конспект урока на тему "Алкины"
план-конспект урока на тему

Конспект урока на тему "Алкины"поможет преподавателям химии построить правильно основные этапы урока при изучении класса органических соединений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ:
АЛКИНЫ. АЦЕТИЛЕН - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АЛКИНОВ.

Цель:

 сформировать представление о гомологическом ряде, изомерии, номенклатуре, химических свойствах, получении и применении алкинов.

Задачи:

Образовательная: Формирование представлений об алкинах (гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства) на основе знаний об алкенах и алкадиенах.

Совершенствование составления структурных формул, гомологов, изомеров, номенклатуры, уравнений химических реакций.

Развивающая: развивать умения составлять структурные формулы гомологов, изомеров, номенклатуре, уравнений химических реакций.

Воспитательная: объяснить значимость алкинов в технике.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Э.Е. Нифантьев. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Мнемозина. Москва. 2011.
  • Э.Е.Нифантьев  Химия. Методическое пособие. 10 класс. Базовый уровень. Мнемозина. Москва. 2011

Используемая методическая литература:

  • В.Г.Денисова. Мастер – класс учителя химии. Планета. Москва. 2010 .уровень
  • С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. Как сделать презентацию к уроку? Первое сентября. Москва.2012

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор

Используемые ЭОР:  

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Объявляет тему, цели урока. Слайды 1, 2

Записывают в тетради тему урока

2. Актуализация знаний

Предлагает вопрос:

1. Какие вещества называются алкадиенами?

2. Какие алкадиены имеют наибольшее значение?

3. Что такое вулканизация?

Дают определение алкадиенам, отвечают на вопросы: Наибольшее значение имеют алкадиены, в молекулах которых две двойные углерод-углеродные связи разделены одной одинарной. Процесс получения резины из каучука называют вулканизацией.

Приглашает двух учащихся к доске для выполнения индивидуальных заданий: 1 ученик - Написать уравнения химической реакции взаимодействия бутадиена-1,3 с бромной водой, 2 ученик - Написать уравнение реакции полимеризации бутадиена- 1,3

Записывают на доске уравнения химических реакций (взаимодействия бутадиена-1,3 с бромом 1-2 стадия) – 1 ученик

Реакции полимеризации бутадиена-1,3 – вотрой ученик.

Проводит тестирование (демонстрация слайдов с вопросами). Слайды 3-7

Выбирают один правильный ответ из четырех предложенных вариантов

3.Изучение нового материала

Комментирует слайды по характеристике алкинов. Слайды 8-9

После просмотра слайдов делают записи в тетради (тройная связь, общая формула)

Предлагает ознакомиться с физическими свойствами ацетилена по учебнику стр. 47

Знакомятся с физическими свойствами ацетилена по учебнику.

Предлагает учащимся дать определение "Гомологи" и написать в тетради первых 4 гомологов класса алкинов, демонстрирует слайд 10

Дают определение "Гомологи", записывают в тетради формулы и названия первых 4 гомологов, исправляют ошибки

Предлагает учащимся дать определение "Изомеры", знакомит с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре (Слайды 11-12), предлагает выполнить задание (Слайд 13):

На оценку «3»  -  Выберите формулы гомологов.

На оценку «4»  -  Выберите формулы изомеров.

На оценку «5»  -  Дайте названия всем алкинам по современной номенклатуре.

Предлагает провести самопроверку, демонстрирует слайды для самопроверки: Гомологи – (Слайд 14), Изомеры – (Слайд 15), Названия – (Слайд 16)

Дают определение "Изомеры", знакомятся с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре.

 Выполняют задания по способностям:

на "3" - выбирают формулы гомологов;

на "4" - выбирают формулы изомеров;

на "5" - дают названия всем алкинам по современной номенклатуре, комментируют названия, исправляют ошибки.    

Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: Получение ацетилена карбидным способом http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm  (Слайд 17)

Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения химических реакций получения ацетилена в лаборатории и в промышленности

Изучение химических свойств ацетилена: предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: 1) горение ацетилена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/abc94f8b-38a4-404b-5fc0-b4163b5bedfe/index.htm (Сайд 18)

Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения реакции горения ацетилена, делают вывод о применении данного процесса.

