированию ответственности за результаты качественного выполнению учебного задания.

Тип урока: Урок по  мониторингу знаний и  трудовых приемов.

Метод проведения: Наглядный практический..Показ трудовых приемов, самостоятельная работа

Межпредметные связи:

МДК 01.02«Организация работ по сборке ,монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций»  Тема №2;         «Электротехника»Тема №2  

Учебно-методическое оснащение урока:

1. Оборудование мастерской (стенды с электрооборудованием)

2.Инструмент (отвертки -10 шт., бокорезы- 3 пары, инструмент для зачистки проводов- 4 пары, указатели напряжения-1 шт., индикаторные отвертки- 5шт..

3.Плакаты по электротехнике

4.Схемы с магнитными пускателями и кнопками управления.

5.Стенды для демонстрации работысхемы включения магнитного пускателя кнопками управления.

ХОД УРОКА

Элементы структуры урока

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучающихся

Примечания по методике

 1.Вводный инструк-таж1.1Организа-ционный момент

5 мин.

1. Приветствует

2.Проверка явки

3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют2.Готовятся к уроку

1.2 Целевая установка

5 мин.

1.Сообщает тему урока.

2.Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1.Воспринимают и записывают тему

2.Участвуют в формулировке целей

1.3Актуали-зация опорных знаний и опыта обучающих-ся

10 мин.

1. Опрашивает  обучающихся

2.Актуализирует знания и опыт по теме:

Вопросы:

1.Назначение магнитного пускателя?

(Замыкать и размыкать электрическую цепь).

2.Для чего служит катушка?

( Для включения пускателя).

3.Сопротивление катушки какого пускателя больше:на 36В или на 220В?

( Сопротивление катушки на 220В).

4.Сколько разомкнутых контактов на пускателе?(4 контакта)        

5. Сколько замкнутых контактов на пускателе?(4 контакта)        

6.Из чего набираются пакеты сердечников?

(Из отделбныхлистов электротехнической стали ,изолированных друг от друга)

7.Сопротивление катушки какого пускателя больше на 36В или на 24В

(катушки на 36В)

8. Назовите основные детали магнитного пускателя.

(Корпус, состоящий из 2-х частей, катушка, возвратная пружина,

нижний сердечник, верхний  сердечник с закрепленными на нем замыкающими контактами)

Отвечают  на вопросы

1.4. Инструкти-рование обучающихся по ключевым вопросам темы

10мин

Последовательно излагает материал выполнения практического задания по следующему плану:

ознакомление обучающихся  со схемой  включения электротельфера.

3.1 Ознакомление обучающихся  с электрооборудованием стенда  .

Электрооборудование включает в себя:

- автоматический выключатель

- электромагнитный пускатель с замыкающими контактами.

-кнопочную станцию

- вставку на пускатель с  размыкающими контактами.

-электролампочки, напряжением на  36В.

 Слушают и запоминают

3.2. Ознакомление обучающихся  с

электрооборудованием  схемы включения пускателя с сигнальными лампами и кнопками управления.

Электрооборудование  включает в себя:

-  кнопки «Пуск» (замыкающие кнопки),

 -  кнопки «Стоп» (размыкающие кнопки),,

-  размыкающие контакты на вставках,

- катушки магнитных пускателей,

-сигнальные лампы

3.3 Ознакомление обучающихся  с принципом  работы  схемы включения магнитных  пускателей кнопками управления.

- Для подачи питания к электросхеме необходимо  включить автоматический выключатель.

При нажатии на первую кнопку пускSВ1катушка магнитного пускателя КМ1 окажется под напряжением, сигнальная лампа загорится. При  отпускании кнопкиSВ1произойдет разрыв в цепи катушка магнитного пускателя КМ1окажется без напряжения и сигнальная лампа потухнет.   При нажатии на вторую кнопкуSВ2 катушка магнитного пускателя КМ2 окажется под напряжением, пускатель КМ2 сработает, сигнальная лампа второго пускателя загорится ,его разомкнутые контакты замкнутся, ток через замыкающий контакт магнитного пускателя КМ2:1  попадет на пускатель КМ1 и сигнальную  лампочку первого пускателя .Пускатель КМ1сработает и его сигнальная лампа загорится. При  отпускании кнопкиSВ2 произойдет разрыв в цепи катушка магнитного пускателя КМ2 окажется без напряжения и его сигнальная лампа потухнет, также без напряжения окажется  пускатель КМ1 и его  сигнальная лампа потухнет.

