классификация и типы уроков
методическая разработка по теме

Костюк Александра Сергеевна

 

Классификация методов по характеру познавательной деятельности уч-ся в процессе обучения.

I  Объяснительно-иллюстративный

  1. репродуктивный
  2. Частично-поисковый или эвристический метод
  3. Проблемное изложение / уч-ся работают над проблемой/
  4. Исследовательский метод / самостоятельно уч-ся решают новые для
    них познавательные задачи /

ТИПЫ УРОКОВ

Типы уроков разнообразны и их трудно представить в одной классификации.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям.

I. Комбинированный урок - число элементов урока может быть различным еще более

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikaciya_i_tipy_urokov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Костюк Александра Сергеевна

учитель математики
Краснодарский край станица  Кущевская
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Классификация методов по характеру познавательной деятельности уч-ся в процессе обучения.

I  Объяснительно-иллюстративный

  1. репродуктивный
  2. Частично-поисковый или эвристический метод
  3. Проблемное изложение / уч-ся работают над проблемой/
  4. Исследовательский метод / самостоятельно уч-ся решают новые для
    них познавательные задачи /

ТИПЫ УРОКОВ

Типы уроков разнообразны и их трудно представить в одной классификации.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям.

I. Комбинированный урок - число элементов урока может быть различным еще более многообразны при этом внутренние связи и взаимодействия между элементами урока, например: на уроке может быть анализ домашний работы с целями контроля знаний при устном ответе и развитии навыков применения полученных знаний. При закреплении материала можно и нужно осуществлять контроль знаний, умений и навыков и развитие навыков применения этих знаний в разных ситуациях.

В  процессе изучения нового материала можно организовать его закрепление и применение.

2.  Урок изучения нового материала

Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекции учителя, объяснение с активным привлечением детей, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником и т.д.

3.  Уроки закрепления знаний, их систематизация и формирования умения и навыков.

"Чистые" уроки повторения менее эффективны. Урок должен построен так, чтобы при этом знания не просто повторялись, а применялись в измененной ситуации.

4.        "Урок контроля и оценки знаний учащихся"

Это урок самостоятельной или контрольной работы, зачетный урок и т.д. В то же время можно сказать, что перед нами это комбинирован ный урок т.к. выполняя контрольную или практическую работу ученики применяют ранее полученные знания, закрепляют,обобщают и системати зируюв знания, развивают умения и навыки.

II. Формы организации урока

Три формы :

  1. Индивидуальная
  2. Фронтальная
       3. Групповая
  1. Индивидуальная работа - это самостоятельная учебная деятельность учащихся по выполнению специально для них подобранного задания, соответствующего учебным возможностям каЖдого ученика.

Правильно организованное индивидуальное обучение на уроке обеспечивает полноценное, развивающее обучение.

Одним из путей реализации индивидуального обучения является дифференцированные индивидуальные задания.

2. Фронтальная форма организации учебной работы - это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты работы обсуждаются всем классом, сравниваются, обобщаются.

3.  Групповая форма организации обучения. Главные признаки групповой формы урока:

  1. класс на данном уроке разбивается на несколько групп
  2. группа получает определенное задание    
  3. при этом учитывается индивидуальный вклад каждого

Групповая форма эффективна

  1. при решении каких-либо проблем
  2. при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме.

Процесс изучения нового материала можно разделить для удобства анализа на 4 этапа

1-й этап - подготовка учащихся к восприятию нового материала

2-й этап  восприятие, понимание нового материала

3-й этап - его осмысление, запоминание в процессе применения в простейших ситуациях

4-й этап - применение знаний в измененных ситуациях

1-й этап - Используются разнообразные методы и приемы: беседа, самостоятельные работы, изучение рисунков, работа над текстом учебника или справочной литературой и т.д.

Урок начинается с информации о теме урока и его цели, можно использовать  эмоциональный настрой,  использовать грамзаписи, использовать личныи опыт уч-ся. Можно сделать информационный задел  на следующий урок, для учащихся младшего и среднего возраста к восприятию нового материала хорошо подготавливают всевозможные игровые приемы.

