Статья : "Решение задач по химии с помощью метода системного анализа"
презентация к уроку на тему

Научить обучающихся решать задачи по химии - одна  из наиболее сложных проблем. Это  объясняется тем, что невозможен общий алгоритм, овладение которым гарантировало бы решение любой задачи.  Как показывают наблюдения, большая чась времени уходит на поиски путей решения задачи. У ченик  не знает, с чего начать, за что ухватиться, к чему идти. МСА позволяет составить план решения задачи и получить результат.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование системного анализа при решении расчетных задач по химии Двинина Марина Юрьевна ГБОУ СОШ № 349

Слайд 2

Методы решения задач по химии По образцу Определённый вид Нетрадиционные МСА

Слайд 3

Решение задач МСА состоит из: Исследование условия задачи; Планирование решения; Выполнение плана решения.

Слайд 4

План Чертится таблица-матрица Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ Отношения между однородными ФВ

Слайд 6

Задача 1 При курении наркотика марихуаны отравление наступает при поглощении 25 г её активного компонента тетрагидроканнабинола (ТГК). Молекулярная формула ТГК С 12 Н 30 О 2 . Сколько молекул ТГК содержится в 25 г вещества?

Слайд 7

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ Отношения между однородными ФВ

Слайд 8

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ С 12 Н 30 О 2 Отношения между однородными ФВ

Слайд 9

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 10

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 11

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 12

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 ? M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 13

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 I ? M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 14

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль N С 12 Н 30 О 2 25 206 I II ? M = m/n N А = N/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 15

План решения Найти n = m/M Найти N = n *N A Ответ: 0,73*10 23 молекул.

Слайд 16

Задача 2. При взаимодействии 10 грамм металла выделилось 0,5 г водорода. Определи, какой был взят металл, если реакция проходила по схеме: Ме + Н 2 О = Н 2 +Ме(ОН) 2

Слайд 17

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 Отношения между однородными ФВ

Слайд 18

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 M = m/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 19

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 2 I M = m/n Отношения между однородными ФВ

Слайд 20

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 2 I M = m/n Отношения между однородными ФВ n 1 = n 2

Слайд 21

Объекты Физические величины (ФВ), единицы измерения Отношения между разнородными ФВ m, г М, г/моль n, моль Ме Н 2 10 0,5 III ? 2 II I M = m/n Отношения между однородными ФВ n 1 = n 2

Слайд 22

План решения Найти: n 2 = m/M Найти: n 1 = n 2 Найти: М 1 = m 1 /n 1 Ответ: кальций.

Слайд 23

Задача 3 (смеси) Для полного сгорания 42 г смеси водорода и угарного газа потребовалось 89,6 л кислорода (н.у.). Вычислить массовую долю водорода в смеси.

Слайд 24

Объекты Физические величины, единицы измерения Отношение между разнородными ФВ m , г V , л n , моль w M , г / моль Смесь Н 2 СО О 2 42 89,6 Отношение между однородными ФВ

Слайд 25

Записываем уравнение реакций: 2Н 2 +О 2 =2Н 2 О (1) 2СО+О 2 =2СО 2 (2)

Слайд 26

Объекты Физические величины, единицы измерения Отношение между разнородными ФВ m , г V , л n , моль w M , г / моль Смесь Н 2 СО О 2 42 ? 89,6 ? 2 28 32 m=M*n V=V m *n w=m в / m см Отношение между однородными ФВ m см =m 1 +m 2 w 1 +w 2 =100%

Слайд 27

Для решения задачи необходимо ввести переменную. Пусть масса водорода в смеси «Х», тогда исходя из однородных соотношений масса угарного газа 42-Х

Слайд 28

Объекты Физические величины, единицы измерения Отношение между разнородными ФВ m , г V , л n , моль w M , г / моль Смесь Н 2 СО О 2 42 х 42-Х 89,6 I II III ? 2 28 32 m=M*n V=Vm*n w=m в / m см Отношение между однородными ФВ m см =m 1 +m 2 n ( O 2 )= 1/2n(H 2 )+ 1/2n(CO) w 1 +w 2 =100%

Слайд 29

План решения: Найти количество вещества водорода: n = m / M = x / 2 2. Найти количество вещества угарного газа: n = 42-x /28 3. Найти количество вещества кислорода исходя из соотношений n ( O 2 ) = 1/2n(H 2 ) +1/2n(CO) = x / 4 + 42-x / 56 = 89,6 /22,4 Х=масса водорода. Найдя Х, можно определить массовую долю водорода в смеси, так как масса смеси известна из условия задачи.

Слайд 30

Положительное: Не надо запоминать алгоритм решения задач; Типы задач определяются при решении; Запоминаются формулы и операции с выводом производных из основных формул; Соотносят единицы измерений.

Слайд 31

Отрицательно: Трудно сразу принять такой план решения; Нужно много прорешивать задач; Должна быть практика.

Слайд 32

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.

ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

урок КВН"Производная и её применение при решении задач."

Урок проводитс я в 10 классе или на 1 курсе СПО, рассчитан на 2 часа. Цель урока привлечь интерес к математике. Проводится в нетрадиционной форме; в форме КВН....

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы системного анализа" для студентов по специальности 080504"Госуарственное и муниципальное управление"

Основной целью преподавания и изучения дисциплины «Основы системного анализа» является формирование у студентов системности мышления.Сущность системного мышления должна реализоваться в том, что ...

Методические указания по решению задач "Свойства строительных материалов"

Методические указания по данной теме содержат основные сведения о свойствах материалов, применяемых в строительстве, приведены примеры решения задач, подробный перечень навыков, которые должны приобре...

Методическая разработка «Практика применения методов системного анализа к материалу отечественной истории»

Цель – помочь студентам систематизировать исторический материал.В данной разработке собраны и представлены схемы  по различным темам дисциплины «История».Каждую схему сопровождает краткий коммент...

Методические рекомендации по предмету «Основы аналитической химии и химического анализа»: «Алгоритмы решения задач по гравиметрическому (весовому) анализу»

В настоящее время новые учебники по аналитической химии содержат в основном теоретический материал, поэтому преподаватели и студенты испытывают дефицит наглядных пособий по практическим материалам....