Главные вкладки

    Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»
    материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

    Ольга Николаевна Поступинская

    Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог», основные теоретические аспекты дисциплины и практические задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekzamenatsionnyy_material.docx43.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вопросы к экзамену по биологии для специальности «Лаборант-эколог»

    Основные требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся  должен

    уметь:

    • объяснять основные свойства живых организмов;
    • объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
    • объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды
    • объяснять рисунки и схемы учебника, работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
    • объяснять процессы митоза и мейоза, характеризовать сущность полового и бесполого размножения;
    • решать генетические задачи, строить вариационные кривые, работать с учебной литературой;
    • объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленности к условиям окружающей среды
    • сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
    • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека.

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

    знать:

    • особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах;
    • положения клеточной теории, основные функции органоидов, цитоплазмы, особенности строения прокариот, эукариот; химический состав клетки.
    • сущность онтогенеза и филогенеза, значение митоза и мейоза в осуществлении преемственности между поколениями,
    • сущность процессов наследственности и изменчивости, типы скрещиваний, генетическую терминологию, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины.
    • методы селекции растений и животных;
    • центры происхождения культурных растений. Успехи селекционеров, направления биотехнологии.
    • причины, закономерности, движущие силы эволюции
    • основные гипотезы возникновения жизни на Земле
    • основные этапы эволюции человека, человеческих рас
    • структуру вида и экосистем

                                                                           

                         

    Билет 1.

    1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Основные структурные компоненты и органоиды клетки. Сходство и различия клеток эукариот и прокариот.
    2. Селекция как наука. Основные методы селекции. Центры происхождения культурных растений.
    3. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

    Билет 2.

    1. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества клетки.
    2. Эволюция. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.
    3. В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.

    Билет 3

    1. Механизмы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
    2. Уровневая организация жизни. Клеточная теория: основные положения.
    3. Если нуклеотидный состав ДНК: АТТ-ТЦГ-ТАТ, то каким
      должен быть нуклеотидный состав и-РНК?

    Билет 4

    1. Глобальные экологические проблемы, причины их возникновения и пути решения.
    2. Законы наследственности: формулировка и сущность.
    3. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма

    семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

    Билет 5

    1. Генетика как наука. Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гибридизация, моногибридное и дигибридное скрещивание.
    2. Биосфера: состав и функции живого вещества. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов.
    3. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с

    аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином

    (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и

    Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот

    должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

    Билет 6

    1. Экология как наука: предмет, объект экологии, основные понятия. Экологические факторы. Биологический оптимум экосистем.
    2. Основные структурные компоненты клеток, их функции.
    3. Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы и-РНК, образовавшихся на участке гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом: -ААТ-ЦАЦ-ГАТ-ЦЦТ-ТЦТ-АГГ-.

    Билет 7

    1. Живое и неживое вещество биосферы, его функции. Взаимодействие популяций разных видов.
    2. Механизмы эволюционного процесса: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
    3. Определение строения растительной клетки с помощью микроскопа.

    Билет 8

    1. Сообщества и экосистемы. Экологические факторы. Свойства и смена экосистем.
    2. Эволюция. Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции.
    3. У овса иммунность - невосприимчивость к грибковому поражению головней - доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным головней. Определите и укажите на схеме генотипы исходных форм.

    Билет 9

    1. Глобальные изменения в биосфере. Экологическая защита и охрана окружающей среды.
    2. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества клетки, их характеристика и роль в клетках живых организмов.
    3. Определение изменчивости. Построение вариационной кривой (листья растений).

    Билет 10

    1. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы наследственности. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены.

    2.Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности неклеточных форм. Вирусные заболевания, их профилактика. СПИД – проблема человечества.

    3.Определение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

    Билет 11

    1. Индивидуальное развитие организмов. Развитие организма в эмбриональном и постэмбриональном периоде.

    2. Цепи питания. Расход энергии. Биотические факторы. Пищевые взаимоотношения организмов.

    3. Определение приспособленности организмов к среде обитания (экземпляры гербарных или живых растений определенной группы).

    Билет 12

    1. Модификационная изменчивость. Мутации, их свойства и виды.

    2. Деление клетки, мейоз, оплодотворение – основа размножения. Формы размножения организмов.  Биологическое значение митоза и мейоза.

    3. Выявление ароморфозов и адаптации у растений (гербарные материалы цветковых и голосеменных растений).

    Билет 13

    1. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование с полом.

    2. Селекция микроорганизмов, биотехнологии  и генная инженерия. Достижения и основные направления современной селекции.

    3. Определение изменчивости, критериев вида  на сортах культурных растений.

    Билет 14

    1.  Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда.

    2. Вид, структура и критерии вида. Популяции, изменчивость вида и популяций.

    3. Длина фрагмента молекулы ДНК составляет 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте? Длина одного нуклеотида составляет 0,34 нм.

    Билет 15

    1. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры. Строение, функции и роль в клетках живых организмов.

    2. Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека.

    3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как их предотвратить?

    Билет 16

    1. Биогеоценозы и агроценозы, структура и их типы. Отличия агроценоза от биоценоза.

    2. Генетический код. Свойства генетического кода.

    3. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

    Билет 17

    1. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

            2. Поток энергии и цепи питания.

            3. Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.

    Билет 18

            1. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

            2. Биогеохимические процессы в биосфере.

    3. Определение строения растительной клетки с помощью микроскопа.

    Билет 19

    1. Бесполое и половое размножение. Мейоз.

    2. Нуклеиновы кислоты. Структура, виды и функции нуклеиновых кислот.

    3. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Рыжая окраска определяется Хb, а черная – ХВ, гетерозиготные особи имеют черепаховую окраску. От рыжего кота и черной кошки родились два черепаховых и два черных котенка. Определите генотипы родителей, потомства и возможный пол котят. Составьте схему решения задачи.

    Билет 20

    1. Биополимеры. Белки, их строение и функции в клетках живых организмов.

    2. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

    3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с изменением климата? Как их предотвратить?

    Билет 21

    1. Селекция организмов. Методы современной селекции и их значение.

    2. Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина.

    3.Известно, что ген красной окраски плодов у земляники (А) неполно доминирует над геном белой окраски (а). Определите генотип и фенотип потомков, получившихся в результате скрещивания двух гетерозиготных растений с розовыми плодами.

    Билет 22

    1. Развитие организма в эмбриональном и постэмбриональном периоде.

    2. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

    3. Определение модификационной изменчивости разных сортов растений.

    Билет 23

    1. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя.

    2. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

    3. Определение морфологических критериев вида с использованием гербарных материалов и живых растений.

    Билет 24

    1. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

    2. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирусные заболевания и их профилактика.

    3. Какие глобальные изменения на нашей планете могут возникнуть в связи с увеличением площади агроценозов? Как их предотвратить?

    Билет 25

    1. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

    2. Влияние деятельности человека на биосферу. Природоохранная деятельность.

    3. Получение плазмолиза и деплазмолиза в  клетках кожицы лука.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вопросы к экзамену по гражданскому праву

    Вопросы к экзамену по гражданскому праву...

    вопросы к экзамену по Общей экологии 2013

    использовать при подготовке к экзамену...

    Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

    Перечень вопросов к экзамену  4 семестр по МДК.02.01 Организация движения ( по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 18.01.02 (240100.02 ) Лаборант- эколог

    Рабочая  программа учебной практики  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГО ) по профессии среднего  профессионального образования (СПО)...

    Конкурс профессионального мастерства по профессии "Лаборант - эколог"

    В нашем колледже ежегодно проходят недели приуроченные к различным профессиям. И наши лабаранты-экологи не остаются в стороне....

    Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.

    Рабочая программа  профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...