программа кружка "Юный эколог"
материал на тему

Никольский Владимир Алексеевич

программа "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и  науки  Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

МО «Отрадненский район»

                                               

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

 «Юный эколог»

                                                                 

                                                                 Составил: Никольский Владимир

                                                                                 Алексеевич

                                                                                 учитель биологии и экологии

                                                                                 МБОУ СОШ №8

                                                                                 Отрадненского района,

                                                                                  Руководитель РМО учителей биологии,

                                                                                  тьютор

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ст.Передовая

          2012г.

Пояснительная записка

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и  заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только  раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как  изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

         Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят  к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться  с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса,  цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.  

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

Программа для творческого объединения "Юный эколог" рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (по 15 человек) в учреждении дополнительного образования.

Всего на учебный год - 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий

Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

Задачи программы:

  1. Образовательная – формирование знаний по экологии, углубление знаний теоретического курса биологических дисциплин, изучаемых в школе, научиться ведению фенологических наблюдений и мониторинга состояния окружающей природы, пополнение сведений об окружающем мире, экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу и мерах ее охраны.
  2. Воспитательная –  воспитание у школьников чувства любви и бережного отношения к природе, потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, воспитания личной ответственности перед природой и будущими поколениями, становления экологической культуры и своих обязанностей по отношению к природе.
  3. Развивающая – развивать самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ, самостоятельной работе с определителями и справочной литературой.
  4. Профессионально-ориентационная – формирование представления о профессии эколога, приобщение к трудовым навыкам и умениям, участие в экологических акциях и общественно-полезном труде, выработка умений рационального природопользования, выбор жизненной профессии.

Методы реализации программы

Для успешного обучения и заинтересованности учащихся используются игровые и методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности. В программу входят как теоретические знания по основам и навыкам  экологии, так и практические знания, выполнение заданий и опытов, научно-исследовательских работ, ведение сезонных фенологических наблюдений и мониторинга в природе и обязательное участие в общественно полезном труде. Участие в экологических акциях и научно-практических конференциях.

Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении традиционных массовых праздников: «День Земли», «День Воды». Программа предусматривает целевые экскурсии и походы, проведение обходов территории. Организации походов младших школьников под девизом «В гармонии с природой». Программа курса рассчитана на получение навыков профессии эколог как возможной будущей профессиональной деятельности, а также для расширения знаний по биологическим дисциплинам. В программу курса входят обязательные минимумы знаний необходимые учащимся для участия в слетах и олимпиадах.

В процессе выполнения практических работ требуется строгое соблюдение дисциплины, соблюдение правил техники безопасности и санитарии. Учащиеся не допускаются к работе с механизмами и ядохимикатами, перед выполнением всех видов работ проводится инструктаж по технике безопасности.

Ожидаемые итоги реализации программы.

 Умение оценивать экологическую ситуацию в крае и последствия воздействия хозяйственной лесной деятельности на окружающую человека среду.

 Воспитание экологически грамотного и культурного человека, имеющего широкий кругозор интересов.

  Умение принимать правильные решения и отвечать за них.

  Выработка знаний и умений для ведения научно-исследовательской деятельности.

 Раскрытие индивидуальных качеств человека.

 Успешное выступление на олимпиадах и научно-практических семинарах и конференциях.

Оценка и методы контроля.

Система оценивания состоит из участия учащихся  во внутренних мероприятиях. Работы на занятиях и заинтересованности, а не в цифровых оценках. Для выполнения уровня знаний проводятся конкурсы по изучаемым темам, которые показывают уровень знания учащихся и выбирать наиболее подготовленных, для участия в городских мероприятиях. Для определения результативности проводятся зачеты, которые показывают степень  теоретических и практических знаний учащихся. Лучшей формой для проведения таких зачетов являются игры, викторины, тесты, а результаты оформляются письменно. По результатам проверок в конце учебного года составляется анализ работы педагога.

При проведении занятий педагог проводит следующие формы контроля:

  1. Наблюдение за изменением поведения, изменением норм общения и усвоением материала учащимися.
  2. Грамотность речи, организация работы и свободное владение терминологией и профессиональными знаниями.
  3. Стремление к совершенствованию и законченности работы учащимися.
  4. Умение решать творческие и прикладные задачи.
  5. Творческое отношение к выполняемым заданиям и инициативность учащихся.
  6. Развитие исследовательских способностей и навыков.
  7. Умение логического построения ответов, использование имеющихся знаний в повседневной жизни и научно – исследовательской работы.

