урок алкины
учебно-методический материал по теме

Горбатова Марина Александровна

 

урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. используются тестовые задания, расчетные задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_alkiny.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Цели урока:

дидактическая – обобщение, систематизация и проверка знаний студентов по теме «Алкины»;

развивающая – развитие памяти, логики, умения анализировать и делать выводы;

воспитательная – воспитание самоконтроля, умения самостоятельно работать, выделять причинно-следственные связи, расширение кругозора;

методическая – применение электронных образовательных ресурсов для активации познавательной деятельности студентов, использование различных приемов и методов образования.

Средства обучения:

а) дидактические материалы – индивидуальный лист контроля, карточки-задания

б) дидактические средства – мультимедиа, видеофрагменты, слайды.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Подготовительный этап урока:

- подготовка эксперта (студент группы, сдавший зачет по теме за неделю до урока);

- подготовка презентации «Применение ацетилена» студентом группы;

- составление кроссворда, сообщения по теме некоторыми студентами  группы;

- вопросы по теме «Алкины» раздела углеводороды для группы;

Памятка для эксперта:

- повторить основные вопросы и сдать зачет за неделю до зачетного занятия;

-помогать преподавателю,   оценивать деятельность студентов по бальной системе;   объявить результаты урока.

План урока

Этапы урока

Время,

мин.

Методы реализации

1

2

3

1 Организационный этап

1

Приветствие, проверка наличия студентов на уроке

2 Мотивация и постановка цели урока

3

Сообщение темы, цели, задач урока

3 Актуализация опорных знаний

10

Фронтальный опрос

4 Повторение, обобщение и систематизация теоретических знаний по теме «Алкины»

4.1 Изомерия и номенклатура

4.2 Способы получения алкинов

4.3 Химические свойства ацетиленовых УВ

4.4 Сообщение студента.

4.5 Презентация студента «Применение ацетилена»

4.5 Тестирование

45

Индивидуальная работа, работа у доски, работа с учебником, наблюдение видеоопыта, письменная работа, решение кроссворда, теста

5 Решение типовых задач с использованием изученного материала

25

Выполнение индивидуальных расчетных задач

6 Подведение итогов

6.1 Выставление поурочного балла  

6.2 Сообщение домашнего задания

6

Выступление студента-эксперта,   запись домашнего задания

Ход урока

1 Организационный этап

Преподаватель приветствует группу, проверяет посещаемость и готовность к уроку. Студенты приветствуют преподавателя, сообщают количество присутствующих.

2 Мотивация и постановка цели урока

Слайд 1 (Приложение А) записаны тема и цели урока: обобщить, систематизировать и проверить знания по теме «Алкины» раздела «Углеводороды»

Преподаватель. Тема «Алкины» являются составной частью темы «Углеводороды» У этой группы веществ наблюдается сходство с другими непредельными углеводородами. На уроке мы рассмотрим  особенности этого класса. Алкины служат исходным сырьём в производстве каучуков, растворителей, уксусной кислоты и альдегида,  используются  при сварке и резке металлов. Алкины представляют интерес как соединения со слабыми кислотными свойствами.  Полученные знания вы будете использовать  в других разделах нашего курса – ароматические углеводороды, карбонильные соединения.  На старших курсах  вы будете изучать предмет «Химия и физика полимерных материалов», где будете рассматривать начальные этапы получения полимерных материалов их алкинов.  Помогать на занятии мне будет Зайцева Анна. Её задача – фиксировать ответы, записывать индивидуальные баллы. Из них в конце урока формируется ваша оценка. Свои ответы вы будете записывать не в тетради, а индивидуальные листы. В них вы самостоятельно подсчитываете баллы за правильные ответы. Наш урок состоит из двух основных этапов – повторение изученного теоретического материала,  и решение расчетных задач.

3 Актуализация опорных знаний

Метод – фронтальный опрос. Студенты отвечают со своего места.

