МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
элективный курс на тему

Данное пособие включает 9 разделов по дисциплине «Математика» и рекомендовано для проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Задания  составлены в соответствии с Государственным стандартом.

Учебное пособие предназначен для студентов колледжа первого курса  базового уров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_2014.docx359.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

профессионального образования            

 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры                                                                         СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:

«Практические работы по математике»

для студентов первого курса очной формы обучения

Разработали: С.А.Гладышева, С.И. Османкина, преподаватели математики

Сургут 2014 г.


Математика.  Методическое пособие практических работ.

Сургутский политехнический колледж, 2014 г.

Составитель: С.А.Гладышева, С.И. Османкина  преподаватели математики

Данное пособие включает 9 разделов по дисциплине «Математика» и рекомендовано для проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний.

Задания  составлены в соответствии с Государственным стандартом.

Учебное пособие предназначен для студентов колледжа первого курса  базового уровня.

Одобрено на заседании методического объединения «Математика, информатика, физика».

Протокол  № «__» от «____»__________2014 г.

      Рекомендовано к печати Методическим советом Сургутского политехнический колледжа.

Протокол  № «__» от «____»__________2014 г.


№ практической работы

Содержание:

Страница

Освоение общих компитенций

Пояснительная записка

4

1.

Вычисление площадей и объемов геометрических тел

5

ОК4,8,9

2.

Решение алгебраических уравнений и неравенств

7

ОК4,8,9

3.

Показательная функция, показательные уравнения и неравенства

9

ОК4,8,9

4.

Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства

13

ОК4,8,9

5.

Преобразование тригонометрических выражений

16

ОК4,8,9

6.

Решение тригонометрических уравнений и неравенств

22

ОК4,8,9

7.

Нахождение производных

25

ОК4,8,9

8.

Применение производной к построению графиков функций

29

ОК4,8,9

9.

Вычисление площадей фигур с помощью интеграла

31

ОК4,8,9

Список литературы

34


Пояснительная записка.

Данный сборник предназначен для проведения аудиторных практических работ по дисциплине «Математика» для групп начального профессионального образования. Выполнение практических работ формирует  навыки применения теоретического материала на практике и  отрабатывает навыки различных математических действий.

Данное пособие включает в себя следующие разделы дисциплины:

  • Геометрические тела и поверхности. Объемы и площади поверхностей геометрических тел.
  • Приближенные вычисления и вычислительные средства
  • Показательная, логарифмическая, степенная функции
  • Тригонометрические функции
  • Производная и ее приложение
  • Интеграл и его приложения

Выполнение практических работ позволяет студенту отработать умения, навыки по каждому разделу,  определить уровень усвоения материала.

Использование заданий должно содействовать развитию технического мышления студентов, стимулированию их активности и самостоятельности на аудиторных занятиях.

Оценка знаний выставляется в зависимости от количества правильных ответов на вопросы заданий.  


Практическая работа №1 по теме «Вычисление площадей и объемов геометрических тел»

Цель работы: 

  1. отработать навыки действий вычисления  площадей и объемов геометрических тел;
  2. закрепить навыки решения типовых задач на применение формул площадей и объемов геометрических тел:
  • площадь , объем многогранников;
  • площадь , объем тел вращения.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • формулы площадей и объемов многогранников;
  • формулы площадей и объемов тел вращения;

уметь:

  • вычислять площади многоугольников;
  • определять вид геометрического тела, его свойства;
  • применять формулы для вычисления площадей и объемов геометрических тел.

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке по заданному алгоритму.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1

Вычисление площади и объема макета геометрического тела.

  1. Определить вид многогранника (дать его характеристику).
  2. Выполнить чертеж многогранника.
  3. Выполнить необходимые измерения (записать дано и нанести их на чертеж).
  4. Вычислить площадь основания многогранника.
  5. Вычислить площадь боковой поверхности многогранника.
  6. Вычислить площадь полной поверхности многогранника.
  7. Вычислить объем многогранника.

ЗАДАНИЕ  2

Решение задач.