При нажатии на третью  кнопку «Пуск» SВ3 катушка магнитного пускателя КМ3 окажется под напряжением, контакты магнитного пускателя замкнутся. Ток через замыкающий контактпускателя КМ3:2 попадет на катушку пускателя КМ2.Контакт пускателя КМ2:1 замкнутся. Ток через замыкающий контактпускателя КМ2 попадет на катушку пускателя КМ1.Все три пускателя сработают и контрольные лампы загорятся.

1.5 Трениро-вочные упражнения

10мин.

5.1. Показывает приемы выполнения задания  

Тренируются на стендах

 10

2.Текущий инструк-таж

5мин.

2.1 Выдача задания

5мин.

1.Проводит инструктаж по технике безопасности при сборке схемы включения с 3-мя магнитными пускателями с подключением сигнальных ламп.

2.Проверяет исправность инструмента,

расположение инструмента для удобства в  работе.

3. Проверяет приведение рабочей одежды в соответствие с правилами техники безопасности

4.Напоминает обучающимся о том, что  в процессе сборки схемы необходимо быть внимательным и не отвлекаться

5.Собрав схему, проверить визуально и только после этого, с разрешения мастера п/о  подать напряжение 36В

6.О результате проделанной работы доложить мастеру.

 Слушают и запоминают

     5

2.2Самосто-ятельная работа обучающихся

60мин.

2.3 Целевые обходы обучающихся:

1-ый обход

2-ой обход

3-тий обход

1.1Раздает все необходимое для выполнения практического задания и дает разрешение на выполнение этого задания

2.2 Осуществляет обход рабочих мест обучающихся на уроке:

2.1Проверяет организацию рабочего места,

соблюдение правил техники безопасности

2.2 Проверяет выполнение приемов работы, соблюдение правил техники безопасности

2.3Оказывает  помощь отстающим обучающимся.  

2.4 Окончательная проверка выполнения задания.

2.5Вопрос к обучающимся: какой контакт в этой схеме не нужен?

Занимаются подготовкой  к выполнению задания

Выполняют практическое задание и при необходимости получают

дополнительный инструктаж мастера

3. Заключи-тельный.

5мин.

Подводит итоги работы обучающихся на уроке по следующему плану:

1.Общее подведение итогов урока.

2. Разбор допущенных ошибок.

3. Отметить лучших обучающих.

4. Сообщить оценки и прокомментировать их

Слушают, обсуждают, занимаются самоанализом

4. Уборка рабочих мест

5мин.

Контролирует качество уборки рабочих мест обучающимися

Занимаются уборкой

Преподаватель ________________ ( Пудов С.М.)    


ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Ремонт магнитных пускателей"

Технические характеристики магнитного пускателя ПМЛ-1100.Схема магнитного пускателя ПМЛ.Последовательность разборки ПМЕ-211.Сборка магнитного пускателя. Требования при ремонте магнитных пускателе...

Занятие на тему "Контакторы и магнитные пускатели"

Формирование знаний о назначении, устройстве и принципе действия магнитных контакторов и пускателей...

Презентация "Магнитный пускатель ПМЛ-1100. Назначение, устройство, принцип работы

Презентация для профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"...

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Нереверсивные и реверсивные магнитные пускатели»

Представленный план-сценарий занятия разработан для студентов специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрическолго и электромеханического оборудования ( по отраслям). П...

Техническое обслуживание магнитного пускателя типа ПМЕ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИРЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   Р...

Урок практическая работа на тему: Ремонт (замена) катушки и контактной группы магнитного пускателя.

Тема урока: Ремонт (замена) катушки и контактной группы магнитного пускателя - это одна из основных тем в обучении электромонтёров – ремонтников. В процессе её изучения обучающиеся должны приобр...

Инструкционно-технологическая карта "Подключение электродвигателя с помощью магнитного пускателя"

Инструкционно-технологическая карта "Подключение электродвигателя с помощью магнитного пускателя"...