Использование методик Н.А.Зайцева в занятиях по программе «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА для дошкольников» Г.Б. Чернова ГОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8 Санкт-Петербург
статья на тему

Использование техники обучения чтению по методике Н.А. Зайцева на занятиях по Валеологии в детских дошкольных учереждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методик Н.А.Зайцева в занятиях по программе  «ЭКОЛОГИЯ  ЧЕЛОВЕКА для дошкольников»

Г.Б. Чернова

ГОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8

 Санкт-Петербурга

    У советского писателя фантаста Дмитрия Биленкина есть рассказ, в котором говорится о том, как космический инопланетный патруль   побывал на Земле. Возвратившись, к семье домой, он рассказал об удивительной планете, где есть зеленые растения, вода и главное бесплатный воздух. Но существа, населяющие эту планету  очень странные. Они ценят метал и прозрачные камни. А на такие драгоценности, как вода, воздух совсем не обращают внимание. Дети, слушавшие папу, закричали, что они очень хотят жить на этой волшебной планете… В заключении рассказа жена с укором  сказала, что дескать зачем папа так расстраивает детей сказками и выбросила одноразовые платиновые тарелки в мусоропровод.

Система ценностей человека – это главная проблема, которая стоит перед экологами всего мира.

Участники международного педагогического проекта «Перспективы воспитания в духе экологии и сотрудничества», возглавляемого профессором университа Осло (Норвегия) Евой Норланд, выделили в качестве ориентиров современного образования и воспитания такие ценности, как мир, экологически чистая окружающая среда и тесное сотрудничество живущих на Земле людей.

Основные цели экологического образования в России были обозначены  в основных трех аспектах:

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ-ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека...

ВТОРОЙ АСПЕКТ - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей..

ТРЕТИЙ АСПЕКТ - активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Именно, на втором аспекте хочется остановиться более подробно.

 

Что за деньги не купишь? Здоровье.

Что ценнее всего на свете? Жизнь.

Почему же тогда мы зачастую так легкомысленно относимся к своему и чужому здоровью? Может быть причина кроется в нашем обществе? В начале мы строили коммунизм с социализмом. Построить во что бы то не стало. Почетно "сгореть" на работе, зачем думать о здоровье, когда  вокруг стройки века. О здоровье пусть врачи заботятся.

Сегодня грандиозных строек нет, Медицина становится все дороже и дороже. Почему же мы имеем все тоже легкомысленное отношение к здоровью. И "горим" (но уже по другим причинам) на работе и полный «букет» вредных привычек в придачу? Может быть, на Западе  дело обстоит более благополучно? Да, несомненно. Но и за рубежом проблемы те же, хотя они и  не так остро обозначены. Во многих странах западной Европы и Соединенных Штатах приняты государственные программы по охране и укреплению здоровья. Пропагандируется Здоровый образ жизни. Быть здоровым не только полезно, но и модно. К пропагандистской работе подключено телевидение. У нас же телевидение на сегодняшний день - это предмет особого разговора.

Так почему  мы зачастую легкомысленно относимся к здоровью, начинаем думать о нем, когда появляются проблемы со здоровьем? Наверное, где-то еще и потому, что меньше всего мы знаем о себе. О своем организме, о процессах в нем протекающих, о механизмах, управляющих нами. Получив минимум анатомических знаний в 8 или 9 классах, мы  отправляемся с ними в жизнь.  В системе нашего образования были и остаются приоритетными знания языка, математики, иностранного языка, овладение компьютером, т.е. те отрасли знаний, которые общество считает наиглавнейшими в нашей жизни. Не спорю. Эти знания очень важны. Однако история развития человеческой цивилизации и состояние окружающей среды на сегодня, диктуют необходимость включения в число таких первоначальных дисциплин основ биологического восприятия организма одновременно с экологическим восприятием окружающей среды.  Причем, такое включение в систему образования должно происходить на  дошкольном этапе. Почему? Потому что возраст  от4 до 6 лет это возраст Почемучек? Возраст во время которого происходит наибольшее накоплений информации, формирование основных стереотипных программ , которыми ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Это возраст формирования и активизации сознательной деятельности. И поэтому осознание ребенком самого себя, значимости уникальности своего организма становится особенно важным. Ведь это фундамент, на котором можно строить стереотипы правильного бережного отношения к своему здоровью, здоровью других людей, к окружающей природе.

Однако, при формировании представлений о строении и  работе  организма человека, а также о правилах охраны и укрепления здоровья, необходимо учитывать следующее.

Занятия с детьми НЕ ДОЛЖНЫ:

-не должны нести элементы запугивания (если ты не будешь мыть руки, у тебя вырастут страшные….)

-не должны быть сильно марализированы

- не должны быть руководством к действию

-не должны настраивать против родителей

-не должны заставлять задумываться над вопросами не соответствующими возрасту

Занятия ДОЛЖНЫ быть

-добровольными

-положительно эмоционально окрашенными

-ведущий метод – ИГРОВОЙ

-в занятиях должен присутствовать максимально конкретный материал

(таблицы, муляжи, самонаблюдения и т. д.)

-занятия должны активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую и физическую активность

-должны быть рассчитаны на дошкольный возраст

-должны нести информацию, подчеркивающую уникальность, как человеческого организма, так и окружающего мира в целом.

Нужны ли знания по анатомии и физиологии человека в дошкольном возрасте?

НУЖНЫ!

-Формируется позитивная реакция на справедливые требования взрослых (Помой руки, пора спать и т. д.)

-Формируется негативное отношение к вредным привычкам.

 -Закладывается правильная стереотипная программа здорового образа жизни.