Химические свойства определяются строением. Какие химические свойства характерны для непредельных углеводородов, например для бутадиена-1,3?
Назовите несколько реакций присоединения

Для непредельных углеводородов характерны реакции присоединения. Называют реакции галогенирования, гидрирования, гидратации, полимеризации.

2) Предлагает рассмотреть реакцию присоединения хлороводорода  стр. 48, (Слайд 19) вводит понятие винил,  записывает схему реакции полимеризации на доске, предлагает ознакомиться с применением ПВХ Рис.23 стр. 44. Предлагает прослушать небольшое сообщение учащегося "Вред и польза ПВХ"

Записывают уравнения реакции с НСI и реакцию полимеризации в тетрадь. Делают вывод, что ПВХ находит большое применение, изделия из ПВХ нельзя брать в рот (детские игрушки, ручки), п.ч. под действием слюны во рту образуется винилхлорид, который является канцерогеном.

3) Объясняет механизм реакции гидратации ацетилена, предлагает записать уравнения реакции присоединения воды (реакция Кучерова) стр. 49 (Слайд 20)

Записывают уравнение реакции Кучерова, отмечают его применение

4) Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма взаимодействия ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm (Слайд 21)

После просмотра фрагмента видеофильма записывают уравнение реакции с бромом (1 стадия). Сравнивают свойства алкадиенов (на доске) и алкинов и делают вывод о качественной реакции непредельных углеводородов.

Еще одной качественной реакцией на ацетилен и непредельные углеводороды является обесцвечивание раствора перманганата калия (можно предложить в сильных классах посмотреть фрагмент видеофильма  http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/index.htm ) (Слайд 22)

Предлагает ознакомиться  со  схемой применения ацетилена (Слайд 23).

Знакомятся с областями применения ацетилена, делают вывод, что ацетилен важнейший продукт химической промышленности, который имеет широкое применение.

Закрепление знаний

Предлагает найти выигрышный путь, определив формулы гомологов ацетилена (Слайд 24).

Определяют выигрышный путь, называя формулы алкинов.

Предлагает сильному ученику отметить в таблице (слайд 25) области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, получится название радикала, формула которого СН2=СН-.

1 ученик раскрывает буквы правильного ответа на компьютере и получает правильный ответ: винил

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Записывают в дневнике домашнее задание: §6, вопрос 2,9 на стр.52

Подведение итогов

Объявление итогов урока



Предварительный просмотр:

Диеновые углеводороды. Каучук.

Цель урока:  

Ознакомление студентов с классом диеновых углеводородов, составом, строением и свойствами натурального каучука, опираясь на понятие о диеновых углеводородах.

Задачи:

Образовательная: Формирование представлений о диенах (гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства).

Совершенствование составления структурных формул, гомологов, изомеров, номенклатуры, уравнений химических реакций.

Развивающая: развивать умения составлять структурные формулы гомологов, изомеров, номенклатуре, уравнений химических реакций.

Воспитательная: объяснить значимость диеновых углеводородов для человека.

Формирование аналитических способностей студентов, коммуникативных компетенций, толерантности в учебном процессе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения, преподавания и учения:

Диалогический

Объяснительно-стимулирующий, объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый.

Форма проведения урока: работа в группах.

Ход урока.

Слово учителя.

      Во время своего путешествия в 1493 г. Христофор Колумб причалил к острову Гаити. Он увидел однажды, как несколько туземцев играли большим мячом. Этот мяч был черного цвета, большой и, скорей всего, тяжелый. Однако, ударяясь о землю, он высоко подскакивал, чем приводил играющих в восторг.  Такие мячи индейцы делали из смолы, которую называли «каучу» (от слов као – дерево и о-чу – плакать). Если на коре тропического дерева – бразильской гевеи – сделать глубокий надрез, то из него начнут выделяться капли жидкости – латекс, который внешне напоминает молоко. Если собрать латекс и нагреть, то эта жидкость превращается в темную и упругую массу – каучук.