При решении задач воспользоваться формулами:

  • Призма: Sбокосн·h,  Sполн= Sбок  + 2Sосн, V = Sосн·h.
  • Прямоугольный параллелепипед, куб: Sбокосн·h, Sполн= Sбок  + 2Sосн, V = abc.
  • Пирамида: Sбок= cумма площадей боковых граней, Sполн= Sбок  + Sосн, V = Sосн·h.
  • Правильная пирамида: Sбок=Росн·ha (ha-апофема), Sполн= Sбок  + Sосн, V =  Sосн·h.
  • Цилиндр: Sбок=2πR·h,  Sполн= Sбок  + 2Sосн, V = Sосн·h, Sосн= πR2.
  • Конус: Sбок= πRL, Sполн= Sбок  + Sосн, V = Sосн·h, Sосн= πR2.

Критерии оценивания:

«5»  необходимо выполнить все задания работы с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач;

«4» необходимо выполнить практическое задание и две задачи на выбор с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач;

«3» необходимо выполнить практическое задание и одну задачу на выбор с оформлением условия, чертежа и решения задачи.

Вариант 1

1. Найти площадь и объем поверхности  макета геометрического тела.

2. Решить задачи:

1. Диагональ осевого сечения цилиндра равна  см, а высота – 5 см. Найдите радиус цилиндра.

2. Образующая конуса, равная 8 см, наклонена к плоскости основания под углом 30°. Найдите площадь осевого сечения конуса.

3. Объём конуса равен 963, а его высота 8 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса.

Вариант 2

1. Найти площадь и объем поверхности геометрического тела.

2. Решить задачи:

1. Диагональ осевого сечения цилиндра равна  см, а радиус основания – 3 см. Найдите высоту цилиндра.

2. Образующая конуса, равная 4 см, наклонена к плоскости основания под углом 60°. Найдите площадь осевого сечения конуса.

3. Отрезок, соединяющий центр верхнего основания цилиндра с точкой окружности нижнего основания, равен 8 см и образует угол 600 с осью цилиндра. Найдите объём цилиндра.


Практическая работа № 2 по теме «Решение алгебраических уравнений и неравенств»

1. Чтобы обратить чистую периодическую дробь в обыкновенную, достаточно записать в числителе ее период, а в знаменателе - число, выраженное столькими девятками, сколько цифр в периоде.

2. Чтобы обратить смешанную периодическую дробь в обыкновенную, достаточно из числа, стоящего до второго периода, вычесть число, стоящее до первого периода, и полученную разность записать в числителе, а в знаменателе записать число, выраженное столькими девятками, сколько цифр в периоде, и со столькими нулями в конце, сколько цифр между запятой и периодом.

Цель работы: закрепить навыки по действию с дробями, приближенным вычислениям, вычислениям процентов, правил округления десятичных дробей, решению рациональных уравнений.

1) отработать навыки действий с действительными числами;

2) закрепить навыки решения уравнений и неравенств:

  • линейных;
  • квадратных;
  • рациональных;

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • правила сложения, вычитания, умножения, деления действительных чисел ;
  • методы решения уравнений;
  • методы решения неравенств;
  • основные методы решения уравнений и неравенств.

уметь:

  • вычислять значения степенных и иррациональных выражений;
  • выполнять действия на преобразования степенных и иррациональных выражений;
  • применять методы решения уравнений и неравенств.

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1,2

Вычисление и преобразование степенных и иррациональных выражений.

При вычислении и преобразовании степенных и иррациональных выражений в основу решения брать основные свойства степени и корня n- ой степени.

ЗАДАНИЕ  3

Решение уравнений.

При решении показательных и иррациональных уравнений воспользоваться методами:

  • приведение к общему основанию;
  • вынесение общего множителя за скобки;
  • метод замены переменной;
  • возведение в степень обеих частей уравнения.

     

ЗАДАНИЕ  4

Решение неравенств.

Воспользоваться свойством показательной функции :

  • при 0 <a < 1, функция убывает  =>  знак неравенства меняется на противоположный;
  • при a >1, функция возрастает  =>  знак неравенства не меняется.

ЗАДАНИЕ  5

Решение системы уравнений.

При решении систем уравнений воспользоваться методом подстановки.

Критерии оценивания:

«5»  выполнить все задания;

 «4» выполнить задания №1, №2(1;2;3;4;5); №3(1;2;3;4;5); № 4(1);

 «3» выполнить задания №1 (1); №2(1; 2; 3; 4); №3(1; 2; 3; 4;5).

