"Вода ради жизни"
учебно-методический материал на тему

Разработка урока по теме "Вода" для учащихся 4-5-х кл (в рамках преемственности школ), с участием учителей средней школы экономики и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Органы  чувств  или  анализаторы»

Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала; урок-игра

Методы обучения:  репродуктивный, исследовательский

Задача урока: на основе повторения изученного материала дать понятие о взаимодействии органов чувств при познании внешнего мира и в трудовой деятельности; способности замены одного утраченного анализатора свойствами другого.
Оборудование: демонстрационный материал: таблицы всех анализаторов, модель глаза и уха; видеопрезентация; диск с кинофильмом; раздаточный материал: «беруши», повязка на глаза,  

План урока 

Приветствие учащихся; мотивация

Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится урок, который обобщит наши знания по органам чувств.

- Как Вы думаете, что такое чувство?

- Сколько у человека органов чувств? (ответы учащихся)

Чтобы понять это, немного проверим свои знания.
1. Проверка знаний: 

(На парты разложить листочки для заполнения интеллект-карт)

  1. Учащиеся  класса заполняют мини интеллект-карты по данной теме: обозначить все составляющие признаки органов чувств (3 мин)
  2.  - Каким еще термином называют органы чувств?  И что вы знаете про органы чувств как об анализаторах?  (ответ учащегося)

Учитель: (Если знают ответ, то провести Блиц-опрос; если не знают, то объяснить) 

(ответы учащихся на вопросы)   (5)             (сопровождаются слайдами презентации)

А) Почему органы чувств называют АНАЛИЗАТОРАМИ и что это такое?   (ответы учащихся)

(Анализаторы – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, т.е. выделение, различение среди многих сигналов, поступающих из внешней среды. Иначе, анализаторы – это органы чувств,  являющиеся прямыми проводниками между нервной системой организма и внешним миром. Их деятельность производится посредством сбора информации, ее обработки и передачи в определенную зону коры головного мозга) (Собирают, обрабатывают, передают информацию в головной мозг)

Б) Какие анализаторы есть у млекопитающих и какие сигналы они различают? Перечислите их. (Глаза – зрительный анализатор, принимающий световой сигнал; уши – слуховой анализатор, передают звуковой сигнал; нос – орган обоняния, передающий запаховый сигнал; язык – орган, участвующий в речи, но главное определяющий и передающий вкусовой сигнал; кожа – выполняющий кожно-мышечную чувствительность – самый большой орган в организме, определяющий прикосновение и передающий тактильный сигнал).

В) Как устроен анализатор и его механизм передачи сигналов?

(Анализатор состоит из трех частей: 1) органа с рецепторами; 2) проводника, роль которого выполняет чувствительный нейрон; 3)  соответствующего центра в зоне коры головного мозга.  Например, зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры головного мозга)   (Привести свои прмеры)

Г) Где находятся участки коры головного мозга, отвечающие за обработку информации от анализаторов?

(Затылочная доля – зрительная зона; височная доля – слуховая и обонятельная зоны; теменная доля – зоны  осязания и движения; вкусовая доля – средний мозг, таламус и внутренняя поверхность височных долей)     (Привести свой пример)

2. Постановка проблемы:  «Может ли человек восполнить или заменить свойство утраченного органа чувств»            Групповая работа: учащиеся разбиваются на 4 команды.  

Учитель:   В познании вещей и явлений внешнего мира участвуют все анализаторы. Каждый предмет, вещество или тело; будь то солнце, дерево, вода или ползающий муравей, воздействует на несколько рецепторов различных анализаторов. В результате объединения деятельности анализаторов мы получаем представления о тех или иных вещах и явлениях. Например, мы не воспринимаем отдельно запах цветка розы от ее вида. Мы представляем себе ее цвет, форму, запах и нежность ее лепестков вследствие совместной деятельности зрительного, обонятельного и кожно-мышечного анализаторов. Целостное восприятие предметов создается в коре головного мозга как результат взаимодействия возбуждений разных анализаторов.   (Привести свои примеры)
   Такое же взаимодействие помогает нам при трудовой деятельности. Например, когда студент, находясь в аудитории на занятиях, поглощен выполнением заданий и записыванием лекций, у него работают в основном следующие органы чувств: глаза, слух, кожно-мышечная чувствительность.