Учебно-тематический план



Тема занятий

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельные и исследовательские занятия

Планирование 1 год обучения

1.Вводное занятие


4


4


-


-

2. Основы экологического образования.

2

2

-

-

3.Природа -наш общий дом

2

2

-

-

4.Основные составляющие природы

4

4

-

-

5. Пищевые связи

8

6

2

-

6.Конкуренция и соперничество

2

2

-

-

7.Растения- гениальные инженеры природы

14

10

4

-

8. Вода и живые организмы

10

6

4

-

9. Пресные воды

4

2

2

-

10. Экология человека

6

4

2

-

11.Здоровье и окружающая среда

6

4

2

-

12. Красная книга

8

4

4

-

13. Экологическая акция

4

-

4

-

14. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края


12


8


4


-

15.Особо охраняемые территории Краснодарского края


28


18


10


-

16.Исследовательская деятельность

14

8

6

-

17.Проектная деятельность

12

8

4

-

18.  Итоговое занятие.

4

2

2

-

Итого

144

94

50

-

Планирование 2 год обучения

1.Вводное занятие


4


4


-


-

2. Воспитательная роль туризма

6

2

4

-

3. Теория и практика экологического туризма

6

6

-

-

4. Экологический туризм как инструмент развития территории

10

10

-

-

5. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе

10

10

-

-

6. Проведение походов

10

-

10

-

7. Ориентирование по компасу

6

4

2

-

8. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса

6

2

4

-

9. Туристское снаряжение

6

4

2

-

10. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему

4

2

2

-

11. Основные принципы экотуризма

8

8

-

-

12. Основные характеристики экологических троп

10

10

-

-

13.Экологическая безопасность

14

6

8

-

14.Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности

8

4

4

-

15. Исследовательская работа в природе

22

8

14

-

16. Проведение походов

10

-

10

-

17. Итоговое занятие.

4

2

2

-

Итого

144

82

62

-

Планирование 3 год обучения


1. Вводное занятие


2


2


-


-

2 Охрана природы – важная государственная задача.

2

2

-

-

3. Организация фенологических наблюдений.

6

4

2

-

4. Экологические факторы и среды жизни организмов

12

6

6

-

5. Биоценоз и экосистемы

12

8

4

-

6.Популяции

12

6

6

-

7. Биосфера

2

2

-

-

8.Экологический мониторинг

6

4

2

-

9. Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу

14

2

4

8

10. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу

12

4

4

4

11. Антропогенные воздействия на атмосферу

16

4

4

8

12 Антропогенные воздействия на литосферу

12

4

4

4

13. Антропогенные воздействия на биотические сообщества

10

4

4

2

14. Антропогенные воздействия на гидросферу

18

8

6

4

15. Экологическая акция

4

-

4

-

16. Итоговое занятие. Конференция

4

2

2

-

Итого

144

62

52

30

Содержание программы:

1 год обучения

1.Вводное занятие (4часа- 4ч. теории) 

Знакомство с целями и задачами на учебный год, проведение инструктажа по технике безопасности. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Работа со справочной литературой, просмотр журналов.

2. Основы экологического образования (2часа- 2ч. теории) 

Почему возникла необходимость экологического образования. История взаимоотношений природы и человека. Законы экологии.  Экология и мы.

3.Природа -наш общий дом(2часа- 2ч. теории) 

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

4.Основные составляющие природы(4часа- 4ч. теории)

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

5. Пищевые связи(8часов- 6ч. теории и 2ч. практики) 

Что такое пищевые цепи? Структура пищевой цепи. Трофическая сеть.

Трофический уровень. Типы пищевых цепей.

Практическая работа

Составление пастбищных и детритных цепей питания.

6.Конкуренция и соперничество(2часа- 2ч. теории)

Разнообразие конкурентных отношений. Внутривидовая и межвидовая конкуренции. Территориальность.

7.Растения- гениальные инженеры природы(14часов- 10ч. теории и 4 ч. практики) Растения-химики. Растения- архитекторы, строители, механики. Растения-математики. Растения-путешественники. Растения-мастера гидравлики. Растения-физики. Как растение передают информацию. Растения-биологические часы. Совершенство приспособления у растений.

8. Вода и живые организмы(10часов- 6ч. теории и 4 ч. практики)

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

Практическая работа

Изучение жизненных форм растений по отношению к влаге. Очистка родников  в окрестностях ст.Передовой.

9. Пресные воды(4часа- 2ч. теории и 2 ч. практики)

Использование пресной воды человеком. Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

Практическая работа

Оценка экологического состояния вод в реках ст.Передовой.