1 вариант

2 вариант

№ 1. Упростите выражения:

  1. (b + c)(b – c) – b(b – 2c);

№ 1. Упростите выражения:

1)  (a - c)(a + c) – c(3a –c);

2)  

№ 2. Решите уравнения:

  1. 3 + х = 8х – (3х + 7)
  2. 16х3 – 32х2 – х + 2 = 0
  3. 2 – 8х + 3 = 0

№ 2. Решите уравнения:

  1. 6х - 8 = 10х – (4 – х)
  2. х6 – х4 + 5х2 – 5 = 0
  3. 2 – 9х + 10 = 0

№ 3. Решите неравенства:

  1. 8 + 5х 21+ 6х
  2. 2 - 7х + 6 ≥ 0
  3. – 5х2 + 11х - 6

№ 3. Решите неравенства:

  1. 30 + 5х ≥ 18 – 7х
  2. 2 - 12х + 9
  3. – х2 + 2х + 15

№ 4. Вычислите:

№ 4. Вычислите:

  1. 2
  2. (2,125


Практическая работа № 3 по теме: «Показательная функция, показательные уравнения и неравенства»

 Цель работы: 

1) отработать навыки действий со степенями с рациональным показателем;

2) закрепить навыки решения показательных уравнений и неравенств методами:

  • приведение к общему основанию;
  • вынесение общего множителя за скобки;
  • метод замены переменной;
  • возведение в степень обеих частей уравнения.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • свойства степени с целым и дробным показателем;
  • свойства корня n-ой степени;
  • свойства показательной и степенной функции;
  • основные методы решения уравнений и неравенств.

уметь:

  • вычислять значения степенных и иррациональных выражений;
  • выполнять действия на преобразования степенных и иррациональных выражений;
  • применять методы решения уравнений и неравенств.

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1,2

Вычисление и преобразование степенных и иррациональных выражений.

При вычислении и преобразовании степенных и иррациональных выражений в основу решения брать основные свойства степени и корня n- ой степени.

ЗАДАНИЕ  3

Решение уравнений.

При решении показательных и иррациональных уравнений воспользоваться методами:

  • приведение к общему основанию;
  • вынесение общего множителя за скобки;
  • метод замены переменной;
  • возведение в степень обеих частей уравнения.

     

ЗАДАНИЕ  4

Решение неравенств.

Воспользоваться свойством показательной функции :

  • при 0 <a < 1, функция убывает  =>  знак неравенства меняется на противоположный;
  • при a >1, функция возрастает  =>  знак неравенства не меняется.

ЗАДАНИЕ  5

Решение системы уравнений.

При решении систем уравнений воспользоваться методом подстановки.

Критерии оценивания:

На оценку «5» - выполнить все задания;

На оценку «4» - выполнить задания №1, №2; №3(б,в,г); № 4(б,в);

На оценку «3» - выполнить задания №1 (по выбору); №2(по выбору); №3(а,б,г), № 4(а)

Свойства степени

Свойства корня n-ой степени:


Задания:

1 вариант

1. Вычислить:

а) 

б) 

2.  Упростить выражение:

а)

б)

3. Решите уравнения:

г) 

4. Решите неравенства:

б)

в)

5. Решить систему уравнений:

2 вариант

1. Вычислить:

а) 

б) 

2.  Упростить выражение:

а)

б)

3. Решите уравнения:

г) 

4. Решите неравенства:

б)

в)

5. Решить систему уравнений:

3 вариант

1. Вычислить:

а) 

б) 

2.  Упростить выражение:

а)

б)

3. Решите уравнения:

г) 

4. Решите неравенства:

в)

5. Решить систему уравнений:

4 вариант

1. Вычислить:

а) 

б) 

2.  Упростить выражение:

а)

б)

3. Решите уравнения:

г) 

4. Решите неравенства:

б)

в)

5. Решить систему уравнений:


Практическая работа № 4 по теме: «Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства»

Цель работы: 

1) отработать навыки действий с логарифмами;

2) закрепить навыки решения логарифмических уравнений и неравенств методами:

  • потенцирования;
  • по определению;
  • метод замены переменной;
  • логарифмирования.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • свойства логарифмов;
  • свойства логарифмической функции;
  • основные методы решения уравнений и неравенств.

уметь:

  • вычислять значения логарифмических выражений;
  • выполнять действия на преобразования логарифмических выражений;
  • применять методы решения уравнений и неравенств.

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1

Вычисление и преобразование логарифмических выражений.

