Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
статья

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_slushateley.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России

Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Л. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является  хорошим,  когда оно является создателем развития. Оно побуждает и  вызывает  к  жизни  целый ряд  функций,  которые  находятся  в  стадии  созревания  и  лежат  в   зоне ближайшего развития».

   

Модернизация здравоохранения и  автоматизация методов лабораторной диагностики требуют подготовки высокопрофессиональных кадров.

Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе образования стоит задача не просто научить слушателя тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе самостоятельной работы. Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить слушателей работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике. В настоящее время на внеаудиторную самостоятельную работу отводится значительный объем содержания образования, предусмотренного в Государственных образовательных стандартах.     Положение о необходимости самостоятельной работы слушателей в учебном процессе  давно уже является общепризнанным. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.   Решить все эти задачи можно только, увеличив долю внеаудиторной самостоятельной работы слушателей.

Курс на повышение роли самостоятельной работы связан с объективной необходимостью перехода к системе непрерывного образования. В условиях все возрастающего потока информации образование должно сопровождать человека всю жизнь. Необходимость в постоянном обновлении и пополнении знаний заставляет отойти от обучения по принципу «наполнения сосуда».Самостоятельная работа представляет собой одну из составляющих процесса обучения, вследствие чего, одной из ее функцией является воспитательная, которая состоит в том, что в ходе самостоятельной работы, также как и во всем процессе обучения, формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

        Самостоятельная работа слушателей - существенный, даже решающий компонент системы подготовки специалиста. Ведь только знания, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущую силу научно-технического прогресса.         Преподаватель призван научить и приучить слушателя стремиться к постоянному обновлению своих знаний, к перманентному самообучению в течение всей трудовой жизни, создать у каждого и закрепить соответствующие стереотипы деятельности. И основной сферой приложения усилий преподавателей в этой области должна стать внеаудиторная самостоятельная работа. Это сложный, качественно иной по сравнению с аудиторными занятиями вид обучения. В ходе внеаудиторной самостоятельной работы слушатель оказывается поставленным перед необходимостью мобилизовать свою способность обобщать полученную информацию, превращая ее в знание. Но еще более важен психологический результат: в процессе самостоятельной работы слушатель постоянно ощущает себя личностью, самостоятельно принимающей решения, несущей за них ответственность - и действительно становится такой личностью.  Самостоятельная работа обязательно предполагает умение самоорганизации своей деятельности, причем сугубо индивидуальной. На отделении ПДО обучающиеся отличаются от студентов базового уровня обучения, особенно на циклах усовершенствования, тем что, они не любят тратить время попросту и предпочитают определять круг интересующих их вопросов.

У них сильнее развита мотивация к обучению, когда они обнаруживают острую потребность в пополнении знаний, если социальная ситуация или требования, предъявляемые к профессии, вызывают необходимость изучения определенных вопросов.

В своей работе я использую фронтальную, групповую и индивидуальную работу со слушателями.

К каждому слушателю в процессе обучения предъявляются определенные требования: не только к знаниям, умениям и навыкам при выполнении профессионально значимых задач, но и к высокому уровню готовности освоения нового. Одной из ведущих форм усвоения нового является самостоятельная работа.

Говоря о формировании у слушателей самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить самостоятельность в познавательной деятельности, научить слушателей самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять

имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания слушателей, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения,

духовность нельзя передать от преподавателя к слушателю, прибегая только к

словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения слушателей в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Основополагающим требованием общества к специалистам является

формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать

научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить,

вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования,

совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Слушателям важно дать метод,путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.

Эффективность самостоятельной работы мной достигается, путем внедрения ее в составные, органические элементы учебного процесса, для нее предусмотрено специальное время на каждом уроке, она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

При этом условии у слушателей вырабатываются устойчивые умения и навыки

в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

 Самостоятельная работа слушателя — это особым образом  организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

    — уяснение цели и поставленной учебной задачи;

    — четкое и системное планирование самостоятельной работы;

    — поиск необходимой учебной и научной информации;

    — освоение собственной информации и ее логическая переработка;

    —  использование  методов  исследовательской,  научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

    — выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

    — представление, обоснование и защита полученного решения;

    — проведение самоанализа и самоконтроля.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания руководствуюсь, как и во всем процессе обучения,основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к слушателям. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1.     Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это

достигается четкой формулировкой цели работы.