Перед изучением нового материала бывает полезно сказать,  как и где он используется на практике в природе.

Можно поставить перед объяснением материалов ряд вопросов, которые вызывают чувство ожидания и удивления.

2-й этап  восприятие ,понимание нового материала

а/  Изучение большинства вопросов полезно начать исходя из общего плана изложения.

б/ особое щначение для восприятия нового материала41 имеют средства

наглядности.

в/ определить оптимальный темп урока

 г/ большое дидактическое и воспитательное значение имеют записив тетрадях

3-й этап Закрепление изученного материала 

Одним из способов является:

  1. Повторение
  2. Приемы сравнения
  3. Закрепление в форме самостоятельных упражнений, практической
    работы

Система контроля и оценки знаний учащихся

Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика. Контроль должен быть объективным, требовательным. Недопустимо выставление оценки по принципу: слабому ученику рука не поднимается ставить "хорошо", а отличнику "удовлетворительно" Контроль должен быть систематическим, регулярным.

Формы контроля следует разнообразить. Проверять не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала.

Нельзя выставить оценку в качестве наказания за неудовлетворительное поведение на уроке, плохое прилежание и т.д.

Не следует выставлять плохую оценку школьнику, если он работал, но не сумел выполнить задание учителя.

Не рекомендуется "чтение нотаций" при выставлении плохих оценок. Контроль должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы.

  1. Нельзя удовлетворительной оценкой за один раздел " закрывать"
    двойку за другой. Это порождает проблемы в знаниях учащихся
  2. необходимо единство требований учителей, работающих в данном классе,  избегать различной трактовки балла

Основные виды контроля.

  1. Устный опрос у доски
  2. Фронтальный опрос у доски
  3. Общественный опрос
  4. Зачет по теме
  5. различные виды программированного контроля
  6. Предметные диктант

7. Письменные ответы по карточкам

  1. Контрольные работы
  2. Взаимный контроль уч-ся

10.        Самоконтроль

Устный опрос - Учитель должен терпеливо выслушивать ответ любого ученика и на любом ответе учить весь класс, учить не только слушать товарища и подмечать ошибки в его ответах, но и дополнять, высказывать свое мнение.

Опрос не допрос.  Направления и дополнения соучеников тоже должны быть доброжелательными.

  1. нельзя допускать ни от кого насмешек по поводу неверного ответа
  2. Публично ругать за неверный ответ - это погубить вообще желание
    отвечать.
  3. Важный показатель мастерства учителя - умение слушать

Часто устный опрос проводится по схеме: «отвечать пойдет Иванов»,  задается вопрос и т.д. Это потерянное для класса время. Не все вопросы отбираются для ответа у доски, а наиболее важные, принципиальные и интересные вопросы.

  1. Учеников надо учить слушать и дополнять, не повторяясь.
  2. Дополнение должно быть четким и кратким

-        Устный опрос позволяет педагогу - учить детей высказывать свою мысль

При рецензировании ответа соученика полезно использовать следующий план

  1. все ли существенное освещено в рассказе.
  2. сумел ли ученик добавить что-либо к учебнику
  3. насколько последовательно изложен рассказ
  4. аргументированы ли умозаключения
  5. правильно ли сделал вывод
  6. оценить речь ученика

Общественный опрос - Проводится учителем в присутствии администрации и представителей общественных организаций школы и др. Такой опрос готовится заранее. Ученикам за две недели сообщается программа смотра - опроса.

Зачеты - Программа зачета своевременно доводиться до сведения учащихся. Одной из наиболее удачных форм зачет представляется

 I/. беседа после уроков с группой учащихся

 2/. Зачет на уроке в виде фронтальной беседы

      3/ Письменный.зачет

       4/. Диктанты

Самостоятельнае рабрты -

  1. дают возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений
  1. Способствуют более глубокому развитию умений применять свои знания

-        желательно чтобы работа содержала несколько вариантов по числу и степени сложности  15-20

На самостоятельной работе ученик может пользоваться любой справочной литературой

Контрольные работы - Контрольная работа должна одинаковой трудности для всех.

