Инновационные технологии в преподавании английского языка в условиях средних специальных учебных заведениях.
материал

Хомустахова Юлия Геннадьевна

             Преподавание иностранного языка на современном уровне в среднем специальном учебном заведении технической направленности  не представляется возможным без применения новых информационных  технологий. В условиях научно-технического прогресса и огромного потока информации предъявляются более высокие требования и к тем, кто учится, и к тем, кто учит. Учащиеся должны получить всестороннее развитие, приобрести необходимую культуру, воспитанность, готовность включаться в профессиональную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_prepodavanii_angliyskogo.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в преподавании английского

языка в условиях средних специальных учебных заведениях.

Хомустахова Ю. Г.

Алданский политехнический техникум.

             Преподавание иностранного языка на современном уровне в среднем специальном учебном заведении технической направленности  не представляется возможным без применения новых информационных  технологий. В условиях научно-технического прогресса и огромного потока информации предъявляются более высокие требования и к тем, кто учится, и к тем, кто учит. Учащиеся должны получить всестороннее развитие, приобрести необходимую культуру, воспитанность, готовность включаться в профессиональную деятельность. Почти семь из десяти учителей в Британии по результатам специального опроса признают, что наличие в классах возможностей использования информационных технологий представляется более важным, чем вложение денег в новые учебники. Более того, половина из них убеждена, что учащиеся «серьезно ущемлены», если не имеют домашнего доступа во всемирную паутину. В современном мире учебники всегда будут устаревать быстрее, чем их собратья в прежние года. Компьютер и Интернет уже являются сегодня органичным составляющим для большинства молодежи, даже в глубинке. И проблема восприятия информации на любом уроке, не только на уроке иностранного языка не является чем-то новым. И как сложно достучаться до тех, кто воспитывался на диснеевских мультфильмах и красочных энциклопедических изданиях, безуспешно призывая их больше писать и читать. Классический набор – грамматические упражнения, подбор и заучивание лексики по теме, и шаблонный текст, который  по замыслу должен подводить учащихся к обсуждению и формированию собственных высказываний, часто является осмысленным лишь для одного преподавателя. А основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Система гарантий качественного образования подразумевает тот факт, что процесс обучения должен проходить в современных высокотехнологичных условиях с тем, чтобы максимально экономить и эффективно использовать время жизни учащегося.

             К специальным способностям студентов средних специальных учебных заведений можно отнести такие качества, как интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах, станках, пространственное воображение. Также специалисты отмечают, что испытуемым в сфере «человек-техника» свойственна замкнутость, самодостаточность, что существенно для сосредоточенной работы с техническими объектами. Хотя психологический анализ учащихся часто показывает, что многие выбирают свою будущую специальность наугад, по принципу «все равно чему-нибудь научат». Это и обуславливает, на мой взгляд, стойкое неприятие многими студентами (вчерашними школьниками) изучение иностранного языка в ссузе с технической направленностью, ведь многие из них «сбежали» из школы именно из-за сложности восприятия цикла гуманитарных предметов и сдачи ЕГЭ.             Низкая мотивация  учащихся в изучении иностранного языка, на мой взгляд, объясняется несколькими причинами: они не видят практической пользы его для своей будущей специальности, поскольку границы их мира достаточно ограниченны, немногие представляют свое будущее, в котором бы звучала иностранная речь. Звучание иноязычной речи на уроке многими воспринимается как посягательство на их личную свободу. Также не нужно забывать, что иностранный язык занимает одно из последних мест в иерархии изучаемых предметов, лидирующие позиции в которой отводится техническим предметам. Во-вторых, довольно низкой языковой подготовкой большинства учащихся, единицы, из которых обладают высокой внимательность, мотивацией, хорошей памятью, приемами самоконтроля, познавательной активностью.

             Поэтому в условиях чаще всего пассивной учебной аудитории применение старых традиционных приемов обучения представляется довольно проблематичным. Это проблема также усугубляется довольно низкоуровневым качеством отечественных учебников, выходящих под разной редакцией для ссузов всевозможных профилей, и чаще всего представляющихся собой компиляцию ранее изданных учебников, подача материалов в которых глубоко устарела. Повышение эффективности можно достигнуть во многом переложив на компьютер трудоемкую и объемную по времени часть работы. Единожды заготовив материал в электронном виде, вы можете лишь время от времени подвергать его корректировки, тем самым освобождая на уроке время для дополнительных заданий. Работа  с компьютером во многом снимает психологический стресс, которому многие подвержены в подростковом возрасте из-за боязни выглядеть неудачником в глазах сверстников, так как работа индивидуализирована (часто приходится сталкиваться с нежеланием некоторых студентов ни читать, ни отвечать на вопросы в присутствии других).

Информационное пространство интернета предоставляет в настоящее время много образовательных ресурсов. Возможности их практически безграничны. Некоторые сайты, например www. engo.com., предлагают замечательную возможность общения с высококвалифицированным преподавателем не в режиме реального, а отсроченного времени, можно отправить аудиофайл заранее его записав, что во многом снижает стрессовую нагрузку. Такая программа как “Hot potatoes” дает возможность преподавателям самостоятельно создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML . Она успешно используется во всем мире для создания заданий по различным дисциплинам. С помощью этой программы можно создавать различные упражнения на разных языках с использованием текстовой,  графической, аудио и видеоинформацией. Для выполнения созданных заданий студентам нужен только веб-браузер. Сама программа Hot Potatoes нужна только преподавателю для создания и редактирования упражнений. Она включает в себя пять основных программ на базе которых можно легко создать целую серию упражнений. Например, упражнения с множественным выбором (multiplied choice), викторины, решение кроссвордов, установление соответствий, заполнение пропусков, восстановление последовательности. Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат оценивается в процентах. Шестая версия программы имеет шестую мини-программу Masher, которая позволяет объединить созданные упражнения в целый учебный блок по заданной теме. Программа предусматривает подсказку и лимит отведенного времени на выполнение.

