Рабочая программа учебной дисциплины Химические основы экологии
рабочая программа по теме

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий (УГНП) 20.00.00) «Техносферная безопасность и природообустройство».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_osnovy_ekologii_programma.doc499 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» 

СОГЛАСОВАНО

Директор Федерального государственного

бюджетного учреждения «Центр

лабораторного анализа и технических измерений»

ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО"

_____________ __________ С.П.Курышкин                            

«___»___________20___г.        

г                                                                                                            

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

Санкт-Петербургского государственного

бюджетного образовательного учреждения

«Пожарно-спасательного колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Протокол №__ от «___»___201_ г.

Утверждаю

председатель Педагогического Совета  

Директор «Санкт-Петербургского  Пожарно-спасательного колледжа»

                    _______________Ю.А. Пивненко

 «____»___________________________201_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химические основы экологии

(базовая подготовка)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ  2016

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий (УГНП) 20.00.00) «Техносферная безопасность и природообустройство».

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Разработчики:

 Шилова Н.К. кандидат биологических наук, преподаватель СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Рассмотрено на заседании предметно- цикловой комиссии 

«Рациональное использование природохозяйственных комплексов»  

 

«___»____________20_______


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химические основы экологии (базовая подготовка)

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

Программа учебной дисциплины может быть использована  для подготовки в СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» квалифицированных специалистов среднего звена по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, а также для разработки программы учебной дисциплины в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 20.02.01  Рациональное использование природохозяйственных комплексов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Целями изучения учебной дисциплины «Химические основы экологии» являются: освоение знаний, законов и теорий для разработки современных технологий и их внедрения в производство с учетом экологических задач;

 - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения химических явлений и свойств веществ; для оценки роли химии в развитии экономически и энергетически выгодных процессов, разработки безотходных технологий, получении современных экологически безопасных нанопродуктов и материалов;

-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве, в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов соединений с объектами окружающей среды;

составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов, протекающих в окружающей среде;

проводить практические расчеты изучаемых химических явлений;

составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов органических соединений с объектами окружающей среды;

проводить практические расчеты изучаемых химических явлений; выполнять эксперимент, оформлять результаты эксперимента

знать:

закономерности химических превращений веществ,

взаимосвязь состава, структуры, свойств и реакционной способности веществ и соединений;

экологические свойства химических элементов и их соединений;

роль химических процессов в охране окружающей среды;

новейшие открытия химии  и перспективы использования их в области охраны окружающей среды;

основные понятия реакционной активности органических соединений, зависимость физических и химических свойств углеводородов и их производных от состава и структуры их молекул;

физические и химические свойства органических соединений, классификацию, номенклатуру, генетическую связь и свойства генетических рядов органических соединений;

физические и химические методы исследований свойств органических соединений, экологическую опасность органических соединений различных классов,

1.4. Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций

Код

Наименование компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентировать в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1.

Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 1.2.

Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

ПК 1.3.

Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий.

ПК 1.4.

Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий.

ПК 2.1.

Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях.

ПК 2.2.

Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях.

ПК 3.3

Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов.

ПК 3.4.

Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  357 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  238  часов; самостоятельной работы обучающегося  119  часов.

1.6        Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:

В разделе «Введение» - добавлен 1 час для освоения понятия «экологический  химический фактор»

В разделе 1 «Неорганическая химия» по теме 1.1. «Теоретические основы химии» - добавлено 10 часов для более качественной подготовки студентов в области определения типов химических реакций.  выполнения эксперимента, а также оформления результатов эксперимента.

В разделе 1. «Неорганическая химия» по  теме 1.2. «Неметаллы и их соединения» добавлено 4 часа для усвоения и закрепления алгоритмов решения расчетных задач

В разделе 1. «Неорганическая химия» по теме 1.3. «Металлы и их соединения»  добавлено 4 часа для овладения навыками проведения эксперимента

 В разделе 2 «Органическая химия» по теме 2.1. «Строение органических соединений» добавлено 2 часа для лучшего усвоения строения органических соединений

В разделе 2 Органическая химия » по теме 2.3. «Химия нефти и нефтепродуктов» добавлено 6 часов для понимания экологической опасности при переработке нефти, газа и каменного угля и снижения выбросов в окружающую среду

В разделе 2» Органическая химия» по теме. 2.4. «Функциональные производные углеводородов» добавлены 4 часа для  усвоения и закрепления алгоритмов решения расчетных задач

 В разделе 2 «Органическая химия» по теме 2.5. «Элементы биохимии» добавлены 2 часа практических занятий для изучения структуры белков.

В разделе 3  «Физическая химия» по теме 3.1. «Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний» добавлены 2 часа практических занятий для решения задач на газовые законы.

В разделе 3 «Физическая химия» по теме 3.2. «Основы химической термодинамики добавлены 2 часа практических занятий для решения задач по вычислению тепловых эффектов.

В разделе 3 «Физическая химия» по теме 3.3.» Химическая кинетика. Химическое равновесие». добавлены 2 часа практических занятий для решения задач по  определение констант равновесия.

В разделе 3 «Физическая химия» по теме  3.5. «Растворы» добавлены 2 часа практических занятий для изучения процессов осмоса.

В разделе 4 «Основы коллоидной химии » по теме 4.2. «Кинетические и оптические свойства свободнодисперсных систем» добавлены 2 часа практических занятий для изучения  строения двойного электрического слоя. Общее количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины: 43 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

357

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

238

в том числе:

     лабораторные занятия

44

     практические занятия

54

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

119

в том числе:

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

ОП.05

Химические основы экологии

-,Э

357

119

238

140л

98 лпз

 

 

48

126

 

64

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

Предмет и задачи, основные понятия и законы химии, её место в системе других естественных наук.  Глобальные проблемы человечества и роль химии в их решении.

1

1

2

Особая роль биогенных химических элементов. Использование базовых знаний по химии в познании тайн  природы и нужд человеческого общества. Экологический фактор.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

«Биогенные элементы, классификация» «Закон толерантности»

2

2

Раздел 1. Неорганическая химия  

91 (43л+48лпз)

Тема 1.1. Теоретические основы химии, необходимые для специализации

Содержание учебного материала

31 (15л+16лпз)

1

Реакции замещения, соединения, разложения, гидролиз. 

1

2

2

Теория электролитической диссоциации Аррениуса, сильные и слабые электролиты, степень и константа электролитической диссоциации сущность реакций замещения, соединения, разложения, гидролиза.

2

2

3

ОВР Окислительно-восстановительные реакции

1

2

4

Правила составления окислительно-восстановительных реакций методами электронного и электронно-ионного баланса

2

2

5

Кислотно-основные реакции.

 Современная теория кислот и оснований, кислотно-основное равновесие в растворах, диссоциация воды, ионное произведение воды (KW), характеристика кислотности растворов, водородный показатель (рН),;

2

2

6

Реакции обмена, реакции осаждения

1

2

7

произведение растворимости; законы процесса осаждения и растворения осадков; факторы, влияющие на образование и растворение осадка

2

2

8

Реакции комплексообразования.

2

2

9

Основные понятия и сущность реакций комплексообразования, строение комплексных солей, номенклатуру комплексных солей, правила диссоциации комплексных электролитов

2

2

Лабораторные работы  

10

№1 «Типы химических реакций»

2

№2 «Реакции замещения»».

2

№3«Реакции обмена»

2

№4 «Реакции соединения, разложения»

2

№5 «Реакции гидролиза

2

Практические занятия

6

№1 «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций и расстановка коэффициентов методами электронного и  электронно-ионного баланса» 

2

№2 « Протекание реакций, обусловленных образованием труднорастворимого вещества»

2

№3 Составление уравнений «Получение комплексных соединений».

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Привести примеры реакций замещения, соединения, разложения, гидролиза.

Подбор коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом ионно-электронного Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения баланса.

Вычисление растворимости осадков или произведения растворимости осадков.

Решение расчетных задач по теме гидролиз

Решение расчетных задач по теме «Изучение комплексных соединений»

15

Тема 1.2. Неметаллы и их соединения

Содержание учебного материала

32 (16л+16лпз)

1

Общие свойства неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов и их зависимость от положения в периодической системе; кислородные и водородные соединение неметаллов

2

2

2

Водород и его физические и химические свойства. Особенности строения атома водорода и его изотопов, распространение в природе, свойства, получение и применение водорода и его соединений

2

2

3

Элементы седьмой группы главной подгруппы. Особенности строения атомов галогенов и их молекул, распространение в природе, свойства, получение и применение галогенов и их соединений, токсические свойства галогенов и их соединений

2

22

4

Элементы шестой группы главной подгруппы. Общие свойства халькогенов, нахождение их в природе;

Кислород и его соединения. Особенности строения атома кислорода и молекул кислорода и озона, распространение в природе, свойства, получение и применение кислорода и его соединений

2

2

5

Сера и её соединения. Особенности строения атома серы и ее аллотропных модификаций, распространение в природе, свойства, получение и применение серы, кислородсодержащие соединения серы, серная, сернистая, надсерная, тиосерная кислоты и их соли, свойства соединений, получение и применение, токсические свойства соединений серы

2

2

6

Элементы пятой группы главной подгруппы. Азот и его соединения. Общие свойства элементов пятой группы главной подгруппы, нахождение их в природе; особенности строения атома азота, распространение в природе, свойства, получение и применение азота и его соединений, особенности свойств аммиака, азотной и азотистой кислот и их солей

2

2

7

Фосфор и его соединения. Особенности строения атома фосфора, его аллотропные модификации, распространение в природе, свойства, получение и применение фосфора, фосфина, оксидов фосфора и фосфорных кислот; применение солей азотной и фосфорной кислот в качестве ценнейших удобрений и их строгие дозировки, загрязнение атмосферы оксидами азота и соединениями фосфора

2

2

8

Элементы четвертой группы главной подгруппы. Углерод, его соединения. Общие свойства элементов четвертой группы главной подгруппы, нахождение их в природе; особенности строения атома углерода, его аллотропные модификации; распространение в природе, свойства, получение и применение углерода и его соединений, причины образования «парникового эффекта

 Кремний, его соединения. Особенности строения атома кремния, распространение в природе, свойства, получение и применение кремния и его соединений

2

2

Лабораторные работы

9

№6 Определение «Определение содержание углекислого газа в помещениях колледжа».

3

№7  «Механизм образования кислотных дождей».

3

№8 «Анализ содержания примесей в воде».

3

Практические занятия

6

№4Решение расчетных задач по теме «Неметаллы»

2

№5Решение расчетных задач по теме «Галогены, его соединения»

2

№6Решение расчетных задач по теме «Химические свойства кислорода».

2

Контрольная работа №1 по теме «Неметаллы и их соединения»

1

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Привести примеры реакций неметаллов

Привести примеры реакций неметаллов шестой группы.

Привести примеры реакций неметаллов пятой группы 

Подготовка докладов

16

Тема 1.3. Металлы и их соединения

Содержание учебного материала

28 (12л+16лпз)

1

Общие свойства металлов Особенности строения атомов металлов, их свойства, получение; о методах защиты металлов от коррозии, загрязнение воды тяжелыми металлами

2

2

2

Металлы главных подгрупп. Металлы 1гр. Гл. подгруппы. Натрий, Калий. Свойства, получение и применение щелочных металлов и их соединений

Металлы 2гр. гл. подгруппы. Кальций. Свойства, получение и применение щелочно-земельных металлов и их соединений;

2

2

3

Металлы 3гр. гл. подгруппы. Алюминий. Свойства, получение и применение алюминия и его соединений; отличие в свойствах металлов подгруппы

2

2

4

Металлы побочных групп. Металлы 1гр. побочн. подгруппы.Медь, серебро, золото. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение меди и ее соединений, Металлы 2гр. побочн. подгруппы. Цинк. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение цинка и его соединений

2

2

5

Металлы 3гр. побочн. подгруппы. Скандий. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение скандия и его соединений Металлы 6гр. побочн. подгруппы. Хром: Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение хрома и его соединений;

2

2

2

6

Металлы 7гр. побочн. подгруппы. Марганец. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение марганца и его соединений

Металлы 8гр. побочн. подгруппы. Железо. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение железа и его соединений,

2

2

Лабораторные работы

9

№9 «Устранение магниевой и кальциевой жесткости воды»

3

№10 «Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы побочных подгрупп»»

3

№11 «Определение содержания железа в продуктах питания».

3

Практические занятия

6

№7Решение расчетных задач по теме «Свойства, получение и применение щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений»

2

№8 Решение расчетных задач по теме «Металлы главных подгрупп»

2

№9 Решение расчетных задач по теме «Решение расчетных задач по теме «Коррозия металлов»

2

Контрольная работа №2 по теме «Металлы и их соединения»

1

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Решение расчетных задач по теме «Металлы главных подгрупп»

Привести примеры реакций металлов побочных подгрупп.

Подготовка докладов

14

Раздел 2. Органическая химия

80 (46л+34лпз)

Тема 2.1.  Строение органических соединений

Содержание учебного материала

6 (4л+2лпз)

1

Теория химического строения Бутлерова Первые теоретические воззрения в органической химии. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. классические электронные теории химической связи. Понятие гибридизации орбиталей углеродного атома.

2

2

2

Основные понятия о реакционной способности органических соединений. Типы реакций и реагентов. Гомолитические и гетеролитические реакции. Классификация, строение и номенклатура органических соединений. Виды изомерии.

2

2

Практические занятия

2

№10 Выполнение упражнений по теме «Строение органических соединений»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Подготовка к выполнение упражнений по теме «Строение органических соединений..

3

Тема 2.2. Углеводороды

Содержание учебного материала

10 (8л+2лпз)

1

Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Классификация и номенклатура углеводородов. Алканы, циклоалканы. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Методы получения и направления использования.

2

2

2

Непредельные углеводороды (алкины и алкены). Алкены, алкины, алкадиены, циклоалкены, циклоалкадиены. Генетическая связь между классами углеводородов. Физические и химические свойства непредельных углеводородов. Методы получения и направления использования.

2

2

3

Ароматические углеводороды Ароматические углеводороды. Понятие об ароматичности, стабильность циклических сопряженных систем. Физические и химические свойства.

2

2

4

Правила ориентации заместителей. Полициклические арены. Физические и химические свойства углеводородов..

2

2

Практические занятия

2

№11  «Углеводороды»

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по тем 

Подготовка к выполнение упражнений по теме

Методы получения и направления использования предельных углеводородов

Методы получения и направления использования непредельных углеводородов

Методы получения и направления использования ароматических углеводородов

5

Тема 2.3. Химия нефти и нефтепродуктов

Содержание учебного материала

12 (6л+6лпз)

1

Сырьевые источники органических соединений. Виды и происхождение нефти. Научные основы переработки и разделения нефти. Фракционный и химический состав. Углеводороды. Смолисто-асфальтовые вещества. Каменный уголь. Природный газ. Методы исследования состава переработки сырья.

2

1

2

Первичная переработка нефти Термический крекинг. Пиролиз и коксование нефтяного сырья. Полимеризация и изомеризация. Алкилирование. Каталитический крекинг.

Вторичная переработка нефти Ароматизация. Гидрокрекинг. Каталитический риформинг. Состав и свойства продуктов переработки нефти. Синтез углеводородов. Комплексная переработка нефти..

2

2

3

Химия моторных топлив и смазочных материалов. Механизм возникновения детонационных процессов в камере сгорания. Октановое и гептановое числа. Сортность. Состав и свойства горючих для двигателей внутреннего сгорания. Смазочные масла. Методы регулирования свойств смазочных масел.. Химия процессов синтеза компонентов моторных топлив и смазочных масел. Применение природных источников углеводородов.

2

2

Практические занятия

6

№12 Изучение процесса переработки нефти по схемам

2

№13 Каменный уголь. Природный газ

2

№14 Способы снижения выбросов в окружающую среду продуктов сгорания моторного топлива

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме и написание реферата

Химия моторных топлив и смазочных материалов.

 Изучение процесса переработки нефти по схемам

Каменный уголь. Природный газ

Способы снижения выбросов в окружающую среду продуктов сгорания моторного топлива

6

Тема 2.4. Функциональные производные углеводородов

Содержание учебного материала

40 (22л+18лпз)

1

Галогенпроизводные углеводородов Классификация и номенклатура галогенпроизводных углеводородов.. Строение молекул. Изомерия.

Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования. Важнейшие представители. Влияние на окружающую среду.

2

2

2

Гидроксилпроизводные углеводородов. Классификация, номенклатура и изомерия. Предельные спирты. Алкоголяты. Методы получения и направления использования. Важнейшие представители.

2

2

3

Ароматические спирты. Фенолы, нафтолы. Феноляты. Простые эфиры. Зависимость физических свойств от строения. Химические свойства. Методы получения и направления использования. Важнейшие представители.

2

2

4

Азоторганические соединения. Классификация и номенклатура азоторганических соединений. Нитросоединения. Строение нитрогруппы. Ароматические нитросоединения. Нитрующие агенты.. Нитрозосоединения.

2

2

5

Амины. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования.

2

2

6

Карбонильные соединения. Классификация, строение, изомерия и номенклатура карбонильных соединений. Реакции нуклеофильного присоединения и замещения. Карбонильные соединения Аренов. Кетены. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования.

2

2

7

Карбоновые кислоты и их производные Классификация, строение, изомерия и номенклатура карбоксильных соединений. Насыщенные ненасыщенные монокарбоновые кислоты.. Сложные эфиры карбоновых кислот. Физические и химические свойства. Направления использования. Производные карбоновых кислот, содержащие различные функциональные группы.

2

2

8

Углеводы. Классификация, строение и номенклатура углеводов. Пентозы. Гексозы. Моно-, ди- и полисахариды. Целлюлоза. Физические и химические свойства. Природные целлюлозы. Важнейшие представители. Нитраты и ацетаты целлюлозы.

2

2

9

Гетероциклические соединения. Классификация, строение и номенклатура. Пятичленные и шестичленные гетероциклические соединения. Пиррол, фуран, тиофен, пиридин. Строение, изомерия. Геометрия молекул. Физические и химические свойства.

2

2

10

Элементорганические соединения Классификация, номенклатура и строение элементорганических соединений. Неметаллические элементорганические соединения. Производные борана и диборана. Карбораны. Кремнийорганические соединения. Фосфорорганические соединения.  Методы получения и направления использования..

2

2

11

Сераорганические соединения. Классификация, строение и номенклатура. Сульфоновые кислоты. Сульфеновые и сульфиновые кислоты. Сульфоксиды. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования

2

Лабораторные работы

8

№12 «Химические реакции углеводородов»

4

№13 «Определение содержания витамина С в напитках»

4

Практические занятия

8

№15 «Выполнение упражнений по теме  «Альдегиды и кетоноы»

2

№16«Описание свойств карбоновых кислот уравнениями реакций»

2

№17 Выполнение упражнений и решение расчетных задач по теме «Функциональные производные углеводородов»

2

№18 «Физические и химические свойства элементорганических соединений»

2

Контрольная работа №3 по теме «Функциональные производные углеводородов»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение выполнение домашних заданий по теме и написание реферата

Изучение химических свойств функциональных производных углеводородов

Решение расчетных задач по теме «Функциональные производные углеводородов»

Подготовка докладов по индивидуальной теме

20

Тема 2.5. Элементы биохимии

Содержание учебного материала

8 (4л+4лпз)

1

Биохимические классы соединений. Химический состав и структура веществ живых организмов.. Химизм взаимодействия биологически активного вещества с живой клеткой. Общие закономерности влияния элементного состава соединений на их токсичность..

.

2

2

2

Белки, аминокислоты, протеины, протеиды, пептиды, нуклеиновые кислоты, полисахариды, липиды, витамины, ферменты, антибиотики. Состав структура, строение

2

Лабораторные работы

№14 «Изучение свойств белков молока»

4

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме.

Белки, аминокислоты, протеины Зависимость токсических свойств органических соединений от химического строения и состава

4

Тема 2.6. Синтетические высокомолекулярные соединения

Содержание учебного материала

4 (2л+2лпз)

1

ВМС, способы получения и химические свойства. Классификация ВМС. Основные свойства, характерные для большинства ВМС.. Каучуки, пластмассы и химические волокна.. Важнейшие представители. Их применение в народном хозяйстве

2

2

Практические занятия

№19 «Реакции полимеризации и поликонденсации»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Реакции полимеризации и поликонденсации»

2

Раздел 3. Физическая химия

44 (34л+10лпз)

Тема 3.1. Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний

Содержание учебного материала

8(6л+2лпз)

1

Основные понятия. Газообразное состояние вещества. Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория газов. Идеальный газ, законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, Авогадро, объединенный газовый закон - уравнение состояния идеального газа, уравнение Клапейрона-Менделеева, физический смысл газовой постоянной;

2

2

2

Молекулярно-кинетическая теория газов, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, условия применения законов идеального газа к реальным газам, изотермы реального и идеального газов

2

3

Жидкое состояние вещества. Особенности зависимости жидкостей от таких характеристик как форма и объем. Структура жидкостей. Ассоциация молекул. Ближний порядок. Вязкость, поверхностное натяжение, избыточная поверхностная энергия, плотность жидкости. Зависимости от различных факторов. Кристаллическое и аморфное твердое состояния вещества. Основные отличия кристаллических твердых

 тел от аморфных. Анизотропия, изотропность. Классы кристаллических решеток

2

2

4

Практические занятия

Практическое занятие  №20 «Решение задач на газовые законы»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Молекулярно-кинетическая теория газов,

Решение задач на газовые законы 

Подготовка докладов на тему

«Кристаллическое и аморфное твердое состояния вещества»

«Четыре агрегатные состояния вещества, структурные и кинетические характеристики»

4

Тема 3.2. Основы химической термодинамики

Содержание учебного материала

6 (4л +2лпз)

1

Основные понятия. Первый закон термодинамики. Основные понятия и определения. Химическая термодинамика, термодинамическая система, изолираванная, открытая, закрытая система, состояние системы, термодинамические параметры, термодинамические величины, термодинамический процесс. Функции состояния и функции пути осуществления процесса. Формулировки первого закона термодинамики. Работа, внутренняя энергия, теплота. Энтальпия..

2

2

2

Термохимия. Закон Гесса. Второй закон термодинамики. Термохимия зекон Гесса. Следствия из закона Гесса. Второй закон термодинамики. Свободная и связанная энергии. Принцип минимума свободной энергии.

2

3

Практические занятия

Практические занятия №21 «Следствия из закона Гесса»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Подготовка к решению задач по теме «Следствия из закона Гесса»

3

Тема 3.3. Химическая кинетика. Химическое равновесие. Катализ.

Содержание учебного материала

6час  (4л +2лпз)

1

Химическая кинетика. Скорость химической реакции, влияющие на нее факторы. Активация молекул. Правило Вант-Гоффа.

Катализ. Катализаторы. Ингибиторы.  Каталитическая активность. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ.

2

2

2

Химическое равновесие и факторы, влияющие на равновесие. Прямая и обратная реакции, их скорости. Закон действия масс. Константа равновесия химической реакции. Влияние внешних условий на химическое равновесие системы. Принцип Ле-Шателье.

2

2

3

Практические занятия

Практическое занятие №22 Решение задач по теме «Химическая кинетика. Химическое равновесие»

Самостоятельная работа обучающихся.

Решение задач по теме «Химическая кинетика.»

3

Тема 3.4. Фазовые равновесия

Содержание учебного материала

4 (2л+2лпз)

1

Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса. Правило фаз Гиббса. Классификация систем по числу компонентов, фаз и степеней свободы. Фазовые равновесия в однокомпонентных и двухкомпонентных системах.

2

2

Контрольная работа №4 «Основы химической термодинамики, кинетики и катализа, фазовые равновесия и растворы».

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Правило фаз Гиббса

Подготовка к контрольной работе

2

Тема 3.5. Растворы  

Содержание учебного материала

10 (8л+2лпз)

1

Растворы твердых веществ в жидкостях и их свойства. Общая характеристика растворов, классификация растворов по агрегатному состоянию растворителя и растворенного вещества. Гидратная (сольватная) теория растворов Д.И.Менделеева.

2

2

2

Зависимость скорости диффузии от различных факторов, 1-й закон Фика; зависимость осмотического давления от температуры и концентрации; закон Вант-Гоффа, закон Гей-Люссака; практическое значение явления осмоса, возможность использования обратного осмоса для очистки сточных вод; 1 закон Рауля; физический смысл изотонического коэффициента;

2

3

Жидкие бинарные системы, их классификация и свойства. Взаимная растворимость жидкостей, классификация жидких бинарных систем в зависимости от степени взаимной растворимости. 1-й закон Рауля применительно к жидким смесям. Классификацию жидких смесей с ограниченной взаимной растворимостью компонентов соответственно критическим температурам растворения, принципы равновесного распределения веществ между 2-мя несмешивающимися жидкостями,

2

2

4

Растворы газов в жидкостях. Факторы влияющие на растворение газов в жидкостях. Закон Генри, ограничения закона Генри; Газы вступающие в химическое взаимодействие с растворителем.

2

2

Лабораторные работы

№15 «Осмотические явления в растительной клетке. Плазмолиз.»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Подготовка докладов на тему «Жидкие бинарные системы, их классификация и свойства».

Практическое применение экстракции из растворов;

5

Тема 3.6. Электрохимия

Содержание учебного материала

12 (10л+2лпз)

1

Электрохимические процессы. Основные понятия. Основные понятия электрохимии. Виды электрохимических систем. Правила схематической записи электрохимических цепей. Электродвижущая сила и электродный потенциал.

2

2

2

Термодинамическая теория ЭДС. Вывод формулы Нернста, ряд напряжений и его прикладное значение. Уравнение Гиббса-Гельмгольца.

2

2

3

Обратимые электроды. Электрохимические цепи. Электроды первого рода, электроды второго рода, окислительно-восстановительные электроды, газовые электроды.

2

2

4

ЭДС электрохимических цепей. Измерение ЭДС компенсационным методом и при помощи ламповых вольтметров. Потенциометрическое титрование.

2

2

5

Электролиз. Законы Фарадея. Сущность электролиза, закономерности протекания электродных процессов на катоде и аноде в зависимости от активности катионов электролита и принадлежности аниона электролита к кислород содержащим или несодержащим кислотам. Активные и инертные электроды, различия в процессах протекающих на аноде. Законы Фарадея, их математическая формулировка;

2

2

Практические занятия№23 Составление уравнений электролиза растворов и расплавов солей, решение расчетных задач по теме «Электролиз»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Схема электрохимической цепи

Решение расчетных задач по теме «Электролиз Законы Фарадея,

6

Раздел 4. Основы коллоидной химии

18 (14л+4лпз)

Тема 4.1. Коллоидные системы

Содержание учебного материала

1

Признаки объектов коллоидной химии. Классификация дисперсных систем. Признаки объектов коллоидной химии. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатных состояний дисперсионной среды и дисперсной фазы. Классификация свободнодисперсных систем от размера частиц дисперсной фазы.

2

1

2

Поверхностное натяжение, адсорбция, адгезия. Поверхностное натяжение. Учение об адсорбции. Адсорбция ПАВ. Адгезия, смачивание пи растекание. Уравнение Дюпре-Юнга.

2

1

3

Дисперсность и термодинамические свойства тел. Влияние дисперсности на внутреннее давление в телах. Капиллярные явления. Влияние дисперсности на давление паров и растворимость. Уравнение Кельвина.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Поверхностное натяжение, адсорбция, адгезия. Влияние дисперсности на давление паров и растворимость.

3

Тема 4.2. Кинетические и оптические свойства свободнодисперсных систем

Содержание учебного материала

8 (6л+2лпз)

1

Молекулярно-кинетические свойства свободнодисперсных систем. Молекулярно-кинетические свойства свободнодисперсных систем (броуновское движение, осмос, диффузия). Седиментация. Седиментационный анализ.

2

1

2

Оптические свойства дисперсных систем. Оптические свойства дисперсных систем. Методы оптического анализа.

2

2

3

Электрокинетические явления. Строение двойного электрического слоя.. Электроосмос, уравнение Гельмгольца-Смолуховского. Диализ как метод мембранного разделения смесей.

2

2

Практические занятия

№24 «Решение расчетных задач по темам: «Строение двойного электрического слоя,»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Решение расчетных задач по темам: «Строение двойного электрического слоя

4

Тема 4.3. Устойчивость дисперсных систем

Содержание учебного материала

4 (2л+2лпз)

1

Особенности растворения ВМС. Стабилизация дисперсных систем посредством ВМС. Термодинамика и кинетика процесса набухания.

2

1

Лабораторные работы

№16 ««Получение и очистка золя гидроксида железа (III). Изучение его коагуляции и стабилизации»

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме

Термодинамика и кинетика процесса набухания.

2

Всего:

238


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химических основ экологии»;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся
  • рабочее место преподавателя

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

По количеству обучающихся:

  • лабораторные столы и стулья
  • комплект посуды (стеклянной, керамической, полимерной) для выполнения эксперимента

На лабораторию:

  • вытяжная и приточная вентиляция
  • техно-химические весы
  • сушильный шкаф
  • наборы химреактивов
  • сейф и шкафы для хранения сухих реактивов, жидкостей и их растворов

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Хаханина Т.И, Осипенкова Н. Г., Неорганическая химия. Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата, Москва, Юрайт, 2014, 288 стр
  2. Габриэлян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии, Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 5-е издание, М, Academia, 2011, 256 стр.
  3. Белик В.В., Кисленская К.И., Физическая и коллоидная химия, для СПО, 6-е издание, М, Academia, 2011, 288 стр.
  4. Захарова Т., Головлева Н. Органическая химия, М, Academia, 2012, 400 стр
  5. Хаханина Т.И, Осипенкова Н. Г., Органическая химия. Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата, Москва, Юрайт, 2014, 396 стр

Дополнительные источники:

 Гаршин А.П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях. Учебное пособие, Санкт-Петербург, Питер, 2015, 304 стр

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь

ОК 1 – 4

ОК 8

ОК 9

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.2

ПК 3.3 – 3.4

У. 1 - составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов соединений с объектами окружающей среды

Практические занятия ПЗ№2 ПЗ№3 ПЗ№10 ПЗ№11  ПЗ№20 ПЗ№21 ПЗ№22 ПЗ№23 ПЗ№24,  контрольная работа №2, РЗ №1  РЗ №2 РЗ №9 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

У.2 составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов, протекающих в окружающей среде

Практические занятия ПЗ№1,  контрольная работа №1, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

У.3 проводить практические расчеты изучаемых химических явлений;

Практические занятия ПЗ№4 ПЗ№5 ПЗ№6 КР№3 РЗ  ПЗ№7 ПЗ№8 ПЗ№9, контрольные работы№4, РЗ №3 РЗ №5 №6 РЗ №7 РЗ №8 РЗ №10 РЗ №11 РЗ №12 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

У.4 составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов органических соединений с объектами окружающей средой

Практические занятия ПЗ№12 ПЗ№13 ПЗ№14 ПЗ№15 ПЗ№16 ПЗ№17 ПЗ№18 ПЗ№19, , контрольные работы, РЗ №4 РЗ №8  домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

 У. 5 проводить практические расчеты изучаемых химических явлений, выполнять эксперимент, оформлять результаты эксперимента

Лабораторные работы ЛПЗ №1.ЛПЗ №2 ЛПЗ №3 ЛПЗ №4 ЛПЗ №5 ЛПЗ №6 ЛПЗ№7 ЛПЗ№8 ЛПЗ№9 ЛПЗ №10 ЛПЗ №11 ЛПЗ№12 ЛПЗ №13 ЛПЗ №14 ЛПЗ№15 ЛПЗ№16 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный

знать

З.1  закономерности химических превращений веществ;

, контрольные работы ТЗ №2 ТЗ №10 ТЗ №24 ТЗ №26 ТЗ №28 ТЗ №29 ТЗ №31 ТЗ №35 ТЗ №36, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

взаимосвязь состава, структуры, свойств и реакционной способности веществ и соединений, экологические свойства химических элементов и их соединений;

контрольные работы ТЗ №4 ТЗ №5 ТЗ №6 ТЗ №11 ТЗ №25 ТЗ №30 ТЗ №32ТЗ №34, домашние работы экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

роль химических процессов в охране окружающей среды;

контрольные работы ТЗ №1 ТЗ №7 ТЗ №8 ТЗ №12 ТЗ №27 ТЗ №33 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

новейшие открытия химии и перспективы использования их в области охраны окружающей среды;

контрольные работы ТЗ №3 ТЗ №9 Т1 Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6

домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

основные понятия о реакционной активности органических соединений, о зависимости физических и химических свойств углеводородов и их производных от состава и структуры их молекул;

контрольные работы ТЗ №13 ТЗ №16 ТЗ №17 ТЗ №18 ТЗ №19 ТЗ №23, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

физические и химические свойства органических соединений, классификацию, номенклатуру, генетическую связь и свойства генетических рядов органических соединений;

контрольные работы ТЗ №14 ТЗ №22, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)

физические и химические методы исследований свойств органических соединений, экологическую опасность органических соединений различных классов;

контрольные работы ТЗ №15 ТЗ №20, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .

Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии

Методические  указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине  Химические основы экологии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир

Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15. ЭКОЛОГИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15. ЭКОЛОГИЯ Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...