Нормы оценок

Анализ классных журналов показывает, что в среднем ученика спрашивают редко.

Минимальную норму устных оценок можно выразить приблизительно формулой : m=1/6A, где m - число оценок за устный ответ. А - число уроков в четверти. Должны оценок иметь около 1/3 от чис ла  уроков. Объективность оценок лежит в увеличении их числа.

 - Важность значения в системе контроля  имеет гласность оценки, ее краткая аргументация, проставление в дневник.

Задание на дом

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

-Домашнее задание иногда бывает рассчитано на простое воспроизведение, на выполнение некоторого действия по известному образцу, на пересказ параграфа

  1. Встречается, что плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку не законченного на уроке нового материала. Это недопустимо
  2. Д/3 разъясняется и задается до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что уч-ся знают, что, зачем и как делать дома.
  3. Задание лучше готовить в тот день, когда был урок, а не накануне
  4. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Для них нужно дать творческие и более трудные задания

Организация начала урока, некоторые особенности его

построения и ведения, включая специфику школьной гигиены

  1. Прежде всего надо приучить дежурных готовить к уроку предметный кабинет / доску, полы/
  2. чистота и порядок в кабинете нужны прежде всего для лучшего усвоения предмета.
  3. за 2 мин. до звонка на урок дежурный приглашает в класс учеников.
  4. к  уроку готовятся еще на перемене
  5. объяснения о неготовности к уроку делаются до начала занятий.
  6. опоздание учителя на урок - это чрезвычайное происшествие
  7. учитель входит в класс с улыбкой, рабочим настроением
  8. если класс приходит после контрольной или после физкультуры, урок лучше начать с небольшой самостоятельной работы / задачи, упражнения, чтение текста, учебника с конспектированием/

Обучение чтению карты

Знание у учащихся географической карт должно включать по крайней мере следующие:

  1. Знание программной географической номенклатуры и наличие соответствующих, картографических представлений
  2. Знание  способов изображения на картах различных географических объектов и явлений и понимание основ ее построения

Основная задача учителя при изучении по карте географической номенклатуры - обеспечить прочное закрепление в памяти уч-ся установленного программой минимума названий географических объектов и их размещение на карте, а также правильное произношение и написание этих названий.

Другое условие прочного усвоения номенклатуры - правильно организована работа с картой. Во первых,  нужно использовать различные виды памяти: зрительную,                двигательную, словесно-смысловую

Правила показа на карте.

  1. Надо стоять сбоку от карты, не заслоняя ее, лицом к свету
  2. Указку нужно ставить при показе

-        населенных пунктов в место кружка, а не надписи

-        при показе площадей - в какое-нибудь место в центе, а затем приблизительно обводить по контуру

-при показе линий - дорог, рек, границ и т.д./ надо вести указкой по ходу их в определенном направлении / реки, от верховья к устью/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА по ПМ. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема урока: «Классификация сварочных дуг"

Разработка урока включает в себя:1. План-конспект урока;2. Технологическую карту урока;3. Презентацию к уроку.Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 02 «Сварка и резка деталей из различных ст...

Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля

В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков....

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШВЕЙНОЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КЛАССИФИКАЦИЙ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ЖЕНСКИХ ФИГУР

Представлена сравнительная характеристика типов телосложения фигур швейной и потребительской классификаций...

Классификация типов кожи

Описание, виды и классификация типов кожи в профессиональной косметологии. Введение в косметологию....

Задание 2 05.05.2022 типы электродов и их классификация конспектировать и изучить

При работе с ручной электродуговой сваркой вы постоянно работаете с электродами. Этот элемент сварочного процесса не столь прост как кажется и имеет свою обширную классификацию. Сегодня можно подобрат...

Урок «Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа, назначение, классификация.Структурная схема АЛСН, принцип действия».

Конспект урока «Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа, назначение, классификация.Структурная схема АЛСН, принцип действия»....