Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Профессия: 18.01.02 (240100.02 ) Лаборант- эколог
    рабочая программа на тему

    Табакова Тамара Карленовна

    Рабочая  программа учебной практики  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГО ) по профессии среднего  профессионального образования (СПО) 18.01.02 (240100.02 ) Лаборант – эколог

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2015g.doc491 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство общего и профессионального образования

    Ростовской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    начального профессионального образования Ростовской области

    профессиональное училище № 36

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    Профессия:  

    18.01.02  (240100.02 )Лаборант- эколог

    г.Шахты

    2015


    Одобрена                                                

     цикловой методической комиссией

    профессионального цикла

    Протокол №______ от _____2014

    Председатель_________

    Утверждаю

    Зам. директора по УПР

    _________Ю.В. Шейдин

    «_____»   __________2014

                                    

    Рабочая  программа учебной практики  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ) по профессии среднего  профессионального образования ( СПО )  

    18.01.02 (240100.02 ) Лаборант – эколог

     ( Утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

    2 августа 2013г. № 916, зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013г. № 29659), положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом     министерства образования и науки РФ № 916 от 2 августа 2013г.

    Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище № 36.

    Разработчик:        Табакова Тамара Николаевна, мастер производственного обучения

    1 категории ГБОУ НПО РО ПУ № 36

    Рецензенты:

    1. ___Крет И.И. преподаватель спец дисциплин

    Ф.И.О., место работы, должность

    1. _______________________________________________________________________

    Ф.И.О., место работы, должность


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    стр.                              

    2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ

    3.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    1. Область применения  программы

    Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии

    18.01.02  (240100.02 ) Лаборант - эколог    в части освоения  квалификаций:

    ПК 1.1 Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

    ПК1.2 Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

    ПК 1.3 Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

    ПК 1.4 Проводить основные лабораторные операции

    ПК 2.1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

    ПК 2.2. Определять концентрации растворов различными способами.

    ПК 2.3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

    ПК 2.4. Определять химические и физические свойства веществ.

    ПК 3.1. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

    ПК 3.2. Проводить качественный и количественный анализ веществ.

    ПК 3.3. Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.

    ПК 3.4. Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой

    продукции.

    ПК 3.5. Осуществлять контроль безопасности отходов производства.

    ПК 3.6. Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.

    ПК 4.1. Снимать показания приборов.

    ПК 4.2. Рассчитывать результаты измерений.

    ПК 4.3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

    ПК 4.4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

    ПК 5.1. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

    ПК 5.2. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

    ПК 5.3. Оказывать первую помощь пострадавшему.

          Программа учебной практики может быть использована для профессиональной подготовки по профессии «Лаборант - эколог», специальности лаборант химического анализа, пробоотборщик 3-4 разряда.

    Уровень образование: среднее профессиональное образование по подготовке квалифицированных рабочих, служащих.


    1. Цели и задачи учебной практики

    С целью  овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессиональных  модулей  должен:

    иметь практический опыт:

    • пользования лабораторной посудой различного назначения;
    • мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;
    • выбора приборов и оборудования для проведения анализов;
    • подготовки для анализа приборов и оборудования;

    • приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;
    • определения концентрации растворов различными способами;
    • отбора и приготовления проб к проведению анализов;
    • определения химических и физических свойств веществ;

    • подбора соответствующих средств и методов анализов в соответствии с типом веществ;
    • проведения качественного и количественного анализа веществ;
    • осуществления дозиметрического и радиометрического контроля внешней среды;
    • оценивания экологических показателей сырья и экологической пригодности выпускаемой продукции;
    • осуществления контроля безопасности отходов производства;
    • контроля работы очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок;

    • снятия показаний приборов;
    • расчета результатов измерений;
    • участия в мониторинге загрязнения окружающей среды;
    • оформления первичной отчетной документации по охране природы;

    • владения приемами техники безопасности при проведении химических анализов;
    • использования первичных средств пожаротушения;
    • оказания первой помощи пострадавшему;

     


      Требования к результатам освоения учебной практики 

    В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности  обучающийся должен уметь:

    ВПД

    ПК

    Требования к умениям

    Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализов

    ПК 1.1

    Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

    Пользоваться лабораторной посудой различного назначения

    Готовить растворы для химической очистки посуды

    Мыть химическую посуду

    Обращаться с лабораторной химической посудой

    Подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов

    Обращаться с химическими реактивами

    ПК 1.2

    Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

    Мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

    Выбор  приборов и оборудования для проведения анализов

    Вести учет проб и реактивов;

    ПК 1.3

    Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

    Подготовка для анализа приборов и оборудования

    Подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов

    Обращаться с химическими реактивами;

    ПК 1.4

    Проводить основные лабораторные операции

    Выпаривание

    Фильтрование

    Измельчение

    Нагревание

    Охлаждение

    Перемещение

    Возгонка

    Приготовление проб и растворов различной концентрации.

    ПК 2.1.

    Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

    ПК 2.2.

    Определять концентрации растворов различными способами.

    ПК 2.3.

    Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

    ПК 2.4.

    Определять химические и физические свойства веществ.

    Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса.

    ПК 3.1.

    Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

    ПК 3.2.

    Проводить качественный и количественный анализ веществ.

    ПК 3.3.

    Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.

    ПК 3.4.

    Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.

    ПК 3.5.

    Осуществлять контроль безопасности отходов производства.

    ПК 3.6.

    Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.

    Обработка и оформление результатов анализа.

    ПК 4.1.

    Снимать показания приборов.

    ПК 4.2.

    Рассчитывать результаты измерений.

    ПК 4.3.

    Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

    ПК 4.4.

    Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

    Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

    ПК 5.1.

    Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

    ПК 5.2.

    Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

    ПК 5.3.

    Оказывать первую помощь пострадавшему

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы

            учебной практики -   348  часов.


    2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ППКРС СПО по основному виду  профессиональной деятельности (ВПД) Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализов, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

    Код

    Наименование результата обучения

    ПК 1.1

    Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

    ПК 1.2

    Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

    ПК 1. 3

    Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

    ПК 1.4

    Проводить основные лабораторные операции

    ПК 2.1.

    Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

    ПК 2.2.

    Определять концентрации растворов различными способами.

    ПК 2.3.

    Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

    ПК 2.4.

    Определять химические и физические свойства веществ.

    ПК 3.1.

    Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

    ПК 3.2.

    Проводить качественный и количественный анализ веществ.

    ПК 3.3.

    Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.

    ПК 3.4.

    Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.

    ПК 3.5.

    Осуществлять контроль безопасности отходов производства.

    ПК 3.6.

    Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.

    ПК 4.1.

    Снимать показания приборов.

    ПК 4.2.

    Рассчитывать результаты измерений.

    ПК 4.3.

    Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

    ПК 4.4.

    Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

    ПК 5.1.

    Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

    ПК 5.2.

    Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

    ПК 5.3.

    Оказывать первую помощь пострадавшему

    ОК 1.

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

    ОК 2.

    Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

    ОК 3.

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей  работы

    ОК 4.

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

    ОК 5.

    Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

    ОК 6.

    Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами


    3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    Коды профессиональных компетенций

    Наименования разделов профессионального модуля и тем учебной практики

    Всего часов

    1

    2

    3

    ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

    ПК 1.1

    Раздел 1.  Освоение навыков подготовки и использования химической посуды

    6

    Тема1. 1.  Выполнение подготовительных работ при использовании, мытье и сушки  лабораторной посуды различного типа

    6

    ПК 1.2

    Раздел 2. Назначение и устройство лабораторного оборудования

    18

    Тема 2.1. Выбор приборов и оборудования для проведения анализов

    6

    Тема 2.2. Подготовка приборов и оборудования для проведения анализов

    6

    Тема 2.3. Ведение учета  проб и реактивов

    6

    ПК 1.3

    Раздел 3. Подготовка для анализа приборов и оборудования

    6

    Тема 3.1. Подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов

    6

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего:

    36

    ПМ.02 Приготовление проб и растворов различной концентрации.

    ПК 2.1.

    Раздел 1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

    42

    Тема1. 1.  Растворы, классификация растворов

    6

    Тема1.2. Приготовление растворов с заданной концентрацией

    6

    Тема1.3. Приготовление растворов разбавлением

    6

    Тема1.4. Упаривание, смешивание растворов

    6

    Тема1.5. Приготовление точного раствора кислот

    6

    Тема1.6. Приготовление точного раствора щелочи

    6

    Тема1.7. способы приготовления стандартных растворов для титрования

    6

    ПК 2.2.

    Раздел 2. Определять концентрации растворов различными способами.

    72

    Тема 2.1. Определение концентрации растворов различными способами

    6

    Тема 2.2. Растворимость веществ в воде

    6

    Тема 2.3. Растворение – физико  - химический процесс

    6

    Тема 2.4. определение массовой доли растворенного вещества через определение плотности

    6

    Тема 2.5. приготовление пересыщенного раствора

    6

    Тема 2.6. Определение концентрации титрованием

    6

    Тема 2.7. Использование стандарт титров для приготовление раствора заданной концентрации

    6

    Тема 2.8.Установка титра раствора хлороводородной кислоты

    6

    Тема 2.9. приготовление концентрированных растворов из разбавленных упариванием

    6

    Тема 2.10. Зависимость растворимости от температуры

    6

    Тема 2.11. вычисление растворимости соли при указанной температуре

    6

    Тема 2.12. Изменение окраски вещества при растворении

    6

    ПК 2.3.

    Раздел 3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

    42

    Тема 3.1. Ознакомление с приборами и приспособлениями для отбора различных проб

    6

    Тема 3.2. Виды и способы взятия проб

    6

    Тема 3.3. отбор проб пресноводных вод из рек и водопровода

    6

    Тема 3.4. отбор проб воды из атмосферных осадков

    6

    Тема 3.5. Отбор сточных вод. Экскурсия на очистные сооружения

    6

    Тема 3.6. Отбор проб твердых веществ, измельчение, смешивание

    6

    Тема 3.7. Консервирование и хранение проб

    6

    ПК 2.4.

