Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению дисциплины «Математика»
статья

Трефилова Елена Геннадьевна, преподаватель бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж».

Об опыте организации проектной деятельности студентов СПО по дисциплине "Математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ повышения мотивации к изучению дисциплины «Математика»

Трефилова Елена Геннадьевна, преподаватель бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж».

Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность

Н.А. Умов

Проектная деятельность – это метод обучения, который может быть использован с целью мотивации изучения учебных дисциплин. Проект формирует большое количество умений, формирование в получении которых, в  том числе, зависит от умелого руководства педагогом деятельностью студентов. Одним из способов формирования мотивации к изучению дисциплины «Математика» является написание индивидуальных и групповых проектов.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы – исследовательской, информационной, практической. Наиболее важной частью планирования действий по разрешению проблемы является ступенчатая разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Включает поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы. Важно научить студентов защищать готовый проект.

Наиболее интересным является практико-ориентированный проект, так как он нацелен на решение конкретных задач, отражающих интересы участников проекта, может быть в реальности использован на практике, способен решить заданную проблему. По учебной дисциплине «Математика» проекты выполняются на 1 курсе, но студентам предлагаются темы, интегрированные с будущей специальностью, профессией. То есть, нацеленность на конечный продукт является хорошим мотивом для изучения математики.

Приведем примеры практико-ориентированных проектов, разработанных совместно со студентами по учебной дисциплине «Математика».

При выполнении проекта «Сахарный диабет в моей семье» обучающаяся специальности «Технология продукции общественного питания» исходила из того, что в ее семье есть родственник, больной сахарным диабетом. Поэтому таблицы расчета хлебных единиц, меню с учетом пожеланий родственника и возможностей семьи актуальны для нее. Цель проекта, разработанного студентом 1 курса специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» «Проект моей мечты», состоял в создании расчёта кирпича для постройки дома. Выполнены расчёты: площадей фундаментов построек, количества кирпича на дом, гараж, веранду. Результатом проекта «Расчет потребления электроэнергии моей квартиры», выполненный группой студентов этой же специальности, стал расчет потребления электроэнергии  электроприборами, находящимися в квартире. Практико-ориентированные проекты позволяют заинтересовать студентов не только изучением учебной дисциплины, но и специальности, профессии.

Следующий вид проекта, который актуален при изучении дисциплины «Математика» - исследовательский. По структуре он напоминает научное исследование. Включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. Хорошим толчком для выполнения таких проектов является анализ практического применения в различных областях жизнедеятельности человека. Так, при выполнении проекта «Великолепный лист Мебиуса» студент выяснил, что лист Мебиуса применяется в следующих отраслях:

1) в технике: например, полоса ленточного конвейера, матричные принтеры, детские заводные игрушки, в метро ручка эскалатора;

2) в литературе: чудесные свойства ленты породили множество фантастических рассказов, в одном из них описывался случай в Нью-Йоркском метро, когда потерялся во времени поезд, отправившийся по пути, замкнутом в ленту Мебиуса;

3) в графическом искусстве: Морис Эшер посвятил несколько своих литографий этому математическому объекту, одна из известных показывает муравьёв, ползающих по  поверхности ленты Мёбиуса;

4) в скульптуре: в московской станции метро «Фрунзенская» напротив кинотеатра «Горизонт», есть памятник «Ленте Мёбиуса».

5) в архитектуре: архитектурная кампания DWP Architects специально для вьетнамского города Хошимин разработала проект многофункционального жилого комплекса, в основе лежит лента Мебиуса; построенный в Лондоне Олимпийский велодром имеет контуры, которые можно назвать вариацией на тему листа Мёбиуса и т.д.

Таким образом, интересные факты позволяют привлечь студентов к занятию наукой.

Наиболее распространённый в среде первокурсников - информационный проект. Он  направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. По дисциплине «Математика» выполнены проекты: «Призма в нашей жизни», «Виды пирамид», «Производная функции», «История возникновения геометрии», «Шар и сфера», «Старинные меры длины» и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть викторины, математические игры, квесты, видеофильмы,  и др. Примером такого проекта может быть математический вечер.

Итак, привлечение студентов 1 курса к проектной деятельности ценно тем, что в ходе выполнения проектов студенты самостоятельно учатся добывать знания, получают опыт познавательной, практической и учебной деятельности. Если обучающийся получит в колледже исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выбранной специальности и будет жить активной жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Работа в школьном музее как способ повышения мотивации изучения английского языка.

Данная работа посвящена роли школьного музея в изучении иностранного языка и его использования для повышения интереса школьника к изучаемым предметам. Так же рассматриваются межпредметные связи в рабо...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов СПО.

В презентации выявлены причины невысокого уровня мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей СПО, и предложены формы и методы повышения качества знаний....