Горбач М.Я. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург, Россия
статья
Предварительный просмотр:
Горбач М.Я.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург, Россия
Концепция модернизации российского образования определяет основную задачу профессионального образования как подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Работодателю, производству, нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это зависит от полученных в стенах учебного заведения компетенций, т.е. качественного образования, основанного на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены в процессе обучения.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность обучающихся путем устных опросов и путем оценки письменных работ. Оценка достижений обучающихся является естественной нормой. Современный подход к оценке результатов в образовании должен быть комплексным. Подходы и выбор критериев оценки должен быть тщательным. Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:
-они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания);
-жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);
-"доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны).
Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.
Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл обучающего, а величины, отражающие динамику изменения такого качества, как овладение обучающимся профессиональными и общими компетенциями.
Цель измерения в педагогике- это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения обучающихся и уровня подготовки. Цель измерения в среднем профессиональном образовании при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации - это получение численных эквивалентов уровней знаний, умений и навыков.
Знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации образования. Устранить субъективный элемент чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств. Во-первых, весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения. Во-вторых, пока еще не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям учащихся.
Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:
ошибки великодушия,
ореола,
центральной тенденции,
контраста,
близости,
логические ошибки.
Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок. Ошибки "центральной тенденции" проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. Например, в школе - не ставить двоек и пятерок. Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех учеников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью. Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" преподаватель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения. "Логические" ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными.
Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.
Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние ученики отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов. Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка.
Одной из причин необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания.
Важнейшими принципами контроля успеваемости учащихся являются:
объективность,
систематичность,
наглядность (гласность).
Проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний решается, в том числе и посредством соблюдения основных психолого-педагогических требований к проведению контрольных процедур:
1. Разъяснить студентам свой подход к оцениванию знаний:
- критерий оценки;
- из чего будет складываться итоговая оценка (удельный вес текущих оценок).
2. Разумность требований – соответствие уровню обученности.
3. Любая проверка должна начинаться с успеха, т.е. первое задание должно быть легким, далее по степени возрастания сложности.
4. Правильно формулировать вопрос:
- желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова;
- термины в вопросе должны быть понятны;
- в вопросе должна быть одна мысль;
- нежелательны пространные предложения;
- в контрольном тесте не должно быть внушающих вопросов.
5. Основой контроля является тщательно проработанный учебный материал.
6. Заранее составить образец (эталон) для выставления оценок.
7. Избегать ошибок оценивания.
8. Сомнения трактуются в пользу обучающегося.
9. Необходим разбор работы со студентами:
- обучающиеся видят свои ошибки;
- понятна отметка (меньше недовольных);
- студенты уточняют критерии отметок – совершенствуется самооценка;
- разбор помогает подбодрить или стимулировать студентов.
10. Регулярно информировать обучающихся об их успеваемости.
12. Смещать акцент с выискивания ошибок к нахождению успеха.
Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога была адекватной, справедливой и объективной.
В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки конкретно обозначен перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Компетентность – интегральное качество личности, характеризующее готовность человека к эффективной реализации той или иной жизненной роли (профессионала, члена общества, гражданина и т.д.). В результате освоения той или иной дисциплины или профессионального модуля студент должен не просто получить определенный уровень знаний, а эти знания должны реализовываться в понятиях «знать, уметь, иметь практический опыт».
Прослеживается совершенно определенная установка на то, чтобы критерием оценки деятельности студента и педагога становится конкретный результат, полученный обучающимся в процессе реализации своих знаний на соответствующем рабочем месте. Все это определяет особый уровень ответственности как студента, так и преподавателя. Работодатель также становится активным участником образовательного процесса. Должно прийти общее понимание того, что в новых условиях на смену традиционному образованию, ориентированному на приобретение знаний, приходит практико-ориентированное образование, нацеленное на приобретение, кроме знаний, опыта практической деятельности.
Можно сделать вывод, что в новых условиях процесс обучения приобретает новый смысл, превращаясь в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессиональных социально-значимых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-669404-1442554784.png)
Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.
При применении субъектами образовательного процесса различных активных методов организации образовательной деятельности реализуются зад...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-973489-1577033967.jpg)
ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальностям среднего профессионального образования
Рабочая программа может быть использована в СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913793-1491474213.jpg)
Методическое пособие для педагога-психолога среднего профессионального образования СПО
Перед вами методическое пособие, написанное с целью более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу. Педагог-психолог приходит в образовательное учрежден...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-1428226-1665936044.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности" по специальности среднего профессионального образования "Организация обслуживания в общественном питании"
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии "Организация обслуживания в общественном питании"; имеет межп...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ОП.12 Менеджмент в профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886357-1485875470.jpg)
Опыт организации добровольческой деятельности обучающихся организаций среднего профессионального образования на примере экологического отряда "Волна" ГБНОУ "Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга"
Публикация содержит методические материалы по организации добровольческой деятельности обучающихся экологического отряда "Волна",включая все его атрибуты (эмблему, гимн, кодекс милосердия, д...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/18/picture-1538698-1729262643.jpg)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.07 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе дополнительных учебных кур
Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...