Вопросы

балл

Предполагаемые ответы

1 Какие углеводороды называют алкинами? Их второе название?

1

Вещества, отвечающие формуле СnН2n-2  и имеющие двойную связь.

 УВ ацетиленового ряда

2 Назовите длину тройной связи

1

120 нм

3 Какие виды изомерии характерны для алкинов?

1

Структурная: углеродного скелета, положения тройной связи, межклассовая – изомеры диеновых УВ

4 Назовите алкин, не имеющий изомеров

1

Ацетилен

5 Из какого дешевого природного сырья получают ацетилен в промышленности?

1

Из метана

6 Качественная реакция на тройную связь?

1

Реакция с бромной водой, раствором перманганата калия (проба Байера)

7 Какую реакцию называют синтез Зелинского?  

1

Тримеризация ацетилена, образование бензола

8 Для чего используют реакцию горения ацетилена?

1

Для сварки металлов

9 Из каких простых веществ можно получить этин?

1

Из водорода и углерода

10 Сколько атомов водорода в молекуле бутина?

1

Шесть

Эксперт записывает количество правильных ответов в лист контроля группы (Приложение Б), затем объявляет итог опроса. Студенты записывают баллы в индивидуальный лист (Приложение В)

4 Повторение, обобщение и систематизация теоретических знаний

4.1 Номенклатура, изомерия

Преподаватель. В настоящее время синтезировано огромное количество органических веществ. Поэтому возникает необходимость в их названии. Назовите данные соединения в системе IUPAC. На экране демонстрируется слайд 2 (Приложение А)  (Ответы: а) 4-метилпентин-2; б) 3-метилбутин-1;  в) 2-метилоктин-3;  г) 4,4-диметилпентин-2)

Студенты. Записывают названия в индивидуальном листе. За два правильных ответа получают 1 балл. Проверка осуществляется устно.

Преподаватель. Составьте структурные формулы следующих соединений. Список соединений на слайде 3 (Приложение А): а) 3-этилпентин-1

б) 4,4-диметилпентин-2      в) 3,4-диметилпентин-1

Ответ на задание (а) записывают на доске, (б) выполняют самостоятельно, задание (в) самостоятельно  один студент у доски. Эксперт проходит по классу и проверяет выполнение задания (б).

 Студенты. Самостоятельно пишут в индивидуальном листе. Преподаватель. Объясните, почему у бутана, бутена и бутина разное число изомеров, несмотря на одинаковое число атомов углерода? (в этом задании учитываются внутрипредметные связи с другими УВ)

Ответ: разный тип гибридизации электронов и число связей С-С.

Студенты.  Отвечают со своих мест.

Эксперт объявляет баллы за задания по номенклатуре

4.2 Способы получения алкинов

Преподаватель. Перечислите общие и специфические способы получения ацетиленовых углеводородов.

Ответ: дегидрирование алканов и алкенов, дегидрогалогенирование дигалогеналканов, пиролиз метана, гидролиз карбида кальция.

Преподаватель. На предыдущих уроках мы рассматривали способы получения алкинов на примере ацетилена. Предлагаю самостоятельно составить уравнения реакций получения бутина-1  из а) алкана;                           б) дигалогеналкана; в) из ацетиленида натрия и бромалкана. За каждое правильно выполненное задание выставляете балл.  Слайд 4 (Приложение А) используется для самопроверки.

а) С4Н10 (бутан)    Ni      С4Н6 + 2Н2

б) С4Н8Вr2  (1,1-дтбромбутан)  + 2 КОН         С4Н6 + 2Н2О + 2КВr  

в) НС≡СNa + С2Н5Вr        НС≡С-СН2-СН3 +  NaВr

Студенты. Выполняют задания. Проверяют по слайду. Выставляют баллы.

Преподаватель. В лабораторных условиях ацетилен получают из карбида кальция. Почему этот способ не применяют при использовании больших количеств ацетилена?

Ответ. Карбид кальция получают в электропечах, при значительных затратах

энергии и денежных средств.

Преподаватель. Мы будем наблюдать получение ацетилена и его горение. После окончания опыта прошу выполнить следующие задания (записаны в индивидуальном листе): а) составить уравнения наблюдаемых процессов (письменно); б) объяснить, почему ацетилен горит красным коптящим пламенем; в) практическое применение горения ацетилена.

Студенты. Наблюдают на экране компьютера опыт «Получение ацетилена и его горение», записывают на доске уравнения реакций, отвечают на вопросы

а) СаС2 + 2Н2О          НС≡СН + Са(ОН)2 

   2С2Н2 +5 О2          4СО2 + 2Н2О

б) доля углерода в ацетилене составляет 92 %, он не успевает полностью окислиться, раскаленный углерод красного цвета;

в) сварка и резка металла, т.к. выделяется много тепла.

Преподаватель. (Межпредметные связи) Как известно, карбид кальция в природе не встречается. Какое природное вещество используется в качестве сырья? Слайд 5 (Приложение А)

Укажите формулы пропущенных веществ:  СаСО3→ … 1→ … 2→ С2Н2      Все, кто правильно ответит,  получает балл.

Ответ. 1- СаО; 2 - СаС2  

Студенты. Отвечают с места, самостоятельно записывают балл за оба правильных ответа.

4.3 Химические свойства ацетиленовых углеводородов

Преподаватель. Мы наблюдали одно их химических свойств ацетилена – его горение.  Какие типы химических реакций характерны для алкинов? Перечислите названия реакций присоединения для ацетиленовых углеводородов.

Ответ. Реакции присоединения (электрофильное и нуклеофильное), замещение водорода концевой тройной связи, полимеризации, окисления. Названия реакций присоединения: гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратирования, реакция с циановодородом.

Студенты. Отвечают с места.

Преподаватель. Чем отличаются реакции  гидратирования  этилена и ацетилена? (внутрипредметные связи). Напишите на доске уравнения данных реакций. В контрольном листе  напишите уравнение реакции Кучерова для пропина. Какое вещество образуется? (Это уравнение записывается по аналогии гидратирования ацетилена.) Какое  правило применить следует применить в данном случае?    

Ответ. В первом случае образуется этиловый спирт (катализатор – серная кислота), во втором – уксусный альдегид (катализатор – оксид  ртути (II)). Уравнение реакции Кучерова: НС≡С-СН3 + Н2О        СН3-СО- СН3 (ацетон)  (правило Марковникова.)

Студенты. Двое  работают у доски, записывают уравнения, объясняют. Уравнение реакции Кучерова дописывают в индивидуальном листе.

Преподаватель. Реакции гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования протекают в две стадии. При этом образуются промежуточные продукты реакции. Демонстрация видеоопыта «реакция ацетилена с бромом». Задание: напишите структурные формулы промежуточного и конечного продуктов реакции. Назовите область применения тетрахлорэтана.

Ответ: СНВг=СНВг и СНВr2-СНВr2;  тетрахлорэтан используют как растворитель

Студенты. Наблюдают опыт. Записывают формулы, отвечают. Эксперт проверяет, кто выполнит задание раньше, получает балл.

Преподаватель. Выполните следующее задание.                                            Для бутина-1 найдите соответствие между названием и продуктом реакции:

Слайд 6  (Приложение А)

название реакции:

продукт реакции:

1) гидрирование

2) гидрохлорирование

3) хлорирование

4) гидратация

а) СН3–ССl–СН2–СН3

б) СН3–СО–СН2–СН3

в) СН3–СН2–СН2–СН3

г) СНСl2–ССl2–СН2–СН3

Ответ: 1- в;  2- а;  3- г; 4-б. Слайд 7 (Приложение А)

Преподаватель. На предыдущих занятиях мы рассматривали реакцию тримеризации алкина и получение бензола. Найдите в учебнике «Химия» с 225. информацию, подтверждающую вклад русского химика Н.Д.Зелинского в изучение этой реакции.

