Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .
рабочая программа по теме

Бизюкина Татьяна Александровна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и требований ФГОС СПО, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по следующим специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) базовой подготовки, 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовой подготовки, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ, 19.02.10 Технология продукция общественного питания, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании базовой подготовки, 43.02.10 Туризм, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» может быть использована для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования (ППКРС, ППССЗ). Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников экологического мониторинга при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_novaya_po_firo.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования и требований ФГОС СПО, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология».

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по следующим специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) базовой подготовки, 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовой подготовки, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ, 19.02.10 Технология продукция общественного питания, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании базовой подготовки, 43.02.10 Туризм, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовой подготовки, входящих в состав укрупнённой группы специальностей СПО 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» может быть использована для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования (ППКРС, ППССЗ). Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников экологического мониторинга при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОУД.17 Экология входит в общеобразовательный цикл как учебная дисциплина по выбору из обязательных предметных областей для групп специальностей:

естественнонаучный профиль, базовой подготовки 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 38.00.00 Экономика и управление, для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;

социально-экономический профиль, базовой подготовки 38.00.00 Экономика и управление, для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 43.00.00 Сервис и туризм, 40.00.00 Юриспруденция.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.17 Экология обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,

бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

• метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 51 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 36 часов;

- самостоятельной работы студента 15часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные работы и практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

«Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Введение в предмет, цели, задачи, методы изучения. Характеристика традиционной (биоэкологи) и современной экологии. Факториальная экология – учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы. Аутэкология – экология организмов. Демэкология – популяционная экология. Синэкология – учение об экосистемах (биоценозах). Глобальная экология – учение о биосфере.

2

Взаимосвязь экологии с другими науками. Место экологии в системе естественных наук. Основные понятия естествознания, их использование в экологической науке.

3

Современные направления в развитии экологии. Общественно-гуманитарная направленность современного экологического знания. Экологические и социально-экологические исследования, их роль в формировании современной научной картины мира.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Понятие об экологии и охране окружающей среды. Методы экологических исследований. 

Раздел 1

Организм и среда

9

Тема 1.1.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды, пути их приспособления

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Многообразие живого мира. Уровни организации живых систем: молекулы, клетки, ткани, органы, организмы, популяции, сообщества, экосистемы, биосфера. Общие свойства организмов как живых систем: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция и др.

2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Разнообразие видов, соответствующее различиям условий существования. Правило оптимума. Понятие лимитирующих факторов.

Тема 1.2. Основные среды жизни

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Экологические факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные.

2

Среды жизни и адаптация к ним организмов. Водная среда, наземно-воздушная, почвенная среда. Организмы как среда обитания.

3

Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов, ритмы жизни.

Практическое занятие

2

2

Совместное действие экологических факторов на организмы.

Самостоятельная работа обучающихся

3

3

1. Исторический путь развития науки экологии. Структура современной экологии как науки.  

2. Причины  современного  экологического  кризиса.  Антропогенное воздействие  на биосферу.  Основные  виды  вмешательства  человека  в экологические процессы.

3. Экология  и  устойчивое  развитие.  Государственная  концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие региона.

Раздел 2

Сообщества и популяции

38

Тема 2.1.

Виды, популяции и сообщества

Содержание учебного материала

4

1

1

Структура вида. Понятие ареала виды. Видообразование. Темпы видообразования и вымирания видов. Экологическая ниша. Закон обязательного заполнения экологических ниш и принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе. Популяция, ее характеристики.

2

Сообщества. Типы биологических отношений в сообществах. Трофические отношения между организмами. Продуценты, консументы, редуценты. Конкуренция и распространение видов в природе. Колебания численности в системе «хищник-жертва». Пищевые цепи и сети. Эффект дублирования. Примеры организации биоценозов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Динамическое равновесие численности популяции. Взаимодействие популяций.

Тема 2.2.

Экологические системы, процесс передачи вещества и энергии в них

Содержание учебного материала

4

1

1

Понятие об экосистемах, их состав. Разнообразие экосистем, их основные типы в связи с типологией почв и ландшафтов. Сбалансированность экосистемы. Основные факторы, обеспечивающие ее устойчивость.

2

Круговорот веществ и поток энергии. Роль различных групп живых существ в преобразовании солнечной энергии. Биопродуктивность .Пирамиды численности, пирамиды биомассы, пирамиды энергии.

3

Общие принципы функционирования экосистем. Динамика экосистем: циклические и поступательные изменения

Практическое занятие

2

2

1

Построение пирамид, цепей питания.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Энергия в экологических системах.

Тема 2.3.

Агроценозы, агроэкосистемы, сукцессии

Содержание учебного материала

2

1

1

Агроценозы, агроэкосистемы, состав, отличие от экосистем.

2

Саморазвитие экосистем - сукцессии.

Тема 2.4.

 Биосфера, закономерности развития

Содержание учебного материала

4

1,2

1

Строение Земли, ее оболочки, их взаимосвязь. Структура биосферы, ее функциональная целостность. Динамическое равновесие водо- и газообмена.

2

Учение В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговороте вещества и потоке энергии. Роль живых организмов в биогеохимических циклах.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Биогеохимическая функция биосферы. Многообразие биологических видов как основа организации и устойчивости биосферы.

Раздел 3

От биосферы к ноосфере.

16

Тема 3.1.

Человечество в биосфере, отличие от других живых существ

Содержание учебного материала

4

1,2

1

Человек и окружающая природная среда. Теории возникновения жизни (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция по А.И. Опарину.

2

Экологические ниши человека. Среда жизни современного человека.

3

Проблемы экологического развития. Составляющие, отличающие человека от других живых существ. Особенности  пищевых и информационных связей человека.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Экологическое  воспитание  и  образование.  Принципиальные подходы к координации природоохранной деятельности.

Тема 3.2.

Экологические проблемы современного мира и пути их решения

Содержание учебного материала

4

1

1

Воздействие человека на природу на различных этапах существования человеческого общества. Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Виды и масштабы антропогенного воздействия на природу: прямое уничтожение представителей биоты, изменение среды обитания, перераспределение веществ, производство новых небиодеградирующих веществ, воздействие на климат и биогеохимические циклы.

2

Экологическое значение процессов загрязнения природы, сокращения естественных экосистем, перенаселения, урбанизации. Модели глобального прогнозирования. Экологические проблемы и другие глобальные проблемы современности. Особенности экологических проблем в России: природно-территориальные; социально-экономические, демографические аспекты. Особенности неблагоприятные в экологическом отношении территории. Роль каждого человека в разрушении природы.

Практическое занятие

2

2

Анализ причин возникновения «парникового эффекта», «кислотных дождей» и разрушения «озонового экрана.

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Стратегия устойчивого развития социоприродной экосистемы. Экологическая культура личности. Ее сущность и содержание. Экологические ценности.

Дифференцированный зачет

2

3

Всего

51

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

 посадочные места по количеству обучающихся;

 рабочее место преподавателя;

 комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

 инструкции к практическим работам.

 Технические средства обучения:

 компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроетор;

 телевизор, калькуляторы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

  1. Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб. пособие - Ростов н/Д:
  2. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования – М.: Дашков и К,2013..
  3. Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
  4. Бродский А.К. Общая экология., М, Академия, 2012 г.
  5.  Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2011.
  6. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. —

М.,2014.

  7. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

8. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  1. Хван Т.А. .Хван П.А. Основы экологии - Ростов н/Д –2012.
  2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Гальперин М.В., Общая экология. М, Форум, 2012.
  2. Гурова Т.Ф. Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие для среднего профессионального образования, Оникс, 2012
  3. Воронков Н. А., Основы общей экологии, Рандеву-АМ, 2013г.
  4. Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Глазачев С.Н. Основы общей экологии, М, Устойчивый мир, 2000Экология. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев. Ученик для вузов .М. 2005.
  5. Розанов С.И. Общая экология, Спб, Лань, 201г.
  6. Степановских А.С. Общая экология: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  7. Пономарева И.Н. Общая экология Мой учебник, 2012г.
  8. Петунин О. В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии, Феникс, 2013 г.
  9. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

Интернет-ресурсы

1.www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

2.www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

3.www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения различных видов опросов, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  • умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач

Знания:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  • владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
  • Устный, письменный опросы
  • Анализ практических работ
  • Проведение наблюдений, опытов с последующим составлением отчетов
  • Решение ситуационных задач
  • Самоконтроль по темам, разделам и обобщающий
  • Тематические проверочные работы
  • Тестирование
  • Защита рефератов, докладов
  • Представление моделей, презентаций (в том числе компьютерных)
  • Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики ПМ.04 Выполнение работ по профессии продавец продовольственных товаров для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа профессионального модуля - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС Ш поколения....

СБОРНИК задач по дисциплине «Экономика организации» для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 40.02.01 Право и орган

Сборник задач по экономике организации по разделам "Розничный товарооборот", "Оптовый товарооборот", "Издержки обращения", "Труд, кадры и оплата труда", "Рыночное ценообразование", "Доходы и прибыль",...

СБОРНИК задач по дисциплине «Экономика организации» для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 40.02.01 Право и орган

Сборник задач по экономике организации по разделам "Розничный товарооборот", "Оптовый товарооборот", "Издержки обращения", "Труд, кадры и оплата труда", "Рыночное ценообразование", "Доходы и прибыль",...

Экономика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)"

Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика", варианты котрольной работы, теоретические вопросы, практические задания и список рекомендуемой л...

Рабочая программа по дисциплине "Статистика" для ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО базовой подготовки: 38.02.01 Экономика и бухга...

Тематический план по дисциплине "Статистика" для ППССЗ 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Тематический план к рабочей программе учебной дисциплины "Статистика" для ППССЗ  в соответствии с ФГОС по специальностям СПО базовой подготовки: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт ...

Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...