Статья "Развитие творческой компетенции при организации исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Математика»"
статья на тему

Лысенкова Татьяна Валерьевна

ГБОУ  СПО  « Брянский техникум питания и торговли» главной своей задачей считает подготовку высококвалифицированных конкурентно способных специалистов в сфере торговли и общественного питания. Эта задача решается через формирование у обучающихся техникума  ключевых профессиональных компетенций, составляющей частью которых является творческая компетентность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой компетенции при организации исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Математика»

Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причём наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Настало время, когда личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

ГБОУ  СПО  « Брянский техникум питания и торговли» главной своей задачей считает подготовку высококвалифицированных конкурентно способных специалистов в сфере торговли и общественного питания. Эта задача решается через формирование у обучающихся техникума  ключевых профессиональных компетенций, составляющей частью которых является творческая компетентность.

Общепризнанно, что математика – предмет трудный. Как правило, подростки, получающие рабочие профессии, имеют низкий уровень общеучебных умений и навыков, нулевую базу математических знаний. На это накладывается сформированное в общеобразовательной школе негативное отношение к самому предмету (“не понимал”, “конфликтовал с учителем”, “не нравится”, “сложный предмет”, “не нужен для профессии” и т.п.).  Вопросы, с которыми сталкивается  преподаватель математики:

  • Как изменить отношение обучащихся к предмету?
  • Как научить подростков учиться?
  • Что необходимо сделать, чтобы интерес обучащихся к научным знаниям не был

ситуативным и по возможности - стал частью их профессиональной жизни?

  • Как организовать учение, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное

занятие?

  • Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные

способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности обучащихся?

 Мы все понимаем, что наша основная задача как педагогов не только снабдить обучающихся определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. Одним из средств достижения поставленной задачи на мой взгляд  является учебно - исследовательская деятельность обучающихся в рамках изучения дисциплины «Математика».

Учебно-исследовательская деятельность студентов – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого подростка на достижение индивидуально-личностных успехов.

   В рамках работы учебно-исследовательское общество «Эврика» ежегодно студентами выполняются исследовательские работы по дисциплине «Математика» в форме социальных проектов («Арифметика питания»), учебно – экспериментальных работ («Геометрическая форма, как фактор гидрогенизации продуктов»), творческих проектов («Кухонная геометрия»).  Под руководством преподавателя в начале учебного года  группа обучающихся выбирает тему для самостоятельной исследовательской работы. В этом вопросе обучающимся предоставляется большая  свобода - они самостоятельно очерчивают круг объектов и явлений, изучением которых они хотят заняться. После составления плана работы совместно с преподавателем, обучающиеся приступают к работе, которая проходит поэтапно:  

  • подготовительный этап включает в себя выбор темы, определение предмета, целей

и задач исследования, формулировку рабочей гипотезы. На данном этапе происходит изучение документов, сбор предварительных данных об объекте исследования, подбираются методики и определяется база исследования;

  • экспериментальный  этап предполагает  проведение экспериментов для

установления каких-то закономерностей, получения статистических данных, выведения эмпирических формул и т. д;

  • аналитический  этап позволяет проводить статистическую обработку данных,

составление таблиц, построение диаграмм и графиков. На данном этапе осуществляется работа по выявлению причинно - следственных связей, закономерностей; формулируются выводы по работе; составляются рекомендации и предложения;

  • отчетный этап предполагает оформление работы  в письменной форме;
  • информационный этап подразумевает выступление с защитой данной работы,

защита сопровождается компьютерной презентацией, в которой наглядно отражены все этапы исследования.

     Главной становится исследовательская деятельность самих студентов. Попадая в проблемную ситуацию, обучающиеся сами ищут из нее выход. Роль «преподавателя» сводится к оказанию необходимой помощи в поисках литературы, в исследовании теоретических вопросов , в постановке эксперимента, в конечном счёте к стимулированию активности, самостоятельности и заинтересованности студентов  в продолжение исследования. Таким образом, функция преподавателя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Форма взаимодействия «преподаватель - студент» демократичная, в виде сотрудничества соратников на основе общей цели, при этом учитывается важность для студентов осознания своей значимости, ориентации на личностный успех.

В результате только лучшие, оригинальные, качественно оформленные работы попадают на всеобщее обозрение, доставляя авторам ни с чем не сравнимое удовольствие – радость признания. Обучающиеся имеют возможность представить результат своей творческой деятельности на ежегодной «Научно – практической конференции» учебно  – исследовательского общества « Эврика», областных и всероссийских конкурсах.  Защита  исследовательских работ проходит успешно, так как  поощрение даже за маленькое «открытие» вдохновляет подростков  на продолжение поиска, на выдумку. Свободный выбор темы и самостоятельная поисковая деятельность обуславливают максимальное удовлетворение познавательных интересов обучающихся, что благотворно влияет на успеваемость по дисциплине  « Математика». Главная цель обучения и воспитания, по словам К.Д. Ушинского, “дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу”.

Применяя исследовательскую деятельность в процессе подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные компетенции. В ходе исследовательской деятельности создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников;
  • ·используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность;
  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа
  • учатся презентовать свои работы.
  • учатся работать в коллективе.

Включение обучающихся в исследовательскую  деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Литература

  1. Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года) / Отв. ред. Н.В.Горшенина – Оренбург: ГБОУ СПО «ОГК», 2012.
  2. Нехорошкова, С. И. Учебно-исследовательская работа в среднем специальном учебном заведении : методическое пособие /С. И. Нехорошкова, А. С. Вашуткин, И. Ю. Матчина. – Архангельск : ГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I», 2006.
  3. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"

Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»

Автор: Абаева А.И.Тема: «Определение содержания пыли в воздухе  населенных  мест»Тип урока: лабораторная работа...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Статья отражает основные направления   формирования исследовательских компетенций студентов....

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...

Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению дисциплины «Математика»

Трефилова Елена Геннадьевна, преподаватель бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж».Об опыте организации проектно...

Всероссийская творческая группа "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"

Всероссийская творческая группа "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС"...