Рабочая программа учебной дисциплины Химические основы экологии
рабочая программа по теме
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий (УГНП) 20.00.00) «Техносферная безопасность и природообустройство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 499 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
СОГЛАСОВАНО Директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений» ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" _____________ __________ С.П.Курышкин «___»___________20___г. г |
Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
Санкт-Петербургского государственного
бюджетного образовательного учреждения
«Пожарно-спасательного колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Протокол №__ от «___»___201_ г.
Утверждаю
председатель Педагогического Совета
Директор «Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа»
_______________Ю.А. Пивненко
«____»___________________________201_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химические основы экологии
(базовая подготовка)
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий (УГНП) 20.00.00) «Техносферная безопасность и природообустройство».
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Разработчики:
Шилова Н.К. кандидат биологических наук, преподаватель СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Рассмотрено на заседании предметно- цикловой комиссии
«Рациональное использование природохозяйственных комплексов»
«___»____________20_______
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химические основы экологии (базовая подготовка)
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки в СПб ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» квалифицированных специалистов среднего звена по специальности СПО 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, а также для разработки программы учебной дисциплины в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целями изучения учебной дисциплины «Химические основы экологии» являются: освоение знаний, законов и теорий для разработки современных технологий и их внедрения в производство с учетом экологических задач;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения химических явлений и свойств веществ; для оценки роли химии в развитии экономически и энергетически выгодных процессов, разработки безотходных технологий, получении современных экологически безопасных нанопродуктов и материалов;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве, в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов соединений с объектами окружающей среды;
составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов, протекающих в окружающей среде;
проводить практические расчеты изучаемых химических явлений;
составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов органических соединений с объектами окружающей среды;
проводить практические расчеты изучаемых химических явлений; выполнять эксперимент, оформлять результаты эксперимента
знать:
закономерности химических превращений веществ,
взаимосвязь состава, структуры, свойств и реакционной способности веществ и соединений;
экологические свойства химических элементов и их соединений;
роль химических процессов в охране окружающей среды;
новейшие открытия химии и перспективы использования их в области охраны окружающей среды;
основные понятия реакционной активности органических соединений, зависимость физических и химических свойств углеводородов и их производных от состава и структуры их молекул;
физические и химические свойства органических соединений, классификацию, номенклатуру, генетическую связь и свойства генетических рядов органических соединений;
физические и химические методы исследований свойств органических соединений, экологическую опасность органических соединений различных классов,
1.4. Освоение учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций
Код | Наименование компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентировать в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 1.1. | Проводить мониторинг окружающей природной среды. |
ПК 1.2. | Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды. |
ПК 1.3. | Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий. |
ПК 1.4. | Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий. |
ПК 2.1. | Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях. |
ПК 2.2. | Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях. |
ПК 3.3 | Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов. |
ПК 3.4. | Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов. |
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 357 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 238 часов; самостоятельной работы обучающегося 119 часов.
1.6 Количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины:
В разделе «Введение» - добавлен 1 час для освоения понятия «экологический химический фактор»
В разделе 1 «Неорганическая химия» по теме 1.1. «Теоретические основы химии» - добавлено 10 часов для более качественной подготовки студентов в области определения типов химических реакций. выполнения эксперимента, а также оформления результатов эксперимента.
В разделе 1. «Неорганическая химия» по теме 1.2. «Неметаллы и их соединения» добавлено 4 часа для усвоения и закрепления алгоритмов решения расчетных задач
В разделе 1. «Неорганическая химия» по теме 1.3. «Металлы и их соединения» добавлено 4 часа для овладения навыками проведения эксперимента
В разделе 2 «Органическая химия» по теме 2.1. «Строение органических соединений» добавлено 2 часа для лучшего усвоения строения органических соединений
В разделе 2 Органическая химия » по теме 2.3. «Химия нефти и нефтепродуктов» добавлено 6 часов для понимания экологической опасности при переработке нефти, газа и каменного угля и снижения выбросов в окружающую среду
В разделе 2» Органическая химия» по теме. 2.4. «Функциональные производные углеводородов» добавлены 4 часа для усвоения и закрепления алгоритмов решения расчетных задач
В разделе 2 «Органическая химия» по теме 2.5. «Элементы биохимии» добавлены 2 часа практических занятий для изучения структуры белков.
В разделе 3 «Физическая химия» по теме 3.1. «Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний» добавлены 2 часа практических занятий для решения задач на газовые законы.
В разделе 3 «Физическая химия» по теме 3.2. «Основы химической термодинамики добавлены 2 часа практических занятий для решения задач по вычислению тепловых эффектов.