(Привести свой пример) 

    Например: Рабочий, обтачивающий  на станке деталь: (перечислите, какие органы чувств у него задействованы?)  глазами контролирует движение резца. кожно-мышечное чувство — нажим на резец; слух – улавливает звуки от движения станка и снимающейся стружки.

Так человек организует свою обыденную жизнь, используя все органы чувств.

Задание учащимся:  Придумайте примеры деятельности человека, в которой участвует несколько анализаторов  (учащиеся придумывают примеры; 2 мин на придумывание; 3 мин. на озвучивание)

Учитель   В постановке проблемы звучало: «Может ли человек, утративший какой-либо анализатор, заменить его другим?»   Приведите свои примеры  (3 мин)

Учитель   При утрате или ослаблении какого-либо из органов чувств, происходит замена одних органов чувств другими: у слепых очень сильно развивается слух и осязание (например, в к-ф США «Слепая ярость») Кожная чувствительность понижается при утомлении, при сильном возбуждении коры. Например, в пылу боя люди часто не чувствуют боли при ранении. Снижает осязательную чувствительность и алкоголь.

Чтобы понять как чувствуют себя люди, имеющие некоторые ограничения в работе органов чувств, примерим данную ситуацию на себя. Мы с Вами поиграем.

Задание №1         (4 мин)

В кабинете из нескольких стульев и парт соорудить проходы с ограничениями и узкими коридорами. Вдоль этих проходов наклеить белым скотчем стрелки (чтобы было понятно, как комментировать группой поддержки)  прохождение товарищем препятствий. Учащемуся завязать глаза, в руки дать стакан, до верха наполненный водой.  Группа поддержки направляют своего товарища при помощи следующих слов: вход, выход, прямо, вправо, влево, назад, стоп, поворот, вернись, идти, развернись на 3600, повернись влево/вправо на 900;

Задание №2          (3 мин)

Учащемуся в уши вставить «беруши» и завязать глаза. У его ушей хлопать хаотично в ладоши. Учащийся должен определить по движению воздуха количество ударов в ладоши.

(Дети делают выводы, как чувствовали себя при утрате функциональности одного из органов чувств)    (Сообщения детей 3 мин)

(Пример от Учителя)

3. Решение биологических задач.  Групповая работа.  Игра «Что? Где? Когда?»    (16-18 мин)

   Учащиеся разбиваются на 4 команды по 5-6 чел; определяют принадлежность к цвету (для различия) и отвечают устно на 3 вопроса по очереди; до 1 мин на подготовку ответа; до 1 мин. на ответ. Вопросы выбираются капитаном команды по методу выбора экзаменационных билетов; время на обсуждение всех вопросов в команде 3 мин. Засчитывается личный и командный зачет; за правильный ответ команда получает «+2» балла; за неправильный ответ «-1» балл; если на вопрос вообще нет ответа, он  передается другой команде и идет ей в зачет «+1» балл. Во время обсуждения учитывается дисциплина в команде. Если будут выкрики, дается штрафное очко «-1» балл. Самой организованной команде добавляется «+1» балл. (Жюри из учителей оценивает ответы и ведут учет)

1). Чем объяснить, что у собаки наблюдается высокая чувствительность к запахам животных и малая чувствительность к запахам растений?   (Собаки по своей природе – хищники, прародителями которых являются волки. Это объясняет гипертрофированную чувствительность к животным, т.к. они являются их добычей или они представляют для собак опасность).

2) У первых в отличие от вторых есть веки и ушные отверстия. Так, в сомнительных случаях ученые рекомендуют отличать  рептилий. Каких?    (ящериц и змей)

3) Известно, что змеи глухи. Но, заклинатели змей в своих выступлениях используют флейту. Играя на ней  из мешка или корзины поднимается голова кобры и реагирует на все движения хозяина-флейтиста. Как же влияет темп и ритм музыки на скорость змеи и на что реагируют змеи?

(Они реагируют на частоту колебаний воздуха, возникающих от движений заклинателя и от звуков флейты)

4) Живущая в жаркой песчаной пустыне ящерица Молох научилась переживать долгие засушливые климатические периоды.  По утрам она замирает на некоторое время в оцепенении, а затем начинает слизывать с себя воду. Но как только пройдет редкий для пустынь дождь, она ложится в небольшую лужу и лежит в ней, пока под ней не высохнет даже земля. Каким свойством обладает Молох, чтобы накопить воду?     (Утренний перепад температур с холодных на теплые дает конденсат влаги. Молох слизывает «росу» с себя, а также кожа Молоха обладает редким качеством «промокашки». При наступлении дождя, ящерица впитывает в себя влагу и аккумулирует ее)

5) Какая рыба получила свое название буквально за красивые глаза?      (Окунь, от слова «око»)

6) Эта птица не будет «срываться с небес» и довольствоваться одной рыбой, когда пролетает над океаном или морем. Но разглядев рыбий косяк с 20-30-метровой высоты, пикирует на него, при этом птица является водоплавающей и останавливается лишь только на «дозаправку», мигрируя к пункту назначения. Что это за птица?

(Пеликан; у него хорошее зрение и может с высоты разглядеть большие косяки рыб. Частично пеликан рыбу не ловит в целях экономии сил; он набивает свой зоб в прок, что и помогает ему совершать большие перелеты)

7) Известно, что нос – орган обоняния, т.к. на слизистой оболочке располагаются особые рецепторы, которые распознают запахи. Отсюда следует, чем больше рецепторов, тем сильнее чувство обоняния. В Китае живут обезьяны-носачи, длина носа которых достигает 10-12 см. Но они не являются в природе уникальными «нюхачами». Они живут очень мирно, никогда не дерутся и все споры решают так: два самца садятся друг перед другом и начинают кричать. Какую роль играет в решении их споров такой нос?   («Кто кого перекричит – тот того и победит». В их случае нос служит своеобразным резонатором).

8) Ученые очень долго пытались (и пытаются) научить шимпанзе говорить. Но устройство гортани и голосовых связок не позволяет обезьянам воспроизводить человеческую речь. Какой же выход нашли американские ученые, супруги Гарден, чтобы общаться с обезьянами на равных.

 (Они их научили языку жестов, иначе – языку глухонемых).

9) Эти животные имеют ряд уникальных способностей, в отличие от их собратьев по Типу.  У них нет крыльев, но некоторые из них могут спокойно передвигаться по воздуху на большие расстояния; они не обладают сверх зрением, но имеют до 8 глаз; у них нет быстрых ног, но свою жертву они обязательно поймают; у них почти нет желудка, но пищу они потребляют в переваренном виде. Кто это, и каким образом проявляется эта уникальность?   (Пауки; перелетают на расстояния и ловят добычу с помощью ловчей сети - паутины; 4-8 маленьких глазков; внешнее пищеварение).

10) Известно, что среда обитания дождевого червя – почва. После продолжительного проливного дождя на поверхности земли заметно большое количество дождевых червей. Что является причиной их появления на поверхности, а не в почве?

(На их коже есть отверстия  для дыхания – дыхальца, которые участвуют в газообмене. Вода с частицами почвы склеивают их и червям нечем дышать; а также, насыщенная водой почва, превращенная в жижу не дает червю-кольчецу ощущать себя стабильно в его привычном пространстве, т.к. нарушается кожно-мышечная чувствительность (он проскальзывает)).

11) Медоносная пчела, обнаружив место, где можно собрать большое количество нектара, сообщает своим собратьям об этом танцем или жужжанием. Ученые доказали, что таким образом она передает информацию. Современные ученые уже разрабатывают методики по «дрессировке» пчел, которых могли бы использовать в военной разведке. Как же может передать пчела данную информацию об объекте или об опасности, если пчелы не обладают речью и высоким разумом? (Пчелы обладают совершенным способом передачи звука: они поют, заставляя вибрировать часть своего корпуса, благодаря частым мышечным сокращениям, что и приводит к движению, как-будто в танце. В отличие от многих других насекомых пчелы могут издавать звуки разной высоты и разных тембров. Это говорит о возможности использования пчелами изменений звука для передачи какой-либо информации; по принципу «азбуки-Морзе»).

12) Многие глубоководные рыбы в результате эволюции приобрели ужасающий монстрообразный вид. У них есть уникальные способности: все они хищники, но питаются они гораздо реже, чем их собратья по среде обитания, живущие в верхних толщах воды; живут в почти бескислородной среде, но некоторые виды являются даже долгожителями. Каким же образом они приспособились к таким суровым условиям?  

(Некоторые виды приобрели специализированные признаки: например, Лягва имеет независимо друг от друга вращающиеся глаза, как у хамелеона; у Морского черта есть приманка в пасти виде червя – язык; Удильщики имеют в своем снаряжении «рыболовные снасти» – удочки-фонарики, которыми они приманивают добычу (в основном у самок; их самцы утратили многие органы: челюсти, глаза, кишечник, тем самым приобрели паразитический образ жизни; они крошечных размеров, присасываются к телу самки, как-будто прирастая)).

Подведение итогов игры «Что? Где? Когда?» (информация по преимуществу выигранных баллов в командах)

Дополнительные биологические задачи повышенной сложности  (если еще есть резерв времени)

13) Согласно одному поэтическому сказанию древних греков, два музыканта – Эвн и Аристон – устроили состязание, во время которого у Эвна лопнула струна. Тогда к нему на помощь прилетела ОНА, села на место лопнувшей струны арфы и своим пением обеспечила победу. Кто это?  

(цикада)


14). Почему в состоянии невесомости космонавт может ориентироваться только при помощи зрения и слуха?  
(В слуховом анализаторе, точнее во внутреннем ухе располагается еще один важный орган – вестибулярный аппарат, или орган равновесия. Он состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев. В состоянии невесомости в полостях мешочков и полукружных канальцах не может уравновеситься жидкость и выровняться кристаллы углекислого кальция. При смещении тела изменяется положение кристалликов и их давление на рецепторы равновесия, которые располагаются в стенках полостей полукружных каналов. В обычном вертикальном состоянии – жидкость принимает сбалансированный уровень).

15). Когда человек поднимается на скоростном лифте, у него слегка сгибаются колени, а когда опускается, то колени выпрямляются. Раздражение каких рецепторов вызывает этот «рефлекс лифта»?

(Из-за того, что  лифт перемещается на тросах, он неустойчив и подвижен. У человека нарушается координация еще в связи с тем, что кожно-мышечная чувствительность не получает из внешней среды четких сигналов о воздушном пространстве. «Рефлекс лифта» – это защитная реакция организма, когда подвижна и неустойчива опора).

 16). В сетчатке совы находятся одни палочки, а в сетчатке курицы — одни колбочки. Какими особенностями отличается зрение этих птиц?   (В радужке глаза присутствуют рецепторы света – колбочки и палочки. Колбочки – это рецепторы, отвечающие за восприятие светового дня; палочки – рецепторы, воспринимающие сумеречный свет, или ночной. Такое преимущество рецепторов – у совы – палочки, у курицы – колбочки, зависит от их образа жизни: ночной и дневной) 

17). Какое значение имеет высокая чувствительность органов вкуса к горьким веществам?

(Зона языка, где располагаются рецепторы, чувствующие горечь – корень языка и слизистая гортани.  Это достаточно большие участки с рецепторами, по сравнению с зонами, воспринимающие кислое, соленое и сладкое)

18). Как объяснить неодинаковый вкус жидкой и крутой каши?   (Разница в концентрации кристаллов солей и сахара, которые растворяются в жидкости.  Чем меньше жидкости, тем менее в сухом веществе растворяются кристаллы (т.е. крепче их кристаллическая решетка, т.к. нечем разрывать химические связи между молекулами))

19). Объясните, почему наступает слепота при помутнении роговицы, хрусталика, при повреждении сетчатки, ранении зрительного нерва и контузии зрительной зоны в коре больших полушарий?

(В случае механического (химического) поражения роговицы и т.д., вызывающие травму глазного яблока, нарушается сход и преломление световых лучей, а соответственно хрусталик будет непрерывно менять свою кривизну. При такой нестабильности хрусталика  рецепторы глаза не смогут равномерно принимать сигнал. Это приведет к  искусственному появлению слепоты. В вязи

с ранением зрительного нерва нарушится поступление зрительных световых сигналов в зону коры головного мозга).


20). Чем отличается возрастная дальнозоркость от врожденной?  Почему человек с нормальным зрением, надев очки дальнозоркого, становится близоруким?    
(Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далеком расстоянии. Это связано со свойствами хрусталика изменять кривизну и становиться более выпуклым.  Хрусталик сам по себе имеет эластичную структуру.

К старости, из-за понижения эластичности хрусталика, а также недостаточного лучепреломления хрусталиком происходит затруднение рассматривания мелких предметов. В этом случае наступает старческая дальнозоркость, что можно исправить только с помощью двояковыпуклых линз. Здоровый человек, надев очки дальнозоркого не будет чувствовать ясных зрительных ощущений при рассмотрении вдаль, т.к. у него нормальная длина глазного яблока.  У дальнозорких – малая длина глазного яблока, лучи от близких предметов после преломления в глазе сходятся и дают изображение позади сетчатки;  у близоруких – лучи от далеких предметов после преломления сходятся впереди сетчатки)

4. Закрепление. Творческие задания.

Учащимся, разбившимся на группы раздаются стихи разных поэтов. Выбирают ассоциативный ряд, где есть описание и зрительного и слухового (или других) анализаторов.

  1. Перечислить  ассоциации, связанные с восприятием анализаторов, выбранные из стихотворений.
  2. Создайте своего сверх-человека и придумайте ему неизвестные на нашей планете органы чувств, которыми он был бы наделен, а соответственно он мог бы то, чего не может обыкновенный землянин.    

(На выполнение задания – 2 мин.; на представление – 3 мин)

1 группа:

«Усталый вечер»

Усталый вечер медлит у окошка,
Уже померкла яркая заря,
Затронув кроны у берез немножко
Медовой позолотой янтаря.

Смежили одуванчики ресницы,
Вдыхая терпкий луговой настой,
Пока в лесу не встрепенутся птицы,
И не растает здесь туман густой.

Тогда, чуть дрогнув, хрупкие былинки
Стряхнув росинок трепетную ртуть
В прохладной малахитовой ложбинке,-
И этот вечер больше не вернуть.

Ну, а пока усталый вечер медлит,
И зреет новый жизни череда,
В тиши слышнее трав невнятный лепет,
Ему внимает дальняя звезда.

 (Татьяна Маслова-Шервуд)

2 группа:

«Радуга»

Мы радугу в небе смотрели:
Полоски цветные считали,
И каждому цвету решили
Придумать забавную тайну.

Пусть красный в любви признаётся,
Оранжевый солнцем играет,
А жёлтый тюльпаном зовется,
Зелёному - кактус оставим.

Пускай голубой будет небом,
А синий – морскою волною,
Пускай фиолетовый станет
Цветком с необычной каймою.

Мы множество «тайн» насчитали,
Их семь всего (если быть точным),
Но каждый в цветах тех увидит
Лишь то, что фантазия хочет.

(Е.Придворов)

3 группа:

«Во время грозы»

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.

(Н. Рубцов)

4 группа:

«Сон и явь»

Сегодня видела во сне

Большую гору во дворе.

На ней три сосенки стояли

И птицы песни распевали.

Мелькала белка на ветвях

И заяц прятался в кустах.

В самом подножии горы

Кусты шиповника росли.

А аромат цветов его

Мешался с трелью соловьев.

И там, как будто бы на мед

Сбежался насекомый род.

Как все звенело, стрекотало,

Сверкало, фыркало, дышало!

Тот полдень майский как в раю,

Приснился словно наяву.

Глаза открыв и встав с постели,

Мне так хотелось видеть за окном.

Ту гору, снующих насекомых,

Почуять аромат цветов.

Но за окном ловил мой взгляд

Пустынный грязный двор,

Осенний листопад, промозглый дождь;

В безтравье голый куст и дерева

И в серой дымке неба облака.

(Н.Котова)

5. Заключительное слово. Учитель  Мы живем на уникальной планете, где есть солнце, воздух, вода, растения, животные и мы. Нам природа дала весь набор органов чувств и самую лучшую нервную систему из всего животного мира, чтобы мы могли это видеть, слышать, чувствовать, понимать друг друга и ощущать себя в пространстве.

   Не забывайте, что и органы чувств тоже требуют к себе бережного и уважительного отношения. А значит, их нужно содержать в гигиене, не перетруждать, заботиться о них.

На этом урок закончен. Спасибо вам за работу на уроке и внимание.  

Оценки за урок.

Домашнее задание: повторить изученный материал.

Литература и источники:

  1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и  М.Р. Сапина / авт.- сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007.- 328с.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 8-(9) класс: Поурочные разработки к учебникам И.Н. Беляева, А.С. Батуева, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. И др. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Биология:8 класс/Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.
  4. Школа молодого учителя/авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.



Предварительный просмотр:

Тема:  Обобщение изученного материала по теме «Человеческий организм»

(В рамках преемственности школ учитель средней школы дает урок в начальной школе)

Тип урока: систематизация и обобщения изученного материала; урок-игра

Методы обучения:  репродуктивный, исследовательский, познавательный

Задачи урока: на основе повторения изученного материала обобщить полученные знания: по общему плану строения человеческого организма; в понятиях взаимодействия органов и систем органов; познании связи организма с окружающей средой и участия человека в трудовой деятельности; формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; биологической терминологии
Оборудование: демонстрационный материал: таблицы человеческого организма, модели органов; видеопрезентация; раздаточный материал для работы на уроке

План урока 

  1. Приветствие учащихся; мотивация.
  2. Проверка знаний: цикл заданий на соотношение объектов; творческие задания
  3. Закрепление изученного материала: цикл интеллектуальных творческо-познавательных игр
  4. Рефлексия: творческие задания

Ход урока

Учитель:    Здравствуйте ребята! Присаживайтесь на свои места.

- Язык, на котором мы говорим порой отражает то, что спрятано внутри человека и когда вы начинали изучение главы «Как устроен человеческий организм», авторы вам пояснили, что вы сможете ответить на вопрос: «Почему одним из самых распространенных приветствий на Руси издавна является слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ»».  

- Кто из вас, ребята, уже может ответить, что означает приветствие на Руси «здравствуйте»?

Ответы учащихся: (Встречающиеся люди желают друг другу долго в жизни здравствовать, т.е. долголетия и здоровья)                                                                                                 (2 мин)

- А от чего зависит наше здоровье?

 Ответы учащихся:  (От образа жизни: питания, физических нагрузок и отдыха, и т.д.)

Проверка знаний:

Учитель:    А теперь давайте вспомним, как устроен наш организм, и какие приспособления для жизни и здоровья нам дала природа. Мне понадобятся трое ребят, которые будут экспертами в области знаний строения организма человека. Эксперты будут помогать в определении правильных ответов, и выставлять соответствующие баллы. За правильно выполненное задание –  «+1 балл», за ошибку – штрафное очко «– 1 балл»
(На партах разложены листочки со схемами, в которых надо вписать органы человека)  
(5 мин)                                                                             

Каждый учащийся заполняет схему: на рисунке с изображением человеческого тела обозначить все составляющие организм органы и части тела человека.

Учитель: (Если учащиеся знают ответ, то дать возможность ответить ребятам, если не знают, то объяснить) 

- Иногда, в разговорной речи по отношению к живому организму или к предмету мы употребляем слово – ТЕЛО. Объясните, почему мы употребляем это слово относительно и живого организма, и какого-либо бытового предмета?

Ответы учащихся: (Все, что нас окружает, состоит из тел живой и неживой природы. Соответственно – это и есть сама природа. А все тела состоят из веществ. И организм, и предметы состоят из веществ, но только разных)                                                                             (2 мин)

Учитель:  Вот теперь мы с вами вспомним, как устроено тело человека. Но нам понадобиться распределиться на команды. Дружно, не шумно, забирая с собой свой стул, подсаживаемся к товарищам по команде.  (Учащиеся распределяются на 4-5 команд, в зависимости от количества детей в классе.

Задание №1:

Каждой команде выдается набор деталей, составляющие системы органов тела человека. Детали по примеру: клетка      ткань      орган      система органов       организм;  рот – глотка – гортань – пищевод – желудок – тонкая кишка – (печень, поджелудочная железа) – толстая кишка – прямая кишка)   (5 мин) 

                                                                                          

Задание №2: из предлагаемых деталей-рисунков надо последовательно составить схему, что образует человеческое тело от самых маленьких деталей до крупных  частей (по принципу конструктора). Пример: скелет: череп – грудная клетка – ребра – позвоночник – тазовые кости; верхние конечности: руки – кисти рук; нижние конечности;  бедро – голень – стопа; и т. п.           (5 мин)

(Каждой команде выдаются листки с написанными на них частями и органами тела и их функциями. Правильно выполненное задание – 1 балл; неправильное – 1 штрафное очко)                                                                                                                         

Задание №3: соотнести части тела и внутренние органы с выполняемыми ими функциями.                                                                                                       (На карточках написаны функции, выполняемые определенными органами или системами органов. Разложить карточки в соответствии с выполняемыми органами функций. Правильно выполненное задание – 1 балл; неправильное – 1 штрафное очко)                                (5 мин)   

Задание №4:  «О чем гласит пословица?»  Толкование народной мудрости, выраженных в пословицах и поговорках  (по 2 пословице на команду; 1 мин для толкования пословиц, выданных в раздаточном материале. Правильно объясненная пословица – 1 балл команде)                   (5 мин)

2. Интеллектуальные игры

Учитель: До этого момента были не очень сложные задания и вы  уверенно с ними справлялись. Но сейчас задача усложняется, и вы будете биться в интеллектуальной битве. Какой один из жизненноважных органов нашего организма нам поможет в этой битве?    

(Ответы детей: мозг) 

1-я игра – «Мозговое сражение»   У нас будет «Мозговое сражение» между командами. Принцип игры – как в игре «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». Поочередно командам задается вопрос и за 1 мин. обдумывания игроки должны дать правильный ответ. Если команда не отвечает на вопрос, он передается следующей команде. Если же вопрос остается без ответа, он снимается, а изначально не ответившая команда – штрафуется на 1 балл.    (всего 5 вопросов; по 1 вопросу на слайде; озвучивание ответа – 1 мин)           (10 мин)                                                                                                                    

Рефлексия:

2-я игра – «Вычеркните лишнее»  На слайде и на карточках для каждой команды предложен набор слов, соответствующих определенной системе органов или профилактике ЗОЖ. Надо убрать лишние слова. (по 1 мин. на обсуждение каждого слайда; за правильный ответ – 1 балл)                            (5 мин)    

Подведение итогов работы команд экспертной комиссией: озвучивание результатов работы команд

(Если еще остается время от урока)                                              

3-я игра – «Творческое задание»  Индивидуальная работа. Учащиеся из предложенных вариантов тем должны выбрать одну. На выбранную тему придумывают небольшое сообщение, либо рассказывают кратко историю, связанную с данной темой, либо с профилактикой здоровья.          (5 мин)                                                                                               

 

Приложение к Заданию №1   Набор деталей (из бумаги)

  1. Опорно-двигательная система = скелетный аппарат + мышечная система
  2. Пищеварительная система = рот + глотка + пищевод – желудок – печень – поджелудочная железа – тонкий кишечник – толстый кишечник – прямая кишка
  3. Кровеносная система = сердце + кровеносные сосуды: артерии – артериоллы – вены – венуллы – капилляры
  4. Нервная система = головной + спинной мозг + нервы + нервные окончания
  5. Дыхательная система = нос – трахея – бронхи – легкие – диафрагма  
  6. Мочевыделительная система = почки – мочеточники – мочевой пузырь – мочевыводящий канал
  7. Кожа – наружный и внутренний слой всего тела  

Приложение к Заданию №4  Пословицы и поговорки 

  1. Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял –

всё потерял.

  1. Если хочешь быть здоров – закаляйся.
  2. Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. 
  3. Здоровье не купишь – его разум дарит. 
  4. Здоровье выходит пудами, а входит золотниками. 
  5. Лучше сорок раз вспотеть, чем один – заиндеветь.
  6. Когда я ем – я глух и нем.
  7. Умеренность – мать здоровья.
  8. Чистая вода – для хвори беда.
  9. Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.

Приложение к заданию №3    Функции органов и систем органов

  1. Опорно-двигательная система: опора, движение, защита жизненно важных органов
  2. Пищеварительная система: процесс переваривания и пищеварения пищи, всасывания питательных веществ
  3. Сердце и сосуды = кровеносная система: 1) движение крови от сердца и к сердцу по сосудам;        2) разнос к клеткам, тканям и органам кислорода и питательных веществ; 3) вынос из организма вредных, уже ненужных веществ; 4) защита организма от вредных микроорганизмов
  4. Дыхательная система: поступление кислорода в организм и вывод углекислого газа
  5. Нервная система: контролирует и управляет всеми жизненно важными органами и системами органов, всеми защитными рефлексами организма, мыслительной и двигательной деятельностью; анализирует и обрабатывает полученную информацию от органов чувств; формирует память и осуществляет ориентацию организма в пространстве
  6. Мочевыделительная система: очистка крови от переработанных организмом  и уже ставшими вредными веществ, вывод их из организма во внешнюю среду
  7. Кожа: защита организма от внешней среды; выведение вредных веществ в окружающую среду; дыхание; терморегуляция  

Приложение к игре №1   Вопросы

  1. Великий мыслитель древности Аристотель утверждал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Докажите или опровергните это утверждение.   (Продолжительное бездействие влияет как на состояние опорно-двигательной системы (делает кости хрупкими, тонкими, мышцы атрофируются), так и на деятельность нервной системы, а через нее на все функции других органов и систем органов).
  2. Легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.   (Расширение легких происходит вследствие увеличения объема грудной полости при сокращении дыхательных мышц грудной клетки, иначе – грудных мышц. Расслабление этих мышц уменьшает объем грудной полости, легкое сжимается, происходит выдох. Из-за изменения давления воздуха в легких происходит вдох и выдох).
  3. Часто человека приводят в сознание, дав ему понюхать резко пахучие вещества (например: аммиак). Почему?     (Вдыхание пахучих веществ вызывает сильное раздражение обонятельных рецепторов, что, в свою очередь, возбуждает клетки коры больших полушарий (зону ретикулярной формации мозга), а через нее проходит возбуждение нервных клеток КБП и возвращения сознания).
  4. У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?      (При растянутом и переполненном желудке создается излишнее давление через диафрагму на сердце, затрудняются движения грудной клетки, ухудшается работа легких. При слабых мышцах желудка пища хуже перемешивается с пищеварительными соками и медленнее передвигается по желудочно-кишечному тракту).
  5. Взрослому человеку требуется в сутки около 2-2,5 литров питьевой воды (или жидкости). При физической работе потребность организма в воде увеличивается. Почему?  (Потому что увеличивается выделение воды с потом и мочой, нарушается водно-солевой баланс организма. Это воспринимается специальными рецепторами н.с., вызывая чувство жажды и увеличение потребления воды).
  6. (резервный вопрос)  В эпоху Возрождения в Европе в развлечении царственных особ участвовали раскрашенные в золото или серебро юноши и девушки. После того, как они продолжительное время находились в таком раскрашенном состоянии, некоторые из них падали в обморок и даже умирали.  Объясните, отчего и почему это происходило?   (Известно, что у человека в дыхании и выведении вредных веществ принимают участие не только легкие и почки, но и вся поверхность тела – кожа. Нарушался общий физиологический процесс вывода продуктов обмена веществ, дыхания и терморегуляции, т.е. проведения тепла по всему телу).

Приложение к игре №2

1. Скелет: череп – грудная клетка – рёбра – позвоночник – печень – тазовые кости – кишечник – руки – кисти – пальцы – ногти – бедро – голень – стопа

2.  Рот – слюна – язык – глотка – трахея – пищевод – легкие – желудок – поджелудочная железа – печень – тонкий кишечник – толстый кишечник – тазовые кости – прямая кишка – мочевыводящий канал

3. Сердце – головной мозг – нервы – легкие – артерии – пищевод – спинной мозг – вены – крупные кровеносные сосуды тела – мелкие кровеносные сосуды тканей–капилляры – кровяные клетки

4. Носоглотка – слюнные железы – трахея – пищевод – бронхиолы – бронхи – альвеолы – желудок – легкие – сердце – диафрагма – печень – кишечник

5.  Почечная артерия – 1-я почка – тонкий кишечник – почечная вена – таз – 2-я почка – мочеточники – толстый кишечник – мочевой пузырь – прямая кишка – мочевыводящий канал    

  Приложение к игре №3    Темы для творческого задания           

1. Я умею управлять своим организмом.

2. Если бы у меня не было бы одного органа чувств, то я….

3. Мои легкие удивительные органы: они мне дают возможность…..

4. Лучший способ сохранить свое здоровье ….

5. Мои органы чувств позволяют мне …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

Международное десятилетие действий «Вода для жизни» на 2005-2015 годы, объявленное Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова, предс...

Викторина "Вода-источник жизни"

Викторина "Вода-источник жизни"...

"Вода ради жизни"

Разработка урока по теме "Вода" для учащихся 4-5-х кл (в рамках преемственности школ), с участием учителей средней школы экономики и биологии...

Конкурсное сочинение в номинации "Ради жизни на земле". "Размышляя над прчитанным.."

Сочинение - размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека" на всероссийский конкурс....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «Вода-это жизнь»

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет  и до последнего д...

Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"

Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство ...

ЧАС ОБЩЕНИЯ "Ради жизни на земле соблюдай ПДД-не окажешься в беде"

Час общения: «СОБЛЮДАЙ ПДД - НЕ ОКАЖЕШЬСЯ В БЕДЕ!» Цель:        Углублять знания детей о правилах дорожного движения. Формировать представления дете...