-Формируется бережное отношение к среде, в которой живет ребенок, к природе в целом и отрицательное отношение к факторам, которые ее загрязняют.

- На занятиях происходит психологическая коррекция детских страхов, сформированных нашим телевидением.

-Формируется позитивное мировоззрение.

Я хочу остановиться на одном из занятий и показать, как можно использовать современные методы обучения на практике.

Первое занятие.

«Давайте познакомимся – ЧЕЛОВЕК».

Основная цель:  Вызвать у детей интерес к самим себе.

Выяснить, какие части тела есть у человека и как они важны и нужны.

Материалы к занятию: кубики Н.А.Зайцева, магнитофон с записями веселой детской музыки.

На столе сложено из кубиков слово «ЗДОРОВЬЕ»

Вступление.

 Ребята!  Что здесь написано? Попробуйте прочитать. (Как правило, дети, обучающиеся по методике Зайцева, в старшей и подготовительной группе без труда справляются с этим заданием)

 Сегодня мы с вами начинаем разговор о здоровье.

Как вы думаете, что лучше, быть здоровым или быть больным?(слушаем ответы детей)

 Как здорово быть Здоровым. Можно гулять с друзьями, целовать маму, смотреть любимые мультфильмы…

Как плохо быть Больным. Нужно лежать в постели, нельзя видеться с друзьями, голова болит, горло болит, температура…

  Как же сделать так, чтобы не болеть?  Нужно беречь Здоровье!

А как беречь Здоровье?

 Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала узнать, как устроен человек, что ему полезно, а что вредно. Итак, мы начинаем знакомство с человеком. Давайте мы с вами попробуем сложить из кубиков это важное слово «ЧЕЛОВЕК» (дети быстро справляются с заданием)

 Знаете ли вы, что человек очень сложно устроен, сложнее любой машины. У человека, т.е. у нас с вами есть (воспитатель складывает из кубиков последовательно слова)

РУКИ, НОГИ, ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, ШЕЯ.

У головы есть лицо.   Какие части лица вы знаете? ( дети отвечают глаза, нос, рот). Зачем они нам нужны? (смотреть, видеть; дышать, нюхать; говорить, есть).

 Воспитатель подводит итог.

Видите, какая важная у нас голова.

 А, зачем нам шея?( втянули голову в плечи, пробуем повернуть ее, не получается - вывод: шея нужна, чтобы поворачивать голову). Зачем нужны ноги? (бегать,ходить,прыгать).

Ноги у нас не просто палки. Они состоят из нескольких частей и могут сгибаться. Эти части ноги называются бедро, колено, голень. стопа.(показываем),(без них мы ходили бы как неуклюжие роботы, а бегать совсем не могли (проверяем).

А какие удивительные наши руки.  Они тоже состоят из нескольких  частей. Эти части называются Плечо, локоть, кисть (показываем). Без них мы не смогли бы сгибать руки (проверяем). Смогли бы мы дотянуться до рта или причесать волосы?

  Части туловища тоже имеют свои названия. Это грудь (грудная клетка), живот, спина.

Закрепление материала проводим через музыкальную "зарядку" во время которой поочередно называются части тела.

Затем вместе с детьми, воспитатель складывает из кубиков новые для ребят слова. КИСТЬ, ЛОКОТЬ, ПЛЕЧО, ГОЛЕНЬ, БЕДРО, СТОПА.

В заключении можно еще раз указать на то,  что человек сложно устроен. А чем сложнее устроена вещь, тем ее труднее починить, когда она ломается. 

Что сложнее починить стул или телевизор? (телевизор, потому что он сложнее устроен). А человек сложнее любого телевизора, компьютера или робота, и поэтому  "чинить" человека очень трудно. Ведь у него нет запасных частей, рук, ног, голов. Машине можно поменять запасное колесо, а человеку голову не поменяешь. Можно показать ситуативную картинку (условно)

"Драка". Почему расстроились мамы?  Потому что ребята могут причинить себе вред, получить травму, повредить себе руку или ногу, глаза. Нанести вред своему здоровью.

Используя «говорящие» карточки-картинки Зайцева и кубики, можно поговорить о профессиях  в данном ключе. Раковину чинит водопроводчик, электричество - электрик, человека "чинит" врач.

Занятие можно закончить "Музыкальной зарядкой".

Систематическое включение в систему занятий кубиков и картинок Н.А,Зайцева, способствует интенсивному закреплению знаний, полученных на занятиях по программе «Экология человека для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие занимательной математики и истории Санкт -Петербурга

Путешествие по Санкт-Петербургу, решая задачи про исторические события города....

НОД (часть) по Петербурговедению с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста "Острова Санкт - Петербурга"

Цели: Знакомить детей с приёмами, используемыми при запоминании наглядной информации, развивать зрительную память. Учить детей  вычленять  составные части и объединять их в целое. ...

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

Открытый урок по дисциплине "Деловой английский язык" по теме «Бронирование номеров. Подготовка и выполнение тестового задания. Тест 1». Колледж Туризма Санкт-Петербурга, группа 116 (1 курс) СПО 43.02.11 Гостиничный сервис (углубленная подготовка)

Данный материал содержит все необходимое для проведение открытого урока по теме "Бронирование номеров. Подготовка и выполнение тестового задания" (специальность "Гостиничный сервис"...

Практическое занятие " Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга"

22 декабря 2021 года в рамках месяца общеобразовательных дисциплин в колледже прошел открытый урок "Особоохраняемые природные территории Санкт-Петербурга"в формате экологической игры среди о...

Конспект занятия по теме: «Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.»

Конспект занятия по теме: «Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.»В 5 классе слабослышащих и позднооглохших учащихся с лёгкой умственной отсталостью.Цель: познако...