При вычислении и преобразовании логарифмических выражений в основу решения брать основные свойства логарифмов.

ЗАДАНИЕ  2

Нахождение области определения функции.

Учитывать  свойства логарифмической функции при нахождении области определения функции.

ЗАДАНИЕ  3

Решение уравнений.

При решении логарифмических уравнений воспользоваться методами:

  • потенцирования;
  • по определению;
  • метод замены переменной;
  • логарифмирования.

     

ЗАДАНИЕ  4

Решение неравенств.

Воспользоваться свойством логарифмической функции    

  • при 0 <a < 1, функция убывает  =>  знак неравенства меняется на противоположный;
  • при a >1, функция возрастает  =>  знак неравенства не меняется.

ЗАДАНИЯ  5

Решение системы уравнений.

При решении систем уравнений воспользоваться методом подстановки.

Свойства логарифмов

 

Критерии оценивания:

На оценку «5» - выполнить все задания;

На оценку «4» - выполнить задания №1(б, в,г), №2; №3(а,б,в,г); № 4(б,в);

На оценку «3» - выполнить задания №1 (два по выбору); №2(один по выбору); №3(а,б,в),

№ 4(а,в)

Задания:

1 вариант

1. Вычислить:

а)

б) 

в)

г)

2. Найти область определения функции:

а)

б)

3.  Решить уравнения:

4. Решить неравенства:

5. Решить систему уравнений:

2 вариант

1. Вычислить:

а)

б) 

в)

г)

2. Найти область определения функции:

а)

б)

3.  Решить уравнения:

4. Решить неравенства:

5. Решить систему уравнений:

3 вариант

1. Вычислить:

а)

б) 

в)

г)

2. Найти область определения функции:

а)

б)

3.  Решить уравнения:

4. Решить неравенства:

5. Решить систему уравнений:

4 вариант

1. Вычислить:

а)

б) 

в)

г)

2. Найти область определения функции:

а)

б)

3.  Решить уравнения:

4. Решить неравенства:

5. Решить систему уравнений:


Практическая работа №5 по теме: «Преобразование тригонометрических выражений»

Цель работы: 

1) отработать навыки работы с таблицей значений тригонометрических функций;

2) закрепить навыки применения тригонометрических формул при вычислении значений тригонометрических функций и преобразовании выражений, содержащих тригонометрические функции.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • основные тригонометрические тождества;
  • формулы сложения тригонометрических функций;
  • формулы двойного аргумента;
  • формулы приведения;
  • формулы суммы, разности тригонометрических функций.

уметь:

  • различать тригонометрические формулы;
  • применять тригонометрические формулы при преобразования и вычислении значений выражений;

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1

Перевести из градусной меры в радианную, и из радианной в градусную меру.

Использовать формулы:

ЗАДАНИЕ  2

Найти значение выражения.

При выполнении задания использовать тригонометрические формулы:

  • основные тригонометрические тождества;
  • формулы сложения тригонометрических функций;
  • формулы двойного аргумента;
  • формулы приведения;
  • формулы суммы, разности тригонометрических функций.

     

ЗАДАНИЕ  3

Вычислить значение каждой из тригонометрических функций.

При выполнении задания использовать основное тригонометрическое тождество

ЗАДАНИЯ  4

Упростить выражение.

При выполнении задания использовать тригонометрические формулы:

  • основные тригонометрические тождества;
  • формулы сложения тригонометрических функций;
  • формулы двойного аргумента;
  • формулы приведения;

формулы суммы, разности тригонометрических функций.

ЗАДАНИЯ  5

Упростить выражение.

При выполнении задания использовать тригонометрические формулы приведения.

Теоретический материал:

Основные формулы тригонометрии

;

;

;

Формулы сложения

;

.

Формулы суммы и разности

Формулы двойного аргумента

;;

.

0; 2

0,360˚

/6

30˚

/4

45˚

/3

60˚

/2

90˚

180˚

sin  

0

1

0

cos  

1

0

-1

tg

0

1

-

0

ctg  

-

1

0

-

Формулы приведения

Функция в правой части равенства берется с тем же знаком, какой имеет исходная функция, если считать, что угол а является углом І четверти.

Для углов π и 2π название исходной функции сохраняется. Для углов  название исходной функции заменяется (синус на косинус, косинус на синус, тангенс на котангенс, котангенс на тангенс).

