Урок "Жизнь - это вода, в воды - это жизнь"
план-конспект урока

Корбукова Надежда Михайловна

Урок предлагается для 6-7 классов. Целью урока является развить у обучающихся интерес к химии, биологии, географии; расширить их знания о свойствах, пприменении воды; формировать у школьников чувство прекрасного;  воспитывать бережное отношениек воде как к природному богаттству, источнику жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Урок

«Жизнь – это вода, вода-это жизнь»

(биология)

6-7классы

     

                                                     

Учитель: Корбукова Надежда Михайловна

Цели: развивать интерес ребят к химии, биологии, географии; расширить знания Iучащихся о свойствах, применении воды; формировать у школьников чувство прекрасного; воспитывать у ребят бережное отношение к воде как к природному богатству, источнику жизни.

Оборудование:

  1. реактивы: натрий, вода; гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота; серная кислота, хлорид бария; перманганат калия, бумажный кораблик;
  2. физическая карта мира и России;
  3. репродукция картин И.К.Айвазовского, Е.И.Репина, И.И.Летвинова (морские пейзажи, изображения различных водоёмов).

Предварительные задания для учащихся:

  1. подготовить стихи о воде;
  2. выпустить стенную газету о воде.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово ведущего

   Сегодня мы с вами начинаем мероприятие, посвящённое самому обыкновенному и в то же время самому необычному веществу – воде. Нет на планете Земля ни одного человека, который бы не знал формулу воды. (Н2О)

   Правильно. Это формула самого распространённого вещества на планете. Несмотря на необычность и вездесущность, вода остаётся удивительным веществом, свойства которого наука ещё не может объяснить полностью. Общеизвестно, что без воды нет жизни, вода есть в каждом живом организме.

  Организмы человека и животных почти на 2/3 состоят из воды. А в растениях воды ещё больше. Посмотрите на карту мира. Вода занимает 2/3 поверхности земного шара. И во все времена она играла большую роль в жизни человека. Ведь без воды нельзя развивать сельское хозяйство, строительство, различные отрасли промышленности. А вспомните, каково значение воды в спорте и в медицине.

   Вода! Она всегда вызывала и страх, и восхищение, и поклонение. В воде можно погибнуть, и без воды можно умереть. С нею нельзя шутить и её же необходимо беречь.

  1. Сообщения учащихся

                      1-й ученик. Вода в природе.

    Вода в природе встречается во всех трёх агрегатных состояниях. В твёрдом виде она покрывает ледяным покровом полярные страны и вершины гор.

    Водная оболочка Земли – гидросфера – составляет 71 % земной поверхности. В связанном состоянии вода находится и в земной коре – литосфере. Запасы воды на Земле (в лито сфере и гидросфере) составляют 2,7 млрд км3. В атмосфере в виде паров содержится 13 тыс. км3 воды.

     Отечественный учёный В.И.Вернадский писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, живого тела, которое бы её не заключало.

                        2-й ученик. Вода – самое необыкновенное вещество в мире.

     Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты – наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которому мы уже простились.

   «Где вода, там и жизнь» и «Земля умирает, если ушла вода» - эти восточные пословицы известны каждому.

    Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии.

  Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если теряет около 12% жидкости своего организма. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 80%, даже в костях – 15 – 20% воды.

  В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и сырья. Реки, моря и океаны – это не только пути сообщения, но и источники теплоты и энергии. Вода определяет климат на всём земном шаре.

  Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5л воды в сутки (а за 70 лет – почти 65 т). С учётом всех видов потребления каждый человек расходует в год почти 2500 – 3000 м3 оды.

  Запасы воды в нашей стране очень велики. На её территории имеется около 200 000 рек и озёр. И среди них самые известные реки: Волга, Дон, Лена, Обь, Енисей; озёра – Байкал, Ладожское, Онежское. Чтобы представить количество находящейся там воды, представьте, что в одном Байкале сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты.

   Однако и расходы пресной воды велики. Большое количество воды потребляют растения. Подсчитано, что для получения 1т пшеницы нужно около 1500 т воды, хлопчатника – 10 000 т. Большая часть этой воды испаряется листьями растений, перенося в атмосферу столько воды, сколько её несут все реки Земли. Лишь 1,5 – 2% поступающей в растения воды расходуется в процессе фотосинтеза, а это составляет около 650 млрд т в год.

   Вода – универсальный растворитель. На дне Тихого океана находится 1 500 000 т металлических руд. В воде морей и океанов находятся почти все элементы периодической таблицы Д.И.Менделеева, в том числе золото и уран. «Жидкой рудой» называют океанскую воду. Уже сегодня из морской воды можно извлечь металлы и другие полезные для человека вещества.

  В некоторых сказках упоминается о живой и мёртво воде. Сказка стала явью: воды многих источников обладают  целебными свойствами, например сероводородная вода. А кому не известны воды таких целебных источников, как «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки»?

                         3-й ученик. Применение воды.

    Области применения воды настолько обширны, что практически невозможно назвать какой-либо производственный процесс, в котором не используется вода. Промышленность только нашей страны ежесекундно потребляет столько воды, сколько несёт её Волга. На получении 1 т стали расходуется 150 т воды, бумаги – 250т, синтетических волокон 4 000 т .

  Как известно, вода растворяет питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности растений и животных, поэтому огромное количество воды расходуется в сельском хозяйстве и при производстве сельскохозяйственной продукции.

  Многие химические процессы ускоряются в присутствии воды, то есть вода играет роль катализатора. Но и вода принимает непосредственно , участие в реакциях, как получение кислот, гашение извести. Вода обязательно требуется для процессов схватывания вяжущих материалов – цемента, гипса, извести. Вода может быть материалом и для скульптуры: во многих странах есть традиция сооружать зимой ледяные изображения героев сказок и легенд.

           

            4 – й ученик. Получение воды.

   Вода, окружающая нас, нечистая. Это растворы различных веществ в воде. Даже в самой чистой, по житейским понятиям, воде «что-нибудь да растворено…»Абсолютно чистую воду получит довольно трудно.

   Критерием чистоты воды служит постоянство её свойств, в частности электропроводность. Самую чистую воду получают взаимодействием тщательно очищенных водорода и кислорода в присутствии платинового катализатора – вещества, ускоряющего химическую реакцию. Чистая вода при обычных условиях – это жидкость без цвета, вкуса и запаха.

                                         5-й ученик. Дефицит пресной воды.

   Одна из причин сокращения запасов пресной воды – уменьшение водоносности рек, связанное с вырубкой лесов вдоль их берегов. Но, пожалуй, главная причина дефицита пресной воды на земле – её загрязнение. За тысячелетия люди свыклись с загрязнением воды и, как это не противоестественно, сбрасывали грязь и нечистоты туда, откуда брали воду для питья.

   Дефицит пресной воды – это не только не хватка питьевой воды, но и изменение состояния пресных экосистем, вызывающее гибель обитающих в них живых организмов.

   Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации, жизнедеятельности отдельных организмов (бактерий, грибов, зелёных растений и некоторых животных) а также других естественных факторов. При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за нарушения внутриводных биологических процессов.

  Очистка сточных вод – процесс сложный с точки зрения технологии и дорогой с точки зрения экономических затрат.

  Важным этапом в борьбе за чистоту воды и бережное к ней отношение является развитие законодательства об использовании и охране водных ресурсов с жёсткими экономическими мерами к потребителям воды.

  Сегодня вполне очевидно, что социальный прогресс на данном этапе знаний и возможностей человечества определяется эффективностью мер при минимизации экологического ущерба. В значительной степени это относится и к воде.

   Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, переходящими.

  Царь Джатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V веке нашей эры, в ответ на требования мятежников, показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл их к искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Вот! Это и есть всё моё богатство!»

  1. Сообщество ведущего

А знаете ли вы, что…

● первый закон в России об охране вод был написан Петром I?

● в человеческом организме среднего веса около 5 вёдер воды?

● без воды нет жизни: ни одно семечко и ни одна спора не прорастут и не будут развиваться?

● без воды нет гниения и разложения растительных и животных организмов*

● без воды в зелёных листьях не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества?

● вода – вечный двигатель живой и неживой природы: она осуществляет движение, регулирует температуру климатических зон и определяет климатические пояса?

● в древности существовала смертная казнь каплями падающей воды?

● при испарении вода увеличивает объём в тысячи раз, поэтому она в виде пара используется для получения электричества на тепловых электростанциях?

● если всю воду океанов равномерно распределить по всему земному шару, то Мировой океан имел бы общую глубину 4 км?

● гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы?

● чистота и прозрачность Байкальской воды – это специфическая особенность Байкала, как экосистемы?  Это, в частности, результат её биофильтрации рачками эпишура, пропускающие через себя всю воду озера трижды в год;

● чем больше часть воды в растительных организмах связывается в коллоидные растворы, тем лучше растения сопротивляются морозам и засухам?

● наибольшее количество воду в организме человека находится в стекловидном теле глаза – 99%, а наименьшее – в зубной эмали – 0,2%?

  1. Викторина «Вода вокруг нас»

  Ведущий. Общее количество воды на планете оценивается в 2 миллиарда километров кубических. Вода покрывает 71% поверхности нашей планеты. Около 97% воды находится в морях и океанах.

   А сейчас давайте ответим на вопросы небольшой викторины:

1. Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

2. Какая самая полноводная река в мире? (Амазонка)

3. Какая река самая длинная в мире? (Нил)

4. Какая самая длинная река в России? (Обь с Иртышём)

5.Какая самая многоводная река России? (Енисей)

6. Какой самый холодный океан? (Северный Ледовитый)

7. Какой самый большой океан? (Тихий)

8. Как называются плавающие обломки материкового льда? (Айсберги)

9. Как называется самая глубокая впадина в океане? (Марианский жёлоб)

10.Какойе озеро самое большое в мире? (Кайспийское озеро – море)

11. Какой из океанов самый большой? (Тихий)

12.Какое море является самым тёплым и солёным на планете? (Красное море)

  1. Конкурс стихов о воде (чтение учащимися заранее подготовленных стихотворений о воде)

  1. Демонстрация занимательных опытов с водой.

  1. «Морской бой»

   Делаем кораблик из бумаги, на него кладём небольшой кусочек натрия и опускаем кораблик в воду. Он загорается.

  1. Получение из воды «виноградного сока» и наоборот

  К раствору гидроксида натрия приливаем раствор фенолфталеина, а затем раствор соляной кислоты.

  1. Получение «молока».

   К раствору серной кислоты приливаем раствор хлорида бария.

  1. Несгораемый платок.

   Носовой платок смачиваем хорошо водой в одной Сашке, выжимаем рукой воду, а затем смачивает этот же платок в растворителе (ацетоне). Укрепляем в лапке штатива и поджигаем.

  1. Заключительное слово ведущего.

   Действительно, можно сказать, что жизнь – это вода. Как писал Леонардо да Винчи: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струя водопада и брызги фонтана –

Всё это только вода.

Высокие брызги вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А в сущности – только вода.

  1. Подведение итогов

ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал. «Биология». Всё для учителя. №4 (52) апрель 2015 год
  2. Страницы интернета.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОДА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 3

Планеты солнечной системы каменисты или газовые гиганты. Наша планета – голубая. Это связано с тем, что на ней есть вода (71% поверхности нашей планеты

Слайд 4

96,5% всей воды на планете – морская вода Общая масса океанической воды составляет 0, 02% -массы Земли М о ря Океаны

Слайд 5

Всего 3,5% от общей массы воды гидросферы – пресная вода, которая содержится в реках, озёрах, прудах

Слайд 6

Пресная вода образует ледники в горах

Слайд 7

Кроме гидросферы вода содержится в атмосфере Облака образованы парами воды

Слайд 8

А Й С Б Е Р Г И

Слайд 9

Ледяной покров Арктики и Антарктиды тоже образован пресной водой

Слайд 13

ТЕПЛОЁМКОСТЬ ВОДЫ

Слайд 15

Важно, чтобы поступившая вода в организм была чистой. Наиболее опасны растворимые загрязнения для живых организмов

Слайд 16

Вода - химический реагент Гидролиз – химическая реакция вещества с водой. В организме человека в пищеварительном тракте происходит гидролиз органических веществ под действием ферментов

Слайд 17

Полужидкую среду имеют : цитоплазма, митохондрии, хлоропласты, вакуоли с клеточным соком и растворёнными в нём веществами

Слайд 18

Запасы воды на планете ограничены Вода поступает в организм из окружающей среды

Слайд 19

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Слайд 20

Последствия загрязнений

Слайд 21

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Слайд 22

Типы загрязнения воды

Слайд 23

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДЫ 15,8%-нарушения 84,2%-отсутствие зон санитарной охраны

Слайд 24

24,4%-нарушения 75,6%-отсутствие зон санитарной охраны

Слайд 26

Действия при обнаружении несоответствия качества воды гигиеническим нормам

Слайд 27

Позвонить в аварийную службу за подачу воды. Если результат не достигнут, нужно обратится в Ростпотребнадзор –звонок на горячую линию. - звонок на горячую линию. 3. После получения жалобы Роспотребнадзор организует выездную провнрку и отбор проб воды. 4. Если в заявлении указано о вреде здоровью или такой угрозе, тоРостпотребнадзор уведомляет Прокуратуру о проведении проверки. 5. По факту нарушения будут проведены меры (штрафы, предписания…) 6. Хозяйственный субъект обязан устранить нарушения в указанные сроки. 7.Если в результате этих действий качество воды не улучшилось, то граждане имеют право обратится в суд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

Международное десятилетие действий «Вода для жизни» на 2005-2015 годы, объявленное Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова, предс...

Викторина "Вода-источник жизни"

Викторина "Вода-источник жизни"...

Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки     Исследовательская работа Вода. Свойства воды....

Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.

Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....

Тест по методам очистки воды для специальности "Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических станциях"

В документе представлен тест-опрос в двух вариантах по разделу "Водоподготовка на электростанциях" для специальности "Технология воды, топлива и смазочных материалов на электрических ст...

Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».

Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле....

Вода-водичка

Тема: Вода.Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды  и её значений.Задачи:1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;2. Познакомить со свойствами воды (прозра...