Слушатели должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе слушателей осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2.     Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и

побуждать слушателя при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы должны быть посильными для слушателей, а сами слушатели— подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3.  Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение

которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует

применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная

работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей слушателей.

4.     В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для

овладения знаниями, умениями и навыками различными слушателями требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к слушателями.

5.     Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать

интерес слушателей. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед слушателями практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

6.     При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять

разумное сочетание изложения материала преподавателя с самостоятельной работой слушателей по приобретению знаний, умений и навыков.

7.     При выполнении самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Он продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает слушателей методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством.

Методологическую основу самостоятельной работы слушателей составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где слушателям надо проявить конкретные знания и умения, а значит быть компетентными.

Методическое обеспечение самостоятельной работы требует от преподавателя составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную и научную литературу.

Основными видами самостоятельной работы являются:

-конспектирование;

-реферирование;

-выполнение заданий поисково-исследовательского характера;

-проведение эксперимента;

-проработка конспекта лекции;

-подготовка конспектов выступления на семинаре;

-лабораторно-практические задания;

-УИРС;

-контрольная работа;


Самостоятельная работа реализуется: 

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 

3. В библиотеке, дома, при выполнении слушателем учебных и творческих задач. 

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. 

Активная самостоятельная работа слушателей возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. 

Как писал Сократ: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Поэтому для наиболее эффективного изучения учебного материала слушатель должен самостоятельно открыть настолько большую его часть, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одним из условий подготовки специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие: 
1. Полезность выполняемой работы. Если слушатель  знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить слушателя, показать ему, как необходима выполняемая работа. 

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

2. Участие слушателей в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической работе. 

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютерных технологий. 

4. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ и т.д. 

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования слушателя. 

6. Поощрение слушателей за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. 

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление. 

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель должен быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь слушателю раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. 

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем  и направленного на решение сквозных задач. 
Организация и формы самостоятельной работы. 
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы слушателей заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности слушателей в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. 

Решающая роль в организации СРС (самостоятельной работы слушателей) принадлежит преподавателю, который должен работать не со слушателем  “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества слушателя как специалиста высокой квалификации.

Перед началом работы со слушателями я провожу проверку психологической и практической подготовленности слушателей к самостоятельной работе. Это может быть сообщение, конспект учебного материала, при этом слушатели получают основные рекомендации по работе. По истечении срока анализируется полученный результат, оценивается, какая часть аудитории готова работать самостоятельно, насколько группа в целом и отдельные слушатели способны четко следовать данным рекомендациям. На эти сведения, я как преподаватель, опираюсь при дальнейшей организации самостоятельной работы в группе.    Общий объем внеаудиторной самостоятельной работы доводится до сведения слушателей на первых занятиях по дисциплине, что позволяет слушателям спланировать выполнение работы.

Организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Слушателю желательно предоставить право выбора темы;
· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;

· выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у слушателей самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый слушатель, так и часть слушателей группы;

· подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, и др. 

Чтобы развить положительное отношение слушателей к внеаудиторной СРС, на каждом ее этапе разъясняю цели работы, контролирую понимание этих целей слушателями, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа реализовывается при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

Одним из самых мощных и эффективных средств, определяющих уровень и качество самостоятельной работы слушателей, является лекция. Т.к. лекционных часов по циклу немного, предлагаю слушателям сжатое изложение учебного материала, определяя основные направления деятельности слушателям при выполнении домашнего задания, что способствует активизации их познавательного интереса, развитию творческого мышления, формированию чувства ответственности. Тема лекции формулируется четко, намечается план изложения, тщательно отбирается литература по данной теме. В ходе изложения учебного материала, рассуждая вслух, привлекаю слушателей к активному обсуждению вопросов, обращаясь не только к их разуму, но и к чувствам.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролирую усвоение материала основной массой слушателей путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса слушателей в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.Кроме лекционного материала слушатели должны самостоятельно работать с литературой. Это умение включает в себя два взаимосвязанных элемента – умение читать и умение законспектировать прочитанное. Организуя самостоятельную работу с книгой, необходимо настроить слушателей на серьезный кропотливый труд, результатом которого является сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, творческое применение в практической деятельности. Для этого необходимо пользоваться справочными изданиями, каталогами, вести поиск необходимой информации, отрабатывать и систематизировать ее. Конспектирование материала позволяет привести в систему знания, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их, оно ускоряет повторение материала и экономит время при повторном обращении к уже знакомой работе. Эта форма самостоятельной работы оказывается для слушателей достаточно сложной, т.к. нужно уметь выбрать главное, записать то, что стало понятным и доступным, соблюдая логическую последовательность. Для облегчения этой работы слушателям предлагается предварительный перечень основных вопросов, ответы на которые необходимо найти в литературном источнике.

Основное количество учебного времени отводится на практические занятия, целью которых является выработка определенных умений и навыков, формирование у слушателей, под руководством преподавателя, общих и профессиональных компетенций. Тем не менее, при подготовке к практическим занятиям большую роль играет самостоятельная работа слушателей, которая состоит в использовании методических пособий для самоподготовки слушателей, содержащих теоретический материал, практические задачи, тестовые задания, кроссворды. Освоив все это, слушатель может качественно подготовиться к занятию, работая при этом целенаправленно и осмысленно. В процессе практического занятия ориентирую слушателей на обозначение проблемы, выделение и обострение явных и скрытых противоречий, установление связи между ними, нестандартные способы решения проблемы, поиск недостающей информации, умение использовать ее, стремится активизировать работу фантазии, воображения и интуиции слушателей. 

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части слушателей в группе. 

Практические занятия строю следующим образом:

1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Беглый опрос.

3. Решение 1-2 типовых задач.

4. Самостоятельное решение практической задачи.

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий имею большой банк заданий  в виде лабораторных образцов биологических жидкостей и постоянных препаратов для самостоятельного микроскопического исследования, причем эти задания  дифференцированы по степени сложности.


По результатам самостоятельного решения задач  выставляю по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки слушателя к практическому занятию ставится путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому слушателю поставить по крайней мере две оценки. 

По материалам модуля или раздела выдаю слушателю  домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвожу итоги его изучения, обсуждаю оценки каждого слушателя, выдаю дополнительные задания тем слушателям, которые хотят повысить оценку.


Из различных форм СРС для практических занятий наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать слушателю возможность разрабатывать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий слушатели могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы слушателей на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу слушатель получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех слушателей одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи даю лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает слушателей грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у слушателей меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи.

Другая форма СРС на практических занятиях  заключается в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые я раздаю слушателям  вместе с контрольными вопросами, на которые слушатель  должен ответить в течение занятия.



Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по темам. В ряд работ включаю разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые требуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала. 

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы слушателей. Мной разработан следующий комплекс: тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволяет организовать проблемное обучение, в котором слушатель  является равноправным участником учебного процесса. 

Большое внимание уделяю процессу консультирования. Оно проводится в нескольких формах:

- с группой целиком;

- индивидуально.

Консультирование способствует активизации знаний и умений полученных ранее, воспитанию ответственности за свои действия. В процессе самостоятельной работы слушателями  осваивается система способов профессиональной деятельности, развивается практическое мышление, профессионально важные личные качества.

Слушатели ведут и учебно-исследовательскую работу, а она невозможна без самостоятельной работы. В ходе ее проведения идет сотрудничество слушателей со студентами базового уровня обучения, а также с работниками специализированных медицинских учреждений.

Результативность самостоятельной работы слушателей во многом определяется наличием активных методов ее контроля.  В своей педагогической деятельности я применяю следующие виды контроля: 

      - входной контроль знаний и умений слушателей при начале изучения очередной темы; 

      - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях; 

      - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или подтем; 

      - самоконтроль, осуществляемый слушателем в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; 

      - итоговый контроль по дисциплине.




Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы слушателя, активизирует познавательную деятельность  путем стимулирования его творческой активности. Весьма полезен тестовый контроль знаний и умений слушателей, который отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого слушателя. 

Тестирование помогает мне выявить структуру знаний слушателей и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе слушателей. В этом случае слушатель сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, слушатель получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. 

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют слушателю самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. 

Таким образом, в процессе обучения, включающем самостоятельную работу, слушатели могут осознанно выбирать цели и средства деятельности, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием.

В заключение отмечу, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы слушателей с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе всей творческой деятельности преподавателя.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
  2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
  3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у слушателей, делает их уверенной личностью.

Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...

Обобщение опыта работы

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...

Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"

Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной  на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...