       Уже в XV в. индейцы придумали, как можно использовать каучук в хозяйстве. Они пропитывали млечным соком лодки, корзины, одежду, чтобы те не пропускали воду. Из каучука стали изготавливать факелы, которые долго и равномерно сгорали, распространяя приятный запах. Туземцы научились изготавливать даже каучуковую обувь.

       Каучук, привезенный в Европу, очень долго не находил применения. Шарики и лепешки из него долго оставались лишь заморской «диковинкой».

       

     

 

       Кроме этого, натуральный каучук не всегда удовлетворял промышленность: он растворялся в масле, нефтепродуктах, имел плохую термостойкость и быстро терял свои качества.

Демонстрационный опыт. Действие органических растворителей на каучук и резину.

       Возникла необходимость в получении каучука синтетическим способом.

Надо было ответить на вопросы: каков состав и строение каучука

  Нагревая каучук, английский химик Гревиль Уильямс в 1861г. выделил кипящий при 32оС продукт, названный им изопреном. Он определил и состав изопрена.

Вы тоже можете определить его состав, если решите задачу: Рассчитайте формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем составляет 88%, а плотность УВ по водороду равна 34.

       Спустя 22 года английский химик Уильям Огест Тильден установил структурную формулу изопрена. Он оказался непредельным соединением с двумя двойными связями в молекуле. СН2 = С – СН = СН2

                              |

                             СН3

       Француз Гюстав Бушард задумал получить каучук из продуктов, выделенных при его сухой перегонке, и получил из изопрена массу, которая напоминала каучук, «…обладала эластичностью и другими качествами природного каучука. Она не растворялась в спирте, набухала в эфире и сероуглероде и растворялась в них, как природный каучук» Теперь ученый был убежден:  натуральный каучук состоит из молекул изопрена.

       Многие химики работали над получением синтетического изопрена, однако, все это было сложно и дорого, и такой каучук был низкого качества.  Начался поиск других мономерных продуктов, которые смогли бы заменить изопрен при получении синтетического каучука.

       Ближайшим родственником изопрена оказался дивинил

 СН2 = СН – СН = СН2

 Он и был выбран в качестве исходного продукта для получения синтетического каучука, к тому же его синтез был уже на стадии промышленного внедрения.

           Вот теперь на время отвлечемся от проблемы получения синтетического каучука и обратим свое внимание на эти два вещества.

Изопрен и дивинил.

      Как вы думаете, к какому классу веществ относятся данные соединения, как назовем  их по международной номенклатуре?

Итак, алкадиены, диеновые УВ, или просто диены.

 Я думаю, ответить на вопросы, связанные с проблемой получения синтетического каучука, мы сможем, изучив этот класс веществ.

Это УВ, в молекулах которых между атомами углерода имеются две двойные связи.

Познакомимся с ними поближе.

Изучение материала.

Работа по группам.

1 группа. Общая формула. Классификация.

2 группа. Изомерия и номенклатура.

3 группа. Строение.

4 и 5 группы. Химические свойства (реакции присоединения и реакции полимеризации).

Анализ результатов работы.

От каждой команды выступает учащийся, раскрывая суть вопроса. Отчет учащихся сопровождается презентацией.

После выступления 1 группы: К какому виду диенов относятся изопрен и дивинил? (диены с сопряженными связями)

После выступления 2 группы. Обратить внимание на дополнение новым видом изомерии, обусловленным различным взаимным положением двойной связи.

После выступления 3 группы: Перекрываются р-электронные облака не только между 1 и 2, 3 и 4 атомами углерода, но и между 2 и 3. В результате связи между С1 и С2, С3 иС4 удлиняются по сравнению с обычной двойной связью, а связь между С2 и С3 укорачивается по сравнению с одинарной связью.

С – С                                            С = С

0,154 нм                                                                  0,134нм

                  С = С – С = С

                            0,136   0,146   0,136

Такая особенность называется эффектом сопряжения и определяет реакционную способность диенов.

После выступления 4 группы. Основная особенность сопряженной системы заключается в том, что она реагирует как единое целое. Это можно проследить на примере присоединения HBr к бутадиену. Идет 1,2 или 1,4 присоединение. При действии второй молекулы бромоводорода присоединение к оставшейся двойной связи идет по обычным законам, образуется дихлорпроизводное. Как правило, образуется смесь продуктов присоединения. % выход продукта зависит от условий.