Функция

Угол

sin х

cos x

tg x

ctg x

Градусы

Радианы

sin φ

cos φ

tg φ

ctg φ

90° — φ

φ

cos φ

sin φ

ctg φ

tg φ

90° + φ

+ φ

cos φ

—sin φ

—ctg φ

—tg φ

180° φ

π — φ

sin φ

—cos φ

—tg φ

—ctg φ

180° + φ

π + φ

—sin φ

—cos φ

tg φ

ctg φ

270° — φ

 — φ

—cos φ

—sin φ

ctg φ

tg φ

270° + φ

 + φ

—cos φ

sin φ

—ctg φ

—tg φ

360° — φ

2π — φ

—sin φ

cos φ

—tg φ

—ctg φ

360° + φ

2π + φ

sin φ

cos φ

tg φ

ctg φ

http://oldskola1.narod.ru/TrigF11/sin01.gif

http://oldskola1.narod.ru/TrigF11/cos01.gif

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

На оценку «5» - выполнить все задания;

На оценку «4» - выполнить задания №1, №2(а,б,в); №3; № 4(в, г); №5 (б,в)

На оценку «3» - выполнить задания №1; №2(а,б,в); №3, № 4(а,б), №5(а).

Задания:

Вариант 1

1. Перевести:

а) из градусной  меры в радианную : 3480; 660;  2000;            

б) из радианной меры в градусную:  

2. Найти значение выражения:

  a)

б)

в)

*г)

3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если 

4. Упростите выражение:  

а)  

б)

в)

)

5. Используя формулы приведения:

Вычислить:   а) ;   б)

Упростить выражение: в)


Вариант 2

1. Перевести:

а) из градусной  меры в радианную  1280; 320;  1000;          

б) из радианной меры в градусную:  

2. Найдите значение выражения 

  a)

б)

в)

*г)

3.  Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если 

4. Упростите выражение:  

а)  

б)

в)

)

5. Используя формулы приведения:

Вычислить:  а)

б)

Упростить выражение: в)


Вариант 3

1. Перевести:

а) из градусной  меры в радианную : 5600; 320;  1000;            

б) из радианной меры в градусную:  

2. Найти значение выражения:

  a)

б)

в)

г)

3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если

cosα = -0,8 и  

4. Упростите выражение:  

а)  

б)

в)

) (

5. Вычислить при помощи формул приведения:

а)

б)

Упростить выражение: в)


Вариант 4

1. Перевести:

а) из градусной  меры в радианную: 480; 6260;  2500;            

б) из радианной меры в градусную:  

2. Найти значение выражения:

  a)

б)

в)

*г)

3. Вычислить значение каждой из тригонометрических функций, если

sinα =    и  

4. Упростите выражение:  

а)  

б)

в)

)

5. Вычислить при помощи формул приведения:

а)

б)

*в)


Практическая работа № 6

Тема: «Тригонометрические уравнения»

Цель работы:1)  закрепить навыки решения тригонометрических уравнений и неравенств методами:

  • метод замены переменной;
  • метод решения простейших тригонометрических уравнений ;
  • метод сведения путем преобразований к простейшим тригонометрическим уравнениям;
  • метод решения однородных тригонометрических уравнений;
  • метод решения простейших тригонометрических неравенств.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • формулы решений простейших тригонометрических уравнений;
  • основные тригонометрические тождества;
  • основные методы решения уравнений и неравенств.

уметь:

  • вычислять значения тригонометрических функций;
  • выполнять действия на преобразования тригонометрических уравнений;
  • применять методы решения уравнений и неравенств.

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1

Решите уравнения.

При решении уравнений используйте формулы простейших тригонометрических уравнений.

ЗАДАНИЕ  2

Решите уравнения методом подстановки переменной.

При решении уравнений используйте метод подстановки переменной, основное тригонометрическое тождество.

ЗАДАНИЕ  3

Решите уравнения, используя формулы тригонометрии.

При решении уравнений воспользоваться основными тригонометрическими формулами

ЗАДАНИЕ  4

Решите однородные уравнения.

  • при решении однородных уравнений первой степени, выполните деление на  одну из тригонометрических функций (sinx или cosx);
  • при решении однородных уравнений второй степени, выполните деление на  одну из тригонометрических функций (sin2 x или cos2 x);

ЗАДАНИЯ  5

Решите неравенства.