    Раздел 4. Определять химические и физические свойства веществ.

    24

    Тема 4.1. Физико-химические методы исследования свойств веществ

    6

    Тема 4.2. Определение общего содержания железа в силикатных породах

    6

    Тема 4.3. Определение основных компонентов в почвенной вытяжке

    6

    Тема 4.4. Определение марганца при анализе сплавов

    6

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего:

    186

    ПМ. 03 Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса.

    ПК 3.1.

    Раздел 1. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

    12

    Тема1. 1. Основы промышленной экологии

    6

    Тема 1.2. Воздействие минералов и химических элементов на живую природу

    6

    ПК 3.2.

    Раздел 2. Проводить качественный и количественный анализ веществ.

    12

    Тема 2.1. Производственный эколого-аналитический контроль

    6

    Тема 2.2. Экологическое значение химических элементов

    6

    ПК 3.3.

    Раздел 3. Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.

    12

    Тема 3.1. Устройство и правила эксплуатации дозиметрических и радиометрических приборов

    6

    Тема 3.2 Микроклимат помещений

    6

    ПК 3.4.

    Раздел 4. Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.

    12

    Тема 4.1. Экологическая пригодность сырья и выпускаемой продукции

    6

    Тема 4.2. Расчет экологических показателей загрязнения помещений и оборудования

    6

    ПК 3.5.

    Раздел 5. Осуществлять контроль безопасности отходов производства.

    12

    Тема 5.1. Способы использования и переработки отходов производства

    6

    Тема 5.2. Показатели безопасности отходов производства

    6

    ПК 3.6.

    Раздел 6. Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.

    6

    Тема 6.1. Организация  предотвращения и очистки промышленных выбросов

    6

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего:

    72

    ПМ. 04 Обработка и оформление результатов анализа.

    ПК 4.1.

    Раздел 1. Снимать показания приборов.

    12

    Тема1. 1.  Методика выполнения измерений и снятия показания приборов

    6

    Тема1. 2. Проводить первичную и математическую обработку экспериментальных данных

    6

    ПК 4.2.

    Раздел 2. Рассчитывать результаты измерений.

    6

    Тема 2.1. Расчёт результатов измерений и оформление протокола анализа согласно нормативной документации

    6

    ПК 4.3.

    Раздел 3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

    6

    Тема 3.1. . Мониторинг состояния окружающей среды

    6

    ПК 4.4.

    Раздел 4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

    6

    Тема 4.1. Организационные документы производственного экологического контроля.

    6

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего:

    36

    ПМ. 05 Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

    ПК 5.1.

    Раздел 1. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

    6

    Тема1. 1. Использование нормативной документации на предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе, рабочей зоне, воде, почве

    6

    ПК 5.2.

    Раздел 2. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

    6

    Тема 2.1.Обращение с первичными средствами защиты пожаротушения

    6

    ПК 5.3.

    Раздел 3. Оказывать первую помощь пострадавшему

    6

    Тема 3.1.Нейтрализация и регенирование  слив химических реактивов

    6

    Всего:

    18

    Всего часов :

    348


    3.2. Содержание учебной практики  

    Наименование разделов профессионального модуля  и тем учебной практики

    Содержание учебно-производственных работ

    Объем часов

    Уровень усвоения

    1

    2

    3

    ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования

    Раздел 1.  Освоение навыков подготовки и использования химической посуды

    Элементарные сведения о  работе со стеклом

    6

    Тема1. 1.  Выполнение подготовительных работ при использовании, мытье и сушки  лабораторной посуды различного типа

    Содержание:

    6

    1

    Безопасные условия труда, пожарная безопасность в химической лаборатории.

    Лабораторная посуда, назначение, классификация, устройство, правила обращения.

    Подготовка, мытье и сушка лабораторной посуды различного типа в соответствии с требованиями химического анализа.

    6

    2

    Раздел 2. Назначение и устройство лабораторного оборудования

    18

    Тема 2.1. Выбор приборов и оборудования для проведения анализов

            Содержание:

    6

    2

    Основные лабораторные операции: назначение, методы, способы, техника проведения, применяемое оборудование, безопасность труда

    6

    2

    Тема 2.2. Подготовка приборов и оборудования для проведения анализов

    Содержание:

    6

    3

    Виды, назначение, устройство, правила обращения. Правила безопасности при работе с оборудованием

    6

    2

    Тема 2.3. Ведение учета  проб и реактивов

    Содержание:

    6

    4

    Складское хозяйство: назначение, организация, устройство, оборудование, документация.

    6

    2

    Раздел 3. Подготовка для анализа приборов и оборудования

    12

    Тема 3.1. Подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов

            Содержание:

    12

    5

    Правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов:

    Общие приемы сборки лабораторных установок 

    Основные элементы лабораторных установок

    6

    2

    6

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    2

    Всего:

    36

    ПМ.02 Приготовление проб и растворов различной концентрации.

    Объем часов

    Уровень усвоения

    Раздел 1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

    42

    Тема1. 1.  Растворы, классификация растворов

    Содержание:

    42

    1

    Растворимость веществ в воде. Свойства растворов Водные и неводные растворы. Роль растворов в промышленности, физиологическое значение растворов

    6

    2

    Тема1.2. Приготовление растворов с заданной концентрацией

    2

    Растворение – физико-химический процесс (тепловые эффекты, изменение окраски веществ при растворении).

    6

    Тема1.3. Приготовление растворов разбавлением

    3

    Вычисление растворимости соли при указанной температуре

    6

    Тема1.4. Упаривание, смешивание растворов

    4

    Зависимость растворимости от температуры. Построение кривой растворимости

    6

    Тема1.5. Приготовление точного раствора кислот

    5

    Приготовление раствора кислоты с заданной молярной или молярной концентрацией эквивалента

    6

    Тема1.6. Приготовление точного раствора щелочи

    6

    Массовая доля растворенного вещества. Расчеты при приготовлении растворов процентной концентрации (щелочей).

    6

    Тема1.7.Способы приготовления стандартных растворов для титрования

    7

    Использование стандарт титров для приготовления раствора заданной концентрации

    Определение концентрации раствора титрованием

    6

    Раздел 2. Определять концентрации растворов различными способами.

    72

    Тема 2.1. Определение концентрации растворов различными способами

    Содержание:

    72

    8

    Определение массовой доли растворенного вещества через определение плотности раствора

    6

    3

    Тема 2.2. Растворимость веществ в воде

    9

    Водные и неводные растворы. Роль растворов в промышленности, физиологическое значение растворов

    6

    Тема 2.3. Растворение – физико  - химический процесс

    10

    Диспергирование, приборы и методы диспергирования веществ.  Растворение как физико-химический процесс

    6

    Тема 2.4. Определение массовой доли растворенного вещества через определение плотности

    11

    Приготовление раствора с заданной концентрацией раствора с использованием справочных материалов (зависимость плотности раствора от массовой доли растворенного вещества.)

    6

    Тема 2.5. Приготовление пересыщенного раствора

    12

    Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов

    6

    Тема 2.6. Определение концентрации титрованием

    13

    Закон эквивалентов. Определение концентрации раствора титрованием

    6

    Тема 2.7. Использование стандарт титров для приготовление раствора заданной концентрации

    14

    Титр раствора Титр по растворенному веществу титр по определяемому веществу

    6

    Тема 2.8.Установка титра раствора хлороводородной кислоты

    15

    Приготовление градуированных растворов хлористого натрия

    6

    Тема 2.9. Приготовление концентрированных растворов из разбавленных упариванием

    16

    Упаривание, разбавление, концентрирование, смешивание растворов.

    6

    Тема 2.10. Зависимость растворимости от температуры

    17

    Зависимость растворимости от температуры. Построение кривой растворимости

    6

    Тема 2.11. вычисление растворимости соли при указанной температуре

    18

    Переход из одних способов выражения концентраций к другим (расчетная работа).

    6

    Тема 2.12. Изменение окраски вещества при растворении

    19

    Классификация веществ по растворимости: растворимые, малорастворимые и нерастворимые. Зависимость растворимости от природы вещества, растворителя и температуры.

    6

    Раздел 3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

     

    42

    Тема 3.1. Основы

    пробоотбора

    Содержание:

    42

    20

    Приборы и приспособления для отбора проб и их хранения. Цели, задачи пробоотбора

    6

    4

    Тема 3.2. Виды и способы взятия проб

    21

    Классификация проб. Общие принципы, выбор схемы и способа отбора проб.

    6

    Тема 3.3. Отбор проб пресноводных вод из рек и водопровода

    22

    Отбор проб природных вод. Отбор из рек и ручьев. Отбор из родников, колодцев, колодцев, скважин, водохранилищ, прудов и дренажей. Отбор проб на водопроводных станциях, из сети и водопроводных кранов

    6

    Тема 3.4. Отбор проб воды из атмосферных осадков

    23

    Отбор проб дождевой воды, снега и льда. Отбор проб атмосферных осадков. Отбор месячных проб атмосферных выпадений тяжелых металлов.

    6

    Тема 3.5. Отбор сточных вод. Экскурсия на очистные сооружения

    24

    Отбор проб для определения микрокомпонентов. Отбор проб для определения органических веществ. Способы консервирования и сроки анализа проб воды. Отбор проб полужидких материалов

    6

    Тема 3.6. Отбор проб твердых веществ, измельчение, смешивание

    25

    Отбор проб твердого топлива. Пробоотбор бытовых и индустриальных отходов.

    6

    Тема 3.7. Консервирование и хранение проб

    26

    Правила хранения проб. Транспортировка проб правила ТБ при перевозке и хранении проб

    6

    Раздел 4. Определять химические и физические свойства веществ.

    30

    Тема 4.1. Физико-химические методы исследования свойств веществ

    Содержание:

    30

    27

    Вещество и его состояние. Обусловленность – строение – физико химические свойства вещества Физические свойства: экстенсивные (зависящими от количества вещества: масса, объем) и интенсивные (не зависящими от количества: цвет, плотность).

    6

    4

    Тема 4.2. Определение общего содержания железа в силикатных породах

    28

    Группа оптических методов химического анализа, основанных на измерении оптических свойств компонентов: атомно-эмиссионный, пламенно-фотометрический, атомно-абсорбционный, фотоколориметрический,.

    6

    Тема 4.3. Определение основных компонентов в почвенной вытяжке

    29

    Группа электрохимических методов химического анализа, основанных на измерении электрических свойств компонентов: потенциометрический, вольтамперометрический, кулонометрический, кондуктометрический;

    6

    Тема 4.4. Определение марганца при анализе сплавов

    30

    Группа хроматографических методов химического анализа, основанных на измерении оптических или теплофизических или электрических свойств компонентов: газовая хроматография, жидкостная хроматография, ионная хроматография и др.

    6

    31

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего:

    186

    ПМ. 03 Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса.

    72

    Раздел 1. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

    12

    Тема1. 1. Основы промышленной экологии

    Содержание:

    12

    32

    Система природоохранных норм и нормативов. Здоровье и среда обитания. предельно-допустимые экологические нагрузки (ПДЭН). Виды норм и нормативов качества окружающей среды. Разработка нормативов вредных выбросов и контроль содержания загрязняющих веществ в окружающей среде.  

    6

    3

    Тема 1.2. Воздействие минералов и химических элементов на живую природу

    33

    Основные источники загрязнения атмосферы Влияние атмосферных загрязнений на окружающую среду и здоровье населения. Показатели качества атмосферы и особенности ее загрязнения Нормативы качества воздуха. ПДК разовые и суточные. Эффект суммации действия.

    6

    Раздел 2. Проводить качественный и количественный анализ веществ.

    12

    Тема 2.1. Производственный эколого-аналитический контроль

    Содержание:

    12

    34

    Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

    Основные источники загрязнения окружающей среды Влияние хозяйственной деятельности тяжелой промышленности. Транспортно-дорожный комплекс. Жилищно-коммунальное хозяйство. Сельское хозяйство..

    6

    4

    Тема 2.2. Экологическое значение химических элементов

    35

    Основные источники загрязнения почв

    Нормирование и контроль загрязнения почв. Оценка опасности загрязнения почв. Принципы гигиенического нормирования ПДК вредных веществ в почве. Оценка уровня загрязнения почв, коэффициент концентрации химического элемента, суммарный показатель загрязнения.

    6

    Раздел 3. Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.

    12

    Тема 3.1. Устройство и правила эксплуатации дозиметрических и радиометрических приборов

    Содержание:

    12

    36

    Радиоактивность  Виды ионизирующих излучений Пути воздействия излучений на организм Зависимость доза-эффект Процессы, происходящие в биологических тканях Острые эффекты и отдаленные последствия. Медицинские аспекты облучения

    6

    3

    Тема 3.2 Микроклимат помещений

    37

    Классификация инфразвука, воздействующего на человека. Основные источники инфразвука. Эффекты влияния инфразвуковых полей на человека. Действующие нормативные документы по инфразвуковому облучения населения. Средства контроля. Мероприятия по снижению влияния инфразвука

    6

    Раздел 4. Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.

    12

    Тема 4.1. Экологическая пригодность сырья и выпускаемой продукции

    Содержание:

    12

    38

    Экологические и социальные аспекты безопасности  сырья и продуктов: питания

    Аналитические методы определения свойств сырья на примере анализа молока и молочных продуктов, хлорида натрия в колбасах, сырой клетчатки в овощах, содержания таннина в чае, качественного состава майонезов

    6

    4

    Тема 4.2. Расчет экологических показателей загрязнения помещений и оборудования

    39

    Основные законы РФ, регламентирующие безопасность помещений и оборудования, правовую базу природоохранной деятельности . Химическая природа и виды основных загрязнителей помещений и оборудования.

    6

    Раздел 5. Осуществлять контроль безопасности отходов производства.

    12

    Тема 5.1. Способы использования и переработки отходов производства

    Содержание:

    12

    40

     Использование сточных вод Замкнутые водооборотные циклы

    Классификация технологических приемов очистки сточных вод при различных видах загрязнителей: от твердых частиц, от маслопродуктов, от растворимых примесей.

    6

    4

    Тема 5.2. Показатели безопасности отходов производства

    41

    Организация обращения и учета отходов. Образование отходов Сбор и  учет отходов

    Размещение отходов Использование и обезвреживание отходов Перевозка отходов.

    6

    Раздел 6. Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.

    6

    Тема 6.1. Организация  предотвращения и очистки промышленных выбросов

    Содержание:

    6

    42

    Перспективные технологии по предотвращению выбросов в атмосферу: предварительная термоподготовка топлива, рециркуляция тепловых и материальных потоков в технологических схемах, модернизация методов пыле-и газоулавливания, усовершенствование технологических процессов.

    6

    4

    43

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего

    72

    ПМ. 04 Обработка и оформление результатов анализа.

    36

    Раздел 1. Снимать показания приборов.

    12

    Тема1. 1.  Методика выполнения измерений и снятия показания приборов

    Содержание:

    12

    44

    ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений"

    Принцип действия и правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов

    6

    4

    Тема1. 2. Проводить первичную и математическую обработку экспериментальных данных

    45

    Снятие показаний с приборов  Решение расчетных задач экологического содержания (расчет ПДК загрязнителей  конкретного предприятия)Вычисление средней арифметической и среднего квадратичного отклонения суммарного ряда

    6

    Раздел 2. Рассчитывать результаты измерений.

    6

    Тема 2.1. Расчёт результатов измерений и оформление протокола анализа согласно нормативной документации

    Содержание:

    6

    46

    Нормативные документы:Первичная учетная документация:

    • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
    • ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
    • ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,

    Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

    • журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,
    • журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

    Первичная учетная документация:

    • № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»,
    • № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений».

    6

    Раздел 3. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

    6

    Тема 3.1. . Мониторинг состояния окружающей среды

    Содержание:

    6

    47

    Объекты мониторинга. Экологически опасные факторы: биотические, абиотические и антропогенные. Стандарты качества окружающей среды         Классификация видов мониторинга. Фоновый мониторинг. Блок - схема мониторинга

    Системы мониторинга: локальная, региональная, национальная и глобальная (общие понятия).Масштабы проведения мониторинга окружающей среды в Российской Федерации

    6

    4

    Раздел 4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

    Тема 4.1. Организационные документы производственного экологического контроля.

    Содержание:

    6

    48

    Документы по организации экологической службы предприятия

    Должностные инструкции работников занятых в сфере охраны ОС

    Обосновывающая документация Разрешительная документация

    Организационно-распорядительная документация Плановая документация

    Договорная документация, Отчётная документация 

    49

    Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

    6

    Всего:

    36

    ПМ. 05 Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

    Раздел 1. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

    6

    Тема1. 1. Использование нормативной документации на предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе, рабочей зоне, воде, почве

    Содержание:

    6

    50

    Нормативные документы:

    • проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
    • норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам (разрешение на сброс загрязняющих веществ) при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

    паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городско

    6

    Раздел 2. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

    6

    Тема 2.1.Обращение с первичными средствами защиты пожаротушения

    Содержание:

    6

    51

    Пожарная безопасность. Причины возникновения, средства пожаротушения, обязанности и действия персонала при возникновение пожара.

    6

    Раздел 3. Оказывать первую помощь пострадавшему

    6

    Тема 3.1.Нейтрализация и регенирование  слив химических реактивов

    Содержание:

    6

    52

    Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях в химической лаборатории, на производстве. Утилизация использованных растворов и реактивов. Способы регенерации химических реактивов . Сдача хим.реактивов на склад.

    6

    Всего:

    18

    Всего часов:

    348


    4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    4.1. Требования к  материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной практики предполагает наличие химической лаборатории для подготовки лаборанта – эколога, учебных кабинетов химии, безопасности жизнедеятельности, интернет-кабинета.

    Оборудование химической лаборатории:

    • -посадочные места по количеству обучающихся;
    •  рабочее место преподавателя;
    •  комплект учебно-методических пособий
    • приборы (демонстрационные и лабораторные - для самостоятельной работы обучающихся);
    • -лабораторные принадлежности;
    •  химическая посуда (для демонстрационных и выполнения лабораторных опытов);
    • пособия на печатной основе (справочные таблицы, технологические карты, дидактические материалы, и т.д.);

    Технические средства обучения:

    - компьютер.

    Оборудование химической лаборатории:

    по количеству обучающихся:

    • столы  для проведения химического анализа
    • набор химической посуды различного назначения
    • весы электрические
    • рН метр
    • прибор  для автоматического титрования


    4.2. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники:

    Б. М. Гайдукова, С. В. Харитонов. Техника и технология лабораторных работ

    серия: Начальное профессиональное образование. Издательство: Академия, 2006 г.