Комментарии эксперимента: доказательство непредельности, качественная реакция на двойную связь – обесцвечивание растворов перманганата калия и бромной или иодной воды.

После выступления 5 группы: полимеризацией называется процесс соединения одинаковых молекул (мономеров), протекающий за счет разрыва кратных связей, с образованием высокомолекулярного соединения (полимера).

Цис- и трансформы каучуков. Цис-форма более эластична, т.к. легко закручивается в клубок. Транс-форма менее эластична, т.к. молекулы более вытянуты.

А теперь вернемся  проблеме получения синтетического каучука.

Поскольку при разложении природного каучука образовывались диеновые углеводороды, стало ясно и обратное: полимеризацией диенов можно получать синтетические каучукоподобные материалы.

       В 1926 году Высший Совет народного хозяйства СССР объявил международный конкурс на лучший промышленный способ получения синтетического каучука. На этом конкурсе победу одержала советская наука.  В 1931 году на опытном заводе был получен первый синтетический каучук. Получен он был полимеризацией дивинила, который синтезировали из этилового спирта. Эту реакцию успешно осуществил академик Сергей Васильевич Лебедев. Ученому удалось при получении дивинила одновременно осуществить два процесса: каталитическое дегидрирование (отщепление водорода) и дегидратацию (отщепление воды) этилового спирта.

При этом дивинил получался в достаточном количестве, чтобы использовать его в качестве мономера для получения синтетического (дивинилового) каучука.

Этот способ получения дивинила получил название метода Лебедева и долгое время использовался в промышленности.

       Первый в мире завод по производству дивинилового каучука был пущен в 1932 году в Ярославле. Вскоре такие же заводы начали работать в Воронеже, Казани. Только через несколько лет подобные заводы начали строить в Германии, а в годы Второй мировой войны – в США.

Уже после ВОВ был найден более удобный и экономичный способ получения как дивинила, так и изопрена. Метод основан на каталитическом дегидрировании н-бутана и 2-метилбутана:

СН3 – СН2 – СН2 – СН3 t кат ----- СН2 = СН – СН = СН2 + 2Н2

СН3 – СН – СН2 – СН3 t кат ----- СН2 = С – СН = СН2 + 2Н2

        |                                                            |

       CH3                                                     CH3

     

Использование каучука в настоящее время. Презентация учеников.

       В наше время трудно представить, что в конце 20х годов ХХ века потребление каучука на одного человека в год в нашей стране составляло 50 г, а один автомобиль приходился на три тысячи жителей. В настоящее время химикам известно более 25 тысяч видов искусственных каучуков, но промышленность освоила около сотни из них.

       Мир резины не только удивительный, но и подчас и неожиданный. Без резины не могут существовать автомобильный транспорт, авиация, электротехника, машиностроение. Каучук непроницаем не только для воды, но и для газов. Это позволяет изготавливать из него защитные костюмы и  маски, противогазы. И все же основной областью использования резины являются шины для автомобилей, велосипедов, мотоциклов, тракторов, самолетов.

      Резина используется и на железной дороге. Например, амортизирующие резиновые прокладки, положенные между рельсами и бетонными шпалами, придают необходимую эластичность этим шпалам.

         Существует необычный «союз» резины и металла. Например, химическая аппаратура, изготовленная из металла, достаточно быстро разрушается жидкими и газообразными агрессивными средами. В качестве защиты в этом случае может выступать резина.

       В результате исследований было обнаружено, что большую часть масла в масляных красках можно заменить изопреновым  каучуком. Растительные масла в такой краске содержатся всего в количестве 5%.

       Особенно широко используется резина в строительстве. Она может входить в элементы строительных конструкций, начиная от фундаментов и кончая деталями отделки зданий. Применение резины позволяет сделать возводимые здания устойчивыми к землетрясению.

       Начали возводить и пневматические сооружения, выполненные целиком из прорезиненной ткани или некоторых полимерных пленок. Если под оболочкой из этих материалов создать небольшое давление, то можно поднять («надуть») это сооружение в виде небольшого шатра. Он будет не только устойчивым, но может выдержать и снег, и порывы ветра.

