Программа эколого - краеведческого кружка "Юные экологи"
методическая разработка на тему

Ольга Николаевна Поступинская

Программа способствует творческой самореализации учащихся с помощью организации эколого - краеведческой деятельности, на основе углубленного, комплексного изучения родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

эколого-краеведческого кружка

«Юные экологи»

                                                                                        Автор программы:

                                                                                        О.Н. Поступинская,

преподаватель I категории

Омск - 2014

Пояснительная записка.

Тихая моя родина!

Я ничего не забыл

с каждой избою и тучею,

 с громом, готовым упасть,

чувствую самую жгучую,

 самую смертную связь.

        Николай Рубцов

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И именно в школьном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Также в школьном возрасте легко идет процесс приобщения детей к народной культуре, истории и природе родного края.

В процессе обучения у ребят развивается умение понимать и ценить богатство родной природы, произведения искусства, памятники природы и истории. У них формируются гуманные отношения, складываются взгляды, убеждения. Ребята учатся видеть также красоту в человеке, обществе, природе и наоборот видеть, оценивать «безобразное», бороться с негативными явлениями в жизни. В силу своих возрастных особенностей дети начинают осваивать социальные роли.

Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнес первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное - это понятие у каждого свое. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения.

Данная авторская программа рассчитана на детей 13 – 15 лет.

Срок реализации программы -  1 год.

Цель программы: способствовать творческой самореализации учащихся с помощью организации эколого - краеведческой деятельности, на основе углубленного, комплексного изучения родного края.

Задачи:

1.Воспитательные:

-сформировать потребность в чутком, бережном отношении к природе и культуре;

-прививать чувство патриотизма и любви к Родине;

-помочь в самоопределении жизненного пути.

2.Образовательные:

- изучение природы и истории родного края, экологической и экономической обстановки района; расширение и закрепление знаний и практических навыков;

- формирование навыков опытнической работы, использование краеведческого материала для исследования;

- развивать навыки работы с природным и краеведческим материалом.

3.Нравственная:

- прививать экологическую культуру, социальную активность;

- формирование духовно-нравственных качеств личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины средствами поисково-исследовательской работы

- обучение детей культуре общения в коллективе с ровесниками, со взрослыми;

- осознание связи прошлого и настоящего.

Практические занятия по программе связаны с использованием «живого материала», коллекций, плакатов, гербарного материала, поисково-исследовательской деятельностью. Содержание и ход каждого занятия является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных ранее на уроках географии и биологии, а также на занятиях экологического объединения.

Особенности набора детей: свободный.

Число обучающихся по годам: 15 человек.

Режим занятий: 

1 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)

        Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающиеся должны:

Воспитывать в себе такие качества как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Овладевать навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Знать назначение «красной книги», нашей заповедной зоны, охраняемых объектов нашего края.

Изучить прошлое и настоящее нашего города и культурное наследие нашего края.

Оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.

Уметь работать в природе (участок, огород, клумба), убирать территорию.

Приобрести комплекс специальных знаний и навыков, применять их в быту, передавать свои знания другим.

         Итогом учебной деятельности в кружке являются: сообщения в средства массовой информации; проведение конференций, семинаров; участие в НОУ. После пройденной темы предусматривается занятие с выставкой и обсуждением выполненных работ, что дает возможность оценить работы всему коллективу и родителям. В конце года готовится большая выставка творческих работ (творческий отчет с итоговой выставкой работ, в которой принимают участие ребята и их родители).

Методическое обеспечение программы.

Формы работы с обучающимися: беседа, анкетирование, игра, викторина, экскурсия, проект, презентация, акция, опыт, КВН, экологический десант, практическая работа

Основные методы: метод передачи знаний, метод наблюдения, метод социального и творческого выражения, теоретические и практические методы.

Материальная база: ГИС – карты, географические карты Омской области и Черлакского района, села, гербарий, упаковочный материал для поделок, методическая литература по изучаемым темам (в том числе «Красная книга» области и района), ватманы, белая бумага формат А-4, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, линейки, компьютер, проектор.