10. Экология человека(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Экология и наше здоровье. Влияние факторов окружающей среды на лабильность нервной системы. Устойчивость организма человека к факторам окружающей среды.  Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Практическая работа  

Влияние климатических условий на здоровье человека.

11.Здоровье и окружающая среда(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Влияние экологических факторов на здоровье населения. Характеристика социальных условий проживания учащихся.

Практическая работа.

Обзор литературы, статей в журналах и газетах.

12. Красная книга(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Почему она красная?  Знакомство с обитателями Красной книги.

Практическая работа

Составление списков растений и животных Красной книги.

13. Экологическая акция(4часа- 4ч. практики)

Практическая работа.

Очистка территории населенного пункта, благоустройство.  Практическая природоохранная работа по очистке берегов рек и водоемов.

14. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края(12часов- 8ч. теории и 4 ч. практики)

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.  Виды растений и животных Краснодарского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Краснодарского края.

Практическая работа  Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Краснодарского края. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Краснодарского края".

15.Особо охраняемые территории Краснодарского края(28часов- 18ч. теории и 10 ч. практики)

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Краснодарского края: Кавказский государственный   биосферный заповедник.  Флора и фауна    Кавказского государственного   биосферного        заповедника.

Практическая работа  Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой Краснодарского края. Написание реферата "Флора и фауна    Кавказского государственного   биосферного заповедника".

16.Исследовательская деятельность(14часов- 8ч. теории и 6ч. практики) . 

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практическая работа  Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).

17.Проектная деятельность(12часов- 8ч. теории и 4 ч. практики)

Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.

Практическая работа Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.

18.Итоговое занятие (4часа- 2ч. теории и 2 ч. практики) 

Обобщение изученного за год материала. Раздача персональных заданий на лето. Проверка навыков и наработок, приобретенных учащимися за прошедший год. Отбор учащихся для работы летнего оздоровительного профильного лагеря.

Практическая работа

Презентация лучших работ, выполненных учащимися за год.

2 год обучения

1.Вводное занятие(4часа- 4ч. теории) Знакомство с целями и задачами на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. План работы на учебный год. Повторение основных знаний, полученных за 1 год обучения.

2. Воспитательная роль туризма(6часов- 2ч. теории и 4 ч. практики)

Значение туристско –  краеведческой деятельности в развитии личности. Воспитание      волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы. Законы, правила , нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

3. Теория и практика экологического туризма(6часов- 6ч. теории )

Введение экотуризма, его история. Простейшие формы экотуризма. 10 определений экотуризма. Биотуризм. Природный туризм. Приключенческий туризм. Агроэкологический туризм. Историко-краеведческий, этно-экологический, поддерживающий «зеленый» туризм. Основные характеристики «мягкого» и «жесткого» туризма. Природноориентированный экотуризм.

4. Экологический туризм как инструмент развития территории(10часов- 10ч. теории)

 Официальные международные декларации об экотуризме. Программа 0071 по окружающей среде 1995. Хартия устойчивого туризма Юнеско, Ланцарот 1995, Севильская стратегия для биосферных резерватов, Юнеско. Декларация устойчивого развития туризма, Берлинская декларация, Всемирный экотуристский  Саммит-2002г. Квебекская декларация. Объекты экотуризма. Памятники природы Отрадненского района. Кавказский государственный биосферный заповедник, его растительный и животный мир.

5. Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе(10часов- 10ч. теории)

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.
История края, памятные исторические места. Предприятия, колхозы и совхозы края. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.
Охрана природы. Закон об охране природы.
Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.

6. Проведение походов(10часов- 10ч. практики) 

В результате этих походов кружковцы приобретут  опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего района.
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

7. Ориентирование по компасу(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики) 

Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практическая работа. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса(6часов- 2ч. теории и 4 ч. практики)

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

Практическая работа. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. 
Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

9. Туристское снаряжение(6часов- 4ч. теории и 2 ч. практики)

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету. 
Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. 
Практическая работа. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».

10. Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему(4часа- 2ч. теории и 2ч. практики)

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. 
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.
Практическая работа. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

11. Основные принципы экотуризма(8часов- 8ч. теории)

Экологичность. Привлекательность. Многоаспектность. Функционалъность экологического туризма. Экотуризм - особый сектор туристской сферы. Направления экотуризма. Российская ассоциация экотуризма. Природно-рекреационный фактор. Историко-культурный фактор экотуризма. Государственная политика в области экологического туризма.