       Резина используется и в медицине

Домашнее задание: §14, выполнить упражнения.

Напишите структурные формулы всех изомерных диенов состава С5Н8 и назовите их по международной номенклатуре.

Рефлексия (слайд)



Предварительный просмотр:

Жесткость воды и способы ее устранения

Цель урока: Дать понятие о жесткости воды и способах ее устранения

Задачи:

Образовательная:  изучить природу жёсткости воды и способы её устранения.

развивающая: специальные умения проводить эксперимент, записывать уравнения, лежащих в основе устранения жёсткости воды, ключевые компетенции коммуникативную и разрешения проблем

Воспитательная: расширить кругозор студентов

Оборудование и реактивы: раствор мыла, СаCl2, MgSO4, Ca(HCO3)2, Na2CO3, спиртовка, пробирки, стиральный порошок, уксусная кислота,  образцы тканей.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Контроль по ранее изученной теме

II. Изложение нового материала.

Кальций и магний не только входят в состав различных соединений. Ионы кальция и магния также содержатся в обыкновенной воде. Повышенное содержание Са2+ и Mg2+ придаёт воде отрицательное качество, называемое жёсткостью.

Постановка цели: изучить природу жёсткости воды и способы её устранения.

Теоретическая часть:Причины, вызывающие жёсткость воды. Отрицательное значение жёсткой воды.

Содержащиеся в природе нерастворимые в воде карбонаты магния и кальция под воздействием воды и присутствующего в воздухе углекислого газа способны превращаться в гидрокарбонаты, которые хорошо растворяются в воде(Ж-карбонатная или временная)

СаСО3 + СО2 + Н2О Са(НСО3)2

MgСО3 + СО2 + Н2О Mg(НСО3)2

Этот процесс широко осуществляется в природных условиях, приводя к выносу размываемых известняков поверхностные воды, а затем – в моря и океаны.

В природные воды переходят и содержащиеся в земной коре растворимые соли СаCl2, CaSO4, MgCl2, MgSO4. (Ж-некарбонатная или постоянная)

В жесткой воде плохо развариваются продукты питания, так как катионы кальция с белками пищи образуют нерастворимые соединения. Постоянное употребление жесткой воды может привести к отложению солей (мочекаменная болезнь) в организме человека. В такой воде плохо завариваются чай, кофе. В ней труднее развариваются многие продукты, их питательная ценность уменьшается. Жёсткая вода непригодна для многих технических целей. Из-за образования накипи непригодна для использования в паровых котлах, вредна для металлических конструкций, трубопроводов. В жесткой воде плохо мылится мыло и возрастает его расход. Жёсткой водой нельзя пользоваться при проведении некоторых технологических процессов, например при крашении.

Приведённые примеры указывают на необходимость удаления из воды солей кальция и магния.

Способы устранения жёсткости воды.

Временную (карбонатную) жёсткость устраняют:

1. КипячениемСа(НСО3)2 СаО + Н2О + СО2

Mg(НСО3)2 Mg(OH)2 + 2СО2

При длительном кипячении растворимые Са(НСО3)2 и Mg(НСО3)2 переходят в нерастворимые соединения и выпадают в осадок. Поэтому карбонатную жёсткость называют также временной жёсткостью. Количественно временную жёсткость характеризуют содержанием гидрокарбонатов, удаляющихся из воды при её кипячении в течение часа. Жёсткость, остающаяся после такого кипячения, называется постоянной.

2. Добавлением гашёной извести.

Са(НСО3)2 + Са(ОН)2  2CaCO3 + 2H2O

Mg(НСО3)2 + 2Са(ОН)2  Mg(OH)2 + 2CaCO3+ 2H2O

Постоянную (некарбонатную) жёсткость устраняют добавлением соды Na2CO3.

CaCl2 + Na2CO3  CaCO3 + 2NaCl

MgSO4 + Na2CO3  MgCO3 + Na2SO4

В целях одновременного устранения обоих видов жёсткости применяют смесь гашёной извести и соды – содово-известковый метод.

III. Подведение итогов урока.

студенты отвечают на вопросы учителя.

1. К каким водам – мягким или жестким относится колодезная и ключевая вода? (Средней жесткости)

2. Почему колодезная вода, как правило, вкусная, а дождевая нет? (Вкус колодезной воды придают содержащие в ней различные вещества)

3. Почему до изобретения антифриза в системы охлаждения двигателей заливали дистиллированную воду, а не воду из-под крана? (В воде из-под крана содержатся гидрокарбонаты кальция и магния, то при повышении температуры будут превращаться в нерастворимые карбонаты и оседать на стенках системы, тем самым, ухудшая теплоотдачу двигателя)

4. Иногда для приготовления продуктов используют горячую воду из крана. Возможно ли это (Нет, ее смягчают содой для уменьшения отложения на стенках труб нерастворимых карбонатов

5. Для устранения жёсткости воды иногда применяют ортофосфат натрия. На чём основано применение этой соли? Ответ подтвердите, составив соответствующие уравнения реакций.

IV. Задание на дом

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Тема урока: “Металлы”.

Цель урока: закрепить материал по теме «Металлы»

Задачи: Образовательная: Разобрать  Значение термина “металл”; Строение металлов; Общие химические и физические свойства металлов

Развивающая: продолжить Проводить сравнения, делать выводы и обобщения;Составлять конспект.

Ход урока: Вступление (акцентировать внимание студентов на значимости новой темы):

Беседа по вопросам:

1. Какое значение имеют металлы в природе, в жизни людей?

2. Какие из металлов встречаются в организме человека?

3. В каком состоянии находится железо в организме человека?

4. Чем можно объяснить тот факт, что у некоторых животных, например, у моллюсков, кровь голубая?

5. Какова роль кальция в нашем организме?

Что обозначает термин “металл”?

Начнём с “металла – химического элемента”.

Что такое химический элемент?

Под химическим элементом – металлом будем понимать вид атомов, способных легко отдавать электроны, входить в состав химических соединений в виде катионов, а также образовывать простые вещества с характерными физическими свойствами.

Рис. № 1. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

По последним сведениям в Периодической системе Д. И. Менделеева насчитывается уже 116 химических элементов, из них - 22 неметалла.

Сколько элементов – металлов в системе?

Во сколько раз их больше, чем неметаллов?

Какое место в Периодической системе они занимают?

Исходя из положения в Периодической системе, вспомните строение атомов металлов и ответьте на вопросы:

Что общего в строении атомов металлов?

Что происходит с атомами для достижения ими устойчивой электронной конфигурации внешнего энергетического уровня?

Свойства окислителя или восстановителя они проявляют?

Глядя на схемы изменения степеней окисления, определите, какая из них (А или В) принадлежит металлам?

Заполним таблицу “Возможные степени окисления металлов”

Ag,Zn,Al

Вопросы:Какая минимальная степень окисления у атомов металлов?

Какой может быть максимальная степень окисления у металлов?

Существует ли промежуточная степень окисления у атомов металлов IA группы?

Всегда ли атомы отдают все электроны с внешнего энергетического уровня?

Рис. № 2. Возможные степени окисления металлов

Вопросы:1. У какого элемента ярче (сильнее) проявляются металлические свойства - Na или Rb, K или Са, Ga или Cd?

2. В составе каких сложных веществ встречаются катионы металлов?

3. Приведите примеры оксидов металлов с разной степенью окисления.

4. Как вы думаете, одинаково ли они ведут себя при химических взаимодействиях?

Рис. №3. Характер оксидов с разной степенью окисления.

Задания к слайду:

В пробирке без этикетки находится оксид, как можно экспериментально определить его характер?

А если оксид нерастворим в воде, как поступим в этом случае?

Составь уравнения реакций, соответствующих схемам:

Перейдём к рассмотрению металлов – простых веществ.

Рис. №4. Нахождение металлов в природе.

Вопросы:Выпишите, какие металлы встречаются в природе в виде простых веществ.

Сколько металлов получено искусственным путём и в природе не встречаются?

Какие металлы существуют в природе в виде простых веществ и в виде соединений?

Бывают ли металлы при н.у. в виде молекул?

