Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника для студентов специальность 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»
электронный образовательный ресурс

Методические указания для выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника  разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования поышенного уровня 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения». Учебной программой предусмотренно 10 часа на самостоятельные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _op.03_ps_sr.docx104.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

обучающимся по выполнению самостоятельной работы

общепрофессиональной дисциплины:

ОП.03 «Электротехника и электроника»

специальности: 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

Белгород, 2019

Одобрено предметно-цикловой дисциплин профессионального цикла специальностей 08.02.03, 08.02.09, 15.02.13

Протокол № _____

от «__» _____________2019 г.

Председатель ПЦК

подпись Ф.И.О.

Разработана на основе рабочей программы ОП.03 «Электротехника и электроника»

08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

Заместитель директора

______________________

подпись Ф.И.О.

Разработчик: Буланович А.В., преподаватель ОГАПОУ «БСК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Электротехника иэлектроника» составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования повышенного уровня 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения». Учебной программой предусмотрено 10 часа на самостоятельную подготовку студента.

Дидактические цели самостоятельной работы состоят в том, чтобы:

  • научить студентов самостоятельно добывать знания из различных источников;
  • способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;
  • повысить ответственность студентов за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально – деловых качеств;
  • формировать у студентов профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий

По частно дидактической цели выделяем три типа самостоятельных работ:

  • формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания – работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
  • формирование знаний – копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий и т.д.
  • создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно – исследовательского характера.

Самостоятельная работа призвана выполнять следующие функции:

- образовательную (систематизация и закрепление знаний студентов);

- развивающую (развитие познавательных сил студентов – их внимания, памяти, мышления, речи);

- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

Темы, вынесенные на самостоятельную учебную деятельность студентов по  дисциплине «Электротехника и электроника» для специальности

08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

Тема согласно программе

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

Тема самостоятельной работы

Литература

1

2

3

4

5

1

Тема 1.1. Электрическое  поле

Расчетное задание на определение эквивалентной емкости.

2

Конденсаторы, емкость конденсаторов.

Литература: Ф.Е.Евдокимов Теоретические основы электротехники. – М.: Высшая школа, 2016.

http://vashdom.spb.ru/articles/elektroizolyatsionnye-materialy-ih-svoistva-i.htm

http://electricalschool.info/spravochnik/material/561-kharakteristiki-jelektroizoljacionnykh.html      

2

Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока

Расчетное задание на определение эквивалентного сопротивления

2

Определение эквивалентного сопротивления

Н.Ю. Морозова Электротехника и электроника. – М.: Академия, 2015.

3

Тема 1.4 Однофазные цепи переменного тока

Расчётные задачи

2

Расчет неразветвленной цепи переменного тока

Евдокимов Ф.С.  Общая электротехника, М.; Высшая школа, 2015г

4

Тема 2.1 Трансформаторы

Расчётная задача

2

Расчёт параметров трансформатора

Кислицын А.Л. К44 Трансформаторы: Учебное пособие по курсу «Электромеханика» .- Ульяновск: УлГТУ, 2015.

Тема 5.2 Электронные выпрямители

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Конспект.

2

Принцип действия выпрямителей и сглаживающих фильтров

Ф.Е. Евдокимов

«Теоретические основы электротехники»

Морозова Н.Ю. Электротехника и электроника : Учебник для студ. сред.

проф. образования / Н.Ю. Морозова – М.: Изд.центр «Академия», 2014.

ВСЕГО :10


Критерии оценки результата

Оценки

Критерии оценок

«5»

- обучающийся подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний (литература,  материалы, инструменты), показывает необходимые для самостоятельной работы теоретические знании . Правильно оформлена практическая часть работы - соблюдена последовательность выполнения данного вида работ, правильно выполнен расчет. Работа оформлена аккуратно.

«4»

- работа выполняется обучающимся в  полном объёме и самостоятельно. Обучающийся использует указанные преподавателем источники  информации. Могут быть неточности и небрежность в оформлении работы. Работа показывает знания обучающимися основного теоретического материала, но имеются незначительные ошибки при оформлении работы.

«3»

 - обучающийся  выполняет  работу  полностью с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу других обучающихся.

«2»

- самостоятельная  работа  не выполнена полностью за отведенное  время по неуважительной причине.

Самостоятельная работа № 1

Конденсаторы, емкость конденсаторов

Цель работы – произвести расчет эквивалентной емкости при смешанном соединении конденсаторов, а также распределения зарядов и напряжений.

Вид работы – расчет задачи.

Студент должен:

• рассчитывать параметры электрических схем;

• иметь представление о электроизоляционных материалах.

Методические указания:

Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой. Задания самостоятельной работы студентов выполняются в отдельной тетради «для самостоятельных работ».

Сроки выполнения оговариваются педагогом в момент выдачи задания.

Если возникают сложности, то разъяснения по выполнению работы можно получить на консультациях по данной учебной дисциплине.

Отметка за выполненную работу фиксируется в тетради, в листе контроля и переноситься в журнал самостоятельных работ.

Решение задач должно содержать:

-Что дано

-Что найти

-Схема

-Формулы

-Решение

-Ответ

Задача.

Вычислить эквивалентную емкость батареи конденсаторов; напряжение сети, напряжение на каждом конденсаторе; общий заряд и заряд на каждом конденсаторе; энергию, накопленную батареей, а также потенциал заданной точки.

http://www.studfiles.ru/html/2706/50/html_sDdx4WCboo.enxh/htmlconvd-V0S9UZ_html_m4866fb84.png

№ вар.

Емкость конденсатора, мкФ

Напряжение,

заряд

Точка, потенциал которой следует вычислить

С1

С2

С3

С4

С5

1

120

280

16

80

70

U=20 В

Б

2

600

200

150

400

200

Q3=72∙10-4 Кл

Б

3

24

12

2

16

14

U5=25 В

А

4

30

20

12

20

16

Q4=4∙10-4 Кл

Б

5

10

15

24

6

9

U1=15 В

А

6

12

6

5

9

9

Q2=282∙10-6 Кл

А

7

30

15

10

65

15

Q5=6∙10-4 Кл

А

8

18

9

12

15

21

U2=84 В

Б

9

140

60

6

30

18

U3=50 В

А

10

150

50

37,5

30

20

Q1=3∙10-4 Кл

Б

11

200

300

40

160

100

U=40 В

Б

12

540

150

90

380

120

Q3=54∙10-4 Кл

А

13

46

26

8

34

28

U5=45 В

Б

14

60

45

25

40

30

Q4=8∙10-4 Кл

А

15

30

25

46

20

18

U1=30 В

Б

16

25

15

10

20

15

Q2=564∙10-6 Кл

Б

17

60

30

45

120

25

Q5=15∙10-4 Кл

Б

18

36

18

24

30

44

U2=160 В

А

19

300

140

12

50

38

U3=100 В

Б

20

280

100

70

65

45

Q1=6∙10-4 Кл

А

21

60

150

9

40

25

U=10 В

Б

22

300

100

70

200

90

Q3=36∙10-4 Кл

А

23

14

6

4

8

10

U5=15 В

А

24

90

60

25

40

26

Q4=12∙10-4 Кл

Б

25

6

8

12

4

12

U1=7 В

А

26

46

18

15

27

18

Q2=846∙10-6 Кл

Б

27

90

45

30

190

65

Q5=18∙10-4 Кл

А

28

560

35

25

45

20

U2=320 В

А

29

400

240

15

35

100

U3=150 В

А

30

390

150

200

90

180

Q1=9∙10-4 Кл

Б

Литература: Ф.Е.Евдокимов Теоретические основы электротехники. – М.: Высшая школа, 2016.

http://vashdom.spb.ru/articles/elektroizolyatsionnye-materialy-ih-svoistva-i.htm

http://electricalschool.info/

Самостоятельная работа № 2

Определение эквивалентного сопротивления

    Цель работы – произвести расчет эквивалентного сопротивления. Вид работы – расчет задачи.

Студент должен:

• иметь представление о  методе эквивалентных сопротивлений.

• рассчитать сопротивление цепи.

Методические указания:

Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой. Задания самостоятельной работы студентов выполняются в отдельной тетради «для самостоятельных работ».

Сроки выполнения оговариваются педагогом в момент выдачи задания.

Если возникают сложности, то разъяснения по выполнению работы можно получить на консультациях по данной учебной дисциплине.

Отметка за выполненную работу фиксируется в тетради, в листе контроля и переноситься в журнал самостоятельных работ.

Решение задач должно содержать:

-Что дано

-Что найти

-Схема

-Формулы

-Решение

-Ответ

 Задача.

 В электрическую цепь включены восемь сопротивлений, схема которых представляет собой смешанное соединение. Номиналы сопротивлений: R1=1 Om;R2=2 Om;R3=3 Om;R4=4 Om;R5=5 Om;R6=6 Om;R7=9 Om;R8=18 Om;U=36 V.

Определить эквивалентное сопротивление цепи.

Литература: Н.Ю. Морозова Электротехника и электроника. – М.: Академия, 2015.

Самостоятельная работа № 3

Расчет неразветвленной цепи переменного тока

Цель работы- решение задач с целью закрепления пройденного материала.

Вид работы – решение задач.

Студент должен:

• разбираться в условных обозначениях электрических схем;

• рассчитывать параметры электрических схем.

Методические указания:

Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой. Задания самостоятельной работы студентов выполняются в отдельной тетради «для самостоятельных работ».

Сроки выполнения оговариваются педагогом в момент выдачи задания.

Если возникают сложности, то разъяснения по выполнению работы можно получить на консультациях по данной учебной дисциплине.

Оценка за выполненную работу фиксируется в тетради, в листе контроля и переноситься в журнал теоретического обучения. Работа должна быть выполнена в срок.

Задача:Последовательно с катушкой, активное сопротивление которой R1=10 Ом и индуктивность L=0,0318 Гн, включен приемник, обладающий активным сопротивлением R2=1 Ом и емкостьюС=796 мкф (рис. I). К цепи приложено переменное напряжение, изменяющееся по закону u=169,8·sin(314·t).

Untitled-1%20copy

Рис. 1.

Определить: полное сопротивление  цепи, коэффициент мощности цепи, ток в цепи, активную, реактивную и полную мощности, а также построить в масштабе векторную диаграмму.

Как нужно изменить величину емкости, чтобы в цепи наступил резонанс напряжений? Индуктивность катушки остается постоянной.

Критерии оценки:

«5»- выставляется  при правильно решенной задаче, аккуратно и чисто, в соответствии с требованиями, оформленном решении.

«4»- выставляется  при правильно решенной задаче, при наличии в ходе решения исправлений и незначительных помарок.

«3»- выставляется, если после проверки в работе будут исправлены все ошибки и она будет оформлена в соответствии с пунктом 2.

«2»- работа не засчитывается и выдается другой вариант.

Самостоятельная работа №4

Расчёт параметров трансформатора

Цель работы – решение задач с целью закрепления пройденного материала.

Вид работы – решение задач.

Студент должен:

• рассчитывать параметры трансформатора;

• знать работу однофазного трансформатора.

Методические указания:

Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой. Задания самостоятельной работы студентов выполняются в отдельной тетради «для самостоятельных работ».

Сроки выполнения оговариваются педагогом в момент выдачи задания.

Если возникают сложности, то разъяснения по выполнению работы можно получить на консультациях по данной учебной дисциплине.

Оценка за выполненную работу фиксируется в тетради, в листе контроля и переноситься в журнал теоретического обучения. Работа должна быть выполнена в срок.

Задача 1. Однофазный трансформатор ОМ-6667/35 работает как понижающий. Пользуясь его техническими данными приведенными в таблице 1, рассчитать: коэффициент трансформации; номинальные токи первичной вторичной обмоток; напряжение на вторичной обмотке U2 при активно-индуктивной нагрузке, составляющей 50% (β=0,5) от номинальной и cosφ2=0,8; к.п.д. при cosφ2–0,9 и нагрузке, составляющей 75% (β=0,75)от номинальной.

Таблица 1

Тип транс-
форматора

Sн,
кВА

U,
кВ

U,
кВ

Р0,
кВт

Рк,
кВт

Uк,
%

I0,
%

ОМ-6667/35

6667

35

10

17

53,5

8

3

ТС-180/10

180

10

0,525

1,6

3

5,5

4

Критерии оценки:

«5»- выставляется  при правильно решенной задаче, аккуратно и чисто, в соответствии с требованиями, оформленном решении.

«4»- выставляется  при правильно решенной задаче, при наличии в ходе решения исправлений и незначительных помарок.

«3»- выставляется, если после проверки в работе будут исправлены все ошибки и она будет оформлена в соответствии с пунктом 2.

«2»- работа не засчитывается и выдается другой вариант.

Самостоятельная работа № 5

Принцип действия выпрямителей и сглаживающих фильтров

Цель работыпроработка учебной и специальной технической литературыдля подготовки к практическим работам и подготовки  их к защите.

Вид работычтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам. Конспект.

Студент должен:

• знать принцип действия выпрямителей и сглаживающих фильтров;

• уметь эксплуатировать электроизмерительные приборы.

Методические указания:

Работа выполняется каждым студентом индивидуально. Студенту необходимо познакомиться с дополнительной литературой. Задания самостоятельной работы студентов выполняются в отдельной тетради «для самостоятельных работ».

Сроки выполнения оговариваются педагогом в момент выдачи задания.

Если возникают сложности, то разъяснения по выполнению работы можно получить на консультациях по данной учебной дисциплине.

Оценка за выполненную работу фиксируется в тетради, в листе контроля и переноситься в журнал теоретического обучения.

Тема для изучения и конспектирования:

«Принцип действия выпрямителей и сглаживающих фильтров»

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

КОНСПЕКТА

 

1.      Определите цель составления конспекта.

2.      Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3.      Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4.      Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5.      Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6.      Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7.      Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8.      Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

Критерии оценки учебного конспекта:

«Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине для студентов специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 38.02.05. Товароведение и эксп...

ЕН.01. Математика Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине для студентов специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского х...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ для специальности 38.02.01

Методические указания по  выполнению самостоятельной работы по  дисциплине Финансы, денежно  обращение и  кредит  для  специальности 38.02.01...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Охрана труда для специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Методические указания по выполнению самостоятельных работ  составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Охрана труда " для  специальности специальность 2...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...

Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника для студентов специальность 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника  разработан на основе Федерального государственного образовательного станда...

Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника для студентов специальность 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения ОП 03 Электротехника и электроника в форме дифференцированного зачета . Комплект контрольно-изм...