Программа учебно-производственной практики "Экология окружающей среды"
учебно-методический материал на тему

Давыдова Ольга Александровна

Программа учебно-производственной практики "Экология окружающей среды" содержит тематический план занятий, индивидуальные задания, тестовые задания по учебной дисциплине 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upp_ekologiya_okruzh_sredy_farmatsiya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ АО ПОО

 «АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 

Специальность 33.02.01. «Фармация»

Рабочая программа

Учебно-производственной практики

Учебная дисциплина: «Экология окружающей среды»

Количество часов: 36 Курс: 1

Семестр: 2

г. Благовещенск, 2016 г.

Рассмотрено  цикловой комиссией

«___»________________ 2016г.

Председатель ЦМК

____________________________

О.А.Давыдова

Утверждаю

Экспертный совет при информационно-методическом центре «АМК»

«___»________________ 2016 г.

Рабочая программа

учебно-производственной практики

по учебной дисциплине «Экология окружающей среды»

составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности

33.02.01. "Фармация"


Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план
  3. Содержание учебной дисциплины
  4. Самостоятельная внеаудиторная работа
  5. Список литературы
  6. Тестовые задания

Пояснительная записка

Учебно-производственная практика по предмету «Экология окружающей среды» для студентов фармацевтического отделения проводится в летнее время, когда есть возможность изучать экологические взаимоотношения живого в полевых условиях.

Общие и профессиональные компетенции, полученные на данной практике позволят подготовить студентов к восприятию предметов профессиональных модулей

Основная цель практики - изучить особенности формирования биоценозов с выделением в них лекарственных растений, видового состава различных биоценозов и приспособляемость компонентов сообществ к окружающей среде, влиянию антропогенных факторов на формирование и развитие биоценозов, а также изучить особенности влияния окружающего мира на человека.

В результате практики студенты должны:

Знать:

  • особенности формирования биоценозов различных мест обитания
  • влияние наиболее известных лекарственных растений на
    человека
  • методику определения видов растений и условий их
    существования и приспособленности к этим условиям
  • влияние на здоровье человека и на растения основных
    загрязнителей ОС.

-        методику работы в биоценозе
           Уметь:

  • описывать биоценозы различных мест обитания (леса хвойного,
    лиственного, луга сухого, сырого, и т.д.)
  • составлять отчет по мониторингу окружающей среды
    (загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом)
  • выявлять особенности экологических взаимоотношений в
    биоценозе различных растений и животных
  • составлять акты обследования различных экосистем

        На изучение дисциплины отводится 36 часов, из которых первое
занятие проводится в аудитории для ознакомления с задачами практики, методиками работы в различных биоценозах, методике оформления дневника, инструктажу по УПП, знакомству с теоретическими основами практики  и последнее зачетное занятие проводится в стационаре , остальные занятия проводятся в природных биоценозах.

     Работа выполняется по вариантам в зависимости от начальной буквы фамилии. А-Л вариант №1, М-С вариант №2, Т-Я вариант №3. Описание экосистем обязательно для всех вариантов. К каждой экосистеме прилагаются по 5 гербариев с лекарственными растениями, произрастающими в данной экосистеме с подробным ботаническим и фармакогностическим описанием, применением в медицине.

Тематический план.

№ п/п

Наименование работ                  

Количество часов

Самостоятельная работа студентов

1.

Вводное занятие. Цели и задачи практики, методика оформления дневника, инструктаж и правила поведения в природных биоценозах.

4

2

2.

Городская экосистема и мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.

4

2

3.

Знакомство с биоценозом леса.

4

2

4.

Знакомство с биоценозом луга.

4

2

5.

Знакомство с биоценозом водоема.

4

2

6.

Зачетное занятие.

6

Итого:

36

Содержание учебной дисциплины

1. Вводное занятие

Студент должен иметь представление о:

  • задачах и программе производственной практики;
  • методике изучения биоценозов, с выделением лекарственных
    растений;
  • правилах поведения в природных биоценозах;
  • методике оформления полевого дневника;

2.Городская экосистема. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.

Студент должен уметь:

-        описывать экосистему городской среды и значение зеленых
насаждений;

- проводить мониторинг загрязнения атмосферного воздуха и определять источники загрязнения;

3. Знакомство с биоценозом леса

Студент должен уметь:

  • работать в биоценозе лесных экосистем хвойного, лиственного и
    смешанного леса;
  • выделять особенности биоценозов лесов, приспособляемость
    различных компонентов биоценоза к условиям среды;
  • выделять биотические связи, растения паразиты, лекарственные
    растения;

4.        Знакомство с биоценозом луга

Студент должен уметь:

  • работать в биоценозе луга;
  • выделять биотические связи сухих и сырых лугов;
  • описывать растительность различных лугов, их фармакологическое значение;

5.        Знакомство с водоемом:

Студент должен уметь:

  • описывать общее состояние водоема, с выделением растительных
    ярусов прибрежных и водных растений;
  • определять признаки приспособляемости водных растений к
    среде обитания;
  • выделять лекарственные растения и их использование в фармакологии;
  • определять санитарное состояние водоема и выявлять влияние
    хозяйственной деятельности человека на водоем;

6.Зачетное занятие

Студент должен знать:

  • методику описания растительных сообществ, особенности
    строения в зависимости от мест произрастания;
  • особенности формирования растительных сообществ в
    зависимости от климатических, географических и других
    факторов;
  • основные лекарственные растения биоценозов данной территории, их области применения.


Самостоятельная работа студентов

Тема занятия

Вид самостоятельной работы

1. Городская экосистема. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.

1. Роль зеленых растений в формировании городской экосистемы (реферат).

2. Влияние автотранспорта на состояние атмосферного воздуха и здоровье жителей города(реферат).

3. Влияние жизнедеятельности человека на видовой состав городской экосистемы и здоровье жителей города (реферат).

2. Биоценоз леса.

1. Лесные экосистемы Амурской области (реферат).

2. Влияние хозяйственной деятельности человека на лесные сообщества (реферат)

3. Уникальные растения лесных сообществ Амурской области (реферат).

3. Биоценоз луга

1. Лекарственные растения Амурской области (реферат).

2. Красивоцветущие растения лугов Амурской области (реферат).

3. Растения, занесенные в Красную книгу Амурской области (реферат).

4. Биоценоз водоема

1. Использование водных и прибрежных растений в фармакологии (реферат)

2. Биоиндикация водных экосистем (реферат).

3. Использование водных ресурсов в жизнедеятельности человека (реферат).

Литература

  1. «Закон Российской Федерации об охране природной  среды», М., 1992г.
  2. Ворошилов В.Н. Определитель растений советского Дальнего Востока, М.: Наука, 1982.
  3. Габович Р.Д. Гигиена, М., 1990г.
  4. Захарченко М.П. Эко-гигиена, Киев, 1993г.
  5. ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, М., 1994г.
  6. Борисова Н.А., Горгинская Г.Б. Ботаника, М., Высшая школа, 1994г.
  7. Лекарственное растительное сырье, применяемое в медицинской практике в СССР, Ленинград,  ЛХФИ, 1991г.
  8. Определитель цельного растительного лекарственного сырья, СПб,1996г.

Вариант №1

1.Фитоценоз:

а)        закономерное сочетание различных видов растений,
сложившееся под влиянием определенных условий существования, а
также на основе биологических и экологических свойств видов.

б)        совокупность растений, животных и условий окружающей среды на определенной территории

в)        оболочка Земли, населенная живыми организмами

2. Экология — наука, изучающая:

а)        влияние загрязнений на окружающую среду

б)        влияние деятельности человека на окружающую среду

в)        взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания
(в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами
и сообществами)

3.Тсрмнн «экология» предложил:

а) Аристотель

б) Э.Геккель

в) Ч. Дарвин

4. Стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете, называется:

а) техносферой

б) антропосферой

в) ноосферой

5.Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется:

а)        экосистемой

б)        биотопом

в) ареалом

6. Основную массу живого вещества биосферы составляют:

а)        животные

б) бактерии

в)        растения

7.  Растение клевер белый функционирует в биоценозе как:

а) продуцент

б) консумент

в) редуцент


8. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а)        мхи – лишайники – травянистые  растения

б)        лишайники – травянистые  растения – мхи

в)        травянистые растения – мхи – лишайники

9.        Изъятие травоядных животных из экосистемы и природного
пастбища вызовет:

а) увеличение разнообразия видов растений

б)        повышение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений

в) понижение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений

10. Устойчивость природных экосистем связана с:

а)        высокой продуктивностью растений

б)        большим видовым разнообразием

в) интенсивной работой микроорганизмов

Вариант 2

1. Исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности,  являющаяся составной частью ландшафта, называется:

а)        биогеоценозом

б)        экосистемой

в)        фитоценозом

2. Азотфиксирующие бактерия относятся к:

а)        продуцентам

б)        редуцентам

в)        консументам

3. Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами являются:

а)        сад

б)        лес

в)        парк

4. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как:

а)        может существовать лишь с помощью человека

б)        не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

в)        состоят из малого числа видов

5. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующее основные изменения:

а)        смена видового состава растений и животных

б)        увеличение видового разнообразия

в)        уменьшение видового разнообразия

6. Ярусное строение фитоценоза дает растениям возможность:

а)        более полно использовать ресурсы среды

б)        лучше переносить холод

в)        способствует размножению

7. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:

а)        моделированием

б)        менеджментом

в)        мониторингом

8. Плод ородные почвы определяется количеством:

а)        минеральных веществ

б)        гумуса

в)        живых организмов

9. Экологи выступают против применения пестицидов в сельском хозяйстве, потому что эти химикаты:

а) являются дорогостоящими

б)        разрушают структуру почвы

в)        убивают как вредных для хозяйства членов агробиоценоза, так и полезных

10. Как называются растения влажных мест обитания:

а)        ксерофиты

б)        гидрофиты

в)        гигрофиты

Вариант 3

1. Экология - наука, научающая:

а)        влияние загрязнений на окружающую среду

б)        влияние деятельности человека на окружающую среду

в)        взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания
(в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)

2. Термин «экология» предложил:

а)        Аристотель

б)        Э. Геккель

в)        Ч Дарвин

3.        Стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным (определяющим) фактором развитая на нашей планете, называется:

а) техносферой

б) антропосферой

в) ноосферой

4.         Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется:

а)        экосистемой

б)        биотопом
в) ареалом

5.        Основную массу живого вещества биосферы составляют:

а)        животные

б)        бактерии

в)        растения

6.         Растение клевер белый функционирует в биоценозе как:
а) продуцент

б) консумент

в) редуцент

7.         Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а)        мхи – лишайники – травянистые  растения

б)        лишайники – травянистые  растения – мхи

в)        травянистые растения – мхи – лишайники

8.         Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет:

а)        повышение интенсивности и конкуренции и увеличение разнообразия видов растений

б)        повышение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений

в)        понижение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений

9. Устойчивость природных экосистем связана с:

а)        высокой продуктивностью растений

б)        большим видовым разнообразием

в) интенсивной работой микроорганизмов

10. Фитоценоз:

а)        закономерное сочетание различных видов растений, сложившееся под влиянием определенных условий существования, а также на основе биологических и экологических свойств видов

б) совокупность растений, животных и условий окружающей среды на определенной территории

в) оболочка Земли, населенная живыми организмами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования

Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...

Рабочая программа учебной (производственной) практики по профессии 270802.13 "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", квалификация: плотник.

Рабочая программа учебной (производственной) практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответсвии ФГОС НПО по профессии 270802.13 "Мастер жилищно-коммунального хо...

Рабочая программа учебной (производственной) практики по профессии 08.01.08. "Мастер отделочных строительных работ", квалификация: облицовщик-плиточник.

Рабочая программа учебной (производственной) практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО  по професии 08.01.08. "Мастер отделочных строи...

Программа учебной, производственной практики ПМ.01 Управление ассортиментом товаров

Программа учебной, производственной практики ПМ.01 Управление ассортиментом товаров...

Рабочая программа учебной (производственной) практики

Рабочая программа  учебной и производственной практики по профессии "Оператор электронного набора и верстки" 2014 год...

Рабочая программа учебной производственной практики (по профилю специальности) по специальности 22.02.06 "Сварочное производство"

Рабочая программа учебной производственной практики (по профилю специальности) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на углубление п...

Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ», квалификация: штукатур

Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...