Ответ: Зелинский применил катализатор – активированный уголь, увеличив выход бензола до 90 %.

Студенты. Находят информацию, объясняют.

Преподаватель. К нашему занятию  было дано опережающее задание – составить кроссворд по теме «Алкины». Свой кроссворд для решения представляет …. Ваша задача – решить кроссворд, ответы передайте эксперту. Время для ответов ограничено – 5 минут. За каждое угаданное слово выставляете в индивидуальный лист 0,5 балла.

 Студенты. Решают кроссворд. Ответы на Слайде 1 (Приложение Б) Ответы проверяет автор и эксперт. Автор кроссворда записывает три балла.

4.4 Сообщение студента

Преподаватель. Один из вас нашел интересный факт, связанный с ацетиленом.

Студент. В 1839 году Джордж Торрей проверял  состояние медных газовых труб и нашел в них красный порошок. Этот порошок взрывался при ударе. Торрей принял наличие этого вещества за диверсию. Это было соединение Сu2С2 (ацетиленид одновалентной меди), которое образовалось при прохождении ацетилена, входившего в состав газа,  через трубу.  Посмотрите, как получают ацетиленид серебра замещением атомов водорода на серебро. Эту реакцию необходимо проводить с большой осторожностью, т.к. ацетилениды одновалентных металлов взрывоопасны, как и смеси ацетилена с кислородом.

Преподаватель.   Концевая тройная связь способствует поляризации связи      Н → С (водород-углерод).  Существует ряд реагентов, замещающих водород при тройной связи. Какие алкины должны вступать в такие реакции – бутин-1 или бутин-2?   Где можно применить данное свойство?  Запишите структурную формулу ацетиленида меди (I)  

Студенты. Наблюдают опыт. Делают выводы.

Ответ: СuС≡ССu

4.5 Презентация студента «Применение ацетилена» (Приложение Б) Студенты. Смотрят презентацию.

Преподаватель. Прокомментируйте данную работу.

Студенты. Дают оценку и рекомендации.

Преподаватель.  Сейчас  вы пройдете   тестирование по обсуждаемым вопросам. Ответы вводите в компьютер, он выставит вам баллы. Не забудьте занести их в индивидуальный лист. Желаю удачи!

Текст теста в Приложение В

Студенты. Выполняют тестирование, оценки записывают в оценочный лист.

5  Решение типовых задач с использованием изученного материала

Преподаватель. Мы обобщили теоретические знания по теме «Алкины». Но они будут неполными, если не найдут приложения в практической деятельности. Предлагаю решить задачи, где будут использованы способы получения и химические свойства алкинов. Сложность задания вы выбираете сами. За более легкую задачу получите 3 балла, второй уровень сложности – 4 балла. За решение задачи, включающей несколько типов заданий – 5 баллов. Условия задач найдете в компьютере. Баллы включаются в итоговую оценку.

Текст задач (Приложение В)  внесен в компьютер. Применяется программа, которая выбирает студенту задачу данного уровня сложности и сообщает правильный ответ.

Студенты. Выбирают себе задачу, решают. Помощник и преподаватель помогают студентам, не справившимся с задачей.

6 Подведение итогов, выставление поурочного балла,  сообщение домашнего задания.

 6.1 Преподаватель. Сегодня на уроке мы с вами повторили ещё  раз особенности УВ ацетиленового ряда. Мы наблюдали некоторые химические свойства и способы получения ацетилена. Ответили на многие вопросы, решили задачи, посмотрели презентацию, отгадали кроссворд. Ваша работа оценивается в баллах, их объявит мой помощник. Студенты, набравшие максимальное количество баллов, освобождаются от  данного вопроса на контрольной работе.  (Студенты сдают индивидуальные листы и записывают домашнее задание)

6.2 Домашнее задание:  слайд 7

1. Осуществите превращения, укажите условия протекания реакций

       СН4→С2Н2→С2Н3Сl → С2Н2→ С2НNa → С4Н6

2. Сколько литров водорода потребуется для полного гидрирования 16,2 г смеси бутин-1 и бутин-2 (условия нормальные)?    

3. Сколько существует углеводородов состава С6Н10, содержащих тройную связь? Напишите структурные формулы и назовите их.

Подводим итоги.

Дополнительную информацию, видеоопыты  и многое другое вы можете найти на сайте:  (Слайд 8) (Приложение А)    http://school-collection.edu.ru

Приложение А – слайды к уроку

Приложение В – тесты, задачи

Тест по теме «Алкины»

1. Длина связи С  С в молекуле ацетилена равна:

а) 0,154 нм;   б) 0,134 нм;

в) 0,140 нм;   г) 0,120 нм.

2. Присоединение воды к ацетилену – это реакция:

а) С.В.Лебедева;    б) Н.А.Прилежаева;

 в) Ш.А.Вюрца;     г) М.Г.Кучерова.

3. Пропуская ацетилен через нагретый активированный уголь, можно получить:

а) циклогексан;     б) полиэтилен;  

в) бензол;               г) ксилол.  

4. Сильным основанием, способным отщепить протон от молекулы алкина, является гидрид натрия NаН. Какой из алкинов может реагировать с этим веществом?

а) бутин-1;               б) 4-метилпентин-2;      

 в) гексин-3;           г) бутин-2.            

5. Молярную массу алкина с числом углеродных атомов, равным n, можно рассчитать  по формуле:

а) 12n – 2;               б) 14n – 2;

в) 14n + 2;               г) 12n + 2.

6. При взаимодействии карбида кальция с соляной кислотой наряду с ацетиленом образуется:  

 а) гидроксид кальция;      б) оксид кальция;        

в) хлорид кальция;            г) кальций.

7. Какой из углеводородов горит наиболее коптящим пламенем?

а) метан;    б) этан;  

 в) этен;     г) этин.

8. Бутин -1 можно отличить от бутина -2  

 а) по действию бромной воды;

б) по действию аммиачного раствора оксида серебра (I);  

в) по продуктам горения;  

 г) по действию раствора перманганата калия.

9. Продуктом взаимодействия пропина  с водой является:

а) уксусный альдегид;      б) этиловый спирт;

в) ацетон;                           г) уксусная кислота.

10. В результате полного хлорирования ацетилена:

 образуется конечный продукт,  название которого:

а) хлорэтен;                      б) дихлорэтан;

 в) трихлорэтан;                г) тетрахлорэтан.

Ответы:

1 Г        6 В

2 Г        7 Г

3 В        8 Б

4 А        9 В

 5 Б        10 Г

Расчетные задачи по теме «Алкины»

3 балла

  1. Какой объём ацетилена необходим для реакции с 8 г брома при получении 1,1,2,2-тетрабромэтана?   (0,56 л)
  2. Какой объём ацетилена необходимо затратить для получения бензола массой 39 кг?      (33,6м3)
  3. Сколько литров кислорода при нормальных условиях потребуется для сжигания 80 кг пропина?     (44,8 м3)  

4 балла

  1. Какой объём ацетилена можно получить из 4 г технического карбида кальция с массовой долей СаС2  80 %.     (11,2 л)
  2. При гидролизе 3,2 г технического карбида кальция образовалось 952 мл ацетилена (н.у.).  Какова массовая доля примесей в карбиде? (25 %)
  3. При прохождении метана объёмом 1000 м3 (н.у.) через реактор образовался ацетилен массой 348 кг. Рассчитайте выход ацетилена.        (60 %)  
  4. Какую массу уксусного альдегида можно получить из 44,8 л ацетилена по реакции Кучерова, учитывая, что  выход альдегида составляет 90% от теоретического?  (79,2 г)
  5. Какой объём воздуха потребуется для сжигания 100 л пропина при н.у.? (Объёмную долю кислорода в воздухе принять равной 20%)         (2000 л)

5 баллов

  1.  При сжигании 5,2 г вещества выделилось 8,96 л оксида углерода (IV)   и 3,6 г воды. Масса 1 л этого вещества в газообразном состоянии составляет 1,16 г (н.у.). Определите формулу вещества.  (С2Н2)
  2.  Какую массу брома может присоединить 1 м3 смеси ацетилена и метана с объёмной долей СН4 60 %?   (5,72 кг)
  3.  Какую массу раствора брома в тетрахлорметане с массовой  долей Br2  8% может обесцветить ацетилен, полученный из 15,3 г  технического карбида кальция, содержащего 16 % примесей?   (800 г)
  4.  При полном бромировании 5,4 г алкина его  масса увеличилась

     на 32,0 г. Какова формула исходного углеводорода?  (С4Н6)

  1.  Водород объёмом 3,36 л (н.у.) полностью прореагировал с бутином массой 5,4 г. Определите объемную долю бутана в образовавшейся смеси газов.  (50 %)
  2. Сколько литров кислорода при нормальных условиях потребуется для

полного сгорания 6,5 г ацетилена? Какую массу водного раствора  едкого натра с массовой долей NaOH 25 % необходимо взять для  поглощения образовавшегося СО2, если при этом получилась средняя  соль?   (8,4 л О2;  160 г  р-ра NaOH)

Индивидуальный лист        Студент _________________   группа___________

Задание

баллы

1. Ответы на вопросы

2. Изомерия и номенклатура:

2.1  Названия алкинов:  а)                                  б)

в)         г)

2.2. Структурные формулы: а) 3-этилпентин-1

б) 4,4-диметилпентин-2      в) 3,4-диметилпентин-1

3. Способы получения

3.1 Допишите:   а) С4Н10 (бутан)    Ni      

б) С4Н8Вr2  (1,1-дтбромбутан)  + 2 КОН→        

в) НС≡СNa + С2Н5Вr →    

3.2 (Опыт 1) а) составить уравнения наблюдаемых процессов (письменно);

б) объяснить, почему ацетилен горит красным коптящим пламенем; в) практическое применение горения ацетилена.

3.3 Пропущенные вещества: 1_______; 2________

4.1 Допишите уравнение  р. Кучерова: НС≡С-СН3 + Н2О →  

4.2 Укажите  продукты реакции (опыт 2)  НС≡СН + Вr2(водн.)

4.3  Установите соответствие (слайд 6) 1-     ; 2-    ; 3 -     ; 4      

4.4 Кроссворд

4. 5 Формула ацетиленид меди (опыт 3):

4.6  Тест

5  Задачи                                                                          Оценка:

Всего:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ "АЛКИНЫ"

эту игру можно использовать при изучении темы Алкины для повышения интереса к обучению, на этапе актуализации, закрепления знаний....

конспект урока на тему "Алкины"

Конспект урока на тему "Алкины"поможет преподавателям химии построить правильно основные этапы урока при изучении класса органических соединений....

Тема 2.2.2 "Алкины. Природные источники углеводородов."

Алкины - непредельные (ненасыщенные) углеводороды, имеющие в молекуле одну тройную связь С≡С. Каждая такая связь содержит одну сигма-связь (σ-связь) и две пи-связи (π-связи). Алкины...

Тема 2.2.3 "Практическое занятие №5. Изучение свойств алкенов и алкинов."

Алкены. Пространственная (геометрическая) изомерия. Реакции дегидратации. Реакции присоединения (гидратация, гидрогалогенирование, галогенирование). Правило Марковникова. Реакции полимеризации. Мономе...

Лекция Алкины

Материал содержит следующие разделы:1. Номенклатура2. Изомерия3. Физические свойства4. Получение5. Строение ацетилена6. Химические свойства (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидрат...

ХИМИЯ ТЕМА: Получение и применение алкинов.

Получение алкинов. Применение алкинов....