Металлы имеют кристаллическое строение, но в парообразном состоянии некоторые металлы двухатомны.

Как называется вид химической связи, характерный для металлов?

Как называется кристаллическая решётка в металлах?

Рис. №5 - 6. Кристаллическая решётка натрия.

Вопросы:Можно ли глядя на этот кристалл сказать, какими частицами он образован?

Каково истинное строение кристаллической решётки металлов? Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки?

Кристаллические решётки металлов могут быть разные. (Демонстрация моделей кристаллических решёток металлов). Металлические элементы чаще всего кристаллизуются в трёх типах структур:

Объёмно – центрированная – тип вольфрама (W, Cr, Fe, K, Li, Mo, Na, V);

Гранецентрированная – тип меди (Cu, Ba, Ag, Al, Pb, Au, Pd, Pt, Sr);

Гексагональная – тип магния (Mg, Be, Cd, Ti, Zn).

Виды решёток зависят от заряда ядра, числа валентных электронов и других факторов. Этим объясняются их различия в физических свойствах.

Исключительное значение металлов для развития общества обусловлено их уникальными физическими свойствами.

  1. Какие физические свойства характерны для металлов? (раздаточный материал- металлы)
  2. Выполнение задания:

Узнайте металл?

С созданием спектроскопа его обнаружили в самых неожиданных местах: в граните, чае, молоке, человеческой крови, табачном дыме. Этот металл самый лёгкий, если бы из него удалось сделать самолёт, то два человека легко бы подняли его.

Мягкий, тягучий, пластичный металл, обладающий наивысшей ковкостью. 1г. его можно раскатать в лист площадью 1 м.2 или вытянуть в проволоку длиной 3,5 км. В недрах Земли его содержится такое количество, что им можно выстелить всю планету полуметровым слоем.

Этот металл самый распространённый в земной коре, но из руды его выделили 150 лет назад, и в течение последующих 60 лет он был большой редкостью и ценился дороже золота. В 1854 году стоимость 1 кг. этого металла составляла - 1200 рублей, а в 1899 году – 1 рубль. Известно, что из этого металла была сделана погремушка у наследника русского царя.

Этот металл используется в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твёрдом виде, то им можно заморозить воду.

Этот металл входит в состав типографского сплава, его оксид используют как добавку при производстве хрустального стекла, главные потребители этого металла – аккумуляторная и кабельная промышленность. Кроме того, его используют для защиты от рентгеновского излучения.

Удивительный металл, который чрезвычайно стоек и в то же время совместим с тканями человека, незаменим в восстановительной хирургии. Например, проломы в черепе заменяют пластинами из этого металла, а нитями из этого металла сшивают даже нервы.

Химические свойства металлов – самостоятельное выписывание химических реакций с учебника, характерных для металлов.

Рефлексия

Домашнее задание

Закрепление материала



Предварительный просмотр:

Конспект урока «Практическая работа на тему «Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение оснований»»»

Цель: На практической деятельности изучить химические свойства оснований

Задачи:

Образовательная: изучить химические реакции, характерные для оснований с помощью химических реактивов.

Развивающая: продолжить развивать умения студентов работать с химическими реактивами, лабораторным оборудованием; работать в группах.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к практической деятельности, к сотрудничеству между собой.

Тип занятия- практическая работа

Структура занятия:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Повторение правил по технике безопасности (5 мин.)

3. Выполнение работы (35 мин.)

4. Вывод по занятию (2 мин)

5. Домашнее задание (1 мин)

6. Рефлексия (1 мин)

Ход урока:

1.Настрой студентов на практическую деятельность. Выявление цели практического занятия совместно со студентами

2.Повторение правил поведения в кабинете химии, правил работы с химическими реактивами, правил по технике безопасности.

3. Оформление тетрадей по практическим работам.

4. Оборудование, данное преподавателем, студенты  перечисляют  самостоятельно

Ход работы:

Опыт 1  Опишите физические свойства выданного вам основания (цвет, запах, агрегатное состояние и др.)

Опыт 2  Как изменяет цвет основания, при добавлении индикаторов?

Опыт 3  В пробирку прилейте 1 мл.  основания, затем осторожно по стенкам пробирки прилейте кислоту, данную преподавателем.

