Рабочая программа по биологии
рабочая программа на тему

Царёва Алена Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

262019«Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpbiol13.docx92.93 КБ

Предварительный просмотр:

Техникум технологий и дизайна

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ТТД ФТА

________________ Т.Е. Ковалева

29 августа 2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.07 БИОЛОГИЯ

для специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» 

Королев

2013


 

ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1от 28 августа 2013 г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_________________А.А. Эшанов

Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» 

Составитель: Н.Б. Москвина

преподаватель предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ТТД ФТА

Рецензенты: А.А. Эшанов      

Кандидат физико-математических наук,  преподаватель высшей категории предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин ТТД ФТА


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ  

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

262019«Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Принадлежит к естественнонаучному циклу

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен :

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 46 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

124

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

16

     практические занятия

-

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:

рефераты, работа с периодической печатью, оформление мультимедийных презентаций, составление кроссвордов  

Итоговая аттестация в форме зачета

        2          


2.2. Тематический план по дисциплине «Биология» специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Наименование разделов и тем

Макс. учеб.

нагрузка студента

(час)

Самостоятельная работа студента (час)

Количество аудиторных часов

Всего

Теоретическое обучение

Практические (семинарские) и лабораторные занятия

Курсовое проектирование

Введение

2

-

2

2

-

Раздел 1. Учение о  клетке.

18

8

10

8

2

Раздел 2: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.

14

6

8

6

2

Раздел 3: Основы генетики и селекции.

20

6

14

10

4

Раздел 4: Эволюционное учение

22

6

16

16

-

Раздел 5: История развития жизни на Земле.

16

8

8

4

4

Раздел 6: Основы экологии

22

10

12

8

4

Раздел 7: Бионика

8

2

6

6

-

Зачет

2

-

2

2

-

Всего по дисциплине

124

46

78

62

16

2.3. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

        «БИОЛОГИЯ»                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1.Значение биологии. Методы изучения, значение. Основные признаки живого. Понятие энтропии. Уровни организации.

2

2

Раздел 1. Учение о  клетке.

Содержание учебного материала

10\8

1.Неорганические вещества и органические биополимеры в клетке.

2.Белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты: состав, строение, функции в клетке.

3.Строение и функции клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана, органоиды клетки.

4.Строение и функции хромосом. ДНК - хранитель наследственной информации. Генетический код, биосинтез белка.

3

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 "Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание".

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа над рефератами по темам: «Клетка- элементарная живая система и основная структурная единица организма. История изучения, клеточная теория», «Обмен веществ и превращение энергии в клетке», «Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Дифференциация клеток»,

«Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями, СПИД»

8

Раздел 2: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.

Содержание учебного материала

8\6

1.Деление клетки. Митоз. Процессы, протекающие в клетке. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2.Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Стадии эмбрионального развития.

3.Причины нарушений в развитии организмов. Репродуктивное здоровье.

3

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2" Выявление и описание признаков сходства и различия зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства"

2

3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа над рефератами по темам «Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение половое и бесполое», «Органогенез. Постэмбриональное развитие», «Последствия употребления алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на человека».

6

Раздел 3: Основы генетики и селекции

 Содержание учебного материала

14\6

1.Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.  Хромосомная теория наследственности.

2.Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепление с полом наследования.

3.Закономерности изменчивости. Наследственная и генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.

4.Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции.

5.Основные методы селекции: гибридизация и   искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 "Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач"

Лабораторная работа №4 " Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного влияния их на организм"

4

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: оформление мультимедийных  презентаций по темам

«Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика», « Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причина и профилактика», «Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений (проблемы  клонирования человека)»

 

6

Раздел 4: Эволюционное учение

Содержание учебного материала

16\6

  1.История развития эволюционных представлений.

2.Эволюционное учение Чарльза Дарвина.

3.Концепция вида. Видообразование

4.Популяция  - структурная единица вида и эволюции

5.Микроэволюция. Современные представления о видообразовании

6.Макроэволюция. Доказательства эволюции.

