Итоговая контрольная работа по биологии
методическая разработка на тему

Ольга Николаевна Поступинская

Итоговая контрольная работа предназначена для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы по профессии  Лаборант-эколог.

Часть А содержит 12 заданий (А1–А12). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Часть В содержит 2 задания (B1,B2): 1 – с выбором трёх верных ответов из шести, 2 – на соответствие. Часть С содержит 2 задания с развернутым ответом (С1,С2). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laborant.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация

итоговой работы для обучающихся по специальности Лаборант-эколог

Биология

Назначение КИМ: предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы по профессии  Лаборант-эколог.

Структура КИМ: Часть А содержит 12 заданий (А1–А12). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть В содержит 2 задания (B1,B2): 1 – с выбором трёх верных ответов из шести, 2 – на соответствие.

Часть С содержит 2 задания с развернутым ответом (С1,С2).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности:

Часть А. Задание 1.Знать и понимать биологическую терминологию по генетике, методы исследования наследственности и изменчивости человека.

Задание 2. Уметь обьяснять роль биологических теорий (клеточной теории).

Задание 3. Устанавливать взаимосвязь: строения и функций молекул, органоидов клетки.

Задание 4. Уметь выявлять отличительные признаки отдельных организмов.

Задание 5. Уметь определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Задание 6, 7, 8, 12. Уметь сравнивать процессы и явления (бесполое и половое размножение, оплодотворение, сцепленное наследование) и делать выводы.

Задание 9, 11. Уметь сравнивать процессы, происходящие в разных органоидах клетки, митоз и мейоз.

Задание 10. Уметь решать задачи разной сложности по цитологии.

Часть В. Задание 1.Уметь выявлять и сравнивать процессы, происходящие в мейозе.

Задание 2. Устанавливать взаимосвязь между характеристикой обмена и его видом.

Часть С. Задание 1 и 2. Уметь решать задачи разной сложности по генетике и цитологии.

Распределение заданий по уровням сложности: часть А и В - базовый, часть С – повышенный.

Время выполнения варианта КИМ: 45 минут.

Рекомендации по подготовке к работе: повторение основных разделов курса.

Контрольно-измерительные материалы

итоговой работы для обучающихся по специальности Лаборант-эколог 

Биология

  1. Инструкция для обучающихся:

На выполнение итоговой работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 16 заданий.

Часть 1 содержит 12 заданий (А1–А12). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 2 задания (B1,B2): 1 – с выбором трёх верных ответов из шести, 2 – на соответствие.

Часть 3 содержит 2 задания с развернутым ответом (С1,С2).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Критерии отметки:

Учитывается качество и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90-100 % правильно выполненной работы - отметка «5»;

80-89 % правильно выполненной работы - отметка «4»;

70-79 % правильно выполненной работы - отметка «3»;

Менее 70 % правильно выполненной работы - отметка «2».

  1. Содержание итоговой работы

Часть А. 1. Генеалогический метод используют для:

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

2. Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

1) хромосомной теории

2) закона сцепленного наследования

3) теории гена

4) клеточной теории

3. Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

1) хлоропласт

2) митохондрия

3) рибосома

4) эндоплазматическая сеть

4. Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

1) имеют диплоидный набор хромосом

2) при слиянии образуют зиготу

3) участвуют в половом размножении

4) имеют одинаковую форму

5. К неклеточным формам жизни относятся

1) бактериофаги

2) цианобактерии

3) простейшие

4) лишайники

6. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов

2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении

4) множественном действии генов

7.Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных

растений гороха (Аа)?

1) 1 : 1                                                          2) 3 : 1

3) 1 : 1 : 1 : 1                                                4) 9 : 3 : 3 : 1

8.Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание

хромосом при оплодотворении?

1) определённой

2) фенотипической

3) мутационной

4) комбинативной

9. В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов,

участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

1) в лизосомах

2) в рибосомах

3) в митохондриях

4) в хлоропластах

10. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от

общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 30%                                                            2) 40%

3) 60%                                                            4) 80%

11. Благодаря оплодотворению и мейозу

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

12. Частота нарушения сцепления между генами зависит от:

1) структуры хромосомы

2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления

4) доминантности или рецессивности генов

Часть В. Выберите правильные ответы. Впишите ответы

начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной

клеточке (выберите три верных ответа из шести).

1. Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) образование метафазной пластинки

4) сближение гомологичных хромосом

5) обмен участками гомологичных хромосом

6) спирализация хромосом

Ответ:

2. Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окисление органических веществ

Б) образование полимеров из мономеров

В) расщепление АТФ

Г) запасание энергии в клетке

Д) репликация ДНК

Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический

2) энергетический

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть С.

  1. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма

семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

  1. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с

аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином

(Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и

Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот

должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

Ответы:

Часть А

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный

ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

1. 3

2. 4

3. 4

4. 1

5. 1

6. 2

7. 2

8. 4

9. 1

10. 1

11. 1

12. 2

Часть В

  1. 4,5,6
  2. 211212

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются: 2 балла – нет ошибок;

 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

Часть С

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;

2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);

3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша.

Ответ включает один из названных выше элементов - 1б.

Максимальное количество баллов - 3б.

2.Схема решения задачи:

1) согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК содержится нуклеотидов: А – 100, Т – 300, Г – 200, Ц – 150; в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А – 400, Т – 400, Ц – 350, Г – 350; 2) информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, число

нуклеотидов в одной цепи ДНК равно 300 + 100 + 150 + 200 =750;

3) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 750 : 3 = 250 аминокислот.

Ответ включает результаты вычисления, но пояснение отсутствует – 1б. за каждый выше названный элемент. Максимальное количество баллов - 3б.

Максимальное количество баллов за работу – 22.