При решении неравенств воспользоваться единичной окружностью.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

На оценку «5» - выполнить все задания;

На оценку «4» - выполнить задания №1, №2; №3(а,б,в); № 4(а,б); №5 (а);

На оценку «3» - выполнить задания №1; №2; №3(а,б), № 4(а).

Задания:

1 вариант.

1. Решите уравнения:

2. Решите уравнения методом замены:

3. Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:

4. Решите однородные уравнения:

5. Решите неравенства:

а)

б)

2 вариант

1. Решите уравнения:

2. Решите уравнения методом замены:

3.Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:

4. Решите однородные уравнения:

5. Решите неравенства:

а)

б)

3 вариант

1. Решите уравнения:

2. Решите уравнения методом замены:

3. Решите уравнения, используя формулы тригонометрии:

4. Решите однородные уравнения:

5. Решите неравенства:

а)

б)

4 вариант

1. Решите уравнения:

2. Решите уравнения методом замены:

3. Решите уравнения,  используя формулы тригонометрии:

4. Решите однородные уравнения:

5. Решите неравенства:

а)

б)


Практическая работа № 7

Тема: Производная функции

Цель работы: 

1) отработать навыки дифференцирования суммы, произведения, частного, степенной функции

  • простых функций;
  • сложных функций;

2) закрепить алгоритм составления уравнения касательной, нахождения скорости, ускорения тела.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • таблицу производных;
  • основные правила дифференцирования;
  • правила дифференцирования сложных функций;
  • уравнение касательной к графику функции;
  • формулы вычисления скорости, ускорения тела в момент времени.

уметь:

  • вычислять производные простых и сложных функций;
  • находить скорость, ускорение тела;
  • составлять уравнение касательной к графику функции .

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1

Найдите производные функций

При дифференцировании функций в основу решения используйте основные правила дифференцирования функций и таблицу производных.

ЗАДАНИЕ  2

Решите уравнение f/ (x) = 0

Выполните задание по алгоритму:

1. Найдите производную функции;

2. Приравняйте производную к нулю и решите получившееся уравнение;

ЗАДАНИЕ  3

Решите неравенства f/ (x) > 0

Выполните задание по алгоритму:

1. Найдите производную функции;

2. Составьте и решите получившееся неравенство;

ЗАДАНИЕ  4

Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции

При выполнении задания используйте формулу k = f/ (x0).

ЗАДАНИЯ  5

Составьте уравнение касательной к графику функции

Выполните задание по алгоритму:

1. Найдите значение функции в заданной точке f(x0);

2. Найдите производную функции f/ (x);

3. Найдите значение производной функции в заданной точке f/ (x0);

2. Составьте уравнение касательной y = f(x0) + f/ (x0)(x – x0);

ЗАДАНИЯ  

Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени

При выполнении задания используйте формулы V(t) = S/(t), a(t) = V /(t).

Теоретический материал:

  1. Таблица производных:

f(x)

c

x

xn

sinx

cosx

tgx

ctgx

ax

ex

lnx

f / (x)

0

1

nxn-1

cosx

-sinx

axlna

ex

  1. Правила дифференцирования:

(ku)/ = ku/

(u+v)/ = u/ + v/

(uv)/ = u/v +  uv/

(u(v))/ = u/(v)v/ - производная сложной функции

Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

На оценку «5» - выполнить все задания;

На оценку «4» - выполнить задания №1(а-з), №2; №3; № 4; №5; №6;

На оценку «3» - выполнить задания №1 (а-ж); №2; №3, № 4; №6.


Задание:

1 вариант

1.Найдите производные функций:

а) У = 2х2+ 6 – 3х

б) 

в) 

г) 

д) 

е) 

ж) 

з) 

и) (4x-5)5

к)

2. Решите уравнение f/ (x) = 0

f(x) = x3+ x2+12

3. Решите неравенство f/ (x)  > 0

f(x) = 8x - x3

4.  Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:

f(x) = 5cosx-1,  в точке   х0 =

5. Составьте уравнение касательной к графику функции:

 в точке   х0  =  1  

6.  Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени

 в момент времени   t = 1 с  

2 вариант

1.Найдите производные функций:

а)у = 6х3 + 2х - 3

б) 

в) y = х5 +

г) 

д) 

е) 

ж) 

з) 

и) 

к) у

2. Решите уравнение f/ (x) = 0

f(x) =  -1.5x2-4x

3. Решите неравенства f/ (x)  > 0

f(x) = 2x3 - 3x2

4.  Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:

f(x) = 3sinx+2,  в точке  х0 =

5. Составьте уравнение касательной к графику функции:

 в точке   х0  =  1

6.  Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени

 в момент времени   t = 2 с  

3 вариант

1.Найдите производные функций:

а)у = -4х4 + 5х + х-2

б)

в) y = х -2+

г)

д) y = tg (4x-5)

е)

ж)

з) 

и) y = 

к) 

2. Решите уравнение f/ (x) = 0

f(x) = x3  -  4x2 – 9х + 15

3. Решите неравенства f/ (x)  > 0

f(x) = 4x - x3

4.  Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:

f(x) = -x4+3x2,  в точке   х0 =  1

5. Составьте уравнение касательной к графику функции:

 в точке   х0 =  1

6.  Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени  в момент времени   t = 3 с  

4 вариант

1.Найдите производные функций:

а)у = 2х4 – х2 + 6х-1

б)y = х -3 +

в) 

г)

д)  

е) 

ж)

з) y = е 3x+4 

и) y = ctg (3x+4)

к) 

2. Решите уравнение f/ (x) = 0

f(x) =    -2x2  + 7x  -3

3. Решите неравенства f/ (x)  > 0

f(x) = x3+1.5x2

4.  Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции:

f(x) = 2x3-6x,  в точке   х0 = - 1

5. Составьте уравнение касательной к графику функции:

   в точке   х0 = - 1

6.  Вычислите скорость и ускорение точки, движущейся прямолинейно в момент времени    в момент времени   t = 1 с  


Практическая работа № 8

Тема: Применение производной к построению графиков функций.

Цель работы: 

  1. закрепить умение нахождения наибольшего и наименьшего значения функции,;
  2. отработать навыки исследования функции с помощью производной и построения ее графика.

Выполняя данную работу, студент должен знать:

  • условия возрастания и убывания функции, алгоритм нахождения интервалов монотонности;
  • определения интервалов монотонности, экстремумов функции;
  • алгоритмы нахождения наибольшего и наименьшего значения функции;

уметь:

  • проводить исследование функции на монотонность, экстремумы;
  • выполнять построение графика функции по результатам исследования.

 Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЯ  1

Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке.

При выполнении задания используйте заданный алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции:

1) найти значение функции на концах отрезка

2) найти производную функции

3) найти критические точки функции

4) найти значение функции в критических точках принадлежащих отрезку

5) выбрать наибольшее и наименьшее значение функции.

ЗАДАНИЯ  2

Проведите исследование функции и постройте ее график.

В задании вначале рассмотреть область определения заданной функции. При нахождении интервалов монотонности и экстремумов функции вычисления производить строго по алгоритму.

Алгоритм исследования функции:

  1. Найти область определения.
  2. Исследовать функцию на четность и нечетность.
  3. Найти точки пересечения графика функции с осями координат.
  4. Исследовать функцию на непрерывность; найти точки разрыва (если они существуют); найти асимптоты кривой.
  5. Найти интервалы возрастания и убывания функции и ее экстремумы с помощью производной.
  6. По полученным данным построить график функции.

Критерии оценивания:

На оценку «5» - необходимо выполнить все задания работы с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач;

На оценку «4» - выполнить задания №1, №2 (а,б,в);

На оценку «3» - выполнить задания №1; №2(а,б).

Задание:

1 вариант

1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке: 

у = х5 +20х2+3, на [-1;1]

2.  Проведите исследование функции и постройте ее график

а)

б)

в)

г)

2 вариант

1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке:

у = 2х3 +3х2-16x, на [-4;3]

2.  Проведите исследование функции и постройте ее график

а)

б)

в)

г)

 3 вариант

1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке: 

у = х4 -8х2+5, на [-3;2]

2.  Проведите исследование функции и постройте ее график

а)

б)

в)

г)

4 вариант

1. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке: 

у = х +, на [-2;1]

2.  Проведите исследование функции и постройте ее график

а)  

б) y = x3-2x2+x

в)    

 г)


Практическая работа № 9

Тема: Приложения определенного интеграла.

Цель работы:   закрепить навыки применения определенного интеграла к решению прикладных задач.