    Дополнительные источники:

    1. П.И. Воскресенский Техника лабораторных работ М.. Издательство: «Химия» 1973
    2. Степин Б.Д Техника лабораторного эксперимента в химии М. Химия 1999
    3. Коростелев П.П. Лабораторная техника химического анализа. М Химия 1997

    Интернет ресурсы…

    http://www.ecoindustry.ru/global/control.html  Научно практический журнал «Экология производства»


    4.3.Общие требования к организации образовательного процесса

    Учебная практика по профессиональным модулям ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.05 проводится в учебной лаборатории. Изучение материала по профессиональному модулю ПМ.01 следует начинать с темы «Виды химической посуды и химических реактивов», по ПМ.02. – «Классификация растворов и способов выражения их концентрации»; по ПМ.03. - «Качественный анализ»; по ПМ.04. – «Основы метрологии»; по ПМ.05. – «Безопасность труда при эксплуатации общезаводского и лабораторного оборудования». В рамках учебной практики мастером производственного обучения проводятся лабораторные работы, характер, содержание и сложность которых обеспечивает освоение обучающимися соответствующих профессиональных компетенций. В пределах часов, отведенных учебным планом на учебную практику, мастер производственного обучения вправе варьировать порядок изучения подтем, если это целесообразно и обеспечивает более высокое качество подготовки выпускника.

    Производственная практика проходит на рабочих местах в лабораториях ОАО «ТЭЦ», других предприятий города.

    По окончанию изучения данных профессиональных модулей для обучающихся проводится экзамен квалификационный.

    Уровень квалификации по профессии присваивается в совокупности после освоения профессиональных модулей:

    - ПМ.01. “Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования”,

    - ПМ.02. “Приготовление растворов различной концентрации”,

    - ПМ.03. “Выполнение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа”,

    - ПМ.04. “Обработка и оформление результатов анализа”,

    - ПМ.05. “Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности”, которые обеспечивают освоение всех видов профессиональной деятельности, предусмотренных стандартом СПО по профессии 18.01.02 (240700.01) Лаборант - эколог.

    В процессе государственной итоговой аттестации обучающиеся выполняют на рабочих местах выпускную практическую квалификационную работу.

    4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 5-6 квалификационного  разряда по профессии с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


    5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

    Контроль  и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения проверочных практических работ. В результате освоения учебной практики в рамках профессионального модуля обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.

    Результаты

    (освоенные профессиональные компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    ПК.1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения

    - прочные знания о видах, назначении и правилах работы с лабораторной посудой, приборами и оборудованием;

    - обоснованный выбор и правильное использование лабораторной посуды в соответствии с методикой проведения анализов;

    Текущий контроль:

    - устный опрос;

    - лабораторные работы;

    - практические работы на учебной практике;

    Промежуточный контроль:

    - практическая зачетная работа;

    - ДЗ по МДК;

    ПК.1.2. Мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа

    - прочные знания о способах мытья и сушки лабораторной посуды в соответствии с требованиями химического анализа, способах подготовки растворов для мытья посуды;

    - выполнение мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями методики проведения анализа и требованиями техники безопасности.

    ПК.1.3.Выбирать приборы и оборудования для проведения анализов

    - точное представление об используемом оборудовании, приборах, используемых при проведении анализов;

    - осуществление точного выбора приборов и оборудования для проведения фильтрования под вакуумом, при атмосферном давлении, возгонки, дистилляции, экстракции, перекристаллизации.

    ПК.1.4. Подготавливать для анализа приборы и оборудование

    - правильная подготовка и сборка лабораторных установок для анализов и синтезов

    ПК.1.5. Подготавливать к работе основное и вспомогательное оборудование

    - проверка и подготовка к работе электронагревательных приборов: водяных и песочных бань, колбонагревателей, сушильных шкафов и муфельных печей

    - проверка и настройка аналитических и техно-химических весов

    ПК.2.1. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

    - Получение растворов указанной концентрации путем смешивания растворов различной концентрации; смешивание растворов по правилу “Креста”;

    - правильное приготовление растворов с массовой концентрацией, выраженной в процентах, молярной концентрацией, молярной концентрацией эквивалента, моляльной концентрации в соответствии с методиками и выполнением правил безопасной работы

    Текущий контроль:

    - устный опрос;

    - лабораторные работы;

    - практические работы на учебной практике; Промежуточный контроль:

    - практическая зачетная работа;

    - ДЗ по МДК;

    - экзамен квалификационный

    ПК.2.2. Определять концентрации растворов различными способами.

    - точное установление титра и концентрации растворов методом пипетирования и отдельных навесок, титрованием;

    - точное определение и измерение плотности приготовленных растворов с помощью ареометров;

    ПК.2.3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

    - правильный отбор и подготовка жидких проб для проведения анализов: растворов кислот и щелочей, железного купороса, исходных вод и химически-очищенных вод, конденсатов, сточных вод, питательной воды в соответствии с требованиями методики проведения анализа

    ПК.3.1. Подготавливать пробу к анализам.

    - прочные знания видов, способов и техники выполнения отбора проб, требований, предъявляемых к их качеству;

    - правильность выбора оборудования для проведения отбора проб в соответствии с выбранной методикой анализа;

    - точность подготовки пробы к анализу в соответствии с методикой его проведения и правильное оформление необходимой документации.

