Доклад: "Формирование УУД на уроках химии"
статья на тему

 создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС;

реализация уровневой дифференциации; 

формирование компетентностей;

формирование предметных и метапредметных результатов.

Таким образом, целенаправленное, планомерное  формирование универсальных учебных действий через выполнение разноуровневых заданий,  выступает  ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar1.24 МБ

Подписи к слайдам:

Выполнила: учитель химии Ондар Н.К.МБОУ Суг-Аксынская СОШ
2015
Стремительное увеличение объема информации;
Учащийся сам становится «архитектором и строителем» образовательного процесса;
Система УУД, построенная на основе современных информационных технологий, способствует самостоятельному и успешному усвоению новых знаний и компетентностей.
создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС;реализация уровневой дифференциации; формирование компетентностей;формирование предметных и метапредметных результатов.Таким образом, целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий через выполнение разноуровневых заданий, выступает ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Предлагаю примерные варианты заданий разного уровня по теме «Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация» для уроков химии в 8 классе, которые могут быть использованы : * на уроках, при изучении данной темы; * при проведении предметной недели по химии;* в курсе внеурочной деятельности;* в индивидуальной работе.
Виды заданий для формирования УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − участие в проектах; подведение итогов урока;– творческие задания;– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;– самооценка события, происшествия;– дневники достижений
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − «преднамеренные ошибки»; – «ищу ошибки»; - диспутпоиск информации в предложенных источниках;– взаимоконтроль; взаимный диктант––заучивание материала наизусть в классе–контрольный опрос на определенную проблему
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − «Найди отличия» (можно задать их количество);– «На что похоже?»– Поиск лишнего– «Лабиринты»– Упорядочивание– «Цепочки»– Хитроумные решения– Составление схем-опор– Работа с разного вида таблицами– Составление и распознавание диаграмм– Работа со словарями
КОММУНИКАТИВНЫЕ −– составь задание партнеру;– отзыв на работу товарища;– групповая работа по составлению кроссворда;– магнитофонный опрос;– «отгадай, о ком говорим»;– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Задание №1.
Личностные УУД
Познавательные УУД самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Выбери правильный ответ: Электролитической диссоциацией называют:распад электролита на ионы при растворении;способность веществ проводить электрический ток;- способность  веществ растворяться в воде;- процесс упорядоченного движения ионов.
Контроль, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Дистиллиро-ванная вода
Сахароза
Глюкоза
Минеральная вода
Соляная кислота
Нитрат алюминия
Известковая вода
Гидроксид калия
Карбонат кальция
Личностные УУД
Хлорид натрия
Сахароза
Сульфат натрия
Вода, насыщенная кислородом
Серная кислота
Спирт
Дистиллиро-ванная вода
Азотная кислота
Гидроксид натрия
Задание №2. Работа в парах.Игра в «крестики-нолики». Соединив прямой линией три клетки покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ, растворы которых:а) проводят ток
б) не проводят ток
- поиск и выделение информации;- анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне
организовывать работу в паре;корректировать свое мнение;инициативное сотрудничество
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Задание №3. Работа в парах.Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К+ ; B a 2+ ; Cu 2+ .Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному.
Личностные УУД
Познавательные УУД - поиск и выделение информации;
Коммуникативные УУДорганизовывать работу в паре;корректировать свое мнение;инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Регулятивные УУДопределять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели планировать деятельность
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
анализ с целью выделения признаков;-синтез, как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
Задание №3. Работа в парах.Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К+ , Ba 2+ , Cu 2+.Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному.
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Задание № 4. Сравнить частицы: а)    Li0   и    Li+  б) Cl0 и Cl- оформить таблицу, сделать вывод
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Регулятивные УУД Определять цель, проблему деятельности
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериямУстанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне

Задание № 5
Личностные УУДформирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; контроль и оценка
Закончите уравнения возможных реакций. Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде:  а) FeCl3 + NaNO3 -->  б) AgNO3 + BaBr2 -->  в) H2S + Pb(NO3)2 -->  г) Ca(OH)2 + HCl -->  д) ZnSO4 + CuCl2 -->
умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Задание № 6. Работа в парах.  С какими из перечисленных веществ – оксид меди (II), хлорид меди (II) (р-р), оксид углерода (IV), соляная кислота, золото, хлорид натрия  (р-р), карбонат кальция  – может взаимодействовать гидроксид натрия? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
поиск и выделение информации;- анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне, использовать аналогии
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; организовывать работу в паре;корректировать свое мнение.
определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуальноконтроль, коррекция
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные УУД Анализ с целью выделения признаков
Коммуникативные УУД контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД
Задание №7. Верно ли утверждение: А. Все реакции ионного обмена являются не окислительно-восстановительными реакциями.Б. В реакциях ОВР хотя бы одно вещество меняет значение степени окисления (СО).Верно только А. Верны оба. Верно только Б.Неверны оба.
Задание №8. Синквейн - от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он предложен как задание для работы в парах. План1 строка – 1 слово- существительное- название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы – действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки.Ключевое слово – кислота.Например: Синквейн. Раствор.Разбавленный, водный. Растворять, смешивать, решать.Растворы широко встречаются в быту.Смеси.
Личностные УУД саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
рефлексия;выделение необходимой информации;представление информации в разных формах

Задание №9. Работа в парах или небольших группах.
Личностные УУД Аргументирова-но оценивать свои и чужие поступки;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Морская вода содержит ионы натрия, магния, калия; хлорид, -сульфат- , иодид- , и бромид - ионы. Какие соли необходимо растворить, чтобы приготовить «морскую воду»?Запишите формулы веществ.   
Задание №10
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД определение цели, функций участников, способов взаимодействия; излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные УУД
анализ с целью выделения признаков; классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:H2SO4, Na3PO4, Ba(OH)2. Назовите вещества и ионы. К какому типу ионов (по заряду и по составу) относится каждый из них?
аргументировано оценивать свои и чужие поступки
контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)коррекция
Ответ:
Задание №11.
Личностные УУД Аргументирова-но оценивать свои и чужие поступки;
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
владеть смысловым чтением, анализировать, устанавливать аналогии и использовать их в решении задач

В 100 г 10%-го раствора плавиковой кислоты распалось на ионы 2,408 · 1022 ее молекул. Определите степень диссоциации плавиковой кислоты.Ответ:
Задание №13.
Личностные УУД Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
поиск и выделение информации;представлять информацию в разных формах

Работа по группам. Краткосрочный проект « Кислоты вокруг нас». Результат оформить в виде групповой презентации.Творческие задания по группам:1 группа: Кислоты в природе.2 группа: Кислоты в продуктах питания.3 группа: Осторожно, кислота! (ТБ)4 группа: Экология и кислоты.
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ;
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно используя ИКТ
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД развитие умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать
Регулятивные УУДвыдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно
Задание №14. Работа в парах. Используя схему получения солей, предложите не менее пяти способов получения:а) хлорида меди (II)б) нитрата меди (II) Составьте уравнения химических реакций, рассмотрите их в свете ТЭД или ОВР.
построение логической цепи рассуждений;устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне
Задание № 12. При оказании первой медицинской помощи при ожогах белым фосфором применяют 5%-ный раствор питьевой соды. Сколько соды (карбоната натрия) надо взять для приготовления 600 г раствора?
Личностные УУДформирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы.
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативные УУД продуктивно взаимодействовать;планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться
Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно
Задание №15. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Задание №16.
Личностные УУД Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
поиск и выделение информации;представлять информацию в разных формах

Работа в парах.Осуществить цепочку превращений:а )   FeCl2 --> Fe(OH)2 --> H2O ---> Ca(OH)2б )   Na --> NaOH --> Cu(OH)2 ---> CuO
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ;
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно используя ИКТ
Задание № 17. Работа в группах
Личностные УУДформирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы
Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; контроль и оценка
Экспериментальная задача.Выданы три пронумерованных сосуда с водой, раствором кислоты и раствором щелочи. Определить одним реактивом, что в какой пробирке находится.
умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков.
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков.
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков.
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков; личностные, метапредметные и предметные результатыДля педагогов: получение педагогического инструментария для реализации ФГОС и наработка материалов для методической копилки.
1. ФГОС ООО.2. Демидова М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения  // Народное образование. – 2005. –  №9. – с.115-126.3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – М., 1998.4. Кривых С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе (спецкурс для учителей и методические рекомендации). Изд-во ИПК, Новокузнецк, 1998.5. Селевко Г.К .Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.6. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб,  2007.8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – М., 1993.9. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. –  № 8. – с.11-15.10. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. –  с.112-119.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации"

Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследо...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни....

Презентация к докладу:"Формирование базовых национальных ценностей через музейную деятельность (из опыта работы)"

Музей  - мощный фактор реализации приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основой которых является формирование базовых национальных ценностей как стержня ...

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...