В разделе 3 «Физическая химия» по теме 3.3.» Химическая кинетика. Химическое равновесие». добавлены 2 часа практических занятий для решения задач по определение констант равновесия.
В разделе 3 «Физическая химия» по теме 3.5. «Растворы» добавлены 2 часа практических занятий для изучения процессов осмоса.
В разделе 4 «Основы коллоидной химии » по теме 4.2. «Кинетические и оптические свойства свободнодисперсных систем» добавлены 2 часа практических занятий для изучения строения двойного электрического слоя. Общее количество вариативных часов на освоение программы учебной дисциплины: 43 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |||||||||||||||||||||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 357 | |||||||||||||||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 238 | |||||||||||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||||||
лабораторные занятия | 44 | |||||||||||||||||||||
практические занятия | 54 | |||||||||||||||||||||
контрольные работы | 6 | |||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 119 | |||||||||||||||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||||||
Итоговая аттестация в форме экзамена
| ||||||||||||||||||||||
ОП.05 | Химические основы экологии | -,Э | 357 | 119 | 238 | 140л | 98 лпз |
|
| 48 | 126 |
| 64 |
|
|
|
|
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 3л | |||
1 | Предмет и задачи, основные понятия и законы химии, её место в системе других естественных наук. Глобальные проблемы человечества и роль химии в их решении. | 1 | 1 | ||
2 | Особая роль биогенных химических элементов. Использование базовых знаний по химии в познании тайн природы и нужд человеческого общества. Экологический фактор. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме «Биогенные элементы, классификация» «Закон толерантности» | 2 | 2 | |||
Раздел 1. Неорганическая химия | 91 (43л+48лпз) | ||||
Тема 1.1. Теоретические основы химии, необходимые для специализации | Содержание учебного материала | 31 (15л+16лпз) | |||
1 | Реакции замещения, соединения, разложения, гидролиз. | 1 | 2 | ||
2 | Теория электролитической диссоциации Аррениуса, сильные и слабые электролиты, степень и константа электролитической диссоциации сущность реакций замещения, соединения, разложения, гидролиза. | 2 | 2 | ||
3 | ОВР Окислительно-восстановительные реакции | 1 | 2 | ||
4 | Правила составления окислительно-восстановительных реакций методами электронного и электронно-ионного баланса | 2 | 2 | ||
5 | Кислотно-основные реакции. Современная теория кислот и оснований, кислотно-основное равновесие в растворах, диссоциация воды, ионное произведение воды (KW), характеристика кислотности растворов, водородный показатель (рН),; | 2 | 2 | ||
6 | Реакции обмена, реакции осаждения | 1 | 2 | ||
7 | произведение растворимости; законы процесса осаждения и растворения осадков; факторы, влияющие на образование и растворение осадка | 2 | 2 | ||
8 | Реакции комплексообразования. | 2 | 2 | ||
9 | Основные понятия и сущность реакций комплексообразования, строение комплексных солей, номенклатуру комплексных солей, правила диссоциации комплексных электролитов | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 10 | ||||
№1 «Типы химических реакций» | 2 | ||||
№2 «Реакции замещения»». | 2 | ||||
№3«Реакции обмена» | 2 | ||||
№4 «Реакции соединения, разложения» | 2 | ||||
№5 «Реакции гидролиза | 2 | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
№1 «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций и расстановка коэффициентов методами электронного и электронно-ионного баланса» | 2 | ||||
№2 « Протекание реакций, обусловленных образованием труднорастворимого вещества» | 2 | ||||
№3 Составление уравнений «Получение комплексных соединений». | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Привести примеры реакций замещения, соединения, разложения, гидролиза. Подбор коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом ионно-электронного Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения баланса. Вычисление растворимости осадков или произведения растворимости осадков. Решение расчетных задач по теме гидролиз Решение расчетных задач по теме «Изучение комплексных соединений» | 15 | ||||
Тема 1.2. Неметаллы и их соединения | Содержание учебного материала | 32 (16л+16лпз) | |||
1 | Общие свойства неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов и их зависимость от положения в периодической системе; кислородные и водородные соединение неметаллов | 2 | 2 | ||
2 | Водород и его физические и химические свойства. Особенности строения атома водорода и его изотопов, распространение в природе, свойства, получение и применение водорода и его соединений | 2 | 2 | ||
3 | Элементы седьмой группы главной подгруппы. Особенности строения атомов галогенов и их молекул, распространение в природе, свойства, получение и применение галогенов и их соединений, токсические свойства галогенов и их соединений | 2 | 22 | ||
4 | Элементы шестой группы главной подгруппы. Общие свойства халькогенов, нахождение их в природе; Кислород и его соединения. Особенности строения атома кислорода и молекул кислорода и озона, распространение в природе, свойства, получение и применение кислорода и его соединений | 2 | 2 | ||
5 | Сера и её соединения. Особенности строения атома серы и ее аллотропных модификаций, распространение в природе, свойства, получение и применение серы, кислородсодержащие соединения серы, серная, сернистая, надсерная, тиосерная кислоты и их соли, свойства соединений, получение и применение, токсические свойства соединений серы | 2 | 2 | ||
6 | Элементы пятой группы главной подгруппы. Азот и его соединения. Общие свойства элементов пятой группы главной подгруппы, нахождение их в природе; особенности строения атома азота, распространение в природе, свойства, получение и применение азота и его соединений, особенности свойств аммиака, азотной и азотистой кислот и их солей | 2 | 2 | ||
7 | Фосфор и его соединения. Особенности строения атома фосфора, его аллотропные модификации, распространение в природе, свойства, получение и применение фосфора, фосфина, оксидов фосфора и фосфорных кислот; применение солей азотной и фосфорной кислот в качестве ценнейших удобрений и их строгие дозировки, загрязнение атмосферы оксидами азота и соединениями фосфора | 2 | 2 | ||
8 | Элементы четвертой группы главной подгруппы. Углерод, его соединения. Общие свойства элементов четвертой группы главной подгруппы, нахождение их в природе; особенности строения атома углерода, его аллотропные модификации; распространение в природе, свойства, получение и применение углерода и его соединений, причины образования «парникового эффекта Кремний, его соединения. Особенности строения атома кремния, распространение в природе, свойства, получение и применение кремния и его соединений | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 9 | ||||
№6 Определение «Определение содержание углекислого газа в помещениях колледжа». | 3 | ||||
№7 «Механизм образования кислотных дождей». | 3 | ||||
№8 «Анализ содержания примесей в воде». | 3 | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
№4Решение расчетных задач по теме «Неметаллы» | 2 | ||||
№5Решение расчетных задач по теме «Галогены, его соединения» | 2 | ||||
№6Решение расчетных задач по теме «Химические свойства кислорода». | 2 | ||||
Контрольная работа №1 по теме «Неметаллы и их соединения» | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Привести примеры реакций неметаллов Привести примеры реакций неметаллов шестой группы. Привести примеры реакций неметаллов пятой группы Подготовка докладов | 16 | ||||
Тема 1.3. Металлы и их соединения | Содержание учебного материала | 28 (12л+16лпз) | |||
1 | Общие свойства металлов Особенности строения атомов металлов, их свойства, получение; о методах защиты металлов от коррозии, загрязнение воды тяжелыми металлами | 2 | 2 | ||
2 | Металлы главных подгрупп. Металлы 1гр. Гл. подгруппы. Натрий, Калий. Свойства, получение и применение щелочных металлов и их соединений Металлы 2гр. гл. подгруппы. Кальций. Свойства, получение и применение щелочно-земельных металлов и их соединений; | 2 | 2 | ||
3 | Металлы 3гр. гл. подгруппы. Алюминий. Свойства, получение и применение алюминия и его соединений; отличие в свойствах металлов подгруппы | 2 | 2 | ||
4 | Металлы побочных групп. Металлы 1гр. побочн. подгруппы.Медь, серебро, золото. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение меди и ее соединений, Металлы 2гр. побочн. подгруппы. Цинк. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение цинка и его соединений | 2 | 2 | ||
5 | Металлы 3гр. побочн. подгруппы. Скандий. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение скандия и его соединений Металлы 6гр. побочн. подгруппы. Хром: Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение хрома и его соединений; | 2 | 2 2 | ||
6 | Металлы 7гр. побочн. подгруппы. Марганец. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение марганца и его соединений Металлы 8гр. побочн. подгруппы. Железо. Положение металлов подгруппы в периодической системе, особенности строения их атомов; свойства, получение и применение железа и его соединений, | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 9 | ||||
№9 «Устранение магниевой и кальциевой жесткости воды» | 3 | ||||
№10 «Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы побочных подгрупп»» | 3 | ||||
№11 «Определение содержания железа в продуктах питания». | 3 | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
№7Решение расчетных задач по теме «Свойства, получение и применение щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений» | 2 | ||||
№8 Решение расчетных задач по теме «Металлы главных подгрупп» | 2 | ||||
№9 Решение расчетных задач по теме «Решение расчетных задач по теме «Коррозия металлов» | 2 | ||||
Контрольная работа №2 по теме «Металлы и их соединения» | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Решение расчетных задач по теме «Металлы главных подгрупп» Привести примеры реакций металлов побочных подгрупп. Подготовка докладов | 14 | ||||
Раздел 2. Органическая химия | 80 (46л+34лпз) | ||||
Тема 2.1. Строение органических соединений | Содержание учебного материала | 6 (4л+2лпз) | |||
1 | Теория химического строения Бутлерова Первые теоретические воззрения в органической химии. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. классические электронные теории химической связи. Понятие гибридизации орбиталей углеродного атома. | 2 | 2 | ||
2 | Основные понятия о реакционной способности органических соединений. Типы реакций и реагентов. Гомолитические и гетеролитические реакции. Классификация, строение и номенклатура органических соединений. Виды изомерии. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||||
№10 Выполнение упражнений по теме «Строение органических соединений» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Подготовка к выполнение упражнений по теме «Строение органических соединений.. | 3 | ||||
Тема 2.2. Углеводороды | Содержание учебного материала | 10 (8л+2лпз) | |||
1 | Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Классификация и номенклатура углеводородов. Алканы, циклоалканы. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Методы получения и направления использования. | 2 | 2 | ||
2 | Непредельные углеводороды (алкины и алкены). Алкены, алкины, алкадиены, циклоалкены, циклоалкадиены. Генетическая связь между классами углеводородов. Физические и химические свойства непредельных углеводородов. Методы получения и направления использования. | 2 | 2 | ||
3 | Ароматические углеводороды Ароматические углеводороды. Понятие об ароматичности, стабильность циклических сопряженных систем. Физические и химические свойства. | 2 | 2 | ||
4 | Правила ориентации заместителей. Полициклические арены. Физические и химические свойства углеводородов.. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||||
№11 «Углеводороды» | |||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по тем Подготовка к выполнение упражнений по теме Методы получения и направления использования предельных углеводородов Методы получения и направления использования непредельных углеводородов Методы получения и направления использования ароматических углеводородов | 5 | ||||
Тема 2.3. Химия нефти и нефтепродуктов | Содержание учебного материала | 12 (6л+6лпз) | |||
1 | Сырьевые источники органических соединений. Виды и происхождение нефти. Научные основы переработки и разделения нефти. Фракционный и химический состав. Углеводороды. Смолисто-асфальтовые вещества. Каменный уголь. Природный газ. Методы исследования состава переработки сырья. | 2 | 1 | ||
2 | Первичная переработка нефти Термический крекинг. Пиролиз и коксование нефтяного сырья. Полимеризация и изомеризация. Алкилирование. Каталитический крекинг. Вторичная переработка нефти Ароматизация. Гидрокрекинг. Каталитический риформинг. Состав и свойства продуктов переработки нефти. Синтез углеводородов. Комплексная переработка нефти.. | 2 | 2 | ||
3 | Химия моторных топлив и смазочных материалов. Механизм возникновения детонационных процессов в камере сгорания. Октановое и гептановое числа. Сортность. Состав и свойства горючих для двигателей внутреннего сгорания. Смазочные масла. Методы регулирования свойств смазочных масел.. Химия процессов синтеза компонентов моторных топлив и смазочных масел. Применение природных источников углеводородов. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 6 | ||||
№12 Изучение процесса переработки нефти по схемам | 2 | ||||
№13 Каменный уголь. Природный газ | 2 | ||||
№14 Способы снижения выбросов в окружающую среду продуктов сгорания моторного топлива | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме и написание реферата Химия моторных топлив и смазочных материалов. Изучение процесса переработки нефти по схемам Каменный уголь. Природный газ Способы снижения выбросов в окружающую среду продуктов сгорания моторного топлива | 6 | ||||
Тема 2.4. Функциональные производные углеводородов | Содержание учебного материала | 40 (22л+18лпз) | |||
1 | Галогенпроизводные углеводородов Классификация и номенклатура галогенпроизводных углеводородов.. Строение молекул. Изомерия. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования. Важнейшие представители. Влияние на окружающую среду. | 2 | 2 | ||
2 | Гидроксилпроизводные углеводородов. Классификация, номенклатура и изомерия. Предельные спирты. Алкоголяты. Методы получения и направления использования. Важнейшие представители. | 2 | 2 | ||
3 | Ароматические спирты. Фенолы, нафтолы. Феноляты. Простые эфиры. Зависимость физических свойств от строения. Химические свойства. Методы получения и направления использования. Важнейшие представители. | 2 | 2 | ||
4 | Азоторганические соединения. Классификация и номенклатура азоторганических соединений. Нитросоединения. Строение нитрогруппы. Ароматические нитросоединения. Нитрующие агенты.. Нитрозосоединения. | 2 | 2 | ||
5 | Амины. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования. | 2 | 2 | ||
6 | Карбонильные соединения. Классификация, строение, изомерия и номенклатура карбонильных соединений. Реакции нуклеофильного присоединения и замещения. Карбонильные соединения Аренов. Кетены. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования. | 2 | 2 | ||
7 | Карбоновые кислоты и их производные Классификация, строение, изомерия и номенклатура карбоксильных соединений. Насыщенные ненасыщенные монокарбоновые кислоты.. Сложные эфиры карбоновых кислот. Физические и химические свойства. Направления использования. Производные карбоновых кислот, содержащие различные функциональные группы. | 2 | 2 | ||
8 | Углеводы. Классификация, строение и номенклатура углеводов. Пентозы. Гексозы. Моно-, ди- и полисахариды. Целлюлоза. Физические и химические свойства. Природные целлюлозы. Важнейшие представители. Нитраты и ацетаты целлюлозы. | 2 | 2 | ||
9 | Гетероциклические соединения. Классификация, строение и номенклатура. Пятичленные и шестичленные гетероциклические соединения. Пиррол, фуран, тиофен, пиридин. Строение, изомерия. Геометрия молекул. Физические и химические свойства. | 2 | 2 | ||
10 | Элементорганические соединения Классификация, номенклатура и строение элементорганических соединений. Неметаллические элементорганические соединения. Производные борана и диборана. Карбораны. Кремнийорганические соединения. Фосфорорганические соединения. Методы получения и направления использования.. | 2 | 2 | ||
11 | Сераорганические соединения. Классификация, строение и номенклатура. Сульфоновые кислоты. Сульфеновые и сульфиновые кислоты. Сульфоксиды. Физические и химические свойства. Методы получения и направления использования | 2 | |||
Лабораторные работы | 8 | ||||
№12 «Химические реакции углеводородов» | 4 | ||||
№13 «Определение содержания витамина С в напитках» | 4 | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
№15 «Выполнение упражнений по теме «Альдегиды и кетоноы» | 2 | ||||
№16«Описание свойств карбоновых кислот уравнениями реакций» | 2 | ||||
№17 Выполнение упражнений и решение расчетных задач по теме «Функциональные производные углеводородов» | 2 | ||||
№18 «Физические и химические свойства элементорганических соединений» | 2 | ||||
Контрольная работа №3 по теме «Функциональные производные углеводородов» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение выполнение домашних заданий по теме и написание реферата Изучение химических свойств функциональных производных углеводородов Решение расчетных задач по теме «Функциональные производные углеводородов» Подготовка докладов по индивидуальной теме | 20 | ||||
Тема 2.5. Элементы биохимии | Содержание учебного материала | 8 (4л+4лпз) | |||
1 | Биохимические классы соединений. Химический состав и структура веществ живых организмов.. Химизм взаимодействия биологически активного вещества с живой клеткой. Общие закономерности влияния элементного состава соединений на их токсичность.. . | 2 | 2 | ||
2 | Белки, аминокислоты, протеины, протеиды, пептиды, нуклеиновые кислоты, полисахариды, липиды, витамины, ферменты, антибиотики. Состав структура, строение | 2 | |||
Лабораторные работы №14 «Изучение свойств белков молока» | 4 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме. Белки, аминокислоты, протеины Зависимость токсических свойств органических соединений от химического строения и состава | 4 | ||||
Тема 2.6. Синтетические высокомолекулярные соединения | Содержание учебного материала | 4 (2л+2лпз) | |||
1 | ВМС, способы получения и химические свойства. Классификация ВМС. Основные свойства, характерные для большинства ВМС.. Каучуки, пластмассы и химические волокна.. Важнейшие представители. Их применение в народном хозяйстве | 2 | 2 | ||
Практические занятия №19 «Реакции полимеризации и поликонденсации» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Реакции полимеризации и поликонденсации» | 2 | ||||
Раздел 3. Физическая химия | 44 (34л+10лпз) | ||||
Тема 3.1. Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний | Содержание учебного материала | 8(6л+2лпз) | |||
1 | Основные понятия. Газообразное состояние вещества. Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория газов. Идеальный газ, законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, Авогадро, объединенный газовый закон - уравнение состояния идеального газа, уравнение Клапейрона-Менделеева, физический смысл газовой постоянной; | 2 | 2 | ||
2 | Молекулярно-кинетическая теория газов, основное уравнение молекулярно-кинетической теории, условия применения законов идеального газа к реальным газам, изотермы реального и идеального газов | 2 | |||
3 | Жидкое состояние вещества. Особенности зависимости жидкостей от таких характеристик как форма и объем. Структура жидкостей. Ассоциация молекул. Ближний порядок. Вязкость, поверхностное натяжение, избыточная поверхностная энергия, плотность жидкости. Зависимости от различных факторов. Кристаллическое и аморфное твердое состояния вещества. Основные отличия кристаллических твердых тел от аморфных. Анизотропия, изотропность. Классы кристаллических решеток | 2 | 2 | ||
4 | Практические занятия Практическое занятие №20 «Решение задач на газовые законы» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Молекулярно-кинетическая теория газов, Решение задач на газовые законы Подготовка докладов на тему «Кристаллическое и аморфное твердое состояния вещества» «Четыре агрегатные состояния вещества, структурные и кинетические характеристики» | 4 | ||||
Тема 3.2. Основы химической термодинамики | Содержание учебного материала | 6 (4л +2лпз) | |||
1 | Основные понятия. Первый закон термодинамики. Основные понятия и определения. Химическая термодинамика, термодинамическая система, изолираванная, открытая, закрытая система, состояние системы, термодинамические параметры, термодинамические величины, термодинамический процесс. Функции состояния и функции пути осуществления процесса. Формулировки первого закона термодинамики. Работа, внутренняя энергия, теплота. Энтальпия.. | 2 | 2 | ||
2 | Термохимия. Закон Гесса. Второй закон термодинамики. Термохимия зекон Гесса. Следствия из закона Гесса. Второй закон термодинамики. Свободная и связанная энергии. Принцип минимума свободной энергии. | 2 | |||
3 | Практические занятия Практические занятия №21 «Следствия из закона Гесса» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Подготовка к решению задач по теме «Следствия из закона Гесса» | 3 | ||||
Тема 3.3. Химическая кинетика. Химическое равновесие. Катализ. | Содержание учебного материала | 6час (4л +2лпз) | |||
1 | Химическая кинетика. Скорость химической реакции, влияющие на нее факторы. Активация молекул. Правило Вант-Гоффа. Катализ. Катализаторы. Ингибиторы. Каталитическая активность. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. | 2 | 2 | ||
2 | Химическое равновесие и факторы, влияющие на равновесие. Прямая и обратная реакции, их скорости. Закон действия масс. Константа равновесия химической реакции. Влияние внешних условий на химическое равновесие системы. Принцип Ле-Шателье. | 2 | 2 | ||
3 | Практические занятия Практическое занятие №22 Решение задач по теме «Химическая кинетика. Химическое равновесие» | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме «Химическая кинетика.» | 3 | ||||
Тема 3.4. Фазовые равновесия | Содержание учебного материала | 4 (2л+2лпз) | |||
1 | Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса. Правило фаз Гиббса. Классификация систем по числу компонентов, фаз и степеней свободы. Фазовые равновесия в однокомпонентных и двухкомпонентных системах. | 2 | 2 | ||
Контрольная работа №4 «Основы химической термодинамики, кинетики и катализа, фазовые равновесия и растворы». | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Правило фаз Гиббса Подготовка к контрольной работе | 2 | ||||
Тема 3.5. Растворы | Содержание учебного материала | 10 (8л+2лпз) | |||
1 | Растворы твердых веществ в жидкостях и их свойства. Общая характеристика растворов, классификация растворов по агрегатному состоянию растворителя и растворенного вещества. Гидратная (сольватная) теория растворов Д.И.Менделеева. | 2 | 2 | ||
2 | Зависимость скорости диффузии от различных факторов, 1-й закон Фика; зависимость осмотического давления от температуры и концентрации; закон Вант-Гоффа, закон Гей-Люссака; практическое значение явления осмоса, возможность использования обратного осмоса для очистки сточных вод; 1 закон Рауля; физический смысл изотонического коэффициента; | 2 | |||
3 | Жидкие бинарные системы, их классификация и свойства. Взаимная растворимость жидкостей, классификация жидких бинарных систем в зависимости от степени взаимной растворимости. 1-й закон Рауля применительно к жидким смесям. Классификацию жидких смесей с ограниченной взаимной растворимостью компонентов соответственно критическим температурам растворения, принципы равновесного распределения веществ между 2-мя несмешивающимися жидкостями, | 2 | 2 | ||
4 | Растворы газов в жидкостях. Факторы влияющие на растворение газов в жидкостях. Закон Генри, ограничения закона Генри; Газы вступающие в химическое взаимодействие с растворителем. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы №15 «Осмотические явления в растительной клетке. Плазмолиз.» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Подготовка докладов на тему «Жидкие бинарные системы, их классификация и свойства». Практическое применение экстракции из растворов; | 5 | ||||
Тема 3.6. Электрохимия | Содержание учебного материала | 12 (10л+2лпз) | |||
1 | Электрохимические процессы. Основные понятия. Основные понятия электрохимии. Виды электрохимических систем. Правила схематической записи электрохимических цепей. Электродвижущая сила и электродный потенциал. | 2 | 2 | ||
2 | Термодинамическая теория ЭДС. Вывод формулы Нернста, ряд напряжений и его прикладное значение. Уравнение Гиббса-Гельмгольца. | 2 | 2 | ||
3 | Обратимые электроды. Электрохимические цепи. Электроды первого рода, электроды второго рода, окислительно-восстановительные электроды, газовые электроды. | 2 | 2 | ||
4 | ЭДС электрохимических цепей. Измерение ЭДС компенсационным методом и при помощи ламповых вольтметров. Потенциометрическое титрование. | 2 | 2 | ||
5 | Электролиз. Законы Фарадея. Сущность электролиза, закономерности протекания электродных процессов на катоде и аноде в зависимости от активности катионов электролита и принадлежности аниона электролита к кислород содержащим или несодержащим кислотам. Активные и инертные электроды, различия в процессах протекающих на аноде. Законы Фарадея, их математическая формулировка; | 2 | 2 | ||
Практические занятия№23 Составление уравнений электролиза растворов и расплавов солей, решение расчетных задач по теме «Электролиз» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Схема электрохимической цепи Решение расчетных задач по теме «Электролиз Законы Фарадея, | 6 | ||||
Раздел 4. Основы коллоидной химии | 18 (14л+4лпз) | ||||
Тема 4.1. Коллоидные системы | Содержание учебного материала | 6л | |||
1 | Признаки объектов коллоидной химии. Классификация дисперсных систем. Признаки объектов коллоидной химии. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатных состояний дисперсионной среды и дисперсной фазы. Классификация свободнодисперсных систем от размера частиц дисперсной фазы. | 2 | 1 | ||
2 | Поверхностное натяжение, адсорбция, адгезия. Поверхностное натяжение. Учение об адсорбции. Адсорбция ПАВ. Адгезия, смачивание пи растекание. Уравнение Дюпре-Юнга. | 2 | 1 | ||
3 | Дисперсность и термодинамические свойства тел. Влияние дисперсности на внутреннее давление в телах. Капиллярные явления. Влияние дисперсности на давление паров и растворимость. Уравнение Кельвина. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Поверхностное натяжение, адсорбция, адгезия. Влияние дисперсности на давление паров и растворимость. | 3 | ||||
Тема 4.2. Кинетические и оптические свойства свободнодисперсных систем | Содержание учебного материала | 8 (6л+2лпз) | |||
1 | Молекулярно-кинетические свойства свободнодисперсных систем. Молекулярно-кинетические свойства свободнодисперсных систем (броуновское движение, осмос, диффузия). Седиментация. Седиментационный анализ. | 2 | 1 | ||
2 | Оптические свойства дисперсных систем. Оптические свойства дисперсных систем. Методы оптического анализа. | 2 | 2 | ||
3 | Электрокинетические явления. Строение двойного электрического слоя.. Электроосмос, уравнение Гельмгольца-Смолуховского. Диализ как метод мембранного разделения смесей. | 2 | 2 | ||
Практические занятия №24 «Решение расчетных задач по темам: «Строение двойного электрического слоя,» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Решение расчетных задач по темам: «Строение двойного электрического слоя | 4 | ||||
Тема 4.3. Устойчивость дисперсных систем | Содержание учебного материала | 4 (2л+2лпз) | |||
1 | Особенности растворения ВМС. Стабилизация дисперсных систем посредством ВМС. Термодинамика и кинетика процесса набухания. | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы №16 ««Получение и очистка золя гидроксида железа (III). Изучение его коагуляции и стабилизации» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме Термодинамика и кинетика процесса набухания. | 2 | ||||
Всего: | 238 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химических основ экологии»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
По количеству обучающихся:
- лабораторные столы и стулья
- комплект посуды (стеклянной, керамической, полимерной) для выполнения эксперимента
На лабораторию:
- вытяжная и приточная вентиляция
- техно-химические весы
- сушильный шкаф
- наборы химреактивов
- сейф и шкафы для хранения сухих реактивов, жидкостей и их растворов
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Хаханина Т.И, Осипенкова Н. Г., Неорганическая химия. Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата, Москва, Юрайт, 2014, 288 стр
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии, Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 5-е издание, М, Academia, 2011, 256 стр.
