Инновационные технологии в преподавании математики
учебно-методический материал на тему

Козырева Татьяна Александровна

Из опыта работы по использованию иновационных технологий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tekhnologii_v_prepodavanii_matematiki.docx557.08 КБ

Предварительный просмотр:

     Инновационные технологии в преподавании математики  

Преподаватель математики Козырева Т.А.

В настоящее время появились возможности существенно улучшающие преподавание математики. Согласно «Концепции модернизации Российского образования 2010 г.» модернизация предполагает формирование целостной системы универсальных знаний ,умений и навыков ,а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности ,т.е.не только ориентацию на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности , его познавательных и созидательных способностей .Чтобы решить поставленные задачи в своей работе я использую следующие инновационные технологии :

1 .Уровневой дифференциации (разноуровневые  задания и т.д.)  

2 .Проблемного обучения .

3 .Игровые .

4 .Исследовательские методы .

5 .Тестовые – средство управления учебно-познавательной деятельностью . Тестовые технологии могут применяться на различных этапах занятий : в начале , когда провожу блиц-опрос ; когда студенты работают устно .Ведь устные упражнения формируют математическую культуру (логическую . графическую , вычислительную , алгоритмическую и культуру речи).Тестовые задания могут использоваться , как разминка или пояснения к какому-либо этапу урока .С учетом применения мультимедийных приложений интерактивной доски это дает хороший результат усвоения материала .Примеры из жизни , включенные в тестовые задания , формируют способность переноса знаний , их практическую направленность . При проверке домашнего задания можно использовать тесты в форме игры «Дешифровщик » : задание – ответ соответствует букве – составить слово (слово может соответствовать новой теме урока и др.)

6 . Групповые занятия .

7 . Технология модульного обучения .Модульное обучение позволяет организовать учебный процесс в наиболее сжатом и понятном для студентов виде . В своей практике использую программы для 1 и 2 курсов , составленные мною , согласно методическим рекомендациям Башмакова М.И. и примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий НПО и СПО , включив свое структурирование учебного материала .

8 .Информационно-коммуникационные технологии .Создаю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям , использую активно интерактивную доску . Показываю студентам видео-уроки . Активно использую материалы журнала «1 сентября» в электронном  виде и др.

9 . Здоровьесберегающие технологии . Это обязательное соблюдение гигиенических требований , профилактика стрессов (работа в парах ,в группах и т.д.).Стараюсь создать благоприятный эмоциональный настрой . Планирую урок с учетом динамичности учащихся . Применение на уроке разнообразных форм и методов обучения является основной частью здоровьесберегающей технологии .

Результат использования перечисленных технологий :учащиеся активно участвуют в олимпиадах - 100% , научно-практических конференциях – 30-40% .У слабых учащихся снижается порог тревожности . При 100% посещаемости занятий - 100%успеваемость .

Более подробно остановлюсь на некоторых из них :  

Уровневая дифференциация . Использование интерактивной доски «SMAPT» дает возможность создавать разноуровневые задания с учетом ярких интерактивных вставок . Можно предлагать решение заданий на выбор : 1) Базовый уровень; 2)Повышенный уровень; 3)Высокий уровень .

   Задания можно выбирать по принципу «Своя игра». На интерактивной доске презентация содержит различные вопросы рассматриваемой темы.

Студент в течение занятий накапливает баллы за ответы, в конце пары подводится итог и выставляется оценка.

Проблемное обучение- это совместное обучение: преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами.

Этапы: проблемная ситуация -> проблема  -> поиск способов решения -> решение проблемы.

Возникновение проблемной ситуации

Проверка правильности                                  Осознание сущности затруднения

решения проблемы                                          и постановка проблемы

Доказательство гипотезы                               Нахождение способа решения

                                                                          путем догадки или выдвижения

                                                                          предположения и обоснование  

                                                                          гипотезы

Можно проводить дискуссии по постановке проблемных задач. На одном занятии идет подготовка проблемных исследований, а на следующем – проводиться само исследование. Проводится анализ результатов. Применяются эвристические приемы, которые способствуют развитию эвристического и логического образного мышления.

Групповая работа:

Вырабатывается способность к практическому математическому мышлению, способность к систематизации материала.

При работе в группах, те учащиеся, которые обладают данной способностью, передают свои знания другим, преподаватель помогает им конкретизировать этапы этой работы.

Напутствие: «Терпеливо выслушивай товарища. Толерантно относиться к его мнению, корректно поправлять, когда будите искать общее решение, делать выводы.»

Возможные задания группам:

  1. Составить алгоритм решения графическим способом.
  2. Решить с его помощью.
  3. Когда удобно пользоваться этим методом? Назовите его недостатки.

4 – 6 Конкретные примеры.

Для более  «слабых» учащихся:

  1. Внимательно прочитай инструкцию.
  2. Ответь на вопросы (ответы можно найти в инструкции).
  3. Реши конкретные задания.

Обсуждают свои решения в группах, затем выходят по одному человеку от группы и защищают свое решение.

Более слабые группы просто сдают свое решение.

Если группы смешанные, то больше баллов получает та группа, где защищать решение выходит один из «слабых» учащихся.