    Текущий контроль: Устный опрос, письменные самостоятельные работы, лабораторные работы, практические работы по учебной и производственной практике.

    Промежуточный контроль: зачет по учебной, производственной практикам, ДЗ по МДК, экзамен квалификационный

    ПК.3.2. Устанавливать градуировочную характеристику для химических и физико-химических методов анализа.

    - прочные знания о назначении, классификации, требованиям, предъявляемым к химико-аналитическим лабораториям и основным операциям, проводимым в них;

    - представление о нормативно -технической документации по выполнению анализа химическими и физико-химическими методами;

    - верность и точность установки градуировочной характеристики для химических и физико-химических методов анализа

    Текущий контроль: Устный опрос, письменные самостоятельные работы, лабораторные работы, практические работы по учебной и производственной практике.

    Промежуточный контроль: зачет по учебной, производственной практикам, ДЗ по МДК, экзамен квалификационный

    ПК.3.3. Выполнять анализы в соответствии с методиками.

    - прочные знания об оборудовании, приборах, установках, используемых при проведении анализа веществ и правила безопасной их эксплуатации;

    - проведение качественного, количественного анализа веществ химическими и физико-химическими методами в соответствии с технологическими инструкциями;

    - аргументированность выбора методики для проведения анализа;

    - предоставление достоверной и своевременной информации по результатам анализа.

    Текущий контроль: Устный опрос, письменные самостоятельные работы, лабораторные работы, практические работы по учебной и производственной практике.

    Промежуточный контроль: зачет по учебной, производственной практикам, ДЗ по МДК, экзамен квалификационный

    ПК.4.1. Снимать показания приборов.

    - правильность и точность снятия показаний приборов

    Текущий контроль: Устный опрос, письменные самостоятельные работы, практические работы по МДК и производственной практике.

    Промежуточный контроль: зачет по производственной практике, ДЗ по МДК, экзамен квалификационный

    ПК.4.2. Рассчитывать результаты измерений.

    - четкие представления об основах метрологии, видах измерений и методике расчета;

    - правильность в соблюдении алгоритма и точность расчетов результатов измерений согласно методикам выполнения анализов;

    - правильность первичной и математической обработки экспериментальных данных, полученных в результате

    ПК.4.3. Рассчитывать погрешность результата анализа.

    - четкие представления о видах погрешностей в ходе выполнения расчета результата анализа;

    - точность в определении погрешностей расчета результата анализа.

    ПК.4.4. Оформлять протоколы анализа.

    - прочные знания о видах, структуре и правилах заполнения проколов анализа;

    - правильность и качество оформления протоколов анализа согласно нормативной документации предприятия;

    ПК.5.1. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

    - прочные знания основ техники безопасности, промышленной и произвосдтвенной санитарии, основ пожарной профилактики;

    - выполнение работ по химическому и спектральному анализу материалов в соответствии с требованиями инструкций по ТБ, ОТ, промышленной, производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности

    Текущий контроль: Устный опрос, письменные самостоятельные работы, практические работы по МДК и производственной практике.

    Промежуточный контроль: зачет по производственной практике, ДЗ по МДК, экзамен квалификационный

    5.2. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

    - прочные знания основ пожарной профилактики, средств и методов тушения пожаров и возгораний, возникающих на производстве;

    - аргументированный выбор средств первичного тушения пожара;

    - правильное использование огнетушителей при тушении возгораний и пожаров

    Оказывать первую помощь пострадавшему.

    - прочные знания правил оказания доврачебной помощи пострадавшему в результате несчастного случая на производстве;

    - правильное проведение первичной доврачебной помощи пострадавшему в зависимости от вида поражения.


    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

    \

    Результаты

    (освоенные общие

    компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и

    методы

    контроля и оценки

    ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес

    Участие в  конкурсах, тематических вечерах.

    Интерпретация результатов наблюдений  за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

    ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

    Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области

    пользования лабораторной посудой различного назначения;

    мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;

    выбора приборов и оборудования для проведения анализов;

    подготовки для анализа приборов и оборудования;

    • оценка эффективности и качества выполнения работы;

    ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,  оценку и  коррекцию собственной деятельности. Нести ответственность за результаты своей работы.

    Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области выбора приборов и оборудования для проведения практических работ;

    • подготовки для анализа приборов и оборудования;
    • - оценка эффективности и качества выполнения;

    ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

    Эффективный поиск необходимой информации;

    использование различных источников включая электронные.

    ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

    Использование Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности..

    ОК 6 .Работать  в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

    Взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами в ходе обучения;

    объективная оценка собственной деятельности и членов команды;

    предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций.

    четкое выполнение распоряжения и задания руководителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"

    Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....

    Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

    Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

    Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

    Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

    Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по ...

    Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .

    Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...

    Рабочая программа учебной дисциплины Химические основы экологии

    Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир

    Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования,...