Содержание программы экологического объединения «Юные экологи».

1.Введение(3ч.)

Цели и  задачи кружка «Юные экологи». Принятие учащихся в коллектив кружка (посвящение) – игра «Знакомство». Дифференцированный опрос учащихся. Практическая работа: Источники информации по краеведению и экологии. Составление картотеки по краеведению.

2. История родного края (7ч).

2.1. Страницы прошлого(2ч.)

Работа в архиве и музее с краеведческой информацией по выявлению основных этапов освоения Черлакского района. Заметки в газету «Черлакские вести» об итогах исследования.

2.2.Ухоящие деревни(4ч.)

Экономико-географическое положение района в исторические периоды. Причины исчезновения населенных пунктов. Быт и культура местных народов.

Практическая работа с картографическими источниками на базе Черлакского исторического музея. Опрос респондентов. Составление карты исчезнувших населенных пунктов.

3.Природа и природные ресурсы района (15ч.)

3.1. Рельеф и полезные ископаемые(4ч).

Физико-географическая характеристика района. Геологическое строение, основные формы рельефа и полезные ископаемые района.

Практическая работа Составление карты полезных ископаемых своей местности.

Экскурсия на природные объекты - памятник природы «Богатырские курганы».

3.2.Климат и внутренние воды (7ч).

Особенности климата района. Агроклиматические ресурсы. Хозяйственное использование реки Иртыш, озер и подземных вод.

Практические работы. Определение качества воды и ее свойств. Экскурсия на р.Иртыш. Экскурсия на метеоплощадку района.

3.3. Почвы и земельные ресурсы. Природные комплексы. (4ч.)

Типы почв, их плодородие, меры охраны почв. Растительный и животный мир района, охраняемые виды. Лекарственные растения родного края.

Практическая работа. Построение картосхемы «Биологическое разнообразие». Работа на приусадебном участке по выращиванию культурных растений. Работа «Зеленого патруля».

4. Хозяйство района (6ч.)

Экономико-географическое положение района  села Елизаветинка. Социально- экономическое развитие района. Сельское хозяйство.

Практическая работа. Экскурсия на Черлакский молочный комбинат. Составление экономической карты района. Работа со статистическими показателями «Развитие сельского хозяйства».

5.Туристский практикум(3ч).

Основы экологического туризма. Правила поведения в природе. Ориентирование на местности.         

Туристический поход. Туристическая игра «Найди клад». Поведение итогов работы организации за учебный год.

Эколого-краеведческие  задания на лето.

 

Учебно-тематический план кружка.

Темы занятий

Общее количество часов

1

Введение.

3

2

История родного края

7

2.1. Страницы прошлого

2.2.Ухоящие деревни

2

4

3

Природа и природные ресурсы района

15

3.1. Рельеф и полезные ископаемые.

3.2.Климат и внутренние воды.

3.3.Почвы и земельные ресурсы.

Природные комплексы, их состояние.

4

7

4

4

 Хозяйство района

4.1.Производственная сфера

4.2.Непроизводственная сфера

6

5

Туристский практикум

3

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа по дисциплине "Общая экология" для специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Примерная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 280711 Рациональное использование природохозя...

Методическая разработка сценария областной эколого-краеведческой конференции «Это наша с тобою Земля!»

I областная студенческая эколого-краеведческая конференция «Это наша с тобою Земля!» проводится для студентов организаций среднего профессионального образования Московской области....

Программа учебно-производственной практики "Экология окружающей среды"

Программа учебно-производственной практики "Экология окружающей среды" содержит тематический план занятий, индивидуальные задания, тестовые задания по учебной дисциплине...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение и музейное дело»

Программа дополнительного образования для объединения "Краеведение и музейное дело" рассчитана на 2 года реализации с нагрузкой 9 часов в неделю. Включает в себя разделы по музееведению и кр...

Программа элективного курса по экологии «Экология человека»

Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...

ПРОГРАММА ИСТРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА ИСТОКИ

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГОС...