Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
план-конспект урока на тему

Абайдулина Юлия Гаязовна

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx331.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока .

Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека.

Класс:9

Предмет: биология

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цели урока:

                      -сформировать знание о многообразии доказательств родства человека с животными

                         -сформировать понятие о стадиях эволюции человека

                        -развить рефлексивное умение отождествлять себя с видом Человек разумный.

Таблица 1.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Используемые ЭОРы(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Добрый день ,ребята!Сегодня мы с вами имеем возможность погрузиться в одну из тайн природы-тайну происхождения человеческого рода.Чтобы открыть эту тайну вам придется вспомнить всё то,что вы изучали о происхождении человека на уроках биологии в  8 классе,на уроках истории и обществознания.Готовы к активной работе на уроке?Большую помощь сегодня вам окажут рабочие карты урока,они есть у вас на столах.Итак,посмотрите на вашу карту и скажите какова тема сегодняшнего урока?Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Демонстрируют свою готовность к активной работе.

Знакомятся с рабочей картой урока.

Формулируют тему и цель урока.

Самоопределение, смыслообра

зование, целеполагание,планирование учебного сотрудничества.

II.Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для отработки умений.

Давайте вспомним какое место занимает человек в системе органического мира?К какому царству относится человек?К какому типу?К классу?Отряду?Семейству?Роду?Виду?

Какие существуют доказательства происхождения человека от животных?

 Дают ответ. Записывают Систематическое положение человека в рабочей карте урока.

Приводят доказательства с помощью презентации.Заполняют следующий пункт карты.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие, выражение своих мыслей, учёт разных мнений.

Слайд 2 из презентации №1.

Слайд 3-8 из презентации №1

III.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа: обеспечение включения новых знаний в систему уже имеющихся и их повторение.

Давайте рассмотрим, как же происходила эволюция человека как биологического вида и какие стадии эволюции выделяют современные ученые.

Занесите в таблицу отличительные особенности каждой стадии эволюции человека.

А теперь ,давайте проведем физминутку.

Как вы думаете,какие факторы способствовали эволюции человека?

Показывает видеофрагменты о факторах эволюции человека.

А теперь, на основе наших рассуждений  пользуясь слайдами презентации и видеофрагментами, заполните схему в рабочей карте урока.

На современной стадии эволюции человека внутри вида Человек разумный выделяют три расы:европеоидная,негроидная и монголоидная.Давайте проследим ,что общего и чем отличаются эти расы?

Заполняют таблицу «Стадии эволюции человека»,пользуясь слайдами презентации.

Участвуют в физминутке.

Выдвигают свои предположения относительно факторов эволюции человека.Обсуждают,приводят свои точки зрения.

        

Заполняют схему.

Вспоминают особенности рас,заполняют табличку в карте урока.

Поиск и выделение информации; синтез как составление  целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Слайд №9-18 из презентация №1

Слайд 1-6 из презентации №2

Видеофрагменты из интерактивного дидактического пособия.

Слайд 19-25 из презентации №1

IV.Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель этапа:  осознание учащимся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Задает домашнее задание:составить кроссворд с применением изученных на уроке терминов.

Из предложенных утверждений выберите те,которые по вашему мнению верны.

Записывают домашнее задание.

Выбирают предложенные утверждения,тем самым оценивая свою работу на уроке,результат урока.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самооценка: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Слайд 26,27 из презентации №1.


Таблица №2

№ п/п

Название ресурса

Форма предъявления информации

Тип,вид ресурса

1

Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека.

презентация

информационный

2.

Интерактивная физкультминутка для глаз

презентация

практический

3.

Интерактивное дидактическое пособие «Антропогенез»

видеофрагмент

информационный


Приложение 1.

Технологическая карта урока.

Ф.И. ученика:__________________________________________________________________________________

Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Цель урока:

1.

  • Царство______________________________
  • Тип __________________________________
  • Подтип  ______________________________
  • Класс  _______________________________
  • Подкласс  ___________________________
  • Отряд  _______________________________
  • Подотряд _____________________________
  • Семейство ____________________________
  • Род  ___________________________________
  • Вид  __________________________________

2.

                        Доказательства происхождения человека от животных.

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных

Систематическая категория

Признаки, доставшиеся человеку от таксонов

Рисунок

Тип _____________

В эмбриогенезе закладываются хорда, нервная трубка, кишечник.

E:\fscommand\Resources\Lazentnik.jpg

Подтип____________

Внутренний скелет (позвоночник), замкнутая кровеносная система, нервная система образована головным и спинным мозгом, нервами и нервными узлами.

E:\fscommand\Resources\yasheriza.jpg

Класс ______________

Есть диафрагма, легкие состоят из альвеол, имеют постоянную температуру тела, 4-х камерное сердце, кожа с потовыми железами, зубы дифференцируются на коренные, клыки, резцы, три слуховые косточки в среднем ухе, ушная раковина, волосяной покров.

E:\fscommand\Resources\dog.jpg

Подкласс __________________

Плод вынашивается в матке, где есть плацента – детское место, и детеныш выкармливается молоком, которое вырабатывается в молочных железах матери.

E:\fscommand\Resources\mleksdet.jpg

Отряд ___________

Пятипалая конечность, на пальцах ногти, большой палец противопоставлен остальным.

E:\fscommand\Resources\monkey_hand.jpg

Семейство __________

До 90% одинаковых генов, болезней, отсутствие хвоста, группы крови, способность к обучению.

E:\fscommand\Resources\monk.jpg

Род ______________

Отличия: Развитый головной мозг, речь, прямохождение, хватательные функции только у рук, ноги выполняют опорную функцию, есть свод стопы, изгибы позвоночника.

E:\fscommand\Resources\skelet.jpg

Homo sapiens Человек разумный

Cоциальная эволюция

E:\fscommand\Resources\chel.jpg

3.Стадии эволюции человека.

Этап эволюции человека

Стадия эволюции человека

Период существования

Объем головного мозга

Отличительные особенности

1.Предчеловек

Австралопитек

Человек умелый

2.Древнейший человек

Питекантроп

Синантроп

Гейдельбергский человек

3.Древний человек

Неандерталец

4.Современный человек

Кроманьонец

Современный человек разумный

4.Расы человека.

Вопросы для сравнения

Европеоидная раса

Монголоидная раса

Негроидная раса

  1. Цвет кожи

2. Форма глаз, цвет радужной оболочки

3. Форма носа

4. Структура волос и цвет

5. Телосложение

5.Рефлексия

  • Я узнал много нового.
  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над, чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил ответы.
  • На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг