Внеклассное мероприятие «Уроки волшебства»
занимательные факты на тему

Вахерс Ольга Васильевна

Развития познавательного интереса и мотивации учащихся к предмету. Для учеников 5,6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe-meropriyatie-po-fizike2.rar1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Уроки волшебства»

Вахерс Ольга Васильевна, учитель физики

 МБОУ «Зарецкая средняя общеобразовательная школа»,

Пушкиногорский район

Пояснительная записка

         Одной из идей, направленных на совершенствование учебного процесса, является идея                            формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Познавательный интерес выступает как мощный побудитель активности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.                                                                                                                                                               Важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности,  В нашей работе занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения.  При этом использовать  такие приемы на уроке и во внеурочной деятельности нужно в комплексе с другими дидактическими средствами.  Одним из приемов, направленных на формирование познавательных интересов, являются физические фокусы. Физический фокус - чаще всего, тот же демонстрационный эксперимент. Это могут быть и классические фокусы, в которых есть физическое содержание,  и манипуляции с типовым оборудованием. Например: показываем падение различных тел в заранее откачанной трубке Ньютона. Дети поражены: шарик и перышко камнем падают вниз одновременно. Но стоит учителю сделать "волшебные пассы" - и эксперимент становится фокусом. Описаний различных фокусов достаточно много. Их можно проводить не только на уроках, внеклассных мероприятиях, но и в домашних условиях. Давайте покажем некоторые из них.

Цели:

         1 Формирования и развития познавательного интереса и мотивации учащихся к предмету.                                                                                                                                     2. Отыскания  средств, которые привлекали бы  учеников к изучению предмета, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.

3. Совершенствование учебного и воспитательного  процесса.

План мероприятия

  1. Учитель или ученик проводят демонстрацию фокусов, предлагают учащимся объяснить их с  помощью законов физики, или объясняют сами.
  2. Задания на смекалку: Отлить половину жидкости из емкости (стакан). Можно ли так поделить сыпучие вещества?  (сахарный песок, мелкая крупа).   С помощью пустотелой стеклянной палочки перелить жидкость из одного сосуда в другой. Попросить объяснение или  предложить их.    
  3. Предложить учащимся высказать свое мнение о мероприятии: что запомнилось, что поразило или удивило, что не понравилось. Интересный ли предмет-физика?                                                                          

Непромокаемая бумага

Воздух можно использовать в самых разных магических трюках. Вот один из способов, которыми можно удивить зрителей при помощи воздуха.

Реквизит

  • Бумажное полотенце
  • Стакан
  • Пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан

Подготовка

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

  1. Объяви зрителям: "C помощью своего магического мастерства я смогу сделать так, чтобы кусочек бумаги остался сухим».
  2. Сомни бумажное полотенце и положи его на дно стакана.
  3. Переверни стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.
  4. Произнеси над стаканом какие-нибудь волшебные слова, например: «магические силы, оградите бумагу от воды». Потом медленно опусти перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайся держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.
  5. Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.

Результат

Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.

Объяснение

Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.

Прилипчивый стакан

Из этого эксперимента ты узнаешь, как благодаря воздуху предметы могут прилипать друг к другу.

Реквизит

  • 2 больших воздушных шарика
  • 2 пластиковых стакана по 250 мл
  • Помощник

Подготовка

Разложи всё необходимое на столе

Начинаем научное волшебство!

  1. Вызови кого-нибудь из зрителей в качестве ассистента.
  2. Дай ему шарик и стаканчик, а другой шарик и стаканчик оставь себе.
  3. Пусть твой ассистент надует твой шарик примерно наполовину, и завяжет его.
  4. Теперь попроси его попытаться прилепить к шарику стаканчик. Когда он не сможет выполнить это, наступает твоя очередь.
  5. Надуй свой шарик примерно на треть. Приложи стаканчик к шарику сбоку.
  6. Удерживая стаканчик на месте, продолжай надувать шарик, пока он не будет надут по крайней мере на 2/3. Теперь отпусти стаканчик.

Советы учёному волшебнику

Докажи зрителям, что твой стаканчик не намазан клеем. Выпусти из шарика некоторое количество воздуха, и стаканчик отваливается.

Что ещё можно сделать

Попробуй одновременно прикрепить к шарику одновременно 2 стаканчика. Это потребует некоторой тренировки и помощи ассистента. Попроси его приложить к шарику два стаканчика, а потом надуй шарик, как было описано.

Результат

Когда ты надуешь шарик, стаканчик «прилипнет» к нему.

Объяснение

Когда ты прикладываешь стаканчик к шарику и надуваешь его, вокруг края стаканчика стенка шарика становится плоской. При этом объём воздуха внутри стаканчика слегка увеличивается, однако количество молекул воздуха остаётся прежним, поэтому давление воздуха внутри стаканчика уменьшается. Следовательно, атмосферное давление внутри стаканчика становится слегка меньшим, чем снаружи. Благодаря этой разницы в давлении стаканчик и удерживается на месте.

Волшебный мотор

В этом эксперименте ты сможешь заставить лист бумаги работать, как мотор – конечно, с помощью воздуха.

Реквизит

  • Клей
  • Квадратный кусок дерева 2,5х2,5см
  • Швейная иголка
  • Бумажный квадрат 7, 5х7,5 см

Подготовка

  1. Нанеси каплю клея в центре деревяшки.
  2. Установи в клей иголку острым концом вверх, под прямым углом (перпендикулярно) к деревяшке. Держи её в таком положении, пока клей не застынет настолько, что иголка будет стоять самостоятельно.
  3. Сложи бумажный квадрат по диагонали (угол к углу). Разверни, и сложи по другой диагонали.
  4. Снова разверни бумагу.
  5. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа. Лист бумаги должен выглядеть как низкая, уплощённая пирамида.

Начинаем научное волшебство!

  1. Объяви зрителям: «Теперь у меня есть волшебная сила, которая поможет мне запустить маленький бумажный моторчик».
  2. Поставь на стол деревяшку с иголкой.
  3. Положи на иголку бумагу, так, чтобы её центр оказался на острие иголки. 4 стороны пирамиды должны свисать вниз.
  4. Произнеси волшебные слова, например : «Волшебная энергия, заведи мой мотор!»
  5. Потри ладони 5-10 раз, потом сложи их вокруг пирамиды на расстоянии около 2,5 см от краёв бумаги. Посмотри, что получиться.

Результат

Бумага сначала будет качаться, а затем начнёт вращаться по кругу.

Объяснение

Веришь или нет, но бумагу заставит двигаться тепло от твоих рук. Когда ты трёшь ладони друг о друга, между ними возникает трение – сила, которая тормозит движение соприкасающихся предметов. Из-за трения предметы разогреваются, значит, и трение твоих ладоней производит тепло.

Тёплый воздух всегда движется от тёплого места к холодному. Воздух, соприкасающийся с твоими ладонями, нагревается. Тёплый воздух поднимается вверх, так как расширяется и становится мене плотным, следовательно, более лёгким. Двигаясь, воздух соприкасается с бумажной пирамидой, заставляя двигаться и её.

Такое перемещение тёплого и холодного воздуха называется конвекцией. Конвекция – это такой процесс, при котором в жидкости или газе возникают потоки тепла.

Достань из воды монету,  не замочив рук

Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложи товарищу взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли он сообразит, как это сделать. А фокус в том, что воду надо отсосать. Но не ртом, конечно. Ведь неизвестно, где эта монета валялась, в каких руках она побывала.

Возьми тонкий стакан, ополосни его кипятком и опрокинь на тарелку рядом с монетой. Теперь смотри, что будет.

Воздух в стакане начнет остывать. А ты, наверное, уже слышал, что холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Мы об этом еще поговорим в свое время подробнее. Так или иначе, стакан, словно медицинская кровососная банка, начнет всасывать воду, и вскоре вся на соберется под ним. Теперь подожди, пока монета высохнет, и бери ее, не боясь замочить пальцы!

Фокусы с  пипеткой

      Перед вами на столе калориметрический стакан с жидкостью, в руках пипетка. Вы набираете из стаканчика в пипетку жидкость, спрашиваете зрителей: “Сколько капель содержится в пипетке, если жидкость набрана до этой отметки? - и показываете зрителям штрих на стекле. Зрители ответить точно не могут, и вы вместе с ними считаете капли (их, например, оказалось, - 22.) Затем просите кого-нибудь из зрителей повторить опыт. Оказывается, что теперь в пипетке не 20, а 30 капель. Вы снова повторяете опыт, у вас опять получается 20 капель.

В чем секрет фокуса?

Секрет фокуса. В сосуд налиты две различные по плотности и вязкости жидкости: внизу – тонкий слой подкрашенной воды, вверху – более толстый слой масла. Вы достаете жидкость со дна, а зрители - сверху. (Примечание. Жидкости подбираются экспериментально.)

Перечень используемых на данном мероприятии ЭОР

Ссылка на интернет ресурс

 Описание ресурса

Форма предъявления информации

Тип и вид ресурса

1

lmagic.info

 сайт наполнен весёлыми и захватывающими фокусами и опытами, которые при всей своей простоте можно проводить не только на уроках, но и в домашних условиях. Все опыты и фокусы снабжены научными объяснениями «волшебства».

Текст, изображение

Информационный, практический

2

http://opyty-fokusy.narod.ru/ogon_v_ruke.html

 сайт о физических явлениях, на основе которых сделаны опыты, фокусы

 и задачки в которых нужно применить логику и знание физики.

Текст, изображение

Информационный, практический

3

http://elkin52.narod.ru/opit/fokys1.htm

Занимательная физика в вопросах и ответах.

Текст, изображение

Информационный, практический

4

http://physics03.narod.ru/Interes/magic.htm

Оп

Этот сайт о физических явлениях, на основе которых сделаны опыты, фокусы
и задачки в которых нужно применить логику и знание физики.
К каждому из них есть видео и физическое объяснение

Текст, изображение

Информационный, практический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Урок безопасности в сети «Интернет»»

Мероприятие предназначено для студентов 1 курса специальностей, реализуемых в колледже. Методическая разработка предназначена для усвоения студентами правил безопасного использования сети  «Интер...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Урок толерантности: "Все мы разные"

Если каждый попробует задать себе вопросы: «Кто Я? Какой Я? Что делает МЕНЯ частью НАС?», то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти...

Методическая разработка внеклассного мероприятия урока мужества, посвящённого полному освобождению Ленинграда от блокады.

laquo;Час мужества пробил на наших часах…»Урок мужества Слава  и  тебе,великий  город,Сливший  воедино фронт  и  тыл!В  небывалых трудностях...

Конспект внеклассного мероприятия"Урок мужества"

                      УРОК МУЖЕСТВА «МУЖЕСТВО ОСТАНЕТСЯ В ВЕКАХ!» Цели и задачивоспитание у детей и подростков любви...

План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»

         Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ УРОК МУЖЕСТВА «Ж И В А Я П А М Я Т Ь» ко Дню Неизвестного солдата

В ходе мероприятия познакомить студентов с историей празднования исторического события – Дня Неизвестного солдата. Обогатить эмоциональный мир детей нравственными переживаниями и формированием н...