12. Основные характеристики экологических троп(10часов- 10ч. теории) 

Лечебные (терренкуры), природные и учебные (экологические) тропы. Учебно-экологические тропы, требования, предъявляемые к ним. Типы троп по состоянию поверхности: грунтовые, грунтово-улучшенные, деревянные, скальные, тротуарные экологические тропы. Протяженность учебно-экологических троп. Основные остановки тропы. Лес. Растительный и животный мир леса. Влаголюбивые растения. Овраги- раны Земли. Луг. Кострище.

13.Экологическая безопасность(14часов- 6ч. теории и 8ч. практики) 

Воздействие цивилизации на природную среду. Состояние окружающей природной среды, ее загрязнение и вызываемые им последствия. Экологический кризис. Факторы риска в зонах экологического кризиса. Понятие об экологической опасности. Экологическое состояние вод реки Уруп. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях видоизменений и зараженной природной среды. Понятие о природном и техногенном радиационном фоне.

14.Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности(8часов- 4ч. теории и 4ч. практики) 

Рассмотрение различных экологических ситуаций и возможные варианты их решения. Экспериментальная экология.

15. Исследовательская работа в природе(22часа- 8ч. теории и 14ч. практики)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практическая работа:1. Гидрологические исследования на водоемах своего района. 2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года. 5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.8. Сбор образцов полезных ископаемых

16. Проведение походов(10часов- 10ч. практики) 

Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: правила и режим пешего движения, преодоление различных естественных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

17. Итоговое занятие. (4часа- 2ч. теории и 2ч. практики)

Подготовка научно-исследовательских работ учащихся к региональным конференциям, смотрам-конкурсам, и научно-практическим конференциям школьного НОУ «Прометей». Подведение итогов работы.

 3 год обучения

1.Вводное занятие(2часов- 2часа теории).

Знакомство с целями и задачами на новый учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности.

2. Охрана природы – важная государственная задача(2часа-2ч.теории)

Охрана природы и её значение. Законы об охране природы.Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.

3. Организация фенологических наблюдений(6часов- 4ч. теории и 2ч.практики)

Развитие фенологической науки. Значение фенологических наблюдений в повседневной жизни сельских жителей. Правила проведения наблюдений и ведение «Календаря природы». Феносигналы в природе. Характеристика сезонов и сезонных феносигналов. Программа фенологических наблюдений.

Практическая работа. Проведение фенологических наблюдений в течение года, проверка феносигналов. Проверка народных примет, связанных с природой.

4.Экологические факторы и среды жизни организмов (12часов- 6ч. теории и 6ч.практики)

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).

Практическая работа :Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума.

5.Биоценоз и экосистемы (12часов- 8ч. теории и 4ч.практики)

Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).

Практическая работа Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач.

6.Популяции (12часов- 6ч. теории и 6ч.практики)

Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.

Практическая работа Решение экологических задач. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.

7.Биосфера(2часа-2ч.теории)

Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.

8.Экологический мониторинг(6часов- 4ч. теории и 2ч.практики)

Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза. Методы контроля. Система мониторинга в крае.

Практическая работа. Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач.

9.Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу(14часов- 2ч. теории,  4ч.практики и  8ч. исследовательские работы)

Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

Практическая работа. Просмотр видеофильмов. Работа со справочной литературой. Изучение причин шумового дискомфорта.

Исследовательская работа. Антропогенные воздействия на биосферу.

10. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу(12часов- 4ч. теории,  4ч.практики и  4ч. исслед. работы)

Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация воздействий. Основные виды загрязнителей окружающей среды. Изменение факторов среды в условиях города (трансформация абиотических и биотических факторов).

Практическая работа.Составление экологической карты района. Составление экологического паспорта помещения.

Исследовательская работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона.

11. Антропогенные воздействия на атмосферу(16часов- 4ч. теории,  4ч.практики и  8ч. исслед. работы)

 Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Практическая работа.Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения атмосферы. Решение экологических задач.

Исследовательская работа. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами.

12.Антропогенные воздействия на литосферу(12часов- 4ч. теории,  4ч.практики и  4ч. исслед. работы)

 Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.

Практическая работа.Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.

Исследовательская работа. Загрязнение среды обитания человека на территории района, влияние на его здоровье

13.Антропогенные воздействия на биотические сообщества(10часов- 4ч. теории,  4ч.практики и  2ч. исслед. работы)

Экологические функции леса. Классификация лесов по выполняемым функциям (защитные, ограниченно-эксплуатационные, эксплуатационные). Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов и минеральных удобрений). Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, дестабилизация экосистем). Роль животного мира в биосфере. Основные причины сокращения численности и вымирания животных. Приемы и методы изучения влияния человека на биотические сообщества.