В этом плане интернет предоставляет огромный выбор возможностей для более эффективного преподавания. Любое задание можно подкрепить организованными наглядными статичными изображениями и видеоматериалами. Очень интересным представляется использование на уроках дополнительного материала на основе образовательных журналов на иностранных языках для разных уровней обучения, которые распространяет ООО «Агентство человеческих коммуникаций». В своей работе я использую журнал «Club», который как раз интересен по своему содержанию для студенческого возраста, а его языковая насыщенность позволяет практиковать все четыре аспекта обучения: письмо, чтение, говорение, аудирование. Журнал подкреплен методическими примечаниями для учителя, аудиодисками, и имеет свой вебсайт: www.maryglasgomagazines.com, получивший награду среди других образовательных сайтов, предлагает в этом году целый ряд интерактивных  упражнений, которые предполагают моментальную обратную связь со студентами и связаны с содержанием журнальных статей. Темы, обсуждаемые на его страницах актуальные и свежие. Например, проявление национализма в вашей стране, «бумеранговое» поколение, преступность среди молодежи, свиной грипп, мировая мода, роль гаджетов в нашей жизни и т. д. Эти темы представляют для молодежи намного больший интерес, чем бесконечное обуждение членов своей семьи и увлечений, многие из которых уже ушли в бытность. Они побуждают учащихся к порождению собственных высказываний, так как  сопровождаются интерактивными заданиями, расширяют объем социокультурных знаний о стране изучаемого языка, развивают готовность к самостоятельному изучению языка. Важно, что студенты учатся понимать аутентичную речь и тексты, а не заучивать лексику так называемого “Moscow English”, которая часто встречается в наших отечественных учебниках, перекочевывая из одного издания в другое. Внедрение новых информационных технологий придает новый статус самостоятельной работе студентов, в рамках которой обучение становится контролируемым и управляемым, непринужденным и интересным. Немаловажным для создания мотивации является снижение искусственности заданий, когда язык на первоначальном этапе не является целью, а средством. В этом плане интернет с огромным видеорядом предлагает неограниченное поле для творчества, например, соотнести фотографии географических или исторических мест с их описанием или портреты выдающихся личностей с их высказываниями. Подобные задания, помимо прочего, развивают и информационную компетенцию. Классические задания из учебника также требуют актуализации. Успевшая поднадоесть за школьные годы тема «Мой рабочий день» никогда не вызывает интереса, а больше скуку и равнодушие. Но если попробовать описать свою каждодневную рутину не учителю, а сверстнику из-за рубежа. Обменяться на первое время фактами и фотографиями, а затем сравнить такую привычную для нас продолжительность занятий, отведенного времени на обед, занятиями спортом, объемом домашних заданий и т. п. Скучная тема найдет свое продолжение в обсуждении здорового образа жизни и вредных привычек, правил учебного заведения, а затем можно сделать презентацию своего учебного заведения (с помощью Power Point). Информационные технологии в этом ракурс обладают особой привлекательностью, так как позволяют включиться в процесс обучения, когда и каким образом удобно самому учащемуся. Информационные технологии способствуют постоянному повышению мотивации и активности учащихся, быстрому и качественному освоению сложного грамматического материала в игровой форме, учат проводить собственные исследования на основе полученных знаний, создавать собственный продукт.

Список литературы:

  1. Шиянова Е. Н., Котова И. Б. развитие личности в обучении. – М., 2000.
  2. Олейникова Н. А. Обучение иностранным языкам с компьютером и без него. М., 1997.
  3. Подписка образовательных журналов Club за 2009-2010 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по немецкому языку для самостоятельной работы над текстами к учебнику Жебит Л.И. "Немецкий язык для пищевых и торговых специальностей средних специальных учебных заведений"

Рабочая тетрадь содержит методические указания, предназначенные для организации самостоятельной работы студентами специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» на основе ...

Контрольно-измерительные материалы по трудовому праву (технические специальности в средних специальных учебных заведениях).

В данной публикации приводится пример тестов по трудовому праву. Вопросы тестов соответствуют строению трудового кодекса. При их составлении были использованы как открытые, так и закрытые вопросы, что...

Проектная работа для учителей татарского языка и литературы "Инновационные подходы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС ОО"

   Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (меж...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Лексико-грамматический тест по немецкому языку для студентов 2 курса средне специальных учебных заведений

Лексико-грамматический тест по немецкому языку предназначен для студентов второго курса техникумов в качестве итоговой аттестации за второй год обучения по пройденным темам. В работе представлены...

Банк заданий для текущего контроля успеваемости по дисциплине "Иностранный язык (Английский)" для студентов 1-2 курсов средних специальных учебных заведений.

В работе даны контрольные работы для текущего контроля по дисциплине "Иностранный язык (Английский)" для студентов 1-2 курсов СПО. В работах проверяются: умение работать с текстом, владение ...