Иногда от группы разрешается выйти 2-м учащимся(Группа поддержки).      1-отвечает, с места задают вопросы, если он затрудняется ответить, то в разговор  вступает 2-ой. Далее подключается желающий из этой группы(учитель в последнюю очередь). При наличии в ответах ошибки, ее аргументировано исправляет член другой группы.

Задания для групп могут содержать разный уровень сложности.

I уровень- доступны наиболее слабому учащемуся.Успех вызывает желание дальше работать;

II уровень- более сложные, но с учетом, что в составе группы еще и более «сильные» учащиеся – тоже решаемые.

III уровень – необязательный, тоже решаемый, но требующий творческого подхода – нестандартные задания.

Вопросы могут формулироваться в форме тестов, где даны варианты ответов, но выбранный ответ надо обосновывать самым подробным решением.

Если даются вопросы, содержащие диаграммы и графики, то под изображением сразу формулируется несколько вопросов, затрагивающие несколько пройденных тем.

Исследовательская работа проводится в виде защиты проектов.

Возможные вопросы:

  1. Из истории (функции, графиков и т.д.)
  2. Электронный справочник (для обобщающегося урока готовится учащимися)
  3. Например,  исследование по теме: «Изменение графика тригонометрической функции (логарифмической, степенной и т.д.)»
  4. Исследование зависимости графика от коэффициентов и т.д.

Исследовательские методы повышают творческую активность студентов. Повышается уровень саморазвития. Студенты участвуют в конкурсах, научно-практических конференциях, что повышает моральный и общеобразовательный уровень. В 2012 году – 40% студентов группы «Банковское дело» подготовили интереснейшие работы, что позволило им занять все призовые места в научно-практической конференции.

Здоровьесберегающие технологии: При работе с интерактивной доской валеологическая разминка проводиться через каждые 30 мин.

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала).. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.

  1. Упражнения для мышц глаз.
  2. Упражнения для мышц шеи.
  3. Упражнения для мышц спины.
  4. Упражнения для мышц рук.

Использую материал подготовленный другими преподавателями( Колбиной Любовью Владимировной и др.)

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/4/fizra.jpg

        http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/4/fizra2.jpg

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/4/fizra1.jpg

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/4/fizra3.jpg

Различные варианты начала уроков.

  1. Тема «Уравнения» (показательные, логарифмические и т.д.)

«Мне приходится делить свое время, между политикой и уравнениями. Однако, уравнение по-моему, гораздо важнее, потому, что политика существует только для данного момента, а уравнение будет существовать вечно» А. Эйнштейн .

  1. «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р. Декарт.
  2. «Прежде чем решать задачу, прочитай условия» Ж. Адамар.

Далее цель урока.

Основные понятия (правила)

Наглядная иллюстрация (графическое изображения и т.д.). Использование возможностей интерактивной доски.

Или свои рисунки.

Расставить соответствия (стрелками высвечиваются на доске)

Условия            дается ответ (после с.р.)

обосновать ответ

Проверь себя

Высвечиваются задания

Затем ответ

Решивший вызывается к доске

Дает решение

Обоснование (если недостаточно, то дополняют с места – приводят:

а) формулировку применяемой теоремы, б) либо формулу, в) либо дают иллюстрацию рисунком и т.д.)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Деминцев А.Д. Организация методической работы в школе на основе развития творческой активности учителя. М., 1974.

 2.КонаржевскийЮ.А. Анализ урока. М., 2000.

 3.Кулькевич С.В., Гончарова В.И., Лакоцетина Т.П., Управление современной школой, Выпуск 2. Ростов-на-Дону: Учитель, 2005.

  4.ЛьвоваЮ.Л. Творческая лаборатория учителя. Книга для учителя. – М 1992.

  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

  6.Никишина И.В. Инновационные подходы в управлении методической работой. Волгоград, 2005.

7. Поташник М.М. Методическая работа в школе: организация и управление. – М.,1990.

8. Полякова С.Д. В поисках педагогической инноватики. – М., 1998.

9. Профессиональное самосовершенствование труда учителя / Сост. Л.М. Сыромятникова. Волгоград, 1996.

10.Современные технологии в процессе преподавания химии. – М., 2008.

11.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе  учителя и школы. – М., 2003.

12.Феоктистова С.А. Результаты методической работы // Завуч. 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное использование педагогических технологий в преподавании математики

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:  развивающее обучение, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке....

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка

На сегодняшний день в преподавании английского языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках англи...

Применение компьютерных технологий в преподавании математике

За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали  входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. С...

Инновационные технологии в преподавании инженерной и компьютерной графики

В данной работе описывается применение электроного  образовательного ресурса (ЭОР) в преподавании  инженерной и компьютерной графики, использование САПР:  «Компас-3D», ...

Инновационные технологии в преподавании английского языка в условиях средних специальных учебных заведениях.

           Преподавание иностранного языка на современном уровне в среднем специальном учебном заведении технической направленности  не представляется возможн...

Инновационные технологии при преподавании математики

Факультет математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета создал виртуальный кластер педагогических инноваций школ и вузов краснодарского края. Виртуальный кластер демонстрируе...

Статья Инновационные технологии в преподавании общепрофессиональных дисциплин

Статья Инновационные технологии в преподавание общепрофессиональных дисциплин в колледже...