7.Пути и направления эволюции. Идиоадаптация, ароморфоз и дегенерация. Биологический прогресс и регресс.

8.Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание.

2

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа над рефератами по темам "Эволюционные идеи в античном мире, в Средние века и эпоху Возрождения", «Жизнь и деятельность Чарльза Дарвина», «Сохранение биологического разнообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития»

6

Раздел 5: История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала

8\8

1.История развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2.Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№5: "Описание особей одного вида по морфологическому критерию"

Лабораторная работа №6:" Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека"

4

Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся: оформление мультимедийных презентация по темам «Гипотезы происхождения жизни», «Многообразие органического мира. Принципы систематики видов. Классификация организмов», «Доказательства родства человека и животных», «Единство происхождения человеческих рас. Несостоятельность расизма»

8

Раздел 6: Основы экологии

Содержание учебного материала

12\10

3

1.Экология как наука. Экологические факторы. Экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

2.Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса.

3.Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

4.Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

Лабораторные работы

Лабораторная работа №7: "Сравнительное описание одной из естественных природных систем и агроэкосистемы"

Лабораторная работа №8: "Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности"

4

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов и сообщений по темам «Среды обитания организмов, их разновидности и краткая характеристика», «Искусственные сообщества - Агроэкосистемы и урбоэкосистемы», «Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере», «Экономико-правовые основы природоохранной деятельности», «Правила поведения людей в окружающей природной среде»

10

Раздел 7: Бионика

Содержание учебного материала

6\2

2

1.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

2. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

3. Модели складчатой структуры, трубчатые, аэродинамический и гидродинамические структуры в природе и технике

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающихся: обзор научной литературы по теме «История развития бионики»

Зачет

2

ВСЕГО

78\46

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естествознания (могут быть использованы кабинеты биологии, географии, химии)

Оборудование учебного кабинета:

  •  посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект таблиц;
  • периодическая система Д.И. Менделеева;
  • макеты структур белка и ДНК;
  • комплект обучающих видеофильмов и программ по темам;
  • раздаточный материал;
  • мультимедийные презентации по темам курса

Технические средства обучения:

 

  • компьютер с лицензионным  программным обеспечением и мультимедиапроектор;

  • телевизор;

  • DVD проигрыватель

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. "Биология" Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Учебник для       образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: издательский центр "Академия", 2012, - 320 с.

2. "Общая биология" 10-11 Беляев Д.К. - М.:Просвещение, 2009. -304 с.                                            

2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ», 2011. -256 с.

3. "Общая биология" 10-11 Беляев Д.К. - М.:Просвещение, 2009. -304 с.                                            

4. "Общая биология" Константинов ВМ., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.Учебник для       СПО. - М.: издательский центр "Академия", 2012, 256 с.

5. "Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности" Тупикин Е.И. Учебник для СПО. - М.: издательский центр "Академия", 2011, 384 с.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. Пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.:Издательский центр «Академия», 2011. -208 с.
  2. Николайкин Н.И. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2009. – 622 с.
  3. Образовательные ресурсы Интернета

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Оценка в рамках текущего контроля результатов контрольных срезов

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Оценка решения ситуативных задач

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Оценка выполнения лабораторных работ

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Оценка выполнения лабораторных работ

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Экспертная оценка защиты проектов

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Оценка выступлений с сообщениями на занятиях и защиты рефератов

Знания:

  •  основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Оценка в рамках текущего контроля результатов тестирования

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Оценка в рамках текущего контроля результатов контрольных срезов

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

Оценка результатов индивидуальных домашних заданий

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Оценка выступлений на занятиях с сообщениями, представления мультимедийных презентаций

  • биологическая терминология и символика;

Оценка в рамках текущего контроля результатов тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС-3

Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                   ПРОФ...

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО....

рабочие программы по биологии

Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии...