Обобщение опыта работы
статья на тему

Комарова Марина Владимировна

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации структуры и содержания образования является организация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности, считаю, формирование ключевых компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Большое внимание уделяю созданию атмосферы доверия и достижения успеха на всех учебных занятиях.  Свою работу строю на  основе  главных  принципов личностно-ориентированного подхода:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_komarova_opyt_stavropol.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта преподавателя высшей категории

НОУ СПО «Пятигорский колледж экономики и управления»

Комаровой Марины Владимировны по проблеме:

«Активные методы обучения студентов как одна из форм личностно-ориентированного подхода в преподавании естественнонаучных и специальных дисциплин».

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации структуры и содержания образования является организация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. В связи с этим основной целью своей профессиональной деятельности, считаю, формирование ключевых компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Большое внимание уделяю созданию атмосферы доверия и достижения успеха на всех учебных занятиях.  Свою работу строю на  основе  главных  принципов личностно-ориентированного подхода:

        1. Опора на субъектный опыт учащихся.

Преподаватель и учащийся в учебном процессе выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Этот принцип  использую для  –  мотивации учебной деятельности, постановки проблемы и актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы. Руководствуюсь тем, что основа усвоения важнейших понятий – дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение связей изученных понятий с новым учебным материалом.  Использую такой прием  -  делю доску пополам и слева пишу «Мы уже знаем», а справа – «Мы пока не знаем». На левой половине доски фиксирую те знания, которыми уже обладают студенты, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов. На второй половине доски  вместе с учащимися записываю те знания, которые понадобятся на занятии, но которыми учащиеся не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» на следующем этапе занятия.Если изучаемая тема не опирается на понятия прошлой темы, то перед началом занятия провожу интеллектуальную разминку, на которой учащиеся высказывают свои версии ответов на вопросы, интерпретации описанной ситуации. При этом одинаково высоко оцениваю различные версии (гипотезы) ответов, если они не противоречат логике науки. Обсуждая различные гипотезы и версии  решения вопроса, формирую "коллективное" знание как результат обобщения и корректировки индивидуальных точек зрения, а не просто добиваюсь от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.

2. Знание  психофизических особенностей учащихся.

Одним из факторов успешности учебного процесса является учет личностных особенностей  обучаемых, поэтому большое внимание уделяю подбору материала к каждому занятию, т.е. содержанию, научности, количеству, качеству. Продумываю структуру, форму и способ подачи учебного материала студентам. Необходимым элементом моей педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений студентов. Для определения уровня сформированности их предметных компетенций, перед изучением курса дисциплины провожу входной тестовый  контроль. Для выявления   индивидуальных психофизиологических особенностей студентов задания теста формулирую так, чтобы диагностировать степень развития таких мыслительных действий учащихся, как сравнение, анализ, синтез, выявление закономерностей и связей, выделение главного, выдвижение гипотез.

Тест для проверки умений, навыков и уровня развития мышления

(Входной тест для студентов по специальности «Парикмахерское искусство»)

1. Умение сравнивать предметы и понятия.

Напишите слева черты сходства, а справа – черты различия человека и животных.

2. Умение классифицировать.

Среди предложенных слов найдите только два, которые можно объединить по какому-то общему признаку.

а) сердце, б) нервная система, в) жировая ткань, г) эритроцит, д) почки, е) клеточная мембрана.

3. Умение обобщать.

Определите, что общего между предложенными парами слов, и запишите это понятие.

а) зима-лето; б) среда - пятница; в) астероид-метеор; г) кошка-собака

4. Умение выделять существенное.

В записанных рядах слов, в каждом из которых 5 даются в скобках, а 1 – перед ними, выберите из скобок 2 слова, наиболее существенных для слова перед скобками:  аквариум (растения, рыбки, грунт, вода, корм)

5. Умение строить логические схемы.

Расположите в логическую схему от общего к частному несколько понятий:

а) нейрон, б) организм человека, в) ткани, г) лейкоцит, д) системы органов, е) клетки.

Оценивание: за 60 % правильных ответов «3», за 70 % – «4», за 90 % и выше – «5».

Ф.И.О. студента

Уровень сформированности («+», «-»)

Умение сравнивать предметы и понятия

Умение классифицировать

Умение обобщать

Умение выделять существенное

Умение строить логические схемы

итого

1.

 По результатам данного теста составляю программу развития несформированных умений. Задачу структурирования содержания дидактического материала решаю с помощью деления текстов заданий, упражнений и т. п. на три уровня сложности.  Для первого уровня освоения учебного материала эти задания имеют репродуктивный характер, оцениваются отметкой «3» и могут быть сформулированы так: «перескажи», «назови», «перечисли», «воспроизведи» и т. п. Второй уровень освоения учебного материала ориентирован на помощь учащемуся в его продвижении в обучении. Осуществить это можно посредством алгоритмических предписаний обучающих программ деятельности. Выполнив программу, студент получает отметку «4». Формулировка заданий такова: «прочитай», «выпиши», «соедини  стрелками», «расположи в два столбца», «обсуди с партнером», «начерти», «подсчитай».

Примеры заданий: Заполни таблицу

Название кризиса

Время

Причины кризиса

          Пути выхода из кризиса

1

2

3

4

5

Расположите в  виде логической схемы понятия: исчерпаемые ресурсы, хром, природные ресурсы, рудные, неисчерпаемые, никель, фосфаты, относительно возобновимые, нерудные, пахотные почвы, водные ресурсы, деревья большого возраста, водные, климатические. Постройте  логическую схему из следующих понятий: интерфаза, митоз, митотический цикл, анафаза, профаза, метафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез, дочерние клетки.

Задания третьего уровня сложности имеют частично-поисковый характер, оцениваются отметкой «5». Направлены на овладение учащимися опытом творческой деятельности и могут быть объединены под рубрикой «Подумай»: Каким образом  достигается своевременное и точное обнаружение опасных ситуаций при использовании принципа гармонизации природопользования? Могут ли ученые, имея всего одну клетку тела,  определить вид организма? По каким признакам?

 Для поэтапного и итогового контроля знаний использую тесты, вопросы - задания, дидактические карточки, позволяющие студенту работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но применяя приемлемый для него способ: передавать его словом, письменно, знаково-условным обозначением, рисунком, и т.п. Большое внимание уделяю работе с терминами и основными понятиями на всех этапах учебного процесса.   Работу эту провожу регулярно, иногда в игровой форме, что  позволяет сменить вид деятельности на занятии, снять  усталость  и  напряжение. «Диалог»: Отрабатываем термины. Работаем в парах. Спрашиваю одного, оценку ставлю двум.  «Письмо»: Несколько карточек-писем с определениями без терминов. Студент читает определение и говорит, о каких терминах идет речь.  «Логическая цепочка»: На доске несколько  терминов. Выберите термины, имеющие отношение к клетке, размножению, биосфере, заболеваниям кожи  и т. д.; определите взаимосвязь между терминами.  

 Для организации самостоятельной деятельности студентов при подготовке к семинарским занятиям составляю план домашнего задания (подобный план можно использовать и для организации самостоятельной работы на занятиях) - это своеобразная модель учебной деятельности, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить индивидуально или в группе. Пример плана:

Тема «Природоресурсный потенциал».

I уровень: изучи текст  лекции (электронные лекции; учебник «Экологические основы природопользования» автор С.И. Колесников с.136-140)

Задание 1. Перескажи текст.

Задание 2. Перечисли основные понятия.

Задание 3.Назови основные классификации природных ресурсов.

II уровень:  Задание 1. Начерти схемы всех видов классификации природных ресурсов.

III уровень:  Задание 1.Самостоятельно найди источники информации и подготовь реферат (сообщение) по темам:  «Направления экологизации промышленного производства», «Природные ресурсы и ресурсный цикл».

Задание 2. «Подумай, предложи!!» Одна из глобальных экологических проблем - истощение сырьевых и энергетических источников. Предложи пути решения этой проблемы.

Выполнение плана осуществляется последовательно, от задания к заданию, от уровня к уровню. Произвольный, а не последовательный выбор уровней знаний не допускается, за исключением практических и проверочных работ.

Мне такое планирование позволяет перейти к соуправлению учебным процессом и учитывать работу учащихся.

3. Преподаватель и учащийся в роли равноправных партнеров.

 Личностно-ориентированный подход к обучению обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения.  Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании активных методов и приемов современных педагогических технологий. На своих занятиях использую следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

-На  этапе  мотивации и актуализации восприятия, для пробуждения интереса к изучаемому материалу: а) прием новизны; б) прием семантизации; в) прием динамичности; г) прием значимости.

-На этапе усвоения изучаемого материала: а) эвристический прием; б) исследовательский прием.

-На этапе воспроизведения полученных знаний: а) прием схематизации; б) прием символизации.

Приемы схематизации и символизации использую  и для создания опорных конспектов.    В ЛОКе показываю основные термины,  понятия и связи между ними. Основной учебный материал представляю в виде схем или таблиц. ЛОК можно использовать на разных этапах занятия; зарисовывать на доске перед началом занятия или предложить учащимся составить ЛОК по тексту лекции (учебника) на этапе закрепления знаний. Применение  этой  методики  способствует  развитию  памяти,  логического  и  абстрактного  мышления студентов, умение работать с любым источником информации.  

           

        Активно применяю технологию  проблемного  обучения.  Проблемные  ситуации создаю на разных этапах занятий. Для этого использую проблемные вопросы, задачи, излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагаю рассмотреть явление с различных позиций и т.д.

Например, при изучении темы «Круговорот веществ и энергии в биосфере»: Вещества на планете Земля конечны, а формы жизни многообразны и многочисленны. Жизнь на планете существует миллионы лет. Почему веществ на нашей планете хватает всем живым организмам? При изучении деления клетки решаем проблему: Что происходит с наследственным материалом клетки в процессе митоза? 

Эффективной формой активизации познавательной деятельности на этапе рефлексии считаю составление синквейнов. Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после изучения нового материала. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Вот некоторые синквейны по биологии моих студентов:

Батырова Азина:

Хромосома

ДНК содержащая

Хранит и передает наследственную информацию

Уникальное изобретение природы! Матрица.

Манакова Екатерина:

Белок

Последовательность аминокислот

Защищает, регулирует, катализирует

Форма существования материи

Жизнь!

Проектное обучение – это еще один способ реализации личностно-ориентированного подхода, стимулятор в активизации познавательных способностей студентов,  их самостоятельности в учебной деятельности.  Защиту проектов провожу на семинарах, зачетных занятиях – конференциях. Хорошие результаты дает организация групповой  работы студентов на семинарских занятиях.  Группам по 4-5человек выдаю карточки-задания, с экологическими задачами, проблемными вопросами, заданиями по составлению схем или таблиц. После выполнения заданий и их обсуждения в группах результаты озвучиваются,  анализируются и корректируются. В таких мини-группах активно работают все, независимо от уровня подготовки и индивидуальных особенностей личности. Кроме того, каждый студент в группе ощущает себя важным звеном и прикладывает усилия, чтобы подчеркнуть свою значимость.

При изучении некоторых разделов учебных дисциплин использую технологию блочно - модульного обучения. Именно модуль может выступать как индивидуализированная программа обучения, что позволяют перевести его на субъект субъективную основу.  Структурной единицей  модуля является блок занятий.

Структура учебного  модуля раздела № 2:

 «Кожа и ее производные» по дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» для студентов 2 курса специальности: 100108 «Парикмахерское искусство

Основные части модуля

№ УЭ

вид занятия

Темы занятий

Форма контроля

Вводная часть

УЭ-0

вводная лекция

Вводная лекция. Знакомство со структурой учебного модуля.

входной

Диалогичес-кая часть

УЭ-1

лекция-беседа

Строение кожи. Железы кожи.

промежуточный

УЭ-2

 лекция-беседа

Физиологические функции кожи, биохимические процессы кожи.

промежуточный

УЭ-3

лекция-беседа

Строение волос и ногтей.

промежуточный

УЭ-4

лекция-беседа

 Биохимические процессы волос. Физиология роста волос.

промежуточный

УЭ-5

семинар– презентация

Типы кожи, уход за кожей разных типов. Типы волос, уход за волосами и  ногтями.

промежуточный

Итоговая часть

УЭ-6

семинар - консультация

Обобщение и коррекция знаний. Подведение итогов работы над модулем.

промежуточный

УЭ-7

семинар-зачет

Зачёт

итоговый

Использую ИКТ на различных этапах учебного процесса. При подготовке к занятиям постоянно обращаюсь к электронным и информационным ресурсам. Это, прежде всего Интернет и различные обучающие программы. При этом компьютер для меня выполняет сразу несколько функций: как учителя (источник учебной информации, тренажер), так и рабочего инструмента, с помощью которого можно подготовиться к занятиям (создание презентаций занятий, тестов, творческих заданий).

Формирование ключевых и предметных компетенций продолжаю и во внеурочной работе со студентами, которую строю в соответствии с учебно-воспитательным планом колледжа. Это - проведение дополнительных занятий и консультаций; участие в научно – практических конференциях разного уровня, в  проведении предметных недель и кураторских часов, выпуске стенгазет, мероприятиях по благоустройству города и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"

Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной  на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...