Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
методическая разработка на тему

Аникина Раиса Павловна

       В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки.

      Как пробудить у  учащегося  желание учиться, а если оно у него есть, то,  как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период.

     Устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями

Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

Аникиной Раисы Павловны

Преподаватель математики

Высшей категории СПб ГБПОУ ЛСИТ

       В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания учащихся овладеть основами науки.

      Как пробудить у  учащегося  желание учиться, а если оно у него есть, то,  как его сберечь? Желания определены потребностями, а потребности отражаются в конкретных мотивах. Поэтому проблема мотивации познавательной деятельности человека является одной из наиболее актуальных, и в то же время сложных в настоящий период.

     Устойчивый познавательный интерес учащихся, их мотивация познавательной деятельности – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию учащегося, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету.

     В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность обучающихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Цели мотивации познавательной деятельности на уроках математики:

- Поддержание интереса к предмету;

- Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;

- Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций;

- Умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Задачи:

- Раскрыть сущность мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и ее роль в развитии творческих способностей  учащихся;

- Проанализировать реализацию  мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в лицее;

- Выявить, способствует ли познавательная деятельность учащихся  развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных форм.

Основными задачами каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС являются:

  • Общекультурное развитие;
  • Личностное развитие;
  • Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся;
  • Формирование умения учиться;
  • Развитие коммуникативной компетентности.

        Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную  структуру. Нетрадиционные уроки в нашем лицее по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями учащихся, основой данных уроков, оригинальностью их проведения, занятостью обучающихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

      Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.

      Одной из форм проведения нестандартных уроков я практикую проектную деятельность.

       Идея обучения на основе проектной деятельности возникла не на пустом месте. Я давно искала пути достижения, если не абсолютного, хотя бы среднего результата в работе с группой, совершенствовала средства, методы и формы учебной работы. Сейчас время за программами и технологиями, которые обучают преподавателей учить и воспитывать по-другому, прежде всего, учить учащихся думать в полном соответствии с требованиями завтрашнего дня.

       Все это подтолкнуло меня к поиску технологий, которые смогли бы побудить к активности всех учащихся. Назрела необходимость оживить учебно-воспитательный процесс с помощью современной деятельности. Я почувствовала, что нужны новые формы работы, которые бы качественно изменили содержание традиционных уроков. Надо было найти и апробировать метод, который бы стимулировал интерес и активность учащихся к определенным проблемам, взятым из реальной жизни.

    Я изучила метод проектов, который широко используется в педагогической практике. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, и главным образом, в сфере социальной:

  • Необходимость не столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать  эти знания самостоятельно,  уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • Значимость для развития учащегося умения пользоваться  исследовательскими   методами: собирать необходимую информацию, факты;  уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы  и заключения.  

     Таким образом, наряду с  традиционными формами технология проектной деятельности   предполагает нетрадиционные часто интерактивные формы.

Учащийся– это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому моя задача состоит в том, чтобы включить каждого учащегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы, а проектная деятельность позволяет эффективно достигать поставленных  целей современной системы обучения и познавательной деятельности учащихся это:

  • Рефлексивные умения;
  • Поисковые (исследовательские) умения;
  • Навыки оценочной самостоятельности;
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • Коммуникативные умения;
  • Презентационные умения и навыки.

Так на первом курсе, проработав с учащимися два месяца, узнав их уровень знаний по математике, их заинтересованность  изучения математики, познавательную мотивацию, я  провожу урок - конкурс проектных работ «Зачем надо изучать математику», с целью:

  • Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и  творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое и творческое мышление.
  • Расширять математический кругозор учащихся.
  • Прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний.
  • Содействовать развитию культуры коллективного труда,  формированию доброжелательных и дружеских отношений.
  • Поисковые (исследовательские) умения;
  • Навыки оценочной самостоятельности;
  • Коммуникативные умения;
  • Презентационные умения и навыки

    Тему проекта ребята выбирают сами, например, «Математика в природе», «Математика в космосе», «Математика в моей профессии»  и т.д.  После конкурса проектов ребята пишут небольшое сочинение «Зачем нужна математика». И вот что пишут ребята в своих сочинениях:

     Мне кажется, что математика в моей будущей профессии очень будет нужна, потому что в профессии повара всё нужно рассчитать, всё проверить, сравнить.                                           Зиновьева Вероника.

    В любой профессии нужна математика, только в разной степени.

Я хочу связать  свою жизнь с исскуством, хочу стать художником. Мне очень пригодится и геометрия, и черчение.      Солопов Олег            

     В любой науке, с которой можно связать свою жизнь, математика просто необходима, потому,  что наука всегда требует точности. Это формулы, расчёты, уравнения, графики и т. д.              Бойков Федор. 

    Такой урок повышает заинтересованность учащихся к изучению математики, их познавательную мотивацию.

    Кроме нестандартных уроков я провожу в лицее внеурочную  работу по предмету в виде предметной недели.

Целью её проведения является:

  • Развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности,
  • Поддержка и развитие   творческих способностей и интереса к предмету,
  • Формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.

        Задачи проведения Недели математики в лицее:

Учебные:

  1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
  2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности.
  3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся мотивацию познавательной деятельности, интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  2.  Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
  3.  Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации Недели математики:

  1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
  2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
  3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
  4. Принцип соревновательности (Учащимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных групп).       

Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуальные – взаимодействие преподавателя с одним учащимся, консультации по содержанию и оформлению творческих работ),
  • Решение задач занимательного характера,
  • Индивидуальная деятельность учащегося по выполнению конкретного задания на уроке или во время внеклассного мероприятия.
  • Групповые – работа групп учащихся приблизительно одного возраста по созданию проекта сценария мероприятия, стенной газеты и т.д. Участие группы (команды) в игре, соревнованиях, турнирах и т.д.
  • Коллективные – учащиеся группы занимаются как целостный коллектив, готовятся к внеклассным мероприятиям в рамках Недели математики.
  • Ролевые и организационно – деятельностные игры.

Методы обучения:

  • Объяснительно - иллюстративные.
  • Частично – поисковые (частично - творческие).
  • Творческие.
  • Исследовательские.
  • Методы стимулирования и мотивации.
  • Коммуникативные, познавательные.
  • Репродуктивные.

Педагогические технологии, используемые при проведении Недели математики:

       1. Объяснительно – иллюстративные (в основе – дидактические принципы Я.А.Коменского).

        2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение).

        3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (уровневая дифференциация, коллективный способ обучения, групповые технологии).

         4. Частнопредметные технологии (технология обучения математике на основе решения задач)

Ожидаемые результаты:

       1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики.

       2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.

       3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.

       4. Вовлечение мастеров, воспитателей, преподавателей других в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.

       5. Расширение историка –научного кругозора учащихся в области математики.

       6. Развитие коммуникативных умений при общении с учащимися разного возраста.

      Таким образом, использование  различных методов и форм проведения уроков математики,  внеурочных мероприятий дают большой эффект в мотивации познавательной деятельности учащихся не только к математике, но и к предметам специальных дисциплин,   знания и образование для учащихся становятся ключевыми понятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.

Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие для педагогов школ I-II вида.

Методическое пособие предназначено для педагогов школ I-II. В работе рассматриваются виды диалогов, основные функции диалогов, представлены примерные виды диалогических единств и  многое другое....

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...