Практическая работа. Просмотр видеофильмов. Работа с дополнительной литературой. Решение задач.

Исследовательская работа. Сохранение и восстановление экосистем.

14.Антропогенные воздействия на гидросферу(18часов- 8ч. теории,  6ч.практики и  4ч. исслед. работы)

Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, СПАВы, пестициды, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Практическая работа.Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.

Исследовательская работа. Оценка экологического состояния водоема. Исследование природных вод.

15. Экологическая акция(4часа- 4ч.практики) 

Практическая работа    Практическая природоохранная работа по очистке территорий школы, улиц, организация биотехнической работы.

16.Итоговое занятие. Конференция (4 часа- 2 часа теории, 2 часа практики).

Подведение итогов работы по всей программе. Обсуждение успешности обучения и целей на будущее. Проведение анкетирования.

                                                   Формы и методы контроля

Формы контроля: тестирование, анкетирование, фронтальный опрос, вопрос-ответ, дискуссия, экологическая игра, наблюдение, лекции, «круглые столы», экологические кроссворды, таблицы, материалы из экологических журналов и газет.

Методы контроля: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые.

Методические рекомендации

Таблицы:

Растение - целостный организм.

Экосистемы Растений.

Растительные сообщества.

Смена растительных сообществ.

Редкие и краснокнижные растения

Многообразие растений

Редкие и краснокнижные животные

Видеофильмы:

Биосфера

Животные в природе

Леса Земли

Леса Кубани

Времена года

Сезонные изменения в природе

Памятники природы Кубани

Легенды Кавказа

Кавказский заповедник

Глобальные проблемы человечества

Заповедники мира

Красная книга

Всемирные памятники природы

Объекты Всемирного наследия

Мультимедийные пособия:

Атлас растений Кубани

Методическое обеспечение программы.

  1. Экология. И.В. Щукин. Ростов на Дону. Изд. Феникс 2004
  2. Экология 10-11 (практикум). А.Т. Зверев. Москва. Изд. «Оникс 21 век». 2004.

Литература для педагога:

  1. Вестник образования 1997 г. №6 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  2. Вестник образования 2000 г. Конвенция ООН о правах ребенка (Принятая ООН 5 декабря 1989 г.).

      3.Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 2005.

      4.Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Москва «Ось- 89». 2003г.

  1. И.С. Белюченко « Экология в терминах» 2008 г.
  2. Литвинская С.А. « Растения Северо-Западного Кавказа» 1990 г.
  3. Штомпель Ю.А. « Почвы края» Краснодар 2004 г.
  4. Ю. А. Израэль « Проблема охраны окружающей среды и пути ее решения» Ленинград 2009г.

       9.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 2008.

10. Экология России. Хрестоматия - М.,  2005.

11. Лесной кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. Москва изд. «Экзамен», 2004 г.

     12. Федеральный закон «О животном мире» (принят  Государственной Думой 22 марта                          1995 г.).

       13. «Декларация прав земли» ( принята в сентябре 2000 г. на 55-й Генеральной          Ассамблее ООН).

       14. Экологический практикум. Изучение сред обитания и природных систем. Часть 3. Курган. 2007г

        15. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического   образования.

       16.Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2010 году». Краснодар, 2009-328с.

Литература для детей:

  1. В.М.Константинов. Охрана природы. Москва Академия, 2000г.
  2. В.В. Яхонтов. Экология Насекомых. Москва. 2004г.
  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Москва. Аст. 2005г.
  4. Экология растений.  А.М. Былова Москва  изд. Вентана-Граф 2009г.
  5. Экология животных..   В. Г. Бабенко  Москва  изд. Вентана-Граф 2009 г.
  6. Общая экология..  Д. Д. Утешинский  Москва  изд. ИНОС 2002 г.
  7.  Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.
  8. Экологические праздники для детей.  Л.П. Молодова  Москва изд. ЦГЛ 2010г.
  9.  Учебная экологическая тропа.  В.Г. Береснева Пятигорск 1995 г
  10. Настольная книга любителя природы Винсон Браун. Ленинград изд.  Гидрометеоиздат 1985 г.
  11. Изучай свой край.  Г. П.. Долженко Ростов на Дону  изд. РГУ 1992 г.
  12. Журнал «Биология в школе» 2004 № 6. Организация исследовательской деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО  19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...


 

Комментарии

Никольский Владимир Алексеевич

программа разработана для учащихся 7-11классов