- Белик В.В., Кисленская К.И., Физическая и коллоидная химия, для СПО, 6-е издание, М, Academia, 2011, 288 стр.
- Захарова Т., Головлева Н. Органическая химия, М, Academia, 2012, 400 стр
- Хаханина Т.И, Осипенкова Н. Г., Органическая химия. Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата, Москва, Юрайт, 2014, 396 стр
Дополнительные источники:
Гаршин А.П. Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакциях. Учебное пособие, Санкт-Петербург, Питер, 2015, 304 стр
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь | ОК 1 – 4 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.2 ПК 3.3 – 3.4 | |
У. 1 - составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов соединений с объектами окружающей среды | Практические занятия ПЗ№2 ПЗ№3 ПЗ№10 ПЗ№11 ПЗ№20 ПЗ№21 ПЗ№22 ПЗ№23 ПЗ№24, контрольная работа №2, РЗ №1 РЗ №2 РЗ №9 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
У.2 составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов, протекающих в окружающей среде | Практические занятия ПЗ№1, контрольная работа №1, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
У.3 проводить практические расчеты изучаемых химических явлений; | Практические занятия ПЗ№4 ПЗ№5 ПЗ№6 КР№3 РЗ ПЗ№7 ПЗ№8 ПЗ№9, контрольные работы№4, РЗ №3 РЗ №5 №6 РЗ №7 РЗ №8 РЗ №10 РЗ №11 РЗ №12 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
У.4 составлять уравнения реакций, отражающих взаимодействие различных классов органических соединений с объектами окружающей средой | Практические занятия ПЗ№12 ПЗ№13 ПЗ№14 ПЗ№15 ПЗ№16 ПЗ№17 ПЗ№18 ПЗ№19, , контрольные работы, РЗ №4 РЗ №8 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
У. 5 проводить практические расчеты изучаемых химических явлений, выполнять эксперимент, оформлять результаты эксперимента | Лабораторные работы ЛПЗ №1.ЛПЗ №2 ЛПЗ №3 ЛПЗ №4 ЛПЗ №5 ЛПЗ №6 ЛПЗ№7 ЛПЗ№8 ЛПЗ№9 ЛПЗ №10 ЛПЗ №11 ЛПЗ№12 ЛПЗ №13 ЛПЗ №14 ЛПЗ№15 ЛПЗ№16 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный | |
знать | ||
З.1 закономерности химических превращений веществ; | , контрольные работы ТЗ №2 ТЗ №10 ТЗ №24 ТЗ №26 ТЗ №28 ТЗ №29 ТЗ №31 ТЗ №35 ТЗ №36, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
взаимосвязь состава, структуры, свойств и реакционной способности веществ и соединений, экологические свойства химических элементов и их соединений; | контрольные работы ТЗ №4 ТЗ №5 ТЗ №6 ТЗ №11 ТЗ №25 ТЗ №30 ТЗ №32ТЗ №34, домашние работы экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
роль химических процессов в охране окружающей среды; | контрольные работы ТЗ №1 ТЗ №7 ТЗ №8 ТЗ №12 ТЗ №27 ТЗ №33 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
новейшие открытия химии и перспективы использования их в области охраны окружающей среды; | контрольные работы ТЗ №3 ТЗ №9 Т1 Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
основные понятия о реакционной активности органических соединений, о зависимости физических и химических свойств углеводородов и их производных от состава и структуры их молекул; | контрольные работы ТЗ №13 ТЗ №16 ТЗ №17 ТЗ №18 ТЗ №19 ТЗ №23, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
физические и химические свойства органических соединений, классификацию, номенклатуру, генетическую связь и свойства генетических рядов органических соединений; | контрольные работы ТЗ №14 ТЗ №22, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) | |
физические и химические методы исследований свойств органических соединений, экологическую опасность органических соединений различных классов; | контрольные работы ТЗ №15 ТЗ №20, домашние работы, экзамен в любой форме (устный, письменный, комплексный) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-116409-1350639735.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-116409-1350639735.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13914.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-849073-1478959712.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .
Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-766773-1457690606.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214528-1580724422.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15. ЭКОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15. ЭКОЛОГИЯ Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...