Напишите уравнение реакции и наблюдение.

Опыт 4  В пробирку с основанием добавьте амфотерный оксид (амфотерный гидроксид).

Напишите уравнение реакции и наблюдение.

Опыт 5  В пробирку с основанием добавьте кислотный оксид.

Напишите уравнение реакции и наблюдение.

Опыт 6  В пробирку с основанием добавьте соль.

Напишите уравнение реакции и наблюдение.

Опыт 7.  Пробирку с 1 мл основания слегка нагрейте в пламени спиртовки.

Напишите уравнение реакции и наблюдение.

Сделайте вывод по практической работе.

Домашнее задание

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Бытовая химическая грамотность

Цель: изучить состав и свойства пищевых продуктов, лекарственных средств, бытовых химических средств и косметики, показать положительную и отрицательную роль химии в жизни общества, влияние химических веществ на здоровье человека.

Задачи учителя:

Образовательные– обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;

Развивающие– развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;

- развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире;

Воспитательные

– формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;

– формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи ученика:

- изучить состав и свойства пищевых продуктов, их влияние на организм человека;

- изучить состав и бытовых химических средств, и косметики, их влияние на организм человека;

- изучить состав и свойства лекарственных средств, методов оказания первой помощи при отравлениях лекарственными средствами;

- провести химический эксперимент;

- сделать выводы о правильном и грамотном использовании бытовых химических средств.

План урока:

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний. Подведение к новой теме, постановка цели урока (5 мин.).

Формирование и совершенствование знаний о химических веществах, которые нас окружают в ходе конференции (26 мин.).

Проведение химического эксперимента (5 мин.).

Подведение итогов урока (3 мин.).

Рефлексия (3 мин.).

Ход урока

Наш сегодняшний урок – конференция посвящен теме «Бытовая химическая грамотность».

Внимание на экран! (видеоролик №1)

Как вы считаете, какую цель мы сегодня перед собой можем поставить?

Итак, давайте начнем наш урок – конференцию.

На нашей конференции присутствуют:- Технолог пищевой промышленности- Фармацевт- Эксперт химической лаборатории- Косметолог- Химические лаборанты- Журналисты- Общественный обозреватель- Зрители.

1) Выступление технологов пищевой промышленности

Химический эксперимент.

Опыт № 1 . Определение углеводов. Много углеводов в виде крахмала содержится в картофеле. Мы разрезали клубень картофеля и капнули на срез несколько капель йода. Появилось характерное темно-синее окрашивание.

Опыт № 2. Определение жиров. Много растительного жира содержится в различных семенах, например, в семечках. Несколько зерен семечек мы растерли на фильтровальной бумаге. На бумаге появились жирные пятна.

Опыт № 3. Определение белков. Мы взяли белок куриного яйца и добавили к нему раствор сульфата меди (II) в щелочной среде. Появилось сине-фиолетовое окрашивание. Это биуретовая качественная реакция на белки.

Вопросы аудитории.

2) Выступление экспертов химической лаборатории.

Химический эксперимент. Определение реакции среды бытовых средств с помощью индикаторов.

Вопросы аудитории

.3) Выступление косметолога (видеоролик №2).Вопросы аудитории.

4) Выступление фармацевта (видеоролик №3).

Химический эксперимент.

Вопросы аудитории.

Учитель: Ребята! Спасибо большое за сегодняшнюю конференцию. Вы смогли так интересно и наглядно рассказать о химических средствах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (Учащиеся приходят к выводу, что элементарные химические знания нужны каждому человеку, так как в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с химическими веществами: природными и синтетическими).

Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? (Изучить состав и свойства пищевых продуктов, лекарственных средств, бытовых химических средств и косметики, показать положительную и отрицательную роль химии в жизни общества, влияние химических веществ на здоровье человека).

Мы достигли нашей цели? (Да).

Наш разговор подошел к завершению. На следующих уроках мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире. А сейчас я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите по три аргумента в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе (2 мин).

Обсуждение. Домашнее задание: §34, провести домашнее исследование средств бытовой химии на предмет безопасности из использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....