Выполняя данную работу, студент должен

знать:

  • формулы табличных интегралов;
  • формулу Ньютона – Лейбница
  • формулу пути, пройденного точкой;
  • формулу площади плоской фигуры.

уметь:

  • с помощью формул, перечисленных выше, решать задачи прикладного характера.

Последовательность выполнения:

задания выполнять желательно в указанном порядке.

 Методические указания:

ЗАДАНИЕ  1

Решение задачи прикладного характера по нахождению пути, пройденного точкой

При решении задачи применить формулу пути, пройденного точкой: .

ЗАДАНИЕ  2,3

Решение задачи прикладного характера по нахождению площади плоской фигуры.

Применить формулу площади плоской фигуры: .

Теоретический материал

Таблица первообразных:

f(x)

k

xn

sinx

cosx

ax

ex

F (x)

kx

lnx

-cosx

sinx

tgx

ex

Критерии оценивания:

На оценку «5» - необходимо выполнить все задания работы с грамотным оформлением условий, чертежей и решений задач;

 На оценку «4» - выполнить задания №1, №2; №3(а,в);

На оценку «3» - выполнить задания №1; №2; №3(а,б).

Задания


1 вариант

1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 3 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно,  равна  .

2. Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке

3. Вычислить площадь фигуры , ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:

а) у = 4-х2, у = 0, x = 1, x = 3;

б) ;

в) .

2 вариант

1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 2 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно, равна .

2.Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке

3.Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:

а) у = 4х-х2, у = 0, x = 1, x = 3;

б)

в)

3 вариант

1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 1 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно, равна  .

2.Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке

3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:

а) у = 3х2, у = 0, х = 0, х = 2.

б)

в)

4 вариант

1. Определить путь S, пройденный точкой за время t = 4 с от начала движения, если скорость материальной точки, движущейся прямолинейно,  равна  .

2.Вычислить площадь фигуры, изображенной на рисунке

3.Вычислить площадь фигуры, ограниченной заданными линиями и сделать чертеж:

а) у = х2+2х+1, у = 0, х=3, х=1.

б)

в)


Список литературы

  1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы:  учебник для общеобразоват. учреждений: базовый  уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.]. – 16 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 464 с.: ил.
  2.  Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы.  В 2 ч. Ч.2: задачник для учащихся  общеобразоват.  учреждений: базовый уровень / под ред. А.Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 239 с.: ил.
  3. Геометрия.10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.: ил. – (МГУ - школе).
  4. Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса: разноуровневые дидактические материалы / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: ИЛЕКСА, 2006. – 160с.
  5. Ершова, А.П. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса: разноуровневые дидактические материалы / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: ИЛЕКСА, 2006. – 160с.
  6. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы.  В 2 ч. Ч.1:  учебник  для учащихся  общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 399 с.: ил.
  7. Смирнова, И.М. Геометрия. 10-11 классы: учебник  для учащихся  общеобразоват. учреждений: базовый  и профил. уровни / И. М. Смирнова, В.А. Смирнов. – 3- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2008.- 232 с.: ил.
  8. Богомолов Н. В. «Практические занятия по математике», М., Высшая школа; 2008 год.
  9. Цыпкин А.Г. «Справочник по математике для средней школы», Москва, Наука 2005 год.
  10. Черкасов, О.Ю. Математика: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. – 3-е изд. – М.: АСТ – ПРЕСС  ШКОЛА, 2006.-640 с.

Интернет - ресурсы

  1. Учебно-информационные комплексы по математике для средних школ: http://mschool.kubsu.ru/uik/index.htm
  2. Сайт-справочник правил, формул и теорем по математике:

      http://matemathik.narod.ru/

  1. Мир Геометрии: http://geometr.info/
  2. Страна Математика: http://www.bymath.net/
  3. Научно-популярный физико-математический журнал "Квант" (статьи по математике): http://kvant.mirror1.mccme.ru/rub/1.htm
  4. Графики функций" Небольшой сайт в помощь школьнику, изучающему графики функций: определения, примеры, задачник: http://graphfunk.narod.ru/
  5. Математика, высшая математика, алгебра, геометрия, дискретная математика
    http://matembook.chat.ru/
  6. Ответы на ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ и ЕГЭ.
    http://www.allsoch.ru/
  7. Литература по математике (алгебра, геометрия, математический анализ, дискретная математика, дифференциальные уравнения).
    http://www.homebook.narod.ru/index.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"

      В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личност­ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...